Прокурор района включил в план работы координационной деятельности прокуратуры проведение

Обновлено: 11.05.2024

Легостаев С.В., кандидат юридических наук, прокурор Рязанской области.

В статье обосновывается необходимость повышения эффективности координационной деятельности правоохранительных органов и органов государственной власти регионов по борьбе с преступностью. Проведен анализ полномочий указанных субъектов координации, выявлены их отличительные характеристики, вносятся предложения по оптимизации данных полномочий и совершенствованию практики взаимодействия.

Ключевые слова: координационная деятельность, полномочия субъектов координации, эффективность взаимодействия.

Coordination of activities to combat crime: the separation of powers of the prosecutor and the head of the region

Legostaev S.V., candidate of law, prosecutor of the Ryazan region.

The article substantiates the need to improve the efficiency of coordination of activity of state authorities and law enforcement bodies of the regions in the fight against crime. The analysis of the powers of these entities coordinate identified by their distinctive characteristics, make proposals for the optimization of these powers and to improve the practice of interaction.

Key words: coordination, authority, stakeholder coordination, the effectiveness of the interaction.

Активизация борьбы с преступностью в регионах Российской Федерации является важной задачей, которая состоит в повышении с помощью координационных инструментов эффективности координационной практики правоохранительных органов, а также функционирования исполнительно-распорядительной власти. В современных условиях данный вид деятельности нужно рассматривать как самостоятельную разновидность управленческой и юридической практики. При этом ее обязательным свойством является такое качество, как эффективность, являющаяся важнейшей предпосылкой полноценной реализации полномочий субъектами координации. Способность правоохранительных органов противостоять преступности во многом зависит от уровня организации их совместной предупредительной работы, которая основывается на глубоком анализе состояния преступности, ее динамики и структуры. Поэтому, как справедливо отмечает П.Н. Кобец, неотъемлемой частью каждодневной работы правоохранительных органов должна являться работа по предупреждению преступности .

См.: Кобец П.Н. Современное состояние теории предупреждения преступности и ее роль в оптимизации борьбы с преступлениями // Российская юстиция. 2012. N 1. С. 20.

Понятие "координация" переводится как "согласование". В Словаре русского языка С.И. Ожегова "координировать" означает "согласовывать и устанавливать целесообразное соотношение между какими-нибудь действиями, явлениями" . Вопросам координации в науке и в практической деятельности уделяется достаточное внимание. Существуют различные взгляды на данную проблему и в различных аспектах. Наиболее близкие к юриспруденции понятия координации разработаны науками об управлении, в частности социальном управлении. Например, И.В. Погодина считает, что социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее действие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности и прямо вытекающие из ее природы, в том числе координация . И. Сабо рассматривает координационную деятельность как полноценную разновидность юридической деятельности государства . Применительно к деятельности правоохранительных органов координацию необходимо рассматривать как совместную разработку и практическую реализацию мероприятий, направленных на решение наиболее актуальных проблем борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, укрепление законности и правопорядка.

См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1984. С. 253.
См.: Погодина И.В. Управление в юридической практике правоохранительных органов. Владимир, 2003. С. 6.
См.: Сабо И. Основы теории и практики. М., 1974. С. 97.

В настоящее время в юриспруденции нет четкого определения эффективности применительно к координационной деятельности, осуществляемой органами власти и правоохранительными органами. Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является позиция А.А. Максурова, который определяет эффективность координационной юридической практики, исходя из ее социально ценного свойства, представляющего собой соотношение затрат на ее осуществление и ее результата, позволяющее своевременно и с наименьшими издержками способствовать установлению наиболее оптимального соотношения между различными видами юридической деятельности . Применительно к рассматриваемому вопросу эффективность координационной деятельности можно рассматривать как эффективность отдельных направлений государственной деятельности, поскольку деятельность органов исполнительной власти и прокурорская деятельность являются ее самостоятельными видами.

См.: Максуров А.А. Проблемы определения эффективности государственного управления (на примере координации юридической деятельности) // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 10. С. 14.

Правовой основой координационной деятельности правоохранительных органов в первую очередь служит Закон о прокуратуре, во исполнение ст. 8 которого Указом Президента РФ от 18.04.1996 N 567 утверждено Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (далее - положение о координации), в соответствии с которым эта функция возложена на прокуроров. В 2014 году в Положение внесены изменения и в качестве субъекта этой деятельности включены руководители следственных комитетов. Вместе с тем, как справедливо замечает В.Г. Бессарабов, "именно прокуратура, осуществляя надзор за соблюдением законов в различных сферах и располагая обширными и объективными данными о совершенных преступлениях, их раскрываемости, качестве расследования, причинах и условиях, способствующих их совершению, способна наиболее полно выявлять нарушения закона, причем в первую очередь именно те, которые создают условия для совершения преступлений" . О необходимости закрепления полномочий по координации деятельности правоохранительных органов за прокуратурой свидетельствуют и проведенные исследования. Из 430 опрошенных экспертов (руководители правоохранительных органов регионов) 355 человек высказались за то, что эти функции должны быть возложены на прокурора.

См.: Бессарабов В.Г. Координация российской прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (история, состояние, перспективы) // Журнал российского права. 2001. N 3.

В соответствии с действующим законодательством Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры областного и районного уровней выполняют роль координаторов деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Они организуют процесс выработки и реализации согласованных с другими субъектами координации мер по выявлению, раскрытию, пресечению, расследованию и предупреждению преступлений, принятию мер по устранению причин и условий, способствующих их совершению. Хотя действующее законодательство не содержит ни исчерпывающего перечня правоохранительных органов, ни критериев определения состава участников координации, изучение практики на местах позволяет отметить, что в координации деятельности по борьбе с преступностью принимают участие прежде всего органы прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенные органы, органы по контролю за оборотом наркотический средств, а также иные государственные органы, наделенные функциями дознания или предварительного следствия. Необходимо согласиться с мнением В.П. Рябцева о том, что в борьбе с преступностью "правоохранительными" являются и государственные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, но не наделенные функциями дознания или предварительного следствия . Такой подход к определению участников позволяет включить в работу по противодействию преступности государственные органы, имеющие оперативные аппараты. Благодаря их возможностям результативность правоохранительной деятельности по достижению общих целей становится более эффективной.

См.: Рябцев В.П. Координационная деятельность - залог успеха в борьбе с преступностью // Российская юстиция. 1996. N 7.

Полномочия высших должностных лиц субъектов Российской Федерации определены Указом Президента Российской Федерации от 11.12.2010 N 1535 "О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка". В соответствии с Указом в субъектах РФ образованы постоянно действующие координационные совещания по обеспечению правопорядка, которые вырабатывают и принимают решения стратегического характера и являются действенным инструментом реагирования на возникающие проблемные вопросы в сфере обеспечения правопорядка. Их создание существенно влияет на улучшение взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных органов, задачи в сфере борьбы с преступностью решаются системно. Основные усилия совещаний сосредоточены на выработке согласованных решений и координации организационно-практических мероприятий по профилактике правонарушений общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в регионах. Как правило, проблемы, выносимые на обсуждение, носят комплексный характер, к их решению подключаются все заинтересованные территориальные органы государственной власти, органы прокуратуры, местного самоуправления. Совместная реализация правоохранительными органами и органами государственной власти субъектов принятых организационно-распорядительных документов способствует укреплению законности, оздоровлению криминогенной ситуацию и сдерживанию негативных социальных процессов.

Анализ планирования деятельности и практики работы координационных совещаний по обеспечению правопорядка показывает, что основные усилия этих коллегиальных органов сосредоточены на решении вопросов противодействия терроризму, экстремизму, коррупции, организованной преступности, незаконному обороту наркотических средств, преступлениям среди несовершеннолетних. Обсуждаются также причины и условия повышения уровня правонарушений, совершенных в общественных местах, преступления экономической направленности.

Несмотря на общность стоящих перед прокурорами и руководителями субъектов РФ задач по борьбе с преступностью и обеспечению правопорядка, сравнительный анализ в контексте названных выше указов Президента Российской Федерации позволяет выделить некоторые различия в организации их работы, а также разграничений полномочий указанных должностных лиц.

  1. В состав координационного совещания при прокуроре входят только руководители правоохранительных органов региона. На заседания могут приглашаться представители суда, должностные лица федеральных органов государственной власти, органов власти субъекта, а также местного самоуправления (в частности, руководители муниципалитетов). Состав совещания при руководителе субъекта значительно шире. Помимо руководителей правоохранительных органов в него включены руководители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, военного управления, главные федеральные инспекторы аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации, председатели законодательных собраний, секретари общественных палат. Нужно отметить, что личное участие прокурора субъекта в работе совещания по обеспечению правопорядка является обязательным.
  2. Предметом обсуждения на координационных совещаниях при прокуроре являются вопросы, относящиеся непосредственно к противодействию преступности средствами прокурорского надзора, оперативно-розыскной и процессуальной деятельности правоохранительных органов, в то время как при руководителе субъекта РФ рассматриваются лишь вопросы обеспечения правопорядка посредством обобщения, анализа и прогнозирования тенденций, принимаются решения и координируются организационно-практические мероприятия.
  3. В принимаемых по результатам обсуждения на координационных совещаниях при прокуроре постановлениях содержатся обязательные для исполнения правоохранительными органами поручения. Решения постоянно действующих координационных совещаний по обеспечению правопорядка носят рекомендательный характер. При этом не допускается расширение пределов их полномочий и вмешательство в компетенцию правоохранительных органов.
  4. Координационные совещания при высших должностных лицах проводятся только на уровне субъектов РФ, в то время как в органах прокуратуры многоуровневая система координации: на региональном уровне (прокуроры субъектов РФ, военные и иные специализированные прокуроры, а также руководители правоохранительных органов, дислоцирующихся на территории субъекта Федерации); на местном уровне (прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры, а также руководители правоохранительных органов, функционирующих на данной территории). При этом прокуроры субъектов организуют и контролируют координационную деятельность подчиненных прокуратур.
  5. Прокурорами применяются и другие помимо координационных совещаний формы деятельности (совместные выезды работников правоохранительных органов в города и районы для проведения проверки и оказания практической помощи местным органам в организации борьбы с преступностью, составление совместных планов по организации борьбы с преступностью, направление совместных информационных писем и методических рекомендаций и др.). Руководителями регионов такие формы координации не используются.

Прокурор непосредственно участвует в разработке принимаемых органами власти мер, направленных на обеспечение правопорядка, противодействие и профилактику преступности. Он вправе вносить руководителю субъекта предложения о включении их в план работы, в то время как высшее должностное лицо субъекта не участвует в планировании работы координационных совещаний при прокуроре.

Практика межведомственного взаимодействия указывает на необходимость совершенствования и оптимизации координационной деятельности. Здесь можно выделить несколько направлений. Во-первых, нужны изменения в подходах к планированию работы. Намеченные мероприятия должны быть направлены на существенное повышение эффективности деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и правоохранительных органов по обеспечению законности и правопорядка, способствовать принятию своевременных и адекватных состоянию преступности комплексных профилактических решений. Во-вторых, не должны допускаться подмена полномочий прокурора и других правоохранительных органов по борьбе с преступностью, расширение пределов компетенции координационных совещаний по обеспечению правопорядка, а также вмешательство в компетенцию правоохранительных органов. В-третьих, при организации этой работы требуется проведение на постоянной основе комплексного анализа результативности принимаемых решений и обеспечение эффективного контроля за их исполнением.

Список использованной литературы

  1. Антонян Ю.М. Актуальные исследования преступности в городах и меры по ее профилактике (Рецензия) // ВНИИ МВД СССР. М., 1980. С. 114.
  2. Бессарабов В.Г. Координация российской прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (история, состояние, перспективы) // Журнал российского права. 2001. N 3.
  3. Кобец П.Н. Современное состояние теории предупреждения преступности и ее роль в оптимизации борьбы с преступлениями // Российская юстиция. 2012. N 1. С. 20.
  4. Кобзарев Ф.М. Правовые и организационные основы координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. М., 1999. С. 4.
  5. Максуров А.А. Проблемы определения эффективности государственного управления (на примере координации юридической деятельности) // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 10. С. 14.
  6. См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1984. С. 253.
  7. Погодина И.В. Управление в юридической практике правоохранительных органов. Владимир, 2003. С. 6.
  8. Рябцев В.П. Координационная деятельность - залог успеха в борьбе с преступностью // Российская юстиция. 1996. N 7.
  9. Сабо И. Основы теории и практики. М., 1974. С. 97.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Планированием достигается концентрация сил и средств на приоритетных направлениях прокурорского надзора.

Планирование – это решение вопросов о последовательности и сроках выполнения комплекса или отдельных видов работ с учетом имеющихся штатных, ресурсных и иных возможностей в целях достижения желаемого результата.

Сущность планирования состоит в определении целей деятельности прокуратуры, формировании конкретных мероприятий для достижения этих целей, сроков исполнения мероприятий и их исполнителей.

План вносит в работу четкость, делает ее организованной, целеустремленной и облегчает осуществление контроля. Важно, чтобы прокурор и его подчиненные четко представляли, чего они хотят добиться. Если рассматривать цель как достижение желаемого результата, то в деятельности прокуратуры можно выделить цели:

    • главные– стремление получить определенный результат в состоянии законности на поднадзорной территории или объекте;
    • функциональные– достичь определенного уровня правоприменительной практики;
    • вспомогательные – создание необходимых условий для реализации указанных целей.

    Таким образом, на первом этапе планирования определяются цели деятельности прокуратуры района (города); на следующем – формируются мероприятия, необходимые для достижения планируемых целей.

    Схематически примерный план можно выразить так: цель – мероприятие – исполнители – срок – фактический результат .

    К типичным мероприятиям, включаемым в план, относятся:

      • подведение итогов деятельности прокуратуры за определенный период, обсуждение их на совещаниях;
      • прокурорские проверки исполнения законов;
      • обобщение практики прокурорского надзора;
      • мероприятия, связанные с повышением деловой квалификации;
      • заседания коллегии и др.

      Планы должны быть (требования к планам):

        1. экономичными;
        2. комплексными;
        3. конкретными по предмету, месту, лицам и срокам его исполнения;
        4. реальными (основываться на правильном расчете имеющихся сил, средств и времени, необходимых для их выполнения).

        Каждое планируемое мероприятие должно иметь основание, к которым относятся как решения вышестоящих органов прокуратуры, так и результаты обобщения обращений граждан, анализ состояния законности и др.

        Виды планов в органах прокуратуры

        В органах прокуратуры применяют три вида планов:

          1. перспективные (на год и более);
          2. текущие (полугодовые, квартальные и месячные);
          3. краткосрочные (недельные, ежедневные).
            • планы работы органов прокуратуры по повышению деловой квалификации,
            • планы стажировки,
            • планы проведения надзорных проверок и др.

            Основными планами в органах прокуратуры, которые, как правило, составляются на полугодие, являются:

              1. план работы прокуратуры;
              2. план основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
              3. план работы постоянно действующего семинара по повышению профессиональной подготовки работников;
              4. план работы прокуратуры по взаимодействию со СМИ и общественностью и др.

              При проведении объемных проверок или разрешении сложных материалов практикуется составление еженедельных планов-графиков. План-график - это таблица, в которую вносятся дни недели и конкретные мероприятия, запланированные на конкретное время каждого дня. Подобный план очень удобен в пользовании, прост в составлении и элементарен в проверке. Используются и отраслевые планы, которые определяют деятельность прокуратуры по направлениям прокурорской деятельности. В таких планах группируются мероприятия, касающиеся одного направления деятельности или отдельной отрасли, например надзора за исполнением законов о несовершеннолетних, о борьбе с коррупцией и др.

              Процесс планирования обычно включает:

                1. сбор необходимой информации;
                2. анализ состояния законности;
                3. разработку прогнозов;
                4. подготовку проекта плана и его обсуждение;
                5. утверждение плана;
                6. организацию исполнения плана.
                Индивидуальное планирование работников прокуратуры

                Кроме планирования работы органа прокуратуры в целом, отраслевого планирования, осуществляется также планирование работы каждого прокурорского работника, в том числе прокурора, его заместителей и помощников. Для ведения личного календарного плана на практике используются еженедельники установленного образца, где предусмотрены разделы, что нужно сделать, в какое время, кого пригласить, кому позвонить, где необходимо быть и т.д. Индивидуальное планирование существенно помогает распределить время для достижения результативности в работе, способствует повышению организованности и профессионализма прокурорских работников.

                Цель освоения дисциплины

                Планируемые результаты обучения

                Обладает глубокими знаниями в отношении базовых понятий; дает определение основных понятий; выделяет объект и предмет исследования;

                находит, анализирует и обрабатывает юридически значимую информацию; использует специальные методы познания при анализе и обработке юридически значимой информации

                знает правовые нормы, определяющие положение и назначение института прокуратуры на современном этапе; принципы организации деятельности и устройство системы органов прокуратуры; основные функции прокуратуры, формы участия прокурора в различных видах судопроизводства, средства прокурорского реагирования

                знает нормативно-правовые основы прохождения федеральной государственной службы в органах и организациях прокуратуры, особенности правового статуса работника прокуратуры, запреты, обязанности и ограничения, связанные с прохождением прокурорской службы

                умеет при решении практических задач правильно выбрать юридическую норму, которая подлежит использованию для правовой оценки описанных фактов, логически последовательно, мотивированно, с применением правил юридической техники изложить описательно-мотивировочную часть своего проекта, а в его резолютивной части четко и полно изложить требования прокурора

                владеет навыками анализа практических ситуаций и их правовой оценки, принятия на основе этого правозначимых решений в роли профессионального юриста и написания соответствующих юридических документов (актов прокурорского реагирования)

                владеет навыками проведения научных исследований проблем прокурорской деятельности; навыками аргументации принимаемых решений в сфере профессиональной практической деятельности, а также вырабатываемых решений научных (доктринальных) проблем

                Содержание учебной дисциплины

                Формирование органов прокуратуры РФ. Назначение на должность и освобождения от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей. Формирование состава центрального аппарата Генеральной прокуратуры РФ. Порядок назначения и освобождения от должности прокуроров субъектов РФ, их заместителей, приравненных к ним прокуроров и их заместителей. Формирование состава прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним прокуратур. Порядок назначения и освобождения от должности прокуроров городов и районов, их заместителей, а также приравненных к ним прокуроров и их заместителей. Формирование состава прокуратур городов и районов и приравненных к ним прокуратур. Центральный аппарат Генеральной прокуратуры РФ. Главные управления, управления, отделы на правах управлений, отделы в составе управлений, иные структурные подразделения на правах управлений и отделов. Управления Генеральной прокуратуры в федеральных округах. Научно-консультативный совет при Генеральной прокуратуре РФ. Коллегия Генеральной прокуратуры РФ. Классификация структурных подразделений Генеральной прокуратуры. Функциональные (оперативные), обеспечительные и вспомогательные управления и отделы. Территориальные органы прокуратуры. Звенья прокурорской системы. Разграничение компетенции между различными звеньями прокурорской системы. Специализированные органы прокуратуры. Органы военной прокуратуры. Органы транспортной прокуратуры, их статус и компетенция. Природоохранные прокуратуры, их статус и компетенция. Органы прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, их статус и компетенция. Органы прокуратуры, осуществляющие свои функции в закрытых административно-территориальных образованиях и на особых режимных объектах

                Основные направления деятельности (функции) органов прокуратуры. Функциональные модели органов и учреждений прокуратуры. Российская (смешанная) модель прокуратуры. Система функций российской прокуратуры. Прокурорский надзор за исполнением законов. Уголовное преследование и поддержание государственного обвинения. Участие в рассмотрении дел судами. Рассмотрение прокуратурой обращений. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Правовое просвещение и взаимодействие с общественностью. Функции, осуществляемые Генеральной прокуратурой РФ: международное сотрудничество, выпуск специальных изданий. Отрасль прокурорского надзора. Признаки и критерии выделения отраслей прокурорского надзора. Задачи прокурорского надзора. Предмет (объект) надзора. Пределы надзора. Правовые средства прокурорского надзора Виды отраслей прокурорского надзора. Прокурорский надзор за исполнением законов и законностью правовых актов (общий надзор). Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Приоритетные направления деятельности прокуратуры. Участок прокурорской деятельности.

                Правовые средства прокурорского надзора. Виды правовых средств прокурорского надзора. По цели: направленные на выявление нарушений законов; направленные на устранение нарушений законов и обстоятельств, им способствующих; направленные на предупреждение нарушений закона. По форме: действия и акты. По характеру правового предписания: обязывающие, приостанавливающие и распорядительные. По порядку применения: общие и специфические. Компетенция органов прокуратуры. Полномочия прокурора. Об щие полномочия. Специальные полномочия. Акты прокурорского надзора. Виды актов прокурорского надзора. Требования, предъявляемые к актам прокурорского надзора. Структура и содержание акта. Протест прокурора. Постановление прокурора. Представление об устранении нарушений закона. Предостережение о недопустимости нарушения закона. Исковые и иные заявления прокурора. Требование прокурора. Письменное указание. Утверждение и согласие как акты прокурорского надзора. Механизм реализации правовых средств прокурорского надзора. Приемы, способы и методы реализации правовых средств прокурорского надзора. Методика прокурорского надзора. Тактика прокурорского надзора. Формы реализации механизма: общая и инициативная

                Тема 6. Организация работы в органах прокуратуры. Государственная служба и кадровое обеспечение в органах и организациях прокуратуры

                Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов (общего надзора), его значение для обеспечения законности и правопорядка в обществе. Взаимосвязь с другими направлениями прокурорской деятельности. Законодательное закрепление предмета надзора. Пределы прокурорского надзора: по кругу поднадзорных субъектов; по кругу нормативных актов, за исполнением которых осуществляется надзор; по характеру надзорной деятельности. Общая характеристика полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов. Классификация полномочий. Виды актов прокурорского надзора за исполнением законов. Структура, содержание, основания, порядок и правовые последствия вынесения отдельных актов прокурорского надзора: протест, заявление в суд, представление, постановление, предостережение о недопустимости нарушения закона. Конституционализации прокурорского надзора. Понятие прокурорской проверки. Поводы и основания для проведения прокурорских проверок. Виды прокурорских проверок. Выбор объектов проверок. Этапы проведения прокурорской проверки. Особенности проведения проверки законности правовых актов. Организация работы по осуществлению надзора. Распределение поднадзорных субъектов между звеньями системы органов прокуратуры. Структурные подразделения и должностные лица органов прокуратуры, ответственные за осуществление общего надзора. Учет и отчетность. Планирование. Контроль и проверка исполнения

                Тема 8. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности

                Сущность, предмет, задачи и значение прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Общая характеристика полномочий прокурора по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Акты прокурора в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Структура, содержание, основания, порядок и правовые последствия вынесения отдельных актов прокурорского реагирования в целях восстановления прав граждан. Основания предъявления и поддержания прокурорами исков в судах. Особенности организации работы в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Правотворческая деятельность органов прокуратуры. Формы участи прокуроров в правотворческой деятельности. Право законодательной и нормотворческой инициативы

                Тема 10. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельностью

                Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Задачи и значение данной отрасли надзора. Законодательное закрепление предмета данной отрасли прокурорского надзора. Сравнительная характеристика видов поднадзорной деятельности: понятие, задачи, характер, правовые основы и субъекты оперативно-розыскной деятельности и уголовно-процессуальной деятельности в досудебном производстве органов дознания и предварительного следствия. Особенности надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в связи со спецификой поднадзорной деятельности. Характеристика полномочий и правовых актов прокурора в данной сфере надзора. Ограничение круга прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность: понятие уполномоченного прокурора в данной сфере надзора. Структурные подразделения и должностные лица органов прокуратуры, на которые возлагается осуществление надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Информационное обеспечение и особенности делопроизводства. Общие методические рекомендации по проведению прокурорских проверок законности оперативно-розыскной деятельности. Типичные нарушения законности при проведении оперативно-розыскной деятельности, источники информации о них. Статистическая отчетность прокурора в данной сфере надзора. Особенности процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия как поднадзорной деятельности. Специфика процессуального положения и полномочий прокурора в досудебном производстве по уголовным делам. Классификация полномочий прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Характеристика отдельных полномочий прокурора в данной сфере надзора. Правовые акты прокурора в данной сфере надзора, их характеристика: постановление, требование об устранении нарушений федерального законодательства, письменные указания, письменное согласие, представление об устранении нарушений закона. Характеристика методов реализации полномочий по выявлению нарушений закона в процессуальной деятельности дознания и предварительного следствия. Основные требования к организации работы органов прокуратуры по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Распределение компетенции по осуществлению надзора за органами дознания и предварительного следствия между звеньями системы органов прокуратуры. Структурные подразделения и должностные лица органов прокуратуры, ответственные за обеспечение надзора в данной сфере. Информационное обеспечение. Особенности делопроизводства. Учет и отчетность

                Тема 11. Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

                Сущность, предмет, пределы и специфика прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Прокурор – гарант соблюдения прав и свобод задержанных, предварительно заключенных и осужденных. Инициативный характер надзора. Распорядительные полномочия прокурора. Полномочия прокурора и акты прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Организация работы по исполнению законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний в местах лишения свободы. Проведение проверок в местах лишения свободы. Прокурорский надзор за исполнением законов в местах предварительного заключения (СИЗО, ИВС). Прокурорского надзор за законностью исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества. Участие прокурора в судебном рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора

                Тема 12. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних

                Сущность, предмет, пределы и специфика прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами – формирующуюся отрасль прокурорского надзора. Задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами. Правовые основы прокурорского надзора. Направления надзорной деятельности. Правовые средства прокурорского надзора. Формы и методы надзорной деятельности. Понятие, значение и задачи прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних – самостоятельный участок работы органов прокуратуры. Инициативная форма прокурорского надзора. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов о несовершеннолетних. Акты прокурора и порядок их реализации при осуществлении надзора за исполнением законов о несовершеннолетних. Направления прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних. Взаимодействие прокуратуры с другими органами государственной власти и муниципалитетами

                Сущность, общие задачи и значение участия прокурора в рассмотрении дел судами: история и современное понимание. Общие правовые положения, регламентирующие участие прокурора в рассмотрении дел судами в современной России. Нормативные акты, регламентирующие участие прокурора в конкретных видах судопроизводства. Основные направления и формы деятельности прокуроров при участии в рассмотрении дел судами. Общая характеристика правового статуса прокурора при участии в рассмотрении судами уголовных дел. Функции и общие задачи участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел: история и современное понимание. Современная правовая регламентация участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел, прокурор как государственный обвинитель. Значение участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел в условиях последовательной реализации принципов состязательности и равноправия сторон. Основания, задачи, функции и формы участия прокурора в рассмотрении судами гражданских и административных дел. Полномочия прокурора в гражданском и административном судопроизводстве. Содержание и реквизиты искового заявления (административного искового заявления) прокурора. Деятельность прокурора при участии в заседании суда первой инстанции по гражданским и административным делам. Полномочия прокурора в арбитражном судопроизводстве. Процессуальное положение прокурора в арбитражном процессе, его основные полномочия. Направления деятельности прокурора в арбитражном судопроизводстве. Предъявление прокурором исков в арбитражном суде. Оспаривание прокурором правомерности правовых актов в арбитражных судах. Участие прокурора в судебном рассмотрении судами дел об административных правонарушениях

                Понятие, задачи, значение и правовое регулирование координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Субъекты и объекты координационной деятельности. Принципы координационной деятельности. Соблюдение законности. Равенство участников координационной деятельности. Ответственность руководителей правоохранительных органов за выполнение согласованных решений. Особенности реализации принципа гласности. Совместный анализ состояния преступности. Выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью. Подготовка и направление информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью органам государственной власти, а также органам местного самоуправления. Обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью. Разработка предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью. Проведение координационных совещаний. Обмен информацией. Проведение совместных целевых мероприятий. Издание совместных приказов и указаний. Разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности. Координация деятельности прокуратуры и органов внутренних дел. Координация деятельности прокуратуры с иными правоохранительными органами. Взаимодействие с контролирующими органами в рамках координационной деятельности. Взаимодействие с судами и органами юстиции

                Состояние планирования отражает не только уровень организации работы, но и целенаправленность принимаемых мер по укреплению правопорядка.

                Планированием достигается концентрация сил и средств на приоритетных направлениях прокурорского надзора.

                Планирование – это решение вопросов о последовательности и сроках выполнения комплекса или отдельных видов работ с учетом имеющихся штатных, ресурсных и иных возможностей в целях достижения желаемого результата.

                План вносит в работу четкость, делает ее организованной, целеустремленной и облегчает осуществление контроля. Важно, чтобы прокурор и его подчиненные четко представляли, чего они хотят добиться.

                Если рассматривать цель как достижение желаемого результата, то в деятельности прокуратуры можно выделить главные, функциональные и вспомогательные цели. Главная цель – стремление получить определенный результат в состоянии законности на поднадзорной территории или объекте; функциональная – достичь определенного уровня правоприменительной практики; а вспомогательная – создание необходимых условий для реализации указанных целей.

                Таким образом, на первом этапе планирования определяются цели деятельности прокуратуры района (города); на следующем – формируются мероприятия, необходимые для достижения планируемых целей.

                Схематически примерный план можно выразить так: цель – мероприятие – исполнители – срок – фактический результат.

                Сформулированные в плане мероприятия должны базироваться на следующих принципах: экономичность, стабильность, конкретность и реальность.

                Принцип стабильности означает, что в течение периода, на который рассчитан план, в него без особой нужды не вносятся изменения, которые обычно связаны с внеплановыми заданиями прокуратуры субъекта Федерации.

                Конкретность предполагает точное указание в плане предмета надзорных действий, объектов надзора, исполнителей и сроков выполнения. Недопустимы декларативные, общие формулировки.

                Эта схема предусматривает:

                а) постоянные направления надзора (например, исполнение законов органами местного самоуправления, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие );

                б) постоянные объекты надзора (городская и районная администрации, отдел внутренних дел);

                в) постоянные мероприятия по каждому направлению надзора (анализ, проверки, участие в заседаниях);

                г) постоянные сроки, периодичность выполнения мероприятий;

                д) постоянные, с учетом распределения обязанностей, исполнители.

                Планируя постоянные мероприятия, нужно учитывать результаты анализа состояния законности, полученную информацию и сигналы о нарушениях, задания прокуратуры субъекта Федерации.

                В практике районных (городских) прокуратур применяются три вида планов:

                1) перспективные (годовые);

                2) текущие (полугодовые, но могут разрабатываться квартальные и месячные);

                3) краткосрочные (недельные, ежедневные).

                Самостоятельным видом является план координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

                Планирование на длительные сроки в настоящее время не имеет особого распространения. В существующие долгосрочные (перспективные) планы включаются мероприятия, вытекающие из местной либо региональной программы по противодействию преступности и правонарушениям, это мероприятия, направленные на выявление и устранение обстоятельств, способствующих преступлениям, пресечение нарушений прав и охраняемых интересов граждан.

                На долгосрочной основе, в соответствии с установками прокуратуры субъекта Федерации, могут планироваться мероприятия по усилению надзора за исполнением законов в той или иной сфере социально-экономической жизни и, безусловно, меры по устранению просчетов в организации собственной работы, выявленных комплексной проверкой.

                К перспективным планам относятся планы координации совместных действий правоохранительных органов. Они включают мероприятия по совместному анализу состояния динамики и структуры преступности в районе (городе); подготовку для администрации и органов местного самоуправления материалов по вопросам предупреждения преступности; рассмотрение на координационном совещании состояния правоприменительной практики по борьбе с конкретными видами преступных проявлений; вопросы совершенствования профилактической работы (а также сроки и исполнители мероприятий).

                Текущие планы дополняют и развивают перспективные планы. При их составлении следует предусматривать определенный резерв на случай выполнения срочных заданий, не предусмотренных планом и вызванных непредвиденными обстоятельствами.

                В текущие планы включаются следующие мероприятия:

                1) подведение итогов деятельности прокуратуры за определенный период, предшествующий планируемому;

                2) проведение координационных и межведомственных совещаний;

                3) проверки соблюдения законов в организациях и учреждениях, органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

                4) изучение различной категории уголовных, гражданских и административных дел;

                5) отчеты о работе следователей и помощников прокурора;

                6) мероприятия по повышению деловой квалификации кадров.

                Этот перечень примерный, главное, конкретные мероприятия должны быть продиктованы состоянием законности в районе (городе) и уровнем правоприменения.

                Непременное условие – точное и своевременное выполнение плановых заданий во избежание неоправданной спешки, переноса мероприятий на следующий срок, поверхностных выводов.

                Материалы проверок и других надзорных акций принято реализовать сразу по выполнении задания, в обозначенные сроки.

                После выполнения плана его рекомендуется обсудить на оперативном совещании, где прокурор района (города) должен дать оценку содержанию и качеству проведенной работы.

                Эффективной деятельность прокуратуры может быть лишь тогда, когда планируется не только работа прокуратуры в целом, но и каждого прокурора и следователя в отдельности.

                Индивидуальные планы позволяют правильно распределить время и использовать его с максимальной отдачей.

                Эти планы, безусловно, не заменяют планов расследования конкретных уголовных дел, планов проведения проверок исполнения законов, планов-программ изучения дел, проведения обобщений. (Последние служат основой для составления индивидуальных планов.)

                Индивидуальный план рекомендуется составлять в конце рабочего дня, недели или декады, это непреложное правило.

                Удобно, а главное, практично пользоваться календарем-еженедельником: достаточно места для записей и хорошо видна нагрузка в течение всей рабочей недели. В настоящее время имеется значительное количество различных вариантов календарей, ежедневников, органайзеров.

                Широкие возможности для моделирования различных форм индивидуального планирования дает использование компьютерной техники. Это позволяет учесть все многообразие деятельности конкретного прокурора и следователя, формализовать учет работы, ввести заранее повторяющиеся мероприятия.

                Разновидностью индивидуального планирования служат различного рода графики. Сущность их заключается в том, что в одной части этой формы перечисляются объекты планирования (виды работ, вызываемые лица, совещания и т.п.), а во второй – время, необходимое для проведения работ. Такой график, кроме того, служит хорошим средством самоконтроля.

                Читайте также: