Работник системы пфр обязан

Обновлено: 06.05.2024

Правление Пенсионного фонда Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок назначения на должности и освобождения от занимаемых должностей лиц руководящего состава системы Пенсионного фонда Российской Федерации.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Правления ПФР Дроздова А.В.

постановлением Правления ПФР

от 31 октября 2017 г. N 690п

НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТИ И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ЗАНИМАЕМЫХ

ДОЛЖНОСТЕЙ ЛИЦ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА СИСТЕМЫ

ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок устанавливает требования к кандидатам на должности руководящего состава системы Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), а также устанавливает правила подготовки, согласования и принятия решений о назначении на должности (об освобождении от должностей) лиц руководящего состава системы ПФР и Перечень должностей руководящего состава системы ПФР ( приложение 1 к настоящему Порядку), за исключением должностей руководящего состава системы ПФР, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Правительством Российской Федерации, Минтрудом России.

II. Требования к кандидатам на должности руководящего

состава системы ПФР

2. Направление подготовки, специальность профессионального образования и квалификационные требования утверждаются в составе должностной инструкции в отношении конкретной должности руководящего состава системы ПФР.

3. Кандидат на должности руководящего состава системы ПФР (далее - кандидат) должен иметь высшее образование по направлению подготовки, специальности, учитывающим специфику должности руководящего состава системы ПФР, на которую он претендует, а также должен соответствовать квалификационным требованиям, в том числе к уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыту работы.

III. Полномочия по принятию решений о назначении

на должности (освобождении от должностей) руководящего

состава системы ПФР

4. Должности руководящего состава системы ПФР, решения о назначении на которые (освобождении от которых) принимаются Правлением ПФР и оформляются постановлением Правления ПФР:

4.1. Исполнительный директор ПФР, Председатель Ревизионной комиссии ПФР - на основании предложения Председателя Правления ПФР.

4.2. начальник департамента, управления, отдела Исполнительной дирекции ПФР (самостоятельного), главный бухгалтер ПФР - начальник Департамента казначейства - на основании предложения Председателя Правления ПФР или представления Первого заместителя Председателя Правления ПФР, заместителя Председателя Правления ПФР, осуществляющего контроль и координацию деятельности соответствующего структурного подразделения Исполнительной дирекции ПФР в соответствии с распределением обязанностей между Председателем Правления ПФР и его заместителями (далее - распределение обязанностей).

4.3. управляющий отделением ПФР - на основании представления Первого заместителя Председателя Правления ПФР, заместителя Председателя Правления ПФР, председателя Ревизионной комиссии ПФР, осуществляющего в соответствии с актами ПФР контроль и координацию деятельности соответствующего отделения ПФР.

4.4. директор Межрегионального информационного центра Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - МИЦ ПФР) - на основании представления Первого заместителя Председателя Правления ПФР, заместителя Председателя Правления ПФР в соответствии с распределением обязанностей контроль и координацию деятельности МИЦ ПФР.

5. Должности руководящего состава системы ПФР, решения о назначении на которые (освобождении от которых) принимаются Председателем Правления ПФР и оформляются распоряжением Правления ПФР:

5.1. заместитель начальника департамента, управления, отдела Исполнительной дирекции ПФР (самостоятельного) - на основании представления начальника департамента, управления, отдела Исполнительной дирекции ПФР (самостоятельного), согласованного с Председателем Правления ПФР, Первым заместителем Председателя Правления ПФР, заместителем Председателя Правления ПФР, осуществляющим в соответствии с распределением обязанностей контроль и координацию деятельности соответствующего структурного подразделения Исполнительной дирекции ПФР;

5.2. заместитель Председателя Ревизионной комиссии ПФР - на основании представления Председателя Ревизионной комиссии ПФР;

5.3. заместитель управляющего, главный бухгалтер отделения ПФР - на основании представления управляющего отделением ПФР, согласованного с Первым заместителем Председателя Правления ПФР, заместителем Председателя Правления ПФР, Председателем Ревизионной комиссии ПФР, осуществляющим в соответствии с актами ПФР контроль и координацию деятельности соответствующего отделения ПФР;

5.4. Первый заместитель директора МИЦ ПФР, заместитель директора МИЦ ПФР - на основании представления директора МИЦ ПФР, согласованного с Первым заместителем Председателя Правления ПФР, заместителем Председателя Правления ПФР, осуществляющим в соответствии с распределением обязанностей контроль и координацию деятельности МИЦ ПФР;

5.5. начальник управления ПФР, начальник отдела ПФР в районе (городе) Чеченской Республики - на основании представления управляющего Отделением ПФР по Чеченской Республике, согласованного с Первым заместителем Председателя Правления ПФР, заместителем Председателя Правления ПФР, Председателем Ревизионной комиссии ПФР, осуществляющим в соответствии с актами ПФР контроль и координацию деятельности Отделения ПФР по Чеченской Республике.

5.6. начальник Центра по назначению, перерасчету и выплате пенсий ПФР в Республике Ингушетия, заместитель начальника Центра по назначению, перерасчету и выплате пенсий ПФР в Республике Ингушетия, главный бухгалтер - начальник финансово-экономического отдела Центра по назначению, перерасчету и выплате пенсий ПФР в Республике Ингушетия - на основании представления управляющего Отделением ПФР по Республике Ингушетия, согласованного с Первым заместителем Председателя Правления ПФР, заместителем Председателя Правления ПФР, Председателем Ревизионной комиссии ПФР, осуществляющим в соответствии с актами ПФР контроль и координацию деятельности Отделения ПФР по Республике Ингушетия.

6. Должности руководящего состава системы ПФР, решения о назначении на которые (освобождении от которых) принимаются управляющим отделением ПФР, директором МИЦ ПФР и оформляются приказом отделения ПФР, приказом МИЦ ПФР, если иное не предусмотрено настоящим Порядком:

- начальник управления (отдела) (самостоятельного), руководитель группы (самостоятельной) отделения ПФР;

- начальник управления (отдела), главный бухгалтер - начальник управления МИЦ ПФР;

- начальник, заместитель начальника, главный бухгалтер главного управления ПФР, управления ПФР (межрайонного), управления (отдела) ПФР в районе (городе);

- начальник, заместитель начальника, главный бухгалтер центра ПФР.

7. Должности руководящего состава системы ПФР из числа указанных в пункте 6 настоящего Порядка, решения о назначении на которые (освобождении от которых) принимаются управляющим отделением ПФР, директором МИЦ ПФР по согласованию с Ревизионной комиссией ПФР, структурными подразделениями Исполнительной дирекции ПФР:

- начальник контрольно-ревизионного отдела отделения ПФР - по согласованию с Ревизионной комиссией ПФР;

- начальник юридического управления, отдела, руководитель юридической группы отделения ПФР, МИЦ ПФР - по согласованию с Департаментом правовой политики;

- начальник управления, отдела кадров, руководитель группы по кадрам отделения ПФР, МИЦ ПФР - по согласованию с Департаментом кадровой политики;

- руководитель группы по взаимодействию со средствами массовой информации отделения ПФР, МИЦ ПФР - по согласованию с Департаментом общественных связей и взаимодействия со средствами массовой информации;

- начальник управления, отдела, руководитель группы по защите информации отделения ПФР, МИЦ ПФР - по согласованию с Департаментом по обеспечению информационной безопасности;

- начальник управления, отдела Отделения ПФР по Республике Дагестан - по согласованию с Департаментом кадровой политики.

8. Принятие решений об освобождении от занимаемой должности лиц руководящего состава системы ПФР по инициативе работника или по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, не требует согласования и соблюдения процедур, установленных пунктами 4 - 7 настоящего Порядка.

IV. Требования к документам, которые оформляются

при назначении на должности руководящего состава системы ПФР

9. При назначении кандидатов на должности руководящего состава системы ПФР оформляются следующие документы:

- трудовой договор в двух подлинных экземплярах, каждый из которых подписан кандидатом;

- справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, поступающего на работу, его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (в случае, если должность указана в Перечне );

Перечень должностей в Пенсионном фонде Российской Федерации и его территориальных органах, при поступлении на которые граждане и занимающие эти должности работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный постановлением Правления ПФР от 4 июня 2013 г. N 125п.

- 2 фотографии (3 x 4 см) черно-белые, матовые;

- представление к назначению в случаях, установленных настоящим Порядком и иными актами ПФР;

- анкета (личный листок по учету кадров), заполненная собственноручно кандидатом и заверенная в установленном порядке руководителем (работником) соответствующей кадровой службы ( приложение 2 к настоящему Порядку);

- копии документов об образовании, повышении квалификации, о присвоении ученой степени, присуждении ученого звания и т.п., заверенные в установленном порядке руководителем (работником) соответствующей кадровой службы;

10. При рассмотрении документов для принятия решений о назначении на должность руководящего состава системы ПФР кандидат на должность проходит собеседование и (или) тестирование в целях оценки профессиональных и личностных качеств кандидата.

к Порядку назначения на должности

и освобождения от занимаемых должностей

лиц руководящего состава системы

Пенсионного фонда Российской Федерации

ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДЯЩЕГО СОСТАВА СИСТЕМЫ ПФР

Допускается двойное наименование должности в том случае, если заместитель руководителя является руководителем структурного подразделения либо лицо, замещающее эту должность, является главным бухгалтером или его заместителем.

Должности руководящего состава Исполнительной дирекции ПФР:

Исполнительный директор ПФР;

Первый заместитель Исполнительного директора ПФР;

заместитель Исполнительного директора ПФР;

начальник департамента, управления, отдела (самостоятельного);

главный бухгалтер ПФР - начальник Департамента казначейства;

заместитель начальника департамента, управления, отдела (самостоятельного).

Должности руководящего состава Ревизионной комиссии ПФР:

Председатель Ревизионной комиссии ПФР;

заместитель Председателя Ревизионной комиссии ПФР.

Должности руководящего состава отделений ПФР:

управляющий отделением ПФР;

заместитель управляющего отделением ПФР;

главный бухгалтер отделения ПФР;

начальник управления, отдела (самостоятельного), руководитель группы (самостоятельной).

Должности руководящего состава территориальных органов ПФР, подведомственных отделениям ПФР:

начальник главного управления (управления, отдела, центра) ПФР;

заместитель начальника главного управления (управления, отдела, центра) ПФР;

главный бухгалтер главного управления (управления, отдела, центра) ПФР;

начальник управления, отдела (самостоятельного), руководитель группы (самостоятельной) в составе главного управления (управления, отдела, центра) ПФР.

Должности руководящего состава МИЦ ПФР:

Первый заместитель директора;

начальник управления (отдела);

главный бухгалтер - начальник Финансово-экономического управления.

к Порядку назначения на должности

и освобождения от занимаемых должностей

лиц руководящего состава системы

Пенсионного фонда Российской Федерации

ЛИЧНЫЙ ЛИСТОК ПО УЧЕТУ КАДРОВ ┌────────────────┐ │ │ │ │ │ │ 1. Фамилия _____________________________________________ │ │ Имя ________________________ Отчество __________________ │ Фото │ 2. Пол ______________ 3. Дата рождения _________________ │ │ 4. Место рождения ______________________________________ │ │ (как указано в паспорте) │ │ ________________________________________________________ └────────────────┘ 5. Образование ____________________________________________________________ (высшее (бакалавриат, магистратура, специалитет) (среднее профессиональное (специальное)

Название учебного заведения и его местонахождение

Факультет или отделение

Год окончания или ухода

Если не окончил, то с какого курса ушел

Какую специальность получил в результате окончания учебного заведения, указать N диплома или удостоверения

Должность с указанием учреждения, организации, предприятия, а также министерства (ведомства)

Местонахождение учреждения, организации, предприятия

10. Пребывание за границей (работа, служебная командировка, туризм)

Цель пребывания за границей

с какого времени

11. Участие в центральных, республиканских, краевых, областных, окружных, городских, районных, советских и других выборных органах


Пенсионщики активно призывает работодателей сотрудничать в вопросе заблаговременной работы по назначению пенсий. Это займет у кадровика или бухгалтера не более 15 минут, уверены в ПФР. Как это осуществить, зачем это нужно, и есть ли в чем выгода для сотрудника и работодателя? Ответы дали в региональном отделении ПФР.

Зачем это нужно

Основная цель такого социального партнерства — сделать процесс назначения пенсии для граждан максимально комфортным.

Работодатель в рамках соглашения, заключенного с ПФР об электронном взаимодействии для назначения пенсии своим сотрудникам, берет на себя обязательства формировать электронный пакет документов о пенсионных правах работников и передавать их в органы ПФР.

Так, например, в Хабаровском крае более 3,5 тысяч социально ответственных работодателей, заключивших с ПФР соглашение, реально помогли около 6 тыс. работников в назначении пенсии, избавив их от лишних визитов в ПФР.

Почему это важно

Практика работы с документами показывает, что зачастую записи в трудовой книжке содержат некорректное оформление: исправления в датах при приеме на работу, неразборчивые наименования организации, нечитаемые печати, исправления фамилии, неточное наименование должностей, отсутствие дополнительных сведений, подтверждающих факт работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости и т.д. Все разночтения в документах требуют дополнительного времени на уточнения и различные запросы.

Например, запросы, направляемые в архивные органы края для уточнения того или иного периода работы, зарплаты, обрабатываются специалистами архивных учреждений в течение месяца. А если запрос по уточнению некорректных записей, внесенных в период работы, направляется за границу, тогда ответа приходится ждать от 3 до 12 месяцев.

Заблаговременная подготовка документов позволяет иметь полный пакет документов, необходимых для своевременного и правильного назначения пенсий ко дню обращения за ней, а это — залог учета пенсионных прав граждан в полном объеме.

Если такая работа проводится заблаговременно, то гражданин своевременно и в полном объеме может реализовать свои пенсионные права.

Стоит подчеркнуть, что заблаговременное обращение за оценкой документов не является обращением за установлением пенсии.

Алгоритм действий кадровика

Работодателям необходимо представить в ПФР:

— список лиц, выходящих на пенсию (мужчин в 60 лет, женщин в 55, для северных районов мужчин — в 55, женщин — 50);

— пакет сканированных документов, состоящий из заполненной анкеты работника, трудовой книжки (кроме записей о награждении), паспорта, СНИЛС.

Если ФИО не совпадают с документами, например, в трудовой книжке отсутствует запись об изменении ФИО, представляется свидетельство о браке (расторжении брака).

В пакете дополнительно могут быть представлены другие документы работника, например, справка из центра занятости, справка о заработной плате за период до 2002 года, военный билет, документы об очном образовании.

Важно отметить, что работодатель представляет документы на своего работника только с его письменного согласия. Данное согласие по общему правилу работник дает при приеме на работу и хранится оно в его личном деле, поэтому дополнительное письменное согласие не требуется.

После составления реестра, все отсканированные документы направляются в ПФР для их правовой оценки.

Параметры электронных документов

Документы обязательно сканируются в цветном изображении в формате jpeg или DjVu с расширением 300 точек на дюйм.

Каждый документ сканируется отдельно, если документ состоит из нескольких страниц, он сканируется последовательно в один файл с возможностью пролистывания.

Цветное изображение документов является обязательным условием, т.к. это важно при определении их подлинности и достоверности содержащейся в них информации. В черно-белом варианте большинство неточностей в документах распознать практически невозможно. Даже если внесенные в документ исправления верны, специалисту ПФР необходимо будет дополнительно запросить подтверждающую справку от работодателя, архивную выписку или копию приказа соответствующей организации, для того чтобы установить например продолжительность стажа и принять его в расчет при назначении пенсии.

Способы подачи заявления без явки в ПФР

Не ранее чем за месяц до наступления права на страховую пенсию по старости, гражданин подаёт заявление о её назначении и доставке.

Заявление о назначении пенсии может быть представлено в форме электронного документа через Личный кабинет гражданина на сайте ПФР или Единый портал государственных и муниципальных услуг.

В развитие указанного положения Административный регламент предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным приказом Минтруда от 19.01.2016 № 14н, предусматривает возможность направления работодателем заявления работника и документов, необходимых для установления пенсии, в электронном виде по защищенным каналам связи, заверенных усиленной квалифицированной подписью.

Таким образом, работники организаций, приобретающие право на пенсию, могут оформить её без явки в Пенсионный фонд.

Как оформить пенсию без документов

Если же гражданин видит, что все сведения о его пенсионных правах учтены, он может подать заявление о назначении пенсии не только без визита в клиентскую службу ПФР, но и без представления в ПФР каких-либо документов (трудовой книжки) и справок о стаже.

Для этого гражданину после получения полной информаиции в Личном кабинете достаточно дать согласие на назначение страховой пенсии по этим сведениям.

Почему это хорошо для всех

Формирование электронного пакета документов о пенсионных правах работника и направление их в органы ПФР по ТКС не требует от страхователя-работодателя никаких дополнительных материальных вложений, т.к. она уже используются при сдаче сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Сама подготовка документов: их сканирование и направление в ПФР не занимает большое количество времени и не ложится каким-то финансовым бременем на плечи работника кадровой службы, уверены в ПФР.

Как показывает практика, время, затраченное на сканирование и передачу электронных документов в ПФР в среднем на 1 работника, составляет около 15 минут. Такое же время кадровый работник тратит на ксерокопирование документов и их постраничное заверение для выдачи их своему работнику для личного представления им в ПФР.

Если в среднем в организации численностью более 100 человек на пенсию в течение года выходит порядка 5-6, то в целом на всю работу по сканированию и направлению документов работодатель затрачивает около одного часа работы из расчета 6 человек в год. Это не так много. К тому же стоит учесть, что при отсутствии электронного взаимодействия с ПФР, кроме расхода бумаги, времени на копирование документов, их постраничное заверение, работник отвлекается от своих прямых обязанностей на визит с документами в ПФР.

Раньше все необходимые документы на назначение пенсии будущий пенсионер должен был самостоятельно предоставить в орган ПФР. Сегодня заботу об этом берут на себя социально ответственные работодатели.

Что думают бухгалтеры

ПФР делает честные и недоуменные глаза, когда приходишь за месяц (или подаешь через ЛК) подавать заявление на начисление пенсии и утверждает, что в глаза не видели Ваши документы. Хотя получили их полгода до дня Х и никаких замечаний у них не было.

— Аноним

за полгода ВСЕ документы по их желанию были поданы, начислять/рассчитывать пенсию начали только когда пенсионерке исполнилост 55. И понеслась: предоставьте копии документов, исправьте справку, предоставьте дополнительную справку. ДУРДОМ! Чем они занималиь полгода? ЗАЧЕМ за полгода предоставлять документы? Чтобы половину потерять?

— сова7202

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

You are using an outdated browser. Upgrade your browser today or install Google Chrome Frame to better experience this site.


меню

Свердловская областная организация горно-металлургического профсоюза России

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

ОТЧЕТЫ И ВЫБОРЫ в
Свердловской областной
организации ГМПР - 2021

Должна ли организация-работодатель предоставлять работнику индивидуальные сведения персонифицированного учета?

Если должна, то какие, как часто и в какой форме, учитывая, что в формах отчетности в Пенсионный фонд РФ могут содержаться сведения о других работниках организации? Возможно ли предоставлять работнику индивидуальные сведения один раз в конце года за весь год или один раз при увольнении за весь период работы? Необходимо ли письменное подтверждение передачи сведений работнику?

Должна ли организация-работодатель предоставлять работнику индивидуальные сведения персонифицированного учета? Если должна, то какие, как часто и в какой форме, учитывая, что в формах отчетности в Пенсионный фонд РФ могут содержаться сведения о других работниках организации? Возможно ли предоставлять работнику индивидуальные сведения один раз в конце года за весь год или один раз при увольнении за весь период работы? Необходимо ли письменное подтверждение передачи сведений работнику?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Страхователь обязан передавать сведения о застрахованных лицах, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета, в территориальный орган ПФР в установленные законом сроки по утвержденным формам. Также установлена обязанность страхователя в те же сроки передавать копии таких сведений застрахованным лицам. Однако не установлены ни порядок передачи таких копий застрахованным лицам, ни ответственность за неисполнение данного требования.
По нашему мнению, исходя из требований трудового законодательства, работодатель обязан выдать указанные копии сведений по заявлению сотрудника в срок не позднее 3 дней. Отметим, что с 1 января 2017 года норма, предписывающая передавать копии сведений застрахованным лицам, будет действовать в новой редакции, которой предусмотрено предоставление копий сведений также по заявлению застрахованного лица или в день его увольнения, а не в сроки, предусмотренные для сдачи отчетности в ПФР.
Порядок передачи копий сведений застрахованным лицам не установлен, страхователь может данный порядок установить самостоятельно, в том числе и порядок подтверждения получения застрахованным лицом копии сведений.
Что касается предоставления копии формы СЗВ-М, отметим, что ее предоставление должно осуществляться с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". То есть необходимо передавать копии сведений по форме СЗВ-М без указаний персональных данных других застрахованных лиц.

Обоснование вывода:
Для начала отметим, что в силу ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ):
- застрахованное лицо имеет право получить бесплатно у страхователя копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) для индивидуального (персонифицированного) учета;
- а страхователь, в свою очередь, обязан передавать бесплатно каждому застрахованному лицу, работающему у него по трудовому договору или заключившему договор гражданско-правового характера, копию сведений, представленных в орган ПФР для индивидуального (персонифицированного) учета для включения их в индивидуальный лицевой счет данного застрахованного лица.
Абзацем первым п. 4 ст. 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователей передавать застрахованным лицам копии сведений, представленных в орган ПФР в сроки, установленные Законом N 27-ФЗ для передачи этих сведений. При этом сведения индивидуального персонифицированного учета, передаваемые в ПФР ежеквартально в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной постановлением Правления ПФ РФ от 16.01.2014 N 2п), отражаются в отдельном Разделе 6, сведения в котором указываются индивидуально на каждое застрахованное лицо.
Однако с II квартала 2016 года все работодатели помимо ежеквартальной отчетности в ПФР ежемесячно отчитываются в ПФР о каждом работающем у них лице, предоставляя сведения по форме СЗВ-М (утверждена постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п) (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ). Данная обязанность установлена новым пунктом 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно действующей в настоящее время редакции абзаца первого п. 4 ст. 11 Закона N 27-ФЗ*(1) копия сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, выдается работнику в сроки, установленные для передачи сведений в ПФР. А также в следующих случаях (абзацы второй и третий указанного пункта):
- при оформлении документов в случае выхода на пенсию - в течение 10 календарных дней со дня подачи работником заявления о выходе на пенсию;
- при увольнении (прекращении договора гражданско-правового характера) - в день увольнения работника (в день прекращения договора ГПХ).
Таким образом, из прямого прочтения абзаца 1 п. 4 ст. 11 Закона N 27-ФЗ следует также, что копия сведений должна выдаваться сотруднику не только в указанных выше случаях, но и с каждым представлением СЗВ-М в ПФР, то есть ежемесячно.
При этом ни Законом N 27-ФЗ, ни иными нормативными актами не определен порядок исполнения страхователем данного требования. Кроме этого, не установлена ответственность за его неисполнение страхователем.
Отметим, что частью 1 ст. 62 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) установлена обязанность работодателя передать по заявлению работника документы, связанные с работой*(2), в срок не позднее трех рабочих дней со дня подачи такого заявления. То есть основанием для выдачи работнику копий документов, указанных в ст. 62 ТК РФ, является заявление работника, составленное в письменной форме, с указанием конкретных видов копий документов (Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 26.12.2014 по делу N 33-29154/2014).
Таким образом, с одной стороны, абзацем 1 п. 4 ст. 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя передавать застрахованным лицам сведения, необходимые для персонифицированного учета в сроки, установленные для передачи таких сведений в ПФР, однако в настоящий момент не установлен порядок предоставления и ответственность за неисполнение данной обязанности. В то же время, учитывая положение ч. 1 ст. 62 ТК РФ, можно прийти к выводу, что страхователь (работодатель) обязан представить застрахованному лицу (работнику) сведения, указанные в пунктах 2-2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, в том числе и по форме СЗВ-М, по заявлению самого работника.
Что касается предоставления застрахованному лицу сведений по форме СЗВ-М, отметим, что, в отличие от Раздела 6 формы РСВ-1 ПФР, сведения в котором указываются индивидуально на каждое застрахованное лицо, форма СЗВ-М представляет собой реестр застрахованных лиц. То есть страхователь формирует не пачки документов отдельно на каждого сотрудника, а представляет в ПФР один документ (файл) по форме СЗВ-М.
По нашему мнению, при передаче застрахованному лицу копии формы СЗВ-М необходимо удалять индивидуальные сведения третьих лиц либо распечатывать форму СЗВ-М с указанием в ней данных только одного застрахованного лица.
Дело в том, что представление полной формы СЗВ-М (с указанием персональных данных*(3) всех застрахованных лиц) страхователем приведет к нарушению требований ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" и ст. 86 ТК РФ.


Работодатель – главный плательщик взносов на обязательное пенсионное страхование. Страховые взносы в Пенсионный фонд России уплачиваются из заработной платы, а также других видов вознаграждений, начисленных в пользу работников. Благодаря аккумулированным средствам фонда удается перечислять пенсионные выплаты тем, кто уже вышел на пенсию и формировать базу для предстоящих выплат.

  1. Взносы на обязательное пенсионное страхование
  2. Обязательное пенсионное и медицинское страхование
  3. Свидетельство обязательного пенсионного страхования
  4. Система обязательного пенсионного страхования
  5. Уплата обязательного пенсионного страхования
  6. ФЗ об обязательном пенсионном страховании
  7. Фонд обязательного пенсионного страхования
  8. Как заключить договор об ОПС?
  9. Субъекты обязательного пенсионного страхования
  10. Обязанности страховщика
  11. Обязанности страхователя
  12. Обязанности застрахованных лиц

Пенсионный фонд РФ выполняет функции администратора по взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование. Взносы в ПФР перечисляют:

  1. Лица и организации, которые выплачивают гражданам заработную плату, а также иные вознаграждения.
  2. Индивидуальные предприниматели.
  3. Физлица (не ИП).
  4. Самозанятые граждане, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие.

Обязательное пенсионное и медицинское страхование

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) функционирует на территории РФ с 2002 года. В рамках проведенной реформы все граждане, родившиеся с 1967 года и позже получают пенсию, которая делится на страховую и накопительную часть. Оба вида пенсии формируются путем уплаты страховых взносов обязательного характера.

Обязательное медицинское страхование или ОМС – часть государственной программы социального страхования. Основной плюс – равные возможности для каждого гражданина в получении лекарственной и медицинской помощи. Услуги предоставляются за счет средств, которые перечисляются в фонд в обязательном порядке на условиях государственной программы.

Свидетельство обязательного пенсионного страхования

Если гражданин РФ устраивается на работу без свидетельства обязательного пенсионного страхования, работодатель обязан оформить документ в соответствии с нормами закона. Это правило также распространяется на лиц, которые трудятся по договору подряда.

Подрядчик, у которого нет пенсионного свидетельства, должен получить его от первого работодателя. Соответствующая анкета, которая заполняется в процессе приема на работу, передается в ПФР в 14-дневный срок с момента подписания трудового договора.

Система обязательного пенсионного страхования

Система обязательного пенсионного страхования предполагает оформление соответствующих полисов в страховых компаниях. Благодаря четко отлаженному механизму удается содержать граждан пенсионного возраста (утративших трудоспособность). Среди основных участников системы страховщики и страхователи, федеральные структуры и застрахованные лица.

Пенсионное страхование проводится в соответствии с нормами действующего законодательства. По закону право на обязательное пенсионное страхование получают граждане государства, а также лица, которые работают и живит на территории РФ.

Уплата обязательного пенсионного страхования

Уплата взносов обязательного пенсионного страхования проводится на основании договора, заключенного между страхователем и страховщиком. Размер установленной суммы указывается в составленном документе. Когда страхователь достигнет определенного законодательством возраста, ему начнут выплачивать государственную пенсию с периодичностью раз в месяц. Право на пенсию также получают страхователи-инвалиды или граждане РФ по факту потери кормильца. Сумма будущей пенсии определяется нормами федерального законодательства. Начисление курирует Пенсионный фонд Российской Федерации.

ФЗ об обязательном пенсионном страховании

ФЗ об обязательном пенсионном страховании определяет основы системы ОПС в секторе государственного регулирования РФ. Закон также регулирует взаимоотношения между субъектами ОПС, определяет их правовое положение, статус, обязанности и права. В отдельных статьях закона приведены основания, при которых возникают обязанности и права упомянутых выше субъектов. На случай нарушения или невыполнения субъектами возложенных законом обязательств предусмотрены соответствующие виды ответственности.

Фонд обязательного пенсионного страхования

Фонд обязательного пенсионного страхования справедливо считается ключевым финансовым институтом Российской Федерации. Учреждение национального масштаба оказывает комплексные государственные услуги в сегменте социального обеспечения граждан.

В структуру ПФР входи восемь управлений в округах, 83 отделения в различных субъектах РФ и порядка 2 500 управлений территориального уровня. Еще одно отделение функционирует в г. Байконур (Казахстан).

Как заключить договор об ОПС?

Чтобы заключить договор об ОПС, необходимо обратиться в отделение Сбербанка РФ (или в любой другой негосударственный пенсионный фонд), где вас попросят предъявить СНИЛС и паспорт. Затем следует подать заявление с просьбой перевести счет накопительной пенсии в отделение Сбербанка. Представитель финансового учреждения оформит вашу заявку через использование электронной подписи в цифровом формате. Если заявление в адрес Пенсионного фонда РФ подано в самостоятельном порядке, работнику Сбербанка понадобится сообщить номер полученной расписки. Передать информацию разрешается в телефонном режиме или с помощью удобного электронного сервиса в интернете.

Субъекты обязательного пенсионного страхования

За работу системы обязательного пенсионного страхования отвечают страховщики. К этой категории в РФ относят государственный пенсионный фонд и негосударственные пенсионные фонды.

Среди субъектов обязательного пенсионного страхования также значатся страхователи. Эта категория лиц, которые выплачивают взносы в пользу работающих граждан РФ. К страхователям относят индивидуальных предпринимателей, организации и физические лица.

Третья категория субъектов системы ОПС – застрахованные лица, т.е. непосредственно те, кто получает пенсию в соответствии с нормами закона.

Читайте также: