Как называется технология изучения требований предъявляемых профессией к личностным качествам

Обновлено: 14.05.2024

технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физиологическим возможностям человека [67, c. 296; 80, c. 453; 82, c. 638].

описание профессий с точки зрения требований, предъявляемых к человеку. Результатом профессиографии является профессиограмма. На основании профессиограммы делаются попытки определить профессиональную пригодность человека к той или иной профессии и производить профотбор.

технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психофизиологическим возможностям человека. Используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимодействия человека и профессии.

(от лат. professio — постоянная специальность, служащая источником существования + grafo — пишу) — 1) процесс изучения, психологическая характеристика и проектирование профессии; 2) технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психическим способностям, психолого-физиологическим возможностям человека. Обеспечивает постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессионального труда; 3) технологические процессы, коррелируемые с исследованием — интерпретацией тех требований, которые предъявлены профессией к индивидуально-психологическим качествам субъекта, к его психопотенциям, психоспособностям, психофизиологическим возможностям. В настоящее время П. выступает теоретической основой разработки стандартов профессии — весьма актуальной научно-прикладной проблемы профессиональной педагогики.

[профессия + гр. grapho…(букв. пишу) – вторая часть сложных слов, обозначающая описание чего-л.] – метод изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психофизическим возможностям человека. Используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимосоответствия человека и профессии. П. обеспечивает постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессионального труда. П. охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности – социальные, социально-экономические, технические, исторические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические и социально-психологические. Объем, глубина и детальность их изучения зависят от социального заказа.

раздел психологии труда, предметом изучения которого является мир профессий. П. описывает профессии соответственно их требованиям к личности. Результатом П. является составление профессиограммы. Выявляя психологические особенности деятельности, распределение их рабочего времени, инженерно-психологическое своеобразие рабочего объекта, требования к психическим процессам, условиям нахождения на рабочих местах, психологические причины возникновения ошибок в ходе работы, характер напряженных ситуаций, особенности профессионально важных психологических качеств и свойств личности специалиста, П. способствует проведению профессиональной ориентации и отбора, формированию психологической готовности к обучению и труду, выработке рекомендаций по распределению выпускников учебных заведений.
Основной метод проведения П. экспертная оценка в ходе наблюдений за работой специалистов. Применяется беседы, хронометраж рабочего дня и отдельных циклов работы, изучение документов, регламентирующих деятельность специалистов, а также их самоотчеты для выявления личного отношения к происходящим явлениям.
П. – направление комплексных научных исследований, имеющее целью создание профессиограмм различных профессий их описание и классификацию. В настоящее время наметилась тенденция рассматривать П. как составную часть профессиологии.
Выделяются: информационная П., коррекционная П., диагностическая П., формирующая П.

Профессиограмма – описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии и ее специальностей [43]. Профессиография (описание профессии) как метод предоставляет возможности для выявления и описания требований не только профессии и специальности, но и группы рабочих мест и даже отдельного рабочего места. Целесообразность использования такого трудоемкого метода и рамки его использования определяются с учетом затрат и важности ожидаемых результатов. Существуют и другие подходы к установлению требований рабочего места, в частности, те, которые применяются в процессе проведения анализа содержания труда, аттестации и рационализации рабочих мест.

Основные этапы разработки профессиограммы:

1. Изучение и описание профессионального труда методами научных дисциплин: физиологии труда, гигиены труда, психологии (инженерной, социальной, педагогической), социологии, экономики, юриспруденции.

2. Анализ, систематизация, синтез информации.

3. Разработка дисциплинарно-частных профессиограмм: физиологической, санитарно-гигиенической, психологической, социологической, экономической, правовой.

4. Обобщение частных профессиограмм.

5. Разработка универсально-комплексной профессиограммы.

6. Разработка специальных профессиограмм целевого назначения для целей:

• профориентации и консультации;

• оптимизации санитарно-гигиенических условий труда и режимов труда и отдыха;

• повышения безопасности труда, надежности персонала;

• решения социально-психологических вопросов коллектива;

• повышения качества труда.

Психограмма – важнейшая часть профессиограммы – это характеристика требований, предъявляемых профессией (специальностью) к психологическим качествам человека. Ее содержание и объем определяются целями профотбора, профобучения, профориентации, перемещения и других элементов кадровой политики.

Структура психологической характеристики профессии (специальности, группы рабочих мест, рабочего места) такова:

• требования к оборудованию, организации и условиям труда;

• социально-психологические параметры трудового коллектива;

• комплекс требований к психике человека (нейропсихическим, психофизиологическим, личностным, интеллектуальным свойствам; к состояниям – эмоционально-волевым установкам, работоспособности, измененным состояниям; к процессам адаптации, обучения, восприятия, ритмам);

• требования к организации психолого-педагогических аспектов труда;

• требования к руководителю-организатору, педагогу, специалисту, личности.

Общая схема составления предварительной профессиограммы такова: перечисляются параметры психических функций, группа экспертов определяет функциональную сопряженность этих параметров с требованиями профессиональной деятельности (не требуется, требуется со степенью низкой, средней, высокой), затем отбираются наиболее существенные, по мнению экспертов, качества.

Объектом рассмотрения могут быть такие параметры психических функций:

• высокая абсолютная чувствительность: зрительного анализатора, слухового анализатора, вкусовая чувствительность, обоняние, осязание, мышечная чувствительность и др. (можно рассмотреть отдельно абсолютную и относительную чувствительность тех или иных анализаторных систем как чувствительность к изменениям интенсивности фактора);

• быстрота и точность опознания, сравнения, различения, выделения, членения и т. д. Методы выявления этих качеств описаны в работах К. К. Платонова по индустриальной психологии;

• восприятие формы, размеров, скорости, времени, расстояния;

• показатели внимания – объем, переключаемость, устойчивость, концентрация, распределенность, помехоустойчивость;

• разновидности памяти – оперативная, долговременная, наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, зрительная, слуховая;

• показатели памяти – объем, быстрота, точность, длительность сохранения информации;

• способность запоминать, хранить в памяти и воспроизводить правила, инструкции;

• разновидности мышления – наглядно-действенное, абстрактно-логическое, образное, репродуктивное, продуктивное (творческое);

• скорость мыслительных действий;

• способность мышления к анализу, синтезу, абстракции, классификации, систематизации, конкретизации, планированию, пониманию графического материала, пониманию словесного материала;

• способность быстро и точно принимать решения;

• хорошая ориентировка в пространстве и способность к оперированию пространственными представлениями;

• показатели психомоторной деятельности – скорость, точность, координация, устойчивость, ритм двигательных актов;

• скорость реакции в простых и сложных ситуациях;

• точность осуществления простых действий в условиях дефицита времени, монотонной работы, работы с малой интенсивностью;

• быстрота выработки и перестройки двигательных и умственных навыков;

• отсутствие в напряженной обстановке: напряженности, растерянности, тенденций к возбуждению и нервозности, замешательства, чрезмерной осторожности;

• способность работать при наличии риска или опасности с сохранением или повышением производительности (вид стресса, стессоустойчивость);

• показатели характера: целеустремленность, исполнительность, выдержка, выносливость, принципиальность, трудолюбие, энтузиазм, общительность, самокритичность (можно добавить параметры личности: направленность, включая мотивы к труду, интересы, идеалы, мировоззрения, потребности, желания, акцентуация характера, конфликтность, локус контроля, темперамент, психологический тип, психологический профиль по Кэттеллу, коэффициент интеллекта IQ и др.);

• моральные качества, стремление к развитию в работе, к руководству, трудовой или культурно-производственный потенциал, потенциал к руководящей работе;

• положительная мотивация и направленность на профессиональную деятельность;

• профессионально-обусловленные качества (готовность к работе): подготовленность (обученность), опыт профессиональной деятельности (психомоторный, интеллектуальный, технический, организаторский и другие), определяемый спецификой профессии, специальности, организацией и содержанием труда.

Профессиографию и психографию также можно осуществлять в рамках модели трудового потенциала работника и его элементов и в рамках других моделей работников, к которым более склонны менеджеры и исследователи.

С целью разработки более точной профессиограммы, например, для совершенствования организации труда и оздоровления работников, полезно разработать профессиографический опросник, содержащий перечень признаков, степень их важности и периодичности применения качеств. Перечень параметров должен быть предварительно отобран компетентными экспертами.

При заполнении профессиографического опросника следует отметить порядковый номер важного для данной профессии качества, а степень важности обозначить в соответствующей графе числовым и буквенным кодом по следующей системе:

• важность качества: 1 – совершенно необходимо, 2 – весьма желательно, 3 – желательно, 4 – почти безразлично;

• качество требуется: ПС – постоянно, ПР – периодически, ИН – иногда.

Форма опросника приведена в табл. 4.2.

Форма профессиографического опросника


Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

33. Основы продаж

33. Основы продаж Продажи – вот двигатель бизнеса. Количество гастролей – самый явный показатель популярности и во многом главное мерило успеха. Также в качестве успеха диджея Smash называет цену диджея, но вопрос ценообразования – отдельный вопрос, который рассмотрен в

Основы

Основы эргономики

Основы эргономики Работа вне офиса означает свободу работать где вам вздумается. Можно начать за кухонным столом, продолжить на диване, а закончить, если погода хорошая, на улице, наслаждаясь закатом. Но если вы всерьез настроены добиться успеха в удаленной работе в

Основы персонального PR

Основы профессиографии

Основы профессиографии Профессиограмма – описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии и ее специальностей8. Профессиография (описание профессии) как метод предоставляет

Пример профессиографии

Пример профессиографии В 1991 г. был проведен анализ потенциала (требований к должностям) работников компании Lufthansa с участием более 80 менеджеров разного уровня (табл. 5.3, рис. 5.1 и 5.2)9.Таблица 5.3Операционализированные параметры требований к руководству отделов Рис. 5.1.

Основы

Основы Я уже упоминала о том, что основу основ разведки составляют людские источники информации. В данном контексте под информацией подразумеваются некие скрытые, тайные сведения. Ее получение через людские источники означает, что она добывается непосредственно от


Разобраться в особенностях профессий и проанализировать их помогает наука ПРОФЕССИОГРАФИЯ, которая описывает профессии в виде профессиограмм.

  • общие сведения о профессии,
  • характеристику процесса труда,
  • санитарно-гигиенические условия труда,
  • психологические требования профессии к человеку
  • пути получения данной профессии.
  • во-первых, профессия может предъявлять требования к здоровью человека;
  • во-вторых, к наличию определенных знаний и умений, навыков, что составляет профессиональную квалификацию;
  • в-третьих, к психическим качествам, свойствам человека (склонности, способности человека).

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА (ПВК) - индивидуальные особенности человека, являющиеся условием успешности овладения профессией и профессиональной деятельности.
Есть качества человека, обусловливающие профессиональную успешность в каком-то конкретном типе профессий, а есть качества, от которых зависит успешность в любой профессиональной деятельности, то есть профессионально важные качества могут быть неспецифическими и специфическими.
Неспецифические ПВК - это качества человека, необходимые для овладения любой профессией. Это такие качества человека, которые обеспечивают его возможность и готовность к трудовой деятельности и успех в любой профессии. Без них, какую бы профессию человек ни выбрал, выполнить профессиональные обязанности будет невозможно. Например, определенный уровень физической и умственной работоспособности, нормальный уровень интеллектуальной активности, добросовестное отношение к работе, желание трудиться.
Именно эти качества - работоспособность, интеллектуальная активность, ответственное отношение к своей работе, своим обязанностям и обеспечат успех в любой профессии.
Специфические ПВК - это такие психологические качества человека, которыми должен обладать человек для овладения определенной профессией или типом профессий и которые обеспечат ему успех в этой профессии. Специфические профессионально важные качества являются залогом успешности в конкретной избранной профессии или типе профессий, конечно, при условии наличия у человека желания трудиться в этой области.
Например, эмоциональное состояние. Любая профессия предъявляет к эмоциональной сфере человека определенные требования. Профессии, связанные с постоянными контактами с людьми (врач, учитель и т.д.), требуют от человека самоконтроля эмоциональных состояний. Со времен Гиппократа известно, что врач лечит в первую очередь не болезнь, а самого человека. Во многом успех лечения человека зависит от его умения управлять собственным эмоциональным состоянием.
Эмоциональные состояния выполняют роль регуляторов человеческого поведения и общения. Профессии с повышенной ответственностью (хирург, врач скорой помощи, спасатель), в которых человеку приходится работать в стрессовой, экстремальной обстановке, требуют большей эмоциональной устойчивости.
Так, профессионально важными качествами врача являются высокая ответственность, отсутствие конфликтного поведения, терпимость, эмпатия, умение устанавливать контакт с пациентами, низкий уровень тревожности, собранность, умение сосредоточиться и принимать решения, быстро и адекватно ориентироваться в сложных ситуациях.

  • устойчивая профессиональная направленность (мотив как выражение потребности, желаний и интересов человека к своей профессии, подтверждающихся постоянным стремлением к самосовершенствованию);
  • глубокие общетеоретические знания, навыки и умения;
  • адекватный уровень развития профессионально важных психических процессов, обеспечивающих успешность профессионального обучения и деятельности;
  • эмоциональная устойчивость, то есть способность к сохранению высокоэффективной деятельности в условиях дефицита времени и информации, воздействия экстремальных факторов обстановки;
  • уровень здоровья, включая степень развития физических качеств (Ростунов А.Т., 1984).

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА - это те качества, которые желательны для любого профессионала: хорошо, чтобы они у него были, но наличие их необязательно. Эти качества присущи любому профессионалу. Без профессионально необходимых качеств профессионал не может состояться, а наличие некоторых других качеств иногда просто недопустимо.
Например, для профессии врача-педиатра профессионально необходимыми качествами являются: тактичность, доброжелательность, отзывчивость, доброта, терпение, умение ладить с людьми, сострадать. Профессионально недопустимыми - грубость, замкнутость, самоуверенность, а профессионально нежелательными - сдержанность в общении, легкая приспособляемость к людям.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Перспективы и методы развития профессионально значимых

качеств студентов СПО

В статье рассматривается формирование и развитие профессионально значимых качеств студентов как одной из главных задач системы современного профессионального образования в условиях модернизации образования.

Ключевые слова

образовательный процесс; модернизация образования; профессионально значимые качества; профессиональная компетентность; межпредметные связи; деловая игра

Образование – одно из важнейших условий существования и устойчивого развития современной цивилизации. Многие международные организации объявили XXI век – веком качества. Высокое качество образования является одним из важнейших факторов обеспечения конкурентоспособности выпускников средних профессиональных учебных заведений.

В современном обществе растут и ужесточаются требования к профессиональной подготовке специалистов. Жесткая конкуренция на рынке труда требует от каждого сотрудника максимальной отдачи и ответственности. Многие исследователи отмечают, что планка растет с каждым годом: работодатель тратит все больше времени на отбор кандидатов, стараясь просмотреть весь рынок. Сбор рекомендаций, согласование условий работы может занять месяцы.

Перед каждым работодателем стоит задача найти специалиста, который действительно способен справляться с порученной ему работой. Такому сотруднику недостаточно обладать необходимым образованием и исполнять должностные инструкции – он должен уметь справляться с возможными внештатными ситуациями, уметь расположить к себе людей или быть способным пойти на риск. Часто предприятия сталкиваются с кадровыми проблемами – сложно определить какими именно профессионально важными личностными качествами должен обладать соискатель.

Профессионально важные качества будущего специалиста – это те его индивидуальные особенности, что способствуют формированию у человека положительного отношения к своей профессии и людям, с которыми он работает, стремления к личностному росту, профессиональному совершенствованию.

1. Гражданские качества – идейный моральный облик человека как члена коллектива, общества.

2. Отношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной области деятельности.

3. Дееспособность, которая образуется качествами, важными во многих и разных видах деятельности (широта ума, его глубина, гибкость и др.).

4. Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии или для относительно узкого их круга.

5. Навыки, привычки, знания, опыт.

Профессионально значимые качества формируются в ходе учебно-воспитательного процесса под влиянием внешних условий, которые могут ускорить этот процесс и сделать его более успешным. Независимо от специализации и характера будущей профессиональной деятельности любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками. Немаловажное значение имеет опыт творческой, исследовательской и самостоятельной деятельности, позволяющий будущему специалисту определить свою позицию по тому или иному профессиональному вопросу, проблеме.

Профессиональное образование переживает сегодня период серьезных преобразований. Идет поиск как нового содержания обучения, так и инновационных форм его реализации в учебном процессе. Обществу нужен специалист, не только обладающий функциональной готовностью к профессиональной деятельности, но и сформированный как творческая личность. Педагогическая практика подтверждает, что профессионально значимые качества можно развивать. Необходимо создавать такие условия, чтобы обучение переходило в самообучение, воспитание в самовоспитание, а личность – из состояния развития в фазу творческого саморазвития. Следовательно, формировать профессионально значимые качества необходимо еще на этапе обучения и подготовки к профессиональной деятельности в системе СПО.

До недавнего времени феномен компетентности соотносили более всего со сферой профессионального образования. Всегда было ясно, что компетентность не тождественна прохождению курса, а связана с некоторыми дополнительными предпосылками развития специалиста, его собственным творческим потенциалом и качеством образования, которое он получил. Компетенции дают цель обучения и развития обучающихся учреждений профессионального образования, которая может помочь в осуществлении: объективной оценки необходимости обучения и развития; разработки структуры деятельности; выбора эффективных видов обучения и развития; оценки обучения, т.е. ее соответствия назначенным целям; управления продвижения к цели обучения и развития обучающихся учреждений профессионального образования. Профессиональная компетентность отдельной личности фактически определяет ее судьбу, возможность активного включения в новую систему общественных отношений и ценностей в соответствии с современными требованиями.

Особое значение для разработки дидактической системы обучения имеет модель выпускника, которая позволяет более полно учитывать особенности и специфику будущей профессиональной деятельности. Ее ядром выступает совокупность профессионально значимых качеств выпускника, что позволяет трансформировать общие цели и содержание образования в дидактические цели, реализуемые в программах учебных дисциплин.

В профессиональном образовании, нацеленном на интересы обучающегося, любая изучаемая дисциплина строится в ориентации на функции будущего специалиста. Изучаемые науки должны способствовать становлению многомерного взгляда обучающегося на будущую профессиональную деятельность. Внедрение компетентностного подхода в учебный процесс предполагает разработку интегрированных учебных курсов, в которых предметные области соотносятся с различными видами компетентности, расширение в структуре учебных программ по общеобразовательным дисциплинам межпредметного компонента (межпредметные задачи, которые не могут быть решены средствами одного предмета). Межпредметные связи находят отражение в самом содержании обучения и учитываются при разработке учебных планов и программ, учебников, учебных и методических пособий. Эта сторона межпредметных связей определяет подход к отбору и расположению учебного материала таким образом, чтобы знания, полученные обучающимися при изучении одного или нескольких предметов, являлись базой для усвоения других предметов. Кроме того, проявление межпредметных связей происходит непосредственно в процессе обучения, где связи устанавливают преподаватели при изучении учебного материала.

Используя модель выпускника как свод требований, которые предъявляет реальная практика к будущему специалисту и которые должны найти соответствующее отражение в учебном процессе, возможно построить модель осуществления межпредметных связей, которая позволила бы, с одной стороны, выделить характерные черты такого осуществления и, с другой стороны, являлась составной частью (и, следовательно, развитием) общей модели подготовки квалифицированных рабочих и тем самым была бы связана с конечной целью подготовки обучающихся в учебных заведениях профессионального образования.

Межпредметные связи как дидактический принцип оказывают большое влияние на многие стороны учебного процесса: способствуют повышению уровня знаний, навыков и умений, и их систематизации, формированию многопрофильных знаний и умений как основы профессиональной деятельности, формированию основ научного мировоззрения.

В области профессионального образования можно выделить четыре основных группы учебных предметов: предметы обособленные, то есть те, при изучении которых нет надобности получать информацию из других учебных дисциплин; они не являются также источниками информации для других предметов; предметы, дающие информацию другим дисциплинам; предметы, принимающие информацию, т.е. при изучении которых необходимо использовать информацию из других дисциплин и которые, в то же время, сами служат источником информации. Каждый учебный предмет имеет свои, присущие ему научные или специально-технические понятия, составляющие основу профессиональных знаний.

Одной из характерных особенностей образовательного процесса в системе СПО является его практикоориентированность: большой объем производственных практик и активное использование деловых игр. В образовательном процессе это наиболее сильный фактор, влияющий на формирование профессионально важных качеств личности специалиста и, следовательно, на отношение студентов к ним. Это обусловлено тем, что студенты получают возможность оценить необходимые качества в условиях реальных производственных ситуаций или в условиях, непосредственно их моделирующих.

Деловая игра может сделать информацию о профессиональной деятельности более значимой, благодаря включению обучающихся в знакомство с профессией через исполнение роли. Изменяется статус студента: из пассивного слушателя и зрителя он становится активным участником производственного процесса.

Достоинством деловой игры является то, что она позволяет создать имитационную модель производственных отношений, включить студентов в эти отношения посредством конкретного содержания, которое реализуется при исполнении определенных ролей, взятых на себя студентами. Замена реальных производственных отношений моделью позволит:

- во-первых, познакомить студентов практически с любым видом профессиональной деятельности, так как при определенных условиях модель создать можно, а включить студента в профессиональную деятельность реального производства не представляется возможным;

- в-третьих, деловая игра дает возможность рассмотреть и оценить достаточно много возможных альтернатив выбора профессии.

Следовательно, необходимо активизировать познавательную и практическую деятельность на основе выявленных интересов, склонностей, способностей обучающихся в процессе формирования профессиональных качеств студента. Все эти качества необходимо развивать при обучении в образовательном учреждении. Современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определенными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.

1. Акмаева Р. И., Жуков В. М. Возможности и проблемы реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании// Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2010 – № 1 – с. 123-130.

2. Варковецкая Г. Н. Методика осуществления межпредметных связей в профтехучилищах: Метод. Пособие. – М.: Высш. шк. 1989. – 128 с.: ил.

3. Корнеев Ю. В. Компетентностный подход в профессиональном образовании// Профессиональное образование. Столица. – 2008 – № 11. – с. 33-34.

4. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод. пособие. М.: Высш. шк., 1990.

Читайте также: