При приемке машины перед выездом работники бригады обязаны

Обновлено: 07.07.2024

1. Регламент переговоров при поездной и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации (далее — Регламент) устанавливает порядок переговоров между машинистом и помощником машиниста локомотива, моторвагонного и специального самоходного железнодорожного подвижного состава (далее — локомотив), а также переговоров машиниста и помощника машиниста локомотива (далее — машинист и помощник машиниста) по радиосвязи с работниками хозяйства перевозок во время движения по участкам и железнодорожным станциям, а также при производстве маневровой работы.

2. Настоящий Регламент обязателен для исполнения всеми работниками, осуществляющими организацию и управление движением поездов и маневровой работой, локомотивными бригадами, водителями специального самоходного железнодорожного подвижного состава и их помощниками на железнодорожных путях общего и необщего пользования.

3. Для каждой железнодорожной станции с учетом местных особенностей в качестве приложения к ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования составляется подробный регламент переговоров при выполнении маневровой работы и операций по закреплению железнодорожного подвижного состава, с указанием конкретных работников, выполняющих и докладывающих об этих операциях.

II. Регламент переговоров и действий машиниста и помощника машиниста при отправлении поезда с железнодорожной станции

5. После приведения поезда в движение машинист и помощник машиниста обязаны, поочередно открывая боковые окна, с помощью зеркал заднего вида или камер видеонаблюдения проверить и доложить друг другу об отсутствии (наличии) сигналов остановки, а также о состоянии поезда.

III. Регламент переговоров и действий машиниста и помощника машиниста в пути следования

8. После проследования поездом железнодорожной станции помощник машиниста обязан доложить машинисту об установленной скорости движения по перегону, а также о наличии постоянных и временно действующих ограничениях скорости.

9. В пути следования помощник машиниста обязан докладывать машинисту о сигналах, подаваемых светофорами (кроме проходных светофоров при автоблокировке, сигнализирующих зеленым огнем), показаниях локомотивного светофора (при отсутствии видимости напольного светофора), а также об изменениях показаний локомотивного светофора, сигналах остановки, подаваемых с железнодорожного пути и поезда, сигналах ограждения мест производства работ.
Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее.

11. При следовании поезда по кривым участкам железнодорожного пути, при приближении к искусственным сооружениям (тоннели, мосты, виадуки) и железнодорожным станциям машинист и помощник машиниста обязаны поочередно через боковые окна, с помощью зеркал заднего вида или камер видеонаблюдения осматривать поезд и докладывать друг другу о состоянии поезда в пределах видимости.

12. На двухпутных и многопутных участках железнодорожного пути помощник машиниста обязан осматривать встречный поезд и докладывать машинисту о результатах осмотра, а в случае обнаружения в проследовавшем поезде неисправностей или нарушений, угрожающих безопасности движения, по радиосвязи сообщить об этом машинисту проследовавшего поезда, ДСП станции или ДНЦ.

13. При дублировании показаний светофоров машинист и помощник машиниста обязаны называть их назначение (проходной, предупредительный, входной, маршрутный, повторительный, выходной, маневровый), а на железнодорожных станциях и многопутных участках — также принадлежность по номеру железнодорожного пути. Там, где на светофорах имеются маршрутные указатели, их показания также повторяются друг другу.

14. При приближении к светофору с одним желтым (немигающим) огнем помощник машиниста обязан доложить машинисту установленную скорость его проследования и величину давления в тормозной магистрали.

15. При приближении локомотива к входному светофору железнодорожной станции помощник машиниста в пределах его видимости обязан доложить машинисту о показании входного светофора и установленную скорость движения по железнодорожной станции. Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее.

17. При вступлении поезда на блок-участок с запрещающим показанием светофора помощник машиниста обязан приблизиться к рабочему месту машиниста, проверить и доложить машинисту о положении контроллера машиниста и ручек крана машиниста, давлении в тормозной и напорной магистралях, за 400 — 500 метров до светофора с запрещающим показанием напомнить машинисту о необходимости снижения скорости до 20 км/час. После этого помощник машиниста обязан наблюдать за показанием светофора и свободностью железнодорожного пути, стоя в непосредственной близости от рабочего места машиниста. При этом машинист и помощник машиниста при каждой подаче прибором безопасности звукового сигнала либо при наличии на локомотиве устройства системы автоматического управления тормозами (далее — САУТ) через каждые 30 — 40 секунд обязаны докладывать друг другу о приближении к светофору с запрещающим показанием и обеспечить остановку поезда перед этим светофором. В случае невыполнения машинистом настоящего Регламента при следовании на запрещающий сигнал светофора и непринятия машинистом мер к остановке поезда помощник машиниста обязан остановить поезд.

19. По разрешению машиниста помощник машиниста обязан при следовании по зеленым огням проходных светофоров осматривать машинное (дизельное) отделение локомотива, вагоны моторвагонного железнодорожного подвижного состава. При осмотре помощник машиниста обязан, в зависимости от вида тяги, проверить работу электрического оборудования и аппаратов, вспомогательных машин, состояние дизель-генераторной установки, вспомогательных агрегатов и холодильных устройств, показания измерительных приборов, наличие (отсутствие) постороннего стука и скрежета в ходовых частях, наличие (отсутствие) задымленности. По возвращении в кабину управления помощник машиниста обязан проверить показания путевого и локомотивного светофоров, доложить машинисту об их показаниях. Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее. После этого помощник машиниста обязан доложить машинисту о результатах осмотра машинного (дизельного) отделения и вагонов моторвагонного железнодорожного подвижного состава.

20. В случае приема поезда на железнодорожную станцию или отправления с железнодорожной станции при запрещающем показании светофора, погасших основных огнях светофора по одному из разрешений, установленных настоящей Инструкцией, а также при наличии белого огня на локомотивном светофоре помощник машиниста обязан докладывать машинисту о положении каждой стрелки по маршруту следования поезда.

21. При остановке одиночного локомотива (сплотки из нескольких локомотивов), поезда на железнодорожном пути (участке железнодорожного пути) с запесоченными рельсами на участке с автоблокировкой или на железнодорожной станции, оборудованной электрической централизацией для контроля занятости участков железнодорожного пути, машинист обязан съехать на чистые рельсы для обеспечения шунтирования рельсовой цепи, а помощник машиниста обязан напомнить машинисту об этом. Если отсутствует возможность съехать на чистые рельсы, локомотивная бригада обязана немедленно доложить об этом машинистам вслед идущих поездов, ДСП станции или ДНЦ.

IV. Регламент переговоров и действий машиниста и помощника машиниста при маневровой работе

23. При отсутствии на локомотиве составительской бригады или главного кондуктора приводить в движение локомотив разрешается по указанию ДСП станции или работника, имеющего право распоряжаться производством маневров в данном районе.
Если маршрут приготовлен не на весь маневровый полурейс, то ДСП станции или работник, имеющий право распоряжаться производством маневров в данном районе, обязаны проинформировать машиниста, до какого маневрового светофора разрешается движение.

24. В начале маневровой работы или после смены кабины управления локомотивом, моторвагонным поездом, специальным самоходным подвижным составом (если вспомогательный тормоз предусмотрен конструкторской документацией) и приведения его в движение, помощник машиниста обязан доложить машинисту о необходимости проверки действия вспомогательного тормоза локомотива или автоматических тормозов моторвагонного поезда при скорости 3-5 км/ч до полной остановки.
При переходе на маневровый порядок движения после прибытия моторвагонного поезда на железнодорожную станцию поездным порядком, проверка действия автоматических тормозов моторвагонного поезда при скорости 3-5 км/ч до полной остановки не производится.

25. При осуществлении маневровой работы локомотивом вперед машинист и помощник машиниста обязаны сообщать друг другу о показаниях каждого маневрового светофора, положении стрелок по маршруту следования, контролировать свободность железнодорожного пути, по которому следует локомотив, и установленную скорость движения.

V. Регламент переговоров машиниста и помощника машиниста по поездной радиосвязи

37. Машинист и помощник машиниста в случае обнаружения в пути следования отклонений в работе или повреждений на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, неисправности в поездах, следующих по смежным железнодорожным путям, подозрительных лиц на железнодорожных путях или вблизи их обязаны сообщать по радиосвязи ДСП станции или ДНЦ, а при необходимости и машинисту поезда, следующего по смежному железнодорожному пути.

39. Регламент переговоров между машинистом локомотива и его помощником приведен в таблице № 1.

6.1. Для руководства работами по уборке снега и обеспечения беспрепятственного продвижения снегоочистителя, снегоуборочных и снеговых поездов по путям и паркам станции и своевременного освобождения путей в соответствии с оперативным планом очистке и уборке станционных путей распоряжением начальника станции выделяется один из его заместителей или освобожденный от дежурства диспетчер.

6.2. В период снегопадов и метелей, работой снегоуборочных поездов непосредственно руководят: от станции - начальник станции или его заместитель, от дистанции пути – начальник дистанции пути, его заместитель или старший дорожный мастер (начальник участка).

6.3. Сопровождение снегоочистителя должно быть руководителем дистанции пути по должности не ниже мастера.

6.4. Снегоуборочные поезда должны быть оборудованы радиосвязью с дежурным по станции или маневровым диспетчером, а также с машинистом локомотива. Между машинистом снегоуборочного поезда и локомотивом радиосвязь должна быть постоянной. Между машинистом головной машины и помощником машиниста концевого полувагона должна быть установлена аппаратура радио – или – телефонной связи; по ней должна постоянно поддерживать связь. На участках, не оборудованных поездной радиосвязью, снегоуборочные поезда должны иметь телефонные аппараты. Руководитель работ должен быть обеспечен носимой радиостанцией для связи с дежурным по станции.

6.5. Во время работы снегоочистителя тормозами сцепа управляет машинист локомотива. Машинист локомотива при следовании снегоочистителем вперед при выполнении работы не может наблюдать за показанием сигналов и свободностью пути. Эти обязанности возлагаются на машиниста снегоочистителя, который должен следить за путевыми сигналами и передавать их показание машинисту локомотива. Для немедленной остановки снегоочистителя и локомотива машинист снегоочистителя обязан применить стоп-кран.

6.6. Электрическая сеть снегоочистителя питается от локомотивных источников тока, напряжением 50, 75 и 110 В. Соединительный кабель для питания электрической сети снегоочистителя должен, оборудован вилкой для подключения в розетку подкузовного освещения локомотива. Запрещается подключение кабеля на клеммы пульта управления машиниста.

ПОРЯДОК ПРИВЕДЕНИЯ СНЕООЧИСТИТЕЛЕЙ В ТРАНСПОРТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

7.1. Перед транспортировкой проверяют правильность установки режимов воздухораспределителя согласно инструкции ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277 по автотормозам и монтаж тормозной рычажной передачи.

7.2. Руководитель работ обязан проверить правильность закрепления крыльев, щитов и других рабочих деталей снегоуборочной техники исключив выход за габарит подвижного состава.

РЕГЛАМЕНТ ПРЕГОВОРОВ ПРИ ПРОИВОДСТВЕ СНЕГОУБОРОЧНЫХ РАБОТ

8.1. Регламент переговоров при производстве снегоуборочных работе (далее - Регламент) устанавливает порядок переговоров между машинистом локомотива и машиниста снегоочистительной техники по радиосвязи во время движения по участкам и железнодорожным станциям железной дороги, а также при производстве маневровой работы.

8.3. В случае несоответствия действий локомотивной бригады поездной и маневровой обстановке, требованиям ПТЭ и других нормативных документов машинист снегоочистительной техники принимает все действия для немедленной остановки поезда.

8.4. В случае нестандартной ситуации, которая не предусмотрена настоящим положением, дублирование осуществляет тот, кто первым обнаружил отклонения от нормальных условий ведения поезда. Локомотивная бригада принимает все меры для обеспечения безопасности движения в данной ситуации.

8.5. В целях исключения случаев невыполнения настоящего Регламента, помощнику машиниста запрещается покидать кабину управления локомотивом в следующих случаях:

при проследовании станции;

при приближении к светофорам, показания которых требуют снижения скорости или остановки;




при горящем белом огне на локомотивном светофоре (кроме участков, не оборудованных автоблокировкой);

при следовании по некодированным путям;

в пределах искусственных сооружений;

при выключенных устройствах АЛСН и в местах действия предупреждений.

8.6. Настоящий регламент обязателен для исполнения всеми работниками локомотивных бригад и хозяйства перевозок Свердловской железной дороги.

Глава 9

РЕГЛАМЕНТ ПЕРЕГОВОРОВ И ДЕЙСТВИЙ МАШИНИСТА И ПОМОЩНИКА МАШИНИСТА ПРИ ОТПРАВЛЕНИИ СНЕГОУБОРОЧНОГО ПОЕЗДА

9.1. Перед отправлением снегоуборочного поезда с железнодорожной станции (далее - станция) при разрешающем показании выходного (маршрутного) светофора машинист и помощник машиниста обязаны выполнить регламент "Минута готовности". Во время выполнения регламента "Минута готовности" машинист и помощник машиниста обязаны проверить и доложить друг другу:

­ о наличии бланка предупреждений (на промежуточных станциях регламент "Минута готовности" выполняется для сборных, вывозных и пригородных поездов в случае изменения количества вагонов поезда). Машинист должен проверить наличие бланка предупреждений у помощника машиниста, выписку ограничений скоростей установленных приказом начальника дороги.

­ о включении приборов безопасности и радиостанции;

­ о положении ручного тормоза;

­ о наличии справки формы ВУ-45 об обеспечении поезда тормозами, времени стоянки от последнего опробования тормозов (для грузовых поездов - о плотности тормозной магистрали поезда __ сек.);

­ о положении ручки крана машиниста, давлении в тормозной и напорной магистралях ___ кгс/см ;

­ о показании выходного (маршрутного) светофора с пути отправления;

­ об установленной скорости следования по маршруту отправления ___ км/час.

­ Машинист, убедившись в соответствии разрешающих показаний выходного (маршрутного) и локомотивного светофоров с пути отправления, отсутствии сигналов остановки, подаваемых с пути и поезда, приводит поезд в движение.

9.2. Если при открытом выходном сигнале необходимо задержать снегоуборочный поезд на отправление, ДСП обязана, вызвать машиниста локомотива по радиосвязи сообщить ему об этом. Перекрыть выходной сигнал ДСП имеет право только после подтверждения машинистом восприятия данного

9.3. указания и получение информации о стоянке поезда.

9.4. После приведения поезда в движение машинист и помощник машиниста обязаны, поочередно открывая боковые окна или с помощью зеркал заднего вида, проверить и доложить друг другу об отсутствии (наличии) сигналов остановки, а также о состоянии поезда.

9.5. Машинист снегоочистителя обязан доложить машинисту локомотива о правильном приготовлении маршрута следования поезда по не кодированным путям станции в пределах видимости по следующей форме: "Маршрут приготовлен правильно с . пути на . путь". Машинист, убедившись в правильном приготовлении маршрута, обязан повторить: "Вижу, маршрут приготовлен правильно".

9.6. Машинист снегоочистителя обязан доложить машинисту показание выходного (маршрутного) светофора при его проследовании (за 10-15 метров до выходного (маршрутного) светофора) по следующей форме: "Проследуем маршрутный (выходной) сигнал с ___пути (называет показание сигнала)". Машинист, убедившись в показании выходного (маршрутного) светофора, обязан: ответить "Проследуем, выходной (маршрутный) с ___пути (называет показание сигнала)".

Глава 10

РЕГЛАМЕНТ ПЕРЕГОВОРОВ И ДЕЙСТВИЙ МАШИНИСТА И ПОМОЩНИКА МАШИНИСТА СНЕГООЧИСТИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ И МАШИНИСТА ЛОКОМОТИВА В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ

10.1. После проследования поездом станции машиниста снегоочистительной машины обязан доложить машинисту об установленной скорости движения по перегону, а также о наличии постоянных и временно действующих ограничениях скорости, перегонном времени хода.

10.2. В пути следования машиниста снегоочистительной машины обязан докладывать машинисту о сигналах, подаваемых светофорами, показаниях локомотивного светофора (при отсутствии видимости напольного светофора), а также об изменениях показаний локомотивного светофора, сигналах остановки, подаваемых с пути и поезда, сигналах ограждения мест производства работ.

10.3. Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее.

10.4. Машиниста снегоочистительной машины обязан предупреждать машиниста о приближении:

­ к местам проверки действия автоматических тормозов в поезде с указанием километра, пикета и скорости начала торможения;

­ к железнодорожным переездам;

­ к местам действия предупреждения об ограничении скорости (за 1,5-2 км), дефектоскопным тележкам, лейтерам, модеронам.

10.5. При следовании поезда по кривым участкам пути, при приближении к искусственным сооружениям (тоннели, мосты, виадуки) и станциям машинист снегоочистительной машины и машиниста обязаны поочередно через боковые окна или с помощью зеркал заднего вида осматривать поезд и докладывать друг другу о состоянии поезда в пределах видимости.

10.6. При дублировании показаний светофоров машинист и помощник машиниста обязаны называть их назначение (проходной, предупредительный, входной, маршрутный, повторительный, выходной, маневровый), а на станциях и многопутных участках - также принадлежность по номеру пути.

10.7. При приближении к светофору с горящим желтым огнем машинист снегоочистительной машины обязан доложить машинисту установленную скорость его проследования, не более 60 км/ч.

10.8. При приближении локомотива к входному светофору станции машиниста снегоочистительной машины в пределах его видимости обязан доложить машинисту о показании входного светофора и установленную скорость движения по станции. Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее.

10.9. При проследовании станции машинист снегоочистительной машины и машиниста обязаны следить за правильностью приготовленного маршрута, свободностью пути и показанием выходного (маршрутного, повторительного) светофора, обмениваться между собой информацией о маршруте следования поезда и скорости движения по следующей форме: "Стрелки по маршруту, выходной светофор с (номер пути) пути - (называет показание светофора), скорость ___ км/ч". Машиниста снегоочистительной машины при проследовании поездом станции обязан наблюдать за показаниями светофоров и свободностью пути.

10.10. При вступлении поезда на блок-участок с запрещающим показанием светофора машиниста снегоочистительной машины обязан напомнить машинисту о необходимости снижения скорости до 20 км/ч за 400-500 метров до светофора с запрещающим показанием. После этого машиниста снегоочистительной машины обязан наблюдать за показанием светофора, свободностью пути. При этом машинист снегоочистительной машины и машиниста через каждые 30 секунд обязаны докладывать друг другу о приближении к светофору с запрещающим показанием и обеспечить остановку поезда перед этим светофором. В случае невыполнения машинистом настоящего Регламента при следовании на запрещающий сигнал светофора и непринятия машинистом мер к остановке поезда машиниста снегоочистительной машины

обязан остановить поезд.

10.11. В случае приема поезда на станцию и отправления со станции при запрещающем показании светофора или погасшем основном огне светофора по одному из разрешений, установленных Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной МПС России от 16.10.00 N ЦД-790 (далее - ИДП). Машиниста снегоочистительной машины обязан докладывать машинисту о положении каждой стрелки по маршруту следования поезда.

локомотивной хозяйства Балдин В.Л.

к инструкции № Т____

Регламент переговоров машиниста снегоочистительной машины и машинистом локомотива

7.17. Перед каждой КИП машинист-инструктор проводит анализ нарушений, допущенных машинистом и выявленных при расшифровке скоростемерных лент за период со времени предшествующей КИП, и должен проверить не менее пяти скоростемерных лент последних поездок данного машиниста на предмет выявления замечаний по управлению тормозами и ведению поезда. У машинистов со стажем самостоятельной работы менее одного года за первый месяц работы проверяются все скоростемерные ленты и не менее десяти лент ежемесячно в последующие три месяца работы с записью результатов в служебный формуляр машиниста.

При отсутствии скоростемерных лент машиниста (отпуск, болезнь, командировка) его скоростемерные ленты проверяются за первые пять поездок (смен) после выхода на работу.

7.18. У машинистов, выполняющих маневровую работу на тракционных путях локомотивных депо и работающих на прогреве, экипировке, скоростемерные ленты не проверяются.

7.19. Все замечания, выявленные по скоростемерным лентам, при КИП и внезапных проверках записываются в служебные формуляры машинистов.

8. Проведение внезапных проверок

8.1. Основная задача организации и проведения внезапных проверок - контроль за выполнением локомотивными бригадами ПТЭ, инструкций, должностных обязанностей, приказов и иных нормативных документов по обеспечению безопасности движения поездов и маневровой работы.

8.2. Машинист-инструктор обязан ежемесячно проводить не менее четырех внезапных проверок выполнения должностных обязанностей работниками локомотивных бригад, состояния их работоспособности, из которых две проверки должны быть ночными. При проведении внезапной проверки следует обращать особое внимание на выполнение работниками локомотивных бригад порядка подъезда к запрещающим сигналам, проследования станций, смены кабины управления локомотивом (МВПС), соблюдение установленного регламента переговоров между машинистом и помощником машиниста, а также между машинистом и дежурным по станции (составителем поездов).

8.3. При проведении внезапных проверок работы локомотивных бригад на удаленных станциях и станциях заступления на работу локомотивных бригад машинист-инструктор дополнительно проверяет прохождение предрейсового и послерейсового медосмотра, своевременность ознакомления с документами по безопасности движения. По прибытии на указанные станции машинист-инструктор докладывает дежурному по основному локомотивному депо (подменному пункту) о своем местонахождении.

8.4. Машинист-инструктор обязан ежемесячно при выезде на обслуживаемые им участки проверять условия отдыха локомотивных бригад в пунктах оборота, о выявленных замечаниях докладывать начальнику локомотивного депо. Каждая проверка дома отдыха локомотивных бригад должна регистрироваться в журнале проверок у дежурного по дому отдыха.

8.5. Машинисту-инструктору запрещается изъятие служебных формуляров и предупредительных талонов у работников локомотивной бригады до окончания поездки (смены) или возвращения в основное локомотивное депо (подменный пункт).

8.6. При сопровождении локомотивной бригады в кабине локомотива (МВПС) машинист-инструктор производит об этом запись в разделе "Замечания" маршрута машиниста и во время движения он не должен отвлекать локомотивную бригаду от управления локомотивом и задавать вопросы, не связанные с конкретными условиями ведения поезда, производства маневровой работы. О выявленных недостатках в техническом состоянии ТПС он должен сделать запись в журнале формы ТУ-152.

Вмешательство машиниста-инструктора в работу локомотивной бригады допускается только в случаях явной неспособности машиниста, помощника машиниста обеспечивать безопасность движения.

8.7. Машинист-инструктор по итогам внезапной проверки в суточный срок представляет начальнику локомотивного депо отчет для рассмотрения и принятия мер.

Форма отчета машиниста-инструктора о результатах внезапной проверки и перечень основных пунктов, контроль за исполнением которых осуществляется при проведении внезапных проверок, приведены в Приложении N 6 к настоящему Положению.

8.8. Результаты внезапных проверок, проведенных за прошедшую неделю машинистами-инструкторами, рассматриваются на совещаниях локомотивных бригад по безопасности движения с заслушиванием личных объяснений работников, допустивших нарушения должностных обязанностей.

9. Проведение целевых поездок

9.1. Целевые поездки планируются машинистом-инструктором при составлении личного плана работы на месяц, а также назначаются по указанию начальника локомотивного депо или его заместителя по эксплуатации.

контроль за устранением недостатков, выявленных у машинистов при проверке скоростемерных лент, выявление причин допущенного случая брака в работе и порчи оборудования локомотива (МВПС), контроль за рациональным расходованием электроэнергии, дизельного топлива;

изучение и анализ приемов вождения поездов машинистами, управления ими автотормозами, эксплуатации и обслуживания приборов безопасности, ухода за локомотивом (МВПС);

определение уровня квалификации машиниста при ведении поезда, производстве маневровой работы после перерыва в работе более двух месяцев, если срок КИП не окончен;

9.3. Целевая поездка считается выполненной при решении задач, указанных начальником локомотивного депо, его заместителем по эксплуатации или намеченных самим машинистом-инструктором.

9.4. Целевые поездки, выполненные машинистами-инструкторами, специализирующимися по подготовке и обучению работников локомотивных бригад, по автотормозам, теплотехнике, с машинистом неприкрепленной колонны локомотивных бригад, могут считаться контрольно-инструкторскими поездками при соблюдении требований настоящего Положения.

10. Проведение технического обучения и инструктажа работников локомотивных бригад

10.1. Техническое обучение является одной из форм повышения квалификации и производственного инструктажа работников локомотивных бригад, проводится в целях улучшения профессиональных знаний и практических навыков освоения новой техники, изучения требований правил эксплуатации ТПС, обеспечения безопасности движения, охраны труда и окружающей среды, инструкций, приказов и других актов с учетом конкретных условий перевозочного процесса. Целью технического обучения является повышение эффективности и качества работы, производительности труда, надежности работы локомотивов (МВПС) и оборудования.

10.2. Машинист-инструктор на основании плана проведения технических занятий с работниками локомотивных бригад на месяц в установленные приказом начальника локомотивного депо дни проводит теоретическое и практическое обучение работников локомотивных бригад в соответствии с темами, утвержденными начальником локомотивного депо или главным инженером локомотивного депо. По каждой изучаемой теме машинист-инструктор должен иметь конспект занятий. План занятий должен предусматривать: изучение электрических схем, материальной части ТПС; ТРА станций, изменений и дополнений к ним; правил техники безопасности и пожарной безопасности при обслуживании локомотивов (МВПС), правил перевозки опасных грузов по железным дорогам; ПТЭ, других нормативных документов, относящихся к кругу обязанностей работников локомотивных бригад;

изучение анализа состояния безопасности движения и эксплуатационной работы, отказов технических средств, разборы нарушений безопасности движения, допущенные работниками локомотивного хозяйства железных дорог.

10.3. Машинист-инструктор в случае необходимости проведения внеочередных технических занятий, не предусмотренных годовым и квартальными планами, по распоряжению начальника локомотивного депо, главного инженера локомотивного депо, заместителя начальника локомотивного депо по эксплуатации производит корректировку плана.

10.4. Машинист-инструктор осуществляет контроль за посещаемостью технических занятий работниками локомотивных бригад, качеством усвоения материала, принимает зачеты по пройденным темам. Результаты посещаемости технических занятий и приема зачетов машинист-инструктор записывает в журнал производственного обучения с указанием даты проведения занятий, темы занятий, фамилий работников, проводивших занятия и принятие зачетов, отмечает фамилии машинистов и помощников машиниста, посетивших занятия, сдавших зачеты. Работники, не сдавшие зачет, направляются на его пересдачу, которая осуществляется в срок не ранее 10 дней и не позднее месяца, и при повторной несдаче зачета - на квалификационную комиссию локомотивного депо.

10.5. Машинист-инструктор проводит практические испытания кандидатов в машинисты локомотивов (МВПС), участвует в комиссии локомотивного депо при периодических и внеочередных испытаниях работников локомотивных бригад в знании ПТЭ и нормативной документации. На основании результатов проверки теоретических и практических знаний и навыков представляет начальнику локомотивного депо письменные заключения о возможности допуска работников к самостоятельной работе машинистами в поездной или маневровой работе.

10.6. Машинист-инструктор проводит в течение года индивидуальные практические занятия со всеми машинистами и помощниками машинистов прикрепленной колонны по действиям в нестандартных и аварийных ситуациях, с машинистами, имеющими стаж работы менее одного года, такие занятия проводятся не реже одного раза в полугодие.

10.7. В процессе работы машинист-инструктор осуществляет практическое обучение локомотивных бригад (по видам тяги) особенностям технической эксплуатации обслуживаемых локомотивов (МВПС), рациональным режимам управления и вождения поездов.

10.8. Машинист-инструктор проводит с работником локомотивной бригады инструктаж по вопросам соблюдения техники безопасности.

Первичный инструктаж проводится машинистом-инструктором работнику локомотивной бригады перед первичной проверкой знаний. При данном инструктаже обращается особое внимание работника на его основные должностные обязанности, требования техники безопасности и охраны труда, а также безопасные приемы труда с их показом на рабочем месте, характерные ошибки, их последствия.

Внеплановый инструктаж по технике безопасности и охране труда машинист-инструктор проводит машинистам, помощникам машинистов при перерыве в работе свыше 30 дней, при допущенном травматическом случае на предприятии, поступлении в локомотивное депо требования о проведении внепланового инструктажа по конкретному факту травматизма, связанного с движением поездов, выполнением маневровой работы.

В случае привлечения работника локомотивной бригады к несвойственной работе (снегоборьба, уборка территории и другие работы) машинист-инструктор проводит ему целевой инструктаж непосредственно перед указанными работами.

Машинист-инструктор при первичном, повторном, внеплановом, целевом инструктаже использует инструкции по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности; по фактам производственного травматизма - телеграммы, поступившие в локомотивное депо. По итогам первичного инструктажа работник допускается к дублерским поездкам (сменам) с закрепленным машинистом, по итогам других инструктажей - допускается к дальнейшей работе. Дата проведения инструктажа, его вид, фамилии инструктируемого и инструктирующего, их подписи, краткое содержание и результат инструктажа записываются в специальный журнал инструктажа.

10.9. Машинист-инструктор проводит инструктаж локомотивных бригад по вопросам безопасности движения при индивидуальных беседах с локомотивными бригадами, на технических занятиях, при проверке порядка заступления локомотивных бригад на работу, при КИП и целевых поездках, внезапных проверках, при этом убеждается в знании машинистами и помощниками машинистов причин, приведших к крушениям и проездам запрещающих сигналов.

10.10. Машинист-инструктор при проведении инструктажей убеждается в знании изученного материала инструктируемым работником.

10.11. Инструктажи машинистов и помощников машинистов по вопросам безопасности движения, техники безопасности, связанные с перерывом в их работе более 30 дней, а также проводимые по требованию МПС России, железной дороги и отделения железной дороги, машинистом-инструктором оформляются записью в техническом формуляре работника.

11. Подготовка кандидатов для работы машинистами локомотивов (МВПС)

11.1. Машинист-инструктор производит подбор кандидатов для подготовки и последующего назначения на самостоятельную работу машинистами локомотивов (МВПС) из числа помощников машинистов, имеющих свидетельство на право управления локомотивом (МВПС) и первую группу профессиональной пригодности.

11.2. По рекомендации машиниста-инструктора кандидат в машинисты после прохождения медицинского освидетельствования на период подготовки для обучения режиму вождения поездов, управлению автотормозами, изучению профиля пути и расположения сигналов приказом начальника локомотивного депо закрепляется за опытным машинистом, имеющим класс квалификации и стаж работы машинистом не менее трех лет. В указанный период кандидат в машинисты допускается к управлению локомотивом (МВПС) под непосредственным контролем машиниста, о чем производится соответствующая запись в служебных формулярах. Практическая подготовка кандидатов для работы машинистами производится в период с октября текущего года по февраль следующего года и должна осуществляться не менее трех месяцев.

11.3. Машинист-инструктор по подготовке и обучению работников локомотивных бригад проводит обучение кандидатов в машинисты по ПТЭ, нормативной документации, ТРА станций обслуживаемых участков, порядку действий в нестандартных ситуациях. Обучение производится по специальной программе и графику, которые разрабатываются в каждом локомотивном депо с учетом местных условий. Отработка практических навыков и проверка знаний машиниста производится машинистом-инструктором на тренажерах и действующих локомотивах (МВПС).

11.4. После завершения подготовки и обучения машинист-инструктор проводит собеседование с кандидатом в машинисты в присутствии машиниста, который производил его подготовку. При наличии письменного заявления от кандидата в машинисты, заключения психолога, положительной рекомендации от машиниста, производившего подготовку кандидата к самостоятельной работе машинистом, письменного заключения машиниста-инструктора по обучению, а при его отсутствии - закрепленного машиниста-инструктора кандидат назначается на экзамены в комиссии при локомотивном депо. По итогам экзамена заполняется акт теоретического испытания (форма акта приведена в Приложении N 4 настоящего Положения).

11.5. По итогам проведенных испытаний на основании распоряжения начальника локомотивного депо в период с марта по сентябрь текущего года машинистами-инструкторами с каждым из кандидатов проводятся КИП (не менее одной поездки на каждое плечо обслуживания в обоих направлениях, смены на маневровой работе). По результатам КИП машинист-инструктор представляет на имя начальника локомотивного депо письменное заключение о возможности допуска кандидата к самостоятельной работе машинистом, которое затем передается в отдел кадров локомотивного депо (специалисту по управлению персоналом). Заключение также записывается в служебный формуляр кандидата на должность машиниста.

Члены локомотивной бригады обязаны явиться на работу к месту, установленному правилами внутреннего трудового распорядка предприятия, в подготовленном для этого состоянии, опрятно одетыми в форменную одежду в сроки, определенные графиком работы или по вызову дежурного по депо.

По прибытии в полном составе к месту явки, локомотивная бригада после предъявления служебных удостоверений личности получает маршрут машиниста с проставленным временем явки у ответственного работника, определенного начальником локомотивного депо.

После прохождения медосмотра и предрейсового инструктажа локомотивная бригада, при заступлении на работу в расположении депо, предъявляет дежурному по депо:

- машинист: маршрут машиниста, удостоверение личности с отметкой о сдаче свидетельства на право управления локомотивом и вкладыша о присвоении класса квалификации в отдел кадров депо, свидетельство о допуске к работам на электроустановках, служебный формуляр машиниста, талон предупреждения;

- помощник машиниста: свидетельство помощника машиниста, свидетельство о допуске к работам на электроустановках, служебный формуляр помощника машиниста, талон предупреждения.

После предъявления указанных документов, работник, на которого возложена обязанность допуска локомотивной бригады к работе, производит проверку наличия отметок о прохождении медосмотра и инструктажа, заверяет своей подписью и должностным штампом время явки, указывает серию, номер и место приемки локомотива; выдает машинисту ключи от данного локомотива и инвентарь, определенный приказом начальника локомотивного депо.

Локомотивная бригада после получения маршрута, заверенного подписью и штампом, с соблюдением техники безопасности направляется к месту приемки локомотива по маршруту служебного прохода.

При отправлении локомотивной бригады пассажиром, дежурный по депо в маршрут машиниста записывает номер и время отправления поезда, на котором необходимо следование локомотивной бригады, а также время и станцию прибытия локомотивной бригады к месту приемки локомотива или проведения другого вида работ, № приказа на следование локомотивной бригады пассажиром, должность и фамилию должностного лица, выдавшего приказ.

При доставке локомотивной бригады к месту приемки локомотива служебным автотранспортом, в маршруте делается соответствующая отметка с указанием нормативного времени начала приемки локомотива.

Порядок осмотра электровоза при приемке его в депо и на ПТОЛ.

По прибытии локомотивной бригады к месту приемки локомотива, она должна сверить серию и номер локомотива с номером, указанным в маршруте машиниста, после чего приступить к его приемке в соответствии с требованиями нормативных документов по указанному вопросу.

При приемке локомотива локомотивная бригада убеждается в надежном закреплении подвижного состава, включает аккумуляторную батарею если она не была включена ранее и производит ознакомление с записями в журнале форму ТУ – 152.

При отсутствии по записям в журнале ТУ – 152 неисправностей, с которыми запрещается принимать локомотив, а также соответствия сроков до проведения очередного технического обслуживания и ремонта нормативным документам, по записи в журнале технического состояния локомотива убеждается в исправном действии автоматической локомотивной сигнализации и устройств безопасности, приступает к проверке работоспособности локомотива в соответствии с технологией, указанной в местных инструкциях.

При дальнейшей приемке локомотива локомотивная бригада приводит локомотив в рабочее состояние и проверяет:

- наличие необходимого инструмента, оснащения и инвентаря, наличие сигнальных принадлежностей, противопожарных средств согласно описи и местных нормативных актов;

- наличие и работоспособность блокирующих устройств, наличие и исправность (путем внешнего осмотра) заземлений металлических кожухов электрических приборов, аппаратов и корпусов вспомогательных машин, защитных кожухов печей электроотопления и электрокалориферов;




- наличие и исправность ограждений вращающихся частей оборудования (валов, муфт и др.);

- наличие и исправность инструмента, сигнальных принадлежностей, пожарного инвентаря, средств пожаротушения, пожарной сигнализации, тормозных башмаков, а также защитных средств;

- визуально наличие и исправное состояние деталей, машин и механизмов, достаточное наличие горюче-смазочных материалов в механизмах и агрегатах, запаса песка в бункерах, на слух проверяет работу машин и механизмов;

- осматривает механическую часть локомотива, обращая особое внимание на состояние колесных пар локомотива;

- положение разобщительных кранов, приводит их в положение, соответствующее рабочему состоянию;

- исправность регистрирующего устройства, при необходимости заправляет носители информации (модули памяти, скоростемерную ленту). В скоростемерах так же проверяется качество записи всех писцов. В базу данных электронных приборов вносят данные, предусмотренные в инструкциях по эксплуатации данных приборов;

- исправное действие и работу всех аппаратов и машин, обратив особое внимание на действие тормозов, песочниц и радиосвязи, приборов для подачи звукового сигнала. Проверку радиосвязи осуществляет путем вызова абонента (контрольный пост, дежурный по депо, дежурный по станции) и сверкой текущего времени;

- положения всех переключателей режимов. При необходимости устанавливает в соответствующее предстоящей работе положение;

- параметры работы агрегатов и машин;

- работу силовой установки, режима тяги.

Производит удаление влаги и масла из влагосборников и маслосборников, продувку пневматических цепей локомотива.

Осмотр ходовых частей электровоза.

При осмотре ходовой части электровоза проверяют:

- крепление болтов букс моторно-осевых подшипников;

- крепление и исправность крышек набивочных камер моторно-осевых подшипников;

- крепление болтов кожухов зубчатых передач;

- осмотр крышек люков тяговых двигателей;

- крепление маслоспускных пробок букс моторно-осевых подшипников;

- состояние бандажей колесных пар (на отсутствие трещин, раковин, ползунов и на отсутствие проворота);

- крепление предохранительных скоб и кронштейнов;

- крепление поручней и подножек;

- наличие смазки в буксах, кожухах зубчатых передач, моторно-осевых подшипниках, шкворневом узле, в картерах компрессоров, редукторе мотор-компрессора и других смазываемых узлах согласно прилагаемой карте смазки, при необходимости смазку доливают;

- крепления подвесок тяговых двигателей;

- тормозную рычажную передачу (обращают внимание на нормальное положение и износ тормозных колодок, башмаков, наличие валиков, шайб, шплинтов и гаек);

- автосцепки (обращают особое внимание на крепление болтов, поддерживающих клин автосцепки);

- рессорную систему (обратив внимание на наличие шплинтов, затяжку гаек, на состояние пружин и листов рессор, буксовые тяги и крепление их к раме и буксе, элементов люлечного подвешивания кузова и крепления.

Подготовка электровоза к следованию, прицепка к составу.

Закончив приемку локомотива, локомотивная бригада обязана изъять тормозные башмаки, если они были установлены, убедиться в соответствующем движению положении ручного тормоза, занять свои рабочие места в первой по ходу движения кабине локомотива, включить все приборы безопасности, радиосвязь, проверить действие вспомогательного тормоза, в темное время суток включить соответствующие буферные фонари локомотива и доложить дежурному по депо или дежурному по станции о готовности к началу передвижений с указанием текущего времени и получением подтверждения о правильной установке времени и восприятии информации.

Машинист, получив от дежурного по депо или станции по радиосвязи или лично команду на начало маневровых передвижений, обязан довести до помощника машиниста полученное указание. После выполнения установленного регламента переговоров, при разрешающем показании маневрового сигнала или по сигналу дежурного стрелочного поста, привести локомотив в движение.

Машинисту запрещается приводить локомотив в движение, не зная плана маневровых передвижений и не получив команду на начало движения.

При начале движения одиночным локомотивом, а также после каждой смены кабины управления при достижении скорости 3-5 км/ч машинист обязан произвести проверку действия вспомогательного тормоза до полной остановки локомотива.

При изменении направления движения локомотива, локомотивная бригада обязана находиться в передней по ходу движения кабине локомотива.

После въезда локомотива на путь, на котором стоит подвижной состав, локомотивная бригада обязана следовать со скоростью, обеспечивающей остановку локомотива не менее чем за 10 метров до состава. Помощник машиниста должен находится в кабине в пределах досягаемости приборов управления для применения средств остановки при отсутствии со стороны машиниста действий по снижению скорости и остановки. Подъезжая к составу, машинист должен вспомогательным тормозом остановить локомотив на расстоянии 5 – 10 м от первого вагона. По команде осмотрщика машинист подъезжает к составу со скоростью не более 3 км/ч, обеспечив плавность сцепления автосцепок.

После сцепления локомотива с грузовым составом, не закрепленным специальными механическими упорами, машинист кратковременным движением от состава должен проверить надежность сцепления.

Получив от осмотрщика вагонов информацию о наличии загрузки грузовых вагонов в составе (груженые, порожние), наличии в нем вагонов с выключенными электропневматическими тормозами или вагонов с отличающимися по принципу действия западноевропейскими тормозами, машинист обязан отрегулировать величину зарядного давления крана машиниста и включить воздухораспределитель локомотива на соответствующий режим.

Помощник машиниста после прицепки локомотива к составу и перехода машиниста в рабочую кабину, по команде машиниста, должен продуть через концевой кран тормозную магистраль локомотива со стороны состава, соединить рукава тормозной магистрали между локомотивом и первым вагоном, открыть концевой кран сначала у локомотива, а затем у вагона.

Машинист совместно с осмотрщиком вагонов обязаны проверить правильность сцепления автосцепок по сигнальным отросткам замков и соединения рукавов, открытие концевых кранов между локомотивом и первым вагоном.

После прицепки локомотива к составу поезда машинист обязан:

- зарядить тормозную магистраль сжатым воздухом, убедиться в том, что падение давления не превышает установленных нормативными актами норм, и опробовать автотормоза;

- получить справку об обеспечении поезда тормозами, сверить указанный в ней номер хвостового вагона с натурным листом и убедиться в соответствии тормозного нажатия в поезде установленным нормам;

- ознакомиться по натурному листу с составом грузового поезда, наличием вагонов с грузами отдельных категорий, указанных в правилах перевозок грузов на железнодорожном транспорте и Правилах перевозок опасных грузов по железным дорогам, а также открытого подвижного состава;

- если локомотив оснащен радиостанцией с индивидуальным вызовом, установить присвоенный номер поезда на пульте управления радиостанцией.

Машинист ведущего локомотива обязан перед отправлением со станции включить устройства автоматической локомотивной сигнализацией, убедиться, что радиостанция включена и путем вызова проверить радиосвязь.

Читайте также: