Причины безработицы и трудоустройство практическая работа
Обновлено: 02.07.2024
3. К какой категории граждан относится студент который учится на дневном отделении и работает ?
5. Как рассчитывается и что показывает уровень (норма) безработицы ?
6. Какие две методики расчета безработных применяются в РФ ? В чем их отличия ?
7. Перечислите виды безработицы.
8. Что такое фрикционная безработица и почему она носит добровольный и кратковременный характер?
9. Чем обусловлена структурная безработица ? Приведите примеры структурной безработицы.
10. Что вы понимаете под естественным уровнем безработицы ? Корректно ли естественный уровень безработицы отождествлять с полной занятостью ?
11. Что такое циклическая безработица ?
12. Каковы причины институциональной безработицы ?
13. Что такое скрытая безработица и почему она распространена в России ?
14. Что вы понимаете под застойной безработицей ?
15. Приведите примеры сезонной безработицы ?
16. Что такое добровольная безработица и как вы относитесь к ней ?
17. Как вы думаете, что такое молодежная безработица ?
18. Каковы экономические последствия безработицы ?
19. Каковы социальные последствия безработицы ?
20. В чем смысл закона Оукена ?
21. Каковы основные направления государственной политики в области занятости ?
22. Чем обусловлено различие уровня безработицы по регионам страны ?
1. Потерявший работу из-за спада в экономике попадает в категорию безработных, охваченных формой . безработицы.
2. Безработица, возникающая в результате несовпадения предложения и
спроса по квалификациям специальностям, называется . .
3. Экономические последствия безработицы отражает Закон
4. Сократить размеры структурной безработицы может увеличение . .
А) объемов денежной массы;
Б) государственных программ по профессиональной подготовке;
В) размеров минимальной заработной платы;
Г) пособий по безработице;
Д) численности работников службы занятости.
5. Закон Оукена утверждает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на один процент, то отставание объема ВВП составляет . %.
6. Уровень (норма) безработицы определяется как отношение в процентах числа безработных:
А) к численности населения страны;
Б) к численности трудоспособного населения;
В) к числу желающих работать;
Г) к числу свободных рабочих мест;
Д) к численности рабочей силы.
7. К какой категории безработных следует отнести человека, уволенного вследствие автоматизации производства:
А) фрикционная безработица;
Б) скрытая безработица;
В) циклическая безработица;
Г) структурная безработица;
Д) перманентная безработица
8. Фрикционная безработица:
А) имеет место в период экономического спада;
Б) имеет краткосрочный характер;
В) устраняется государственным вмешательством;
Г) имеет место, когда вакансий меньше числа безработных.
9. Структурная безработица вызвана, прежде всего:
А) изменением структуры валового внутреннего продукта;
Б) изменением социально-профессиональной структуры трудовых ресурсов;
В) научно-техническим прогрессом;
Г) изменениями в институциональной и законодательной сферах.
Задача 1.В населенном пункте работает 60 тыс. чел., безработных 12 тыс. чел., всего взрослого населения 108 тыс. чел. Определить уровень безработицы и уровень занятости ?
Задача 2. Численность населения страны составляет 100 млн.чел., 20 млн.чел. – дети до 16 лет, 4 млн. чел. люди, находящиеся в длительной изоляции (в психиатрической больницах, в исправительных учреждениях и т.д.); 30 млн.чел. выбыли из состава рабочей силы; 4 млн. 600 тыс.чел. – безработные. Используя эти данные, рассчитайте величину рабочей силы и уровень безработицы.
Задача 3. Естественный уровень безработицы в текущем году составляет 6%, а фактический равен 10%.
1) Определите величину относительного отставания фактического ВВП от потенциального при условии, что коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы равен 2.
2) Если фактический объем выпуска в том же году составил 600 млрд.долл., то каковы потери ВВП, вызванные циклической безработицей?
Задача 4. Используя закон Оукена, вычислите абсолютные потери продукции, связанные с безработицей, если фактический уровень безработицы = 9,5%, естественный уровень безработицы = 6%, номинальный объем ВНП составил 3300 млрд. у.д.е. Коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы равен 2,5.
Задача 5. Функционирование экономической системы некоторой условной страны характеризовалось в прошедшем году следующими макроэкономическими параметрами:
потенциальный объем ВНП равен 5000 у.д.е; фактический объем ВНП равен 4250 у.д.е.; уровень фактической безработицы равен 12%; уровень фрикционной безработицы равен 2%. Определить уровень структурной безработицы в стране, если коэффициент Оукена равен 2,5.
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь.
Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное .
Цель урока: создать условия для формирования представления об одной из серьёзнейших проблем рыночной экономики – безработице, её последствиях и мерах государственного регулирования.
Задачи урока:
- Обучающие: сформировать у обучающихся представления о причинах, видах, формах и последствиях безработицы, а также мерах её государственного регулирования;
- Развивающие: развивать умение поиска и выделения необходимой информации в источниках различного типа, умение формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию, владение основами проектно-исследовательской деятельности; формировать умение работать в группе;
- Воспитательные: экономическое, правовое воспитание.
Планируемые результаты:
Личностные: понимание важности трудовой деятельности для личности и общества; формирование позиции активного и ответственного члена общества, готового и способного к личностному и профессиональному самоопределению;
Метапредметные: осмысление социальной информации для выбора адекватных способов деятельности и моделей поведения в социально-трудовой сфере; овладение основами самооценки и самоконтроля;
Предметные: сформированность представлений о причинах, видах, формах и последствиях безработицы, роли государства в обеспечении занятости; понимание проблем социально-трудовой сферы жизни общества и способность определять собственное отношение к ним.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование урока: учебник. Обществознание. 11 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева; ИПАК; презентация; раздаточный материал: фрагменты документов; тестовые задания.
Основные понятия: занятые, безработица.
План урока:
1. Причины, виды и формы безработицы.
2. Государственная политика в области занятости.
I. Организационный момент
Подготовка класса к работе.
II. Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
Преподаватель создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; уточняет тематические рамки; организует формулировку темы и постановку цели урока обучающимися.
Обучающиеся записывают тему и план урока в тетради.
III. Актуализация знаний
IV. Изучение нового материала
Причины, виды и формы безработицы
Экономически активное население (совокупная рабочая сила) – всё трудоспособное население.
Занятые – та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.
Безработные – относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине.
Безработица – социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу.
В РФ безработными признаются граждане, которые
не имеют работы и заработка
готовы приступить к работе
При изучении причин, видов и форм безработицы класс делится на три группы. Группам предлагается выполнить следующее задание: самостоятельно работая с материалом учебника (§ 10) и заданиями (раздаточный материал), определить:
– 1 группа – причины безработицы;
– 2 группа – виды безработицы;
– 3 группа – формы безработицы.
Обучающиеся в группах выполняют задания, готовят продукт, который представляют к защите, а затем обсуждают полученные результаты работы.
1 группа – причины безработицы.
Завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы
Низкий спрос на рабочую силу
Негибкость, характерная для рынка труда
Вывод, к которому приходят обучающиеся: наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места.
2 группа – виды безработицы.
Основные виды безработицы
Фрикционная
Временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую
– смена места жительства;
– недовольство зарплатой;
– разочарование в профессии.
Особенность – непродолжительность.
Структурная
Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации
– изменение коньюктуры рынка по отраслям и регионам.
Особенность – исчезновение и появление профессий.
Циклическая
Характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства
– возникает в период спада;
– исчезает или сокращается в период подъёма.
Особенность – привязана к продолжительности фаз экономического цикла.
Сезонная
Невозможность работника работать в определённое время (сезон года)
Обучающиеся приходят к выводу, что фрикционная безработица и структурная безработица составляют ествественный уровень безработицы (при этом уровне занятость считается полной, естественной).
фрикционная безработица + структурная безработица = естественный уровень безработицы |
3 группа – формы безработицы.
Основные формы безработицы
Открытая
Скрытая
Работник даёт согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства
Текучая
Застойная
Длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временный, случайной работы
Закрепить основные понятия и положения первого пункта плана урока обучающимся поможет решение тестовых заданий (раздаточный материал).
Государственная политика в области занятости.
Последствия безработицы
Позитивные
Негативные
– недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального;
– снижение уровня жизни населения
части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции;
– усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду
(сокращается потребительский спрос, уровень сбережений);
– потеря профессиональных знаний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства;
– моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, самоубийствам, росту преступности
Безработица и её последствия
Что такое безработица
Последствия безработицы для национальной экономики
Последствия безработицы для семьи
Преподаватель рекомендует обучающимся проанализировать следующие данные ряда зарубежных исследований:
– год безработицы укорачивает жизнь человека на пять лет;
– увеличение безработицы на 1 % приводит к росту числа самоубийств на 4,1 %, тюремных заключений на 4 %, убийств на 5,7 %, увеличению общего показателя смертности на 1,9 %.
Преподаватель предлагает обучающимся познакомиться с различными мерами активной и пассивной политики государства в сфере занятости путём самостоятельного изучения учебного текста (§ 10).
Актуализировать эти знания поможет постановка и обсуждение следующих вопросов:
1) какие факты окружающей жизни характеризуют действие рынка труда в российской экономике?;
2) где можно найти информацию о спросе и предложении на этом рынке?;
3) какие трудовые услуги пользуются наибольшим спросом на российском рынке труда?;
4) кто может оказать вам помощь в трудоустройстве?;
5) если человек потерял работу, то как он может приобрести другую профессию?
V. Первичное осмысление и закрепление изученного материала
Выполнение обучающимися заданий в формате ЕГЭ (раздаточный материал). Ответы на вопросы.
VI. Итоги урока. Рефлексия
Определение обучающимися своего эмоционального состояния на уроке, осуществление самооценки собственной деятельности, соотнесение цели и результата. Ответы на вопросы.
Анализ работы обучающихся на уроке. Выставление оценок.
VII. Задание на самоподготовку
Читайте также: