Правовое регулирование дистанционной работы рк и за рубежом отличия и сходства

Обновлено: 18.05.2024

Письмом Роструда от 07.10.2013 N ПГ/8960-6-1 указано, что трудовой договор о дистанционной работе должен содержать сведения о месте работы, в котором дистанционный работник непосредственно исполняет обязанности, возложенные на него трудовым договором. При этом из абз. 2 ч. 2 ст. 57 ТК РФ не следует необходимость уточнения места работы до конкретного адреса. В связи с этим разумно предполагать, и практика применения права исходит из того, что в качестве места работы дистанционного работника достаточно указать название населенного пункта, в котором он будет работать. Это позволит также избежать необходимость внесения изменений в трудовой договор при каждом случае смены адреса работы дистанционного работника.

Изменение дистанционным работником места работы

Сам факт изменения дистанционным работником предусмотренного в трудовом договоре с ним места работы не предусмотрен ТК РФ как основание для его увольнения. В статье 312.8 ТК РФ говорится только о том, что трудовой договор с работником, выполняющим дистанционную работу на постоянной основе, может быть прекращен в случае изменения работником местности выполнения трудовой функции, если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору на прежних условиях. Второе основание прекращения трудового договора с дистанционным работником – если он без уважительной причины не взаимодействует с работодателем по вопросам, связанным с выполнением трудовой функции, более двух рабочих дней подряд со дня поступления соответствующего запроса работодателя (если не установлен более длительный срок). Иные дополнительные основания расторжения трудовых договоров с дистанционными работниками в новой редакции гл. 49.1 ТК РФ не установлены.

Таким образом, можно сделать вывод, что если дистанционный работник самостоятельно изменит указанное в трудовом договоре с ним место работы, то одно это обстоятельство не будет достаточным для расторжения с таким работником трудового договора, поскольку вторым необходимым условием должно быть то, что такое изменение влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору на прежних условиях. А в современных реалиях работодатель может быть и не в курсе, что его дистанционный работник изменил свое место работы.

Дистанционная работа из-за границы: можно ли указывать в трудовом договоре территорию за пределами РФ?

Анализ показывает, что в вопросе о том, можно ли указывать в трудовом договоре территорию за пределами РФ, государственные органы придерживаются противоположных мнений, а именно:

Таким образом, можно сделать вывод, что в ситуации, когда трудовым законодательством не урегулирован вопрос об указании иностранного государства местом выполнения дистанционной работы, государственные органы имеют противоположное мнение. Судебная практика по данному вопросу не сложилась, что косвенно может говорить о том, что риски заключения трудовых договоров с таким условием невысоки. Однако заключение трудовых договоров с гражданами, работающими дистанционно, с указанием в качестве места работы иностранного государства может вызвать вопросы или даже споры с Минтрудом России. Поэтому предпочтительным является рекомендуемое им заключение с лицами, работающими за пределами РФ, гражданско-правовых договоров (например, договоров на оказание услуг, договоров подряда).

Дистанционная работа в Швеции: имеются ли международные соглашения?

Между Россией и Швецией отсутствует международное соглашение, регулирующее выполнение гражданином РФ дистанционной работы на территории Швеции. Поэтому каких-либо особенностей по сравнению с указанным выше для ситуаций работы на территории Швеции не предусмотрено.

Вместе с тем, и заключенные между Россией и отдельными странами двусторонние соглашения по вопросам трудовой миграции (например, с Польшей от 15.03.1994, Монголией от 17.02.2012) также не регулируют подобные вопросы дистанционной работы. В то же время они устанавливают особенности оформления трудовых отношений и выдачи разрешений, предоставляющих работникам возможность проживания и трудовой деятельности на территории другой страны на срок действия трудового договора, устанавливают ограничения при приеме на работу, включая продолжительность трудовой деятельности, устанавливают запрет на выполнение другой оплачиваемой работы помимо той, на которую выдано разрешение на работу.

Вывод: таким образом, работа на территории Швеции работника-гражданина РФ по трудовому договору с российским работодателем в ситуации, когда местом работы такая страна (Швеция) не указана (и исходя из информации выше, ее указание является как минимум спорным и поэтому не рекомендуется), является нарушением условия договора со стороны такого работника. Но в случае если это не влечет невозможность исполнения работником своих обязанностей по трудовому договору на прежних условиях и выхода на связь с работодателем, мы не рекомендуем работодателю расторгать такой договор, поскольку из текущего трудового законодательства не следует, что это является основанием для расторжения действующего с таким работником договора.

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения.

Для того чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо осуществлять определенное согласование разнообразных интересов как отдельного человека так и сообщества людей. Это осуществляется посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого - либо).

В системе социального регулирования важная роль принадлежит именно правовому регулированию. Регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.

Воздействие норм, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовыми. Если под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда противоречащие целям законодателя, такое воздействие не может считаться правовым регулированием. Также нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое просвещение.

Предмет правового регулирования

Право не должно и не может регулировать все общественные отношения и все социальные связи людей. Поэтому должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования, то есть те связи, которые необходимо урегулировать правом.

В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:

- в них находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные;

- в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;

- они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;

- они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой

Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:

1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);

2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);

3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе). Эти отношения возникают из нарушения правил поведения людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы составляют предмет правового регулирования, поскольку по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования.

От характера и содержания общественных отношений зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования.

Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).

Методы, способы и типы правового регулирования

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и способах юридического воздействия. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частноправового характера).

Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).

Метод правового регулирования является одним из важных критерия разграничения прав на отрасли.

Способы правового регулирования определяются характером предписания, зафиксированного в норме права, способами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

1. Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма не однородны. Они могут выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2. Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3. Запрет – сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющее собой определенное долженствование.

Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности носят позитивный характер, то в другом – пассивный. Кроме того, можно выделить дополнительные способы правового воздействия. Это:

- поощрение- выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;

- рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).

Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение). К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.

В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.

Общедозволительный тип – выражается в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).

Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип – выражается в принципе: запрещено все, что прямо не разрешено законом. Участники правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Разрешиетльный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действия, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещается.

Его формула звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Читайте также: