Проверочная работа по теме трудовое право установите соответствие между обстоятельствами

Обновлено: 16.05.2024

Проверочная работа по обществознанию Основы российского законодательства. Семейные и трудовые правоотношения 9 класс с ответами. Работа представлена в 6 вариантах. В 1-4 вариантах по 10 заданий, в 5-6 — по 3 задания.

1 вариант

1. Согласно Семейному кодексу РФ запрещены браки с лицами, которые

1) признаны судом недееспособными
2) отбывают наказание в местах лишения свободы
3) не имеют определённого места жительства
4) исповедуют разную религию

2. Что из перечисленного одновременно является и правом, и обязанностью родителей?

1) обеспечить получение ребёнком высшего образования
2) воспитывать своего ребенка
3) создать условия для изучения иностранного языка
4) обеспечить возможность отдыха за границей

3. Какая из названных норм является примером норм трудового права?

1) Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду.
2) Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
3) Лицо, осуществляющее самовольную постройку, не приобретает на неё право собственности.
4) При приёме на работу на срок до двух месяцев испытание работникам не устанавливается.

4. При устройстве на работу работник и работодатель заключают

1) договор о намерениях
2) арендный договор
3) договор о заработной плате
4) трудовой договор

5. Видом дисциплинарного правонарушения является

1) самовольное занятие земельного участка
2) нарушение ответственными лицами правил содержания жилых домов
3) мелкое хищение чужого имущества путём мошенничества
4) нарушение сроков выполнения планового задания

6. Какая ситуация является примером семейных правоотношений?

1) родители-алкоголики были лишены родительских прав
2) отец с сыном были оштрафованы за переход улицы в неположенном месте
3) на свою первую зарплату сын купил подарок родителям
4) сын устроился работать на семейную ферму

7. Согласно Семейному кодексу РФ родители обязаны

1) обучать ребёнка в той школе, в которой хочет учиться ребёнок
2) заботиться о нравственном развитии своих детей
3) каждый год отправлять ребёнка для отдыха на море
4) освобождать ребёнка от работы по дому

8. Четырнадцатилетний юноша решил поработать в летние каникулы и с этой целью купил справочник, в котором обнаружил четыре вакантных места. На какое вакантное место согласно закону несовершеннолетний юноша имеет право устроиться?

1) в театре
2) в баре
3) в ночном клубе
4) в табачном киоске

9. После окончания школы несовершеннолетняя гражданка С. устроилась на работу в банк. При подписании трудового договора она обратила внимание на то, что продолжительность её отпуска меньше, чем ей полагается по закону. Какова продолжительность отпуска у несовершеннолетних?

1) два месяца
2) один месяц
3) полтора месяца
4) три недели

10. Верны ли следующие суждения о трудовых правоотношениях?

А. Отличительной чертой трудовых отношений является то, что они носят личностный характер.
Б. Трудовые отношения связаны с обязательным вознаграждением за труд в форме заработной платы.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

2 вариант

1. Брачный договор регулирует отношения супругов, связанные с

1) имуществом
2) трудоустройством
3) воспитанием детей
4) родителями

2. Брачный договор может

1) касаться личных прав и обязанностей супругов в отношении их детей
2) ограничивать правоспособность и дееспособность
3) предусматривать порядок несения семейных расходов
4) ограничивать право супругов обращаться в суд за защитой

3. Семейный кодекс РФ устанавливает

1) отсутствие права у членов семьи на судебную защиту своих прав
2) юридическое равенство участников семейных правоотношений
3) возможность венчания вместо государственной регистрации брака
4) возможность заключения брака в отсутствие одной из сторон

4. Согласно Семейному кодексу РФ защита семейных прав осуществляется

1) судом
2) уполномоченным по правам человека
3) милицией
4) прокуратурой

5. Согласно Семейному кодексу РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны

1) совместно проживать со своими родителями, нуждающимися в помощи
2) купить квартиру родителям, нуждающимся в жилье
3) обеспечить родителям проведение отдыха в санатории
4) содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей, и заботиться о них

6. Право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеет человек, который

1) является героем России
2) стал нетрудоспособным во время брака
3) потерял работу
4) купил новую квартиру

7. Трудовой договор может быть заключён

1) в устной форме в присутствии свидетелей
2) только в письменной форме
3) как в устной, так и в письменной форме
4) только в присутствии нотариуса

8. Гражданка К проработала в семейной фирме целый год и ни разу не получала заработной платы, так как родители считали, что они обеспечивают её всем необходимым. Каким кодексом регулируются данные правоотношения?

1) семейным
2) гражданским
3) трудовым
4) административным

9. В какой из приведённых ситуаций речь идёт о возникновении трудовых правоотношений?
1) После того как гражданка З не поступила в институт, старшая сестра предложила ей поработать у неё няней, а за это обещала ей помочь подготовиться к экзамену по физике.
2) Гражданин Д заключил договор с фирмой, согласно которому фирма окажет ему услуги по ремонту квартиры.
3) Гражданин В заключил договор с фирмой, согласно которому он обязуется разработать для неё компьютерную программу по расчёту системы видеонаблюдения.
4) Гражданка Р заключила договор со Сбербанком России о получении банковской карты.

10. Верны ли следующие суждения о трудовых правоотношениях?

А. Возникновение, изменение и окончание трудовых правоотношений обычно связывают с устной договорённостью работника и работодателя.
Б. Трудовой договор и возникшее на его основании трудовое правоотношение всегда является взаимным и двусторонним.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

3 вариант

1. Согласно Трудовому кодексу РФ несовершеннолетних запрещено привлекать к работе, связанной с

1) производством печатной продукции
2) производством молочной продукции
3) агитацией за политическую партию
4) торговлей спиртными напитками

2. Родители должны осуществлять воспитание своих детей до

1) совершеннолетия
2) окончания высшего учебного заведения
3) начала ребёнком трудовой деятельности
4) вступления ребёнка в брак

3. При разводе родителей суд учитывает мнение ребёнка, достигшего

1) 6 лет
2) 10 лет
3) 14 лет
4) 16 лет

4. Согласно Семейному кодексу РФ запрещены браки с лицами, которые

1) признаны судом недееспособными
2) отбывают наказание в местах лишения свободы
3) не имеют определённого места жительства
4) исповедуют разную религию

5. Какой договор является основанием для установления правоотношений с работодателем?

1) договор страхования
2) договор залога
3) трудовой договор
4) договор поручительства

6. Согласно Семейному кодексу РФ родительские права прекращаются

1) по получении ребёнком паспорта
2) с момента начала ребёнком трудовой деятельности
3) с момента достижения совершеннолетия
4) по получении ребёнком основного общего образования

7. Согласно Семейному кодексу РФ бабушка и дедушка имеют право

1) требовать, чтобы их внуки проживали с ними
2) вместо родителей определять место учёбы внуков
3) определять круг общения внуков
4) на общение с ребёнком

8. Александр Петров, отец семейства, подал заявление о предоставлении ему очередного отпуска. Какой вид правоотношений возник в данной ситуации?

1) административные
2) гражданские
3) трудовые
4) семейные

9. Верны ли следующие суждения о трудовых правоотношениях?

А. Субъектом трудового правоотношения может быть и иностранный гражданин.
Б. Объектом трудового правоотношения выступают умения, навыки, способности работника, которые он предлагает использовать работодателю.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения о семейных правоотношениях?

А. Семейные правоотношения — это общественные отношения, возникающие из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Б. Семейной правоспособностью наделены только родители, их дети не обладают правоспособностью.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

4 вариант

1. Трудовые правоотношения являются неотъемлемой частью

1) налоговых отношений
2) имущественных отношений
3) административных отношений
4) производственных отношений

2. Трудовой договор

1) устанавливает взаимные права и обязанности работника и работодателя
2) может не определять режим рабочего времени и времени отдыха
3) не должен включать условие об обязательном социальном страховании
4) не может включать обязанность работника отработать на предприятии после обучения

3. Согласно Трудовому кодексу РФ четырнадцатилетний ребёнок может заключить трудовой договор только

1) после получения свидетельства об окончании основной школы
2) с согласия одного из родителей
3) с согласия обоих родителей
4) с разрешения администрации учебного заведения, в котором учится ребёнок

4. Согласно Трудовому кодексу РФ всем несовершеннолетним запрещается работать

1) по найму
2) без согласия родителей
3) в ночную смену
4) и пользоваться какими-либо льготами

5. Согласно Трудовому кодексу РФ несовершеннолетний имеет право

1) использовать ежегодный отпуск в любое удобное для него время
2) с целью получения дополнительного заработка работать в выходные и праздничные дни
3) с целью получения дополнительного заработка работать на предприятиях с любыми условия труда, в том числе и вредными
4) с целью расширения кругозора ездить в служебные командировки

6. Работодатель обязан

1) регулярно повышать в должности своих сотрудников
2) поощрять работников за добросовестный эффективный труд
3) предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором
4) привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности

7. После смерти своего усыновителя гражданин П получил причитающуюся ему долю наследства. Какую долю наследства получает усыновлённый ребёнок в случае смерти усыновителя?

1) доли родного и усыновлённого ребёнка равны
2) получает только при наличии завещания
3) половину от доли, которую получает родной сын
4) не получает ничего, так как он неродной ребёнок

8. Гражданин Ш в детстве был усыновлён и до совершеннолетия воспитывался гражданами Р, которые считали его своим сыном. Так как усыновитель умер, а приёмная мать не могла дальше содержать усыновлённого ребёнка, гражданин Ш после окончания одиннадцати классов в 17 лет пошёл работать. Когда же приёмная мать заболела и не смогла работать, она обратилась за помощью к гражданину Ш, но он отказался ей помогать. Как решает эту ситуацию Семейный кодекс?

1) не обязывает приёмных детей оказывать материальную помощь нетрудоспособным усыновителям
2) не обязывает оказывать материальную помощь в том случае, если усыновлённый пошёл работать до совершеннолетия
3) обязывает оказывать материальную помощь в том случае, если усыновлённый получил высшее образование
4) обязывает приёмных детей оказывать материальную помощь усыновителям в случае потери ими трудоспособности

9. В какой из приведённых ситуаций речь идёт о семейных правоотношениях?

1) Гражданин Б дал доверенность своему сыну на право управления принадлежащим ему автомобилем.
2) Гражданка Ф заключила договор с ателье, принадлежащем её дочери, на пошив зимнего пальто.
3) Гражданин К украл у своего отчима деньги на покупку мотоцикла.
4) Гражданка Т подала в суд иск на своего бывшего мужа, который в течение полугода не платил алименты на содержание их сына.

10. Верны ли следующие суждения о семейных правоотношениях?

А. Суд вправе освободить пасынков и падчериц от обязанностей содержать отчима или мачеху, если последние выполняли свои обязанности по воспитанию или содержанию пасынков и падчериц ненадлежащим образом.
Б. Защита прав и законных интересов ребёнка осуществляется родителями или лицами, их заменяющими.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

5 вариант

1. В приведённом списке указаны черты сходства семейных и трудовых правоотношений. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

1) регулируют общественные отношения
2) объектами правоотношений являются действия и имущество
3) ответственность носит дисциплинарный характер
4) равенство сторон субъектов правоотношений

Черты сходства Черты отличия

2. Установите соответствие между видом правоотношения и конкретным фактом: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

A) заключение брачного контракта
Б) усыновление ребёнка
B) установление права наследования
Г) установление опеки над несовершеннолетним
Д) развод
Е) перемена имени гражданином

1) гражданское
2) семейное

3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Согласно законодательству о социальной защите населения, семьи, начиная с трёх детей, признаются многодетными и пользуются определёнными льготами. (Б) В современной России, по данным переписи 2002 г., такие семьи составляют лишь 3% от общего числа домохозяйств и 7% от числа семей с детьми до 18 лет. (В) Представляется, что семьи с одним и двумя детьми всё же не следует объединять в одну группу.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты
2) выражают мнения

Запишите цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

6 вариант

1. В приведённом списке указаны черты сходства семейных и гражданских правоотношений. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

1) имеют личностно-доверительный характер
2) участники имеют равные права
3) субъектами правоотношений могут быть юридические лица
4) в своей основе могут иметь как имущественные, так и неимущественные блага

Черты сходства Черты отличия

2. Установите соответствие между понятием и отраслью права: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

A) усыновление
Б) сделки
B) время отдыха
Г) алиментные обязательства
Д) продолжительность отпуска

1) трудовое право
2) семейное право

3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Семья — это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной моральной ответственностью. (Б) Согласно Семейному кодексу РФ права супругов равны. (В) Однако лучше, если в семье всеми вопросами руководит муж.


Установите соответствие между особенностями регулирования трудовых отношений с работниками и разными категориями работников согласно Трудовому кодексу РФ: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

\(\begin <|c|c|c|c|c|>\hline \text & \text & \text & \text & \text \\ \hline & & & & \\ \hline \end\)


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Трудовое право”.
Общие основания для прекращения трудового договора:
1. Соглашение сторон (работодателя и работника)
2. Истечение срока трудового договора, за исключением случаев, когда трудовые отношения продолжаются и ни одна из сторон фактически не потребовала их прекращения
3. Расторжение трудового договора по инициативе работника: работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за 2 недели.
4. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя:
— Ликвидации организации
— Сокращение штата работников
— Неоднократное неисполнение работников без уважительных причин трудовых обязанностей
— Однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей.
5. Обстоятельства, независящие от воли сторон:
— Призыв работника на военную службу (или направление на альтернативную гражданскую службу)
— Неизбрание на должность
— Осуждение работника к наказанию в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу
— Смерть работника либо работодателя


Установите соответствие между особенностями регулирования трудовых отношений с работниками и разными категориями работников согласно Трудовому кодексу РФ: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

\(\begin <|c|c|c|c|c|>\hline \text & \text & \text & \text & \text \\ \hline & & & & \\ \hline \end\)


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Трудовое право”.
Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет.
С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от получения образования легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.
Несовершеннолетним установлены ограничения по видам выполняемых работ и условиям труда (ст. 265 Трудового кодекса Российской Федерации):
— запрещается использовать их труд на работах с вредными, опасными условиями, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред здоровью и нравственному развитию несовершеннолетних (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания).
— запрещается устанавливать испытательный срок для несовершеннолетнего
— запрещается переноска и передвижение работниками в возрасте до 18 лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.
— несовершеннолетние не направляются в служебные командировки, не привлекаются к сверхурочному труду, к работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
— ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам в возрасте до 18 лет продолжительностью 31 календарный день в удобное для них.
— несовершеннолетним работникам гарантировано сокращённое рабочее время.
Продолжительность рабочего времени несовершеннолетнего зависит от его возраста и составляет:
— для работников в возрасте до 16 лет — не более 24 часов в неделю
— для работников в возрасте от 16 до 18 лет — не более 35 часов в неделю

Тест по обществознанию Трудовые правоотношения для учащихся 9 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей. В части 1 — 15 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 1 задание (эссе).

1. Право на труд относится к правам

1) личным
2) политическим
3) социальным
4) культурным

2. К занятым не относятся

1) работающие по найму, а также имеющие иную оплачи­ваемую работу
2) занимающиеся в кружках дополнительного образова­ния
3) самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели
4) избранные или назначенные на оплачиваемую долж­ность

3. Выберите из списка человека, который может быть признан безработным.

4. Право устроиться на работу имеет человек с

1) 12 лет
2) 15 лет
3) 18 лет
4) 21 года

5. На легкую работу может быть принят подросток в возрасте 14 лет при условии

1) согласия одного из родителей
2) согласия директора учебного заведения
3) завершения обучения
4) работы в ночную смену

6. К документам, необходимым для заключения трудового договора, не относится

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность
2) трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства
3) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования
4) справка с места жительства о составе семьи

7. При увольнении по собственному желанию необходимо

1) предупредить работодателя письменно за 2 недели
2) предупредить работодателя устно за три дня
3) уведомить от дел кадров заказным письмом о прекращении работы
4) получить согласие профсоюзного комитета

8. К увольнению по инициативе работодателя относится

1) соглашение сторон
2) истечение срока договора
3) перевод работника на другую работу
4) сокращение численности работников

9. Отсутствие на рабочем месте без уважительных причин является правонарушением

1) административным
2) дисциплинарным
3) уголовным
4) гражданским

10. Видом дисциплинарного взыскания является

1) предупреждение
2) строгий выговор
3) увольнение
4) арест

11. Видом дисциплинарного взыскания является

1) замечание
2) штраф
3) лишение специального права
4) лишение свободы

12. К обязательным льготам, предусмотренным для тех, кто со­вмещает работу с учебой, относится

1) увеличение заработной платы
2) дополнительный отпуск
3) неограниченный трафик в сети Интернет
4) запрет работы в ночную смену

13. Разрешается применение труда лиц в возрасте до 18 лет в

1) игорном бизнесе
2) торговле табачными изделиями
3) уборке у лиц
4) ночных клубах

14. Ежегодный оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до 18 лет предоставляется

1) только по истечении 6 месяцев с начала трудовой деятельности
2) только в летний период
3) только в зимний период
4) в любое удобное для подростка время

15. Работодатель имеет право в отношении несовершеннолетне­го работника

2. Статуса безработного человек может быть лишен, если он (отметьте два положения)

1) не обращается в службу занятости
2) проходит профессиональную переподготовку
3) отказался в течение 10 дней от двух предложенных ему вариантов подходящей работы
4) оформил пенсию по старости

3. Установите соответствие между условиями подходящей и неподходящей работы для лиц, признанных безработными: к каждой позиции первого столбца подберите соответст­вующую позицию из второго столбца.

А) условия труда не соответствуют правилам охраны труда
Б) средний заработок ниже среднего заработка гражда­нина на последнем месте
работы
В) работа соответствует про­фессиональной пригодно­сти работника
Г) работа не требует переезда на другое место жительства

1) подходящая работа
2) неподходящая работа

4. Выберите возможные виды наказания для работника, совершившего дисциплинарный проступок, — виновную порчу дорогостоящего оборудования, из-за которого орга­низация не смогла своевременно выполнить большой заказ.

1) предупреждение
2) штраф
3) возложение материальной ответственности
4) выговор
5) лишение премии

Часть 3 (темы эссе)

2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) гражданское процессуальное право; 2) конституционное судопроизводство; 3) процессуальное право; 4) арбитражный процесс; 5) уголовное процессуальное право.

1) предупреждение; 2) исправительные работы 3) выговор; 4) конфискация имущества; 5) строгий выговор; 6)увольнение.

Ответ:4. Выберите верные суждения об необходимых условиях заключения трудового договора и запишите цифры, под которыми они указаны

1) Трудовой договор заключается в письменной форме.

2) Трудовой договор содержит характеристику условий труда.

3) Трудовой договор содержит обязательства работодателя по оплате проезда работника до места работы.

4) В трудовом договоре определяется режим труда и отдыха работника.

5) В трудовой договор включается испытательный срок для всех категорий работников Ответ:__________________

5.Установите соответствие между действиями и элементами правового статуса работника в РФ; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:6. Выпускник педагогического института Никита нашел новую работу по специальности. Для заключения трудового договора он принес документы воинского учета и трудовую книжку. Какие еще документы, согласно Трудовому кодексу РФ, он должен представить работодателю? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования

2) паспорт гражданина РФ

3) налоговое уведомление

4) водительское удостоверение

5) диплом о высшем профессиональном образовании

6) свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение

7. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой

(A) Иван успешно прошёл собеседование при приёме на работу на должность юриста. (Б) Но работодатель отказался заключить с ним трудовой договор, узнав, что ему 48 лет. (В) В объявленной вакансии возраст претендента особо не оговаривался. (Г) Правильным со стороны Ивана было бы обжаловать это решение в суде. (Д) Трудовые споры рассматриваются судами общей юрисдикции в рамках гражданского процесса.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.8. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. В списке слов больше, чем необходимо выбрать.

Среди ___________(А) наиболее значимыми являются законы. Законы делятся на две группы - основные и текущие. К основным законам относятся ___________(Б), являющиеся фундаментом для всего законодательства. В федеративных государствах, таких как Россия, наряду с общей конституцией основные законы есть и у каждой отдельной территории. Стабильность конституции показывает равномерность развития того или иного ___________(В), его прочность и четкий механизм, а также согласие среди граждан по поводу основных целей и задач развития. ___________(Г) принимаются законодательными органами государства и устанавливают правила в важнейших сферах жизни общества. Чаще всего они объединяются в ___________(Д), каждый из которых имеет свою специфику. Если конституции устанавливают ___________(Е), то законы разъясняют их конкретное применение в обществе и меняться они могут значительно быстрее вместе с изменениями в жизни людей.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.9. Прочитайте текст и выполните задания 1-4.

Прочитайте текст и выполните задания к тексу 1-4.

Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права. их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм.

1.Укажите два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте.

2. Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любых аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.

4.Какую функцию права называет автор? Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите любые три других функции права в обществе.

10. Назовите и проиллюстрируйте примерами три основных права работодателя, закрепленные Трудовым кодексом РФ.

11. Во время летних каникул 16-летний школьник Степан решил устроиться ночным сторожем в салон красоты. Но работодатель отказался принять его на работу. Правомерны ли действия работодателя? Свой ответ поясните. Назовите любые особенности регулирования труда работников младше 18 лет.

13. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. ( В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

2 вариант

с республиканской формой правления.

(всего 10 баллов: 2 балла за верное определение и по 2 балла за каждый правильный ответ на вопрос по характеристикам)

Конституционный строй - правопорядок, при котором соблюдается конституция государства; совокупность важнейших, исходных начал, системообразующие принципы, регламентирующие основы правового регулирования общественных отношений.

Конституционно-правовые нормы закрепляют основы конституционного строя РФ. В них выражается качественная характеристика государства - форма правления, форма государственного устройства, политический режим, суверенитет, субъекты государственной власти, общие основы функционирования системы политической организации общества.

Характеристики российского государства как:

демократическое: единственный источник власти в стране и носитель государственного суверенитета - многонациональный народ России, власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства; власть формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами;

правовое; государство наделено рядом признаков. Среди которых верховенство закона, разделение властей, приоритет прав и свобод личности, реальность прав и свобод человека и гражданина, признание органов местного самоуправления в качестве самостоятельного уровня публичной власти, развитое гражданское общество и пр. Так, система органов государственной власти основана на принципе разделения властей, которым предусмотрено, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти. Этот принцип означает, что органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не вправе подчинить или влиять на другие ветви власти. Законодательные, исполнительные и судебные органы должны действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества, не вмешиваясь в деятельность друг друга. Принцип разделения властей является важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека;

светское: никакая религия не является государственной или обязательной; церковь отделена от государства и школы; все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;

- с республиканской формой правления: государственная власть должна осуществляться только выборными органами; переход к монархии возможен только через принятия соответствующих конституционных норм; монархии как формы правления не может быть ни в одном из субъектов России.

(всего 20 баллов: по 4 балла за каждое верное определение)

1) СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ - физическое лицо, совершившее преступление, которое наряду с общими признаками (возрастом, вменяемостью) обладает некоторыми дополнительными признаками, с наличием которых связывается наступление уголовной ответственности.

2) СУДИМОСТЬ - такое правовое положение лица, которое возникает в связи с его осуждением за совершение преступления и влечет для осужденного определенные негативные последствия.

3) ВМЕНЯЕМОСТЬ - способность лица осознавать фактическую сторону и социальную сущность совершаемого деяния и руководить своими поступками.

4) ДЕЯТЕЛЬНОЕ РАСКАЯНИЕ - позитивное послепреступное поведение, заключающееся в добровольной явке с повинной, способствовании раскрытию преступления, возмещении причиненного ущерба, заглаживании вреда, причиненного в результате преступления иным образом.

5) УМЫСЕЛ - одна из форм вины.

Задание 3. Определите кто из перечисленных лиц не являлся представителем классовой (материалистической) теории права: К. Маркс, Г. Пухта, В.И. Ленин, Ф. Энгельс. Представителем какой школы он является?

Опишите основные положения марксисткой теории права.

Не является представителем экономической теории права Г. Пухта - он представитель исторической школы.

Классовая теория права: права - возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Собственники основных средств производства держат в своих руках государственную власть и возводят в закон свою волю.

Задание 4. Дайте определение источника права.

Из нижеперечисленного выпишите в ответ нормативно-правовые акты: Конституция РФ, указы Президента РФ, Федеральный закон, судебный прецедент, административный прецедент, Федеральный конституционный закон, законы субъекта федерации, приговор суда, локальные нормативно-правовое акты, правовая доктрина, принципы права.

Источник права - это действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Возможно также следующее определение: Источник (форма) права — способ, с помощью которого закрепляются или находят внешнее выражение нормы права.

Из нижеперечисленного выпишите в ответ нормативно-правовые акты: Конституция РФ, указы Президента РФ, Федеральный закон, Федеральный конституционный закон, законы субъекта федерации, локальные нормативно-правовое акты.

Перечислите основные виды юридических лиц по российскому законодательству (классификация по одному основанию) и приведите пример организационно-правовой формы таких организаций.

«ГК РФ Статья 48. Понятие юридического лица

1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Виды (указывают один вариант классификации):

1. по отношению учредителей к имуществу юридического лица:

юридические лица, на имущество которых их учредители имеют вещные права (относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения);

юридические лица, на имущество которых их учредители не имеют вещные права (все остальные).

2. по наличию членства и корпоративных прав у участников:

юридические лица, в отношении которых их участники имеют корпоративные права (корпоративные организации; например, АО, ООО, кооперативы);

юридические лица, в отношении которых их участники не имеют корпоративные права (иные организации: унитарное предприятие, учреждение и пр. ).

3. по наличию в качестве основной цели деятельности:

основная цель - получение прибыли и распределение ее между собственниками юридического лица (коммерческие ЮЛ; например, АО, ООО, артель и пр.);

основная цель деятельности не связана с получением прибыли (политическая партия. Общественная организация, благотворительный фонд и пр.).

Задание 6. К каким отраслям права (конституционному, гражданскому праву, гражданско-процессуальному, семейному, трудовому) относятся следующие институты права:

1) институт подсудности;

2) институт аренды;

3) права и обязанности супругов;

4) институт дисциплины труда;

5) институт иска;

6) институт материальной ответственности;

7) институт президентства;

8) институт дарения;

9) институт исполнительной власти;

10) формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Ответы цифрами впишите в приведенную таблицу.

Отрасль российского права

Отрасль российского права

Функции государства - это главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

Классификация функций государства может быть проведена по различным основаниям.

1. внутренние и внешние. Внутренние - это функции, которые государство осуществляет внутри страны, т.е. в пределах своей территории (Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, Экономическая функция, Социальная функция, Функция развития культуры, науки и образования и пр.), а внешние - это функции, которые государство осуществляет в отношении других стран (Функция обороны, Функция поддержания мирового правопорядка, Функция сотрудничества с другими государствами, функция по решению глобальных проблем современности).

2. (по значимости) - основные и не основные функции. Основные функции - это наиболее важные, главные направления деятельности государства. Они связаны с решением первоочередных задач, стоящих перед тем или иным государством на определенном этапе его существования. Не основные функции - это уже менее важные направления государственной деятельности. Они не связаны с решением первоочередных задач.

3. классовые и общесоциальные. Государство как орган социального управления всегда выполняет функции по организации и поддержанию в обществе порядка. Эти функции осуществляются, как правило, в интересах всего населения, всего общества и носят общесоциальный характер. Наряду с общесоциальными государство может выполнять (и очень часто выполняет) классовые функции. Это связано с тем, что государство как орган социального управления нередко подчиняется интересам каких- либо классов или социальных слоев и превращается в орудие классового господства.

4. (по продолжительности осуществления) - постоянные и временные. Постоянные - это функции, которые государство осуществляет практически всегда и в течение неопределенного времени. Посредством этих функций государство решает задачи, которые постоянно стоят перед обществом (например, обеспечение общественного порядка). Временные - это функции, которые государство осуществляет в течение только определенного времени. Выполнение таких функций связано с реализацией каких-либо временных задач (например, осуществление некоторых функций в условиях чрезвычайных ситуаций);

5. (по характеру государственного воздействия) охранительные (охрана прав и свобод граждан, охрана природы и т.п.) и регулятивные (экономическая, социальная, политическая и пр.);

6. (по принципу разделения властей) законотворческие, управленческие и судебные;

7. (на основании территориального масштаба реализации) уровни федерации и субъектов федерации;

8. (по формам реализации) правотворческие, правоохранительные и правоприменительные.

Задание 8. Укажите структурные элементы следующей правовой нормы: «За безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

Дайте определение имеющимся структурным элементам нормы.

Прямо прописаны диспозиция и санкция поощрительной правовой нормы.

Санкция: «Применяются следующие виды поощрения и награждения:

Диспозиция - сердцевина нормы, ее основная часть, в которой закрепляются меры возможного и (или) должного поведения участников регулируемого данной нормой общественного отношения.

Санкция - такой структурный элемент правовой нормы, где содержатся указания на меры государственного принуждения, воздействия на лицо, нарушившее (выполнившего) требование диспозиции.

Задание 9.

Определите виды представленных ниже в таблице юридических фактов. Ответ оформите в таблице.

Читайте также: