Регламент проведения работ в серверной

Обновлено: 26.04.2024

ГОСТ Р 58242-2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Телекоммуникационные пространства и помещения. Общие положения

Low voltage systems. Cable systems. Telecommunication spaces and premises. Basic principles

Дата введения 2019-03-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-производственная лаборатория "В-Риал"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 096 "Слаботочные системы"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на структурированные кабельные системы слаботочных систем и устанавливает требования к оснащению рабочих мест пользователей СКС и к помещениям, предназначенным для размещения пассивного и активного оборудования СКС.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 56555 Слаботочные системы. Кабельные системы. Кабелепроводы и помещения (магистрали и промежутки для прокладки кабелей в помещениях пользователей телекоммуникационных систем)

ГОСТ Р 56602 Слаботочные системы. Кабельные системы. Термины и определения

ГОСТ Р 58238 Слаботочные системы. Кабельные системы. Порядок и нормы проектирования. Общие положения

ГОСТ Р 58241 Слаботочные системы. Кабельные системы. Магистральная подсистема структурированной кабельной системы. Основные положения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка не него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 56602, ГОСТ Р 58241, а также следующие термины с соответствующими определениями:

структурированная кабельная система; СКС: Мультисервисная кабельная система иерархической структуры, состоящая из стандартизированных элементов и позволяющая гибко адаптироваться и переключаться для решения различных задач.

горизонтальная подсистема кабельной системы: Часть кабельной системы между телекоммуникационными розетками или оконечным оборудованием и точками консолидации.

точка консолидации: Точка соединения стационарно установленных кабелей между собой или с активным оборудованием.

коммутационный центр: Точка консолидации в виде отдельно стоящих шкафа(ов) или стойки(стоек) с установленными в них коммутационными панелями и активным оборудованием.

топология слаботочной системы: Структура связей устройств, входящих в слаботочную систему.

телекоммуникационная розетка: Устройство на рабочем месте для соединения стационарно установленной части кабельной системы и подвижных кабелей для подключения оборудования пользователя.

этажный коммутационный центр (горизонтальный коммутационный центр): Коммутационный центр, ближайший по топологии сети к рабочему месту пользователя.

3.8 телекоммуникационная комната: Помещение, в котором располагается коммутационный центр.

пользователь СКС: Физическое лицо или сотрудник юридического лица, использующие подключение к структурированной кабельной системе на своем рабочем месте.

4 Рабочее место пользователя структурированной кабельной системы

4.1 Общие положения

Рабочими местами пользователей СКС являются пространства в здании, где пользователи взаимодействуют с телекоммуникационными устройствами, подключенными к СКС.

Компоненты рабочего места располагаются между телекоммуникационной розеткой и активным оборудованием пользователя. К активному оборудованию пользователя относятся электронные устройства, требующие подключения к СКС.

Примечание - Примером таких устройств являются телефонные аппараты, компьютеры, точки доступа беспроводной связи и т.п.

Эффективность кабельной системы рабочего места оказывает значительное влияние на работу СКС. Особенностью кабельной системы рабочего места является ее непостоянство и потребность частого внесения изменений в ее структуру.

К элементам оснащения рабочего места пользователя относятся:

- аппаратные кабели (коммутационные шнуры);

- адаптеры, конвертеры, разветвители;

- телекоммуникационное оборудование (телефонные аппараты, компьютеры, модемы, терминалы и т.п.).

Телекоммуникационная розетка считается оконечной частью СКС и относится к горизонтальной подсистеме СКС. Остальные элементы оснащения рабочего места пользователя не считаются частью СКС и не входят в состав структурированной кабельной системы.

4.2 Кабельная система рабочего места пользователя

4.2.1 Телекоммуникационная розетка

Телекоммуникационные розетки служат для подключения активного телекоммуникационного оборудования пользователей на рабочих местах и являются физическим окончанием горизонтальной подсистемы структурированной кабельной системы. Таким образом, телекоммуникационная розетка одновременно является элементом и горизонтальной подсистемы СКС, и рабочего места пользователя.

4.2.1.1 Телекоммуникационные розетки на основе витой пары проводников

Все 4-парные кабели горизонтальной подсистемы СКС должны быть терминированы на коннекторах восьмипозиционных модульных гнезд на рабочих местах пользователей. Частичное терминирование пар делает кабельную систему не универсальной и ограничивает пользователя в составе оборудования, используемого на рабочем месте.

Схема разводки телекоммуникационной розетки должна соответствовать схеме Т568А или Т568В. Относительно электрической проводимости разъемы со схемами разводки Т568А и Т568В ничем не отличаются друг от друга и могут быть взаимозаменяемы при условии использования на двух концах линии коннекторов с одинаковой схемой разводки.

4.2.1.2 Волоконно-оптические телекоммуникационные розетки

В телекоммуникационной розетке на рабочем месте пользователя допускается использовать различные типы коннекторов. При этом в соответствии с рекомендациями производителя телекоммуникационных розеток и коннекторов следует использовать механические адаптеры - устройства, обеспечивающие совмещение и юстировку оптических осей коннекторов в телекоммуникационной розетке и подключаемом кабеле.

4.2.2 Коммуникационные шнуры рабочего места пользователя СКС

Коммуникационные шнуры на основе витой пары проводников и волоконно-оптические коммуникационные шнуры, используемые для подключения активного оборудования к телекоммуникационной розетке на рабочем месте пользователя, должны отвечать требованиям производителей оборудования СКС и подключаемых электронных устройств.

Кабельная система рабочего места пользователя СКС может меняться в зависимости от решаемых задач и используемого оборудования. Наиболее распространенным является коммуникационный шнур с одинаковыми коннекторами на обоих концах. К другим используемым вариантам подключения активного оборудования относятся:

- специализированный кабель или адаптер в случае активного оборудования с типом коннектора, отличным от коннектора телекоммуникационной розетки;

- U-адаптер, используемый для разветвления 4-парных кабелей на две или четыре отдельные физические линии (подача нескольких сервисов на рабочее место по одному кабелю горизонтальной подсистемы);

- пассивные адаптеры, используемые для сопряжения разнородных типов кабелей, используемых в горизонтальной подсистеме СКС и для подключения активного оборудования;

- активные адаптеры, необходимые для подключения устройств с различными схемами сигнализации;

- адаптеры, служащие для перемещения пар с целью создания совместимости схем разводки механических интерфейсов;

- согласующие резисторы терминалов ISDN.

Применение различных кабельных адаптеров может оказать существенное отрицательное влияние на результирующие рабочие характеристики кабельной системы (канала передачи). По этой причине перед использованием следует проверить их совместимость с кабельной системой, активным оборудованием и приложениями.

Специализированные устройства, предназначенные для поддержки работы конкретных приложений, не следует использовать как часть горизонтальной подсистемы структурированной кабельной системы, и в случае необходимости применения следует устанавливать вне телекоммуникационной розетки.

4.3 Телекоммуникационные трассы и пространства

4.3.1 Места монтажа телекоммуникационной розетки на рабочем месте пользователя

Центр обработки данных – это сложный и отказоустойчивый механизм, который обеспечивает выполнение критически важных рабочих нагрузок. Но даже самая надежная система нуждается в техническом обслуживании. Оно требуется и серверным помещениям, и поддерживающей инфраструктуре – всему комплексу инженерных систем и технологического оборудования, обеспечивающему работоспособность IT-оборудования дата-центра.

Риски несвоевременного обслуживания ИБП и серверных помещений

Компании строят дата-центры, чтобы извлекать прибыль на собственных проектах или продавать вычислительные мощности и сервисы другим клиентам. Иметь постоянный доход и хорошую репутацию можно только когда IT-оборудование и поддерживающая инфраструктура работают стабильно. Это реально, если компоненты и системы ЦОД обслуживают вовремя.

В денежном эквиваленте профилактика и сервис серверных помещений и ИБП стоят дешевле, чем ремонт. Обнаружили первые признаки серьезных проблем в работе оборудования или локальную перегревающуюся зону, заменили изношенные компоненты, и уже имеете возможность сэкономить крупную сумму в масштабах среднестатистического ЦОД.

Сервисный инженер за работой

Без регулярной профилактики и сервиса все чаще случаются неполадки и компания рискует не только деньгами, но и репутацией. Частые остановки, сбои в работе сервисов дата-центра быстро приведут к потере доверия и оттоку клиентов. Даже если не рассматривать апокалипсические сценарии, нерегулярное сервисное обслуживание ведет к снижению производительности работы ЦОД, завышенному потреблению электроэнергии, преждевременному выходу из строя отдельных единиц оборудования и целых систем.

Какие системы нуждаются в постоянном обслуживании

За безопасную и бесперебойную работу серверных помещений отвечает поддерживающая инфраструктура, о которой мы говорили выше. Она включает в себя:

  • Систему подачи электропитания (в том числе резервного) – отвечает за питание критически важных нагрузок дата-центра и остальной поддерживающей инфраструктуры. Отдельно здесь выделяют подсистему освещения.
  • Системы кондиционирования и вентиляции – отвечают за поддержание оптимального микроклимата в серверных помещениях.
  • Системы пожарной и общей безопасности – включают средства пожаротушения, ограничения доступа, оповещения об аварийных ситуациях.

Техническое обслуживание затрагивает целые комплексы и отдельные компоненты ЦОД. Например, в телекоммуникационных шкафах принято поддерживать постоянную температуру. От перегрева их спасают дополнительные вентиляторы, встраиваемые системы охлаждения и отвода горячего воздуха. Их работу также проверяют, чтобы не допустить неполадок в основном оборудовании.

Что включает профилактическое обслуживание

Профилактическое обслуживание ЦОД

Рассмотрим, как выглядит профилактическое обслуживание основных компонентов серверных помещений дата-центра.

Обслуживание серверного оборудования: проверка журнала событий на серверах, актуализация учетных записей, обновление ПО и драйверов, антивирусная проверка, очистка дискового пространства, контроль за созданием резервных копий данных.

Обслуживание систем кондиционирования и вентиляции: внешний осмотр оборудования, проверка креплений и ограждений, состояния приводных ремней и виброизолирующих опор. Приточные и вытяжные фильтры воздуха очищают и при необходимости заменяют, воздухозаборные жалюзийные решетки очищают от пыли. Соединения воздуховодов проверяют на герметичность и, если требуется, восстанавливают их целостность. Делают контрольные замеры приточной температуры воздуха на заборе и на выходе. На финальном этапе тестируют работоспособность системы в разных режимах.

Обслуживание системы электропитания: профилактика ИБП (на этом подробнее остановимся ниже), проверка инструментов мониторинга в разных режимах, проведение испытаний под нагрузкой, проверка работы и визуальный осмотр дизель-генераторных установок. Обязательно проверяют переключение нагрузки с основного оборудования на резервное: осматривают переключатели, проверяют свободный ход электромеханического устройства. Главный вводный распределительный шкаф и главный распределительный щит минимум раз в год осматривают и измеряют их температуру. Проверяют работу аварийного освещения и контролируют, чтобы мощность резервного освещения составляла не менее 90 % мощности основного.

ИБП Delta Electronics серии Modulon – модульные ИБП для ЦОД

Обслуживание системы безопасности: диагностика, проверка исправности оборудования и комплектующих, настроек, работы извещателей и пульта диспетчера. Отдельно проверяют работоспособность оборудования для пожаротушения и систем дымо- и газоудаления. Проверяют и при необходимости чистят все узловые соединения.

Регулярное профилактическое обслуживание гарантирует, что кратковременное плановое мероприятие не превратится в незапланированный простой и потерю денег для владельцев дата-центра.

Профилактическое обслуживание системы бесперебойного электроснабжения

Производитель в инструкции указывает регулярность и объем обслуживания ИБП. В среднем профилактику рекомендуют проводить не реже одного раза в 6 месяцев.

Для источников бесперебойного питания профилактическое обслуживание включает такие работы:

  • визуальный осмотр корпуса, контактов, разъемов, соединительных элементов на предмет целостности, следов перегрева и критичных загрязнений;
  • проверка электрических соединений (визуальный осмотр и измерение температуры);
  • проверка системы измерения параметров и настроек оборудования на их соответствие потребностям серверного помещения;
  • проверка параметров зарядного устройства, выпрямителя и инвертора;
  • проверка работоспособности силовых элементов;
  • проверка индикации и сигнализации (звуковой и световой);
  • проверка инструментов самодиагностики;
  • визуальный осмотр АКБ (следы деформации, состояние контактов) и его очистка;
  • измерение напряжения на аккумуляторах;
  • тестирование ИБП в цикле заряд-разряд и во всех режимах работы;
  • проверка и очистка вентиляторов и вентиляционных каналов;
  • проверка внутренней температуры и системы охлаждения ИБП;
  • анализ журнала событий.

Что включает сервисное обслуживание

Сервисное обслуживание охватывает больше мероприятий, чем профилактическое и предполагает вмешательство технических специалистов, включая расширенную диагностику, ремонт оборудования, замену вышедших из строя компонентов, модернизацию комплексов и систем. Компании, которые занимаются сервисным обслуживанием дата-центров, часто предлагают дополнительные услуги вроде организации безболезненного переезда, консультируют и дают рекомендации по выбору нового оборудования или отдельных деталей.

Комплекс сервисных услуг удобно получать в рамках абонентского обслуживания. Владельцы дата-центра заключают договор с исполнителем и прописывают в нем работы, которые тот обязуется выполнять в течение определенного времени – от нескольких месяцев до года. Когда из ЦОД поступает запрос на профилактику или жалоба на проблемы в работе, оформляют заявку, которую специалисты сервисной службы должны закрыть.

Работа колл-центра

Гарантийная и послегарантийная поддержка

  • профилактическое обслуживание дважды в год;
  • горячую линию техподдержки 24/7;
  • консультации персонального менеджера;
  • 25 % скидки на покупку нового оборудования.

Клиенты, купившие ИБП и АКБ от Delta Electronics, получают расширенную до 4 лет гарантию на все оборудование. Срок действия гарантии отсчитывается не с момента отгрузки оборудования, а с даты ввода его в эксплуатацию.

Расширенная сервисная программа гарантирует максимально надежную защиту системы бесперебойного электроснабжения. Вы будете на постоянной основе получать помощь сертифицированных специалистов и спланируете затраты на обслуживание оборудования на весь срок действия услуги.



Источник: getty image

Как ни парадоксально, ошибки при проектировании серверных допускают не только небольшие компании, но и крупные организации. Причина до смешного проста: стремление сэкономить ИТ-бюджет, особенно когда речь идёт об оснащении региональных подразделений. В результате вместо серверной получаются весьма оригинальные сооружения, даже отдалённо не похожие на место, в котором можно без опаски разместить дорогостоящее оборудование, обеспечивающее работу всех сотрудников.

Три главных составляющих надёжной серверной — это правильное помещение, качественная система управления климатом и надёжное электроснабжение. Рассмотрим, какие ошибки встречаются в процессе проектирования и реализации этих компонентов, к каким последствиям они приводят и как их избежать.

Ошибки при выборе помещения

1. Близкое соседство с водой и другими жидкостями

Если в здании организации имеется подвал, то с большой вероятностью именно его предложат использовать для оборудования серверной. Это кажется оптимальным решением по всем показателям:

  • аренда подвала стоит меньше, чем полноценные офисные площади,
  • шум оборудования никому не будет мешать,
  • сотрудники ИТ-отдела не будут нарушать благопристойную атмосферу офиса и распугивать клиентов разбросанными железками и потёртыми мятыми футболками.

Отсюда рекомендация № 1: выбирайте для серверных только сухие помещения, в которые не может проникнуть вода и/или другие жидкости.

2. Игнорирование нагрузки на перекрытия

В зависимости размещаемого оборудования масса полностью загруженной стойки или шкафа 42U может доходить до 1000 кг. Если таких шкафов несколько, нагрузка на перекрытия может превысить максимально допустимую. Особенно этот параметр критичен для старых зданий, прочность перекрытий в которых может оказаться значительно ниже, чем требуется для безопасного размещения оборудования.

Рекомендация № 2: прежде чем утверждать помещение для серверной, уточните массу имеющегося оборудования и прочность перекрытий.

Выбирая помещение для серверных, следует учитывать следующие факторы

  • количество и глубину имеющихся стоек,
  • перспективу расширения компании и увеличения количества оборудования,
  • необходимость доступа к стойкам с лицевой и задней стороны для проведения обслуживания,
  • необходимость достаточного пространства для циркуляции воздуха.

Управляющий филиала федерального банка увлекался фэн-шуем, поэтому настоял, чтобы серверная, расположенная напротив его кабинета, не имела обращённых в сторону его стола углов. В результате одна стена серверной была сделана полукруглой. Площадь помещения соответствовала техническому заданию, однако разместить в нём всё имеющееся оборудования удалось с трудом. А когда потребовалось организовать работу ещё 50 человек, принятых в результате расширения бизнеса, в серверной наступил апокалипсис:



Серверная банка выглядела даже не так, а ещё хуже, хотя кажется, что хуже — некуда. Источник фото: AliaDen / reactor.cc

Ошибки в системе кондиционирования и вентиляции

1. Использование бытовых кондиционеров

Ещё одна проблема с бытовыми кондиционерами — невозможность подключить их к системе мониторинга температуры. Это исключает возможность управления микроклиматом в серверной в соответствии с заданными параметрами.

Рекомендация № 4: никогда не пытайтесь сэкономить на серверной, используя бытовые кондиционеры. Даже если руководство настаивает, приложите максимум усилий, чтобы не допустить такого решения.

2. Использование централизованной системы вентиляции для охлаждения серверной

Рекомендация № 5 будет примерно такой же, как и относительно бытовых сплит-систем: централизованная система кондиционирования офиса ни при каких условиях не подойдёт для охлаждения серверной.

Ошибки организации бесперебойного электропитания

1. Использование простых ИБП на всех участках инфраструктуры

Стремление сэкономить приводит к тому, что некоторые компании закупают большую партию недорогих ИБП мощностью 500-1000 В·А и использует их не только на рабочих местах, но и для серверных стоек. Управлять такой армией бесперебойников крайне сложно, особенно при большом количестве рабочих мест. Обеспечить надежную работу таких ИБП также невозможно, особенно когда скачки напряжения — частое явление.

2. Недостаточная номинальная мощность ИБП

При перегрузке ИБП переключается на цепь внутреннего статического байпаса (обходной линии), поэтому нагрузка становится незащищенной как от низкого качества входного электропитания, так и от пропадания этого самого входного электропитания – что создает дополнительные риски потери данных или выхода из строя компонентов инфтраструктуры.

Рекомендация № 7: чтобы ИБП обеспечивал работу подключённого оборудования, максимальная нагрузка на него не должна превышать 80% от номинала. Это значит, что ИБП номинальной мощностью 50 кВ·А рекомендуется нагружать не более, чем на 40 кВ·А.
В стойки можно ставить однофазные линейно-интерактивные устройства, но для централизованной системы придётся выбирать между трёхфазными решениями с двойным преобразованием электроэнергии. Этот вариант надёжнее, но дороже.

3. Неправильный выбор схемы организации бесперебойного электропитания
На этапе проектирования серверной следует определиться с тем, каким образом будет организовано бесперебойное электроснабжение. Если не решить этот вопрос заранее, исправление ошибок может привести к значительным затратам и простоям.

Рекомендация № 8 будет несколько объёмнее предыдущих. Чаще всего встречаются три варианта организации бесперебойного питания:

  • централизованная схема предполагает установку одного или нескольких мощных трёхфазных ИБП и подключение к ним потребителей через устройства и системы распределения электроэнергии;
  • в распределённой схеме для однотипных и расположенных рядом потребителей устанавливают отдельные ИБП небольшой мощности (в небольших серверных ИБП устанавливаются прямо в стойках);
  • комбинированная схема предусматривает, что к централизованным ИБП первого уровня добавляются дополнительные ИБП для самых важных участков инфраструктуры и потребителей.

Более высокие начальные затраты на модульность целесообразны только в конфигурациях с резервированием. Здесь все зависит от индивидуальных потребностей.



В линейке продукции Eaton имеются специализированные ИБП, которые эффективно решают задачу организации бесперебойного питания серверного оборудования для среднего и малого бизнеса: модель Eaton 5PX — линейно-интерактивный ИБП на 2200 В·А с КПД до 99%, предназначенный для защиты серверов и сетевого оборудования, систем хранения данных и VoIP. Фото: Eaton

Превращаем уникальность в унификацию

Каждая серверная имеет свою уникальную историю, несмотря на стремление интеграторов и проектировщиков реализовать унифицированные проекты. Мы разобрали типичные ошибки проектирования серверных и привели рекомендации, которые позволят избежать неприятных последствий.

Для тех, кому интересно, расскажем под конец, чем закончилась история с филиалом банка. Филиал переехал в другое здание и разместился на трёх этажах. Просторная серверная с автоматической системой управления климатом разместилась на втором этаже. По соседству с серверной было выделено отдельное помещение для централизованного модульного ИБП, а в подвале смонтировали дизель-генераторную установку с автоматическим запуском в случае отключения питания. Не сказать, что всё сделано идеально, но пять лет мучений с неправильно спроектированной серверной многому научили и руководство, и сотрудников. Старое помещение филиала занял другой банк. Как он распорядился полукруглым помещением, нам выяснить не удалось.


Серверное помещение — это телекоммуникационное помещение, в котором размещаются распределительные устройства и большое количество активного телекоммуникационного оборудования. В серверном помещении могут размещаться распределительные пункты и пассивные распределительные устройства (патч-панели, кроссы, распределительные коробки). В стандартах нет критерия для определения типа (серверное помещение или кроссовое помещение) телекоммуникационного помещения по количеству установленного активного оборудования. Поэтому тип телекоммуникационного помещения определяется инсталлятором информационной системы или заказчиком.

1.1.1 Размещение серверного помещения

Серверное помещение следует размещать как можно ближе к магистральным кабельным каналам.

Желательно расположить серверное помещение рядом с главным распределительным пунктом (Main Cross, MC), а если есть возможность, то установить главный распределительный пункт в серверном помещении.

Не размещайте серверное помещение рядом с лифтовыми шахтами, лестничными пролетами, вентиляционными камерами и другими элементами здания, которые могут ограничить расширение аппаратного помещения в будущем.

1.1.2 Расширение серверного помещения

Серверное помещение рекомендуется размещать так, чтобы была возможность расширения помещения серверного помещения за счет площади смежного помещения.

1.1.3 Рекомендуемые размеры серверного помещения

Размер серверного помещения выбирается исходя из размера обслуживаемой рабочей области и количества устанавливаемого оборудования. Важно учесть не только размеры самого оборудования, но и способы монтажа, обеспечения доступа и обслуживания оборудования, возможность установки дополнительных устройств.

Высота серверного помещения должна быть не менее 2,44 метра.

Минимально рекомендуемый размер серверной комнаты должен быть не менее 14 м2.

Рекомендуется выделить под серверное помещение 0,09 м2 площади на каждые 10 м2 обслуживаемой рабочей площади.

1.1.4 Рекомендуемые размеры серверного помещения в специализированных зданиях

В специализированных зданиях (гостиницах, больницах, лабораториях), где невысокая плотность размещения телекоммуникационных розеток, размер серверного помещения выбирается исходя не из площади рабочей области, а в зависимости от количества рабочих зон.

КОЛИЧЕСТВО РАБОЧИХ ЗОН РАЗМЕРЫ СЕРВЕРНОГО ПОМЕЩЕНИЯ, м2
до 100 14
101-400 37
401-800 74
801-1200 111

1.1.5 Защита от протечек воды

Избегайте размещения серверного помещения ниже уровня поверхности земли, если помещение не будет обеспечено защитой от проникновения воды.

В серверной комнате не должны быть размещены трубопроводы и дренажная система, если они не предназначены для работы оборудования и специальных систем, размещенных в серверном помещении.

Если существует вероятность протечки воды в серверное помещение, то рекомендуется установить дренаж. Например, можно сделать сливное отверстие в полу.

Если в серверном помещении устанавливаются сплинкеры, то под трубопроводами, подходящими к сплинкерам, рекомендуется установить дренажные каналы, чтобы защитить оборудование от возможной протечки.

1.1.6 Окна

Рекомендуется под серверное помещение использовать помещение без окон.

Если в серверном помещении имеются окна, то необходимо заложить окна кирпичом.

1.1.7 Дверь и дверной проем

Дверной проем должен быть в ширину не менее 0.91 м и высотой не менее 2 метров.

Дверь должна закрываться на замок, чтобы ограничить доступ в кроссовое помещение.

Допускается использование раздвижной двери.

Навесная дверь должна открываться наружу, раскрытие двери должно быть не менее 1800.

Если планируется внос габаритного оборудования в серверное помещение, то рекомендуется установить двойную дверь с минимальным проемом в ширину не менее 1.82 метра и высотой не менее 2,28 метра.

1.1.8 Подвесной фальшпотолок

Не рекомендуется использовать В серверном помещении подвесной фальшпотолок.

1.1.9 Отделка стен, потолка и пола

Стены, потолок и пол должны иметь покрытие, которое затрудняет выделение, оседание и накапливание пыли на поверхности.

Потолок должен иметь гидроизоляцию, чтобы исключить протечку воды.

Стены должны быть окрашены светлой краской.

1.1.10 Нагрузка на фальшпол и на перекрытие пола

Если в серверного помещения возможна установка тяжелого оборудования, например, аккумуляторных батарей, большого количества тяжелого оборудования в один монтажный конструктив (свыше 500 кг), то необходимо провести расчеты динамической и статической нагрузки на фальшпол и на перекрытие пола.

1.1.11 Микроклимат (температура, влажность, вентиляция)

Система контроля и управления микроклиматом должна обеспечить В серверном помещении заданный уровень влажности и температуры необходимый для нормального функционирования активного оборудования.

Система микроклимата должна обеспечить поддержку температурного режима не только летом, но и зимой и рассчитана на круглосуточную непрерывную работу.

Если централизованная система микроклимата в здании не может обеспечить непрерывную работу и заданный уровень температуры и влажности, то необходимо установить автономную систему в серверном помещении.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ТЕМПЕРАТУРА, ОC РЕКОМЕНДУЕМАЯ ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ВЛАЖНОСТЬ, %
20-25 40-55

При воздушном охлаждении измерение температуры и влажности должно осуществляться при работающем активном оборудовании на высоте 1.5 метра от уровня пола в зоне подачи холодного потока воздуха. При водяном охлаждении измерение температуры и влажности должно осуществляться при работающем активном оборудовании в монтажном конструктиве.

Требуется обеспечить воздушное давление в серверном помещении больше, чем в прилегающих помещениях.

Рекомендуется смена воздуха в серверном помещении не реже 1 раза в час, если в помещении постоянно работает обслуживающий персонал.

Рекомендуется использовать систему очистки и фильтрации поступающего воздуха в аппаратное помещение.

Если в здании установлена система резервного электропитания, то система поддержки микроклимата в серверном помещении должны быть подключена к системе резервного электропитания.

1.1.12 Защита от вредных веществ

Серверное помещение должны быть защищено от пыли и вредных веществ, которые могут отрицательно воздействовать на работу оборудования и на материалы оборудования.

Концентрация вредного вещества в серверном помещении не должна превышать предельно допустимую норму.

Вредное вещество Предельно допустимая норма
Хлор 0.01 ppm (промилле)
Пыль 100 мг/м3/ в сутки
Углеводороды 4 мг/м3/ в сутки
Сероводород 0.05 ppm (промилле)
Оксиды азота 0.1 ppm (промилле)
Диоксид серы 0.3 ppm (промилле)

При необходимости нужно использовать систему очистки и фильтрации поступающего воздуха. Применение масляных фильтров в аппаратных не допускается.

1.1.13 Вибрация

Вибрация отрицательно влияет на работу активного оборудования, контакты и соединения.

В диапазоне частот до 25 Гц амплитуда колебаний не должна превышать 0.1 мм.

1.1.14 Освещение серверного помещения

Необходимо обеспечить освещение в серверном помещении не менее 500 люкс.

Уровень освещенности измеряется на высоте 1 метра от уровня пола.

Электропитание освещения серверного помещения и электропитание телекоммуникационного оборудования, установленного в серверном помещении, должно подаваться от разных распределительных электрических щитов.

Светильники необходимо размещать на потолке.

Требуется использовать для управления освещением одним или несколькими выключателями и располагать их рядом с дверью на высоте 1.5м от уровня пола.

В серверном помещении запрещается использовать устройства плавного регулирования освещения.

1.1.15 Электромагнитные помехи

Серверное помещение требуется разместить в стороне от источников электромагнитных помех на таком расстоянии, чтобы напряженность электрического поля В серверном помещении не превышала 3 В/м во всем спектре частот.

1.1.16 Электропитание и электрические розетки

Рекомендуется установить, как минимум, два отдельных блока двойных электрических розеток.

Блоки электрических розеток рекомендуется запитать от разных питающих кабелей, электрические розетки должны быть рассчитаны на переменный ток до 16А.

Дополнительно требуется установить блоки с двойными электрическими розетками с интервалом 1,8 метра вдоль стены на высоте не ниже 0,15 метра от уровня пола.

Подача электропитания в серверное помещение должна осуществляться по выделенному силовому кабелю, желательно напрямую от главного распределительного щита.

Если установлена система резервного электропитания, то серверное помещение должна быть запитана от системы резервного электропитания.

Требуется установить отдельный электрический распределительный щит для серверного помещения.

Разрешается установка источников бесперебойного питания (ИБП) до 100 кВА В серверном помещении. ИБП мощностью свыше 100 кВА должны быть установлены в отдельном помещении.

1.1.17 Заземление

В аппаратном помещении должна быть установлена магистральная телекоммуникационная заземляющая шина, к которой должны быть подключены заземляющие и соединительные проводники от монтажных конструктивов, телекоммуникационного оборудования, металлических кабелепроводов.

1.1.18 Прокладка магистральных кабелепроводов к серверного помещения

К аппаратному помещению должны быть подведены магистральные кабелепроводы.

1.1.19 Средства распределения кабелей и организации кабельных потоков

Для распределения кабелей и организации кабельных потоков в телекоммуникационном помещении необходимо использовать кабелепроводы и организаторы.

Средства распределения и организации кабельных потоков должны быть надежно закреплены, выдерживать вес кабеля, должны обеспечить защиту и распределение кабелей с минимально допустимым радиусом изгиба кабеля.

Кабелепроводы должны быть установлены от кабельного ввода в телекоммуникационное помещение до телекоммуникационных шкафов.

Кабелепроводы расположенные под потолком, должны быть открыты и доступны для проведения дальнейших работ по прокладке кабелей, шнуров или перемычек.


Пример установленных кабельных каналов (лотков) в серверном помещении

1.1.20 Кабельные вводы в серверное помещение

Рекомендуется размещать кабельные вводы в аппаратное помещение рядом с дверью.

1.1.21 Правила противопожарной безопасности для серверного помещения

Необходимо после прокладки кабелей заделать огнеупорным материалом все кабельные вводы в серверное помещение.

Для этих целей можно использовать специальные заглушки, устанавливаемые в кабельном вводе, которые в случае возникновения пожара расширяются, перекрывают пространство и не позволяют распространиться огню и дыму.

Потолочные перекрытия, стены и перегородки серверного помещения должны быть несгораемыми и обеспечивать огнестойкость не менее 45 минут.

Дверь должна обеспечить огнестойкость не менее 36 минут.

Дверь может быть изготовлена из трудно сгораемого материала толщиной не менее 40 мм без внутренних пустот или можно использовать деревянную дверь, но покрыть ее слоем асбеста или обить листовой сталью толщиной не менее 4 мм с двух сторон.

В серверном помещении без окон для удаления дыма в случае пожара должны устанавливаться вытяжные шахты с ручным или автоматическим открыванием. Площадь шахт должна быть не менее 0.2% от площади помещения и расстояние из любой точки помещения до шахты должно быть не более 20 метров.

Если в серверном помещении устанавливаются сплинкеры, то головки сплинкеров рекомендуется закрывать защитными сетчатыми колпачками, чтобы избежать случайного срабатывания сплинкеров.

Опоры и стойки фальшполов должны быть выполнены из несгораемого материала.

Плиты фальшполов должны быть изготовлены из несгораемого материала или материала с пределом огнестойкости 30 минут. Верхнее покрытие плит фальшпола может быть выполнено из сгораемого материала.

1.1.22 Ограничения доступа

Серверное помещение не должна быть проходным помещением.

Дверь в серверное помещение должна быть с замком.

Доступ к аппаратному помещению, которое используется несколькими клиентами, должен организовывать и контролировать собственник здания или его представитель.

1.1.23 Идентификатор и маркировка

Все аппаратные должны иметь уникальный идентификатор и иметь маркировку на двери или рядом с дверью.

Читайте также: