Работа дефектолога в детском саду с чего начать

Обновлено: 13.05.2024

Специальная педагогика включает много интересных и востребованных профессий. К ним относится и дефектолог. Педагог-дефектолог должен быть в каждом детском саду, в котором занимаются дети с отклонениями в физическом и психическом развитии

Кто такой педагог-дефектолог

Дефектологи могут быть как теоретиками, занимаясь исследовательской работой, так и практиками, взаимодействуя непосредственно с детьми в детском саду. Первые работают в научной сфере - разрабатывают технологии обучения детей с ОВЗ и ЗПР. А практики проводят коррекционные занятия с детьми. Основной задачей практика является создание условий для максимально возможного развития детей и адаптации их к нормальной жизни. Он не лечит болезни, а проводит коррекцию и помогает воспитанникам в соответствии со своей компетенцией.

В чем заключается работа дефектолога

Дефектологи могут работать в специальных центрах для детей с особенностями развития, частных образовательных учреждениях и в инклюзивных детских садах. Инклюзивное образование позволяет больным детям учиться вместе со здоровыми.

Практический дефектолог выполняет следующие задачи:

Проводит консультации и обследования ребенка, изучает особенности его психофизического развития — уровень проблем и отклонений. На основе этого анализа составляет индивидуальную программу для каждого ребенка.

Проводит персональные и групповые коррекционные занятия согласно разработанной программе обучения и развития.

Отслеживает динамику и результаты коррекционных занятий. Например, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности при правильном подходе и регулярных занятиях с дефектологом могут полностью компенсировать свой диагноз и забыть о нем.

Особенности проведения занятий зависят от того, какие проблемы в развитии есть у ребенка.

Виды дефектологов

Существует несколько направлений дефектологии в зависимости от решаемых задач. Выделяют следующих специалистов:

Логопед — помогает детям скорректировать речь и постановить отдельные звуки

Сурдопедагог — занимается с детьми, которые плохо слышат

Олигофренопедагог — занимается с детьми с умственной отсталостью

Тифлопедагог — помогает адаптироваться детям с нарушениями зрения

Ортопедагог — занимается с детьми, у которых нарушены функции опорно-двигательного аппарата

Это разделение в некоторых случаях может быть условным. Часто у детей с отклонениями наблюдаются нарушения сразу в нескольких областях, поэтому профессиональный дефектолог с одной выбранной специализацией должен разбираться и в остальных направлениях.

Чем логопеды отличаются от дефектологов

Часто дефектологов путают с логопедами, поэтому важно понимать их различие.

Логопеды работают только со здоровыми детьми, которые неправильно произносят некоторые звуки или слова. А дефектолог работает с детьми, у которых речевые сложности связаны с различными болезнями или задержками в развитии. Например, ребенок страдает заболеванием центральной нервной системы, поэтому у него есть нарушения речи.

Если вы планируете работать со здоровыми детьми, нужно учиться на логопеда. А если с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ и ЗПР) — на дефектолога.

Что должен знать и уметь дефектолог

Для продуктивной работы дефектолог должен обладать рядом личных и профессиональных навыков.

Главные личные качества, необходимые дефектологу, — это любовь к детям и терпение. Заниматься с детьми с ограниченными возможностями здоровья намного сложнее, чем с обычными. Дети с ОВЗ и ЗПР сложнее воспринимают информацию, требуют к себе много внимания и особенного подхода, найти который бывает непросто.

Эту специальность стоит рассматривать тем воспитателям и педагогическим работникам, которые считают работу с детьми своим призванием. Учитель должен быть эмоционально устойчивыми, чтобы не принимать слишком близко к сердцу проблемы и болезни детей. Главная задача дефектолога — оказывать профессиональную помощь, а не сопереживать.

Дефектолог должен обладать глубокими знаниями в психологии и педагогике, владеть основами медицины и понимать, как различные отклонения влияют на общее развитие ребенка. Он должен изучить и уметь применять методы взаимодействия с особенными детьми и их родителями, чтобы правильно диагностировать проблемы и находить способы их решения. Эти знания можно получить только в профессиональном образовательном учреждении.

Работа дефектолога относится к специальной педагогике. Это непростое направление, которое требует большой самоотдачи. Но когда ученики делают первые успехи, все силы и время, затраченные на занятия, окупаются в разы. Коррекционный педагог чувствует гордость за своих воспитанников.

Как получить образование дефектолога

Дефектология находится на стыке нескольких направлений, поэтому есть разные способы получить необходимое образование:

Получить высшее психологическое/педагогическое/медицинское образование по любому направлению и пройти курсы профессиональной переподготовки в лицензированных учреждениях ДПО.

Как дистанционно получить квалификацию педагога-дефектолога в Академии

Если у вас есть диплом вуза, вы можете пройти программу профессиональной переподготовки в Академии. Можно выбрать одно из направлений специальной педагогики: Дефектология, Логопедия, Тифлопедагогика, Олигофренопедагогика. После ее прохождения вы получите диплом с присвоением квалификации и научитесь эффективно управлять процессом развития ребенка с ограниченными возможностями.

Обучение проходит в дистанционном формате. Вы записываетесь на программу и проходите ее в удобном графике, в любое подходящее вам время в системе СДО на сайте Академии.

Никаких дополнительных программных средств устанавливать не требуется. Программа соответствует требованиям ФГОС и профстандартам, а у Академии есть государственная образовательная лицензия, поэтому наличие этого диплома и знаний из курса даст вам возможность работать в различных учреждениях в качестве педагога-дефектолога.

Разработчики программы – высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы. Каждый слушатель получает индивидуальное сопровождение, на все вопросы в процессе обучения отвечает прикрепленный методист.

По завершении обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации. Документ об образовании обязательно вносится в государственную базу ФИС ФРДО, высылается бесплатно в любой регион и город России.

Речевые нарушения все чаще встречаются среди детей как дошкольного, так и школьного возраста. Многие из них обусловлены различными тяжелыми множественными нарушениями развития. И родителей таких детей в первую очередь интересует вопрос – к какому именно специалисту следует обращаться за помощью?

Для большинства обывателей вообще остается загадкой, чем отличается логопед от дефектолога, поэтому они теряют драгоценное время, обращаясь не к тому специалисту. Чтобы избежать этих ошибок, важно понимать, какой именно функционал у логопеда и логопеда-дефектолога, какие именно проблемы они решают, а также в каких случаях необходимо обращаться именно к дефектологу.


Кто такой логопед-дефектолог

Дефектология (или коррекционная педагогика) – это наука, которая изучает процесс обучения и адаптации детей, имеющих определенные особенности развития. Она разрабатывает методики, которые помогают скорректировать имеющиеся нарушения.

Она делится на несколько отраслей:

  • Логопедия (коррекция речевых нарушений).
  • Олигофренопедагогика (коррекция интеллектуальных нарушений – ЗПР, умственная отсталость и т.д.).
  • Тифлопедагогика (обучение детей с нарушениями зрения, а также коррекция сопутствующих нарушений развития).
  • Сурдопедагогика (обучение детей с нарушениями слуха, а также компенсация вторичных нарушений).

Логопед-дефектолог – это специалист, который занимается коррекцией тяжелых речевых нарушений у детей, возникающих на фоне психических и генетических патологий, с детьми после черепно-мозговых травм и т.д.

В коррекционном учреждении данный специалист может быть закреплен за определенной группой воспитанников либо курировать всех детей. В большинстве случаев это детский специалист, но в некоторых случаях он работает с подростками и со взрослыми.

Данную специальность можно получить на дефектологическом факультете педагогического университета на кафедрах логопедии и дефектологии, или же на факультете коррекционной педагогики и психологии.


Разница между логопедом и логопедом-дефектологом

Большинство родителей детей с особенностями развития интересует, в чем отличие логопеда от логопеда-дефектолога? Для начала нужно сказать, что у этих специалистов есть много общего. В частности, их специализация находится на стыке педагогики, психологии и медицины, но они не являются врачами. Другой момент, который их объединяет – оба специалиста помогают детям в преодолении их речевых и иных нарушений, чтобы они были более адаптированы к окружающему социуму.

Если говорить об отличиях, то логопед-дефектолог специализируется на помощи детям с особенностями психофизического развития. Его функционал очень широк, поэтому кроме развития речевых навыков, он корректирует и другие ВПФ.

Логопед же работает с детьми с сохранным интеллектом, когда требуется коррекция звукопроизношения, дикции. Он учит их правильному построению предложений и т.д. Логопед необходим, если проблема сводится к индивидуальным особенностям речевого развития при отсутствии сопутствующих патологий развития.

Другое отличие заключается в том, что логопед-дефектолог может начинать работу с ребенком в достаточно раннем возрасте – примерно с 1-1,5 лет. Большинство же логопедов начинает работать с детьми с 3-4 лет, когда становится понятно, какие именно нарушения необходимо корректировать.


Показания для обращения к логопеду-дефектологу

Логопед-дефектолог необходим для детей, у которых диагностированы следующие отклонения от нормы в физическом и психическом развитии:

  • Расстройство аутистического спектра. Оно выражается нарушением социальных контактов, стереотипностью поведения, нежеланием ребенка идти на зрительный контакт и другими проявлениями.
  • Детский церебральный паралич – группа расстройств двигательного характера, которые формируются на фоне повреждения структур мозга в перинатальном периоде.
  • Нарушения речи, спровоцированные проблемами со зрением (слабовидящие и слепые дети) и со слухом (глухие и слабослышащие дети).
  • Задержка психического развития. Может возникать на фоне внутриутробных инфекций, недоношенности плода, патологий беременности и т.д. В этом случае нарушения затрагивают не только речь, но и высшие психические функции.
  • Умственная отсталость. Она сопровождается нарушениями речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и моторики.

В ряде случаев при сохранном интеллекте, но при неустойчивости эмоционально-волевой сферы и поведения, ребенку может быть рекомендована работа с логопедом-дефектологом.

Важно понимать, что данный специалист не занимается лечением вышеуказанных нарушений, а оказывает помощь в компенсации и корректировки дефектов развития, которые возникают на их фоне.


Проблемы, с которыми работает логопед-дефектолог

Логопед-дефектолог специализируется на решении проблем вторичных нарушений у детей с умственной отсталостью, расстройством аутистического спектра, ДЦП, глубокой задержкой психического развития, а также задержкой речевого развития различного генеза.

Работа специалиста бывает осложнена в следующих случаях:


Логопед-дефектолог в ДОУ и школе: основные обязанности специалиста данного профиля

Специалист данного профиля может работать в дошкольном образовательном учреждении, школе, либо различных медицинских и реабилитационных учреждениях. Он проводит:

  • диагностику речевого развития детей с особенностями психофизического развития;
  • профилактику и коррекцию звукопроизношения;
  • работу по формированию правильного ритма и скорости речи;
  • коррекцию по устранению нарушений голоса;
  • работу при нарушении чтения и письма.

В список его должностных обязанностей входит:

  • Диагностика детей, согласно особенностям их психики, возрасту. Специалист должен вести индивидуальные логопедические карты обследования на каждого ребенка. При необходимости логопед-дефектолог направляет ребенка к другим узким специалистам (неврологу, окулисту, сурдологу, генетику и т.д.).
  • Взаимодействие с родителями каждого ребенка, предоставление им полной информации о проводимой работе, динамики развития речи. Оказание консультационной помощи в рамках своей компетенции.
  • Проведение систематических индивидуальных и подгрупповых занятий по устранению проблем с речью.


Для диагностики психоречевого развития используются различные невербальные и вербальные методики, которые направлены на оценку параметров и показателей общения у детей, их инициативности, познавательной активности и т.д.

После диагностики специалист подбирает оптимальные методы и приемы коррекции, а также разрабатывает подробный план дальнейшей работы. Он проводит специальные упражнения, которые направлены не только на улучшение речевых и письменных навыков, но и на повышение способности к социальной адаптации и обучению.

Что нужно для того, чтобы работать дефектологом?

Профильное образование для логопеда-дефектолога – это базовое требование, необходимое для трудоустройства.

Обучение на дефектолога проводится на психолого-педагогическом факультете. Обучение на кафедре коррекционной педагогики и психологии по данному направлению позволяет получить диплом бакалавра или магистра. Иными словами, это специальность, которой нужно учиться в высшем учебном заведении, т.е. недостаточно пройти обычные курсы.

Чтобы работать этим специалистом, необходимо наличие определенных профессиональных и личностных качеств:

  • Умение применять на практике те знания, которые были получены в процессе обучения по специальности.
  • Желание совершенствоваться и заниматься самообразованием с целью повышения своей квалификации.
  • Ответственное отношение к своим профессиональным обязанностям.
  • Очень важна любовь к детям, потому что это базовый момент для этой профессии.
  • Стрессоустойчивость и терпеливость.
  • Умение творчески подходить к своей работе.

Обучение логопедов-дефектологов практикуется в различных государственных университетах России: Челябинском, Магнитогорском, Тюменском и т.д. Можно поступить в различные ВУЗы Москвы и Санкт-Петербурга: МГППУ, Институт психоанализа, Педагогический университет, ИСПИП им. Рауля Валленберга, РГПУ им. А.И.Герцена и др.

Чем занимается дефектолог

Если вы хотите помогать людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дефектология — ваш выбор. Мы расскажем об этой профессии и ее направлениях, а также подскажем, где пройти обучение, чтобы стать специалистом.

Дефектолог: кто это и чем занимается

Специалисты этого профиля оказывают комплексную помощь людям с ОВЗ: глухим и слабослышащим, слепым и слабовидящим, людям с нарушениями эмоциональной сферы и интеллектуального развития, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и пр.

У этой профессии есть несколько узких направлений. Коротко рассмотрим несколько видов профессиональной деятельности дефектологов :

  • Ортопедагоги помогают людям с ДЦП, с патологиями опорно-двигательной системы, серьезными нарушениями осанки.
  • Тифлопедагог работает с людьми с патологиями зрения. В частности, он учит пользоваться остаточным зрением, безопасно передвигаться по городу.
  • Сурдопедагог специализируется на работе с людьми с нарушениями слуха. В том числе он занимается реабилитацией пациентов после кохлеарной имплантации.
  • Логопед корректирует речевые нарушения.
  • Олигофренопедагог помогает детям с умственной отсталостью и задержкой психического развития.

Но специалисты любого из этих профилей должны разбираться в смежных направлениях, ведь одни нарушения и патологии ведут к другим. В частности, у пациентов с глухотой, ДЦП, нарушениями в развитии интеллекта нередко возникают сложности в освоении речи.

Есть много случаев, когда нужно обращаться к дефектологу . Мы перечислим основные:

  • Ребенок заикается, не выговаривает часть звуков, его речь невнятна, либо он не разговаривает совсем.
  • Есть задержки в развитии: ребенок не может освоить речь и элементарные навыки, у него слабая память, нарушена эмоционально-волевая сфера, мыслительный процесс протекает очень медленно.
  • Серьезно нарушено зрение или слух.
  • Ребенок гиперактивен, не может сосредоточиться на одном занятии дольше пары минут. У него бывают вспышки агрессии, частые перепады настроения. Его поведение трудно или вообще невозможно контролировать.
  • Ребенок не взаимодействует с окружающими, не реагирует или слабо реагирует на других людей, часто повторяет одни и те же действия.

Деятельность дефектолога: основные этапы

Все начинается с диагностики. Притом дефектолог не только работает с ребенком (проверяет концентрацию внимания, уровень интеллекта, речевые навыки, память и пр.), но также изучает информацию о течении беременности и родов. Обследование должно быть комплексным: например, некоторые задачи и упражнения нужны не столько для проверки интеллекта, сколько для изучения эмоциональной реакции.

На этом этапе дефектолог изучает результаты обследований, проведенных врачами, и объясняет родителям, к каким специалистам стоит обратиться (это может быть психолог, невропатолог, узкий специалист в конкретной области дефектологии и пр.)

После окончания диагностики нужно составить индивидуальный план занятий, подобрать комплекс упражнений. Важный пункт — рекомендации дефектолога родителям . Во многом от поведения взрослых и их способности обеспечить ребенку подходящие условия для развития зависит результат работы специалиста.

Последний этап — проведение занятий. Дефектолог внимательно наблюдает за ребенком, отслеживает прогресс и корректирует план, чтобы добиться нужного результата. При необходимости он меняет длительность и частоту занятий.

Также дефектологи консультируют участников коррекционно-образовательного процесса (родителей, педагогов и других специалистов) и просвещают население.

Примеры методов работы дефектолога

Во время диагностики специалист может использовать:

  • Метод беседы для уточнения привычек ребенка, его представления о себе и окружающих, его эмоциях и уровне социализации.
  • Метод наблюдения. При его использовании специалист смотрит, как ребенок ведет себя со взрослыми и со сверстниками, как он играет, и делает выводы.
  • Метод эксперимента. Он состоит из тестирования, анкетирования и пр.

В списке эффективных методик коррекционной работы дефектологов :

  • песочная терапия;
  • общение при помощи карточек (используется при работе с пациентами с расстройствами аутистического спектра);
  • АВА-терапия;
  • логические блоки Дьенеша и пр.

Обратите внимание: для применения каждой из них нужен документ, подтверждающий право использования. Конкретные методики можно освоить на курсах повышения квалификации.

Где пройти обучение?

Если у вас уже есть высшее или среднее профессиональное образование, вам не обязательно снова тратить несколько лет на обучение — вместо этого можно пройти курсы профпереподготовки по дефектологии . Можно пройти как общий курс, так и программу по выбранному вами направлению:

Тифлопедагогика . Есть более короткая программа для педагогов , которые хотят работать с детьми с нарушениями зрения.

Ознакомьтесь с полным списком курсов, чтобы выбрать подходящий.

После окончания профпереподготовки вы можете глубже изучить конкретные методики на курсах повышения квалификации .

Дети – цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, чем должны обеспечить ребенка родители – правильный рост и развитие, поэтому при выявлении малейших отклонений надо сразу же обращаться за помощью к специалистам.

дефектолог это

Кто такой дефектолог?

Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей.

Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии.

Какими качествами должен обладать дефектолог

Дефектолог – это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Последний должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом.

Среди личных качеств, которыми должен обладать учитель-дефектолог, выделяют следующие:

  • Высокий уровень интеллекта. Является необходимостью при овладении профессией дефектолога. У педагога должна быть грамотно и внятно поставлена речь, он должен иметь отличную память, уметь правильно выстраивать и структурировать занятия.

учитель дефектолог

  • Интуитивные способности. Интуиция необходима для идентифицирования методики, которая подойдет для конкретного случая.
  • Наблюдательность и внимательность. Два эти качества помогут установить с ребенком контакт, определить специфику его поведения и дать этому логическое объяснение.
  • Коммуникабельность. Специалист должен уметь находить общий язык с детьми и быть общительным с ними, всегда уметь разговорить ребенка и спровоцировать на двусторонний диалог.
  • Эмоциональная непоколебимость и терпеливость. Крепкая нервная система – залог эффективности и продуктивности занятий дефектолога с детьми, имеющими физические или психические отклонения. Нужно понимать, что работа дефектологом – сложный труд.
  • Отзывчивость. Дефектолог – это первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся, он не должен быть равнодушным к чужим проблемам.
  • Тактичность. Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детками и их родителями.

Дефектологические специальности

Наука дефектология включает несколько основных направлений:

  • сурдопедагогика – обучение детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата;

работа дефектолога

Профессия дефектолога: цели и задачи

Цели, которые ставит перед собой педагог-дефектолог:

  1. Вызвать желание учиться посредством мотивации.
  2. Компенсировать дефицит общих знаний, восполнить развитие речевого аппарата, обучить грамоте, чтению, моделированию, игре.

Ориентируясь на цели, специалист по работе с особенными детьми решает следующие задачи:

  • Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии учеников.
  • Осуществляет обследование детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.
  • Объединяет учащихся с идентичным психофизическим состоянием в группы.
  • Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей. Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у учащихся.

детский дефектолог

  • Проводит консультации и беседы с родителями детей, которые находятся у него на реабилитации.

Кроме того, детский дефектолог систематически должен повышать свою профессиональную квалификацию.

Функции педагога-дефектолога

  1. Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.
  2. Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).
  3. Развивает коммуникативные способности детей.
  4. Развивает кульминационный вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников – на чтение, письмо и т. д.

Работа дефектолога: организационные принципы

дефектолог в школе

Для диагностирования нарушений развития, их коррекции и восстановления используется комплексный подход, в основе которого лежит принцип единства диагностики и коррекции. Работы по диагностике представляют собой неотъемлемую часть комплексного изучения малыша специалистом. Обстановка при проведении обследования должна быть благосклонной, дружественной, без постороннего шума и третьих лиц, диалог – в спокойном тоне.

Анализ нарушений в развитии проводится с применением этиопатогенетического подхода. У каждого особенного ребенка поражена центральная нервная система, характер таких поражений различный, что приводит к возникновению неоднородных нарушений в психическом и физическом развитии. Поэтому занятия с дефектологом носят дифференцированный характер. Для каждого отдельно взятого учащегося или дошкольника составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе.

При составлении плана занятий нужно учитывать возрастные категории и особенности индивидуального характера детей. Задача, которую ставит перед ребенком специалист, должна быть ему предельно ясна.

дефектолог в детском саду

Если ребенок нуждается в помощи одновременно двух и более специалистов, имеет место междисциплинарное взаимодействие врачей-педагогов.

За каждым проблемным маленьким человечком учитель-дефектолог осуществляет динамическое наблюдение, по результатам которого можно сделать выводы относительно эффективности проведения коррекционных работ по тем или иным методологическим приемам.

Кроме того, систематически проводится соотносительный анализ состояния сформировавшихся учебных знаний, психического и физического развития крохи.

Мифы о работе дефектолога

  • Миф 1. По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.
  • Миф 2. Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Если педагог работает со школьником, который имеет проблемы с успеваемостью и не обладает отклонениями психического и физического характера, то таким занятиям свойственен четко установленный срок. Наступает он тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях.

Логопед и дефектолог: в чем состоят основные различия

Основные отличия дефектолога от логопеда состоят в следующем:

  1. Целевая аудитория. Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед – с абсолютно развитыми детьми, которые имеют проблемы с речью и произношением.
  2. Цель занятий. Дефектолог в школе или детском саду стремится помочь крохе научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции умственного развития. Логопед же работает только над развитием речевого аппарата и коррекцией речи.
  3. Ограничения в возрастной категории детей. Специалист дефектологии может проводить занятия и с совсем маленькими детками (начиная от 1 года), а вот с занятиями с логопедом спешить не стоит до исполнения малышу трехлетнего возраста. Кроме того, к логопеду может обратиться и взрослый человек.
  4. Дефектолог – широкопрофильный специалист, чем не может похвастаться логопед, поле деятельности которого значительно меньше.

педагог дефектолог

Родственные профессии

Профессия дефектолога близка, по своей сути, с профессией учителя, психолога, врача, логопеда, воспитателя детского сада.

Известные ученые-дефектологи

В специальном образовании нуждается немалое количество деток дошкольного и школьного возрастов. Многочисленным исследованиям, касающимся этой проблемы, посвятили свои труды выдающиеся ученые Российской Федерации. В золотой фонд ученых-дефектологов входят: В. М. Бехтерев (русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы), А. Н. Граборов (основатель системы воспитания сенсорной культуры), Л. В. Занков (отечественный психолог, дефектолог и педагог, ученик Л. С. Выгоского), М. С. Певзнер (российский ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог), Ф. А. Рау, Ж. И. Шиф, Е. К. Грачева (первый русский педагог-дефектолог), В. П. Кащенко (руководитель первого санатория-школы для особенных детей), И. В. Маляревский, Л. С. Выготский (дефектолог-экспериментатор, исследователь дефектологии), М. Ф. Гнездилов (отечественный олигофренопедагог, методист), Г. Е. Сухарева (автор эволюционно-биологической концепции психических заболеваний), Г. М. Дульнев.

Благодаря вышеперечисленным деятелям науки специальное образование в России получило не только утверждение, но и должное развитие.

354065, город Сочи Центральный район , ул. Гагарина дом 17


Кто же такой дефектолог и чем он может помочь ребенку с ЗПР?

В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии.

Какие же функции выполняет дефектолог в детском саду?

Во-первых, дефектолог в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально скорректировать выявленные недостатки развития.

Во-вторых, дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.

В-третьих, работа дефектолога направлена на формирование и развитие игровой деятельности детей, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.

Таким образом, целью коррекционно-педагогической работы дефектолога с ребенком с ЗПР в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического основы для полноценного развития его личности.

Учителю-дефектологу важно сформировать познавательные процессы, являющиеся основой для развития мышления: память, внимание, различные виды восприятия, зрительные, слуховые, моторные функции и межсенсорные связи, познавательную и творческую активность ребенка. Кроме того, в работе создаются условия для становления ведущих видов деятельности. При достижении этих целей возможна полноценная подготовка к обучению в массовой школе.

Учитель-дефектолог работает в тесном контакте с врачами, воспитателями, психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию и родителями.

Учитель-дефектолог в группе проводит подгрупповые и индивидуальные занятия.

Подгрупповые занятия проводятся по следующим дисциплинам:
— ознакомление с окружающим миром (все возрастные категории);
— развитие элементарных математических представлений (все возрастные категории).

Ознакомление с окружающим миром
Основная задача занятий – расширение кругозора детей, уточнение у них представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности; дети знакомятся с основами безопасности жизни, экологических знаний. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом, обогащения словаря, уточнения значений слов. В структуру занятий включаются игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.

Развитие элементарных математических представлений
Математическое развитие является мощным инструментом:
— для сенсорного развития (ориентироваться в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
— для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
— развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций);
— подготовки к школьному обучению.

На индивидуальных занятиях учитель-дефектолог:
— развивает основные виды памяти и внимания, восприятия и мышления, воображение;
— стимулирует развитие познавательной активности, формирование учебной мотивации ;
— совершенствует двигательные функции: общую и мелкую моторику, формирует элементарные графомоторные навыки;
— производит закрепление основных понятий, изученных на подгрупповых занятий, усвоенных ребенком не в достаточной степени;
— закрепляет основные понятия по ранее изученным темам.

Кроме занятий с ребенком дефектолог проводит консультирование родителей, во время которого родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка.

Однако, родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалистасовместно с родителями. Дефектолог может сделать очень много для ребенка, но он не сможет заменить ему родителей в повседневной жизни!

Читайте также: