Что делать если накосячил на работе

Обновлено: 28.04.2024

О поощрениях горазды говорить все, а вот о наказаниях, даже если они призваны нести разумное, доброе, вечное — практически никто. Тем не менее, каждый уважающий себя руководитель должен знать, как наказать сотрудника, чтобы не рушить dreamteam.

По теории Александра Фридмана, консультанта и бизнес-тренера, работающего с такими компаниями, как Сбербанк, Газпром и Mc’Donalds, существует 4 типа управления коллективом. От выбранной концепции зависит и то, как можно наказать сотрудника:

  • директивный менеджмент — диктат, где любое проявление творчества грозит санкциями;
  • манипуляционный менеджмент — за промах отвечает весь коллектив, но некоторым вешают больше остальных;
  • импровизированный менеджмент — нет регламентированных правил, как правильно наказать сотрудника решает настроение руководителя;
  • регулярный менеджмент — соблюдение установленных правил плюс индивидуальный подход к решению проблем в коллективе.

Мы будем опираться на последнюю, самую адекватную позицию из всех перечисленных, потому что все остальные не предполагают эффективных механизмов управления.

Содержание:

За что наказывать

За что наказывать

Вашу неудачу заметят все, даже та симпатичная блондинка с ресепшна.
Источник: Pinterest.

1. За ошибки

Косячат все. Да и получают за это частенько. Но самое важное перед тем, как хвататься за розги — это понять бэкграунд косяка.

Марина — администратор салона красоты. Однажды ей позвонила хозяйка салона и сказала, что хочет провести акцию с 30% скидкой для клиентов. Марина честно начала скидывать треть цены за все услуги. Через два дня выяснилось, что скидка подразумевалась только для постоянных клиентов и лишь на маникюр. Должна ли хозяйка наказать Марину и стрясти с нее убытки?

Если она адекватный человек — нет. Подобные ошибки, особенно если они сделаны из-за размыто сформулированных задач, карму работника портить не должны. Наказание в этом случае не научит ответственности, а только обозлит. Другой вопрос, если бы Марина была в курсе условий акции, но по невнимательности начала заниматься благотворительностью направо и налево.

2. За нарушение субординации и других правил

У сотрудника отдела закупок и директора компании оказались общие родственники. Узнали они об этом на свадьбе этих самых родственников, успели познакомиться поближе и сдружиться. Позже, во время отсутствия директора в офисе, сотрудник позволил себе ответить на важный звонок за него и даже подпортил отношения с собеседником-партнером.

Социальный технолог, специалист по менеджменту и основатель первой бизнес-школы на постсоветском пространстве Владимир Тарасов предлагает такое решение: если человек не совсем безнадежен как работник, то ему просто влетит, если же он регулярно нарушает установленные правила, да еще и работать стал так себе, с остается просто его уволить.

Что о наказаниях думаю РР

3. За неисполнение обязанностей или срыв дедлайна

Один из ведущих дизайнеров рекламного агентства взял на оформление большой проект. Но после наступления дедлайна пришел на летучку и признался, что сделать ничего, кроме эскизов, не смог. Делегировать задачу или просить продлить сроки заранее он не стал, потому что до последнего верил в свои силы. Контракт с заказчиком горит.

Нагоняй он точно и абсолютно заслуженно схватит. Но как наказать сотрудника за неисполненное поручение или срыв сроков — рублем, моральным порицанием или принуждением выполнить пятилетку за три года? Об эффективности способов мы поговорим далее. А пока остановимся и поможем выяснить, какие ошибки наиболее часто совершают ваши сотрудники. Закажите у наших специалистов аудит, и они помогут сформировать системный подход к управлению командой.

Закажите бесплатный аудит!

Эксперт S2 поможет вам проанализировать вашу систему продаж по 50-ти показателям, чтобы вычислить ее слабые места. Всего 20 минут, и у вас будет готовый перечень шагов по повышению эффективности бизнеса.

Как можно наказать работника

Иногда даже пристальное внимание шефа выглядит для сотрудника крайне напрягающе и придумывать ничего не приходится. Однако чаще приходится прибегать к более жестким мерам.

1. Финансовые санкции

На суммы до 1000 рублей не имеют никакого смысла. Вы — груша, он — агрессор, всего-то по 300 рублей за сеанс, дешевле любого психолога и фитнес-клуба. Опыт современных компаний показывает, что обычные штрафы уже давно не работают. В случае того же срыва сроков или причинения ущерба сотрудника эффективнее обязать доработать свою ошибку в дополнительное время (без оплаты), в случае нарушения правил — заставить порефлексировать. Ну а если уж очень сильно хочется у него из кошелька что-нибудь откусить, пусть это будет оплата ланча для всего офиса или фиксированный вклад в некий проект.

2. Разборы полетов

3. Дисциплинарные наказания

Как чаще всего наказывают в офисах

Источник: Журнал “Дело-пресс”


Читать по теме
Метод кнута и пряника не работает? Узнайте, как еще можно повысить эффективность ваших сотрудников.

Важно: как правильно наказать работника по закону

В зависимости от того, какой тяжести нарушение допустил работник, вы можете объявить ему замечание, выговор или уволить. При этом закон обязывает учитывать не только сам проступок, но и обстоятельства, в которых он был совершён.

Выговор выносят за более серьёзные нарушения — нарушение внутреннего распорядка компании или должностной инструкции. Выговор выносится в письменном виде и фиксируется в карточке сотрудника (в трудовую не заносится).

Увольнение — последняя мера, которая применяется при неоднократном грубом нарушении должностных обязанностей, систематических мелких проступках или утрате доверия.

Правила наказаний, установленные законом

  • Нельзя наказать сотрудника за одно нарушение дважды (например, вынести выговор, а потом ещё и уволить).
  • Применять дисциплинарное взыскание можно только в установленные сроки: полгода с момента нарушения и месяц со дня обнаружения.
  • Доказать нарушение — обязанность работодателя. Чтобы вынести выговор за опоздание, сначала нужно собрать доказательства: например, собрать комиссию и составить акт.
  • Наказывать деньгами нельзя: штрафы незаконны!

Как наказать работника материально по законну?

Например, вы можете по собственной инициативе оплачивать сотрудникам тренажерный зал или бизнес-ланчи, предоставлять путёвки или сертификаты, а в случае проступка — прекратить это делать.

Кроме того, вы можете продумать хитрую систему премирования, учитывающую массу нюансов и прописать её во внутренних документах. Тогда лишение премии за нарушения будет вполне законным.

И что потом?

Как и за что бы вы ни наказали работника, затем колесо Сансары проворачивается и его карма обнуляется. Теперь никаких упоминаний о прошлом нарушении: прессинг и тычки могут напрочь убить желание человека работать с вами. Еще одна важная деталь:

Идеально, если ваши поощрения будут завязаны на потребностях подчиненных. Например, в 2015 году в крупнейших IT-компаниях Китая было проведено исследование, которое показало, что большинство их сотрудников — это закомплексованные одинокие мужчины с перспективой депрессий в ближайшие 2-4 года. После этого лидерами рынка был запущен уникальный проект по социализации программистов. В компании набирались молодые девушки-чирлидерши — они развлекали сотрудников в перерывах. Эффективность работы этих компаний к 2016-му году выросла на треть.


Читать по теме
Как правильно мотивировать сотрудников

Отвечайте на хамство сослуживца так, чтобы быстро его унять, сохранить чувство собственного достоинства и одержать победу в глазах сотрудников. Это позволит до минимума свести психологическое напряжение и переживания.

Услышав грубость или столкнувшись с игнорированием личного мнения — одни люди тут же дают адекватный отпор, а другие молчат. Так, согласно исследованиям психофизиологов, реакция на хамство заложена в нашем генетическом коде. Поэтому даже свидетели конфликтов испытывают стресс — у присутствующих фиксируются краткосрочные ослабления внимания и памяти.

Сложнее же всего приходится жертвам, которые не умею противостоять оскорблениям, ведь у них еще и ослабляется иммунитет, ухудшается психологическое и физического самочувствие, плюс возникают проблемы в личной жизни. В результате самые решительные — это порядка 10 % увольняются из неблагополучных коллективов.

Первая, ребенок рос в атмосфере грубости, унижений и скандалов. Он с детских лет слышал и как оскорбляют друг друга родители, кроме того, на себе испытывал их постоянное раздражение, злость и побои. С годами мальчики и девочки перенимают у взрослых стиль общения, считают его нормой и транслирует на окружающих.

Вторая, заниженная самооценка (она формируется в семье и школе). Дети быстро понимают: утвердить свой статус в собственных глазах и в отношениях со сверстниками можно злыми замечаниями и даже физической силой. Надо отметить: такая привычка остается на всю жизнь.

Третья, неудачи в личной жизни, карьере и нереализованные мечты.

Четвертая, временные сложности, на преодоление которых уходит много сил. Человек измотанный и раздраженный, поэтому и срывается на всех, кто попадется под горячую руку.

Выслушав тезисы психолога о причинах хамства у меня сложилось впечатление, что несчастных наглецов надо обнять и плакать. Возможно большинство из нас так бы и поступало. Однако ущерб, который наносится окружающим настолько велик, что о жалости мы забываем.

​В коллективах, где допускается грубое обращение и унижение сотрудников скрыто саботируется работа, а дома жертвы нападок транслируют свое плохое настроение на близких людей (Пройдите тест на конфликтность в коллективе)

Если промолчать в ответ на хамство сотрудника, то словесные атаки обязательно повторятся и со временем такое поведение войдет в привычку, к тому же количество агрессоров в команде возрастет. Поэтому сразу обеспечьте достойную обратную связь. Однако избегайте базарного принципа: кто громче кричит и бесцеремоннее себя ведет, тот и прав — такого рода тактика приведет лишь к эскалации конфликта.

Представьте в ситуацию: вы идете по городу и слышите язвительное замечание пьяного гражданина или наркомана. Естественно, большинство из нас проходит мимо такого индивида не поворачивая головы. На работе, в большинстве случаев, данный прием тоже хорошо действует, то есть позволяет показать, что нападающий и его слова пустое место. Как результат, нападки сводятся на нет, что помогает сберечь нервы и собственное достоинство. Существует несколько проверенных невербальных способов игнорирования.

Всегда смотрите исключительно поверх головы субъекта (во время утреннего приветствия и служебных диалогов), проходите мимо него быстро. Данная тактика крайне неприятна для любого из нас.

Показывайте, что вы очень заняты — для быстрого завершения беседы возьмите телефон и сделайте вид, что набираете номер абонента (можно даже выйти из общего кабинета).

Отвечайте на язвительные замечания высокомерно подняв брови.

Совет. Если видите, что человек хочет примириться, прекращайте жесткое игнорирование, но еще какое-то время будьте сдержаны.

Измените отношение к себе, используя похвалу. Ведь положительные эмоции действуют эффективнее, чем апелляция к разуму, к тому же побуждают к корректному поведению, чтобы чаще слушать добрые слова.

Примеры ситуаций и фраз для ответа на хамство. Если индивид отпускает в ваш адрес злые остроты, то используйте простые манипулятивные предложения:

Сослуживец вернулся от руководителя в плохом настроении и свою горечь начал вымещать на вас. Доброжелательно произнесите:

Если же в команде есть манипулятор , то миролюбиво перефразируйте его слова при этом первая часть предложения должна звучать:

Научитесь сохранять выдержку (пусть даже только внешне), если слышите грубость или язвительные колкости в свой адрес. Обязательно постарайтесь воспроизвести безразличие на лице и в интонации. Задайте, скажу так, элегантный вопрос, который поможет снизить уровень беспардонности сотрудника.

Считается, что отвечать вопросом на вопрос невежливо. Хотя в обстоятельствах, когда вам грубят и приходится защищаться — это вполне приемлемая тактика. Вынуждайте собеседника, причем раз за разом конкретизировать и уточнять свои посылы.

Примеры ситуаций и фраз для ответа на хамство. Вы качественно выполнили свою работу, но коллега на повышенных тонах начинает поучать, причем его замечания лишены объективности. Сразу деликатно блокируйте несанкционированные поползновения репликой:

Старший по возрасту, но не по рангу начинает вас экзаменовать и давать оценку, скажем, по подготовленному отчету или докладу. С ходу спрашивайте:

Если коллега или даже руководитель переходит на крик, тут же спросите:

Примеры ответных фраз на такого рода хамство:

Важно: даже если необоснованные обвинения и очень обидны — ничего не объясняйте, не приводите доказательств и не оправдывайтесь.

Данный способ отлично подойдет людям как с холерическим темпераментом, так и тем, кто за словом в карман не лезет. Начинайте перепалку — она поможет выпустить пар и вам, и оппоненту. Возможно, вы даже одержите долговременную победу и отобьете желание впредь с вами связываться. И что еще важнее: остальные сотрудники (свидетели скандала) будут правильно подбирать слова и интонацию при общении, ведь вы тоже в их глазах станете хамом.

​При парировании грубости помните, что на агрессора основное впечатление производят не ваши слова, а манера поведения, то есть уверенность в себе и невозмутимость

Противопоставьте грубости и наглости коллеги полное внешнее безразличие.

Сдержите нервное напряжение (читайте: как быстро успокоиться), ведь когда агрессивный визави видит чужое волнение, то воодушевляется и продолжает третирование.

Не повышайте голос и не переходите на личности — интонация должна быть очень сдержанной, чтобы избежать перебранки.

Не оправдывайтесь — это воспринимается как сомнения в собственных силах и профессионализме. Кроме того, свидетельствует о вашем завышенном чувстве долга и, возможно, вины.

Не позволяйте передергивать факты — сразу прерывайте разговор и поправляйте сотрудника. Можете подкрепить свои слова невербальным приемом, например, покачиванием головы.

Как наказать сотрудника

    1. Почему возникают нарушения на работе?
    2. Почему без наказания сотрудников, контроль не возможен?
    3. За что можно наказать работника?
    4. Какие виды служебных наказаний существуют?
    5. Плюсы и минусы наказания за проступки на работе.

    Почему возникают нарушения на работе и как их минимизировать?

    Допустим, у вас есть система контроля, но это не ограждает вас от нарушений, так как люди так устроены, что всегда будут искать путь с наименьшим сопротивлением и с наибольшей выгодой для себя. Сотрудники очень быстро адаптируются под любую систему контроля, а вашей задачей является – создание сознательной команды, которая будет мотивирована не на нарушение, ради мести и злости на работодателя, а на честные доверительные отношения, как с руководителем, так и с друг другом.

    Поразмыслите над таким примером из жизни:

    Ответ можете написать в комментариях. Продолжим!

    Что эффективнее: кнут или пряник? Почему без наказаний никак?

    Нужно ли наказывать работника

    Люди любят нарушать правила, ведь это дает им дополнительную свободу действий и выгоды, которые недоступны другим!

    Как бы вы не пытались, вы не сможете прикрыть все дыры в организации рабочего процесса, сотрудники всегда найдут новые, о которых вы не узнаете. Как же приструнить непокорных нарушителей, которые очень часто бывают очень полезными и эффективными без кавычек? Лучший вариант – это работа на доверии и уважении лидера (старшего по горизонтали). Однако, таких руководителей очень мало, так как по-настоящему сильных волевых и умных руководителей (которые умеют создать и удержать команду) не любят именно за способность подчинять себе других людей, демонстрируя этим власть и влияние на массы. Задумайтесь, кому нужна неуправляемая система подчиненная неформальному лидеру?

    За что можно смело наказать работника? Топ 7 нарушений

    Где находится предел, когда можно применять наказание к сотруднику, а когда еще рановато? Это зависит не только от доброты или строгости руководителя, но и от того, соблюдаются ли элементарные правила на работе?

    Самые действенные методы наказания сотрудников, основные виды

    Давайте рассмотрим несколько видов мер воздействия на персонал, которые помогут наказать нерадивого работника:

    Нематериальные наказания сотрудника

    Если вы столкнулись с прецедентом на рабочем месте и выявили виновника, вам предстоит провести с ним беседу, которая окажет на него психологическое воздействие, вызовет чувство вины и осознания последствий его поступка. Он должен понять, что подставил своего руководителя и свою команду.

    Замечание. В зависимости от тяжести нарушения, иногда достаточно сделать замечание провинившемуся сотруднику, но делать это надо так, чтобы человек понял, что подобное лучше больше никогда не делать.

    Коллективный разбор. Нарушителя можно наказать, обсуждая его проступок при всем коллективе на общественном собрании, планерке, пятиминутке. Это более жесткий метод нематериального наказания, но более действенный, так как зачастую, неправильное поведение затрагивает нескольких человек, а иногда даже отделов.

    Письменный выговор отличается от устного фиксацией факта нарушения трудовой дисциплины согласно КЗОТУ с указанием последствий (лишение премий, снижение зарплаты и пр.) и профилактических мер касательно самого работника. На основании заявления от сотрудника с объяснением происшествия, составляется приказ о вынесении выговора. Как правило, такой выговор может быть последней чертой перед увольнением, так как является результатом систематичных нарушений.

    Увольнение. Если проступок действительно серьезный и никакие другие меры наказаний невозможно применить, тогда остается просто уволить проблемного сотрудника.

    Шуточные и креативные наказания на работе

    Физические нагрузки. Опоздал на собрание – присядь 10 раз, опоздал на работу — отожмись 20 раз, а вот за более серьезное нарушение можно и побегать на стадионе пару километров. На таблице лидеров, можно в конце месяца увидеть самого ярого нарушителя дисциплины, что тоже психологически влияет как воспитательная мера.

    Выступает нарушитель! Провинился? Спой песенку или прочитай стишок! Для многих подобное наказание бывает хуже материального штрафа, так как боязнь публичных выступлений, как вы знаете, по переживаниям сродни смертной казни. Нужно понимать, на кого эта мера произведет воспитательный эффект, а для кого он покажется пустяком и даже развлечением.

    Меры материального воздействия на работника, примеры

    Сотрудник оштрафован

    Не смотря на модные разговоры о том, что денежная мотивация для многих не является основной, чтобы ходить на работу – это все же не правда! Большинство из нас мечтают о финансовой независимости и отдыхом под пальмами, но к сожалению, чтобы просто жить нужны деньги, которые нам всем платит наш работодатель. Нет денег = большие проблемы! Поэтому, денежный штраф всегда является самым больным и действенным методом, привести нерадивого сотрудника в чувства. Однако, не стоит забывать, что это должна быть крайняя мера, после более гуманных попыток!

    Если сделать штраф незначительным, то и сработает он незначительно, если только сам факт, не зацепит совестливого работника. Сильно большой штраф может просто спровоцировать его на увольнение, поэтому, важен баланс, чтобы и больно и не смертельно. Если эта мера наказания не сработала, значит, деньги не являются болевой точкой виновника, нужно поискать другие, о которых мы говорили выше.

    Соц-пакет теперь не для тебя! Если в компании комплексная схема мотивации, например: бесплатные обеды, посещение спортзала, баз отдыха, пользование служебным автомобилем, телефоном, ноутбуком, курсами иностранного языка, то лишение нерадивого сотрудника этих благ, может сильно повлиять на его неправильное поведение. Когда человек выпадает из привычной зоны комфорта, то он всеми силами постарается вернутся в нее, и ему придется покорится вам!

    Эта работа только для лучших! Если закрыть доступ к ценной информации, к участию над общим проектом или прибыльной точке, то для нарушителя эти лишения могут стать критичными и очень больными. Если нет другого выхода, то почему бы не проверить и этот метод перед увольнением?

    Покрытие ущерба. Если в результате неправильной работы или нарушения дисциплины, компания понесла материальный ущерб, то она имеет право взыскать с работника.

    Плюсы и минусы наказания сотрудников

    Плюсы и минусы наказания персонала

    Начнем с плюсов:

    Наказание за нарушение дисциплины и условий трудового договора – должны быть! Иначе, будет огромный соблазн перейти дозволенную границу и получить особые блага, о которых мы говорили выше.

    А теперь минусы:

    В любом деле, а особенно таком, как наказание, требуется обострять свое чувство справедливости и меры!

    Вывод

    Сегодня можно встретить много руководителей-самодуров, которые изгаляются над своими подчиненными, как будто это его игрушки — его собственность. Такого нельзя допустить в своей компании, так как ваши люди — это ваш самый ценный ресурс — это уже поняли тысячи известных бизнесменов. Используйте наказание сотрудников — как инструмент контроля и управления персонала, а не самоутверждения и тирании!

    А какие методы наказания Вы применяете и что вы думаете по этому поводу? Напишите об этом в комментариях, нам важно Ваше мнение!



    были косяки на 40 тыс перерасчет с компании, с меня ничего не сняли
    потом еще был косяк, тоже грозил на большую сумму быть, но с начальницей быстро исправили .. но стыдно как-то

    щас беременная перестала в документах соображать.. такую пургу несу.. проверяю на 5 раз все цыферки и буковки.. а все равно косячу.. а что делать! еще и в отпуск не хотят отпускать вовремя




    было дело. Ужасно переживала, просто ухнула в пропасть ужаса и тревоги за последствия, когда обнаружила.
    До сих пор как вспомню, так вздрогну.



    а как вы умудрились их завести, если они уже были?
    программа обычно не дает дважды завести одно и то же


    да, особенно сейчас, пока учусь заново делать работу, после трёхгодичного перерыва.
    Сначала психовала, потом осознала, что без косяков вообще никак. Ну вот и успокоилась на сём факте.
    Стремлюсь делать правильно, спрашивать по сорок раз не стесняюсь. Лучше пусть считают дебилкой, чем потом хлебать полной ложкой.


    трижды ха! сегодня один эс схавала дублирующую позицию при создании требования накладной и не пискнула.




    А я с отчетом, похоже накосячила. Блин, весь инет перерыла, но такой ошибки не нашла, точнее что за нее грозит. от налоговой. Может тут есть бухгалтера. Может успокоите меня :cry: а то до утра не усну




    В первый месяц на новой работе чуть было не запорола собой же написанный аукцион на 27 млн, благо тогда еще были не электронные и заказчик дал заменить лист((( но не уволили, до сих пор там работаю. Главное выводы сделайте, свои ошибки нужно уметь планировать. Вы же знаете свои слабые стороны.
    Правильно писали выше: кто не работает, тот не ошибается. Больше удивляют люди, которые постоянно косячат в одном и том же, был у нас менеджер вэд, постоянно валютный контроль разворачивал договоры, одни и те же ошибки, ну уж на 20 раз можно поди проверить, а фиг




    быстро просчитала ситуацию с учетом допущенного косяка, предложила способы исправления, что успела - сама скорректировала, что нет - завещала, что называется, преемнику
    и ушла через три месяца (нормально ушла, без взаимных обид и претензий)
    и больше на ТАКУЮ работу я не пойду ни за какие коврижки
    потому что в одну каску знать и учесть все-все невозможно
    а ответственность делить никто не торопится

    автор, да не расстраивайтесь вы. Хреново бывает, если начальство страдает перфекционизмом. А так обычные все люди и вполне могут понять и простить.



    Лет 10 назад работала в суде, вовремя не проследила,чтобы курьер унесла бумажки на изолятор временного содержания и 3 человек выпустили на волю. Вот на ковер меня председатель вызвала и не помню уже нууу очнеь громко орала. :gy: Тогда было не смешно, хотя отделалась испугом. Никаких санкций против меня по лишению премий не было и даже дисциплинарки.


    Ох, вот в прошлый понедельник только была проверка серьёзная на работе, по моим документам (в том числе) сделали серьёзные замечания. Очень переживала. Директор еще страху нагнала, что последствия могут быть ужасны.


    косяки у всех бывают. работала когда в Уралтрансбанке кассиром, то мужчине одному денег дала на 100 тыщ больше. вечером когда кассу сводила нашла недостачу. вот там-то я прикурила. но ладно хоть вспомнила, позвонила ему, понимающий попался. на следующий день вернул, а я ему бутылку виски хорошего подарила. начальство с пониманием отнеслось)))


    1) В 2002 г зачислила на карту клиенту 500 тыщ руб 2 раза. (в то время на эти деньги можно было 2-х ком. кв. купить в ЕКБ).
    А поняла я это только на след . день- утром, когда счет не пошел. Уф, обошлось- клиент не ждал еще свой перевод и смс-ок еще не было- операцию отменили. Ощущения помню.
    2) Клиент ЮЛ покупал валюту на 300 т.руб.- операция в банке проводится в несколько проводок. дак вот я провела не все. и у клиента не списали еще рубли, а валюту уже зачислили. Операционист в это время успела провести платежку с руб. счета в другой банк. и платежку с валютного счета тоже в ин. банк. Выяснилось это в конце опер. дня. Спас коллега-начальник др. отдела, который лично знал клиента- попросил пополнить свой счет. До сих пор благодарна ему.
    В этом же банке работаю и сейчас. больше косяков не было- тьфу-тьфу-тьфу.


    Если работник опоздал, прогулял или не выполнил свои обязанности, его можно наказать. Но важно помнить, что его права защищает закон. Обиженный гражданин пожалуется в трудовую инспекцию, которая вас проверит. Как правильно наказывать, а что делать нельзя, рассмотрим в этой статье.

    За что можно наказать работника

    Проступки работников делят на два типа — невыполнение условий трудового договора и правил внутреннего распорядка на предприятии.

    Согласно договору человека принимают, чтобы он качественно выполнял какие-то обязанности. При трудоустройстве стороны условились об этом, подписали соглашение. Кадровик познакомил новичка с его должностной инструкцией и правилами внутреннего распорядка (ПВТР) на предприятии, в которых четко описаны требования по соблюдению техники безопасности, необходимость своевременного выполнения заданий руководства, режим работы и отдыха, недопустимость грубых выражений, а также ответственность за нарушение всего этого.

    Сюда же добавим положение о хранении коммерческой тайны, технические инструкции и иные внутренние акты, которых должен придерживаться персонал.

    Как наказать работника

    Виды дисциплинарных взысканий четко описаны в ст. 192 ТК РФ. Если сотрудник по своей вине не исполнил возложенные договором обязанности, то к нему можно применить:

    • замечание;
    • выговор;
    • увольнение.

    Одно нарушение = одно наказание.

    В общем случае выбирать можно только из этих трех вариантов. Остальные, выдуманные работодателем, незаконны. На практике урезают зарплату или объявляют строгий выговор. Таких форм нет в ТК РФ, а значит, их применять нельзя.

    При этом специальными законодательными актами могут быть предусмотрены иные виды взысканий, например: строгий выговор для военнослужащих, перевод на нижестоящую должность или увольнение в связи со взяткой — в органах внутренних дел.

    Чтобы выбрать подходящее наказание, оценивают тяжесть проступка и обстоятельства, в которых он совершен. Голословно обвинить человека нельзя, нужны доказательства. Дисциплинарное взыскание, даже в форме замечания, оформляется приказом и заверяется подписью директора. При этом нужно успеть в сроки:

    • 30 дней со дня обнаружения проступка (когда непосредственному начальнику стало известно об этом). Нетрудоспособность и отпуска сюда не входят — если нарушитель болеет, сроки будут продлены.
    • Не позднее 6 мес. со дня совершения проступка, а по ревизии или аудиторской проверке — 2 года. Сюда не включается время производства по уголовному делу.

    Включать наказание в личное дело работника или нет, решает фирма. Но в трудовой книжке его не фиксируют (ст. 66 ТК РФ): награждения за успехи вносятся, а взыскания — нет.

    Замечание или выговор

    Такие меры применяют, когда негативные последствия минимальны, никто не пострадал, фирме или имуществу ущерб не нанесен, а конфликт полностью исчерпан.

    Пример 1

    Продавец Елена ушла с планерки. На требование заведующей задержаться ответила нецензурной бранью. Начальница решила проучить грубиянку и написала докладную директору магазина. В доказательство привела свидетелей. Елена нарушила должностную инструкцию, в которой прописана обязанность присутствовать на совещаниях, а также внутренний регламент, где установлен запрет на грубое поведение. Но поскольку серьезного ущерба нет, то ей оформили замечание.

    Когда опоздания, хамство, забывчивость вошли в привычку, эффективнее будет выговор. А вообще ст. 192 ТК РФ не сообщает, когда и что применять, поэтому работодатель меру выбирает сам. Замечание или выговор действуют только в течение года, после чего наказание автоматически снимается, и составлять приказ об этом не нужно.

    Увольнение

    Уволить работника просто так нельзя. Основания для расторжения трудового договора по желанию работодателя четко перечислены в ст. 81 ТК РФ:

    Помимо этого, при смене владельца новый собственник может назначить своего директора, заместителя и главного бухгалтера. А когда предприятие ликвидируется или сокращается штат, то сотрудникам сначала предлагается другое место работы. И, если они письменно отказались, можно уволить по ст. 74 ТК РФ.

    Нельзя увольнять работника на больничном или в отпуске, кроме случаев ликвидации предприятия или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

    Наказываем работника: пошаговая инструкция

    Порядок применения дисциплинарных взысканий закреплен ст. 193 ТК РФ. Рассмотрим процедуру на кокретном примере.

    Пример 2

    Людмила, гардеробщица медицинского центра, без предупреждения оставила рабочее место. В результате пациенты не могли сдать одежду и опаздывали на приемы. Проступок обнаружила старшая медсестра, получившая жалобу от граждан. Она написала докладную, и теперь нам предстоит оформить дисциплинарное наказание.

    Шаг 1. Составляем акт

    Подтвердить время отсутствие женщины могут охрана на выходе из здания, видеозапись с камеры наблюдения, показания свидетелей и т. д.

    Убедившись, что гардеробщицы нет, завотделением (непосредственный начальник нарушителя) составит акт о проступке с указанием места, времени и обстоятельств отсутствия работника. Сам подпишет его и попросит поставить подписи свидетелей, подтверждающих содержание документа.

    1

    Шаг 2. Просим объяснительную от работника

    Перед тем, как наказать, нужно узнать причины произошедшего. Возможно, у человека возникли серьезные обстоятельства. Например, стало плохо и он, выбежав на улицу, упал в обморок. Доводы виновника очень важны, на основании их будет определен тип наказания.

    Когда Людмила появится, ей вручат акт (под подпись) и попросят в течение 2 дней назвать причины своих действий на бумаге в произвольной форме. Если она не принесет объяснительную в срок — возможно наказать и без этого. Но придется составить еще один акт в присутствии минимум двух свидетелей.

    2

    Шаг 3. Выпускаем приказ о наложении дисциплинарного взыскания

    В нашем случае работник покинул место на 4 часа — это прогул. Пояснения дать отказался и уважительных причин не назвал. Можно уволить Людмилу — ст. 81 ТК РФ позволяет. Но главный врач пожалел ее и объявил выговор.

    Тянуть с приказом нельзя, дисциплинарное взыскание применяется не позднее месяца со дня обнаружения проступка, а не его совершения. Но в нашем случае прогул обнаружили в тот же день (7 июля), значит, до 7 августа работника нужно наказать. Через месяц будет поздно, ведь ст. 193 ТК РФ четко ограничивает время.

    3

    С приказом нужно ознакомить нарушителя в течение 3 рабочих дней с даты издания, не считая времени отсутствия (болезнь, командировка, пересменка, отпуск и т. д.). Если виновник отказывается подписывать приказ, то нужно и об этом составить акт.

    4

    Снять замечание или выговор можно и досрочно. Обжаловать дисциплинарную ответственность вправе как сам сотрудник, так и непосредственный начальник или профсоюз. Составляется заявление или служебная записка, и если работодатель соглашается аннулировать приказ, то издается соответствующее распоряжение.

    При увольнении составляют приказ и делают запись в трудовой книжке. Заработанные деньги выплачиваются в день, с которого уволен работник. Лишать зарплаты или ее части нельзя. Исключением могут быть случаи, когда материально ответственное лицо присвоило или испортило ценности фирмы.

    Подводим итоги

    • Дисциплинарное взыскание — дело добровольное, закон не обязывает работодателя наказывать сотрудников. Можно предупредить и на словах, но юридической силы это не имеет.
    • Если решили наказать, то нужно выбрать один из установленных законом вариантов — замечание, выговор, увольнение. Расторжение договора возможно только за конкретные проступки, описанные в ст. 81 ТК РФ.
    • Взыскание продействует год и автоматически аннулируется. Если руководитель разрешит, его можно снять и досрочно.

    АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

    Читайте также: