Основные правила оформления курсовых и дипломных работ

Обновлено: 12.05.2024

В статье приведны общие требования и рекомендации по оформлению текстовых и графических материалов.

Содержание

Общая структура пояснительной записки:

  1. Титульный лист.
  2. Задание (выполняется на одном листе).
  3. Реферат.
  4. Перечень листов графических материалов (документов). (при наличии)
  5. Содержание.
  6. Определения. (при наличии)
  7. Список условных обозначений (сокращений). (при наличии)
  8. Введение.
  9. Главы основного текста пояснительной записки.
  10. Заключение.
  11. Список использованных источников.
  12. Приложения. (при наличии)

Нумерация страниц начинается с титульного листа.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей документа и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. На титульном листе приводят следующие сведения:

  • наименование вышестоящей организации;
  • наименование организации-исполнителя;
  • гриф утверждения;
  • наименование работы (проекта);
  • номер (шифр) работы (проекта);
  • должности, ученые степени, ученые звания, инициалы и фамилии руководителя, нормоконтролера и исполнителя;
  • место и год составления документа.

Если документ состоит из двух и более частей, то каждая часть должна иметь свой титульный лист, соответствующий титульному листу первой части и содержащий сведения, относящиеся к данной части.

Задание на выполнение работы (проекта)

В задании на выполнение работы (проекта) указываются полностью фамилия, имя и отчество исполнителя, и руководителя (с указанием его должности, научной степени и звания), тема работы, и должно содержать:

  • основные этапы (разделы) работы с указанием консультантов и руководителей;
  • календарный план выполнения этапов (разделов);
  • перечень листов графических материалов.

Реферат

Реферат должен содержать:

  • сведения об объеме отчета, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, количестве частей отчета, количестве использованных источников;
  • перечень ключевых слов;
  • текст реферата.

Перечень ключевых слов должен включать от 5 до 15 слов или словосочетаний, в наибольшей мере характеризующих содержание дипломной работы (проекта) и обеспечивающих возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и печатаются строчными буквами в строку через запятые.

Текст реферата должен отражать:

  • объект исследования или разработки;
  • цель работы;
  • метод или методологию проведения работы;
  • результаты работы;
  • основные конструктивные, технологические и технико-эксплуатационные характеристики;
  • степень внедрения;
  • рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов;
  • область применения;
  • экономическую эффективность или значимость работы;
  • прогнозные предположения о развитии объекта исследования.

Содержание

Содержание включает определения, список условных обозначений (сокращений), введение, наименование всех глав, разделов глав, подразделов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы ПЗ.

При составлении документа, состоящего из двух и более частей, в каждой из них должно быть свое содержание. При этом, в первой части помещают содержание всего отчета с указанием номеров частей, в последующих – только содержание соответствующей части. Допускается в первой части вместо содержания последующих частей указывать только их наименования.

В документах объемом не более 10 страниц содержание допускается не составлять.

Определения

Обозначения и сокращения

Запись обозначений и сокращений проводят в порядке приведения их в тексте отчета с необходимой расшифровкой и пояснениями.

Введение

Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-технической проблемы, основание и исходные данные для разработки темы; обоснование необходимости проведения работы, проекта или исследования; сведения о планируемом научно-техническом уровне разработки; о патентных исследованиях и выводы из них; сведения о метрологическом обеспечении работы. Во введении должны быть показаны актуальность и новизна темы, связь данной работы с другими научно-исследовательскими работами.

Основная часть

В основной части ПЗ приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной работы.

Основная часть должна содержать:

  • выбор направления исследований, включающий обоснование направления исследования, методы решения задач и их сравнительную оценку, описание выбранной общей методики проведения работы;
  • процесс теоретических и (или) экспериментальных исследований, включая определение характера и содержания теоретических исследований, методы исследований, методы расчета, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ, принципы действия разработанных объектов, их характеристики;
  • обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований.

Представление в отчете данных о свойствах веществ и материалов проводятся по ГОСТ 7.54, единицы физических величин – по ГОСТ 8.417.

Заключение

Заключение должно содержать:

  • краткие выводы по результатам выполнений дипломной работы (проекта) или отдельных ее этапов;
  • оценку полноты решений поставленных задач;
  • разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов работы;
  • оценку технико-экономической эффективности внедрения; — оценку научно-технического уровня выполненной работы в сравнении с лучшими достижениями в данной области.

Список использованных источников

Список должен содержать сведения об источниках, использованных при составлении отчета. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.0.5 (ГОСТ 7.1).

Приложения

В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой и дополняющие текст ПЗ, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.

В приложения могут быть включены:

  • промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;
  • таблицы вспомогательных цифровых данных;
  • таблицы и иллюстрации большого формата;
  • описание алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ;
  • протоколы испытаний;
  • описание аппаратуры и приборов, применяемых при проведении экспериментов, измерений и испытаний;
  • заключение метрологической экспертизы;
  • инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения работы;
  • иллюстрации вспомогательного характера;
  • копии технического задания на научно-исследовательскую работу (НИР), программы работ, договора или другого исходного документа для выполнения работы;
  • протокол рассмотрения выполненной НИР на научно-техническом совете;
  • акты внедрения результатов НИР и др.

Приложения оформляют как продолжение пояснительной записки со сквозной нумерацией листов и располагают в порядке ссылок на них в тексте пояснительной записки. Каждое приложение начинают с нового листа. Приложение должно иметь содержательный заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Наименования, приводимые в тексте документа и на иллюстрациях, должны быть одинаковыми.

Текст документа должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований.

В документах должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии - общепринятые в научно-технической литературе.

Если в документе принята специфическая терминология, то в начале документа (до введения) должен быть перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Перечень включают в содержание документа.

В тексте документа не допускается:

  • применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;
  • применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
  • применять произвольные словообразования;
  • применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами, а также в данном документе;
  • сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц, и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.

В тексте документа, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается:

  • ориентация страницы – книжная;
  • границы текста (поля): слева – 3,0 см; сверху и снизу – 2,0 см; справа – 1,5 см;
  • страницы должны быть пронумерованы (номера страниц проставляются, начиная со второй страницы Содержания).

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета (номер страницы на титульном листе не проставляют).

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Вне зависимости от способа выполнения документов качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток должно удовлетворять требованию их четкого воспроизведения.

При выполнении ПЗ необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему документу. В ПЗ должны быть четкие, нерасплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки документа, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью – рукописным способом.

Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы неполностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

Текст пояснительной записки

Текст документа разделяют на разделы (главы) и подразделы.

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, за исключением приложений, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела.

Каждый раздел ПЗ должен начинаться с нового листа.

  • Заголовки глав (заголовки первого уровня) ПЗ выполняются полужирным начертанием, выравниваются по левому краю с абзацным отступом 1,25 см. Шрифт заголовков – Times New Roman, 16 пт, полужирный, одинарный межстрочный интервал. Интервал после заголовка – 12 пт;
  • Заголовки разделов глав (заголовки второго уровня) выполняются полужирным начертанием с выравниванием по левому краю с абзацным отступом 1,25 см. Шрифт заголовков – Times New Roman, 14 пт, полужирный, одинарный межстрочный интервал. Интервал перед заголовком раздела – 12 пт; после – 0 пт;
  • Заголовки подразделов (заголовки третьего уровня) выполняются полужирным начертанием с выравниванием по левому краю с абзацным отступом 1,25 см. Шрифт заголовков – Times New Roman, 14 пт, полужирный, одинарный межстрочный интервал. Интервал перед заголовком раздела – 6 пт; после – 0 пт.

Сокращения в заголовках любого уровня не допускаются.

Текст ПЗ оформляется в соответствии со следующими требованиями:

  • шрифт – Times New Roman 12-14 пт, выравнивание текста – по ширине;
  • абзацный отступ – 1,25 см;
  • интервал: перед абзацем – 6 пт; после абзаца – 0 пт;
  • межстрочный интервал основного текста – множитель 1,25;
  • формулы – выполнены в редакторе Microsoft Equation 3.0; выравнивание по левому краю с абзацным отступом 1,25 см, рекомендуемый интервал перед формулой и после формулы – 6 пт;
  • выравнивание иллюстраций и таблиц – по центру;
  • ссылки на используемые источники – в квадратных скобках.

Маркированные и нумерованные списки выполняются с отступами первой строки 1,25 см.

Формулы

Формулы выполняют в редакторах Microsoft Equation 3.0 или Math Type и располагают в тексте ПЗ с абзацным отступом 1,25 см и выравниванием по левому краю. Нумерация формул – по правому краю страницы, в скобках. Формулы следует нумеровать арабскими цифрами в пределах каждой главы или по всему документу. Математические выражения с подстановкой числовых значений не нумеруются. Математические выражения и формулы нумеруются в случае ссылки на них в тексте ПЗ.

Размеры элементов формул: обычный (функции, переменные и т.д.) – 12 пт, крупный индекс – 10 пт, мелкий индекс– 9 пт; крупный символ – 18 пт, мелкий символ – 12 пт.

Интервал: перед формулой / пояснениями – 6 пт; после – 0 пт;

В формулах допускается использовать следующие стили оформления:

  • в соответствии со стилем: Cambria Math (текст, функция, переменная, матрица-вектор, число, греческие буквы и пр. символы).
  • в соответствии со стилем: Times New Roman (текст, функция, переменная, матрица-вектор, число), Symbol (греческие буквы и пр. символы).

В ПЗ допускается использовать только один стиль оформления математических выражений.

Начертание шрифтов в формулах: кириллица и греческий – обычный (прямой), латиница – курсив (наклонный).

Пример оформления формул:

Пример оформления формул.jpg

Таблицы

Таблицы выполняются средствами Microsoft Office. Шрифт – Times New Roman 10-13 пт; с одинарным интервалом; без отступов.

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблица не должна выходить за границы текста ПЗ.

Пример оформления таблицы:

Пример оформления таблиц.jpg

Иллюстрации

Иллюстрации (рисунки, графики, диаграммы, схемы) выполняются цветными, чёрно-белыми или в оттенках серого. Разрешение растровых изображений – не менее 300 dpi. Не допускается вставка нечетких сканированных изображений.

Оформление иллюстраций – в соответствии с рекомендациями ЕСКД к выполнению диаграмм, схем и т.д. При оформлении иллюстраций допускается использование шрифтов Times New Roman 12-14 пт либо Arial 10-13 пт.

Размещение иллюстраций в тексте – с обтеканием текста сверху и снизу.

Подрисуночный текст (надписи) печатается в текстовом редакторе (не на самом рисунке).

Иллюстрации следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице:

  • выравнивание иллюстраций – по центру;
  • интервал перед иллюстрацией – 6 пт.
  • шрифт – Times New Roman 13 пт (наименование – обычный; подрисуночный текст – курсив);
  • интервал перед наименованием иллюстрации – 6 пт;
  • интервал после наименования иллюстрации – 6 пт.

Пример оформления иллюстраций:

Пример оформления иллюстраций.jpg

Список использованных источников

Список использованных источников оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5-2008 (либо ГОСТ 7.1), а также с учетом требований прочих стандартов СИБИД. Например:

  • для книг указывают фамилию автора, инициалы (точка), полное название (точка), место издания (двоеточие), издательство (запятая), год издания (точка), число страниц (например, 170 с.) или страницу (например, С. 100);
  • для журнальных статей указывают фамилии авторов и инициалы (точка), полное название (двойная косая черта), название журнала (точка), год (точка), номер тома (точка), номер выпуска (точка), страницы.

При числе авторов более трех порядок указания следующий: Название (при наличии указания вида издания – двоеточие, вид издания) (косая черта), инициалы и фамилии авторов (двойная косая черта) Название журнала (точка), год (точка), номер тома (точка), номер выпуска (точка), страницы;

Стандарты оформления курсовой работы по ГОСТу 2022 + образец

Зачем соблюдать все методические требования по выполнению курсовой или дипломной работы? Потому что это важная составляющая итоговой оценки на защите.

Чтобы вам не пришлось пересматривать кучу стандартов, мы собрали всю необходимую информацию, как правильно оформить курсовую работу по ГОСТу. И даже подготовили примеры оформления готовой курсовой работы.

Хотите не только знать, как оформлять курсовую работу в ворде? Читайте наш телеграм-канал — там много полезных материалов. И не забывайте о скидках и акциях, чтобы учиться выгоднее.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Курсовая работа: оформление по ГОСТу 2022 + образец

Чтобы избежать неприятностей, стоит разобраться, как грамотно оформить курсовик.

Основной стандарт, регламентирующий оформление любого текстового документа, в том числе и составление курсовой — ГОСТ 7.32–2017. Его утвердило Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, выпустив приказ от 24 октября 2017 г. № 1494-ст. И с 1 июля 2018 г. межгосударственный стандарт ГОСТ 7.32—2017 используют в качестве национального стандарта Российской Федерации вместо ГОСТ 7.32—2001. Кроме него применяют стандарт ГОСТ 2.105–2019.

Ниже мы разберём наиболее важные условия, параметры и правила оформления курсовой, которые пригодятся при защите работы в 2022 году (по ГОСТ).

Общие требования ко всей курсовой работе

В интернете существует множество примеров курсовых проектов. Однако не все они имеют нужный формат. Проверяйте, чтобы образцы, которыми вы пользуетесь, и ваша курсовая соответствовали следующим параметрам:

  1. Шрифт для курсовой работы по госту должен быть не менее 12 пт. Стандартно рекомендуют Times New Roman.
  2. Согласно правилам оформления курсовой работы по ГОСТ выбирают межстрочный интервал, равный 1,5.
  3. Каждый новый абзац начинают с красной строки, выбирая отступ, равный 1,25 см.
  4. Весь основной текст выравнивают по ширине.
  5. Важно выставить правильные поля документа: у левого по ГОСТ ширина должна быть не менее 3 см, у правого — 1 см, у верхнего и у нижнего — по 2 см.

Обратите внимание: эти основные требования к правильному оформлению курсовой работы. Они очень важны и практически никогда не меняются. Тем не менее изучайте методические указания и требования к составлению курсовых в вашем вузе, так как иногда они могут отличаться от общепринятых.

Правила оформления титульного листа

Начнём с обложки вашего курсовика и рассмотрим, как следует оформлять титульный лист. На нём должна присутствовать следующая информация:

  • название вуза;
  • название кафедры;
  • тема курсовой и название дисциплины;
  • ФИО студента и преподавателя;
  • город и год написания работы.

Чтобы облегчить себе жизнь, скачайте готовый шаблон титульного листа к курсовой работе. А вот как выглядит уже заполненный образец титульника курсовой работы:


Правила оформления содержания

В работе обязательно должны быть следующие разделы:

  • титульный лист;
  • содержание;
  • введение;
  • главы с названиями;
  • чёткое заключение;
  • библиографический список и приложения (при необходимости).

В оформлении содержания курсовой необходимо отразить все разделы и подразделы, кроме титульного листа.

Заголовки в курсовой по ГОСТу прописываются в центре страницы на первой строке, в конце заголовков точка не ставится. От заголовка главы или параграфа до текста должен следовать полуторный интервал.

Вы можете изучить подробные правила оформления содержания курсовых работ, или скачать готовый шаблон с автооглавлением в Word.

Пример оформления курсовых по ГОСТу: введение

При оформлении введения указывают следующие пункты:

    .
  1. Степень освещённости и разработанности проблемы. Для этого необходимо проанализировать, насколько полно эту тему рассматривают учёные в своих трудах, научных журналах, учебной литературе и прочих изданиях. . , а также результаты проделанной студентом работы.

Объём введения курсовой работы по ГОСТу должен занимать от 3 до 5 страниц.

Правила оформления основного текста курсовой работы

Чтобы грамотно оформить основной текст курсовой, запомните эти нехитрые правила:

  • шрифт для курсовой работы по ГОСТу — Times New Roman, 14 кегль;
  • межстрочный интервал в курсовой работе по ГОСТу — 1,5;
  • поля: верхнее — 3, нижнее — 2, левое — 2, правое — 1;
  • выравнивание текста — по ширине.

Часто для технических дисциплин необходимо текст поместить в рамку. Если у вас как раз такой случай, изучите, как делать рамку в Word, или скачайте шаблон рамки для курсовой работы по ГОСТу. Это хороший пример того, как должна выглядеть курсовая работа.

Правила оформления курсовой работы по ГОСТу: пример оформления заключения

В заключении к курсовой необходимо перечислить предположения и выводы о проделанной работе:

  1. Что следует из проведённой студентом работы?
  2. Зачем мы знакомим комиссию с приведённой литературой?
  3. Почему мы освещаем выбранную тему и какие выводы хотим обосновать?На все эти вопросы студент должен ответить в заключении. Если выводов несколько, то каждый подпункт/вывод должен начинаться с красной строки.

Правила оформления списка литературы в курсовой работе

  1. Перечислить нормативные правовые акты (Конституцию страны, указы президента, подзаконные акты и прочие документы).
  2. Перечислить монографическую литературу.
  3. Привести перечень использованных статей, журналов и прочих публицистических документов в алфавитном порядке.
  4. Перечислить иностранную литературу на языке оригинала.

Чтобы к вам точно не смогли придраться на защите, рекомендуем более детально ознакомиться с правилами оформления библиографического списка в студенческих работах.


Правила оформления иллюстраций

В курсовых проектах следует также помнить о правильном оформлении иллюстраций.

Под иллюстрациями понимаются таблицы, графики, схемы, чертежи, изображения документов, рисунки, снимки и прочая графическая информация.

Их располагают после основного текста, в котором упоминают (в конце абзаца, в конце главы или в конце списка перечислений). У каждой иллюстрации должно быть своё название и номер. Нумерация иллюстраций во всей курсовой должна быть сквозной.

Большие таблицы и чертежи целесообразно оформить в приложениях, идущих после основного текста работы.

Кстати! Требования к написанию курсовой не обязательно изучать самостоятельно. Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Правила оформления формул

В оформляя формулы в курсовой, студенты чаще всего допускают ошибки. Помните, что формулы следует вводить в буквенном выражении и только потом расшифровывать приведённые индексы.

Уравнения и формулы пишут не в основном тексте, а выносят на отдельную строку. Их следует нумеровать при помощи чисел с круглыми скобками (располагаются справа от самого уравнения).


Правила оформления ссылок и списка литературы

В оформлении ссылок в курсовой работе стоит помнить о таких моментах:

  1. При использовании ссылки на источник, её следует помещать в квадратные скобки.
  2. В тех же квадратных скобках указывают порядковый номер цитаты.
  3. Затем этот номер поясняют в библиографическом списке, указывая страницу, на которой расположена ссылка.

Список использованных источников или список литературы (он же ещё иногда называется библиографическим списком или просто библиографией) — настоящая головная боль. При этом, опытный преподаватель, взглянув на литературу, сразу оценит качество работы и поймёт, скачали вы её из интернета или написали самостоятельно.

Вот несколько полезных советов и неофициальных требований, которые помогут составить список литературы в курсовой:

Требования к курсовым в 2022 году практически не отличаются от стандартов прошлых лет. Тем не менее, всегда лучше обладать проверенной и самой свежей информацией.

Курсовая работа: примеры оформления готовой работы

Мы привели примеры оформления отдельных частей курсовой. А теперь давайте посмотрим, как будут выглядеть образцы курсовых проектов по разным дисциплинам:

  1. Полный образец правильно оформленной курсовой по экономике. по менеджменту.
  2. Пример оформления курсовой по истории.

Все примеры можно скачать в формате Word.

Читайте также: