Профсоюзы как субъекты трудового права курсовая 2020

Обновлено: 16.05.2024

Профсоюзы, как субъекты трудового права, как и ранее являются главными представителями рабочих людей во взаимоотношениях с начальством. Их основной задачей считается защита всех реальных прав рабочих людей. Этот представительный орган имеет возможность контролировать соблюдение трудового закона и нормативов в области труда. В варианте, когда профсоюз обнаруживает какие-то нарушения, то он имеет возможность требовать их устранения. Работодатель же в свою очередь обязан сообщить об итогах рассмотрения и принятия мер в течение недели с того момента, как было получено официальный запрос – требование.

Что из себя представляют профсоюзы как субъекты ТП

Профессиональные союзы считаются своеобразными организационными объединениями трудящихся, что были сформированы историческим развитием событий. В обществе эти объединения являются многообразными и запутанными схемами взаимоотношений внешнего и внутреннего типа. Данная организация является наиболее масштабной.

Союзы профессионального характера включены в систему политики в виде особой структуры общественности со своими заданиями и своей функциональностью, которые прописаны уставами.

К главным задачам профсоюзных объединений можно отнести защиту интересов рабочих в зоне труда и связанных с работой взаимоотношений. Как раз с сей целью эти объединения изначально и создавались.

На видео-профсоюзы как субъекты трудового права:

Профсоюз – это добровольное объединение граждан общества, что связаны интересами трудовой сферы. Оно возникает, дабы можно было обеспечить реализацию, представительство и защиту существующих нормативов. Например защита при невыплате декретных безработным матерям одиночкам.

Профсоюзы базируются на членстве. Предназначение и функции профсоюзных органов упоминаются в Конституции РФ.

На уровне закона были даны четкие сведения лишь о правовом статусе подобных союзов: были установлены правовые фундаментальные основы устройства и деятельности комитета, были определены разветвления их действий, что начинаются с маленькой организации профессионального типа и заканчиваются федеральной степенью. Также были установлены гарантии установления сих прав, их защиты и так далее.

Помимо того, что в зону деятельности данных организаций включена сфера труда, еще и имеются права юридического лица, как собственника, которому принадлежит то или иное имущество и так далее.

Областью возможностей трудящихся считается лишь участие данных комитетов в отношениях между рабочими и работодателями, объединениями и представителями, органы властей, местного управления, участие объединений в принятии и использовании в реальности условий работы, контролирование соблюдения трудового направления, и даже разрешение конфликтов в рабочих моментах.

Права и обязанности, роль профессиональных союзов в разрешении трудовых споров

Функциональность данных органов заключается в направлении их действий. По причине того, что они изначально были сформированы для защиты прав, то основной их задачей считается именно защита. Вторым наиболее важным заданием профсоюзов считается представительство интересов рабочих людей. Дабы можно было результативно реализовывать представленные нюансы деятельности объединений, власти страны закрепили за ними соответственный перечень прав и гарантий в нормотворчестве, правовом использовании и контролировании за соблюдением законов трудовой сферы.

На видео – права профсоюзов в разрешение трудовых споров кратко:

Стоит учесть, что кроме выше представленных двух функций комитеты еще реализуют культурную и воспитательную ветвь действий по воспитанию своих же членов в патриотизме, а политическую — по принятию участия челнов в избирательных моментах.

Нужно знать, что в любых документациях можно увидеть лишь права профессиональных комитетов, а об их обязанностях нигде речь не идет. Это вовсе не значит, что у них их нет. Их обязанности перед рабочими и работодателями вытекают из их же прав, их функции защиты и их правил. Деятельность данной организации регулируется, как правило, ею самой как самодеятельным органом при помощи различных нормативов внутри союзов, что были приняты руководителями объединений.

Помимо того, что союзы имеют права, из которых вытекают и соответствующие обязанности, то, как и любая организация, эти комитеты несут и ответственность. Как и иные органы общественности, эти организации при нарушениях законов России несут соответственную ответственность.

Сотрудники союзов, в варианте невыполнения обязанностей будут нести ответственность дисциплинарного характера. За произведение незаконной забастовки работников могут уволить.

Все права сих комитетов условно делятся по области их действий.

Основными права организаций считаются:

  1. Право на представительство рабочих людей.
  2. Право на участие в использовании прав и в нормотворческой действительности.
  3. Право на защиту прав работников.
  4. Право на содействие занятости.
  5. Право на ведение переговоров с коллективами, подписание тех или иных соглашений, колдоговоров.
  6. Право на трудовые споры, и их регулирование.
  7. Право на контроль соблюдения правил трудового закона.
  8. Право на охрану труда и окружение.
  9. Право на защиту рабочих и так далее.

На видео-роль профсоюзов в трудовых права отношения:

Виды споров в сфере трудовых отношений

  • Область споров по субъективному составу и предмету. Такие споры можно разделить на конфликты индивидуального и коллективного характера. Здесь уже выступают организации работодатели как субъекты трудового права.

Сторонами индивидуального спора считаются работки и работодатель. Это может быть спор о восстановлении или признание определенных прав трудового кодекса. Например, спор может возникнуть, если работник не согласен с неправомерным, по его мнению, переводом. Или когда с работника снимают взыскание за прогул, который возможно был по уважительной причине, или с предоставлением тех или иных документов.

В коллективных разногласиях с одной стороны выступают представители рабочих (союзы), а с другой — представители работодателей. Как правило, такие споры возникают, когда меняются или устанавливаются новые условия работы, когда заключаются коллективные договоры с новыми принципами и нюансами. Например, предметом для возникновения подобного спора может быть то, что работники не довольны оплатой труда или соотношением времени отдыха и труда.

Подобные споры делят на исковые и не исковые. Исковые конфликты возникают, когда применяются нормативные акты, соглашения и подается иск в суд. Это индивидуальные споры.

Не исковые споры являются коллективными. Они образовываются, когда возникают вопросы по условиям работы.

Стоит заметить, что на фирмах довольно часто возникают разногласия между работодателями и рабочими людьми по разнообразным вопросам, что имеют связь с их трудом. Когда такие конфликты не удается решить внутри коллектива, то они выносятся на рассмотрение определенных органов. Это и есть трудовые споры, регулирование которых не обходится без участия профессиональных союзов.

Что собой представляет понятие правопреемства в гражданском праве, так же можно узнать из данной статьи.

Интересно будет узнать, какие социально экономические права человека по конституции РФ существуют, указано в данной статье.

Какая взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина существует, подробно указано в данной статье.

В любом случае, можно сделать вывод, что профсоюзные организации и комитеты являются неотъемлемой частью трудового закона. Ведь при помощи этого органа рабочие люди имеют возможность защитить и реализовать свои интересы. Также решение трудовых разногласий является зоной деятельности профсоюзов, что выступают в виде представителя рабочих людей предприятия.

В соответствии со ст. 30 Конституции РФ граждане имеют право на объединение, включая право на создание профсоюзов для защиты своих интересов. Согласно ст.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"[7][8] – далее Закон о профсоюзах). Профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов Основное назначение профсоюзов - представительство и защита трудовых прав и интересов своих членов. Формальным условием правосубъектности профсоюза является его легализация в обществе. Действующее законодательство устанавливает более простой в сравнении с юридическими лицами порядок легализации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Согласно ст. 2 Закона о профсоюзах создавать профсоюзы, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов имеет право по своему выбору каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую, профессиональную деятельность.

А по ст. 18 Закона РФ от 19 мая 1995 г.(ред.от 20.07. 2012г.) "Об общественных объединениях"[9] общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Решение о создании общественного объединения, в том числе и профсоюза, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений профсоюз считается созданным, и может осуществлять свою уставную деятельность, приобретать права, за исключением прав юридического лица, и принимать на себя обязанности, предусмотренные законодательством. С этого времени профсоюз является субъектом трудового права. Государственная регистрация профсоюза нужна лишь для приобретения им статуса юридического лица, необходимого для совершения гражданско - правовых сделок.

Правовая основа деятельности профсоюзов в России заключается в закреплении права граждан на объединение в профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ),.в их правах и гарантиях деятельности закреплённых в Законе о профсоюзах, в ТКРФ и других законах и иных нормативно- правовых актах Внутрисоюзные отношения (прием в члены профсоюза, уплата членских взносов, формирование руководящих профсоюзных органов и др.) государством не регулируются, оно не вмешивается во внутреннюю деятельность профсоюзов, подобное вмешательство запрещено законом (ч 2 ст. 5 Закона о профсоюзах.). Внутрисоюзные отношения регулируются исключительно нормами, принимаемыми самими профсоюзами, прежде всего их уставами. Это неправовые отношения. Внешние отношения профсоюзов регулируются законодательством. Закон регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями, другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами (ст. 1 Закона о профсоюзах).

Законом о профсоюзах предусмотрены следующие основополагающие принципы организации и деятельности профсоюзов:

равноправие профсоюзов (ст.2,ч.2 ст.4);

самоуправление на основе внутрисоюзных норм(ст.ст.7,10)

независимость и сотрудничество с другими представительными органами работников (ст.ст.5, 16).

законность.(ст.6).

В то же время ст.10 Закона о профсоюзах предусматривает, что если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Российской Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается. Деятельность профсоюза, первичной профсоюзной организации может быть приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".




Рассмотрев общие основы правового регулирования деятельности профсоюзов, перейдем к их положению как субъектов трудового права, иначе говоря, к их трудовой правосубъектности.

Трудовая правосубъектность профсоюзов выражается в представительстве и защите интересов работников..

Основные права профсоюзов перечислены в гл. II Закона о профсоюзах и главе 58 ТКРФ. К ним относятся права профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников; на содействие занятости; на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением; на участие в урегулировании коллективных трудовых споров; на информацию; на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров; на осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде, об охране труда и окружающей природной среды; на участие в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества; на социальную защиту работников; на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров.

Эти права осуществляются на локальном уровне и на иных более высоких уровнях выборными органами профсоюзов и их объединений. Самые многочисленные права предоставлены выборному органу профсоюзной организации на локальном уровне в учреждения , предприятиях, иных организациях. Системный анализ прав профсоюзных органов по участию в регулировании трудовых и связанных с ними отношений возможен только на основе классификации этих прав.

Классификация прав профсоюзов.

Обычно основанием классификации прав профсоюзов является их юридическая сила. Полномочия профсоюзов обладают различной юридической силой. Юридическую силу характеризует степень обязательности прав профсоюзов для государственных (муниципальных) и хозяйственных органов. По этому признаку права профсоюзных органов разделяются на:

1) самостоятельные, когда профсоюзы в силу предоставленных им полномочий принимают самостоятельное, то есть независимое от воли работодателя или их объединений, участие в регулировании условий труда работников;

2) согласовательные, когда решение работодателя, принятое без согласия профсоюзного органа, не имеет юридической силы;

3) совместные, когдаинициатива принятия решений по социально - трудовым вопросам может исходить из любой стороны, но юридическую силу приобретает лишь общее согласованное решение;

4) совещательные (рекомендательные), когда работодатель при принятии решения должен провести процедуру учёта мнения профсоюзного органа, но решение принимает самостоятельно.

Права профсоюзов можно классифицировать по уровню их осуществления. По этому основанию выделяются права профсоюза на локальном уровне в организации и права, осуществляемые профсоюзом на иных, более высоких уровнях.

На основе этой классификации определим права профсоюзов, и в частности, права выборного профсоюзного органа на локальном уровне.

1. самостоятельные права профсоюзов, в силу которыми они:

1) представляют интересы работников и защищают их социально- трудовые права (ч.1 ст. 11 Закона о профсоюзах);

2) принимают участие в коллективных переговорах, заключают соглашения и коллективные договоры от имени работников организации, контролируют их выполнение (ст.13 Закона о профсоюзах);

3) участвуют в урегулировании коллективных трудовых споров (организуют, и проводят забастовки, митинги, демонстрации и другие коллективные действия по защите прав работников (ст.14 Закона о профсоюзах);

4) их представители беспрепятственно посещают организации и рабочие места членов профсоюзов (ст. 20 Закона о профсоюзах);

5) участвуют в мероприятиях по содействию занятости населения (ст.12 Закона о профсоюзах);

7) бесплатно получают информацию по социально-трудовым и дру­гим вопросам, непосредственно затрагивающим права работников, в том числе по вопросам: а) реорганизации или ликвидации организации; б) введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников; в) профессионального обучения работников; г) по иным вопросам, предусмотренным законодательством, учредительными документами организации и коллективным договором (ст. 53 ТК);

8) вносят работодателю и в органы управления организацией соответствующие предложения по указанным выше вопросам и по совершенствованию работы организации, а также участвуют в заседаниях этих органов при их рассмотрении (ст. 53 ТК);

9) представляют и защищают интересы и трудовые права работников в органах по разрешению трудовых споров (ст.23 Закона о профсоюзах) ;

10) осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, норм по охране труда (ст.19 Закона о профсоюзах);

11) участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве (ст.229ТК);

Перечисленные в п. п. 6-8, 11 права профсоюзов на основании ст.52 и 53 ТК одновременно принадлежат и другим представительным органам работников (например, совету коллектива работников и др.

2. Согласовательные права профсоюзов, предусмотренные нормами ТК, когда решение работодателя требует его согласования с профсоюзным органом и без этого не имеет юридической силы :

а) увольнение по инициативе работодателя руководителя выборного профсоюзного органа данной организации и его заместителей, входящих в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов организации и её структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним) и не освобожденных от основной работы (ст.374):

б) увольнение по инициативе работодателя бывшего руководителя выборного профсоюзного органа данной организации и его заместителей в течение 2-х лет после окончания срока их полномочий (ст.376).

в) определение минимума необходимых работ (услуг) в случае забастовки (ст.412).

3. Права совещательного характера - когда работодатель принимает решение с учетом мнения выборного профсоюзного органа.

Это наиболее многочисленные права профсоюзного органа. Работодатель принимает решение с учётом мнения профсоюзного органа, во-первых, в случаях, предусмотренных ТК РФ, во -вторых, в иных случаях, установленных коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами Эти права, в свою очередь, подразделяются на две подгруппы:

1) права совещательного характера, принадлежащие исключительно профсоюзам;

2) права совещательного характера, принадлежащие как профсоюзам, так и другим представительным органам работников.

К числу прав совещательного характера, принадлежащих исключительно профсоюзам в лице его выборных органов и закреплённых в ТК, относятся:

а) принятие локального нормативного правового акта в случаях, предусматривающих процедуру учёта мнения выборного профсоюзного органа по правилам ст.372

б) :решение вопросов об увольнении работников, являющихся членами профсоюза, по ст. 81 - п.2 (сокращение штатов или численности работников организации), п.3 (несоответствие работника занима­емой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации) и п.5 (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание) (ст.ст. 81, 82 ). В этом случае требуется предварительное мотивированное мнение выборного профсоюзного органа данной организации, оформленное по правилам ст. 373 ; участие представителя от соответствующего выборного профсоюзного органа в составе аттестационной комиссии, решение которой может послужить основанием для увольнения работников по п. 3 ст.81 (ст.82 );

в) принятие локальных нормативных актов о разделении рабочего дня на части (ст.105), о ежегодных дополнительных отпусках (ст.116), графиках отпусков (ст.123).В этих случаях, при отсутствии профсоюза в организации локальные акты принимаются единолично, даже при наличии иного представительного органа работников, если иное не предусмотрено коллективным договором, поскольку эти органы названным правом не наделены, и следовало бы предоставить им это право; ..

г) привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст.113);

д) принятие необходимых мер при угрозе массовых увольнений, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, коллективным договором и соглашением (ст.180);

е) рассмотрение результатов расследования несчастных случаев на производстве для принятия решений, направленных для предупреждения подобных случаев (ст.230);

ж) увеличение продолжительности вахты до 3-х месяцев в исключительных случаях (ст.299).

С учётом мнения выборного профсоюзного органа или других представительных органов работников работодатель:

а) применяет системы нормирования труда (ст.159);

устанавливает системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях (ст.135); утверждает форму расчетного листка(ст.136)

б) утверждает графики сменности (ст.103) и Правила внутреннего трудового распорядка (190;

в) досрочно (до истечения одного года) снимает с работника ранее применённое к нему дисциплинарное взыскание (ст.194 )

г) рассматривает заявление представительных органов работников о нарушении руководителем организации или его заместителем законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашений и сообщает о результатах его рассмотрения. В случае подтверждения изложенных фактов работодатель обязан применить к этим руководителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения (ст. 195 );

д) определяет формы профессионального обучения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации) работников, перечень необходимых профессий и специальностей (ст.196 );

е) разрабатывает и утверждает правила инструкции по охране труда для работников (ст.212 ).и устанавливает нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (221).

ж) участие в расследовании несчастных случаев на производстве (ст.229) В данном случае есть определённая несогласованность нормы ч. 1ст.229 , предусматривающей право иного (кроме выборного профсоюзного органа) представительного органа работников включать в состав комиссии по расследованию несчастного случая на производстве своих представителей, и последней частью ст. 230, устанавливающей, что результаты расследования несчастного случая на производстве рассматриваются работодателем только с участием выборного органа первичной организации. И в этом случае следовало бы предусмотреть участие и иного представительного органа работников.

На иных, помимо локального, более высоких уровнях при принятии законов, подзаконных нормативных актов необходима процедура учёта мнения профсоюзных органов. Это мнение выражается либо в решении соответствующих комиссий по регулированию социально -трудовых отношений, либо в заключении соответствующих профсоюзов (их объединений) и подлежит обязательному рассмотрению органами государственной власти и местного самоуправления (ст.35.1 ТК).

Наделяя профсоюзы широкими правами, трудовое законодательство предусматривает и гарантии их обеспечения. Необходимость подобных гарантий связана с тем, что профсоюзы являются общественной организацией и сами не могут обеспечить реализацию собственных полномочий, они нуждаются в поддержке государства. И поскольку государство заинтересовано в деятельности профсоюзов как представителей и защитников работников, оно предоставляет профсоюзам необходимые гарантии. Они охватывают имущественные права профсоюзов, обеспечивая защиту собственности профсоюзов (ст.24 Закона о профсоюзах). Предусмотрены гарантии для работников, избранных в профсоюзные органы и осуществляющих свои полномочия как с освобождением, так и без освобождения от основной работы. В частности, ТК устанавливает следующие гарантии личных и трудовых прав членов профсоюза: запрет на дискриминацию граждан в связи с принадлежностью к профсоюзам (ст.ст. 2 и 3); гарантии всем членам профсоюза (ст.ст. 21, 22, 64 и 82), профсоюзным работникам (ст.ст. 374, 375 и ч. 7 ст. 377), бывшим членам профсоюзных органов (ст. 376); гарантии и компенсации при ведении коллективных переговоров и в связи с разрешением коллективного трудового спора (ст.ст.39 и 405), членам комиссии по трудовым спорам (ст.171).

Наконец, гарантии включают обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности профсоюзов, в частности, по предоставлению помещений, культурных объектов и др. (ст.377 ).

К числу гарантий относится судебная защита прав профсоюзов (ст.29 Закона о профсоюзах), а также государственный контроль за соблюдением прав профсоюзов и ответственность за их нарушение ( ст.30 Закона о профсоюзах).

Специфической для профсоюзов является их ответственность. Закон о профсоюзах ( ст.31) предусматривает, что за невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами. Эта норма носит отсылочный характер. Единственный предусмотренный законодательством случай касается злоупотребления профсоюзами своим правом на организацию и проведение забастовки. Представительный орган работников,, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом (ст.417 ТК). Законодательством не установлено других видов юридической ответственности профсоюзов в трудовых отношениях. Это обусловлено их природой общественной организации и общественным характером их прав и обязанностей. По отношению к работодателю, государственным органам и органам местного самоуправления профсоюзы наделены существенными юридическими правами. За нарушение этих прав к юридической ответственности могут быть привлечены работодатель и должностные лица названных органов. Эта ответственность предусмотрена ст. 30 Закона о профсоюзах и нормами уголовного, административного и трудового законодательства. Ответственность профсоюза перед работниками относится к внутрисоюзным отношениям и законодательством не регулируется. Ответственность профсоюзных органов и лиц, входящих в эти органы, перед членами профсоюза заключается в возможности их досрочного переизбрания. Эта ответственность не является юридической, что характерно для профсоюза как общественной организации.

[1] Трудовое право России // под ред. Лившица Р.З., Орловского Ю.П. М.1998. С. 34.

[2] Федин В.В.Юридический статус работника как субъекта трудового права. М.2005. С.16 -27.

[3] А.М.Лушников, М.В. Лушникова. Очерки теории трудового права. М.2006. С.561 -562.

[4] ВВС РСФСР.1992. .№ 33. Ст.1913.

[5] Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права. Т.1. М., 2009 С.774.

[6] СЗ РФ .1998.№2. Ст.219.

[8] СЗРФ.1996.№3.Ст.148. Закон о профсоюзах с принятием ТКРФ действует в части, не противоречащей ТК. См.,например, ч.3 ст.11 закона о профсоюзах и ч.2 ст 135 ТК или ч.2 Закона о профсоюзах и ч.2 ст.195 ТК.Необходимо эти нормы Закона о профсоюзах привести в соответствие с нормами ТК.

В соответствии со ст. 30 Конституции РФ[1] граждане имеют право на объединение, включая право на создание профсоюзов для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем. Профессиональный союз — это добровольное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве. Вступить в профсоюз может любой гражданин, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность. Статья 30 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Такое право закреплено и международным законодательством. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. провозглашает, что каждый имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.

Актуальность темы определяется, во-первых, глубокими трансформациями, происходящими в российских профсоюзах как социальных институтах современного российского общества, и сменой самой парадигмы их исследования в отечественной науке. Отсюда существует настоятельная необходимость переосмысления теоретических и практических аспектов данных трансформаций в постсоветский период, в том числе и на региональном уровне.

Во-вторых, актуальность темы обусловлена превращением профсоюзов, включая региональные, в существенный фактор реформирования российского общества, развития социальных процессов и социальной демократии.

Цель работы – исследование профсоюза как субъекта трудового права.

Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:

осветить историю возникновения профсоюзного движения;

раскрыть понятие, задачи и функции профсоюзов;

рассмотреть правовой статус профсоюзов;

изложить классификацию профсоюзов;

проанализировать проблемы современных профсоюзов;

предложить пути развития профсоюзов современной России.

Глава 1. Теоретические основы деятельности профсоюзов

1.1 Возникновение профсоюзного движения

Профессиональные союзы возникли как добровольные объединения рабочих и служащих по профессиям.

Появление наемного труда при зарождении классового общества привело к разделению общества на две части: наемных работников и работодателя. Тяжелые и вредные условия труда, в которых оказывались рабочие, неизбежно вызывали возмущение и сопротивление работников. Вопрос о формах сопротивления молодого рабочего класса стал представлять острую проблему. Сами работники не в состоянии были противостоять работодателю и защитить свои интересы. Объединения работников в большей или меньшей степени в состоянии это сделать. Появление профсоюзов вызвало сопротивление работодателей и государства. С целью подавления профсоюзов стали вводиться уголовная ответственность для организаторов профсоюзов и другое антирабочее законодательство, которым объединение в профсоюз рассматривалось как преступный заговор, и деятельность профсоюзов запрещалась на протяжении большей части XIX в. В развитых странах деятельность профсоюзов была закреплена как противоречащая принципу неограниченной свободы личности. Например, французский закон Ле Шапелье (1791) юридически запретил деятельность профсоюзов.

Свой исторический путь прошли и профсоюзы России. После победы социалистической революции в 1917 г. профсоюзы, естественно, утратили роль антипода государственной власти. Они стали исполнять роль ее активного союзника. Был выдвинут и реализован лозунг: "Профсоюзы - лицом к производству". Декларировалось, что профсоюзы выполняют две функции: производственную и защитную, но фактически производственная функция возобладала. Профсоюзы становились частью государственного аппарата, о чем свидетельствует переход к ним ряда государственных функций, таких как охрана труда, государственное социальное страхование, руководство соревнования и др. Переход этих функций означал усиление государственных начал в деятельности профсоюзов. Расширение прав профсоюзов, прежде всего фабзавкомов (1958), необходимость согласования многих решений в сфере труда с профсоюзами не привели к подлинному расширению производственной демократии, поскольку профсоюзы оставались послушными исполнителями воли государства и администрации, что способствовало падению их авторитета.

В современных условиях роль профсоюзов существенно меняется. Прежде всего профсоюзы декларируют твердую приверженность защите интересов трудящихся и отказ от выполнения производственных функций. В новых условиях профсоюзы перешли от организационного монизма, обусловленного однопартийной системой, к плюрализму: в стране возникли и функционируют профсоюзы различных направлений.

Правовая основа деятельности профсоюзов в России заключается в закреплении права граждан на объединение в профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ). 12 января 1996 г. был принят Закон о профсоюзах [3] , в котором дана достаточно полная и подробная регламентация прав и обязанностей этих общественной организации.

До принятия указанного Закона важную роль в определении правового статуса профсоюзов Российской Федерации выполнял Указ Президента РСФСР от 26 октября 1991 г. "Об обеспечении прав профессиональных союзов в условиях перехода к рыночной экономике". В нем органам исполнительной власти, руководителям министерств и ведомств, предприятий, объединений, учреждений и других организаций независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности предписывалось "обратить особое внимание на строгое соблюдение прав профсоюзов и всемерное обеспечение их деятельности в соответствии с действующим законодательством и общепринятыми нормами международного права; до принятия нормативных актов по социально-экономическим вопросам проводить предварительные консультации с соответствующими профсоюзными органами в целях выработки наиболее обоснованных и приемлемых для трудящихся решений". Кроме того, продолжали действовать и нормы КЗоТ РФ (гл. XV) в редакции Закона РФ от 25 сентября 1992 г., регламентирующие наиболее общие вопросы обеспечения деятельности профсоюзов.

В настоящее время в России действуют Конвенции МОТ N 11 "О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве" (1921) и N 87 "О свободе ассоциаций и защите права на организацию" (1948), согласно которым трудящиеся имеют право создавать по своему выбору организации и вступать в них для защиты своих интересов. Такое же право имеют и предприниматели.

С 1 февраля 2002 г. с момента вступления в силу ТК РФ[4], в статьях гл. 58 и других закреплены права профессиональных союзов, гарантии этих прав и ответственность за их нарушения, именно поэтому нормы Закона о профсоюзах следует применять в соответствии их ТК РФ. [5]

Если социальное назначение профессиональных союзов - представлять и защищать права и интересы работников - было и остается неизменным, то этого нельзя сказать об их правовой базе. Такую правовую базу имел только один профсоюзный орган - профсоюзный комитет предприятия, учреждения, организации. Юридические нормы определялась нормативным актом - "Положением о правах профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации", утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1971 г. с последующими изменениями и дополнениями. Правовой статус профсоюзных органов иных уровней в законодательстве детально не регламентировался.

Правовая регламентация деятельности профсоюзов представляла и представляет определенные сложности. Не все стороны деятельности профсоюзов подлежат законодательному регулированию. Внутрисоюзные отношения (прием в члены профсоюза, уплата членских взносов, формирование руководящих профсоюзных органов и др.) государством не регулируются, оно не вмешивается во внутреннюю деятельность профсоюзов, подобное вмешательство запрещено законом (п. 2 ст. 5 Закона о профсоюзах). Внутрипрофсоюзные отношения регулируются исключительно нормами, принимаемыми самими профсоюзами, прежде всего их уставами. Эти нормы часто именуются корпоративными, которые не могут быть отнесены к законодательству, поскольку государство не участвует в их разработке и принятии. Выполнение корпоративных норм не подкреплено принудительной силой государства. Вместе с тем, в том случае, если в понимании права выйти за пределы деятельности государства и видеть в праве систему обеспечения порядка в обществе, систему, основанную на началах справедливости, гуманизма, равенства, то корпоративные нормы могут быть отнесены к правовым регуляторам.

Внешние отношения профсоюзов регулируются законодательством. Закон "регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями, юридическими лицами и гражданами" (ст. 1 Закона о профсоюзах).

Одновременно с этим Законом были приняты: Закон об общественных объединениях, Закон о занятости населения и ряд других. Указанные правовые акты отражают новые социально-экономические условия, сложившиеся в России и значительно изменяет организационно-правовые основы деятельности профсоюзов. [6]

Реферат - Субъекты трудового права

ВГУЭС, преподаватель - Е. Ю. Смородникова, 5й курс ГМУ.
Тема - Субъекты трудового права.
План:
Понятие и виды субъектов трудового права.
Работник как субъект трудового права.
Работодатель как субъект трудового права.
Иные субъекты трудового права.
Профессиональные союзы как субъекты трудового права.
Иные органы, действующие в сфере труда как субъекты трудового права.

Контрольная работа - Субъекты трудового права

  • формат docx
  • размер 43.52 КБ
  • добавлен 16 января 2012 г.

Введение. Понятие и классификация субъектов трудового права. Граждане как субъекты трудового права. Профсоюзные органы как субъекты трудового права. Заключение. Список литературы. 28стр.2010г.

Курсовая работа - Субъекты трудового права

  • формат doc
  • размер 144 КБ
  • добавлен 15 января 2011 г.

Введение Глава Субъекты трудового права – общая характеристика и правовой статус. Общая характеристика субъектов трудового права Классификация субъектов трудового права Глава Характеристика отдельных субъектов трудового права Гражданин (работник) как субъект трудового права Работодатель как субъект трудового права Профессиональные союзы как субъекты трудового права Иные органы, действующие в сфере труда как субъекты трудового права Заключение.

Лекции - Трудовое право РФ

  • формат doc
  • размер 161.56 КБ
  • добавлен 22 июля 2011 г.

Алтайская академия экономики и права, юридический факультет, 2 курс заочного обучения. Содержание Предмет, метод и система трудового права Источники трудового права Принципы трудового права Субъекты трудового права Профессиональные союзы в сфере трудовых отношений Правоотношения в сфере трудового права Социальное партнерство в сфере труда Правовое регулирование занятости и трудоустройства Трудовой договор. Часть 1 Трудовой договор. Часть 2 Труд.

Лекции по трудовому праву РФ

  • формат doc
  • размер 168.79 КБ
  • добавлен 02 октября 2011 г.

Предмет, метод и система трудового. Источники трудового права. Принципы трудового права. Субъекты трудового права. Права профсоюзов в сфере трудовых отношений. Правоотношения в сфере трудового права. Социальное партнерство в сфере труда. Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Трудовой договор. Защита персональных данных работника.

Реферат - Основные положения трудового права

  • формат doc
  • размер 23.5 КБ
  • добавлен 06 января 2010 г.

Введение Понятие и предмет трудового права Метод и система трудового права Принципы трудового права Источники трудового права Субъекты трудового права Заключение Список используемой литературы Московская государственная академия водного транспорта, Экономика и управление персоналом, 22 стр.

Реферат - Система трудового права

  • формат doc
  • размер 38.49 КБ
  • добавлен 20 января 2009 г.

Предмет и метод регулирования трудового права. Основные принципы трудового права. Субъекты трудового права. Обеспечение занятости и трудоустройства. Трудовой договор. Материальная ответственность сторон трудового договора

Реферат - Субъект трудового права. Правосубъектность

  • формат doc
  • размер 14.14 КБ
  • добавлен 21 августа 2011 г.

НИЕВ 3 курс факультет психологии 2011г Понятие и виды субъектов трудового права. Трудовая правоспособность Физическое лицо как субъект трудового права Юридические лица (работодатели) как субъекты трудового права Профессиональные союзы, объединения, работодателей, иные представители работников и работодателей, органы социального партнерства как субъекты трудового права Иные органы действующие в сфере труда как субъекты трудового права

Шпоры по трудовому праву

  • формат doc
  • размер 150.5 КБ
  • добавлен 28 января 2011 г.

Предмет, метод, понятие Трудового права. Источники трудового права Конституция РФ как источник трудового права. Субъекты трудового права Профсоюзы Права и обязанности работн. и работодателя. Колдоговор и соглашение. Порядок заключения колл. договора. Содержание и структура коллект. договора Органы занятости. Безработный Испытания при приеме на работу Изменение существенных условий труда. Трудовой договор. Органы занятости.

Читайте также: