Кто такой контролирующий работник в банке

Обновлено: 26.04.2024

Это независимый банк, который стоит над другими банками и регулирует финансовый рынок России.

Центральный банк, или ЦБ, — это высшее звено банковской системы России и главная финансовая структура страны, от которой зависит стабильность и устойчивость рубля. У него есть исключительное право выпускать деньги и ценные бумаги: акции, облигации.

Центрального банка нет формы правовой организации, как у коммерческих банков — ООО или АО. По Конституции Российской Федерации у него особый статус: независимое юридическое лицо, которое действует в интересах государства. Центральный банк сам обеспечивает свою работу, а 75% всех его доходов уходят в федеральный бюджет.

Рассказываем, чем он занимается, как зарабатывает деньги и кто может взять в нем кредит.

Зачем нужен Центральный банк

Главная цель Банка России — защитить рубль и обеспечить его устойчивость. Например, чтобы цена рубля оставалась стабильной, Центробанк продает и покупает валюту.

Центральный банк развивает и укрепляет банковскую систему: например, проводит проверки банков, контролирует микрофинансовые организации, вместе с правительством проводит мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности населения и предпринимателей.

При этом Центробанк не может вмешиваться в операции кредитных организаций, а только контролирует соблюдение закона.

Что делает Центральный банк

Центробанк — главный регулятор финансового рынка России. Он занимается эмиссией рубля — выпуском наличных денег.

Банк России подчиняется правилам Международного валютного фонда, поэтому может выдавать кредиты другим странам, а России — нет: давать кредит своему государству запрещено. Еще Центробанк кредитует банки в кризисных ситуациях и при стабилизации курсов.

Контролирует банки. Банк России регулирует работу кредитных организаций, например банков, брокеров и страховых компаний: проводит проверки, налагает санкции за нарушения закона. Только он имеет право:

  • выдавать, отзывать, аннулировать банковские лицензии;
  • принимать меры для спасения банков — санации;
  • регламентировать расчеты и устанавливать правила банковских операций;
  • утверждать нормативные документы;
  • выступать оператором при расчетах между банками.

Регулирует денежно-кредитную политику. Вместе с правительством Центробанк разрабатывает и регламентирует денежно-кредитную политику — это действия, которые помогают контролировать темпы инфляции. Например, изменение ключевой ставки или поддержание стабильного курса рубля.

Определяет курс валют. Каждый день Центробанк устанавливает официальный курс валюты. На него ориентируются в национальных сделках и при управлении бюджетом страны.

Официальный курс не используют для продажи валюты населению. Он нужен в бухгалтерском учете, при расчетах таможенных платежей и налогов.

Курс валют Центрального банка

Каждый день Центральный банк устанавливает курс валют

Курс бывает фиксированным и плавающим. В России применяется плавающий курс: это значит, что он меняется. На него влияют торги на биржах, операции межбанковского валютного рынка, политические и экономические явления. Такой курс нужен, чтобы сдерживать инфляцию.

Официальный курс валют ежедневно публикуют на сайте Центробанка. Он напрямую влияет на рост цен и уровень благосостояния населения.

Устанавливает ключевую ставку. Ключевая ставка — это минимальный процент, под который коммерческие банки могут взять деньги в долг или сдать на хранение в Центробанк. Это основной инструмент денежно-кредитной политики, с ее помощью Банк России поддерживает оптимальный уровень инфляции. Банки опираются на ключевую ставку, когда устанавливают проценты по кредитам и депозитам: если растет ставка, проценты повышают. И наоборот.

На чем зарабатывает ЦБ

Центробанк не выдает кредиты и не открывает депозитные счета физлицам. Вот благодаря чему он зарабатывает:

  • операции с акциями, облигациями;
  • процентные доходы;
  • участие в капиталах кредитных и других организаций;
  • инвестиции;
  • сделки с валютой;
  • продажа монет из драгоценных металлов;
  • прием платежей по штрафам, пеням, неустойкам.

C кем сотрудничает Центральный банк

Центральный банк сотрудничает с Международным валютным фондом, правительством своего государства и коммерческими банками внутри страны.

С Международным валютным фондом. Центробанк — это хранилище части ресурсов Международного валютного фонда на территории России. В валютно-финансовой сфере эта организация — ведущая на международном уровне. Управляющий в Международном валютном фонде от России — министр финансов, а его заместитель — председатель Банка России. Мировое сотрудничество нужно, чтобы стабилизировать валютные курсы, увеличить количество международных партнеров и развивать системы расчетов.

С органами власти. Центральный банк — независимая организация. Он сдает отчеты в Госдуму, но не выполняет ее указания. Центробанк помогает власти: вместе с правительством разрабатывает кредитно-денежную политику.

В Центральном банке хранятся золотовалютные резервы и средства бюджетов всех уровней: местного, муниципального, регионального и федерального. При этом он не дает кредиты на пополнение бюджетов в случае дефолта, не несет ответственность за долги государства и не обслуживает частные структуры. Это координатор и консультант власти.

С коммерческими банками. Центральный банк обеспечивает стабильную работу и развитие банковского сектора, поддерживает устойчивость системы без вмешательства в оперативную деятельность банков.

Центральный банк устанавливает ключевую ставку и курс валют, а это влияет на работу всех банков. Он выдает и отзывает лицензии, консультирует по вопросам порядка создания новых банков и контролирует соблюдение законов.

Структура Банка России

У Банка России есть центральный аппарат в Москве, территориальные и вспомогательные учреждения. Их много, в 2020 году штат Центробанка России составил 45 746 сотрудников. Чтобы было проще представить масштабы, это чуть меньше населения Фарерских островов.

Банком России управляют:

  1. Национальный банковский совет. Он рассматривает годовой отчет Банка России, вопросы развития банковской системы и проект кредитно-денежной политики.
  2. Председатель. Он возглавляет Центробанк, действует от его имени без доверенности и несет полную ответственность за деятельность организации. У председателя 7 заместителей и 4 первых заместителя.
  3. Совет директоров. Он руководит Центральным аппаратом Банка России, может принимать решения об изменении процентных ставок, выпуске новых наличных денег и изъятии старых. В совет директоров входят 12 человек и председатель. Каждую кандидатуру представляет Президент и утверждает Государственная дума.

В Банке России есть еще одна важная должность, она приравнивается к заместителю председателя, — главный аудитор. Это человек, который контролирует, соответствует ли работа Центробанка законодательству.

Должностная инструкция кредитного специалиста описывает спектр его трудовых обязанностей. Помимо этого, в ней содержится перечень его прав, параметров ответственности за нарушения, а также квалификационных критериев.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Образец должностной инструкции кредитного специалиста

1. Общие характеристики

  1. Кредитного специалиста принимает на работу, а также увольняет с неё, директор банка по рекомендации начальника кредитного отдела.
  2. Кредитный специалист подчиняется начальнику кредитного отдела.
  3. В случае отсутствия специалиста (лечение, отпуск или повышение квалификации) его замещает другой профильный специалист, назначенный руководителем кредитного отдела.
  4. Кредитный специалист обязан соответствовать перечисленным требованиям:
    • высшее (средне-специальное) образование экономического профиля;
    • опыт работы в финансовой сфере от года.
  5. Кредитный специалист обязан знать:
    • законодательные и нормативные акты, а также положения ЦБ РФ, регулирующие область кредитования;
    • принципы проверки достоверности и качества сведений, предоставленных потенциальными клиентами;
    • принципы финансовых расчетов, применяющихся при рассмотрении основных параметров кредита;
    • разновидности кредитов, предлагаемых банком, а также их особенности;
    • теоретические основы бухгалтерской отчетности, налоговой системы, банковского дела, финансового анализа;
    • отраслевые и региональные особенности, а также другие факторы, влияющие на параметры кредитования;
    • правила работы с базой данных о заемщиках, кредитными бюро, а также с профильными Интернет-ресурсами, использующимися при проверках клиентов;
    • критерии, использующиеся банковской системой кредитного скоринга;
    • современные тренды в развитии кредитного дела;
    • правила ведения делового документооборота;
    • правила взаимодействия с коллегами, в том числе из других отделов;
    • обязательные к соблюдению стандарты работодателя в области внешнего вида, общения с посетителями и т.д.;
    • принципы работы с оргтехникой и офисными программами из пакета Microsoft Office.
  6. Кредитный специалист руководствуется:
    • соответствующими нормами законодательства;
    • положениями ЦБ РФ;
    • документами работодателя;
    • сведениями из этой инструкции.

2. Функции

Кредитный специалист ответственен за выполнение следующих задач:

3. Ответственность

Кредитный специалист отвечает за:

  1. Материальный ущерб, причиненный им банку, — в размерах, указанных в соответствующих разделах законодательства.
  2. Раскрытие третьим лицам конфиденциальных сведений — в соответствии с правилами банка и действующими законами.
  3. Невыполнение своих должностных обязанностей — в соответствии с действующим законодательством и внутренними правилами банка.
  4. Совершенные при выполнении своих функций правонарушения — в границах, которые даны в актуальных разделах действующего законодательства.

4. Права

Кредитный специалист владеет правами:

  1. Предлагать руководству улучшения в сфере своей деятельности.
  2. Запрашивать у служб банка данные о потенциальных клиентах, в том числе конфиденциального характера, необходимые в своей деятельности.
  3. Получать от других специалистов банка помощь в своей деятельности, по согласованию с их руководителями.
  4. Требовать от руководства создания условий, нужных для качественно выполнения своей работы.
  5. Получать доплаты по мере выполнения показателей эффективности (KPI), указанных в документах банка.

Основы создания должностной инструкции

Любая должностная инструкция обязательно должна включать части, документирующие следующие аспекты работы:

  • Общие характеристики.
  • Функции специалиста.
  • Его должностные полномочия.
  • Возможную ответственность за нарушения.

Если работодатель хочет подробнее прописать какие-то должностные характеристики, то он может добавить:

  • Правила изменения инструкции.
  • Основы взаимодействия с другими служащими.
  • Условия труда.
  • Критерии оценки результатов сотрудника (KPI).

Подробный вариант инструкции востребован в крупных компаниях с многочисленным персоналом. Также он применяется при составлении инструкций для топ-менеджеров. Но для большинства позиций вполне достаточно типового формата инструкции.

Внимание! Содержание инструкции должно соответствовать разделам трудового договора, в особенности — описывающим трудовые функции специалиста.

Общие характеристики

В разделе документируются общие должностные характеристики. Так, здесь перечисляются:

  • основы кадровых перемещений,
  • документы, которыми обязан руководствоваться специалист;
  • ожидаемые от него знания и умения;
  • требуемые уровень образования и опыт работы.

Положения раздела используются не только для пояснения специалисту параметров его работы, но и для отсева кандидатов с неподходящей квалификацией.

Функции

В этом разделе даны не только профильные функции, но и вспомогательные. Ведь у большинства работодателей сотрудник, помимо своих профессиональных функций, выполняет и дополнительные: помогает коллегам, участвует в составлении отчетов, проводит аналитическую работу и пр. Также он обязан ориентироваться на корпоративные стандарты, в части поддержания внешнего вида, соблюдения норм общения с клиентами, правил безопасности и прочих аспектов, закрепленных в соответствующей документации работодателя, на что следует указать в отдельном параграфе.

Внимание! Если кредитный специалист отвечает за свой участок работы с особой спецификой (отдельная территория или категория клиентов), то рекомендуется составить для него инструкцию в индивидуальном порядке, отразив в ней особенности работы. Если требуется инструкция для кредитного специалиста широкого профиля, которого легко заменить, то достаточно будет типовой инструкции.

Ответственность

Наказание специалиста за допущенные на работе проступки определяется с помощью актуальных норм и законов, чьи сложность и объем не позволяют использовать их в инструкции. Поэтому раздел включает 3-4 параграфа, которые составлены в общей форме.

Внимание! Для некоторых позиций, с доступом к конфиденциальным сведениям, отдельно прописывается ответственность за их разглашение и передачу третьим лицам.

Права

Данный раздел перечисляет возможности, которые даются специалисту его работодателям. Их набор и значимость зависят от нескольких факторов: кадровой политики нанимателя, ситуации на рынке труда, масштабов деятельности и прочих моментов.

Если специалисту предоставляются какие-то льготы, типа бесплатного обучения или компенсации его служебных расходов, то их также можно указать в этом разделе.

Должностная инструкция для кредитного специалиста проходит определенный путь утверждения:

Сам специалист обычно подписывает инструкцию при своем трудоустройстве, выражая согласие с её положениями.


Банковское сопровождение — это услуга, в рамках которой банк контролирует расходы исполнителей по контракту. Банковское сопровождение возникло в сфере государственных контрактов, но сегодня часто встречается и в коммерческих сделках.

От банковского сопровождения выигрывают и заказчик, и исполнитель, потому что в проекте снижаются финансовые риски. В этой статье рассмотрим, как эта услуга устроена в Сбере и какие преимущества даёт обеим сторонам.

Чем больше и сложнее проект, тем труднее следить за тем, чтобы деньгами распоряжались целевым образом. Например, строительством стадиона могут заниматься сотни подрядчиков. У каждого своя зона ответственности и этапы работы. Получается, заказчику нужно следить за тем, чтобы в сотне компаний добросовестно распоряжались ресурсами, не допускали перерасходов и тратили деньги только в соответствии со сметой. Это отнимает время и тормозит работу по проекту.

Чтобы упростить контроль за финансами, заказчики обращаются в банк. Банк контролирует расходы подрядчиков по проекту и готовит отчёты для заказчика. Так он всегда в курсе финансов на проекте и тратит меньше времени на контроль за исполнителями.

По этой причине банковское сопровождение помогает госзаказчикам снизить риски в проектах и следить за бюджетом. Но услугу можно применить и в любой коммерческой сделке. По данным Коммерсант от марта 2021 года, до 80% сопровождаемых контрактов приходится на проекты частных инвесторов.

Сначала заказчик выбирает банк и договаривается с ним об условиях сопровождения. Например, заказчик может указать список запрещённых в рамках проекта операций по счетам. Допустим, запретить исполнителям платить по своим кредитам за счёт проектного бюджета.

Затем для каждого подрядчика открывают счёт, через который ведутся все его расчёты по проекту. Банк контролирует расходные операции по этим счетам и предоставляет для заказчика отчёты.

Мы подробно написали о том, как подрядчику подключить услугу банковского сопровождения, в другой статье спецпроекта.

Рассмотрим несколько главных преимуществ, которые получают обе стороны проекта, когда подключают услугу:

Если участвуете в закупке, где банковское сопровождение не предусмотрено, вы можете сами подключить эту услугу. Такая инициативность может помочь выиграть закупку: заказчик увидит, что вы открыты и собираетесь добросовестно выполнить проект.

Если на проекте много соисполнителей, сопровождение даёт генподрядчику дополнительное средство контроля

Во многих проектах генеральный подрядчик занимает менеджерскую роль: фактически его интересы совпадают с интересами заказчика. Если генподрядчик нанимает десятки компаний, ему сложнее следить за бюджетом, поэтому он только выигрывает от подключения банковского сопровождения. У него появляется дополнительная гарантия, что субподрядчики будут рационально расходовать деньги.

Иногда заказчики медлят с перечислением денег, потому что переживают, что средства могут быть израсходованы не на целевые нужды. Особенно если они впервые работают с подрядчиком: между сторонами пока нет доверия, поэтому заказчик не готов, например, разом перевести весь аванс.

Банковское сопровождение стимулирует заказчиков больше доверять подрядчикам и соблюдать дисциплину при финансировании контракта.

В коммерческих сделках бывают случаи, когда заказчик соглашается пересмотреть условия авансирования по контракту при наличии в сделке банковского сопровождения. То есть, подрядчик просит аванс и одновременно предлагает привлечь банк для дополнительного контроля за своими расходами.

Банковское сопровождение способствует доверительным отношениям и снижает риски, поэтому у подрядчика появляется возможность договориться о более выгодных условиях. Чем лучше отношения между вами и заказчиком, тем выше шансы, что переговоры пройдут успешно.

Банковское сопровождение не усложняет жизнь добросовестному подрядчику. Даже наоборот, помогает избежать проблем. Например, если сотрудники по ошибке решат закупить материалы, которых нет в смете, банк сообщит об этом, и вы сможете отменить операцию.

что это за профессия банковское дело

Банковская сфера экономики отражается на каждом жителе современного мегаполиса — почти каждый пользуется пластиковыми кредитными или дебетовыми картами в магазинах или сберегает в банке личные средства.

При выборе специальности у абитуриента возникает много вопросов, например: банковское дело что это за профессия? Какие перспективы роста ожидают его после прохождения обучения?

В статье мы рассмотрим отличительные черты специальности и выясним, куда можно устроиться после получения образования.

Профессия БАНКИР. Как построить карьеру после колледжа

Описание профессии

Согласно истории, банковское дело появилось еще за 1000 лет до рождения Иисуса Христа в Древнем Вавилоне. Уже тогда некоторые люди давали деньги в долг под проценты или брали их на хранение средства других людей. Тогда же начали появляться аналоги сберкнижек и ценных бумаг. Позднее банки возникли в Древней Греции.

Важность банковского дела

Банковский сектор – важная часть экономики каждого современного государства. Он регулирует рыночные отношения, обеспечивает сохранность средств населения, предоставляет займы.

Основные функции банков:

  • Грамотное управление финансами клиентов;
  • Предоставление услуг по кассовому и расчетному обслуживанию населения и предприятий;
  • Осуществление расчетов безналичным способом, обмен валюты;
  • Предоставление услуг сбережения, кредитования, инвестирования;
  • Обеспечение доступа клиентов к операциям с ценными бумагами;
  • Оказание услуг хранения ценностей и документов, предоставление в аренду сейфов и банковских ячеек.

Функционирование банковского сектора влияет на государственную экономику, поэтому данная сфера всегда нуждается в специалистах.

Специальность Банковское дело в Колледже КПСУ Екатеринбург

Банковское дело: кем можно работать после колледжа

Список учреждений, где требуются специалисты этой профессии:

  • страховые компании;
  • микро-финансовые компании;
  • кредитные учреждения;
  • отделы финансового планирования;
  • отделы ценных бумаг;
  • юридические компании;
  • инвестиционные проекты;
  • финансовые учреждения;
  • биржи.

Кем можно работать в банке

Выпускнику после окончания колледжа при трудоустройстве можно рассмотреть вакансии:

  • специалист по кредитованию;
  • операционист;
  • кассир;
  • менеджер–консультант;
  • помощник финансового менеджера.

Рассмотрим подробнее функции и обязанности на каждой должности.

чем занимается операционист в банке

Специалист по кредитованию

Кредитный специалист в банке консультирует по вопросам выдачи займов, помогает подобрать клиенту подходящий вариант кредитования с учетом подбора кредитной ставки, оформляет кредитный договор. Некоторые специалисты принимают решение за выдачу займов.

Операционист

Именно он выполняет кассовые операции, контролирует состояние счетов, общается с клиентами банка, вносит изменения в базу данных. Вакансия операционист является наиболее востребованной в банках.

Кассир

Главная задача кассира — проведение операций с наличными средствами и пластиковыми картами. Без кассира невозможно представить работу ни одного банка.

Менеджер-консультант

Человек, который осуществляет работу по поиску потенциальных клиентов, обрабатывает обращения клиентов по телефону, сопровождает заказы клиентов и ведет по ним необходимую документацию, занимает должность менеджера-консультанта.

Помощник финансового менеджера

Сотрудник на этой должности оказывает помощь финансовому менеджеру в планировании и управлении финансами банка, обеспечивая рост капитала и покрытие затрат. Большой плюс профессии — перенятие опыта у профессионалов в обучении анализу результатов финансовых операций, управлении финансовыми потоками и рисками.

Как построить карьеру в банке

Если вы строите карьеру с нуля, то для начала можете рассчитывать на низкооплачиваемые должности, например, устроиться помощником бухгалтера, делопроизводителем или сотрудником отдела поддержки клиентов.

Имея специфические знания, образование и особые личностные качества, молодой специалист может быстро продвинуться по карьерной лестнице и, как вариант, менее, чем за год стать менеджером среднего звена.

Для карьерного роста в банке сотрудник получает дополнительные знания на вебинарах, тренингах и семинарах. Обычно такие мероприятия устраивает сам работодатель на своей территории или отправляет сотрудников в учебные центры. Постоянно развиваясь, у сотрудника есть все шансы продвинуться по карьерной лестнице и стать руководителем отделения, заместителем или директором. Отличная перспектива, не так ли?

Какое образование нужно для работы в банке

Для получения профессии можно окончить:

  1. ВУЗ;
  2. техникум или колледж;
  3. курсы по банковскому делу.

Но никто не мешает в дальнейшем получить высшее образование по специальности с экономическим профилем, что сделает из вас специалиста более высокого уровня.

Можно ли работать без образования? Иногда банки принимают сотрудников без образования, но тогда не стоит рассчитывать на высокооплачиваемую должность. Хотите рост – нужно учиться, выбор большой (от курсов до университета).

На что рассчитывать новичку без опыта

Новичку в банковском деле изначально стоит рассчитывать на "простые" вакансии, такие как помощник финансового аналитика, консультант, менеджер по продажам продуктов банка, операционист. Но со временем все может поменяться, взять к примеру опыт основателя династии банкиров Майера Ротшильда, который начинал свой путь с весьма небольшого заработка.

Без опыта проще всего стать работником Сбербанка или получить должность в другой крупной компании. В небольших организациях вакансий меньше.

В сочетании с обучением на смежные профессии типа страхования, экономики и бухучета велики шансы получить престижную должность.

Удостоверения или сертификаты можно получить на базе основного образования на курсах подготовки за несколько месяцев.

Круг обязанностей специалиста

Обязанности банковского работника зависят от функций отдела, к которому относится специалист. В основном, это работа с клиентами: консультирование по кредитным продуктам, обслуживание банковских карт, финансовая аналитика, прогнозирование, планирование. Как и в любой работе, банкир имеет конкретные должностные обязанности и несет ответственность за их исполнение. Выполнение стандартов и норм банковского сервиса — важная часть продуктивной работы всего учреждения.

Какими личными качествами должен обладать работник банка

Сотрудник любого подразделения должен обладать специфическими знаниями и уметь общаться с людьми. От качественной реализации сервисных стандартов зависит успех работы целого банка.

Данные специальности подходят людям, которые:

  • Обладают хорошей памятью;
  • Стрессоустойчивые;
  • Целеустремленные;
  • Быстро обучаются новому;
  • Могут аналитически мыслить;
  • Ответственные, скрупулезные;
  • Умеют контактировать с людьми;
  • Трудолюбивые, упорные.

При наличии этих качеств можно достичь больших результатов в банковском деле.

плюсы работы в банке

Плюсы и минусы профессии банкир

Со стороны кажется, что работа в банке является заманчивой. А как на самом деле? Рассмотрим плюсы и минусы профессии банкир.

  • Хорошая заработная плата;
  • Банкиры востребованы в каждом уголке страны;
  • Карьерный рост;
  • Премии за отлично выполненную работу;
  • Комфортный офис и условия труда;
  • Работать в банке — престижно;
  • Предоставляется полный соцпакет.
  • Высокая материальная ответственность;
  • Не всегда нормированный рабочий день;
  • В начале карьеры – низкая зарплата, однообразная работа;
  • Необходимость обязательно соблюдать дресс–код.

Стоит ли идти работать в банк?

Размышляя над вопросом, в какой банк пойти работать и стоит ли вообще идти работать в банк, нужно взвесить все плюсы и минусы банковского дела и принять осознанное решение.

Чему можно научиться, работая в банке:

  • командной работе на результат;
  • грамотной подаче информации по продуктам банка;
  • пониманию и применению законодательства в сфере финансовых услуг.

Помимо этого, весомым аргументом при принятии решения является заработная плата.

Уровень оплаты труда в банковской сфере

Многих интересует вопрос – сколько получает специалист банковского дела?

Средняя зарплата банковского специалиста в месяц в России составила 72,5 тыс. рублей, по состоянию на март 2020 год (см. график ниже).

Уровень заработной платы труда банкира зависит от должности, опыта работы, образования специалиста и особенностей банка.

Средняя зарплата банкира в России чуть выше среднего уровня доходов населения. Но с учётом того, сколько зарабатывают в банке управляющие и директора, цифра значительно возрастает. Разница в зарплатах обычного работника и управляющего — существенная.

Заработная плата банковских специалистов в России, по состоянию на март 2020

Средние зарплаты по данным на март 2020 год 2 :

  • кассир-операционист — 45.000 руб.
  • специалиста бэк офиса — 55.000 руб.
  • финансовый менеджер — 84.000 руб.
  • финансовый аналитик — 100.000 руб.
  • ведущий специалист отдела рыночных рисков — 112.000 руб.

Сравнивая доходы зарубежных и российских банковских служащих, стоит заметить — зарплата российского сотрудника банковского дела значительно меньше, чем у иностранных коллег. И несмотря на то, сколько получают сотрудники банка, банковское сообщество занимает отличные позиции по заработным платам в РФ.

Надеемся, что эта статья поможет ответить на вопрос, стоит ли выбирать профессию банковское дело. При всей сложности, она интересная и привлекательная. Если вам кажется, что работа с финансами — это ваше, то смело получайте экономическое образование.

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • В. э. образование.
  • Работала 5 лет в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик. . .

Как уже понятно из названия профессии, кредитный специалист — это сотрудник финансовой организации, который отвечает за услуги кредитования граждан или юридических лиц. Должность предполагает работу не только в банке. Аналогичные сотрудники работают в микрофинансовых организациях, ломбардах, у кредитных брокеров.

Рассмотрим, кто такой кредитный специалист, чем он занимается, какие должностные обязанности кладутся на его плечи. На деле это весьма ответственная профессия, которая формирует бренд банка, лояльное к нему отношения. Можно сказать, что это лицо компании, так как именно с этим сотрудником общается потенциальный заемщик. Многие банки с Бробанк.ру постоянно находятся в поисках кредитных менеджеров.

Кто может стать кредитным специалистом

Тут уж каждая организация устанавливает свои критерии отбора. Например, если речь о крупном банке, если нужен именно офисный сотрудник на продажу кредитных продуктов банка, то здесь чаще всего речь будет идти о наличии финансового образования, идеальный вариант — по специализации “Банковское дело”.

Не все финансовые компании требуют именно высшее образование. Многие готовы рассмотреть потенциальных сотрудников со средним, незаконченным высшем. Специалист по кредитам — это больше продажник, чем спец именно в финансовой отрасли.

Общительность и умение общаться - основные качества для соискателя

Многие компании стали более лояльно относится к соискателям. Часто принимается решение идти по современному пути, когда особых требований к образованию нет, компания сама занимается обучением специалиста, “выращивает” его под себя. Больше волнуют именно личные и коммуникативные качества, чем корочки и дипломы.

Работа кредитным специалистом в магазине на выдаче POS-кредитов, на стойках продаж — самые низкие отрасли профессии, в них можно попасть и без финансового образования и опыта работы.

Чем занимается кредитный специалист

Ключевые обязанности кредитного специалиста — продвижение и продажа услуг финансовой компании. Хороший сотрудник выполняет план по обороту, по количеству заключенных договоров, по проданным дополнительным услугам.

В должностные обязанности кредитного специалиста входят:

  • консультирование потенциальных заемщиков по кредитным продуктам компании. Он должен от и до знать все программы, все нюансы. Он должен ответить на все вопросы, которые задает клиент;
  • проведение первичной визуальной оценки потенциального заемщика. По специальным методикам кредитников учат выявлять ложь, риски мошенничества, подлог данных и документов;
  • продажа кредитных продуктов и дополнительных услуг. В первую очередь речь идет о страховке. Многие банки выставляют план по договорам со страховками, который нужно выполнить;
  • общение с потенциальным заемщиком, ведение его до момента подписания кредитного договора;
  • документооборот. По каждой сделке нужно подготавливать документы для передачи в головной офис или в архив. И эти документы должны быть оформлены без нареканий;
  • выезды в офис или на дом к заемщикам, если это предполагают продукты компании.

Кредитный специалист может как звонить, так и выезжать на дом к заемщикам

В обязанности кредитного эксперта также часто включают обзвоны потенциальных заемщиков. Например, это могут быть ответы по оставленным на сайте онлайн-заявкам. Также речь идет и об обзвоне потенциальных клиентов, рассказы им об индивидуальных предложениях.

Кредитный эксперт — это продажник

Не даром во всех вакансиях на профессию кредитный эксперт указывают, что основное требование к соискателю — коммуникабельность и умение общаться. Кроме того, так как это лицо компании, обычно банки и МФО негласно выбирают сотрудников с привлекательной внешностью, улыбчивых, приветливых. В общем, кредитник должен вызывать положительное впечатление.

Главная задача — продажа кредитных продуктов. Часто это не самые выгодные предложения для заемщиков, но хорошие с точки зрения по прибыли для банка. И кредитник должен презентовать продукт так, словно он самый лучший, найти в нем плюсы.

Банк обязательно ставит планы, которые сотрудник должен выполнять. Но, между тем есть и ответственность за халатную работу. Под халатностью можно понимать проблемные ссуды. Если у сотрудника в портфеле растет доля проблемных договоров, у банка возникнут к нему вопросы. Так что, план по выдаче кредитов бок о бок идет с ответственностью. Кредитник должен объективно оценивать потенциального заемщика, выявлять риски при анкетировании.

К чему нужно быть готовым

Нельзя сказать, что обязанности менеджера по кредитам сложные. Он работает по предложенному работодателем алгоритму, выполняет свои должностные инструкции. Изо дня в день делается одинаковая работа, все идет по накатанной: люди, заявки, документы, звонки.

Главное — выучить свои должностные обязанности и изучить кредитные продукты банка. Кроме того, все сотрудники регулярно проходят тренинги, в том числе психологические. Их учат продавать финансовые продукты, влиять на решение клиентов.

Учтите, что за ошибку в документе могут оштрафовать

Сфера деятельности кредитного специалиста предполагает нюансы, которые важно знать:

  • сотрудник должен обладать хорошей выдержкой и даже хладнокровием, потому что каждый день приходится общаться с разными людьми;
  • придется навязывать заемщикам дополнительные финансовые услуги и продукты. Это страховки, переходы в НФП и пр.;
  • серьезная ответственность за правильное формирование документов. Если сделать хоть одну опечатку в паспортных данных, можно нарваться на серьезный штраф. Придется исправлять ситуацию, вызывать заемщика на переподписание;
  • часто работа выходит за пределы отделения. Порой даже на выходных или в отпуске приходится решать рабочие вопросы;
  • многие банки включают в функции кредитного специалиста обзвон “их” должников.

Эту работу можно назвать психологически трудной, поэтому на должность подходят люди с устойчивой психикой, порой даже хладнокровные. Все же это работа с людьми, которая требует навыков общения с клиентами.

Вакансии о работе кредитным специалистом

Мы рассмотрели, кто такой кредитный эксперт, что он должен знать, откликаясь на объявление о наборе сотрудников. Теперь посмотрим, кто выставляет вакансии на эту должность, что можно заработать, какие требования предъявляются к соискателям.

Вакансии с площадки hh.ру в Москве:

    . Вообще нет никаких требований. Банк принимает сотрудников и без опыта работы, сам занимается обучением; . Обещает зарплату 40 000 — 80 000 рублей. Требований к образованию нет, главное — личные качества соискателя; . Этот банк относится к Сбербанку, поэтому можно рассчитывать на хороший карьерный рост. Никаких требований к соискателю нет, обучением банк занимается сам; . Также рассматривает кандидатов без опыта и профильного образования;
  • Мобанкир, вакансия — кредитный брокер с зарплатой от 100 000 рублей. Нужен опыт работы на должности и, цитируем, “умение продавать воздух”;
  • МКК Финансовая Этика. Требуется опыт работы в МКК и МФО; , зарплата от 45 000, требуется образование, но не обязательно в банковской сфере.

Многие банки готовы принять сотрудников без образования, но с необходимыми навыками

На деле вакансий очень и очень много. В России ведут деятельность тысячи офисов банков и микрофинансовых организаций, поэтому предложений предостаточно. Требования к кредитному специалисту низкие, это связано именно с высоким спросом. Банк и МФО готовы сами обучать сотрудников и не требуют от них образования. Времена, когда все финансовые организации просили “корочки”, прошли.

В работе кредитного специалиста есть плюсы и минусы, как и в любой другой профессии. Но все же этот род деятельность можно назвать перспективным. Кредитник — низшее звено: если зарекомендовать себя хорошо, всегда можно рассчитывать на перевод на другие, более интересные и руководящие должности. И образование не будет иметь значения.

Читайте также: