Правовой статус сотрудника уис в условиях борьбы с коррупцией

Обновлено: 16.05.2024

Согласно современному российскому законодательству коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо
иное незаконное использование физическим лицом своего должностного
положения вопреки законным интересам общества и государства в целях
получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг
имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для
третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному
лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
«В настоящее время в России сформирована правовая и организацион-ная основа противодействия коррупции: ратифицированы базовые международные соглашения, приняты концептуальные стратегические и национальные плановые антикоррупционные документы, а также норматив-ные правовые акты, направленные на их реализацию.

Прикрепленные файлы: 1 файл

метод доклад.docx

ЦИКЛ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Тема: ОСНОВНЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ,

РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

подготовил: преподаватель цикла специальных дисциплин

капитан внутренней службы И.Н.Казаков

рассмотрен: на заседании цикла специальных дисциплин

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРУПЦИИ

В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

Согласно современному российскому законодательству коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо

иное незаконное использование физическим лицом своего должностного

положения вопреки законным интересам общества и государства в целях

получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг

имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для

третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному

лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

«В настоящее время в России сформирована правовая и организацион-ная основа противодействия коррупции: ратифицированы базовые международные соглашения, приняты концептуальные стратегические и национальные плановые антикоррупционные документы, а также норматив-ные правовые акты, направленные на их реализацию.

Коррупцию можно определить не только как противоправное, но и

В 2010 году Президент Российской Федерации отметил: «Коррупция –

действительно проблема универсальная и не только российская, коррупция есть везде. Но наша проблема пока заключается в том, что у нас коррупция, к сожалению, не считается постыдной – она является обыденной,

Опасная тенденция морально- нравственного характера, а именно

деформация правового и нравственного сознания граждан – одна из важных причин широкого распространения коррупции в России и проникновения ее во все сферы жизни общества.

Правосознание – это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с

точки зрения прав и обязанностей, законности и противозаконности; это

правовые теории, правовая идеология.

По словам И.А. Ильина, правосознание есть умение уважать право и

закон, добровольно исполнять свои государственные обязанности и частные обязательства, строить свою жизнь, не совершая преступлений. Основу правосознания составляют чувство собственного достоинства, совесть

и внутренняя дисциплина воли, взаимное уважение и доверие граждан

Правосознание во многом ориентируется на рационально-нравственные оценки. Нравственность и право тесно взаимосвязаны друг с

другом: любой закон имеет нравственный смысл, так как в любом законе

юридически закреплены минимальные моральные нормы общества. В соответствии с правом и законом живут те, кто опираются на разум и совесть.

Таким образом, жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и нравственным регулятивным принципам. Как нравственное,

так и правовое сознание – это различные грани едино-цельной духовной

жизни человека и общества.

Основное проявление нравственной жизни человека – это чувство

ответственности перед обществом и самим собой, что непосредственно

связано с выполнением его долга.

Нравственность предполагает относительную свободу воли, что

обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции,

принятие решения и ответственности за содеянное.

В основе таких качеств сотрудников, как бескорыстие, неподкупность, лежит нравственная способность делать правильный моральный

выбор, который является показателем целостности духовной и профессиональной культуры, основанной на стремлении к общему благу, чувстве ответственности перед собой и перед общественным мнением за последствия и результаты своей служебной деятельности.

Моральная твердость воли человека при принятии того или иного

жизненно важного решения должна исходить не из соображений внешнего порядка (карьеры, выгоды), а исключительно из веления долга, что зависит от способности самоконтроля.

Способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно ставить перед собой нравственно санкционированные цели и

осуществлять самооценку совершаемых поступков, испытывать чувство личной ответственности за свои действия зависит от чувства совести. Другими словами, совесть – это осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. Механизм совести устраняет раздвоенность личности.

Таким образом, истинны те нравственные нормы, которые служат

интересам общественного прогресса.

Последствия несформированности, дефектности правового и нравственного сознания государственных служащих непосредственно влияют на практику их служебной деятельности, и часто приводят к коррупционно опасному поведению сотрудников, дискредитирующих органы и учреждения уголовно-исполнительной системы (УИС)

Деформации правового и нравственного сознания сотрудников способствуют также следующие факторы:

– низкий престиж службы, отсутствие надежных социально-правовых гарантий, неадекватное материальное стимулирование труда;

– несовершенство законов, дефекты правоприменительной практики

и неэффективность мер противодействия коррупции

– «отсутствие реальных механизмов защиты граждан от коррупционного воздействия приводят массы населения к неверию в перспективность

– отсутствие полноценной воспитательной работы с личным составом органов и учреждений УИС;

– «пропаганда средствами массовой информации алчности, насилия и

бездуховности, пренебрежительного отношения к нравственным принципам

– «низкопробная литература и видеопродукция повсеместно насаждают издевательское отношение к собственной стране, своему народу, истории и культурным ценностям, пропагандируют жестокость и торжество

силы. Образцами для подражания стали необремененные нормами морали

и духовными ценностями самоуверенные, циничные, изворотливые и беззастенчивые герои телевизионных сериалов, хладнокровно устраняющие

своих конкурентов, презирающие слабых, культивирующие насилие и

Реальное противодействие коррупции возможно только в случае, если

она будет рассматриваться как системное явление, затрагивающее широкий комплекс социальных, экономических, организационных и иных

следующие три направления противодействия коррупции:

а) предупреждение коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных

Только мерами уголовно-правового характера проблему не решить,

поэтому российское антикоррупционное законодательство следует понимать

в более широком смысле как систему нормативных установок, включающую не только репрессивное уголовное законодательство, но и превентивные антикоррупционные нормы.

В связи с этим важную роль в эффективной борьбе с коррупцией в

учреждениях и органах УИС должны сыграть меры профилактического

характера, заключающиеся в выявлении, оценке потенциальных коррупционных рисков. Коррупционные риски – это заложенные в системе государственного и муниципального управления возможности для

действий или бездействия должностных лиц с целью незаконного извлечения материальной и иной выгоды при выполнении своих должностных полномочий.

Исходя из зарубежного и российского опыта следует отметить, что

идентификацию рисков, их оценку и ранжирование должны осуществлять

сами органы государственной власти (в нашем случае – учреждения и органы УИС), поскольку они лучше знают свою деятельность, при этом

оценка коррупционных рисков должна осуществляться в неразрывной

связи с разработкой четких антикоррупционных мер.

В основе коррупционных рисков лежат различные факторы, которые

можно классифицировать как:

1) факторы организационного характера, – отсутствие гласности

при принятии решений органами власти, избыточность государственных функций, низкая эффективность внутреннего и внешнего контроля

за деятельностью органов государственного и муниципального управления, их должностных лиц, слабая правовая защищенность сотрудников государственных и муниципальных органов, а также лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам, несовершенство механизмов прямой и обратной связи между гражданами и органами контроля и надзора и др.;

2) факторы социального характера, например, значительный разрыв в

оплате труда работников государственного и частного секторов;

3) факторы экономического характера, в числе которых ведущим

является низкий уровень конкуренции;

4) факторы политического характера – неразвитость институтов

гражданского общества, несовершенный механизм финансирования политических партий и выборных кампаний, неэффективная кадровая политика государства, наличие иммунитетов для лиц, занимающих

отдельные государственные должности и т. д.

Органы и учреждения УИС относятся к группе органов исполнительной власти с повышенным коррупционным риском, так как для них

1) наличие контрольно-надзорных полномочий, установленных в законном порядке;

2) объективно существует достаточно высокая интенсивность контактов сотрудников УИС с лицами, находящимися в местах лишения свободы или состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций

(УИИ), а осужденные – «прекрасные психологи, сразу видят, кто пойдет на

3) имеет место степень свободы действий должностных лиц в принятии ими решений в рамках возложенных полномочий.

Указанные факторы влияют на возникновение коррупционно опасных ситуаций, в которых для сотрудников появляется возможность реализации индивидуальных интересов посредством нарушения ими служебного долга, другими словами корыстного произвола. Произвол и коррупция

как его элемент возможны там, где имеются любые властные полномочия, в связи с чем появляется возможность принимать решение по собственному усмотрению в целях противоправного извлечения благ.

Коррупция в правоохранительных органах представляет наибольшую опасность для общества, поскольку, совершая коррупционные преступления, сотрудники этих органов подрывают веру граждан в законность и справедливое правосудие.

Высокий уровень коррупции среди сотрудников УИС можно связать

с социальными проблемами, несовершенной законодательной базой, но

оправдывать этим противоправные деяния ни в коем случае нельзя.

Совершение преступлений коррупционной направленности сотрудниками не только представляет серьезную угрозу для авторитета УИС, но

и создает серьезную угрозу эффективности ее функционирования, подрывает сам смысл решаемых государственных задач.

В учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде

лишения свободы, наиболее распространенные коррупционные действия –

это пронос сотрудниками на территорию исправительного учреждения запрещенных или противозаконных предметов или материалов, представляющих определенную угрозу безопасности , перевод без законных оснований осужденного из одного исправительного учреждения в другое либо в улучшенные условия отбывания наказания; предоставление необоснованных льгот и послаблений в режиме отбывания наказания осужденным; закупка техники, материалов и иной продукции у единого поставщика по завышенным ценам и т. д.

Для успешной борьбы с коррупционными проявлениями за последние годы в России созданы эффективные антикоррупционные нормативные правовые нормы.

Так, А.М. Цирин считает, что основой антикоррупционных мероприятий должно стать законодательство, учитывающее международные антикоррупционные стандарты и опыт противодействия коррупции в зарубежных государствах. В последние годы в России формировалась законодательная база по противодействию коррупции. Приняты концептуальные стратегические и национальные плановые документы, а также нормативные правовые акты, направленные на их реализацию. При этом ключевая роль в организации системы мер, направленных на противодействие коррупции, отводилась антикоррупционным документам программного характера[386].

Для эффективной борьбы с коррупцией формирование антикоррупционного законодательства должно быть одним из приоритетных направлений государственной политики, так в п. 38 Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года[387] закреплено, что главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере. Это говорит о том, что противодействие коррупции – это мероприятие, рассчитанное на долгосрочную перспективу и требующее значительное сосредоточение усилий государственной политики РФ.

Коррупционные проявления в России затрагивают широкий спектр правоотношений, в том числе связанных с исполнением наказаний. Не является исключением и деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, где коррупция в различных ее формах также получила распространение. Коррупция представляет собой мощный фактор дестабилизации нормальной деятельности всей системы исполнения наказаний[388].

Сегодня ФСИН России наиболее крупное ведомство по численности сотрудников. Современная уголовно-исполнительная система представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих различные виды наказаний, и включает в себя 733 исправительных и 46 воспитательных колоний, 127 колоний поселений, 68 лечебных исправительных учреждений, 8 тюрем, 230 следственных изоляторов и 109 помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях. В этих учреждениях содержаться более 681 тыс. человек. В состав уголовно-исполнительной системы входят и 2459 уголовно-исполнительных инспекций, в которых состоят на учете более 457 тысяч осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Штатная численность персонала УИС составляет 309,7 тыс. человек, в том числе аттестованных сотрудников – 220,04 тыс. человек (кроме того, переменный состав – 7,2 тыс. человек)[389].

Служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы непосредственно связана с обеспечением безопасности государства, общественного порядка, законности и свобод граждан и сопряжена также с опасностью и риском для жизни и здоровья сотрудников, находящихся в контакте с осужденными. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обуславливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.




Несмотря на громкие скандалы по поводу коррупции в уголовно-исполнительной системе, широкомасштабные акции по самоочищению органов и учреждений ФСИН России от сотрудников, совершающих правонарушения и преступления коррупционного характера, уровень коррупции в них остается достаточно высоким, что порождает недоверие граждан РФ на справедливое исполнение наказаний. Основой для искоренения коррупционных проявлений должно стать законодательство РФ. Меры по борьбе с коррупцией закрепленные в нормативных правовых актах должны неукоснительно исполняться и постоянно совершенствоваться.

Кроме определения в данном нормативном правовом акте содержаться основные принципы противодействия коррупции, которыми должны руководствоваться органы государственной власти РФ. В законе перечислены меры по профилактике коррупции. Для исполнения данных мер в ФСИН России принят ряд ведомственных актов, а также план по противодействию коррупции.

В ФСИН России при реализации положений данного Федерального закона образована собственная нормативная база по противодействию коррупции в ведомстве. Данные нормативные акты затрагивают как антикоррупционное регулирование отношений между сотрудниками уголовно-исполнительной системы, так и внутренние организационные процессы в ведомстве. Посредством принятия ведомственных актов, конечно, изменился и порядок работы многих служб, как непосредственно работающих с осужденными, так и занимающихся административными вопросами.

Представители ФСИН России в Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции не входят, но предложения и выводы, принятые на Совете касающиеся деятельности ФСИН обязательны для исполнения. ФСИН может образовать свой Совет по противодействию коррупции в ведомстве и закрепить его существование Приказом директора ФСИН, где предусмотреть порядок образования и работы Совета, круг вопросов решаемых на заседаниях Совета и определить полномочия членов Совета. На сегодняшний день эффективно работающего Совета по противодействию коррупции в уголовно-исполнительной системе не существует.

Противодействие коррупции – одно из приоритетных направлений в работе ФСИН России, в том числе и ее территориальных органов. На руководителей структурных подразделений возложена персональная ответственность за реализацию ведомственных плановых антикоррупционных мер по различным направлениям деятельности уголовно-исполнительной системы. Этому способствуют принятые во ФСИН России антикоррупционные нормативные правовые акты.

Например, 6 июля 2012 года в ОСБ УФСИН России по Владимирской области обратился старший оперуполномоченный оперативного отдела ИК-3 с заявлением о том, что один из граждан предлагал ему взятку в сумме 30 000 рублей за помощь в решении вопроса об условно-досрочном освобождении одного из осужденных. Для пресечения противоправной деятельности были проведены оперативно-розыскные мероприятия. В этот же день в областном центре взяткодатель был взят с поличным. Сотрудник за проявленную принципиальную позицию будет поощрен правами начальника учреждения[395].

В состав комиссии должны входить компетентные сотрудники уголовно-исполнительной системы, поэтому можно согласиться с мнением некоторых исследователей, что основные организационные схемы и структуры, призванные не допустить и разрешить конфликт интересов на государственной службе, связаны с формированием и работой комиссий[397].

В Приказе содержится перечень оснований, по которым проводится заседание Комиссии. Такими основаниями являются:

- представление директором ФСИН России о проверке представления сотрудником недостоверных или неполных сведений, о несоблюдении сотрудником требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов;

- поступившее в управление кадров ФСИН России обращение гражданина, замещавшего должность государственной службы, по которой он был обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные или служебные обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы, заявление сотрудника о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- представление директора ФСИН России или любого члена Комиссии, касающееся обеспечения соблюдения сотрудником требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в ФСИН России, территориальном органе ФСИН России мер по предупреждению коррупции.

- не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций:

- исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

- соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

- воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении ими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету УИС;

- не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера.

Также закреплено, что руководитель призван принимать меры по предупреждению коррупции.

Однако в Кодексе не зафиксировано, как и каким образом, сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие уголовно-исполнительной системы несут ответственность за нарушения в служебном поведении и при проявлении недопустимого поведения, поэтому необходимо закрепление как минимум дисциплинарной ответственности за несоответствие требований данного Кодекса.

Так, например, ограничения при прохождении службы не соблюдались в УФСИН России по Псковской области, где в отделе безопасности ИК-2, проходят службу с непосредственной подчиненностью близкие родственники[401].

Так, в нарушение Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и Инструкции о порядке применения этого Положения в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сотрудники ИК-3 и ИК-4 УФСИН России по Калужской области одно­временно являлись индивидуальными предпринимателями. В ИК-3, ИК-8, ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономно­му округу 14 сотрудников занимались частным извозом в коммерческих структурах[403].

На наш взгляд, необходимо предусмотреть отражение сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера родителей государственных служащих и их совершеннолетних детей. Несомненно, это сложно претворить в жизнь, однако такие сведения будут лучше отражать реальные доходы и расходы сотрудников и их родственников. Кроме этого, данные сведения должны использоваться внутри ведомства для анализа подразделениями собственной безопасности, в связи с тем, что в открытом доступе эти сведения могут быть использованы в целях выявления благосостояния сотрудника и его родственников, что может повлечь в отношении данных лиц и их имущества совершение преступлений.

В случае невозможности предоставления таких сведений государственный служащий должен обратиться с соответствующим заявлением в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы и урегулированию конфликта интересов или в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих ФСИН России и урегулированию конфликта интересов.

Кроме этого Приказом ФСИН России 2013 г. № 387[407] закреплен порядок предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, и работниками, замещающими эти должности.

Определен срок предоставления таких сведений до 30 апреля года, следующего за отчетным (с 1 января по 31 декабря). Сведения о расходах предоставляются, если сумма сделки превышает общий доход лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки.

Также данным Приказом предусмотрен порядок осуществления таких сведений. Так проверку могут проводить подразделение ФСИН России или территориального органа ФСИН России по профилактике коррупционных и иных правонарушений (кадровые подразделения и подразделения собственной безопасности). Проверка проводиться по ограниченному перечню оснований, а именно при достаточной информации, представленной в ФСИН России или территориальный орган ФСИН России в письменном виде в установленном порядке:

- правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

- гражданскими служащими подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

- Общественной палатой Российской Федерации;

- общероссийскими средствами массовой информации.

Не смотря на это имеются серьезные трудности с проверкой достоверности и полноты сведений о доходах и расходах. Исходя из анализа статистических данных[408] информация, являющаяся основанием для проверки достоверности и полноты таких сведений, из правоохранительных и налоговых органов, политических партий, общероссийских общественных объединений, общественных палат и средств массовой информации практически не поступает.

Существуют сложности при получении в процессе проверки необходимых сведений из налоговых органов, органов Росреестра, коммерческих банков, других организаций, так как действующим законодательством не установлена обязанность указанных органов и организаций предоставлять эту информацию. Исходя из анализа обзора о принимаемых УФСИН России по Вологодской области мерах по реализации антикоррупционного законодательства за 2013 год[409], в среднем на 20 % запросов, направленных в рамках проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах в государственные органы, коммерческие банки и иные организации, поступает отказ.

Данное нововведение, несомненно, положительно сказалось на развитии антикоррупционной политики, однако существующие трудности требуют изменения в федеральном законодательстве, в части касающейся обязательного предоставления информации по запросам, что не будет создавать препятствий при проведении проверок.

ФСИН России в данном случае требуется тщательно проверять предоставляемые сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и применять меры ответственности к государственным служащим, предоставившим недостоверные сведения.

Уведомление о получении подарка в связи с должностным положением или исполнением служебных (должностных) обязанностей, представляется не позднее 3 рабочих дней со дня получения подарка в кадровое подразделение. К уведомлению прилагаются документы (при их наличии), подтверждающие стоимость подарка. Подарок, стоимость которого подтверждается документами и превышает 3 тыс. рублей либо стоимость которого получившим его сотруднику неизвестна, сдается ответственному лицу уполномоченного структурного подразделения, которое принимает его на хранение по акту приема-передачи не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации уведомления в соответствующем журнале регистрации. Если стоимость подарка не превышает 3 тыс. рублей, он возвращается сотруднику, а если подарок дороже, сотрудник может его выкупить.

Это далеко не исчерпывающий перечень правовых актов регулирующих антикоррупционную деятельность в УИС, однако чем больше норм будет разрабатываться и применятся, тем эффективнее будут меры по профилактике и борьбе с коррупционными проявлениями.

Бодяков Владимир Николаевич, старший преподаватель кафедры криминалистики Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний России, кандидат юридических наук.

Сигачева Ирина Петровна, соискатель кафедры криминалистики Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний России.

Авторами статьи рассмотрены основные вопросы организации предупредительно-профилактической деятельности в процессе раскрытия и расследования преступлений, совершаемых должностными лицами уголовно-исполнительной системы России. В статье обозначены задачи, направленные на достижение профилактических целей, и определены принципы этой деятельности.

Ключевые слова: расследование преступлений, профилактика преступлений, коррупция, следователь, причины.

The prevention activities white-collar crimes committed in penal institutions

V.N. Bodyakov, I.P. Sigacheva

Bodyakov Vladimir Nikolaevich, the Senior Lecturer of the Forensic Studies Department of Vladimir Law Institute, Federal Penal Service of the RF, Candidate of Law.

Sigacheva Irina Petrovna, aspirant of the Forensic Studies Department of Vladimir Law Institute, Federal Penal Service of the RF.

The authors deal with the main problems of the preventing activity organizing in the process of investigation and solving white-collar crimes committed in penal institutions. The article contains a set of tasks aiming at the achievement prevention goals and defines the principles of this activity.

Key words: crime investigation, crime prevention, corruption, investigator, reasons.

В настоящее время в сложном процессе деятельности по предотвращению преступлений различают три составляющие его части: профилактику, предупреждение и пресечение. Профилактика преступлений рассматривается как деятельность по выявлению и устранению причин, порождающих преступления, и условий, способствующих их совершению (общая профилактика), а также лиц, склонных к совершению преступлений, воздействию на них в целях недопущения с их стороны преступлений (индивидуальная профилактика) .

См., напр.: Криминология: Учебник / Под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2005. С. 455 - 456; Хусаинов О.Б. Организационно-тактические особенности расследования коррупционных преступлений (по уголовно-процессуальному законодательству Республики Казахстан): Дис. . канд. юрид. наук. Челябинск, 2005. С. 52 - 53.

Как показывает анализ статистических сведений, в последние годы сохраняется устойчивая тенденция к росту количества преступлений, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Так, в 2010 г. в отношении сотрудников было возбуждено 317 уголовных дел, в 2011 г. - 325, в 2012 г. - 414, за 6 месяцев 2013 г. - 207 уголовных дел . На фоне представленной криминогенной ситуации особую тревогу вызывают факты совершения преступлений коррупционной направленности, удельный вес которых составляет около 50% от общего числа преступлений, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы. В 2010 г. возбуждено 149 уголовных дел , в 2011 г. - 150, в 2012 г. - 183, за 6 месяцев 2013 г. - 91 уголовное дело .

Отчет о состоянии законности и преступлениях среди сотрудников уголовно-исполнительной системы за 2010 - 6 месяцев 2013 года (форма 3-ПР).
Уголовные дела возбуждены по признакам составов преступлений, предусмотренных ст. 285, 286, 290, 291, 292, 293 УК РФ.
Отчет о состоянии законности и преступлениях среди сотрудников уголовно-исполнительной системы за 2010 - 6 месяцев 2013 года (форма 3-ПР).

На наш взгляд, тенденция к росту коррупционных преступлений в уголовно-исполнительной системе определяется прежде всего общими причинами, обусловливающими преступность: желание извлечь и получить личную выгоду, низкий уровень правовой культуры, коррумпированность чиновников и их сотрудничество с преступными группами. Некоторые авторы в качестве отдельной причины коррупции выделяют низкий уровень благосостояния, однако статистические данные подтверждают тот факт, что коррупционные преступления также совершают лица, занимающие высокое должностное положение, что подтверждается цифрами статистики, содержащимися в ведомственных отчетах.

По нашему мнению, причины и условия, способствующие совершению коррупционных преступлений в уголовно-исполнительной системе, можно разделить на несколько групп.

Первая группа - правовые. Несмотря на неоднократные попытки систематизации правовых и организационных мер борьбы с коррупцией в российском законодательстве, на наш взгляд, имеются определенные пробелы, позволяющие должностному лицу избежать ответственности. Несмотря на многообразие законов, принятых на сегодняшний день, иногда они дублируют друг друга. В связи с этим создается впечатление, что нормативно-правовая база, с одной стороны, избыточна, а с другой - ее нельзя назвать в достаточной мере полной. При этом во многих случаях нормативные правовые акты так и не решают поставленных задач, поскольку были приняты под давлением узких групповых или ведомственных интересов. Также следует отметить, что многие принятые на сегодняшний день законы в полной мере не обеспечены ни организационно, ни материально, что открывает возможности для коррупции.

Еще одним из факторов, способствующих совершению преступлений коррупционной направленности, является несовершенство формулировок в нормативных правовых актах, которые предоставляют должностным лицам применять его произвольно, по собственному усмотрению .

Деятельность оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы по противодействию коррупции: Учебное пособие / С.Е. Шокин [и др.]. Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2011. С. 73.

Вторая группа - нравственные. Сложно бороться с коррупцией, когда ни взяткополучатель, ни взяткодатель не считают, что они совершают противозаконный поступок. Более того, современное общество относится к этому терпимо, это входит в нормы поведения. Вместе с тем общий упадок нравственности в обществе, наблюдаемый в последнее время, сопровождается стремлением к стяжательству, необоснованному и противоправному обогащению.

Третья группа - экономические. В современном обществе весьма распространенным является мнение о том, что причиной коррупции является низкий уровень благосостояния. Однако, как уже было отмечено выше, коррупционные преступления совершаются и сотрудниками с достаточно высоким уровнем дохода. Если бы бедность была единственным корнем проблемы, трудно было бы объяснить имеющуюся коррупцию в развитых странах, где уровень жизни населения является достаточно высоким.

Четвертая группа - субъективные причины. Распространению коррупции в УИС способствуют пробелы в кадровой работе с сотрудниками, а также недостаточный контроль руководителей за своими подчиненными.

Таким образом, совершению коррупционных преступлений в УИС способствует совокупность причин и условий как внешнего характера, которые обусловлены каким-либо идеологическим или экономическим состоянием общества, так и непосредственно внутреннего характера, зависящих от особенностей личности сотрудника, а также его профессиональной деятельности.

Для устранения перечисленных причин распространения коррупции необходимо принимать комплекс мер профилактического характера.

Профилактическая деятельность - система мер, реализуемых уполномоченными лицами правоохранительных органов, направленных на пресечение преступной деятельности должностных лиц УИС, а также на выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений рассматриваемой категории.

Для того чтобы все преимущества профилактической деятельности были эффективно реализованы, необходимо прежде всего решить некоторые задачи, направленные на достижение целей указанной деятельности:

а) выявить условия, способствующие формированию антиобщественных взглядов и привычек лица, совершившего преступление;

б) установить обстоятельства, способствующие превращению этих взглядов и привычек в преступный умысел;

в) определить обстоятельства, создающие благоприятные условия для достижения преступного результата .

Яковлев А.М. Социология экономической преступности. М., 1998. С. 150.

Таким образом, в процессе профилактической деятельности предупреждаются подготавливаемые и пресекаются совершаемые преступления, выявляются причины и условия, способствовавшие совершению преступления, выявляются лица, склонные к совершению преступлений, и принимаются меры по недопущению с их стороны совершения преступлений.

Профилактическая деятельность в процессе раскрытия и расследования преступлений коррупционной направленности в УИС реализуется прежде всего путем использования средств специальной профилактики, базирующихся на определенных принципах, к которым можно отнести:

а) средства оперативно-розыскной профилактики;

б) средства следственной профилактики.

Использование средств оперативно-розыскной профилактики позволяет предупредить подготавливаемые и пресечь начатые преступления, а также выявить лиц, склонных к совершению преступлений, и принять меры по недопущению с их стороны совершения преступлений. Одной из форм оперативно-розыскной профилактики является негласная реализация комплекса оперативно-розыскных мероприятий, проводимых при наличии обоснованных данных о признаках подготавливаемых или совершаемых преступлений, для их пресечения и раскрытия, изобличения и задержания лиц, когда иным путем достичь указанных целей невозможно либо крайне затруднительно.

Представляется, что эффективность профилактической деятельности в процессе раскрытия преступлений коррупционной направленности в УИС будет достигнута в том случае, если цели использования средств оперативно-розыскной деятельности будут направлены на профилактику преступлений. Кроме того, следует отметить, что выявление условий, способствующих совершению преступлений, и лиц, склонных к их совершению, не должно являться самоцелью, ввиду чего полученные в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сведения должны быть направлены на устранение таких условий и обеспечение индивидуально-воспитательного воздействия на выявленных лиц.

Справедливости ради следует отметить, что профилактическая деятельность при расследовании преступлений коррупционной направленности в УИС России реализуется также и средствами следственной профилактики, в результате чего прежде всего выявляются причины и условия, способствовавшие совершению преступления, а также обнаруживаются и раскрываются ранее совершенные преступления. Профилактика стала обязательной функцией деятельности следователя.

В целом обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, должны устанавливаться в процессе всего расследования. Поэтому уже при составлении плана первоначальных следственных действий и выдвижении версий, лежащих в основе этого плана, должны предусматриваться действия, прямо относящиеся к решению этого вопроса .

Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Е.С. Белкина. М., 2006. С. 966.

Очень важная информация об обстоятельствах, способствовавших совершению преступления коррупционной направленности в УИС, может быть получена путем производства допроса различных категорий лиц. Так, в распоряжении следователя может оказаться широкий круг сведений, имеющих значение как для профилактики преступлений, так и для анализа личности виновных, формы и содержания их противоправной установки. В ходе производства допроса становится возможным не только выявить конкретные обстоятельства, способствовавшие совершению расследуемого преступления, но и определить, в какой мере они способствуют совершению новых преступлений. Так, например, при допросе подозреваемого и обвиняемого по делам рассматриваемой категории в первую очередь должны быть установлены обстоятельства, сформировавшие у него преступный умысел, чем это вызвано, каким мотивом он руководствовался. Помимо этого, необходимо подробным образом выяснить те обстоятельства, которые облегчили ему совершение преступных действий, каким образом он узнал об этих обстоятельствах и как именно их использовал: просто ли реализовал или сам создал их, способствовал их возникновению .

Там же. С. 968.

При производстве других следственных действий также выявляются причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и обнаруживаются иные совершенные преступления, в результате чего следователем должны быть предприняты (в отдельных случаях незамедлительно) меры предупредительного характера. На сегодняшний момент уголовно-процессуальное законодательство выделяет в качестве основной меры профилактики внесение в государственный орган или должностному лицу представления о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона). Однако следует отметить, что в процессе расследования преступлений коррупционной направленности в УИС данная мера носит достаточно формальный характер .

76% сотрудников, опрошенных авторами в рамках исследования, указывают на недостаточность и недейственность данной меры.

Как правило, если подобного рода представления и вносятся следователем, то контроль за их исполнением не осуществляется. На взгляд авторов, разработка механизма контроля за исполнением указаний, содержащихся в представлении, существенно повысит эффективность профилактической деятельности.

Кроме внесения представлений, действенными мерами превентивного характера могут стать: проведение коллективных бесед со служащими того или иного органа и учреждения УИС России, проведение индивидуальных бесед с лицами, склонными к нарушению закона, а также публикация материалов профилактической направленности в средствах массовой информации.

Важная роль в предупреждении коррупции отводится подготовке сотрудников в образовательных учреждениях правоохранительных ведомств. В целях выявления сотрудников, не соответствующих задачам правоохранительной деятельности и этическим стандартам, должна проводиться их внеочередная аттестация.

Таким образом, повышение результативности профилактической деятельности в процессе раскрытия и расследования преступлений коррупционной направленности в УИС во многом зависит от реализации комплекса средств оперативно-розыскной и следственной профилактики. В свою очередь, обстоятельная разработка и реализация всех профилактических мероприятий следователем и оперативным сотрудником - это обязательный элемент раскрытия и расследования уголовных дел о коррупционных преступлениях, совершаемых в УИС.

Литература

  1. Деятельность оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы по противодействию коррупции: Учебное пособие / С.Е. Шокин [и др.]. Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2011.
  2. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. Е.С. Белкина. М., 2006.
  3. Криминология: Учебник / Под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2005.
  4. Отчет о состоянии законности и преступлениях среди сотрудников уголовно-исполнительной системы за 2010 - 6 месяцев 2013 года (форма 3-ПР).
  5. Хусаинов О.Б. Организационно-тактические особенности расследования коррупционных преступлений (по уголовно-процессуальному законодательству Республики Казахстан): Дис. . канд. юрид. наук. Челябинск, 2005.
  6. Яковлев А.М. Социология экономической преступности. М., 1998.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Исходя из сформированного в первом вопросе лекции понятия коррупции, получается, что государство, данное негативное социальное явление, должно побороть в себе самом. Что бы ни понималось под противодействием со стороны государства, это должно осуществляться в комплексе с негосударственными меpaми по контролю, выявлению и нейтpaлизации коррупционных проявлений.

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В качестве антикоррупционной деятельности, как правило, рассматривается совокупность действий, направленных на нейтрализацию коррупции, факторов, её детерминирующих, на нормализацию работы государственного аппарата . В стратегическом контексте антикоррупционная функция государства представляет собой непосредственное вытеснение из жизни общества явлений коррупции на всех уровнях его организации с помощью специфических мер[1] [2] [3].

В изученной нами литературе рассматриваются следующие основные направления антикоррупционной деятельности: борьба с внешними проявлениями коррупции (правонарушениями и их субъектами) и предупреждение коррупции, включая формирование и проведение активной антикоррупционной политики как самостоятельной функции государства[4].

Таким образом, под антикоррупционной деятельностью органов и учреждений уголовно-исполнительной системы России предлагается понимать комплекс взаимосвязанных политических, социальных, экономических, организа- ционно-упpaвленческих и пpaвовых мер, принимаемых специальными субъектами и личным составом в целом, а также во взаимодействии с контрольнонадзорными инстанциями и институтами гpaжданского общества, в целях выявления, пресечения и предупреждения злоупотреблений упpaвлением общественной властью для получения противопpaвной личной или корпоративной выгоды.

Реализация антикоррупционных мер осуществляется разными субъектами.

Органы и учреждения УИС, в силу особенностей решаемых задач по исполнению уголовных наказаний, осуществляют поддержание коррупционной безопасности среди личного состава.

Непосредственно в учреждениях УИС реализуется функция профилактики (предупреждения) коррупционных правонарушений.

Кадровые подразделения органов и учреждений УИС на федеральном и территориальном уровнях во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. №№ 1065, 1066 выполняют функции профилактики коррупционных и иных правонарушений.

В этой связи в их полномочия включены следующие функции:

обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных соответствующими нормативно-правовыми актами, рассмотренными во втором вопросе лекции;

принятие мер по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе;

обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулирования конфликта интересов;

оказание федеральным государственным служащим консультативной помощи по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению государственных служащих, утвержденных Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885, а также с необходимостью уведомления представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры РФ, иных федеральных государственных органов о фактах совершения федеральными государственными служащими, государственными служащими субъектов Российской Федерации или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления ими сведений либо предоставления недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

обеспечения реализации федеральными государственными служащими обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры РФ, иные федеральные государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений;

организация правового просвещения государственных служащих;

проведение служебных проверок;

обеспечение проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, проверки соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, а также проверки соблюдения гражданами, замещающими должности федеральной государственной службы, ограничений в случае заключения ими трудового договора после ухода с федеральной государственной службы;

подготовка проектов (разработка предложений) ведомственных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции;

взаимодействие с другими правоохранительными органами в сфере антикоррупционной деятельности.

Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

Данный коллегиальный орган содействует руководству органов УИС в сфере противодействия коррупции:

а) в обеспечении соблюдения работниками УИС ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также исполнения ими обязанностей, установленных нормативно-правовыми актами в сфере противодействия коррупции

б) в осуществлении в территориальном органе ФСИН России мер по предупреждению коррупции.

Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на заседаниях рассматривают вопросы и принимают рекомендации для принятия управленческих решений по вопросам:

а) представления государственным служащим недостоверных или неполных сведений о доходах или расходах;

б) несоблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;

поступления обращения гражданина, замещавшего в территориальном органе ФСИН России должность, включенную в Перечень должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы;

г) поступления заявления сотрудника о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

д) представления руководителя органа УИС или любого члена комиссии, касающегося обеспечения соблюдения сотрудником требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в органе УИС мер по предупреждению коррупции.

Важнейшие направления деятельности подразделений собственной безопасности - это предупреждение и пресечение правонарушений (в том числе и коррупционной направленности), совершаемых сотрудниками органов и учреждений УИС, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению.

Основными задачами, стоящими перед подразделениями собственной безопасности в сфере борьбы с коррупцией, являются:

разработка и реализация мер в сфере борьбы с коррупцией в установленной области деятельности;

участие в выявлении, предупреждении и пресечении коррупционных преступлений и иных правонарушений со стороны сотрудников, федеральных государственных служащих и работников органов и учреждений УИС;

Одним из важнейших направлений оперативно-служебной деятельности подразделений собственной безопасности в области обеспечения кадровой политики УИС является профилактическая работа.

Основными задачами подразделений собственной безопасности при проведении мероприятий профилактического характера являются[5]:

выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений личным составом органов и учреждений УИС, разработка и осуществление мероприятий, направленных на их устранение;

установление, в том числе с использованием источников оперативной информации, сотрудников УИС, замышляющих и подготавливающих преступления, склонение их к добровольному отказу от противоправной деятельности и принятие иных мер по предотвращению и пресечению таких преступлений;

проверка кандидатов на службу и выдвигаемых на замещение руководящих должностей;

выявление и пресечение фактов проникновения в УИС лиц, преследующих противоправные цели.

Профилактическая деятельность осуществляется подразделениями собственной безопасности органов УИС во взаимодействии с кадровыми аппаратами, а также с руководителями служб и подразделений пенитенциарных органов и учреждений в пределах установленной компетенции в рамках общей и индивидуальной профилактики преступлений.

Важнейшую роль в предупреждении коррупционного поведения сотрудников играет позиция руководителя органа или учреждения УИС. Чёткость контроля, взвешенность, объективность и обоснованность управленческих решений должны быть основополагающим началом в работе с личным составом по всей иерархии управления.

Вместе с тем, в отдельных случаях имеют место факты утаивания кор- рупционно значимой информации от доведения её до службы собственной безопасности, укрытия от учета правонарушений со стороны подчинённых.

С другой стороны, не должно считаться отрицательным фактором выявление руководителем органа или учреждения УИС коррупционных нарушений среди личного состава. Те правонарушения, которые выявлены непосредственно силами самого коллектива, не должны влиять отрицательно на общую оценку его оперативно-служебной деятельности. Для осуществления эффективной профилактики коррупционных проявлений нужно включать в систему оценки деятельности критерии учёта того, кем произошло выявление или пресечение.

Таким образом, в области кадровой работы основными направлениями деятельности по обеспечению коррупционной безопасности в органах и учреждениях УИС должны являться:

совершенствование действующего механизма комплектования УИС

повышение качества подготовки курсантов и слушателей ведомственных образовательных учреждений по вопросам оперативно-боевой подготовки, правовых знаний, бдительности, личной безопасности, развитие у них необходимых морально-психологических качеств;

обеспечение необходимого контроля за надежностью хранения материалов личных дел сотрудников и ограничения доступа к ним;

организация учета в информационных системах сведений о сотрудниках, уволенных из уголовно-исполнительной системы по компрометирующим обстоятельствам;

обеспечение контроля за соблюдением сотрудниками запрета заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, кроме занятия научной, преподавательской, творческой деятельностью и других случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также ведомственными нормативными правовыми актами;

изучение с использованием возможностей психологических и социологических служб морально-психологического климата в коллективах, оказание необходимой консультативной помощи при возникновении у сотрудников стрессовых состояний, которые могут повлиять на уровень их личной безопасности, а также собственной безопасности органа или учреждения УИС в целом;

осуществление мер, направленных на повышение правовой, материальной и социальной защищенности, улучшение условий службы, отдыха и быта сотрудников;

системный контроль со стороны руководителя органа УИС за деятельностью службы собственной безопасности с целью повышения объективности принимаемых решений по проверочным мероприятиям, недопущения коррупционных проявлений, своевременного выявления конфликта интересов.

Современные нормативные требования к поступкам государственных служащих требуют не только не совершать правонарушений коррупционного характера, но и занимать активную позицию по отношению к другим. Само поведение служащего должно носить антикоррупционный характер.

[1] К данному вопросу имеется приложение со слайд-презентацией.

[2] См.: Деятельность правоохранительных органов Российской Федерации по противодействию коррупции./ под общ.редакцией А.В. Кудашкина.- М.: Академия ГП России, 2011, 381 с. - с. 110

[3] См.: Малько А.В., Петров М.П. Антикоррупционная функция современного Российского государства: проблемы формирования // Право и государство: теория и практика. 2005. № 7. С. 56 - 57.

[4] См., например: Корякин В.М. Коррупция в Вооруженных Силах: теория и практика противодействия: Монография. М.: За права военнослужащих, 2009.

[5] См.: Деятельность правоохранительных органов Российской Федерации по противодействию коррупции. Там же, с. 112

Читайте также: