Работник был допущен к исполнению своих обязанностей при наличии медицинских противопоказаний

Обновлено: 16.05.2024

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Причин отстранения от работы сотрудника много. Это и появление в нетрезвом виде на рабочем месте, и проблемы со сдачей нормативов по охране труда, и, наконец, медицинские показания. Гражданин в этом случае не может привлекаться к труду, поскольку его здоровье исполнять трудовые обязанности не позволяет. Отстранение от работы по медицинским показаниям — это не право, а обязанность работодателя, допуск сотрудника к труду является в данном случае грубым нарушением законодательных норм.

Как предложить другую работу работнику, которому по медицинскому заключению противопоказана работа в его должности на период более четырех месяцев?

Причины отстранения и законодательная база

Отстранение от исполнения работником его служебных обязанностей временного характера имеет целью предотвращение негативных последствий работы – прежде всего для самого работника, а затем и организации. ТК РФ статьей 76 устанавливает причины отстранения от работы.

Как оформить отстранение от работы работника, которому нужен перевод на другую работу по медицинским показаниям?

Медицинские показания играют роль, если:

  • работник не прошел медосмотр, обязательный для его специальности;
  • работник прошел медосмотр, но по результатам этой проверки работу, прописанную договором, выполнять не может.

Это основные причины отстранения, однако список из ст. 76 является открытым, что позволяет отстранять от работы и по другим медицинским причинам, к примеру, если водитель прошел медосмотр, но был замечен в нетрезвом виде работником органов правопорядка. ТК РФ позволяет и в этом случае отстранить гражданина от работы.

Работник не допускается к труду до тех пор, пока обстоятельства, препятствующие этому, не будут им устранены. Если медосмотр пропущен им не по своей вине, ему оплачивается период вынужденного отдыха как простой, в остальных случаях период отстранения не оплачивается совсем.

Правила же оплаты простоя следующие (ст. 157 ТК РФ):

  • по вине администрации – 2/3 среднего заработка сотрудника;
  • по вине третьей стороны – 2/3 оклада (ставки) сотрудника.

На заметку! К непрохождению медосмотра приравнивается ситуация, когда работник не прошел обязательное освидетельствование психиатра.

  • работник отказывается переводиться;
  • у работодателя нет вакантного места, соответствующего требованиям мед. заключения.

Тогда работнику устанавливается запрет на труд на весь период, указанный в заключении. Рабочее место сохраняется за сотрудником, а заработная плата – нет. Она сохраняется только исключительных, предусмотренных законодательством или договором с работником, случаях.

Порядок отстранения

ВАЖНО! Образец приказа об отстранении от работы
по медицинским показаниям от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Отстранение работника от возможности трудиться согласно договору проводится с соблюдением всех административных, законодательных норм, в ином случае возможны конфликты с персоналом, вплоть до судебных разбирательств.

Стандартный порядок отстранения включает в себя:

Работник после издания приказа не допускается к труду, пока причины, послужившие этому, не будут устранены. Затем издается новый приказ о возможности возобновления им работы, с которым гражданин также должен быть ознакомлен под роспись. Приказ подписывает как ознакомившийся, так и представитель бухгалтерии, в обязанности которого входит возобновление начисления заработной платы члену трудового коллектива.

Приказ на отстранение от работы не имеет унифицированной формы и может быть составлен по правилам внутреннего документооборота. Самое важное в таком документе – указать причину отстранения со ссылкой на документ-основание. Необходимо также сформулировать указание бухгалтерской службе в отношении начисления оплаты труда на период, когда сотрудник лишен возможности работать.

Образец приказа приведен ниже.

Согласно медицинскому заключению №5522 от 01.10.19 г., на основании ст. 76-1 ТК РФ,
ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Отстранить продавца-консультанта Мирошникову А.М. от исполнения трудовых обязанностей на период с 02.10.19 г. по 10.11.19 г. включительно.
2. Бухгалтеру Краснокутской Н.Н. не начислять оплату труда Мирошниковой А.М. за период с 02.10.19 г. по 10.11.19 г. включительно.

Директор: Иргашев А.И.
Основание: медицинское заключение №5522 от 01.10.19 г.
С приказом ознакомлены: Мирошникова А.М.
Краснокутская Н.Н.

Отстранение и увольнение

Говоря об отстранении от работы, нельзя не упомянуть об увольнении в связи с медицинскими показаниями.

Кроме проблем дисциплинарного характера, когда вслед за отстранением по мед. показаниям следует увольнение (к примеру, если работник намеренно избегает медосмотров или является на работу в состоянии опьянения, зафиксированного ответственными лицами), уволить могут по ст. 73 ТК РФ.

Если работник отказывается от перевода по мед. показаниям и срок этого перевода большой – свыше 4-х месяцев, постоянный, речь идет уже не об отстранении от работы, а об увольнении. Точно так же работодатель может поступить, если у него нет подходящего гражданину рабочего места на указанный срок.

К полностью недееспособному гражданину применяется только увольнение на основании справки медицинской комиссии. В документе должно быть прямое указание на недееспособность, только тогда увольнение считается законным (ст. 83-5 ТК РФ).

Обязанность отстранять непривитых: законно или нет?

Власти Москвы обязали предприятия отстранять сотрудников, которые не желают прививаться от коронавируса. Мнения юристов о правовых основаниях для таких требований разделились. Но все эксперты согласны, что оспорить отстранение в суде едва ли удастся.

Власти Москвы сообщили, что компании из сфер, для которых главный санитарный врач столицы ввела на прошлой неделе обязательную вакцинацию, обязаны отстранять отказавшихся от прививки сотрудников без сохранения зарплаты. Об этом сообщил 24 июня оперативный штаб по борьбе с коронавирусом. Юристы разошлись в оценке законности таких требований.

Требования главного санитарного врача Москвы касаются сферы торговли (в том числе дистанционной), общепита, культуры, досуга и спорта, общественного транспорта, бытовых услуг, образования, здравоохранения, ЖКХ и госуслуг, а также курьеров, парикмахерских, салонов красоты и клиентских отделений банков и почты. В таких компаниях должно быть привито не менее 60% сотрудников. Как поясняет оперштаб, при расчете их общей численности нужно учитывать и сотрудников, работающих удаленно, и привлеченных по договорам самозанятых. При этом 60% от этого числа должны получить именно вакцины от COVID-19 – в эту долю не входят ранее переболевшие или не подлежащие вакцинации по медицинским показаниям сотрудники. Никакой уровень антител не приравнивается к получению прививки.

Работодатель обязан обеспечить условия для вакцинации персонала. Работник, который не желает вакцинироваться, но не имеет противопоказаний, должен подписать отказ от прививки. Если сотрудник не согласен и на это, работодатель должен зафиксировать это отдельными актом. Работодатель должен отстранить его без сохранения заработной платы и учета этого времени в трудовом стаже. Такому работнику можно предложить перейти на удаленную работу, но это зависит от воли работодателя – законом такие гарантии не предусмотрены.

Достаточно ли постановления санитарного врача?


Но мы все знаем, отсутствие правого основания для выполнения незаконных требований санитарного врача Москвы не освобождает работодателя от ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 6.3. КоАП РФ.

Если работодатель соблюдет требуемые процедуры, перспектив обжалования такого отстранения в суде нет, говорит юрист.

Для оспаривания таких мер потребуется признание незаконным постановления главного санитарного врача. Но крайне маловероятно, что суды примут такое решение, указывает Корчаго.

Перекладывание ответственности на работодателя

Сергей Водолагин, управляющий партнер юрфирмы Вестсайд Вестсайд Федеральный рейтинг. группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Комплаенс группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Частный капитал × , отмечает, что пандемия коронавируса вызвала множество новелл в правоприменении, связанных с трудовым законодательством как в России, так и в мире. К сожалению, российские власти решают возникшие проблемы за счет работодателей. Ранее они ввели оплачиваемые нерабочие дни с неопределенным с точки зрения трудового законодательства статусом, а теперь, по сути, перекладывают на работодателей реализацию антиковидных мер, говорит Водолагин.


Получается, что если работник уклоняется от вакцинации, несмотря на предписание властей, то принудительные меры должен принять в отношении него под угрозой приостановления деятельности работодатель. Не думаю, чтобы такие меры соответствовали духу трудового законодательства.

Сергей Водолагин, управляющий партнер юрфирмы Вестсайд

При этом он отмечает, что с точки зрения буквы закона соответствующие требования обоснованы, и у работников мало шансов на успех в случае судебного оспаривания отстранения.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу директора ООО "Частное охранное агентство "Титан" Примаченко М.И. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Бурятия, заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Бурятия от 24 июня 2016 г. N 6-2856-15-ИЗ/234/71/5-11367, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 24 августа 2016 г., решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 11 октября 2016 г. и постановление председателя Верховного Суда Республики Бурятия от 12 декабря 2016 г., вынесенные в отношении ООО "Частное охранное агентство "Титан" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением начальника отдела надзора и контроля по вопросам охраны труда Государственной инспекции труда в Республике Бурятия от 7 декабря 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 30 марта 2016 г., ООО "Частное охранное агентство "Титан" (далее также общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.

Решением судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 19 мая 2016 г. указанное постановление должностного лица от 7 декабря 2015 г. и решение судьи районного суда от 30 марта 2016 г. отменены, дело возвращено в Государственную инспекцию труда в Республике Бурятия на новое рассмотрение.

Постановлением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Бурятия, заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Бурятия от 24 июня 2016 г. N 6-2856-15-ИЗ/234/71/5-11367 (далее также постановление должностного лица от 24 июня 2016 г.), оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 24 августа 2016 г., решением судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 11 октября 2016 г. и постановлением председателя Верховного Суда Республики Бурятия от 12 декабря 2016 г., ООО "Частное охранное агентство "Титан" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, директор ООО "Частное охранное агентство "Титан" Примаченко М.И. просит отменить постановление должностного лица от 24 июня 2016 г., решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 24 августа 2016 г., решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 11 октября 2016 г. и постановление председателя Верховного Суда Республики Бурятия от 12 декабря 2016 г., вынесенные в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Статьей 11.1 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о частной детективной и охранной деятельности) установлено, что частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и названным Законом.

Согласно части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать за счет собственных средств проведение, в частности, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников.

В силу частей 1, 4, 7, 8 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Предусмотренные указанной статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н утверждены перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).

В Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников включены работы в ведомствах и службах, которым разрешено ношение оружия и его применение (пункт 7 Перечня, приложение N 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.

Согласно пункту 3 данных Правил обязательное психиатрическое освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377.

Работники ведомств и служб, которым разрешено ношение и применение огнестрельного оружия, включены в указанный Перечень.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" выдача оружия работникам юридических лиц с особыми уставными задачами осуществляется по решению руководителей данных юридических лиц после прохождения указанными работниками соответствующей подготовки и при отсутствии у них оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия.

В силу части 2 статьи 12.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности действия частных охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией частного охранника на объекте охраны.

Согласно пункту 2.4 должностной инструкции охранника ООО "Частное охранное агентство "Титан" на объекте "Распределительный центр - ИП Бредний Р.И." охранник имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

Положениями статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, 8 ноября 2015 г. с работником ООО "Частное охранное агентство "Титан" Маркеловым М.А., осуществляющим трудовую деятельность на объекте охраны "Распределительный центр - ИП Бредний Р.И.", произошел несчастный случай со смертельным исходом, который квалифицирован как не связанный с производством.

Должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Бурятия выявлен факт допуска в нарушение приведенных выше требований трудового законодательства работника (охранника) Маркелова М.А. к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного предварительного (при поступлении на работу) медицинского осмотра и обязательного психиатрического освидетельствования, что послужило основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства совершенного обществом административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 29 - 35), копией трудового договора (л.д. 70 - 72), копиями медицинских заключений по результатам освидетельствования Маркелова М.А. для получения лицензии на приобретение оружия (л.д. 73, 78), копией акта от 11 февраля 2015 г. о прохождении Маркеловым М.А. периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и копией выписки из данного акта (л.д. 75, 76), копией карты аттестации рабочего места по условиям труда N 15, проведенной в декабре 2013 года (л.д. 81 - 88), копией должностной инструкции охранника ООО "Частное охранное агентство "Титан" на объекте "Распределительный центр - ИП Бредний Р.И." (л.д. 89 - 101) и иными материалами дела, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В настоящей жалобе заявитель указывает на необоснованность выводов должностного лица и судебных инстанций о виновности общества в допуске работника Маркелова М.А. к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра и обязательного психиатрического освидетельствования, так как проходить такие осмотр и освидетельствование должны только работники, у которых имеется разрешение на ношение и применение огнестрельного оружия, а Маркелов М.А. такого разрешения не имел, огнестрельное оружие за ним закреплено не было и в своей трудовой деятельности он его не использовал.

Аналогичные доводы были предметом проверки должностного лица и нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны состава вмененного административного правонарушения.

Признавая соответствующие доводы несостоятельными, должностное лицо и судебные инстанции правильно исходили из того, что осуществляемая обществом охранная деятельность непосредственно связана с ношением и применением оружия, должностной инструкцией охранника предусмотрено его право применять огнестрельное оружие, что в силу названных выше Перечня работ, Правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования и требований статей 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации обязывало работодателя обеспечить прохождение соответствующим работником обязательного предварительного медицинского осмотра и обязательного психиатрического освидетельствования, а в случае, если указанные процедуры не пройдены, не допускать работника к работе.

Из материалов дела также усматривается, что в 2014 и 2015 годах, в период осуществления трудовой деятельности в ООО "Частное охранное агентство "Титан" Маркелов М.А. проходил медицинские освидетельствования для получения лицензии на приобретение оружия и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, что подтверждено соответствующими медицинскими заключениями, актом и в совокупности с иными обстоятельствами также объективно свидетельствует о необоснованности приведенных доводов заявителя.

В связи с изложенным утверждение заявителя о типовом характере должностной инструкции и формальном указании в ней на право охранника применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, обоснованными признать нельзя. Более того, как справедливо отмечено должностным лицом и судебными инстанциями, данная инструкция была разработана непосредственно работодателем и утверждена руководителем общества.

При этом следует также признать правильным вывод должностного лица и судебных инстанций о том, что обстоятельства, на которые ссылается заявитель, не препятствовали работнику в последующем реализовать при исполнении трудовых обязанностей право на ношение и применение огнестрельного оружия, на получение соответствующего разрешения.

Кроме того, согласно карте аттестации по условиям труда рабочего места охранника ООО "Частное охранное агентство "Титан" N 15, проведенной в декабре 2013 года, рабочее место охранника по шести показателям факторов производственной среды и трудового процесса отнесено к классу условий труда 3,2 (вредные), а в соответствии с перечисленными выше нормами в отношении работников, занятых на вредных и (или) опасных производственных работах, проведение предварительных медицинских осмотров является обязательным, независимо от каких-либо иных обстоятельств. В связи с этим указание заявителя на отсутствие у Маркелова М.А. разрешения на ношение и применение огнестрельного оружия и неиспользование такового в своей трудовой деятельности правового значения не имеют.

Данным аттестации рабочего места охранника по условиям труда, на которые ссылается заявитель, обоснованно дана критическая оценка, так как она проведена в 2016 году и не относится к периоду осуществления Маркеловым М.А. трудовой деятельности в ООО "Частное охранное агентство "Титан".

Вопреки утверждению заявителя, принцип непосредственности исследования доказательств должностным лицом и судебными инстанциями не нарушен, в их распоряжении имелись материалы дела об административном правонарушении, содержащие все доказательства.

Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совершенное обществом административное правонарушение выразилось в длительном, систематическом допуске работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного предварительного медицинского осмотра и обязательного психиатрического освидетельствования в нарушение требований трудового законодательства. Данное административное правонарушение является длящимся, срок давности привлечения общества к административной ответственности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановление заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Бурятия, заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Бурятия от 24 июня 2016 г. N 6-2856-15-ИЗ/234/71/5-11367, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 24 августа 2016 г., решение судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 11 октября 2016 г. и постановление председателя Верховного Суда Республики Бурятия от 12 декабря 2016 г., вынесенные в отношении ООО "Частное охранное агентство "Титан" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора ООО "Частное охранное агентство "Титан" Примаченко М.И. - без удовлетворения.


Т. Н. Малицкая
автор статьи, специалист по бухгалтерскому учету и налогообложению, вопросам кадрового делопроизводства, налогообложения заработной платы, применения трудового законодательства, руководитель ЦОК Аскон

Для отдельных категорий сотрудников законодательством предусмотрена обязанность прохождения медицинских осмотров, а для их работодателей – установлена обязанность по организации и финансированию таких осмотров.Так какие же осмотры и как часто работодатели должны проводить? Какова мера ответственности работодателя за непроведение обязательного медицинского осмотра? Существует ли ответственность для работников за непрохождение обязательных осмотров? Ответы читайте в нашей статье.

Трудовой кодекс запрещает работодателям допускать к исполнению обязанностей сотрудников, не прошедших обязательные медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования, а также при наличии медицинских противопоказаний[1]. Так что же такое медицинский осмотр? Если сформулировать кратко – это контрольное медицинское обследование состояния здоровья работников и один из важнейших компонентов первичной профилактики профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний.

Законодательство РФ выделяет следующие виды медосмотров[2]:

  • профилактический, проводимый в целях раннего выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития;
  • предварительный, проводимый при поступлении на работу или учебу;
  • периодический, проводимый с определенной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников;
  • предсменные (предрейсовые), проводимые перед началом рабочего дня, в целях выявления признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей;
  • послесменные (послерейсовые), проводимые по окончании рабочего дня, в целях выявления признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • иные установленные законодательством РФ виды медицинских осмотров.

Наличие последнего пункта говорит о том, что данный перечень видов медосмотров не является исчерпывающим. Также следует сказать о том, что в отношении некоторых категорий граждан законодательством РФ предусмотрено проведение углубленных медицинских осмотров. Представляют они собой периодические медицинские осмотры с расширенным перечнем участвующих в них врачей-специалистов и методов обследования.

Статья 213 ТК РФ устанавливает случаи обязательного прохождения осмотров для следующих категорий работников:

  • лица, занятые на работах с вредными, опасными условиями труда (в т. ч. на подземных работах), а также связанных с движением транспорта;
  • сотрудники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений;
  • работники, осуществляющие отдельные виды деятельности (в т. ч. связанной с источниками повышенной опасности).

А приказом Минздравсоцразвития утверждены перечни вредных или опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых необходимо проводить обязательные предварительные и периодические медицинские обследования[3].

Кроме того, обязательные медосмотры при приеме на работу должны проходить следующие категории граждан:

  • лица, не достигшие 18 лет[4]
  • лица, принимаемые на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей[5]
  • лица, принимаемые на работу вахтовым методом[6]
  • лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств[7]
  • сотрудники, занятые на подземных работах[8]
  • спортсмены[9]

Медосмотры проводят лицензированные медицинские организации. Порядок действий при проведении периодических осмотров можно привести в виде схемы.

Работодатель:

  • разрабатывает и утверждает поименный список работников, для которых периодический медосмотр обязателен
  • направляет поименный список работников в Роспотребнадзор в течение 10 дней с даты его утверждения
  • согласовывает с медицинской организацией дату начала медосмотра
  • направляет поименный список работников в медицинскую организацию не позднее чем за 2 месяца до запланированной даты начала медосмотра
  • знакомит работников под роспись с графиком проведения медосмотра не позднее чем за 10 дней до его начала
  • оформляет направления на медосмотр и выдает их сотрудникам
  • сообщает в ФСС РФ сведения о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах путем заполнения таблицы 10 формы 4-ФСС

Медицинская организация:

  • составляет календарный план медосмотра, согласовывает его с работодателем и утверждает у руководителя медорганизации
  • формирует постоянно действующую врачебную комиссию
  • комиссия определяет необходимость участия соответствующих врачей-специалистов, виды и объемы необходимых исследований
  • проводит осмотр и забор анализов
  • оформляет: медкарту амбулаторного больного (хранится в медорганизации), паспорт здоровья работника (если ранее не оформлялся), по окончании осмотра паспорт выдается работнику на руки, 2 экземпляра заключения по результатам осмотра. Заключение подписывает председатель комиссии и один экземпляр выдается работнику на руки, второй – приобщается к карте амбулаторного больного
  • направляет работника в центр профпатологии (при наличии признаков профзаболевания)
  • по итогам медосмотра не позднее, чем через 30 дней после его окончания совместно с работодателем и Роспотребнадзором обобщает результаты медосмотра и составляет окончательный акт
  • заключительный акт в течение 5 дней с даты утверждения направляет:работодателю, в Роспотребнадзор, региональный центр профпатологии
  • прибывает в медорганизацию в назначенную дату с документами: паспорт, направление на медосмотр, паспорт здоровья (при наличии), решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (при необходимости) 10
  • проходит медосмотр

На основании медицинских рекомендаций, указанных в заключительном акте, могут проводиться внеочередные медицинские осмотры. Предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления, выданного работодателем.

В направлении следует указать:

  • наименование работодателя
  • форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД
  • наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН
  • вид медицинского осмотра (предварительный)
  • фамилия, имя, отчество лица, поступающего на работу
  • дата рождения лица, проходящего осмотр
  • наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором будет трудиться лицо, поступающее на работу
  • наименование должности (профессии) или вида работы
  • вредные или опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным осмотрам

Указанное направление должно быть подписано уполномоченным представителем работодателя с указанием его должности, фамилии, инициалов. Данное направление следует выдавать соискателю под роспись. Кроме того, работодатель должен вести учет выданных направлений. В свою очередь, для прохождения предварительного осмотра лицо, поступающее на работу, представляет в медицинскую организацию документы (см. схему выше)[10]. Следует отметить, что предварительный осмотр считается завершенным, когда направленное на медосмотр лицо, осмотрено всеми врачами-специалистами и когда выполнены все лабораторные и прочие исследования. По окончании прохождения осмотра гражданину, поступающему на работу, выдается заключение, в котором указывается, выявлены ли медицинские противопоказания для выполнения работы или нет. Данные о прохождении медосмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки.

В силу ст. 214 ТК РФ работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами. В свою очередь, работодатель согласно ст. 212 ТК РФ обязан не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медосмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний. Таким образом, если лицо, поступающее на работу, не прошло обязательный предварительный медосмотр (отказалось от его прохождения) или в результате осмотра у него были выявлены медицинские противопоказания для работы по определенной должности – работодатель должен отказать ему в приеме на данную должность.

Если же работодатель не организовал прохождение обязательного предварительного медосмотра и оформил прием на работу (допустил к работе) без медицинского заключения, то в случае проверки контролирующими органами он может быть привлечен к административной ответственности, а трудовой договор придется прекратить вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом или иным федеральным законом правил его заключения[11]. При этом до прекращения трудового договора работодатель должен предложить работнику другую должность, которую он может выполнять с учетом его состояния здоровья[12].

Если в заключении трудового договора о выполнении работы, противопоказанной работнику по состоянию здоровья на основании с медицинского заключения, выданного в установленном порядке, отсутствует вина работника – при увольнении ему должно быть выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Если же нарушение произошло по вине работника, то работодатель не обязан предлагать ему другую работу и выплачивать выходное пособие[13].

Если сотрудник не прошел обязательный медосмотр или психиатрическое освидетельствование или в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке, выявлены противопоказания для выполнения работы, обусловленной трудовым договором – работодатель должен отстранить этого сотрудника от работы.

Помимо отстранения такой работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности согласно ст. 192 ТК РФ, а работодатель, допустивший сотрудников к работе без прохождения в установленном порядке обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, осмотров в начале рабочего дня (смены), психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, – привлекается к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Штраф за данное нарушение составляет для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей от 15 000 до 25 000 руб., для юридических лиц – от 110 000 до 130 000 руб.

В случае совершения аналогичного нарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, ему грозит более суровое наказание:

Читайте также: