Причины безработицы и трудоустройство практическая работа

Обновлено: 02.07.2024

3. К какой категории граждан относится студент который учится на дневном отделении и работает ?

5. Как рассчитывается и что показывает уровень (норма) безработицы ?

6. Какие две методики расчета безработных применяются в РФ ? В чем их отличия ?

7. Перечислите виды безработицы.

8. Что такое фрикционная безработица и почему она носит добровольный и кратковременный характер?

9. Чем обусловлена структурная безработица ? Приведите примеры структурной безработицы.

10. Что вы понимаете под естественным уровнем безработицы ? Корректно ли естественный уровень безработицы отождествлять с полной занятостью ?

11. Что такое циклическая безработица ?

12. Каковы причины институциональной безработицы ?

13. Что такое скрытая безработица и почему она распространена в России ?

14. Что вы понимаете под застойной безработицей ?

15. Приведите примеры сезонной безработицы ?

16. Что такое добровольная безработица и как вы относитесь к ней ?

17. Как вы думаете, что такое молодежная безработица ?

18. Каковы экономические последствия безработицы ?

19. Каковы социальные последствия безработицы ?

20. В чем смысл закона Оукена ?

21. Каковы основные направления государственной политики в области занятости ?

22. Чем обусловлено различие уровня безработицы по регионам страны ?

1. Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных формой . безработицы.

2. Безработица, возникающая в результате несовпадения предложения и

спроса по квалификациям специальностям, называется . .

3. Экономические последствия безработицы отражает Закон

4. Сократить размеры структурной безработицы может увеличение . .

А) объемов денежной массы;

Б) государственных программ по профессиональной подготовке;

В) размеров минимальной заработной платы;

Г) пособий по безработице;

Д) численности работников службы занятости.

5. Закон Оукена утверждает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на один процент, то отставание объема ВВП составляет . %.

6. Уровень (норма) безработицы определяется как отношение в процентах чис­ла безработных:

А) к численности населения страны;

Б) к численности трудоспособного населения;

В) к числу желающих работать;

Г) к числу свободных рабочих мест;

Д) к численности рабочей силы.

7. К какой категории безработных следует отнести человека, уво­ленного вследствие автоматизации производства:

А) фрикционная безработица;

Б) скрытая безработица;

В) циклическая безработица;

Г) структурная безработица;

Д) перманентная безработица

8. Фрикционная безработица:

А) имеет место в период экономического спада;

Б) имеет краткосрочный характер;

В) устраняется государственным вмешательством;

Г) имеет место, когда вакансий меньше числа безработных.

9. Структурная безработица вызвана, прежде всего:

А) изменением структуры валового внутреннего продукта;

Б) изменением социально-профессиональной структуры трудовых ресурсов;

В) научно-техническим прогрессом;

Г) изменениями в институциональной и законодательной сферах.

Задача 1.В населенном пункте работает 60 тыс. чел., безработных 12 тыс. чел., всего взрослого населения 108 тыс. чел. Определить уровень безработицы и уровень занятости ?

Задача 2. Численность населения страны составляет 100 млн.чел., 20 млн.чел. – дети до 16 лет, 4 млн. чел. люди, находящиеся в длительной изоляции (в психиатрической больницах, в исправительных учреждениях и т.д.); 30 млн.чел. выбыли из состава рабочей силы; 4 млн. 600 тыс.чел. – безработные. Используя эти данные, рассчитайте величину рабочей силы и уровень безработицы.

Задача 3. Естественный уровень безработицы в текущем году составляет 6%, а фактический равен 10%.

1) Определите величину относительного отставания фактического ВВП от потенциального при условии, что коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы равен 2.

2) Если фактический объем выпуска в том же году составил 600 млрд.долл., то каковы потери ВВП, вызванные циклической безработицей?

Задача 4. Используя закон Оукена, вычислите абсолютные потери продукции, связанные с безработицей, если фактический уровень безработицы = 9,5%, естественный уровень безработицы = 6%, номинальный объем ВНП составил 3300 млрд. у.д.е. Коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы равен 2,5.

Задача 5. Функционирование экономической системы некоторой условной страны характеризовалось в прошедшем году следующими макроэкономическими параметрами:

потенциальный объем ВНП равен 5000 у.д.е; фактический объем ВНП равен 4250 у.д.е.; уровень фактической безработицы равен 12%; уровень фрикционной безработицы равен 2%. Определить уровень структурной безработицы в стране, если коэффициент Оукена равен 2,5.

Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь.

Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное .

Цель урока: создать условия для формирования представления об одной из серьёзнейших проблем рыночной экономики – безработице, её последствиях и мерах государственного регулирования.

Задачи урока:

  • Обучающие: сформировать у обучающихся представления о причинах, видах, формах и последствиях безработицы, а также мерах её государственного регулирования;
  • Развивающие: развивать умение поиска и выделения необходимой информации в источниках различного типа, умение формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию, владение основами проектно-исследовательской деятельности; формировать умение работать в группе;
  • Воспитательные: экономическое, правовое воспитание.

Планируемые результаты:

Личностные: понимание важности трудовой деятельности для личности и общества; формирование позиции активного и ответственного члена общества, готового и способного к личностному и профессиональному самоопределению;

Метапредметные: осмысление социальной информации для выбора адекватных способов деятельности и моделей поведения в социально-трудовой сфере; овладение основами самооценки и самоконтроля;

Предметные: сформированность представлений о причинах, видах, формах и последствиях безработицы, роли государства в обеспечении занятости; понимание проблем социально-трудовой сферы жизни общества и способность определять собственное отношение к ним.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование урока: учебник. Обществознание. 11 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева; ИПАК; презентация; раздаточный материал: фрагменты документов; тестовые задания.

Основные понятия: занятые, безработица.

План урока:

1. Причины, виды и формы безработицы.
2. Государственная политика в области занятости.

I. Организационный момент

Подготовка класса к работе.

II. Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

Преподаватель создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; уточняет тематические рамки; организует формулировку темы и постановку цели урока обучающимися.
Обучающиеся записывают тему и план урока в тетради.

III. Актуализация знаний

IV. Изучение нового материала

Причины, виды и формы безработицы

Экономически активное население (совокупная рабочая сила) – всё трудоспособное население.

Занятые – та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.

Безработные – относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине.

Безработица – социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу.

В РФ безработными признаются граждане, которые

не имеют работы и заработка

готовы приступить к работе

При изучении причин, видов и форм безработицы класс делится на три группы. Группам предлагается выполнить следующее задание: самостоятельно работая с материалом учебника (§ 10) и заданиями (раздаточный материал), определить:
– 1 группа – причины безработицы;
– 2 группа – виды безработицы;
– 3 группа – формы безработицы.

Обучающиеся в группах выполняют задания, готовят продукт, который представляют к защите, а затем обсуждают полученные результаты работы.
1 группа – причины безработицы.

Завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы

Низкий спрос на рабочую силу

Негибкость, характерная для рынка труда

Вывод, к которому приходят обучающиеся: наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места.

2 группа – виды безработицы.

Основные виды безработицы

Фрикционная

Временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую

– смена места жительства;
– недовольство зарплатой;
– разочарование в профессии.
Особенность – непродолжительность.

Структурная

Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации

– изменение коньюктуры рынка по отраслям и регионам.
Особенность – исчезновение и появление профессий.

Циклическая

Характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства

– возникает в период спада;
– исчезает или сокращается в период подъёма.
Особенность – привязана к продолжительности фаз экономического цикла.

Сезонная

Невозможность работника работать в определённое время (сезон года)

Обучающиеся приходят к выводу, что фрикционная безработица и структурная безработица составляют ествественный уровень безработицы (при этом уровне занятость считается полной, естественной).

фрикционная безработица + структурная безработица = естественный уровень безработицы

3 группа – формы безработицы.

Основные формы безработицы

Открытая

Скрытая

Работник даёт согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства

Текучая

Застойная

Длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временный, случайной работы

Закрепить основные понятия и положения первого пункта плана урока обучающимся поможет решение тестовых заданий (раздаточный материал).

Государственная политика в области занятости.

Последствия безработицы

Позитивные

Негативные

– недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального;
– снижение уровня жизни населения

части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции;
– усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду

(сокращается потребительский спрос, уровень сбережений);
– потеря профессиональных знаний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства;
– моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, самоубийствам, росту преступности

Безработица и её последствия

Что такое безработица

Последствия безработицы для национальной экономики

Последствия безработицы для семьи

Преподаватель рекомендует обучающимся проанализировать следующие данные ряда зарубежных исследований:
– год безработицы укорачивает жизнь человека на пять лет;
– увеличение безработицы на 1 % приводит к росту числа самоубийств на 4,1 %, тюремных заключений на 4 %, убийств на 5,7 %, увеличению общего показателя смертности на 1,9 %.

Преподаватель предлагает обучающимся познакомиться с различными мерами активной и пассивной политики государства в сфере занятости путём самостоятельного изучения учебного текста (§ 10).

Актуализировать эти знания поможет постановка и обсуждение следующих вопросов:
1) какие факты окружающей жизни характеризуют действие рынка труда в российской экономике?;
2) где можно найти информацию о спросе и предложении на этом рынке?;
3) какие трудовые услуги пользуются наибольшим спросом на российском рынке труда?;
4) кто может оказать вам помощь в трудоустройстве?;
5) если человек потерял работу, то как он может приобрести другую профессию?

V. Первичное осмысление и закрепление изученного материала

Выполнение обучающимися заданий в формате ЕГЭ (раздаточный материал). Ответы на вопросы.

VI. Итоги урока. Рефлексия

Определение обучающимися своего эмоционального состояния на уроке, осуществление самооценки собственной деятельности, соотнесение цели и результата. Ответы на вопросы.
Анализ работы обучающихся на уроке. Выставление оценок.

VII. Задание на самоподготовку

Читайте также: