Работа по 223 фз плюсы и минусы

Обновлено: 01.05.2024



Федеральные законы, 44-ФЗ и 223-ФЗ, регламентируют значительный сегмент сферы тендеров и государственных закупок.

В данной статье мы научимся определять как сходства, так и различия между этими законодательными актами, а также чем государственная закупка по 44-ФЗ отличается от запроса по 223-ФЗ. Для сравнения мы выберем основные 15 критериев, по которым можно будет понять, как работают эти законы.

1. 44-ФЗ и 223-ФЗ: различия закупочных процедур

44-ФЗ регулирует порядок поставок ТРУ заказчикам внутри контрактной системы.

223-ФЗ регламентирует сферу закупок для государственных корпораций, естественных монополий и др..

Согласно 44-ФЗ заказчиками выступают:

1) федеральные, региональные и муниципальные властные ведомства;

2) государственные и муниципальные казенные учреждения;

3) бюджетные организации;

4) унитарные предприятия (в том случае, если контракт оплачивается из бюджетных средств).

Организовывать торги по 223-ФЗ могут:

1) предприятия, в которых доля государства в уставном капитале превышает 50 процентов;

2) естественные монополии;

3) бюджетные учреждения;

4) унитарные предприятия, делающие закупки на средства от грантов, либо в качестве субподряда, или на собственные денежные средства.

5) юридические лица, участвующие в инвестиционных проектах с бюджетом, превышающим 0,5 млрд. руб. при наличии государственной поддержки.

Закажи грамотную помощь в заполнение документов у наших специалистов, с оплатой за результат

В сфере действия 44-ФЗ исполнителями являются юридические и физические лица, ИП. Заказчик в проектной документации тендера с социальной направленностью правомочен указать возможность заключения контракта с различными участниками торгов.

В торгах по 223-ФЗ могут участвовать также юридические и физические лица, ИП, а также коллективные участники совместных закупок.

44-ФЗ предписывает заказчикам не менее пятнадцати процентов годового объема закупок делать у структур УИС, обществ инвалидов, СМП и СОНКО.

По 223-ФЗ предоставляются преимущества СМП и ССП в размерах, регламентированных в ПП № 1352 от 11 декабря 2014 г.

2. Тендеры и электронные порталы торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В рамках 44-ФЗ проводятся следующие торговые процедуры:

1) открытый конкурс;

2) электронный открытый конкурс;

3) конкурс с ограниченным участием;

4) электронный конкурс с ограниченным участием;

5) двухэтапный конкурс;

6) двухэтапный электронный конкурс;

7) электронный аукцион;

8) закрытые торги (конкурсы и аукционы), в офлайн, или в электронной форме.

9) запрос котировок;

10) запрос котировок в электронной форме;

11) запрос предложений;

12) закупка у единственного поставщика.

Виды торгов по 223-ФЗ:

1) конкурентная закупка (конкурс, аукцион, запрос котировок, предложений);

2) электронная конкурентная закупка;

3) закрытая конкурентная закупка;

4) закупка у ЕП.

Заключайте выгодные контракты как единственный поставщик, напрямую без участия в тендерах!

В обоих вариантах сроки проведения торговых процедур регламентируются законодательством. Заключение контракта с ЕП должно быть прописано в Положении самим заказчиком.

Усиленная квалифицированная подпись для подтверждения электронных документов, по ст. 4 44-ФЗ, требуется на перечисленных выше ЭТП.

В 223-ФЗ пользование электронной подписью регламентируется ч.5 ст. 3.3. Помимо федеральных ЭТП в торгах по 223-ФЗ разрешается участие в процедурах на 170 коммерческих платформах

Обеспечение заявок, согласно требованиям 44-ФЗ, нужно вносить при участии в конкурсах и аукционах с НМЦК, превышающей 1 млн руб, посредством внесения денег или банковской гарантией. Обеспечение контракта устанавливается организатором торгов, за исключением обстоятельств, изложенных в ч. 2 ст. 96.

В закупочных процедурах по 223-ФЗ внесение ОЗ не нужно при конкурентных закупках с НМЦК менее 5 млн руб. В более крупных закупках величина ОЗ не может превышать 5 % от НМЦК.

Участники торгов по 44-ФЗ обязаны привести доказательства своей добросовестности, либо внести большую сумму в счет обеспечения контракта, согласно ст. 37.

Организаторы торгов по 223-ФЗ могут внести соответствующее требование в Положение о закупке.

Обоснование НМЦК , согласно ст. 22, – непременное условие любой торговой процедуры.

При проведении тендеров по 223-ФЗ подробности данной процедуры организатор торгов прописывает в Положении о закупке. Если заказчик пропустит срок публикации Положения в ЕИС, ему придется обосновать НМЦК в соответствии с предписаниями 44-ФЗ.

1) заключение сделки с СМП И СОНКО;

2) обоснование закупки у ЕП;

3) при завершении очередного этапа исполнения государственного контракта;

4) написание сводного аналитического отчета с приведением статистики совершенных закупок.

5) Отчет относительно количества продукции, закупленной в рамках исполнения специального инвестиционного контракта.

Отчеты в ЕИС по 223-ФЗ связаны с:

1) закупками высокотехнологичных продуктов;

2) контрактами, заключенными с ССП и СМП;

3) публикацией плановых ежемесячных отчетов.


В 44-ФЗ изменение существенных условий контракта запрещено. Исключения описаны в ч. 1 ст. 95. Расторгнуть контракт можно:

1) по взаимному соглашению сторон;

2) по судебному приговору;

3) при одностороннем отказе одной из сторон выполнять контрактные обязательства.

В 223-ФЗ допускается изменение параметров объекта закупки, а также сроков исполнения договора, по сравнению с указанными заказчиком. Расторжение договора возможно по причине серьезных правонарушений участником сделки, выявленных в ходе судебного разбирательства.

Порядок подачи обжалований в ФАС РФ

По предписаниям 44-ФЗ жалоба подается в органы государственного и местного самоуправления. При исполнении контракта в сфере государственного оборонного заказа – в контрольный орган. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 5 рабочих дней.

По 223-ФЗ, регламент подобных действий прописан в ст. 18.1 135-ФЗ.

3. Таблица "Два режима закупок для бюджетных учреждений"



4. Видео-инструкция "Сравнение 44 фз и 223 фз"

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Читайте также: