Как оформить трудовой стаж задним числом

Обновлено: 04.05.2024

В пенсионном калькуляторе учитывается стаж по уходу за нетрудоспособными гражданами: инвалидами 1 группы, детьми-инвалидами , гражданами, достигшими возраста 80 лет, — если при этом не работаешь.

Какие доказательства надо предъявить, чтобы этот стаж учли? Я занимаюсь таким уходом с 2013 года, и это нигде не зафиксировано.

Если я ухаживаю за двумя людьми с инвалидностью, стаж удваивается?

Вы сможете подтвердить, что ухаживаете за людьми с инвалидностью, и учесть это в страховом стаже, если вместе с этими людьми подадите заявления в пенсионный фонд. К заявлению надо приложить документы, обосновывающие потребность в уходе: справку о назначении 1 группы инвалидности или паспорт, подтверждающий достижение 80 лет. Удвоить стаж, ухаживая за двумя людьми с инвалидностью, не получится.

Не стоит затягивать с оформлением официального ухода: вдруг ваши подопечные откажутся признавать, что вы ухаживали за ними все это время, или изменится законодательство и запретят учитывать уход в прошлом для страхового стажа.

Как уход за нетрудоспособными гражданами влияет на стаж

В страховой стаж засчитывают период, когда трудоспособный неработающий человек ухаживает за человеком с инвалидностью 1 группы, детьми с инвалидностью и людьми старше 80 лет. Важно, чтобы ухаживающий человек ранее работал официально или был официально трудоустроен после такого ухода, — иначе в страховой стаж уход не засчитают. Зато не важно, есть ли родственная связь между тем, кто ухаживает, и тем, кто получает уход.

Если вы ухаживаете за двумя людьми с инвалидностью, стаж не удваивается. Страховой стаж суммируется только при одновременном уходе за несколькими детьми младше полутора лет. Вот пример: Ленинский районный суд Оренбурга отказался удваивать страховой стаж за уход за двумя гражданами старше 80 лет и начислять стаж ухаживающему пенсионеру.

Период, когда был нужен уход, для учета страхового стажа ухаживающего человека считают от 80-го дня рождения или даты установления инвалидности. Но мало ухаживать — надо подтвердить все документально.

Как подтвердить, что вы ухаживали за нетрудоспособным человеком

Пенсионный фонд учитывает период ухода трудоспособного лица за человеком с инвалидностью 1 группы, ребенком с инвалидностью или человеком старше 80 лет на основании заявления ухаживающего человека, справки об инвалидности, удостоверения человека с инвалидностью или паспорта, подтверждающего возраст.

Если человек с инвалидностью или престарелый и ухаживающий человек живут по разным адресам, человек с инвалидностью должен также письменно подтвердить, что за ним в конкретный период ухаживал определенный человек. После смерти человека с инвалидностью или престарелого человека такой документ можно попросить у членов его семьи. Отчитываться о том, как именно вы ухаживаете за ним, не надо.

Можно установить факт ухода и более сложным путем: пригласить в дом к человеку с инвалидностью сотрудника ПФР, и тот составит акт, подтверждающий, что за ним ухаживают.

Пленум Верховного суда РФ рекомендовал судам производить перерасчет трудовой пенсии, только если представлены документы, подтверждающие уход за нетрудоспособными гражданами.

Серпуховский городской суд Московской области признал достаточным подтверждением ухода за человеком старше 80 лет такой комплект документов:

  1. Пенсионное удостоверение.
  2. Справка об инвалидности.
  3. Удостоверение человека с инвалидностью.
  4. Заявление пожилого человека о том, что конкретный человек осуществляет за ним уход.

Городской суд Нальчика включил в страховой стаж, дающий право на досрочную пенсию, период ухода матери за ребенком с инвалидностью. Его подтверждали свидетельство о рождении дочери от истицы и справка медико-социальной экспертизы об установлении бессрочной инвалидности.

Суд Ставропольского края отказался зачесть в страховой стаж период ухода за отцом на основании заключения врачебной комиссии, что тому нужен постоянный уход, потому что инвалидность 1 группы отцу не назначали.

Кратко

Стаж за уход за нетрудоспособными гражданами будет начислен, если вы официально работали, прежде чем оформили уход, или стали работать после этого. Неважно, работали вы месяц или десять лет. Стаж за уход не дадут только тем, кто вообще не работал за всю жизнь.

Чтобы вы могли включить в страховой стаж период ухода за людьми с инвалидностью с 2013 года, вам нужно написать соответствующие заявления в ПФР. Приложите к заявлениям подтверждения от людей с инвалидностью об уходе и справки о 1 группе инвалидности. Без документов стаж не дадут. Подтверждать фактический уход не нужно.

Чем раньше это сделаете, тем лучше — иначе у вас может не остаться документов о нетрудоспособности людей, за которыми вы ухаживали. К тому же за каждого человека с инвалидностью ПФР будет доплачивать 1200 рублей в месяц с увеличением на районный коэффициент.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

оформленные документы задним числом - опасность

Для всех документов дата – это особый реквизит, который обеспечивает его юридическую силу. В связи с этим в зависимости от типа и назначения документа могут менять требования к оформлению и назначению даты на нем. Именно поэтому важно знать, как и для чего в документах прописываются даты, а также чем может грозить их своевольное изменение. Но обо всем по порядку.

Правила оформления документов

В любом делопроизводстве документы имеют ключевое значение. Каждый из них проходит несколько этапов – от заполнения до занесения в архив. Когда в организации ведется учет большого количества документов, тогда возникает необходимость составления реестра. Каждый документ будет учтен и отображен в этом перечне. Сотрудники организации всегда смогут найти его и использовать в дальнейшей работе.

Реестр значительно упрощает работу со всеми документами организации, как входящими, так и исходящими. Он включает в себя описание документов, которое позволяет сотруднику найти нужный из них, а также информацию о том, что в нем собственно находится. Эти данные помогут определить кому и когда был выдан документ.

Правила оформления документов изображение

Таким образом, можно выделить основные задачи ведения реестра:

  • Помощь в работе и быстрый поиск необходимого для работы документа;
  • Учет и хранение всей имеющейся документации;
  • Выдача по требованию.

Для быстрого поиска записи в реестре ведутся в хронологическом порядке. Если его оформлением и учетом в различные периоды времени занимались разные люди, то в последней графе должно быть указано, кем была внесена последняя запись.

Реестр подразумевает проверку документов, которые подлежат учету. Каждому присваивается индивидуальный регистрационный номер, а также туда вносится подробная информация о сотрудниках, которые когда-либо занимались этим документом. Прежде чем вносить конкретный документ в реестр его необходимо проверить и определить не содержится ли в нем нарушения.

Причины, по которым документы оформляются задним числом

В целом, можно смело заключить, что документ, оформленный задним числом, является поддельным. Для лица, использовавшего такой документ, может наступить административная или уголовная ответственность. Первая регламентируется ст. 19.23 кодекса РФ об административных правонарушениях, вторая – ст. 327 УК РФ. Ответственность наступает только за подделку документов, которые удостоверяют личность или подтверждают права. Например, если при трудоустройстве работник предоставил поддельные документы, руководитель компании должен поставить в известность органы внутренних дел о выявленном нарушении. Также контролирующие органы могут выявить факт нарушения с документами, которые содержат перечень структурных подразделений, наименование должностей, информацию о количестве сотрудников.

Дата документа, вступающего в силу, должна соответствовать дате приказа.

Причины, по которым документы оформляются задним числом картинка

Важно понимать, что за кадровые документы, оформленные задним числом, ни административная, ни уголовная ответственность не предусмотрена. Однако такого рода документ легко оспаривается судом с помощью экспертизы.

Например, налоговая проверка может не признать документ с измененной датой или фальсифицированной подписью. Это приведет к тому, что указанные расходы на оплату труда будут аннулированы, так как все издержки компании должны быть подтверждены документально.

В любом случае документ, подписанный задним числом, определяет его в разряд подложных. Ведь указанная дата не соответствует реальной и не подтверждает установленные договоренности сторон. Статья 186 гражданско-процессуального кодекса РФ предусматривает назначение экспертизы в случае возникновения подозрений в отношении достоверности представленных фактов. В этом случае назначается судебно-техническая экспертиза, которая определяет дату составления документа. Она проводит исследование чернил, оттиска печати. В результате анализа эксперт определяет соответствие указанной даты реальной.

Уголовная ответственность за оформление документов задним числом

Как было сказано выше, уголовная ответственность определяется статьей 327 уголовного кодекса РФ. Сюда входит подделка официальных документов, которые предоставляют права или освобождают от обязанностей, с целью использования или сбыта. Уголовная ответственность наступает не только за подделку документов, но и наград, а также штампов, печатей и бланков.

Наказания за эти преступления:

  • Лишение свободы сроком до 2-х лет;
  • Принудительные работы сроком до 2-х лет;
  • Арест сроком до полугода.

За использование поддельных документов предусмотрен:

  • Штраф до 80 000 рублей или размер месячной зарплаты;
  • Штраф равный доходу за полгода работы;
  • Принудительные работы сроком до 480 часов;
  • Исправительные работы на срок до 2-х лет;
  • Арест сроком до полугода.

 Уголовная ответственность за оформление документов задним числом снимок

Опасность преступления заключается в том, что документ предоставляет определенные права или освобождает от конкретных обязанностей.

В связи с этим если при трудоустройстве человека выявлена поддельная трудовая книжка или иной документ (аттестат, диплом), работодатель должен известить контролирующие органы о выявленном нарушении.

Работа должностного лица определяется либо Должностной Инструкцией, либо напрямую законом. Так, личная заинтересованность сотрудника может привести к так называемому служебному подлогу. Данное преступление регламентируется статьей 292 УК РФ. Например, в зачетную книжку были внесены ложные сведения (преподаватель получил взятку) или в отчетный реестр добавлены сведения о несуществующих расходах (бухгалтер присваивает себе денежные средства), трудоустроен родственник директора, не имеющий должного образования и другое. Здесь представлены примеры сотрудников, имеющих личную заинтересованность. За такое преступление предусмотрено наказание до 4-х лет лишения свободы, а также исключение возможности занимать определенные должности.

Почему нельзя оформлять документы об образовании задним числом

Для лучшего понимания принципов работы с документами и их датированием остановимся на конкретном случае документов с измененной датой. Рассмотрим в качестве примера документы об образовании, подписанные задним числом. Как было указано выше, такой документ будет относиться к разряду подложных, поскольку проставленная дата не соответствует действительной. Это говорит о том, что договоренности сторон не подтверждены документально. Такой документ легко оспорит судебно-техническая экспертиза и признает его недействительным. Организация, которая выдает такого рода документы и сертификаты является мошеннической.

Почему нельзя оформлять документы об образовании задним числом фотоснимок

Также если организация выдает документ, подписанный задним числом, значит на данный момент она может быть лишена лицензии. Необходимо всегда проверять актуальность лицензии, это можно сделать на сайте Рособрнадзора. В случае проверки диплом, сертификат, удостоверение, выданные учреждением без лицензии, будут считаться фальшивым.

В настоящее время проверки выявляют большое число поддельных документов в системе дополнительного профессионального образования. Как правильно выбрать центр?

Человек в поиске дистанционных образовательных курсов легко может попасться на уловки мошенников. Как обезопасить себя от этого?

В первую очередь необходимо обратить внимание на стоимость курса. Если повышение квалификации стоит не больше 2000 рублей, а переподготовка около 15000, вас скорее всего хотят обмануть. Значит, придется дополнительно оплачивать зачеты, пересдачи, бланки, справки и т.д. Также некоторые документы об образовании просто бесполезны без выписок, сертификатов, удостоверений. А чтобы все это получить, организация-мошенник заставит вас заплатить и за это.

Человек узнает о дополнительной оплате после разговора с сотрудником учреждения, поскольку о ней могли в договоре и не сказать. Поэтому прежде чем подписывать документ, необходимо все тщательно проверить, связаться с сотрудниками и уточнить все нюансы.

Почему нельзя оформлять документы об образовании задним числом фотоизображение

Еще один важный момент – условия расторжения договора. Слушатель, который отказывается дополнительно за что-то заплатить (тест, зачет и др.), может остаться и без денег, и без документа об образовании.

ФРДО и документы, оформленные задним числом

С 29 июня 2021 года в силу вступает статья 19.30.2, которая вводит штрафные санкции за неверное предоставление или же не предоставление данных об образовательных документах в реестр ФРДО. Штрафы грозят как организациям в целом, так и должностным лицам.

Кроме того, образовательные организации должны вносить данные в течение шести месяцев с момента выдачи соответствующих документов. Все эти факторы делают невозможным внесение в ФРДО документов, которые были оформлены задним числом. Для начала стоит отметить, что сами организации могут быть не заинтересованы в том, чтобы предоставлять информацию, тем самым афишируя свою незаконную деятельность надзорным органам. Кроме того, за несоблюдение сроков им грозят следующие штрафы:

  • от 10 до 15 тыс. руб. - должностным лицам;
  • от 100 до 150 тыс. руб. - организациям.

На что еще следует обратить внимание?

  • Необходимо проверить учебный план. Перед тем, как заключать договор с организацией, нужно проверить из чего собственно состоит курс. Данный документ должен быть утвержден и заверен печатью.
  • Отсутствие демодоступа к учебно-методическим материалам. Мошенники могут просто продавать доступ к базе знаний, а тесты и аттестацию придется оплачивать отдельно. Если организация не может предоставить ознакомительный доступ к образовательному порталу, это должно вас насторожить.

Как выбрать центр дополнительного профессионального образования (ДПО)?

Для начала отметим плюсы негосударственных образовательных учреждений:

  • Диплом организации ДПО такой, же как у ВУЗа – установленного образца. Иными словами, как и любой государственный ВУЗ, центр самостоятельно определяет образец диплома;
  • Большой выбор программ;
  • Возможность пройти обучение дистанционно. Не нужно оплачивать дорогу и проживание. Нет необходимости оформлять командировку, отпуск;
  • Всесторонняя поддержка центра в процессе ознакомления с условиями оказаниями образовательных услуг, а также во время обучения (телефон горячей линии, помощь куратора).

Чтобы выбрать центр обучения нужно:

 На что еще следует обратить внимание? кадр

  • Проверить учебную программу и количество учебных часов. Для повышения квалификации – минимум 16 часов, для профессиональной переподготовки – 250 часов. Если в дипломе цифры будут меньше указанных, документ будет считаться недействительным;
  • Изучите историю центра: с какого года осуществляет деятельность, данные почтового адреса, индекса, ОГРН и ИНН и др.;
  • Узнайте обо всех доплатах сразу, еще до подписания договора. Осуществление самой оплаты происходит только после заключения договора, не раньше;
  • Проверьте доступность сотрудников. Позвоните по указанным телефонам, напишите в чат, на почту, проверьте социальные сети организации. Задайте все интересующие вас вопросы, оцените скорость и качество реакции специалистов ДПО.

Проверьте каждый центр, который выдает вам поисковая система, по этим пунктам. Только в этом случае вы легко сможете выбрать учреждение, которое предоставит вам качественное образование и диплом, сертификат установленного образца.


От трудового стажа зависит размер пенсии. Однако не всегда можно полноценно трудиться и тем самым заработать достойную выплату по старости. Чтобы соблюсти права и интересы таких неработающих граждан, законодательно предусмотрена возможность включить в трудовую деятельность некоторые периоды, когда гражданин не работал.

Получить стаж, уплатив страховые взносы

В настоящее время пенсия по старости формируется из двух частей: трудовой (страховой) и накопительной. Размер страховой части зависит от продолжительности отработанных лет и иных временных интервалов, которые по закону включаются в стаж.

Также учитывается размер заработка, на который работодателем начисляются и уплачиваются в Пенсионный фонд страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. То есть по общему правилу учитывается только то время работы, за которое в ПРФ поступили страховые взносы.

Поэтому неработающий гражданин, который все-таки планирует претендовать на пенсию, может добровольно платить страховые взносы за себя, поскольку у него нет работодателя. Либо за него такой платеж может осуществить любой другой человек.

Например, лицо, находящееся за границей, рассчитывает пенсионное обеспечение получать в России. Для этого он вправе делать добровольные взносы в ПФР за себя. Или муж, у которого жена не работает, вправе вносить за нее деньги, чтобы впоследствии у жены была пенсия.

Важно, чтобы в течение календарного года взносы не были меньше минимальных и не превышали максимально установленную сумму, рассчитанную от размера МРОТ на начало каждого календарного года. На 2020 г. минимум установлен в размере 32 023,20 руб., а максимум – 256 185,60 руб.

Самозанятые граждане, которых становится все больше, находятся на льготном налоговом режиме – они платят налог на профессиональный доход. При этом в страховой стаж время их деятельности не включается, т.к. у них нет обязанности уплачивать за себя страховые взносы.

Но если они планируют в будущем получать трудовую (страховую) пенсию, они также могут купить себе стаж, если будут добровольно отчислять в ПФР установленные суммы. Для них стоимость одного года трудовой деятельности рассчитывается по-другому, без привязки к МРОТ. На 2020 год минимальный фиксированный размер взносов установлен 32 448 руб., а максимальный — 259 584 руб.

Найти периоды, которые можно зачесть в стаж

Так, в страховой стаж будет засчитано время, когда человек получал пособие по безработице либо привлекался к оплачиваемым общественным работам, которые органы службы занятости организуют в целях обеспечения краткосрочной занятости безработных.

Когда человек проходил военную службу, службу в ОВД, войсках Нацгвардии и других приравненных к ним службам. Когда мать или отец ухаживали за ребенком до 1,5 лет, причем если таких детей было несколько, то им зачтут в общей сложности только 6 лет.

Если лицо было необоснованно привлечено к уголовной ответственности, ему зачтут весь период содержания под стражей либо то время, на которое он был отстранен от работы или должности.

У супругов военнослужащих-контрактников, проживающих в местностях, где невозможно трудоустроиться, также есть возможность включить свой период проживания в стаж. Но при этом смогут учесть только 5 лет.

Супруги сотрудников российского посольства или консульства, любого представительства государственных, федеральных органов могут включить в свой стаж не более 5 лет проживания за границей.

Оформить уход за нетрудоспособным человеком


В трудовой (страховой) стаж законодатель также включил периоды, когда гражданин не мог работать и формировать свою страховую пенсию, потому что ухаживал за ребенком-инвалидом, инвалидом детства 1 группы, а также за пожилым лицом, которому исполнилось 80 лет. Важно, чтобы сам ухаживающий до и после присмотра имел официальную работу. Только с учетом таких условий ему зачтется время ухода.

Он также должен быть трудоспособным, но в период ухода не трудоустроен, не должен получать пенсию или социальное пособие. При этом ухаживать можно как за родственниками, так и за посторонним человеком. В том случае, когда речь идет, о заботе о двух пожилых родственниках старше 80 лет, удвоить период нельзя.

Включать в стаж период ухода рекомендуется своевременно. Для этого ухаживающий подает в ПФР заявление и прикладывает документы об инвалидности или паспорт, подтверждающий возраст. Факт ухода нетрудоспособный человек, проживающий отдельно, должен подтвердить письменно. Если же инвалид или престарелый умер, то подтверждение должны дать родственники умершего.

Как подтвердить страховой стаж при выходе на пенсию: стандартные и не очень способы

Подтверждать стаж обычно нужно, когда у сотрудника Пенсионного фонда есть претензии к записям в трудовой книжке. По факту это случается почти со всеми – для выхода на пенсию обычно нужно собрать массу документов. Что именно и где запрашивать для подтверждения стажа, и что делать в случае неудачи – расскажем в этом материале.

Почему и когда страховой стаж нужно доказывать

Наличие достаточного страхового стажа – одно из обязательных условий для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2021 году нужно иметь минимум 12 лет страхового стажа, а через 3 года минимальная планка поднимется до 15 лет.

  • трудовая и иная оплачиваемая деятельность;
  • период осуществления предпринимательской деятельности (обязательно нужно, чтобы за этот период за человека перечислялись страховые взносы);
  • период временной нетрудоспособности (нахождение на больничном);
  • некоторые нестраховые периоды.

Перечень нестраховых периодов достаточно широкий. Говоря проще, это все те периоды, когда человек не мог работать по объективным причинам.

В частности, в такие периоды включаются:

  • служба в вооруженных силах и других силовых органах;
  • период нахождения в отпуске по уходу за ребенком (не более 1,5 лет за каждым и не более 6 лет в сумме);
  • период ухода за пожилым человеком или инвалидом (это тот уход, за который государство выплачивает 1200 рублей в месяц);
  • период нахождения на учете как безработного, и некоторые другие периоды;
  • период обучения – но с определенными ограничениями.

Все эти нестраховые периоды засчитываются в стаж только в том случае, если им предшествовали или после них следовали периоды оплачиваемой деятельности. То есть, если человек 15 лет ухаживал за пожилым человеком, но больше нигде не работал, у него не будет 15 лет страхового стажа.

Страховой стаж для выхода на пенсию нужно подтвердить. Если речь идет о периодах после 2002 года, там все просто – все данные изначально занесены в электронную систему персонифицированного учета. То есть, подтверждать занятость на территории России после 2002 года не нужно в принципе.

Что касается более ранних периодов, они подтверждаются с помощью трудовой книжки и иных подтверждающих документов. При желании любой гражданин может обратиться в ПФР, чтобы данные о его занятости за периоды до 2020 года внесли в электронную трудовую книжку – тогда в теории при выходе на пенсию ему не придется собирать документы.

Таким образом, подтверждать страховой стаж так или иначе нужно в том случае, если данных о нем нет в распоряжении ПФР.

Стандартные способы подтверждения стажа

По умолчанию стаж подтверждается с помощью данных в системе персонифицированного учета, а если в системе данных нет – то с помощью трудовой книжки. На электронные трудовые книжки Россия начала переходить только с 2020 года, поэтому всем, кто выходит на пенсию, сейчас нужно предъявить бумажный вариант документа.

Сотрудник Пенсионного фонда перенесет всю информацию о периодах работы из трудовой книжки в информационную систему, но за некоторыми исключениями:

  • если запись в трудовой книжке нечеткая или плохо читается;
  • если штамп с места работы смазан, наложен на другой или со временем расплылся;
  • если есть претензии к самому документу – например, путаница с написанием имени или фамилии, наличие дефектов и т.д.

Говоря проще, если у сотрудника ПФР появятся хотя бы малейшие сомнения в подлинности трудовой книжки и записей в ней, он не примет ее и попросит принести другие подтверждающие документы.

Это пока еще не очень большая проблема – заявитель может предоставить архивную справку о трудоустройстве. Запрашивать ее нужно в одном из двух мест:

  • бывший работодатель – если эта организация все еще не была ликвидирована;
  • в архиве, куда были сданы документы с организации в момент ее ликвидации. Скорее всего, это местный муниципальный архив по месту юридического адреса организации, но самые старые документы могут попасть и в архив района или региона.

Скорее всего, заявитель и так будет запрашивать справку о начисленной и выплаченной зарплате в архиве предприятия или города, поэтому проще всего подать два заявления одновременно. И в данной ситуации главное – понять, куда именно отправлять заявление. Вполне может оказаться, что предприятие работает, но было реорганизовано со сдачей документов в архив.

Что же касается подтверждения иных нестраховых периодов, все зависит от самого периода. Проще всего подтвердить службу в армии или учебу – это государственные учреждения, которые даже в сложные времена хорошо хранили свои архивы, куда и нужно отправлять запрос. Чуть сложнее подтвердить факт предпринимательства – часто требуются квитанции на оплату страховых взносов, которые за давностью лет не сохраняются. Подтвердить факт ухода за ребенком очень просто – достаточно предоставить его свидетельство о рождении.

Как подтвердить стаж, если документов нет

На случай отсутствия документов в архивах закон предусматривает только один вариант подтверждения стажа:

Если заявитель может найти свидетелей, с которыми работал в одно время и на одном предприятии, ему достаточно получить от них письменные показания (в свободной форме), а также главное – доказательство их трудоустройства на том же предприятии. То есть, вести этих людей в ПФР не нужно, но если у них тоже есть проблемы с подтверждением стажа (что вполне возможно – если утеряны все архивы), то их показания ПФР попросту не сможет принять как доказательство.

То есть, свидетельские показания – хороший вариант на случай, когда была утеряна лишь часть архивов, или же другие работники успели получить документы о трудоустройстве ранее.

Но что делать, если запись в трудовой книжке не принимается, предприятие разорилось и не оставило архивов, а бывших коллег найти не удалось? Закон прямо этого не оговаривает, но на практике все делается через суд. В этой ситуации нет единого рецепта, как подтвердить стаж – нужно собрать максимум документов, которые хотя бы косвенно подтверждают факт трудоустройства:

  • профсоюзные билеты с отметками о перечисленных взносах;
  • приказы о зачислении и увольнении;
  • премии и другие награды от имени работодателя;
  • другие документы, которые так или иначе подтверждают факт работы.

На практике это может быть даже материал из местной газеты – недавно пенсионер смог подтвердить более 10 лет стажа в совхозе, предъявив в суде публикации в газете. А другая женщина смогла подтвердить не только трудоустройство, но и средний заработок по билету члена КПСС и партийным взносам – они перечисляются в размере определенного процента от заработка.

Все это ПФР просто так не примет – нужно решение суда. Кстати, пенсионерам в этом деле хорошо помогает прокуратура – там помогут с составлением искового заявления в суд, поддержат требования в суде, а потом проконтролируют, чтобы Пенсионный фонд исполнил его решение.

Читайте также: