Принципы многопользовательской работы с программным обеспечением

Обновлено: 25.06.2024

ИНФОРМАТИКА- НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ СПОСОБЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО СОЗДАНИЯ, ХРАНЕНИЯ, ОБРАБОТКИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПЕРЕДАЧИ И ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ.

ИНФОРМАЦИЯ – ЭТО НАБОР СИМВОЛОВ, ГРАФИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ИЛИ ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ, НЕСУЩИХ ОПРЕДЕЛЕННУЮ СМЫСЛОВУЮ НАГРУЗКУ.

ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА (ЭВМ) ИЛИ КОМПЬЮТЕР (англ. computer- -вычислитель)-УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ. Принципиальное отличие использования ЭВМ от всех других способов обработки информации заключается в способности выполнения определенных операций без непосредственного участия человека, но по заранее составленной им программе. Информация в современном мире приравнивается по своему значению для развития общества или страны к важнейшим ресурсам наряду с сырьем и энергией. Еще в 1971 году президент Академии наук США Ф.Хандлер говорил: "Наша экономика основана не на естественных ресурсах, а на умах и применении научного знания".

В развитых странах большинство работающих заняты не в сфере производства, а в той или иной степени занимаются обработкой информации. Поэтому философы называют нашу эпоху постиндустриальной. В 1983 году американский сенатор Г.Харт охарактеризовал этот процесс так: "Мы переходим от экономики, основанной на тяжелой промышленности, к экономике, которая все больше ориентируется на информацию, новейшую технику и технологию, средства связи и услуги.."

2. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ.

Вся история развития человеческого общества связана с накоплением и обменом информацией (наскальная живопись, письменность, библиотеки, почта, телефон, радио, счеты и механические арифмометры и др.). Коренной перелом в области технологии обработки информации начался после второй мировой войны.

В вычислительных машинах первого поколения основными элементами были электронные лампы. Эти машины занимали громадные залы, весили сотни тонн и расходовали сотни киловатт электроэнергии. Их быстродействие и надежность были низкими, а стоимость достигала 500-700 тысяч долларов.

Появление более мощных и дешевых ЭВМ второго поколения стало возможным благодаря изобретению в 1948 году полупроводниковых устройств- транзисторов. Главный недостаток машин первого и второго поколений заключался в том, что они собирались из большого числа компонент, соединяемых между собой. Точки соединения (пайки) являются самыми ненадежными местами в электронной технике, поэтому эти ЭВМ часто выходили из строя.

В ЭВМ третьего поколения (с середины 60-х годов ХХ века) стали использоваться интегральные микросхемы (чипы)- устройства, содержащие в себе тысячи транзисторов и других элементов, но изготовляемые как единое целое, без сварных или паяных соединений этих элементов между собой. Это привело не только к резкому увеличению надежности ЭВМ, но и к снижению размеров, энергопотребления и стоимости (до 50 тысяч долларов).

История ЭВМ четвертого поколения началась в 1970 году, когда ранее никому не известная американская фирма INTEL создала большую интегральную схему (БИС), содержащую в себе практически всю основную электронику компьютера. Цена одной такой схемы (микропроцессора) составляла всего несколько десятков долларов, что в итоге и привело к снижению цен на ЭВМ до уровня доступных широкому кругу пользователей.

СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЬТЕРЫ- ЭТО ЭВМ ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ, В КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ БОЛЬШИЕ ИНТЕГРАЛЬНЫЕ СХЕМЫ.

90-ые годы ХХ-го века ознаменовались бурным развитием компьютерных сетей, охватывающих весь мир. Именно к началу 90-ых количество подключенных к ним компьютеров достигло такого большого значения, что объем ресурсов доступных пользователям сетей привел к переходу ЭВМ в новое качество. Компьютеры стали инструментом для принципиально нового способа общения людей через сети, обеспечивающего практически неограниченный доступ к информации, находящейся на огромном множестве компьюторов во всем мире - "глобальной информационной среде обитания".

6.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В КОМПЬЮТЕРЕ И ЕЕ ОБЪЕМ.

ЭТО СВЯЗАНО С ТЕМ, ЧТО ИНФОРМАЦИЮ, ПРЕДСТАВЛЕННУЮ В ТАКОМ ВИДЕ, ЛЕГКО ТЕХНИЧЕСКИ СМОДЕЛИРОВАТЬ, НАПРИМЕР, В ВИДЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ. Если в какой-то момент времени по проводнику идет ток, то по нему передается единица, если тока нет- ноль. Аналогично, если направление магнитного поля на каком-то участке поверхности магнитного диска одно- на этом участке записан ноль, другое- единица. Если определенный участок поверхности оптического диска отражает лазерный луч- на нем записан ноль, не отражает- единица.

ОБЪЕМ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ ОДНОГО ИЗ ДВУХ СИМВОЛОВ-0 ИЛИ 1, НАЗЫВАЕТСЯ 1 БИТ (англ. binary digit- двоичная единица). 1 бит- минимально возможный объем информации. Он соответствует промежутку времени, в течение которого по проводнику передается или не передается электрический сигнал, участку поверхности магнитного диска, частицы которого намагничены в том или другом направлении, участку поверхности оптического диска, который отражает или не отражает лазерный луч, одному триггеру, находящемуся в одном из двух возможных состояний.

Итак, если у нас есть один бит, то с его помощью мы можем закодировать один из двух символов- либо 0, либо 1.

Если же есть 2 бита, то из них можно составить один из четырех вариантов кодов: 00 , 01 , 10 , 11 .

Если есть 3 бита- один из восьми: 000 , 001 , 010 , 100 , 110 , 101 , 011 , 111 .

1 бит- 2 варианта,

2 бита- 4 варианта,

3 бита- 8 вариантов;

Продолжая дальше, получим:

4 бита- 16 вариантов,

5 бит- 32 варианта,

6 бит- 64 варианта,

7 бит- 128 вариантов,

8 бит- 256 вариантов,

9 бит- 512 вариантов,

10 бит- 1024 варианта,

N бит - 2 в степени N вариантов.

В обычной жизни нам достаточно 150-160 стандартных символов (больших и маленьких русских и латинских букв, цифр, знаков препинания, арифметических действий и т.п.). Если каждому из них будет соответствовать свой код из нулей и единиц, то 7 бит для этого будет недостаточно (7 бит позволят закодировать только 128 различных символов), поэтому используют 8 бит.

ДЛЯ КОДИРОВАНИЯ ОДНОГО ПРИВЫЧНОГО ЧЕЛОВЕКУ СИМВОЛА В КОМПЬЮТЕРЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ 8 БИТ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ЗАКОДИРОВАТЬ 256 РАЗЛИЧНЫХ СИМВОЛОВ.

СТАНДАРТНЫЙ НАБОР ИЗ 256 СИМВОЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ ASCII ( произносится "аски", означает "Американский Стандартный Код для Обмена Информацией"- англ. American Standart Code for Information Interchange).

ОН ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ РУССКИЕ И ЛАТИНСКИЕ БУКВЫ, ЦИФРЫ, ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ И АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И Т.П.

A - 01000001, B - 01000010, C - 01000011, D - 01000100, и т.д.

Таким образом, если человек создает текстовый файл и записывает его на диск, то на самом деле каждый введенный человеком символ хранится в памяти компьютера в виде набора из восьми нулей и единиц. При выводе этого текста на экран или на бумагу специальные схемы - знакогенераторы видеоадаптера (устройства, управляющего работой дисплея) или принтера образуют в соответствии с этими кодами изображения соответствующих символов.

Набор ASCII был разработан в США Американским Национальным Институтом Стандартов (ANSI), но может быть использован и в других странах, поскольку вторая половина из 256 стандартных символов, т.е. 128 символов, могут быть с помощью специальных программ заменены на другие, в частности на символы национального алфавита, в нашем случае - буквы кириллицы. Поэтому, например, передавать по электронной почте за границу тексты, содержащие русские буквы, бессмысленно. В англоязычных странах на экране дисплея вместо русской буквы Ь будет высвечиваться символ английского фунта стерлинга, вместо буквы р - греческая буква альфа, вместо буквы л - одна вторая и т.д.

ОБЪЕМ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ ОДНОГО СИМВОЛА ASCII НАЗЫВАЕТСЯ 1 БАЙТ.

Очевидно что, поскольку под один стандартный ASCII-символ отводится 8 бит,

Остальные единицы объема информации являются производными от байта:

1 КИЛОБАЙТ = 1024 БАЙТА И СООТВЕТСТВУЕТ ПРИМЕРНО ПОЛОВИНЕ СТРАНИЦЫ ТЕКСТА,

1 МЕГАБАЙТ = 1024 КИЛОБАЙТАМ И СООТВЕТСТВУЕТ ПРИМЕРНО 500 СТРАНИЦАМ ТЕКСТА,

1 ГИГАБАЙТ = 1024 МЕГАБАЙТАМ И СООТВЕТСТВУЕТ ПРИМЕРНО 2 КОМПЛЕКТАМ ЭНЦИКЛОПЕДИИ,

1 ТЕРАБАЙТ = 1024 ГИГАБАЙТАМ И СООТВЕТСТВУЕТ ПРИМЕРНО 2000 КОМПЛЕКТАМ ЭНЦИКЛОПЕДИИ.

Обратите внимание, что в информатике смысл приставок кило- , мега- и других в общепринятом смысле выполняется не точно, а приближенно, поскольку соответствует увеличению не в 1000, а в 1024 раза.

СКОРОСТЬ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ПО ЛИНИЯМ СВЯЗИ ИЗМЕРЯЕТСЯ В БОДАХ.

1 БОД = 1 БИТ/СЕК.

В частности, если говорят, что пропускная способность какого-то устройства составляет 28 Килобод, то это значит, что с его помощью можно передать по линии связи около 28 тысяч нулей и единиц за одну секунду.

7. СЖАТИЕ ИНФОРМАЦИИ НА ДИСКЕ

ИНФОРМАЦИЮ НА ДИСКЕ МОЖНО ОБРАБОТАТЬ С ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ ОНА ЗАНИМАЛА МЕНЬШИЙ ОБЪЕМ.

Существуют различные методы сжатия информации. Некоторые из них ориентированы на сжатие текстовых файлов, другие - графических, и т.д. Однако во всех них используется общая идея, заключающаяся в замене повторяющихся последовательностей бит более короткими кодами. Например, в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" несколько миллионов слов, но большинство из них повторяется не один раз, а некоторые- до нескольких тысяч раз. Если все слова пронумеровать, текст можно хранить в виде последовательности чисел - по одному на слово, причем если повторяются слова, то повторяются и числа. Поэтому, такой текст (особенно очень большой, поскольку в нем чаще будут повторяться одни и те же слова) будет занимать меньше места.

Сжатие информации используют, если объем носителя информации недостаточен для хранения требуемого объема информации или информацию надо послать по электронной почте

Программы, используемые при сжатии отдельных файлов называются архиваторами. Эти программы часто позволяют достичь степени сжатия информации в несколько раз.

многофункциональное электронное программно управляемое устройство для хранения, обработки, поиска и передачи информации.

Аппаратное обеспечение - совокупность физических устройств компьютера и отдельных его частей, включая периферию, исключая его программное обеспечение и данные (информация, которую он хранит и обрабатывает).

Под программным обеспечением (Software) понимается совокупность программ, выполняемых вычислительной системой.

История развития вычислительной техники

Несмотря на свою кажущуюся молодость, компьютеры имеют довольно богатую историю. Своими корнями они уходят в средние века, когда впервые была сформулирована идея автоматизации вычислений, что послужило толчком к созданию первых вычислительных устройств. Эволюция в области вычислительной техники носит неравномерный, скачкообразный характер: периоды накопления сил сменяются прорывами в разработках, после чего наступает период стабилизации, во время которого достигнутые результаты используются практически, и одновременно накапливаются знания и силы для очередного рывка вперед. После каждого витка процесс эволюции выходит на новую, более высокую ступень.

Музей информатики в Париже
(открыт в 2011 году)

Деловой район Парижа – Дефанс знаменит не только своими роскошными офисами, наличием большого количества людей, делающих деньги, но и первым европейским музеем информатики. Располагается он на последнем этаже визитной карточки квартала Дефанс – Большой арки. Посетителям музея предлагается увлекательная экскурсия в историю информатики, знакомство с первыми персональными компьютерами середины 20-го века. Здесь же представлены и современные девайсы, которые только готовятся к выпуску на рынок.

В процессе эволюции вычислительной техники выделяют ряд периодов.

Мечты становятся реальностью

Позднее Luxo Jr. стал символом Pixar, появляясь в логотипе компании.

Основные классы современных компьютеров

Осноные классы компьютеров

Архитектура компьютера

Архитектура определяет принципы действия, информационные связи и взаимное соединение основных логических узлов компьютера. Классическая архитектура компьютера построена на принципах Дж. фон Неймана.

Принципы Джона фон Неймана

Джон фон Не́йман (англ. John von Neumann) венгро-американский математик еврейского происхождения, сделавший важный вклад в квантовую физику, квантовую логику, функциональный анализ, теорию множеств, информатику, экономику и другие отрасли науки.

  • Принцип двоичного кодирования. Вся информация, поступающая в ЭВМ, кодируется с помощью двоичных сигналов.
  • Принцип программного управления. Программа состоит из набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в определенной последовательности.
  • Принцип однородности памяти. Программы и данные хранятся в одной и той же памяти. Поэтому ЭВМ не различает, что хранится в данной ячейке памяти - число, текст или команда. Над командами можно выполнять такие же действия, как и над данными.
  • Принцип адресности. Структурно основная память состоит из пронумерованных ячеек; процессору в произвольный момент времени доступна любая ячейка.
  • Принцип жесткости архитектуры. Неизменяемость в процессе работы топологии, архитектуры, списка команд.

При этом компьютер должен иметь:

  • Арифметико-логическое устройство, выполняющие арифметические и логические операции;
  • Устройство управления, которое организует процесс выполнения программ;
  • Запоминающее устройство, или память для хранения программ и данных;
  • Внешние устройства для ввода-вывода информации.

Современный ПК имеет открытую магистрально-модульную архитектуру:

  • персональный компьютер состоит из отдельных функциональных блоков (модулей);
  • информационная связь между модулями осуществляется посредством информационной магистрали (системной шины);
  • отдельные модули компьютера соответствуют открытым стандартам и могут быть заменены или дополнены другими, их состав можно изменить или расширить.

Основные компоненты архитектуры:

Программное обеспечение

Программное обеспечение (Software)

Классификация ПО

ПО

Система программирования (инструментальная система)

VBA

это система для разработки новых программ на конкретном языке программирования.

Язык программирования - это формализованный язык описания алгоритмов, используемых для решения различных задач на компьютере.

Современные системы программирования обычно предоставляют пользователям мощные и удобные средства разработки программ. В них входят:

  • текстовый редактор,
  • компилятор и/или интерпретатор,
  • средства автоматизации сборки,
  • отладчик,
  • библиотеки стандартных функций и программ, пользовательский интерфейс,
  • справочная система.

Индекс TIOBE (TIOBE programming community index)

индекс, оценивающий популярность языков программирования, на основе подсчета результатов поисковых запросов, содержащих название языка. Используются поиск в нескольких наиболее посещаемых (по данным Alexa) порталах: Google, Blogger, Wikipedia, YouTube, Baidu, Yahoo!, Bing, Amazon. Расчет индекса происходит ежемесячно. Текущая информация предоставляется бесплатно, но статистика за длительные периоды доступна только за плату (от 1,5 до 5 тыс долларов США).


СИСТЕМНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Системное ПО

это комплекс программ, обеспечивающих эффективное управление компонентами вычислительной системы (процессором, оперативной памятью, каналами ввода-вывода, сетевым и коммуникационным оборудованием и т.п) и реализующих связь аппаратного и программного обеспечения.

В системное программное обеспечение иногда включают и средства разработки программ.

Операционная cистема
(operating system)

комплекс программных средств, осуществляющих управление ресурсами вычислительной системы, запуск прикладных программ и их взаимодействие с внешними устройствами и другими программами, а также обеспечивающих диалог пользователя с компьютером.

Однажды Линуса Торнвальдса, еще до того, как он создал ОС Linux, в зоопарске укусил пингвин. Это стало одной из причин выбора талисмана Linux - пингвина.

Основные функции операционной системы:

  • распределение ресурсов компьютера между выполняемыми задачами;
  • управление процессами;
  • управление аппаратными средствами ПК (памятью, периферийными устройствами и т.д.);
  • управление файлами и внешними устройствами;
  • защита данных и администрирование (разграничение прав доступа и многопользовательский режим работы);
  • интерфейс прикладного программирования;
  • поддержка сетевых взаимодействий;
  • пользовательский интерфейс (способ взаимодействия пользователя с компьютером, обеспеченный программными и аппаратными средствами: командной строки, графического, речевого).

Драйвер

набор служебных программ, обеспечивающих взаимодействие ОС с внешними устройствами по разным протоколам обмена данными и командами.

Основная функция драйвера – обрабатывать высокоуровневые запросы, поступающие от прикладных и системных программ и переводить их на машинный язык понятный физическому устройству. В операционных системах создаётся специальный механизм для подключения любых дополнительных драйверов, поставляемых производителями оборудования. Драйверы позволяют ОС работать с устройствами компьютера через общий интерфейс, не учитывающий особенности конкретного устройства.

Утилиты

системные программы, предназначенные для выполнения определённых, часто вспомогательных (служебных), функций.

Программное обеспечение (ПО) — составляющая часть компьютера, комплекс программ, необходимых для работы с информацией. Самое распространенное ПО — операционная система Windows.

Программное обеспечение управляет аппаратной частью ПК, которая производит физические операции. Удобство и универсальность ПО заключается в его способности модифицироваться. Программа, способная запоминать информацию, сделала вычислительные машины гибкими и легко адаптируемыми к разным условиям работы.

Любая программа проходит 3 этапа: создание, применение и сопровождение. В процессе разработки ПО насчитывается 6 стадий:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • определение требований;
  • создание проекта;
  • разработка команд;
  • группировка всех компонентов;
  • проверка работоспособности (тестирование);
  • оформление сопроводительной документации.

Основные характеристики ПО:

  1. Любой процесс может быть выражен при помощи верной последовательности команд.
  2. Сложность разработки заключается в его абстрактности.
  3. Для создания нового ПО необходим компьютер с установленным программным обеспечением.
  4. Проектирование набора команд менее сложная работа, чем адаптация системы к пользователю и настройка управления.
  5. ПО — это средство для достижения цели.

Виды программного обеспечения

Различают 3 основных вида программного обеспечения:

  • системное;
  • прикладное;
  • инструментарий технологии программирования (инструментальные средства).

Программное обеспечение ЭВМ

ПО классифицируется также в соответствии с характеристиками, выполняемыми функциями:

  1. По режиму эксплуатации: групповое, индивидуальное, сетевое.
  2. По масштабу: малое, среднее, большое.
  3. По свойствам стабильности: стабильное, средней стабильности, нестабильное. Стабильные компоненты обеспечения корректно функционируют, не требуя внесения изменений и дополнений. Нестабильное оборудование не гарантирует бесперебойной работы.
  4. По требованию защиты: надежные, сомнительные.
  5. По необходимым рабочим характеристикам: гибкие/неизменные, универсальные, полные.
  6. По исходному языку: машинные, машинно-ориентированные, алгоритмические, интегрированные, процедурно-ориентированные, проблемно-ориентированные.
  7. ПО различается в зависимости от характеристик вычислительной среды: алгоритмической сложности, объемов файловой системы, разновидности процессора, системности обработки.
  8. По классу пользователя: простой клиент, расширенный пользователь, максимум.
  9. По значению критичности: секретность, национальная безопасность, жизнь человека, паника в социальной сфере, частная собственность, безопасность в организации.
  10. По видам доступа к использованию: просмотр и редактирование для всех пользователей, только просмотр, редактирование для некоторых пользователей, просмотр только для некоторых пользователей.

По способу распространения и использования выделяют 6 типов:

Free — распространяются бесплатно, доступны для скачивания, копирования;

Adware — бесплатные, содержащие платные дополнительные функции;

Shareware — бесплатные для индивидуального пользования, доступ компании разрешается за определенную оплату;

Trial — скрипты, позволяющие бесплатно производить действия в течение установленного периода (10-30 суток), для дальнейшего доступа необходима покупка лицензионного ключа;

Demo — пробная версия программы;

Прикладное, описание

Прикладное программное обеспечение помогает в решении пользовательских задач. Основным понятием в нем выступает пакет прикладных программ.

Пакет прикладных программ — комплекс программ, сгруппированных для выполнения задач конкретной тематики.

Выделяют несколько типов прикладного ПО:

1. Общего назначения. Их задача состоит в автоматизации пользовательских задач различного направления. Набор таких программ имеется на каждом компьютере. К ним относят:

  • табличные редакторы;
  • текстовые и графические процессоры;
  • системы автоматизации проектирования;
  • системы управления базами данных;
  • издательские системы.

2. Методо-ориентированные пакеты прикладных программ реализуют экономико-математические методы выполнения задач. Среди них:

  • математическая статистика;
  • математическое программирование;
  • сетевое планирование и управление;
  • теория массового обслуживания.

3. Проблемно-ориентированные используются для выполнения конкретной задачи в определенной области. К ним относят пакеты:

  • бухгалтерского учета;
  • банковские;
  • правовых справочных систем и финансового менеджмента.

4. Сервисные программные средства предназначены для удобной организации рабочего пространства пользователя и оказывают вспомогательное действие.

  • переводчики;
  • информационные менеджеры.

Одной из самых популярных разновидностей прикладного программного обеспечения являются компьютерные игры.

Системное, что включает

Системное ПО (System Software) — группы программ и их систем, которые обеспечивают работу компьютера.

СПО предназначается для:

  • формирования условий для функционирования других программных групп;
  • обеспечения автоматизации разработки нового софта;
  • регулирования качества работы компьютера и вычислительной системы;
  • диагностирования и профилактики компьютерной аппаратуры;
  • произведения дополнительных технологических процессов (архивирование, восстановление компонентов программ и файлов баз данных, копирование).

Продукты данного вида ПО являются неотъемлемой частью компьютера и рассчитаны на опытных пользователей — оператора, администратора сети или системного программиста.

СПО состоит из системных программ управляющих и обрабатывающих.

Управляющие системные программы обеспечивают корректную работу всех механизмов системы и выполняют функции:

  1. Руководство вычислительными комплексами.
  2. Взаимодействие с внутренними данными операционной системы.

В зависимости от местонахождения управляющие программные средства делятся на:

  • резидентные составляют ядро ОС и расположены в основной памяти;
  • транзитные загружаются в память компьютера только перед исполнением.

Компании-разработчики предоставляют управляющие системные программы в виде драйверов специальных устройств и инсталляционных пакетов ОС.

Обрабатывающие системные программы представляют собой дистрибутивные пакеты, в состав которых входит ПО (приложения, программы инсталляции).

По другой классификации в структуру ПО включают:

1. Базовое - минимальный комплекс программ, который обеспечивает работу компьютера. К ним относят:

  • ОС и входящие в их состав драйверы;
  • операционные оболочки, при помощи которых ОС может взаимодействовать с пользователем (интерфейс);
  • системы, управляющие файлами.

Операционная система — комплекс программных средств, который обеспечивает регулирование работы аппаратной части компьютера и прикладных программ, их кооперацию и взаимодействие с пользователем.

Операционная система выполняет роль интерфейса между компьютерной аппаратурой и задачами пользователя. Её задача заключается в организации корректных вычислений и обеспечении эффективности использования вычислительных ресурсов.

Системы управления файлами служат для создания удобного доступа к файлам (данным), используют логический доступ, указывая имя файла вместо определенных физических адресов.

2. Сервисное — софт, который дает возможность расширить функционал базового ПО и обеспечивает удобство для пользователя. В зависимости от выполняемой функции среди них выделяют:

  • драйверы специальных устройств, которые не входят в состав ОС;
  • программы, диагностирующие работоспособность компьютерной системы;
  • антивирусники, которые предназначены для защиты компьютера, обнаружения и очистки вредоносных файлов;
  • программные средства, контролирующие процессы на дисках (сохранение файлов, сжатие дисков, формирование копий, проверка состояния поверхности диска;
  • архиваторы, предназначенные для сжатия файлов с целью уменьшения их размеров;
  • программы, обслуживающие сеть.

Инструментальное

Инструментальное ПО (системы программирования) предназначено для использования разработчиками в процессе проектирования и создания программ.

Элементами системы программирования являются:

  1. Текстовые редакторы помогают создавать, редактировать и объединять тексты.
  2. Транслятор преобразовывает алгоритмический язык программы в машинный (двоичные коды), создавая при этом объектный модуль. Интерпретатор осуществляет перевод построчно, не создавая объектный модуль.
  3. Средства отладки (отладчик) обеспечивают пошаговое выполнение программ с предоставлением данных о результатах исполнения.
  4. Библиотеки подпрограмм.

ПО современного компьютера: составные части

В состав программного обеспечения современного компьютера входят:

Аннотация: В лекции читатель узнает ответы на вопросы, какие бывают программы, что такое утилиты, как установить или удалить программу и ряд других.

Смотреть на ИНТУИТ в качестве: низком | среднем | высоком

Какие бывают программы

Прикладное программное обеспечение условно можно разделить на несколько категорий.

  • Офисные программы — программы для работы с документами: текстовыми файлами, электронными таблицами, презентациями, базами данных и др. Примеры: Блокнот, WordPad, MS Word.
  • Системные утилиты — архиваторы, антивирусы, эмуляторы, программы по обслуживанию реестра, файловой системы, оперативной памяти, программы для контроля и мониторинга системных ресурсов, дефрагментации дисков и т. д. Примеры: WinRAR, NOD32, антивирус Касперского.
  • Мультимедийные программы — аудио- и видеопроигрыватели, софт для просмотра графики и др. Примеры: Winamp, Flash, Pinnacle Studio.
  • Графические редакторы — программы для создания, редактирования и просмотра мультимедийных файлов — растровой, векторной и трехмерной графики. Примеры: MS Paint, Adobe Photoshop, CorelDRAW.
  • Программы для работы в Интернете — браузеры, FTP-клиенты, всевозможные "качалки", а также коммуникационные программы: программы для работы с электронной почтой, интернет-пейджеры, интернет-телефония и т. д. Примеры: Opera, BitComent, ICQ, Skype.
  • Компьютерные игры. Примеры: Пасьянс, Бильярд, Duke Nuken.

Конечно, это неполная и довольно условная систематизация всех программ, поскольку существует еще огромное множество всевозможных программ узкоспециализированных, таких, например, как обучающие программы, системы автоматизированного проектирования, бухгалтерские программы, бизнес-приложения и др.

Общий порядок установки и удаления программ

Большинство программ продается распространителями на компакт-дисках. Процесс установки их на ПК называется инсталляцией . Процесс инсталляции всех программ по своей сути один и тот же. Для начала установки достаточно осуществить двойной щелчок левой кнопкой мышки по файлу-инсталлятору, который, как правило, имеет название setup или install. По умолчанию программы устанавливаются в папку Program Files, находящуюся на жестком диске. В процессе инсталляции пользователю задаются вопросы относительно места установки программы (пути установки), необходимости добавления ярлыка на Рабочий стол и пр. Также инсталлятор проверяет наличие необходимых компонентов (аппаратных и программных) на ПК и при их отсутствии информирует пользователя. После завершения инсталляции некоторые программы требуют перезагрузки компьютера. Затем установленную вами программу можно запустить, выбрав ее в списке Все программы. Деинсталляция (удаление) программ также требует правильности действий и их определенной последовательности. Если просто удалить папку с программой с жесткого диска, это будет неправильно. О программе останутся записи в системном реестре Windows и в других местах. Потому удалять программы необходимо при помощи специального менеджера Удаление программ, расположенного в Панели управления. В этом менеджере отображается список всех программ, установленных на компьютере. Для удаления необходимо выделить программу и нажать на кнопку Удалить.

Упражнение 7.1. Установка программы WinRar

Предположим, что вы приобрели программу у официального поставщика (дилера) (рис. 7.1).

Официальный сайт программы WinRAR в России, на котором можно купить эту программу

Установочные файлы любой программы находятся на каком-либо носителе информации, предположим, что у нас это не компакт-диск, а флэшка. Для начала найдем установочный файл (рис. 7.2).

Установочный файл на съемном носителе

Теперь щелкаем на этом файле правой кнопкой мыши, и в открывшемся окне нажимаем на кнопку Открыть (рис. 7.3).

Контекстное меню с командой Открыть

Откроется окно с условиями лицензионного соглашения по использованию данной программы (рис. 7.4). Здесь же прописан стандартный путь для установки этой и всех подобных ей программ.

Окно с условиями лицензионного соглашения по использованию данной программы

Читаем и принимаем условия использования программы и нажимаем на кнопку Установить — открывается следующее окно (рис. 7.5).

Окно настройки WinRAR

Если вы не специалист и не разбираетесь во всех тонкостях программы, то лучше согласиться с настройками программы по умолчанию: их установил сам разработчик программы и они, как правило, оптимальны. Поэтому, нажимаем ОК (рис. 7.6).

Окно завершения установки программы

Программа установлена, и здесь вам предлагается нажать на кнопку Вызвать справку и почитать инструкцию о том, как пользоваться этим архиватором. Мы не будем читать справку, а нажмем на кнопку Готово (рис. 7.7).

Окно WinRAR

В данном окне мы можем запустить установленную нами программу, нажав мышкой дважды на файл WinRAR (рис. 7.8).

Программа запущена

Вы также можете запустить программу, выполнив команду Пуск → Все программы → WinRAR (рис. 7.9).

Запуск архиватора с помощью кнопки Пуск

Для того чтобы правильно удалить программу из ПК, выполните команду Пуск → Панель управления → Удаление программы (рис. 7.10).

Команда Удаление программы

Нажмите на кнопку Удаление программы и в поле Удаление или изменение программы найдите WinRAR и выделите ее мышью (рис. 7.11).

В списке программ на ПК WinRAR найдена

Теперь нажмите на кнопку Удалить в верхней части этого окна и подтвердите ваши намерения (рис. 7.12).

Читайте также: