Разделать под орех из какой профессии

Обновлено: 28.04.2024

Цель работы:

1. Осмысление значения фразеологизмов;

2. Установление связи между значениями фразеологических оборотов и профессиями.

При изучении темы мы поставили следующие задачи:

1. Рассмотреть группы фразеологизмов в зависимости от того, когда и где они возникли.

3. Проанализировать фразеологические обороты, связанные с различными профессиями и ремёслами, и соотнести их с современными профессиями.

Русский язык очень богат меткими и образными устойчивыми сочетаниями слов. Такие устойчивые сочетания называются фразеологическими оборотами.

В них содержится существенная часть нашего культурного и исторического наследия.

Что же такое фразеологизм?

Фразеологизм – это устойчивый оборот речи, свойственный определённому языку и потому дословно переводимый на другие

языки, имеющий самостоятельное значение, которое в целом не является суммой значений, входящих в него слов.

Порой мы даже не замечаем, что произносим эти устойчивые выражения, - настолько они привычны и удобны.

Все фразеологизмы можно разделить на 2 группы:

1. Фразеологизмы русского происхождения:

2. Заимствованные фразеологизмы.

Заимствованные фразеологизмы делятся на группы: заимствованные из старославянского языка и заимствованные из западноевропейских языков.

В зависимости от того, когда и где возникли те или иные фразеологические обороты, можно разделить их на 4 группы:

Фразеологизмы, связанные с историческим прошлым народа (так сказать фразеологизмы – свидетели истории народа, страны).

Образные выражения, отражающие народные обычая, поверья, различные реалии, факты истории.

Крылатые слова и выражения.

И наконец, группа, которой мы хотим уделить особое внимание в нашей работе это - устойчивые сочетания слов, возникшие из различных ремёсел.

Во фразеологических оборотах, как и в произведениях фольклора (пословицах, поговорках) люди выражали своё отношение к трудовой деятельности. С малых лет человек был приобщен к работе, ему прививалось уважение к труду. Только трудясь, человек мог прокормиться, обустроить своё жильё, заработать на жизнь.

А что такое баклуши? Ведь должно же это слово иметь свой собственный смысл.

Да, конечно. Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового

дерева в качестве заготовок для мастера-ложкаря. Работа эта считалась пустячной, ее выполнял обычно подмастерье. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья. Конечно, все познается в сравнении, и работа эта казалась легкой лишь в сравнении с каторжным крестьянским трудом.

И далеко не у каждого получится сейчас хорошо баклуши бить.

Во фразеологизмах, как и в пословицах и поговорках осуждается лень, недобросовестное отношение к труду, и такие качества как трудолюбие, усердие, старательность всегда поощрялись народом.

Значение: разругать, раскритиковать – возникло у этого оборота на базе более старого – сделать (что-либо) очень основательно и хорошо.

В своем первоначальном значении фразеологизм родился в профессиональной речи столяров и краснодеревщиков. Изготовление мебели под ореховое дерево из других сортов древесины требовало большого труда и хорошего знания дела.

В древнегреческом мифе рассказывается о хитром и коварном коринфском царе Сизифе, который несколько раз обманывал богов, чтобы продлить свою роскошную жизнь на земле.
Разгневанный Зевс присудил ему за это вечные муки в аду: Сизиф должен был вкатывать на высокую гору громадный камень, который на вершине вдруг вырывался из рук и скатывался вниз.

На своей работе, многие люди попадали в неловкие ситуации, отсюда и происходит следующий фразеологизм:

Теперь веревку, бечевку, канаты делают на фабриках, а не так давно это был кустарный промысел. Целые села занимались им.

Надо было внимательно следить, чтобы не зацепиться за туго свертывающийся в просаке жгут. Если попадает в плетение кончик пиджака или рубахи – прощай, одежда. Искромсает ее просак, изорвет, а иногда и самого человека изувечит.

Это выражение связанно с книгой. У старых книг переплеты были массивные. Их делали из целого куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застежки.

Прочитать всю книгу от начала до конца – значит прочитать от доски до доски, от корки до корки.

Это выражение пришло в речь нескольких народов от английских моряков.

С 1776 года во все канаты английского военного флота на фабриках начали вплетать во всю их длину красную нить. Это делалось для того, чтобы предотвратить хищения. Теперь, какой бы малый кусок от каната ни был отрезан, всегда можно узнать: он флотский.

Книги на Руси начали печатать немногим более четырех веков назад, а до этого их переписывали от руки.

Сегодня нам хорошо знакомы такие профессии, как: телеведущие, радиоведущие, репортёры, комментаторы. А раньше, когда отсутствовали информационные средства связи, приходилась оповещать людей самыми простыми способами.

Нельзя смотреть на труд только как на дело, приносящее доход, возможность купить одежду, еду. Хорошо сделанное дело приносит радость, позволяет человеку гордиться собой, быть полезным для других. Хорошо сделанное дело вызывает уважение к человеку со стороны других, повышает уровень значимости.

Сколько слов, сколько фраз было изречено с тех пор, как человек обрёл речь. Но только самое лучшее, поистине ценное и мудрое сегодня по-прежнему витает в воздухе. И когда, кажется, что не хватает слов, достаточно лишь вспомнить то, что завещали нам великие, чему учили нас наши предки.

В этих словах нет лжи или лести. Есть только правда жизни, которая остаётся неизменной веками.

Обогащайте свою речь фразеологизмами, активно используя их и на письме, и в устном общении. Узнавайте значение и происхождение малознакомых фразеологизмов.

Пополняйте свой словарный запас. Это очень увлекательно, интересно и необходимо в нашей жизни.

Спасибо за внимание!

Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала.

Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около.

Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как.

Целью мероприятия было познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов, развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения, воспитывать любовь к слову и к родному языку.

Была проведена групповая (класс разделён на группы по 6 человек), коллективная работа.

ВложениеРазмер
kvn______________________________konkurs_znatokov_russkoy__frazeologii.docx 605.27 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

среди 7 классов

Конкурс знатоков русской фразеологии.

ЗНАЧЕНИЕ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ, УПОТРЕБЛЕНИЕ В РЕЧИ

Цели: познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов, развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения, воспитывать любовь к слову и к родному языку.

Формы работы : групповая (класс разделён на группы по 6 человек), коллективная.

Оборудование : карточки с заданиями, цветные жетоны, конверты с картинками для рефлексии.

Подготовила и провела работу

учитель русского языка и литературы

МБОУ сош № 17 г. Ногинска

Абдуллаева Гюлара Касумовна

МО г. Ногинск 2011г.

КВН среди 7 классов 28.01. 2011г.

Конкурс знатоков русской фразеологии.

Поставить музыку КВН. Во время конкурсов ставить спокойную музыку.

Дорогие друзья! Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок КВН.

Представление команд, участвующие в конкурсе, членов жюри, рассказать о ходе и условиях игры. Основным правилом в ходе игры является следующее: команды отвечают поочередно и зарабатывают определённое количество баллов.

Обращение к эпиграфу урока

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

- Что вы видите в нашем эпиграфе? ( фразеологизмы).

Вступительное слово учителя

Сегодня мы будем повторять, наверное, самый богатый на примеры пласт языка – фразеологию. Давайте вспомним, что такое фразеологизмы? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, цельные по своему значению).

Русский язык очень богат фразеологизмами. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи устойчивые сочетания слов. Они являются одним из самых ярких средств выразительности языка. Для фразеологизмов характерны экспрессивность, метафоричность, эмоциональность. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей.

– Мы держим путь в страну Фразеология. Но въезд туда закрыт. Добродушный стражник хочет помочь нам. Он готов нас пропустить, но с условием, что мы ответим на все его вопросы.

Начнём с домашнего задания.

оценка за д/з. (по1 баллу)

Д/З: Название команды, девиз, эмблема, приветствие, газета.

Вы справились с заданием. Стражник открывает ворота в страну Фразеология и приветствует нас на пороге очень добрым фразеологизмом. Каким?

1-й вопрос: что вы уже знаете о фразеологии?

(Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы.)

2-й вопрос : что же такое фразеологизмы?

(Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Например: сбиться с ног, скрепя сердце, обвести вокруг пальца.)

1 - задание. Въезд в страну (Фразеологический конструктор). (1 балл)

Вы должны по значению узнать слова, составить из них фразеологизм и объяснить его значение.

1-й команда : 1. принять сидячее положение;

3. часть тела, соединяющая голову с туловищем.

2-й команда: 1. предлог;

2. незначительный по весу;

3. центральный орган кровеносной системы.

Ответы. 1. сесть на шею – обременить собой, заботами о себе;

2. с легким сердцем – без тревоги, без раздумий;

Пока жюри подсчитывает баллы, Христина работает со зрителями.

Христина: В клуб пришёл не хмурь лица.

Будь весёлым до конца.

Ты не зритель, и не гость,

А программы нашей гвоздь.

Не стесняйся, не ломайся,

Всем законам подчиняйся!

Итак, друзья затей у нас большой запас!

Вопросы для зрителей. 1

Результаты передать членам жюри.

Нас приглашают войти в город. Прежде чем познакомиться с городом, мы изучаем его главную достопримечательность – музей фразеологизмов.

Христина. Слово фразеология произошло путем сложения двух греческих слов phrasis (фрасис) + logos (логос) выражение, оборот речи слово, понятие, учение

Из этимологии этого слова следует, что оборот речи выступает как слово, имеющее единое значение. Значение фразеологизма в целом отличается от суммы значения его частей. Значения фразеологизмов можно узнать в толковых словарях. Существуют словари фразеологизмов. Например, Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И. Молоткова. М., 1987.

2 - задание. Город мастеров. (Определите профессию.) (по 1 баллу)

— Мы пришли с вами в город мастеров. Здесь в каждом домике живут фразеологизмы, возникшие в устной речи людей разных профессий.

Вы должны определить, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота.

1 команда: 1) Топорная работа;

без сучка без задоринки;

разделать под орех. ( Столяр .)

2) на один покрой;

трещать по швам;

семь раз отмерь, один раз отрежь;

шито белыми нитками. ( Портной .)

3) ставить в тупик;

на всех парах. ( Железнодорожник .)


2 команда: 1) доводить до белого каления;

между молотом и наковальней. ( Кузнец .)

2) калачом не заманишь;

толочь воду в ступе;

попасть как кур в ощип. ( Повар .)

3) позолотить пилюлю; как рукой сняло;

затаить дыхание. ( Доктор .)

Христина работает со зрителями . 2

Результаты передать членам жюри.

– Сделаем вывод. Откуда пришли в русский литературный язык очень многие фразеологизмы? (Из разговорно-бытовой речи, из речи людей разных профессий.)

Конкурс капитанов. На тему одного из фразеологизмов (по выбору капитана) придумайте небольшой рассказ. (3 балла)

Пока капитаны заняты творчеством, группа получает задание составить кроссворд. (2 балла)

Христина работает со зрителями . 3

3 - задание. Поселок синонимов и антонимов.

1 команда : Подберите слова-синонимы к фразеологизмам: (по 1 баллу)

бить баклуши (бездельничать);

сломя голову (быстро);

в час по чайной ложке (очень медленно);

водить за нос (обманывать);

2 команда: Подберите к данным фразеологизмам фразеологические антонимы: (по 1 баллу)

кот наплакал (куры не клюют);

спустя рукава (засучив рукава);

как кошка с собакой (душа в душу, водой не разольешь);

за словом в карман не полезет (язык проглотил, воды в рот набрал);

Христина работает со зрителями . 4

4 - задание. Конкурс “Творческий”. ( по 1 баллу)

Каждая команда выбирает конверт с фразеологизмами. С помощью жестов и мимики нужно изобразить значение фразеологизмов.

Конверты с заданиями:

1 команда : совать нос; ломать голову;

точить зуб; хоть глаз выколи;

2 команда: держать ухо востро; с гулькин нос;

язык плохо подвешен; набраться терпения.

Подведение итогов соревнования .

Пока жюри подсчитывает количество баллов каждой команды, маленькая танцевальная программа.

Напишите мини-сочинение. Выберите несколько фразеологизмов из записанных на уроке и придумайте ситуацию, в которой можно употребить данные фразеологизмы.

Вопросы: 1. Что вы уже знаете о фразеологии?

2. Что же такое фразеологизмы?

Фразеологизмы - это __________________________________________________________________

1 –задание: Фразеологический конструктор . Вы должны по значению узнать слова, составить из них фразеологизм и объяснить его значение.

1. принять сидячее положение;

3. часть тела, соединяющая голову с туловищем __________________________________________

2– задание: Город мастеров. (Определите профессию.)

Вы должны определить, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота.

1) Топорная работа; без сучка без задоринки;

снять стружку; разделать под орех.

2) на один покрой; трещать по швам;

семь раз отмерь, один раз отрежь; шито белыми нитками

3) ставить в тупик; зеленая улица;

3. Поселок синонимов и антонимов.

1) Подберите слова-синонимы к фразеологизмам:

бить баклуши __________________________________________________;

сломя голову ___________________________________________________;

в час по чайной ложке ___________________________________________;

водить за нос ___________________________________________________;

Вопросы: 1. Что вы уже знаете о фразеологии?

2. Что же такое фразеологизмы?

Фразеологизмы - это __________________________________________________________________

1 –задание: Фразеологический конструктор. Вы должны по значению узнать слова, составить из них фразеологизм и объяснить его значение.

2. незначительный по весу;

3. центральный орган кровеносной системы ____________ ______________________________

2 – задание: Город мастеров. (Определите профессию.)

Вы должны определить, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота.

1) доводить до белого каления; между молотом и наковальней

2) калачом не заманишь; заварить кашу;

толочь воду в ступе; попасть как кур в ощип

3) позолотить пилюлю; как рукой сняло;

3. Поселок синонимов и антонимов.

Подберите к данным фразеологизмам фразеологические антонимы:

кот наплакал _________________________________________________________;

спустя рукава ____________________________________________________;

как кошка с собакой _______________________________________________;

за словом в карман не полезет _______________________________________;

Знаете ли вы пословицы?

1. Слово – . , а молчание – золото (серебро).

2. Авось да как-нибудь до добра не . (доведут).

3. Доброе . и кошке приятно (слово).

4. Делу . , потехе час (время).

5. Где тонко, там и . (рвется).

6. Копейка . бережет (рубль).

7. Один с сошкой, а . с ложкой (семеро).

Вопросы для зрителей

1. Дайте толкование фразеологизмов:

На птичьих правах – временно, незаконно .

Собаку съел – приобрел опыт, навык в чем-либо .

С иголочки – совершенно новый, только что сделанный, изготовленный .

Сказка про белого бычка – бесконечное повторение одного и того же.

Как с гуся вода – совершенно безразлично, все нипочем, ничего не действует.

2. Дайте толкование фразеологизмов. Как говорят о человеке:

который часто меняет свои решения – семь пятниц на неделе;

которого трудно заставить поверить чему-либо – Фома неверующий;

кротком, безобидном, добром – мухи не обидит;

робком, скромном, незаметном – тише воды, ниже травы;

который чувствует большую неловкость – готов сквозь землю провалиться;

очень болтливом – язык без костей;

который испытывает чувство сильного испуга, ужаса - волосы дыбом становятся.

3. Кто подберет больше фразеологизмов со словом нос? Дайте их толкование.

Задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, встретиться носом к носу, клевать носом, не видеть дальше своего носа, боится нос показать, не показывать носа, остаться с носом, держать нос по ветру.

4. В русском языке много фразеологизмов, которые обозначают высшую степень различных признаков. Назовите их по толкованию.

Читайте также: