Руководитель работ при работе со снегоочистителями стругами и снегоуборочными поездами обязан

Обновлено: 14.05.2024

Помните такую известную русскую народную пословицу? Зима — это пожалуй самое нелёгкое и довольно хлопотное время года на железной дороге, особенно в период затяжных обильных снегопадов и лютых метелей, сильно затрудняющих работу всего железнодорожного хозяйства. Очистка от снега железнодорожного полотна, пассажирских платформ станций и остановочных пунктов является обязательным требованием безопасности.

Вокзал на станции Пено зимним январским вечером. Уютно брезжит тёплый свет в левом крыле здания из окошек помещения дежурного по станции. Фото: Алексей Алексеев

Вокзал на станции Пено зимним январским вечером. Уютно брезжит тёплый свет в левом крыле здания из окошек помещения дежурного по станции. Фото: Алексей Алексеев

Внезапно налетавшая сильная метель со снегопадом, заметает пути на Бологое-Полоцкой дороге, видимость при такой погоде не более 200 метров. Участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд. Станция Пено. Фото: Алексей Алексее

Внезапно налетавшая сильная метель со снегопадом, заметает пути на Бологое-Полоцкой дороге, видимость при такой погоде не более 200 метров. Участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд. Станция Пено. Фото: Алексей Алексее

Привычные всем оранжевые жилетки путейцев в новое время заменили люди "со стороны" в салатовых жилетках, напрямую никак не связанные с железной дорогой, работающие по договору подряда. Станция Осташков, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Привычные всем оранжевые жилетки путейцев в новое время заменили люди "со стороны" в салатовых жилетках, напрямую никак не связанные с железной дорогой, работающие по договору подряда. Станция Осташков, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Борьба со снежными заносами — это забота путейцев. В старину путь обставляли на зиму снегоудержательными щитами. Это переносной высокий забор, состоявший из отдельных секций, который путейцы устанавливали вдоль перегона в таких местах, где в снегопады и метели сильно перемётывает, заносит.

Порой сдвигали эти щиты ближе или дальше от полотна по нескольку раз за зиму — по шею в снегу! Однако щиты могут лишь уменьшить, но не устранить заносы, и путь всё равно приходится очищать от снега.

В 1960-х годах от таких щитов отказались и повсюду где это возможно (кроме северных широт и степи) заменили посадками деревьев — лесозащитной полосой , по которой всегда легко можно издали узнать железную дорогу в степи или на любом открытом месте.

Лесозащитная полоса из высаженных когда-то вдоль пути елей, по которой легко ещё издалека можно узнать, что там проходит железная дорога. Фото: Алексей Алексеев

Лесозащитная полоса из высаженных когда-то вдоль пути елей, по которой легко ещё издалека можно узнать, что там проходит железная дорога. Фото: Алексей Алексеев

Эта полоса, как гласил ещё дореволюционный путеводитель:

Увы, в последнее время началось повсеместное и варварское уничтожение этой полосы (буквально парадоксальное по своей бессмысленности!) якобы в целях облегчения доступа связистов к придорожной телеграфной сети (там где она ещё осталась) и недопущения завалов пути и линий электропередач упавшими деревьями. Вдоль путей (особенно на малодеятельных участках) теперь часто наблюдается невообразимый лесоповал — опаснейшие в пожарном отношении груды сваленных высохших кустов и деревьев, которые никто не вывозит.

Подготовку к зиме путейцы начинают ещё задолго до её наступления. На всем протяжении дистанции пути, перед любыми негабаритными местами (пассажирскими платформами, светофорами, мостами, планками УКСПС и др.) т.е. там, где снегоочиститель на ходу на скорости может влететь и удариться о выступающую поверхность ножом или крыльями и слететь с рельсов (увы, такое не раз бывало) необходимо расставить"зимние" путевые сигнальные знаки для работы на участке со снегоочистителем.

Очень необычные, самобытные и по своему содержанию выразительные, предназначенные для передачи указаний руководителю работ по снегоочистки.

Зимние сигнальные знаки на занесенном снегом перегоне Андреаполь-Торопец, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Зимние сигнальные знаки на занесенном снегом перегоне Андреаполь-Торопец, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Звучат эти знаки весьма красиво и обстоятельно, буквально пробуждая на трудовую решительность:

Технология очистки железнодорожных станционных путей от снега и путей на перегоне сильно отличается, поэтому далее разделю свой рассказ на две соответствующие части.

Путевые машины для очистки снега на перегонах

Техника для очистки путей от снега как правило не самоходная. Бывает удивительно наблюдать, как старенький двухосный снегоочиститель ЦУМЗ (теперь таких уже практически нигде не увидешь), напоминающий трамвай времён Зощенко, толкаемый могучим тепловозом, который дымит позади за снегоочистителем, словно крейсер, отважно ударяет со всего размаху плоским ножом в громадную сугробину и сметает её прочь с пути, словно богатырь, — и ведь не сваливается при таком ударе с рельсов!

Двухосный снегоочиститель ЦУМЗ возле ПЧ на станции Осташков, 1980-е годы, участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд. Фото из архива автора

Двухосный снегоочиститель ЦУМЗ возле ПЧ на станции Осташков, 1980-е годы, участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд. Фото из архива автора

И какой густой белоснежный взрыв при этом происходит! Особенно красиво это зрелище наблюдать в ясную морозную погоду, когда частицы снега искрят на солнце всеми цветами радуги. Снегоочиститель на ходу с глухим грохотом врывается в снеговую толщу и мгновенно создает вокруг себя млечный фонтан, который в ясную погоду к тому же сверкает мириадами искр, зрелище бывает просто феерическое.

Двухосный снегоочиститель ЦУМЗ в тупике на станции Андреаполь, начало нулевых прошлого века, участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд. Фото из портала "Галерея паровоза ИС"

Двухосный снегоочиститель ЦУМЗ в тупике на станции Андреаполь, начало нулевых прошлого века, участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд. Фото из портала "Галерея паровоза ИС"

Сегодня их место заняли более современные путевые машины СДПМ, прозванный железнодорожниками "кирпич", хотя и им уже немало лет. Представляет собой специальный цельнометаллический четырехосный вагон, оборудованный по торцам плужными отвалами, толкаемый сзади тепловозом или электровозом.

На раме вверху и внизу расположены грузовые ящики с балластом. Это необходимо для повышения устойчивости снегоочистителя. Рама опирается на две двухосные тележки точно точно такие же как у грузовых вагонов.

Внутри СПДМ похож на неплохо обустроенное служебное жильё. Как уже упоминалось посреди в нём установлена металлическая печь, имеется ящик для угля, два лежака вдоль бортов, умывальник, шкаф для аптечки первой медицинской помощи.

Крылья и нож машины СДПМ работают от пневматики, воздух в которую подаётся в неё от локомотива, также как и электроэнергия для питания прожектора, буферных огней и радиостанции.

Заход тепловоза серии ДМ62 мощностью 2000 л.с. под машину СДПМ. Воздушные магистрали между тепловозом и машиной ещё не соединены, но на снимке виднен кабель, ведущий в кабину тепловоза для обеспечения эл. энергией путевой машины. Фото: Алексей Алексеев

Заход тепловоза серии ДМ62 мощностью 2000 л.с. под машину СДПМ. Воздушные магистрали между тепловозом и машиной ещё не соединены, но на снимке виднен кабель, ведущий в кабину тепловоза для обеспечения эл. энергией путевой машины. Фото: Алексей Алексеев

Поэтому для работы с машиной СДМП нужен мощный локомотив (желательно двухсекционный с двумя компрессорами), к примеру тепловоз серии 2М62 ну или хотя бы М62, для эффективного снабжения сжатым воздухом и разгона сквозь снежные толщи. Маневровый тепловоз для этих задач подходит не очень, поскольку утечки воздуха из машины СДПМ бывают значительные, да и толщина снежного покрова бывает такая, что имеющихся 1200 л.с. "маневрухи" может и не хватать для разгона машины.

Снегоочистительная машина СДПМ с маневровым тепловозом серии ТЭМ18ДМ на станции Соблаго, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Снегоочистительная машина СДПМ с маневровым тепловозом серии ТЭМ18ДМ на станции Соблаго, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Скорость с работой на перегоне как правило 40 км/ч, следование в транспортном состоянии 80 км/ч. Руководителю работ машины СДПМ на перегоне внимательно нужно следить за выше упомянутыми "зимними" сигнальными знаками. Нередко бывает молодежь ради забавы их повыдергивает перед каким-нибудь препятствием да и выбросит тут же под откос. Хорошо если путейская бригада опытная и уже не раз работала на данном участке, а если же нет, да ещё метель, снегопад, ночь на дворе, то и до большой беды тут недалеко.

Машины для очистки снега со станционных путей

Снегоуборочная машина СМ-2 с мощным в 4000 л.с. двухсекционным тепловозом 2М62 работает по станции Пено, ОКТ жд. Фото: Денис Доронин

Снегоуборочная машина СМ-2 с мощным в 4000 л.с. двухсекционным тепловозом 2М62 работает по станции Пено, ОКТ жд. Фото: Денис Доронин

Раньше были машины Гавриченко, позднее появились теперешние снегоуборочные машины СМ-2 (в просторечии на сленге железнодорожников "снегурки" ) предназначены для очистки путей на станциях. Работают обстоятельно, никуда не спеша (скорость всего 3-5 км/ч). Эти машины тоже не самоходные и работают в паре как правило с двухсекционным тепловозом, снабжающих СМку сжатым воздухом и толкая её по станции.

Снегоуборочная машина СМ-2 в сильный снегопад выполняет работу по очистке 3-го пути на станции Осташков, январь 2019г., участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Снегоуборочная машина СМ-2 в сильный снегопад выполняет работу по очистке 3-го пути на станции Осташков, январь 2019г., участок Бологое-Великие Луки ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Сгребают снег щётками с верхушки рельсов, а затем по транспортёру перемещают его назад в специальные секции.

Когда полностью до отказа битком заполнят снегом все вагоны в поезде (как правило в составе 3 вагона), уезжают в специально отведённое место в границах станции, отмеченное знаком "место для выгрузки снега" .

И там также не спеша сваливают снег под откос, где он долго ещё потом громоздится угрюмыми тёмными горами и не тает почти до майской жары.

Отапливается машина СМ точно также как и СДМП металлической печью "буржуйкой".

Вдоль стен два лежака. Во время работы вахтовым методом путейская бригада зачастую живёт здесь же в своей машине. Фото: Алексей Алексеев

Вдоль стен два лежака. Во время работы вахтовым методом путейская бригада зачастую живёт здесь же в своей машине. Фото: Алексей Алексеев

Ещё для работы по уборке от снега станционных путей есть машины ПОМ — пневмочистительная машина, в просторечии названая "ветерок" .

Эдакий огромный электровентилятор на рельсах с двухсекционным тепловозом, буквально сдувающий мощным воздушным потоком весь снег с пути. Правда как я сам не раз наблюдал у этой машины есть несколько больших недостатков. Первый, расчищая один путь, она непременно задувает снегом соседний. Ну и в оттепель мокрый слежавшийся снег ей сдуть уже не по зубам.

Тепловоз серии 2М62 специально подготовленный для работы с машиной ПОМ. Слева и справа от таблички с индексом серии и номером тепловоза видны две розетки для соединения "жоксов", с целью подключения питания вентилятора машины ПОМ. Фото: Алексей Алексеев

Тепловоз серии 2М62 специально подготовленный для работы с машиной ПОМ. Слева и справа от таблички с индексом серии и номером тепловоза видны две розетки для соединения "жоксов", с целью подключения питания вентилятора машины ПОМ. Фото: Алексей Алексеев

В последнее время на малодеятельных линиях можно заметить специальную самоходную технику на жд ходу ( КЖТ ), имеющую в своём арсенале всевозможное навесное оборудование, в том числе и щётки для очистки путей от снега.

Машина КЖТ выполняет работы по очистке 3-го пути от снега на станции Андреаполь, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

Машина КЖТ выполняет работы по очистке 3-го пути от снега на станции Андреаполь, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

По своему опыту могу сказать, что чистят станционные пути они не хуже громоздких машин СМ. Им не нужно периодически ездить на выгрузку снега, а управляет такой машиной всего один человек, тогда как для работы СМ требуется целая бригада и тепловоз. Это тот редкий пример, когда "оптимизация" в РЖД приносит свои положительные плоды не только по сокращению затрат, но и улучшению производительности труда.

При подготовки публикации были использованы отрывки из книги А.Б. Вульфова "Повседневная жизнь российских железных дорог".

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram

1.1. Заместитель начальника депо по ремонту обеспечивает своевременное выделение локомо­тивов, оборудованных для работы со снегоочистителями.

1.2. Заместитель начальника депо по эксплуатации обеспечивает выделение локомотивных бригад для работы со снегоочистителями и снегоуборочными машинами согласно заявки дистанции пути.

1.3. Работники вагонного хозяйства обеспечивают ремонт и исправность ходовых частей, ав­тосцепок, тормозного оборудования и производят опробование автотормозов с вручением машинисту справки формы ВУ 45.

1.4. Снегоочиститель и снегоуборочные машины сопровождаются руководителями работ от дистанции пути по должности не ниже дорожного мастера.

Руководитель работ и машинист локомотива в равной степени отвечают за своевремен­ное восприятие показаний напольных светофоров и выполнение скорости движения. Перед начатом работы руководитель обязан проинструктировать машиниста, ознако­мить с планом работы и установить скорость следования снегоочистителя в рабочем положении в зависимости от толщины снежного покрова и других условий. Установлен­ную руководителем скорость помощник машиниста вписывает в предупреждения и постоянно дублирует машинисту.

1.5. Для работы со снегоуборочной техникой назначаются опытные локомотивные бригады со стажем не менее 2-лет, имеющими классность, утверждённые приказом начальника депо.

1.6. Согласно инструкции ЦТ / 4312 при работе электровозов с плуговыми снегоочистителями устанавливается прикрытие не менее 4-осей (полувагон или крытый вагон). Согласно инструкции ЦТ X* ПР-384 от 04.12.1987г. для работы со снегоочистителями СДП, СДПМ выделяются локомотивы, имеющие выводы на буферный брус концевых рукавов тормозной и питательной магистралей. Общая производительность компрессо­ров локомотива должна быть 4-5 м 3 / мин (ВЛ11, ВЛ11 М , ТЭМ-2, ТЭМ-18 Д, 2ТЭ116, ТЭМ7). На тепловозах должны быть поставлены заслонки на всасывающие фильтры вентиляторов охлаждения ТЭД. Электровозы, выдаваемые для работы со сне­гоуборочной техникой должны быть подготовлены локомотивной бригадой с проведени­ем мер предупреждающих попадание снега в ТЭД, высоковольтную камеру и другую ап­паратуру.

Для этого бригада обязана:

1.6.1. Проверить наличие и исправность снегозащитных устройств ТЭД и привести их в рабочее состояние.

1.6.2. Плотно закрыть жапюзи форкамер.

1.6.3. Установить в раструбы вентиляторов кольца, обтянутые мешковиной.

1.6.4. Плотно закрыть двери и окна в нерабочих кабинах и коридорах.

1.7. Прицепку локомотива к снегоочистительной технике производить в следующем порядке:

1.7.1. Произвести сцепление и проверить правильность сцепления автосцепок кратковремен­ным движением назад и по сигнальным отросткам. До соединения рукавов между локо­мотивом и снегоочистителем машинист должен быть ознакомлен с особенностями тор­мозной системы снегоочистителя, наличие или отсутствие автотормозов, наличие прямо-действующего тормоза и стоп — крана, величиной тормозного нажатия на ось и весом сне­гоочистителя.

1.7.2. После прицепки локомотива к снегоочистителю помощник машиниста локомотива дол­жен продуть ТМ и НМ локомотива через концевые крины, соединить магистрали и от­крыть концевые краны между ними.

1 7.3. Машинисты локомотива и снегоочистителя после соединения магистралей обязаны лично проверить правильность соединения концевых кранов между ними.

1.7.4.Отрегулировать кран машиниста на поддержание давления в ТМ при поездном положении ручки крана машиниста 6 атм.

1.7.5. Зарядить тормозную магистраль.

1.7.6. Подключить рабочую магистраль снегоочистителя к напорной магистрали локомотива.

1.7.7. Проверить плотность ТМ локомотива и снегоочистителя по снижению давления в главных резервуарах (0,2 атм. за 1 мин. или 0,5 атм. за 2,5 мин).

1.7.8. Проверить плотность обратного клапана (при его наличии на снегоочистителе) на рабочей магистрали, для чего открыть стоп-кран на снегоочистителе, снижение давления в рабочей магистрали должно быть не более 0,2 атм. за 1 минуту.

1.7.9. Произвести полное опробование автотормозов с 5-минутной выдержкой в заторможенном состоянии, согласно п.9.2.4 - 9.2.6 ЦТ - ЦВ - ЦЛ - ВНИИЖТ / 277 – 94 г

2. Скорости следования со снегоочистителями (км/час):

№№ п/п Наименование мест следования Тип снегоочистителя СДПм ЦУМз
1. По перегону в рабочем состоянии не> 70 не>40
2. За 500 м до предупредительного или предвходного сиг­нала с разрешающим показанием
3. За 500 м до входного сигнала с разрешающим показани­ем
4. При загорании желтого огня светофорной сигнализа­ции
5. При безостановочном следовании по станции по главному пути по боковому пути
6. При следовании в нерабочем (транспортном) состоянии с локомотивом впереди Установленная по участку
Примечание: При ведении снегоочистителя по участкам с автоблокировкой локомотивная бригада должна руководствоваться показаниями напольных светофоров, при необходимости снижая скорость, обеспечивая видимость сигналов и их дублирование.

2.1. При метелях, тумане, во время ночной работы и когда сигналы плохо различимы, скорость следования снегоочистителя уменьшается по усмотрению машиниста и руководителя работ При неисправности автоматической локомотивной сигнализации (приёмных катушек снегоочистителя или АЛСН локомотива) скорость следования до ближайшей станции устанавливается не более 25 км/час, где восстанавливается работа АЛСН или заменяется локомотив.

2.2. Работа снегоочистителя типа ЦУМз разрешается только на подъездных второстепенных и тракционных путях.

2.3. Рабочая скорость снегоочистителя СДП и СДПм зависит от толщины снежного покрова и не должна превышать с включенными и опробованными автотормозами 70 км/час. Минимальный радиус кривых: круговых – 120 м "S" образных – 170м. Конструкционная СДП и СДПм – 80 км/час. Давление в рабочем резервуаре не менее 6,5 атм.

3. После установки и подключения на локомотиве переносного светового сигнализатора, производится проверка сигнализации. Проверку производят руководитель снегоочистителя и машинист локомотива по схеме:

Что делает руководитель на пульте управления снегоочистителя Что видит машинист на локомотивном Как оповещает машинист локомотива
Включает кнопку ЗЕЛЁНЫЙ огонь ЗЕЛЕНЫЙ огонь Один длинный свисток
Включает кнопку ЖЕЛТЫЙ огонь ЖЕЛТЫЙ огонь Два коротких свистка
Включает кнопку КРАСНЫЙ огонь КРАСНЫЙ огонь Три коротких свистка
Переводит кран тормоза в тормозное положение только на СДП и СДПм КРАСНЫЙ огонь Три коротких свистка

3.1. Проверяется взаимная слышимость звуковых сигналов, звуковые сигналы снегоочисти­теля должны работать в обе стороны (вперёд и назад). Напряжение питания на снегоочи­ститель (для ограждения) подаётся с локомотива.

3.2. Отравляться на перегон и работать со снегоуборочной техникой при неисправной радио связи, звуковой и световой сигнальной сигнализацией и выключенными автотормозами ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

3.3. ВНИМАНИЕ! Отсутствие какого-либо сигнала на переносном сигнализаторе является для машиниста локомотива сигналом немедленной остановки. При появлении на сигна­лизаторе светового сигнала, машинист дублирует его с помощником, подтверждает по пе­реносной радиостанции руководителю работ и дублирует звуковым сигналом.

3.4. При не подтверждении машинистом локомотива информации о правильности воспри­ятия сигнала руководитель работ обязан принять меры к остановке поезда.

После окончания работ со снегоочистителем электровоз (тепловоз) отправляется резервом в депо. До отправления локомотивная бригада должна очистить ВВК и форкамеры от снега. По прибытию в депо поставить на ПТО, сделать запись в ТУ-152 "Работа со снегоочистите­лем". На ПТО тщательно осматриваются ТЭД и электроаппараты, измеряется сопротив­ление изоляции силовых и вспомогательных цепей. При сопротивлении обмоток ТЭД ниже 1,5 МОм на электровозе и 0,5 МОм на тепловозах, обнаружении в ТЭД - снега произвести сушку изоляции.

Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного.

Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о.

Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда.

Меры безопасности при работе и обслуживании снегоочистительной, снегоуборочной техники и стационарных устройств очистки стрелок от снега
Общие требования безопасности при работе и обслуживании снегоочистительной, снегоуборочной техники

Сцепление и расцепление снегоуборочной и снегоочистительной техники должно производиться локомотивной бригадой только после полной остановки состава и контролироваться машинистом или помощником машиниста машины.

После сцепления с локомотивом бригада снегоуборочной и снегоочистительной техники должна проверить:

правильность соединения тормозной магистрали снегоуборочной техники с тормозной магистралью локомотива и рабочей магистрали снегоочистительной техники с питательной магистралью локомотива;

работу электроосвещения и прожекторов, а также световой и звуковой сигнализации, установленной на снегоуборочной, снегоочистительной технике и в кабине машиниста локомотива, работу радиосвязи с машинистом локомотива, а на снегоуборочных поездах дополнительно работу телефонной связи между кабинами управления головной машины и концевым полувагоном;

работу (вхолостую) всего пневматического привода снегоуборочного поезда, снегоочистителя или струга-снегоочистителя;

исправность действия звуковой сигнализации;

исправность стопорных устройств автосцепки и транспортных запоров.

Все транспортные запоры рабочих органов снегоочистительной и снегоуборочной техники должны быть выкрашены в отличительный цвет.

Все ограждающие устройства (цепи на перилах площадок кабин управления, ограждения лестниц для подъема на полувагон и т.д.) должны находиться в исправном состоянии.
Меры безопасности при работе плужных снегоочистителей и

стругов-снегоочистителей
При работе плужных снегоочистителей и стругов снегоочистителей необходимо соблюдать требования, приведенные в пункте 2.4.11 Правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений.

При движении плужного снегоочистителя с опущенным лобовым щитом и раскрытыми крыльями машинисту снегоочистителя необходимо внимательно следить за препятствиями, которые встречаются на пути движения, и своевременно убирать рабочие органы снегоочистителя в транспортное положение.

Во всех случаях отправление плужного снегоочистителя на перегон должно осуществляться в соответствии с требованиями пунктов 16.14 - 16.24 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.

При работе плужного снегоочистителя вагонного типа или струга на двух- или многопутном участке с закрытыми крыльями со стороны междупутья, необходимо соблюдать требования, приведенные в пункте 3.35 Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ.

При работе плужного снегоочистителя или струга с закрытыми крыльями со стороны междупутья на двух- или многопутном участке, необходимо перед скрещиванием на перегоне с поездами работу снегоочистителей или стругов прекращать по команде руководителя работ и возобновлять очистку пути только после прохода поезда по соседнему пути, также по команде руководителя работ. В этих случаях закрытое крыло, находящееся со стороны междупутья, должно быть зафиксировано транспортными запорами. При этом смежный путь сигналами не ограждается, но поездам, проходящим по соседнему пути, выдаются предупреждения в установленном порядке.

При движении снегоуборочных поездов и снегоочистителей без работы (например, переезд с одного пути на другой в пределах станции) техника должна быть приведена в транспортное положение, все рабочие органы закрепляются транспортными фиксаторами.

При нахождении плужного снегоочистителя, струга-снегоочистителя на электрифицированном участке обслуживающему персоналу запрещается:

подниматься на носовую часть рамы и отвала снегоочистителя, струга-снегоочистителя;

производить осмотр и ремонт оборудования, если при этом не исключена возможность приближения на расстояние менее 2 м к контактному проводу обслуживающего персонала или используемого им инструмента.

При обслуживании рабочих органов плужного снегоочистителя и струга-снегоочистителя их бригадам необходимо:

приводить рабочие органы в транспортное положение по команде руководителя работ;

находиться на расстоянии более 2 м от рабочих органов при приведении их в рабочее или транспортное положения;

располагаться таким образом, чтобы не попасть в зону действия рабочих органов снегоочистителя и струга-снегоочистителя при установке или снятии их транспортных запоров.

Осмотр и ремонт рабочих органов следует выполнять только при полностью выпущенном из рабочих резервуаров воздухе. При этом рабочие органы должны быть зафиксированы транспортными запорами или другими временными средствами фиксации.
Меры безопасности при работе роторных снегоочистителей
При работе роторных снегоочистителей необходимо соблюдать требования, приведенные в пункте 2.4.11 Правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений.

При работе роторного снегоочистителя оповещение о приближении поезда и передача распоряжений руководителя работ о снятии сигналов остановки осуществляются в порядке, установленном пунктом 4.10 Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ.

Для осмотра выбросного ротора, питателя или других элементов конструкции роторного снегоочистителя, если при этом требуется нахождение человека в зоне их действия, следует снять напряжение с генераторов тепловоза, остановить дизели, закрепить в транспортном или рабочем положении габаритные и основные крылья и подрезной нож, перекрыть краны подвода воздуха к коллекторам, а краны управления рабочими органами установить в нейтральное положение (полностью снять давление и отключить воздушную сеть снегоочистителя от питательной магистрали тепловоза). При этом один из членов бригады должен находиться в кабине управления, чтобы не допустить включения рабочих органов без соответствующей команды.

Обслуживающему персоналу запрещается осмотр и очистка рабочих органов роторного снегоочистителя (ротора, питателя, подрезного ножа и так далее), чистка коллекторов электрических машин, а также осмотр и смазка подшипников редукторов и валов передачи при работе дизеля тепловоза. Эти операции следует производить только при остановленном дизеле тепловоза.
Меры безопасности при работе снегоуборочных поездов
При работе снегоуборочных поездов всех типов необходимо соблюдать требования, приведенные в пункте 2.4.11 Правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений.

При подготовке двигателя снегоуборочного поезда к пуску и при его обслуживании во время работы наружные запоры дверей, расположенные по обеим сторонам двигателя, должны быть сняты. Двери должны свободно и беспрепятственно открываться изнутри помещения.

Персоналу снегоуборочного поезда при обслуживании дизеля запрещается:

оставлять без присмотра работающий дизель;

производить смазку, регулировку и обтирку работающего дизеля и дизель-генератора;

пользоваться открытым огнем и курить около дизеля;

открывать пробку радиатора при работающем дизеле. Дозаправку системы охлаждения следует выполнять только при остановленном дизеле;

оставлять работающий подогреватель без присмотра;

допускать одновременную работу дизеля и подогревателя;

включать в работу подогреватель при не полностью заправленных системах охлаждения и смазки;

применять паяльную лампу или факел с целью подогрева масла дизеля для запуска при низких температурах;

хранить и перевозить горюче-смазочные материалы в кабине электростанции и в кабинах управления головной машины и концевого полувагона;

осуществлять работы по ремонту электроаппаратуры под напряжением.

Для выполнения таких работ дизель должен быть остановлен, фидерные рубильники выключены. На рубильнике или автоматическом выключателе, отключающем генератор от сети, должна быть вывешена табличка "Не включать, работают люди".

Персоналу снегоуборочного поезда для удаления накопившихся в выхлопном тракте двигателя (выхлопных трубах и глушителях) остатков топлива, масла, которые могут загореться и послужить причиной пожара, необходимо:

регулярно, не реже чем через 200 часов работы дизеля, снимать с машины выхлопные трубы, глушители и прожигать накопившиеся в них отложения;

очищать механическим путем сильфонные компенсаторы, установленные на выхлопных трубах (выполнение данной работы должно быть записано в бортовом журнале).

Снегоуборочный поезд должен быть укомплектован исправными и проверенными средствами пожаротушения. Обслуживающий персонал перед началом работы снегоуборочного поезда, имеющего дистанционное управление дизель-генератором, должен проверить работу системы пожарной сигнализации, а также проверить вручную срабатывание стоп-устройств на впускном коллекторе дизеля.

Рабочие органы снегоуборочного поезда в рабочее и транспортное положение приводятся по указанию руководителя работ.

При проходе поезда по соседнему пути крылья, щетки и льдоскалыватели снегоуборочного поезда прикрываются по команде руководителя работ.
Меры безопасности при работе снеговых поездов
При работе снеговых поездов необходимо соблюдать требования, приведенные в пункте 2.8.16 Правил по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений.

Погрузка снега на платформу снегового поезда и его выгрузка должны производиться только при полной остановке состава. Уборка снега, его погрузка и выгрузка на ходу снегового поезда запрещается.

Запрещается выезд к месту производства работ снеговых поездов без вагона для обогрева работников, производящих уборку снега с пути.
Меры пожарной безопасности при обслуживании и работе

снегоочистителей, снегоуборочных и снеговых поездов
При установке печей на снегоочистителях и снегоуборочных поездах должны выполняться требования, приведенные в пункте 3.5 Правил перевозки рабочих, постановке жилых, бытовых и служебных вагонов на путях и пожарной безопасности в подвижных формированиях железнодорожного транспорта.

Дверки печи должны плотно закрываться и иметь устройство, исключающее попадание топлива из топки печи на пол, а печь должна быть укомплектована кочергой и совком и должна иметь дополнительное, не контактирующее с печью, металлическое ограждение с трех сторон. Перед топкой на пол должен быть уложен металлический лист с асбестовой прокладкой, на дымоотводной трубе должен быть установлен искрогаситель.

При эксплуатации отопительных печей дрова должны находиться в специально отведенном месте, а уголь находиться в специальном ящике, при этом запрещается:

применять дрова, длина которых превышает размер топки;

топить печь с открытой дверцей;

перевозить в кабине бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся жидкости, а также растапливать печь этими жидкостями;

оставлять печь с горящим топливом без присмотра;

выбрасывать на ходу машины золу и шлак;

производить сушку одежды, обуви на ограждениях;

оставлять огонь в печи при уходе членов бригады с машины.

Помещение, где располагается печь, должно быть оборудовано огнетушителями, ящиком с песком.

При пожаре горящие провода, электроаппаратуру, топливо и смазочные материалы необходимо тушить только углекислотными и порошковыми огнетушителями. Применять для этих целей пенные огнетушители и воду запрещается.
Меры безопасности при работе пневмоочистительной машины
Приступая к работе с машиной, руководитель работ проводит инструктаж обслуживающей бригады о порядке работы. Руководитель работ отвечает за все передвижения комплекса, состоящего из машины и локомотива с момента принятия руководства бригадой и до окончания работы.

Во время передвижения машины руководитель работ и машинисты локомотива должны проявлять особую бдительность. В случае необходимости должны подаваться звуковые сигналы, а также приводить в действие тормоза.

включать рабочие органы без команды руководителя;

производить осмотр рабочих органов, без отключения силового электропитания;

перед включением электропитания и пуска электродвигателей обязательно предупреждать об этом обслуживающий персонал;

запрещается во время работы вентиляторов подниматься на платформу и находится на ней.

В случае использования энергии от стационарных источников питания или от передвижных электростанций корпус машины должен иметь металлическую связь с заземляющим устройством стационарного источника или передвижной электростанции.

Кабель подключения к внешнему источнику питания должен иметь дополнительную жилу для соединения корпуса машины с заземляющим устройством питающей сети.

Во время работы выдуваемый с пути снег отбрасывается воздушным потоком на расстояние до 40 м.

исправность снегозащитных устройств. На раструбы вентиляторов поставить круги-фильтры, проверить запоры и закрыть двери форкамер. Работать со снегоочистите­лем только на низкой скорости вентиляторов.

Рекомендуется также перейти на частично-замкнутую систему вентиляции на электровозе. Для этого необходимо открыть 2-3 потолочных люка в каждой ВВК, от­крыть и закрепить в открытом положении двери форкамер.

После работы со снегоочистителем очистить от снега ВВК, форкамеры, снять круги-фильтры. Электровоз должен следовать резервом в ближайшее основное или оборотное депо, где должна быть проверена изоляция электрических машин и, при необходимости, произведена их сушка.

47.3. Работа с плужными снегоочистителями.

47.3.1. Очистка пути от снега на перегонах производится плужными снегоочис­тителями СДП или СДПМ.

В качестве прикрытия между локомотивом и снегоочистителем ставится порож­ний крытый вагон или полувагон, оборудованный двухпролетным воздухоснабжени-ем (тормозной магистралью и пролетной трубой для подключения рабочего органа снегоочистителя), и с исправным автоматическим тормозом.

При работе с новыми цельнометаллическими снегоочистителями СДП и СДПМ, имеющими удлиненную базу и дальний отброс снега за пределы пути, можно рабо­тать без прикрытия.

47.3.2. Кран машиниста регулируется на давление в ТМ 5,3-5,5 кгс/см 2 . Сцепление локомотива с вагонами и снегоочистителем, соединение концевых

рукавов тормозной и питательной магистралей с рабочим органом снегоочистителя производится помощником машиниста локомотива по сигналам и распоряжению руководителя работ.

После соединения магистралей машинист снегоочистителя обязан произвести проверку зарядки рабочей магистрали и действие обратного клапана и клапанов ЗМД

Давление в рабочих резервуарах снегоочистителя не должно превышать 6,0-6,2 кгс/ см 2 .

При проверке плотности рабочей магистрали снегоочистителя при давлении 5,0 кгс/см 2 падение давления допускается 0,2 кгс/см 2 /1 мин.

После проверки плотности ТМ (при перекрытом кране двойной тяги падение давления от нормального зарядного на 0,2 кг/см 2 должно происходить не быстрее, чем за одну минуту) производится полная проба тормозов осмотрщиком-автоматчи­ком совместно с машинистом снегоочистителя, и машинисту выдается справка о тормозах ВУ-45.

Автотормоза снегоочистителя, вагона прикрытия и локомотива должны быть включены.

Воздухораспределитель локомотива ставится на груженый режим.

Рабочую магистраль снегоочистителя при работе подключают к питательной магистрали электровоза.

47.3.3. Проверяется исправность звуковых сигналов, исправность радиосвязи и действие сигнализации между локомотивом и снегоочистителем.

Об исправном состоянии звуковых сигналов, радиосвязи и действии сигнализа­ции между локомотивом делается запись в бортовом журнале ТУ-152 и заверяется подписями машиниста локомотива и руководителя работ.

47.3.4. Рабочая скорость по перегонам снегоочистителей, оборудованных авто­матическим тормозом, должна быть не более 70 км/час, не оборудованных автома­тическим тормозом - не более 60 км/час. Рабочая скорость по станции - не более 40 км/час, струга - от 10 до 15 км/час.

При работе со снегоочистителем, находящимся впереди электровоза, АЛСН и САУТ выключаются.

При следовании по перегону руководитель работ передает на переносный сиг­нализатор на локомотиве соответствующие огни напольных светофоров (3, Ж, КЖ), а при необходимости остановки зажигает красный огонь.

При проследовании мест ограничения скорости, огражденных переносными сиг­налами, руководитель работ должен включать на переносном сигнализаторе жел­тый огонь и подавать звуковые сигналы снижения скорости.

47.3.5. Машинист локомотива в пути следования при движении снегоочистите­ля впереди обязан:

- повторять звуковым сигналом большой громкости изменение огней на пере­носном сигнализаторе и выполнять их требования;

- при появлении на локомотивном сигнализаторе желтого и красного огней од­новременно снизить скорость так, чтобы обеспечить остановку, не проезжая запре­щающего сигнала. При появлении на локомотивном сигнализаторе красного огня принять все меры к остановке, не проезжая запрещающего сигнала.

Читайте также: