Права и обязанности полиции курсовая работа

Обновлено: 17.05.2024

Объектом исследования данной работы является институт полиции Российской Федерации.
Предметом исследования выступает нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность полиции РФ.
Цель работы заключается в изучении основных характеристик, принципов, обязанностей, проблем полиции и способов их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1.Исторические аспекты возрождения полиции в Российской Федерации5
1.2.Правовые основы деятельности полиции РФ 11
1.3.Обязанности, принципы и основные направления деятельности полиции РФ 16
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ПРОБЛЕМЕ ПРЕВЫШЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ РФ 21
2.1.Проблемы применения насилия сотрудниками полиции 21
2.2.Рекомендации по совершенствованию законодательной базы по вопросу применения физической силы сотрудниками полиции 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32

Работа состоит из 1 файл

работа полиция.doc

1.2.Правовые основы деятельности полиции РФ.

Известно, что полиция входит в систему правоохранительных органов, в связи с чем компонентами правовой основы деятельности милиции являются и те законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, которые одновременно адресуются МВД России, ФСБ России, Федеральной службе налоговой полиции РФ и определяют всем этим ведомствам задачи и конкретные меры по борьбе с терроризмом, бандитизмом, проявлениями организованной преступности и усилению охраны правопорядка.

Также необходимо отметить, что правовую основу деятельности полиции составляют как федеральные законы, иные нормативные правовые акты, издаваемые на федеральном уровне, так и нормативно-правовые акты субъектов РФ, изданные в пределах их полномочий.

Для деятельности полиции важное значение имеют и нормативные правовые акты, регулирующие взаимодействие органов внутренних дел с правоохранительными органами зарубежных стран и международными организациями. Полиции при осуществлении правоприменения надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Полиция не вправе применять нормы закона, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.

Если законом не урегулирован порядок производства какого-либо непосредственно связанного с правоприменительной деятельностью полиции или даже названного в законе действия, допустимо использование нормы права, регулирующей производство наиболее сходного с ним случая. К примеру, процедура требования в порядке, установленном ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ, необходимых материалов и опроса лиц с их согласия в соответствии со ст. 86 этого же нормативного документа, законом не урегулированы. Именно поэтому при оформлении протокола-требования, как правило, используется предусмотренная в уголовном процессе форма протокола выемки, а в случае опроса лица, не достигшего 14 лет, как и при допросе таких свидетелей такого же возраста, рекомендуется приглашать педагога. Законодатель не запрещает применение правовых норм по аналогии, если при этом не будут ущемлены права и законные интересы вовлеченных в процесс правоприменения субъектов.

Рассматривая вопрос о правовой основе деятельности полиции, следует отметить, что деятельность ее служб, подразделений и учреждений столь многогранна, что ее сотрудникам требуются знания практически по всем отраслям права: и профилирующим, и специальным, и комплексным, поэтому профессиональные кадры сотрудников полиции - выпускники образовательных учреждений МВД России, должны иметь базовую юридическую подготовку, в том числе знать и уметь применять все законодательные и иные документы, составляющие правовую основу деятельности полиции.

1.3. Обязанности, принципы и основные направления деятельности полиции РФ.

К основным направлениям деятельности полиции отнесены:

- защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

- выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

- производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

- обеспечение правопорядка в общественных местах;

- обеспечение безопасности дорожного движения;

- контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия; контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной /сыскной/ и охранной деятельности;

- охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

- государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

- осуществление экспертно- криминалистической деятельности 8 .

Принципы деятельности полиции:

- соблюдение прав и свобод граждан;

- открытость и публичность;

- обеспечение общественного доверия и поддержки граждан;

- взаимодействие и сотрудничество полиции с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами;

- использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Закон установил, что деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если:

- достигнута законная цель или

- выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан (п. 2 ст. 5 Закона о полиции).

В Законе о полиции содержится запрет на пытки, насилие, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение - на всякий случай, потому что все это и так запрещено международными и российскими законами. Однако прямое обязание сотрудника полиции пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание, полагаю, будет нелишним.

Предполагается сделать общение граждан с сотрудниками полиции как можно более персонифицированным, а также открытым и дружелюбным.

Так, при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

- назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

- в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Если к полицейскому обращается сам гражданин, то полицейский обязан:

- назвать свои должность, звание, фамилию;

- внимательно его выслушать;

- принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

При этом сведения о частной жизни гражданина никому не должны предоставляться (исключения могут быть предусмотрены федеральным законом). В свою очередь, гражданам полиция обеспечивает возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Принцип законности, т.е. осуществления деятельности в точном соответствии с законом, - это общий принцип правоохранительной деятельности. Тем не менее ценным представляется, в частности:

- запрет сотруднику полиции подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий;

- оправдывать свои действия или бездействие при выполнении служебных обязанностей, ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Нередки факты нарушений прав и свобод. Причины тому различные: преступность, бюрократизм, коррупция, злоупотребления служебным положением. Каждый человек должен иметь право устранить их допустимыми законом способами, т. е. обеспечить защиту (охрану) прав и свобод человека и гражданина, (ложно рассчитывать на то, что основные права и свободы граждан будут претворяться сами собой. В жизни эти процессы носят зачастую конфликтный характер. В этой связи вопросом первостепенной важности становится необходимость надлежащей охраны прав и свобод граждан. Если говорить обобщенно, то все законодательство в той или иной мере направлено на охрану прав человека. Защита прав и свобод человека — это очень большая проблема.

Гарантии основных прав и свобод — это прежде всего экономические, политические, а также специально-юридические (правовые) средства обеспечения реального претворения их в жизнь. Действие правовых гарантий будет эффективным при условии построения правового государства (ст. 45 — 54 Конституции РФ). Правовые гарантии основных прав и свобод граждан выражаются прежде всего в том, что они закрепляются в конституциях и других правовых актах, отвечающих международно-правовым стандартам. В них четко определяется порядок и правила применения этих прав и обязанностей, устанавливаются меры юридической ответственности за посягательства на них, их ущемление. Государство защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Решать вопрос о том, защищать или не защищать свое право и свободу может только сам обладатель права.

Соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ, ст. 2 Конституции РТ), государственная защита прав и свобод гарантируется ( ст. 45 Конституции РФ, ст. 33 Конституции РТ). Защита прав и свобод личности включает целый комплекс средств и мер. Важнейшими из них выступают:

  • 1. Выявление, пресечение и недопущение фактов нарушений прав и свобод личности. Высшие представительные и исполнительные органы РФ и РТ принимают нормативные акты, направленные на упрочение прав и свобод, совершенствование их защиты, повышение ответственности за их соблюдение. Правоохранительные органы занимаются профилактикой правонарушений, раскрывают и расследуют преступления, посягающие на права и свободы граждан.
  • 2. Восстановление нарушенных прав и свобод личности. Оно осуществляется, как правило, путем: отмены неправомерных юридических актов (например, приказа об увольнении лица); возложения обязанности возместить причиненный ущерб (оплатить ремонт поврежденного транспортного средства и т. д.); возврата имущества собственнику (передача похищенной вещи владельцу по решению суда и др.); опровержения сведений, порочащих честь и достоинство.
  • 3. Применение норм юридической ответственности. Это наиболее жесткая реакция государства на факты нарушений прав и свобод личности. Для виновного наступают негативные последствия в виде лишений определенных благ, назначаются, например, меры наказания. Они могут касаться как личности правонарушителя (лишение свободы, увольнение и др.), так и его имущества (конфискация, штраф и др.)

Внутригосударственная защита прав и свобод личности

Общими гарантами прав и свобод человека и гражданина служат высшие и местные органы власти и управления.

Закрепление прав личности и гарантии их защиты в Конституции и других законодательных актах показано на следующей схеме:

Государственные органы общей и специальной компетенции всех уровней:

  • Высшие - Президент, Федеральное Собрание, Правительство, Органы судебной власти
  • Органы субъектов Российской Федерации - Органы местного самоуправления
  • Правоохранительные органы


Гарантом является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции РФ), Президент Республики Татарстан (ст. 90 Конституции РТ).

Существует и особая должность — Уполномоченный по правам человека, который назначается Государственной Думой (ст. 103 Конституции РФ).

Все государственные органы в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека. Вместе с тем существуют специальные органы, для которых деятельность по охране основных прав и свобод граждан является главной целью. К их числу относятся суд, прокуратура, органы охраны общественного порядка, органы предварительного расследования, адвокатура, органы юстиции, арбитраж, нотариат и некоторые другие. Каждый из них действует в пределах своей компетенции, используя свои специфические средства, способы, формы и методы.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина не исключает и самостоятельных активных действий каждого по защите своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ). Способы защиты различные: самостоятельное отражение преступного посягательства, обращение к средствам массовой информации, в общественные организации и т. д. При этом, однако, нельзя нарушать общественный порядок, вносить дезорганизацию в работу государственных органов, превышать допустимые пределы правозащиты.

Кроме того, защищать права подростков могут органы управления и общественные организации, если это входит в круг их функциональных обязанностей (органы здравоохранения, образования, комиссии по делам несовершеннолетних и некоторые другие). При расторжении брака, когда в семье есть ребенок, эти органы дают заключение о том, кому из родителей передать ребенка на воспитание.

Международная защита прав и свобод личности

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый человек вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст. 46 Конституции РФ). Международная защита прав человека исторически сложилась в результате совместных действий государств по предупреждению и устранению нарушений. Усилия государств в этом направлении объединяет ООН.

В ООН учрежден и другой специальный орган — Комитет по правам человека. Он осуществляет контроль за выполнением государствами, в том числе Россией, своих обязательств по Пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), обращает внимание правительств на необходимость обеспечения прав человека.

Как ООН заставляет изменять какое-либо государство свою практику или политику? Эта международная организация не имеет силовых способов, она действует только путем убеждения, концентрации международного общественного мнения, введения экономических санкций. Военное вмешательство — Исключительная мера, принимаемая по решению Совета Безопасности.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Учебные работы на заказ без посредников
и переплат!

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ОРГАНОВ ПОЛИЦИИ И ИХ ЗАДАЧИ 5
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ 9
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Актуальность работы. Правоохранительные органы являются неотъемлемой часть системы органов государственной власти. Их значимость заключается в том, что основная их функция представлена обеспечением защиты и охраны прав и законных интересов граждан.
В качестве одного из правоохранительных органов следует рассматривать органы полиции. Органы полиции обладают особым правовом статусом, который отличается от иных правоохранительных органов и подтверждается положениями законодательства.
Участкового уполномоченного полиции необходимо рассматривать, как первоочередную ячейку в системе органов полиции, поэтому рассмотрение и разрешение обращений граждан является и его основным полномочием.
Поэтому в рамках данного исследования, необходимо уделить должное внимание именно порядку рассмотрения обращений граждан указанным должностным лицом, а также выявить некоторые проблемы осуществления рассмотрения обращений граждан участковым уполномоченным полиции.
Правовой статус, как правило, включает в себя набор прав и обязанностей, которые находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Кроме того, права и обязанности опосредуют ответственность сотрудника полиции.
Цель данной курсовой работы заключается в раскрытии понятия прав и обязанностей полиции, особенности их правового закрепления.
Объект исследования представляет собой всю совокупность общественных отношений, которые касаются деятельности органов полиции.
Предмет исследования представляет собой совокупность положений, взглядов и теорий, которые касаются понятия прав и обязанностей полиции, особенности их правового закрепления.
При написании данной курсовой работы будут использованы положения нормативно-правовых актов, а также материалы учебной и научной литературы.
Задачами данного исследования являются:
- рассмотреть понятие органов полиции и их задачи;
- раскрыть правовой статус сотрудника полиции и его основные полномочия;
- установить ответственность сотрудника полиции.
Методы исследования включают в себя: метод анализа, метод сравнения, философский метод, исторический метод и другие.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398
2. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" // Российская газета, N 25, 08.02.2011
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 29 "О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве" // "Российская газета", N 150, 10.07.2015
4. Агапов А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов. — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 937 с.
5. Административное право России: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. /Отв. ред. Л.Л. Попов. – М.: Проспект, 2019. – 560 с.
6. Административно-процессуальное право России: учебник / А. Б. Зеленцов, П. И. Кононов, А. И. Стахов. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 341 с.
7. Административный процесс: учеб. пособие / В.В. Волкова [и др.]. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. — 175 с.
8. Административный процесс: учебник / под ред. М. А. Штатиной. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 364 с.
9. Глущенко П.П. Административное право. Краткий курс. /П.П. Глущенко, Н.Н. Жильский и др. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2019. — 272 с.
10. Кикоть В. Я. Административная деятельность органов внутренних дел. Общ. и особ. части: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-Дана: Закон и право, 2018. - 223 с.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Административно-правовой статус полиции

План курсовой работы

1. Понятие административно-правового статуса полиции.

2. Особенности административно-правового статуса полиции в РФ.

3. Основные направления деятельности полиции. Основные функции полиции РФ.

Введение

Иные субъекты права имеют общий административно-правовой статус с полицией, однако следует отметить ряд особенностей, которые отличают административно-правовой статус полиции от иных статусов субъектов права. Рассмотрев данные особенности можно понять сущность административно-правового статуса полиции; закономерности его образования.

Полнoмочия полиции достаточно широки, они определяются и строгой дисциплиной для сотрудников полиции и определенными ограничениями которые притерпевают сотрудники. Сотрудник полиции должен защищать народ от преступлений, в связи с этим его административно - правовой статус будет кардинально отличатся от обычных государственных служащих.

Правовой статус полиции обладает характерными чертами, которые помогают отличить его от иных государственных статусов, данные отличия можно выделить в несколько групп. В первую группу можно отнести , что все сотрудники полиции обладают специальной правосубьектностью. Вторую группу составляют особенности, характеризующие лишь такие элементы статуса как обязанности и права. В деятельности сотрудников полиции преобладают властные полномочия, которые связанны с применением мер принуждения; реализация обязанностей и прав не только в служебное, но и во внеслужебное время, независимо от места нахождения сотрудника; при особых условиях происходит возложение дополнительных полномочий; административно-правовое регулирование и уголовное регулирование.

Содержание административно-правового статуса полиции находит свое назначение, в задачах деятельности формах и методах с помощью которых достигается поставленная цель.

Данная тема является достаточно актуальной, потому что права и свободы гражданина всегда имели наивысшую ценность, что подтверждает Конституция РФ, однако для обеспечение этих прав и свобод необходимы специальные органы с определенными правами и обязанностями, которые будут способствовать защите граждан. Существование полиции без определенного административно-правового статуса сотрудников не возможно в силу задач которые стоят перед правоохранительными органами. Полиция занимает очень важное место в системе правоохранительных органов . В ходе проведения административной реформы с целью обеспечения доверия граждан, создания условий для защиты их прав и свобод, создания эффективных механизмов противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и общественной безопасности прошло реформирование органов внутренних дел и преобразование милиции в полицию.

Процесс реформирование милиции в полицию предусматривал изменение законодательных и организационно-правовых основ функционирования милиции, изменение статуса ее органов и служащих, произошли изменения функций, полномочий направленных на решение стоящих задач по охране правопорядка, были изменены права и обязанности сотрудников полиции.

Реформирование милиции и создание полиции произошло с одной очень важной целью получить доверие народа, выработать новые системы взаимодействия с обществом , учитывать общественное мнение при оценки эффективности работы полиции, изменить систему отчетности и разработать современные показатели эффективности работы правоохранительных органов. В связи с реформированием полиции произошло изменение ее места и роли в системе правоохранительных органов Российской Федерации, внесло коррективы в организационно-правовые формы ее деятельности и взаимодействия с правоохранительными органами и гражданским обществом. Отчасти в создании современного правоохранительного института - полиции нашли отражение процессы интеграции сил правопорядка России в мировое полицейское сообщество.

Предмет курсовой работы - это законодательство, которое действует в настоящий момент в РФ и определяет административно-правовой статус полиции.

Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие по поводу содержания административно-правового статуса полиции.

Целью курсовой работы является изучение содержания и особенностей административно-правового статуса полиции в РФ.

  • - рассмотреть основы организации полиции в Российской Федерации;
  • - рассмотреть административно-правовой статус полиции.

В процессе исследования темы данной работы применялись общенаучные методы (системный метод, анализ, синтез, наблюдение) и методы научного познания (сравнительно-правовой, историко-правовой), способствующие реализации и достижению поставленной цели.

Читайте также: