Приказ о внешнем виде сотрудников

Обновлено: 05.07.2024

Установление требований к облику сотрудников стало частой практикой в компаниях. Как правильно ввести дресс-код в организации, какие требования нельзя устанавливать и можно ли наказать работника за внешний вид — в этих вопросах поможет разобраться обзор судебной практики.

Как ввести дресс-код

Требования к внешности сотрудника необходимо вводить так же, как и любое новое правило в компании. Если вы планируете установить дресс-код для всего персонала или его части (например, юридического отдела), то удобнее будет внести изменения в коллективный договор, ПВТР или издать отдельный локальный нормативный акт.

Если дресс-код будет индивидуальным для сотрудника (например, того, кто участвует в переговорах с клиентами или проводит собеседования), можете добавить требования в трудовой договор или должностную инструкцию. Не забывайте, что изменения в трудовой договор придется вносить с согласия работника (ст. 72 Трудового кодекса РФ).

При установлении дресс-кода следует учитывать специфику деятельности организации и реальную необходимость в нем. Суды обращают на это внимание. Рассмотрим пример. В должностной инструкции артиста театра было указано, что работник должен соблюдать требования к внешнему виду и одежде. Сотрудник посчитал, что такое условие ухудшает его положение. Однако Мосгорсуд признал правило законным, так как оно объективно обосновано особенностями деятельности учреждения (Апелляционное определение Московского городского суда от 24.09.2018 по делу N 33-34500/2018).

Как сформулировать требования к внешнему виду

Условия дресс-кода можно определить так, как посчитаете нужным. Можете установить общие требования (аккуратность, деловой стиль) или конкретизировать их, например "белый верх, черный низ". Лучше описать требования более детально. Это исключит расхождения в их понимании. Кроме того, так будет легче обосновать суть претензий к работнику в случае спора.

Можно установить и требование носить форменную одежду. Особенно, если организация должна ввести форму, чтобы соблюсти требования законодательства (например, гостиницы категории от двух звезд и выше (Приказ Минкультуры России от 11.07.2014 N 1215, Приложение 1)).

Однако не стоит заходить в условиях дресс-кода слишком далеко. Не создавайте ограничений по физическим данным работников. Так, Мосгорсуд увидел дискриминацию в установлении требований к размеру одежды бортпроводниц (Апелляционное определение Московского городского суда от 06.09.2017 по делу N 33-34960/2017). Такое условие не связано с деловыми качествами сотрудниц и специфическими требованиями к работе.

Можно ли наказать за несоблюдение дресс-кода

Если требования к внешнему виду установлены в актах организации, то их несоблюдение можно приравнять к нарушению дисциплины. Например, Мосгорсуд поддержал выговор сотруднику за внешний вид (Апелляционное определение Московского городского суда от 10.07.2018 по делу N 33-30134/2018). Сотрудник нарушил ПВТР, в котором установлено, что работники должны строго соблюдать корпоративные стандарты дресс-кода: носить белые рубашки, брюки или юбки черного цвета, фирменный платок, галстук синего цвета.

В другой ситуации Мосгорсуд согласился с выговором преподавателю, которая проводила урок в непристойном виде (Апелляционное определение Московского городского суда от 04.03.2019 по делу N 33-9770/2019). Суд не стал учитывать довод о том, что в остальном сотрудница трудовую дисциплину соблюдала. Для наказания достаточно было нарушить требование соблюдать деловой стиль одежды, которое закреплено в ПВТР и Положении о нормах профессиональной этики педагогических работников.

Для большей "весомости" наказания стоит отметить в акте проверки или докладной последствия нарушения. Такими последствиями могут быть, например:

  • вред деловой репутации, если внешний вид сотрудника негативно повлиял или мог повлиять на отношение клиентов к компании;
  • ущерб развитию детей, если речь идет о педагогическом работнике.

Упоминаемые в обзоре документы вы найдете в КонсультантПлюс.

Обзор подготовлен специалистами компании "Консультант Плюс".

А еще приглашаем на семинары и вебинары по актуальным вопросам законодательства - расписание на сайте.

Елена Космакова

В Трудовом кодексе нет ни обязывающих ни запретительных норм в отношении дресс-кода в негосударственных компаниях. Так что решение по этому вопросу полностью зависит от руководства организации. Решение закрепляется внутренними актами компании, и оспорить его можно только на основании заключенного трудового или коллективного договора.

Что относится к дресс-коду, а что к нему не относится

К дресс-коду не относится:

  • Спецодежда и элементы снаряжения, которые выдают сотруднику для безопасной работы. Применение спецодежды регулируется статьей 221 ТК, согласно ей работодатель не может без юридических последствий для себя отказаться от предоставления спецодежды. Отказ сотрудника носить спецодежду может привести к взысканиям и отстранению от работы (не увольнению).
  • Форменная одежда (униформа), которая демонстрирует принадлежность сотрудника к структуре или отрасли. Форменная одежда не связана с фактором безопасности, ее применение регулирует ГОСТ и отраслевые акты. Например, форменную одежду носят официанты и повара, сотрудники некоторых гостиниц. Но норм выдачи формы нет в ТК РФ, эту сферу регулируют внутренние акты организации, положения по этой части обязательно прописывают в трудовом договоре.
  • Прическа, маникюр, татуировки, пирсинг и т.д. не относятся к сфере дресс-кода и не подлежат регуляции какими-либо актами в принципе. Эти элементы должны рассматриваться как неотъемлемая часть личности сотрудника.

Все остальные ограничения на характер и внешний вид одежды сотрудника относятся к сфере действия дресс-кода.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

В каком порядке вводят дресс-код в негосударственных организациях

Описание корпоративного дресс-кода и требования по его соблюдению прописывают во внутренних дисциплинарных актах организации. К ним относятся:

  • должностные инструкции;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • кодексы корпоративной этики.

Трудовой Кодекс РФ не регулирует само содержание внутренних актов, но во многих случаях обязывает до подписания согласовывать их с представительным органом работников организации.

Обязанности и права по дресс-коду могут содержаться в трудовом и коллективном договорах и соглашениях.

В каких случаях сотрудник может оспорить дресс-код

Если устные и письменные требования работодателя по дресс-коду не приняты во внутренних дисцпилинарных актах и не содержатся в договорах, заключенных с работником, тогда сотрудник негосударственной организации легко может оспорить их в суде.

Трудовой Кодекс не предусматривает штраф или увольнение за нарушение дресс-кода, даже введенного в установленном порядке. Так что сотрудник имеет формальное право игнорировать любой дресс-код. Дисциплинарные взыскания, которые работодатель может законно применять в таких случаях, — это выговор, понижение в должности, лишение премии и другие ухищрения в рамках правового поля.

Какое преимущество дает дресс-кода компании и сотрудникам

Дресс-код эффективно подчеркивает разделение рабочего и нерабочего времени, трудовой деятельности и личной жизни. В результате выигрывают все стороны: работодатель — от повышения концентрации и дисциплины работника, работник — от чувства определенности, общество в целом — от роста продуктивности.

Дресс-код отсеивает “анархических” кандидатов, может свидетельствовать о солидности организации, несмотря на все культурные и социальные сдвиги последнего времени.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Каковы недостатки дресс-кода для компании и сотрудников

Работники, одетые в соответствии со строгим дресс-кодом, могут отказаться от проявлений инициативы, поскольку воспринимают себя, скорее, как “армию”, которая выполняет указания руководства. Поэтому дресс-код должен быть логически связан с характером работы и должностью: например, вряд ли деловой костюм нужен веб-дизайнеру или программисту.

Работодатель, идущий на применение дресс-кода в своей организации, должен не только организовать его в соответствии с правовым полем, но и позаботиться об удобстве для всех своих сотрудников, вкусы и характеры которых часто совершенно различны. Это может стать для него дополнительной нагрузкой и привести к юридическим и финансовым рискам.

Наконец, классический дресс-код слишком часто элементарно не комфортен и не полезен с точки зрения здоровья работников, например, это приводит к отказу от него в регионах с жарким летним климатом. Физические особенности сотрудников и их здоровья вызывают наибольшее число жалоб на корпоративный дресс-код и судебных исков в мировой и российской деловой практике.

Поэтому рекомендуется не строгий, а умеренный и гибкий дресс-код, который позволит сбалансировать все отрицательные и положительные стороны.

Устарел ли дресс-код

Читайте также: