Правила оформления учебных работ по сто нгти 2 2007

Обновлено: 28.04.2024

Настоящие методические указания являются общими и обязательными к использованию на всех кафедрах для всех специальностей и направлений (для всех трёх ступеней высшего образования) Института менеджмента, экономики и предпринимательства. Они распространяются на все без исключения учебные текстовые работы (УТР) студентов. С их появлением отпадает необходимость включать во вновь создаваемые различные методические указания раздел по оформлению рефератов, контрольных, курсовых, выпускных квалификационных и других работ.

В основу правил оформления положены государственные стандарты России 4, особенности учебных текстовых работ.

2. Научный стиль изложения

Для написания учебных текстовых работ применяется научный стиль русского языка. Научный стиль — это стиль литературного языка, которому присущи: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Стиль научных работ определяется их содержанием и целями: точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности развития. Логичность, последовательность и ясность – три основных особенности научного стиля.
2.1. Лексика научного стиля
Ведущая форма научного мышления – понятие. Специальные понятия выражаются с помощью терминов - слов или словосочетаний специальной области знания. Термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии - чувств. Примеры терминов: "планирование", "бюджет", "финансовая устойчивость".

Для терминов характерно употребление в одном определенном значении, реже — в двух значениях. Недопустима лексика бытового характера, например, "огромный", "здорово". Следует с осторожностью применять эмоциональные высказывания и оценки: "блестящие результаты", "никогда".
2.2. Морфологические особенности научного стиля речи
Научному стилю присущи свои грамматические особенности. Закон экономии языковых средств приводит к использованию кратких форм: 1) существительных мужского рода вместо женского - компонент вместо компонента и т.п., 2) формы единственного числа имен существительных в значении множественного числа, например: организация – основа национальной экономики.

Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации - утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности научного стиля. Поэтому большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться. Десемантизация глагола проявляется и в преобладании глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся).

Вневременное значение приобретает прошедшее время глагола: произведено n опытов, в каждом из которых Х принял определенное значение.

Местоимение мы, кроме употребления в значении авторского мы, часто выражает значение обобщенности в значении "я и аудитория", например: мы приходим к результату. Недопустимо написание работы от 1-го лица единственного числа, например: я исследовал. Но в устном докладе, наоборот, предпочтительно говорить именно от своего лица, например, я исследовал.
2.3. Синтаксические особенности научного стиля речи
Для синтаксиса научного стиля характерна тенденция к сложным построениям. Это способствует передаче сложной системы научных понятий - отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательством и выводом. Распространены разные типы сложных предложений, в частности, с использованием составных подчинительных союзов: "вследствие того, что.."; "ввиду того, что..", "в то время как..". Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности, абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания — они почти всегда повествовательные.
3. Государственные стандарты по оформлению работ
Современная тенденция в составлении документов – технологичность их "изготовления", устранение ненужного разнообразия. Единого нормативного документа, регламентирующего правила оформления учебных текстовых работ для вузов России, не существует. Каждый вуз (а часто и каждая кафедра) создает свои правила.

Чтобы избежать ненужного разнообразия, используем действующие государственные стандарты [1- 5].

Приведенные ниже правила основаны на стандартах - в основном это [1, ГОСТ 7.32-2001] - с небольшими отступлениями, которые обусловлены в основном спецификой учебных текстовых работ. Кроме того, приводятся примеры, даются рекомендации.

4. Правила оформления учебных текстовых работ

4.1. Общие требования к оформлению

1) Работа должна быть выполнена с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через 1,5 интервала. Шрифт должен быть черным, тип - Times New Roman, кегль 14, размеры полей: левое – 30, правое – 15, верхнее и нижнее по 20 мм; абзацный отступ 12,5 мм.

Допускается использовать при необходимости кегли 9-13 при оформлении иллюстраций, таблиц, форм документов. Можно применять различные типы шрифтов - Arial и другие - для акцентирования внимания на терминах, формулах, в том числе один из трёх способов выделения шрифта: жирный, курсив, подчёркивание. Следует избегать двойного, а тем более тройного выделения, например, типом шрифта и курсивом, курсивом и подчёркиванием.

2) Работа делится на разделы, подразделы, пункты, подпункты. Их следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Пример — 1, 2, 3.

Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой. Пример — 1.1, 1.2, 1.3.5.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой. Пример — 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.

Если раздел или подраздел имеет только один пункт или пункт имеет один подпункт, то нумеровать его не следует.

3) Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа, с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Нельзя переносить слова в заголовках. Допускается выделение заголовков жирным шрифтом без подчёркивания и иного выделения шрифта.

5) Не рекомендуется оставлять на страницах пустые места. Так происходит, если нужно разместить таблицу или рисунок. В таких случаях на пустое место на странице переносится текст, следующий за рисунком или таблицей, а сами рисунок или таблица остаются на месте. Опечатки, описки и другие неточности, обнаруженные в процессе работы, допускается исправлять с помощью средства "Штрих". На странице допускается не более двух исправлений.

6) В тексте часто встречаются перечисления. Если в тексте на позиции из перечисления делается ссылка, то их можно начинать с числа с круглой скобкой – 1), 2) и т.д. – либо со строчной буквы со скобкой – а), б) и т.д. (за исключением ё, з, о, г, ь, ы, ъ). Если ссылка не делается, то используются символы текстового редактора: дефис, жирная точка-кружок, галочка, квадратик. В случае вложенных перечислений используется число либо буква плюс символ текстового редактора. Каждую позицию перечисления следует начинать с абзацного отступа.

7) Числовые значения величин и единиц счёта с обозначением единиц измерения и счёта следует писать цифрами, а число без обозначения физических величин и единиц счета от единицы до девяти - словом. Например: "Сумма по денежным документам должна быть не менее 9 тыс. руб." или "Выборка осуществляется 15 раз". Недопустимо отделять единицу физической величины от числового значения (переносить их на разные строки или страницы), кроме единиц физических величин, помещенных в таблицах.

Если для характеристики показателя приводится диапазон числовых значений, выраженных в одной и той же физической величине, то обозначение единицы физической величины указывается после последнего числового значения, например: "Количество переплат на сумму от 1 до 5 руб.". То же относится к ряду числовых значений. Например, "200, 300, 400 руб.".

В тексте перед отрицательными величинами не допускается применение знака "-", следует писать слово – минус, нельзя применять без числовых значений знаки >,

Ку - коэффициент, учитывающий долю участия данного инструмента в работе оборудования;

Ф - годовой фонд времени работы оборудования или рабочего из расчета односменной работы;

Ти - нормативный срок службы инструмента до его полного износа;

Куб - коэффициент, учитывающий случайную убыль инструмента;

Ксм - коэффициент сменности работы оборудования (для рабочего всегда Ксм = 1).

Для записи формулы и её кода рекомендуем использовать таблицу с одной строкой и двумя графами; после записи формулы и её кода границы убираются.

Переносить формулу на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций. При этом применяемый знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют символ "х".

Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой. Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже формулы рекомендуем оставлять по одной свободной строке (необязательно).

Код формулы в приложении должен состоять из буквенного обозначения приложения и номера формулы по порядку, например: (Б.3).

9) Иллюстрации (рисунки, графики, фото, схемы и пр.) следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, за исключением приложений. Если иллюстрация в работе одна, то она все равно кодируется: "Рисунок 1". Допускается кодировать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае код иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации в разделе, разделенных точкой, например: Рисунок 1.3.

Иллюстрации обязательно должны иметь наименование, при необходимости могут иметь и пояснительные данные (подрисуночный текст). Наименование иллюстрации помещают по центру текста после пояснительных данных и формулируют, например, так: "Рисунок 4 - Денежно-кредитный механизм". Точку в конце не ставят. Недопустимо несколько иллюстраций размещать над одним названием.

Иллюстрации следует располагать по тексту работы возможно ближе к первому упоминанию. Их расположение в тексте должно быть удобным для чтения работы. Иллюстрации, значительные по объему (занимающие несколько страниц) следует приводить в приложениях. Если иллюстративный материал позаимствован, обязательно надо приводить на него библиографическую ссылку.

На все приведенные иллюстрации обязательно должны быть ссылки в тексте работы. Словесный комментарий – не обязательный - иллюстраций нужен для того, чтобы обратить внимание на наиболее значимые данные или части, на факты, которые будут использованы автором впоследствии.

График используется для наглядного представления зависимости показателя-функции Y от изменения показателя-аргумента Х. Оси абсцисс и ординат графика должны иметь условные обозначения и размерности. Пример оформления графика приведен ниже.

Надписи на графике, относящиеся к кривым и точкам, производят в тех случаях, когда их немного и они кратки. Многословные надписи заменяются цифрами, расшифровка которых приводится в поясняющих данных. На одном графике не следует приводить более трех кривых, но если одна кривая значительно отличается от остальных, то их количество может быть и больше трех.

Читайте также: