Понятие и виды источников трудового права студфайл

Обновлено: 14.05.2024

Понятие источников трудового права, их особенности. Изучение правовых систем и правоотношений в Российской Федерации. Классификация источников трудового права. Статутные обязанности и их юридические гарантии. Правовой статус субъекта трудового права.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 13.02.2017
Размер файла 31,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Факультет государственное и муниципальное управление

Контрольная работа по трудовому праву

Источники трудового права: их классификация и виды

Гадючко Юлия Владимировна

1. Понятие источников трудового права их основные особенности

2. Классификация источников трудового права и их виды

Таким образом, значительное обновление трудового законодательства повлекло за собой количественное и качественное изменение источников трудового права. Новые формы экономических и социальных отношений потребовали пересмотра и изменения многих институтов трудового права как науки, превратив Советское трудовое право в Трудовое право России.

Тема источников трудового права на сегодняшний день весьма актуальна. Происходит изменение всей законодательно-нормативной базы страны, принимаются новые законы, а, следовательно, изменяются и источники.

В данной контрольной работе поставлены следующие цели:

1. Определить понятие источников трудового права;

2. Классификацию и виды трудового права

1. Понятие источников трудового права их основные особенности

Конкретные формы выражения права могут быть различными в зависимости от степени важности регулируемых Общественных отношений, отраслевой принадлежности, компетенции нормотворческого органа. Это могут быть законы, указы, постановления, приказы и другие нормативно-правовые акты.

При изучении источников трудового права следует обратить внимание на некоторые особенности формирования трудового законодательства и иных нормативных актов о труде, обусловленные сложностью и исключительной важностью социальной роли трудового права в обществе.

Во-первых, трудовое право России должно отражать федеративный характер государства, действующего в условиях разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной, власти России и органами власти входящих в ее состав республик.

Во-вторых, трудовое право России формируется при широком участии трудовых коллективов и профсоюзов. Именно в трудовом праве, единственном в общей системе права страны, большое значение имеет локальное нормотворчество, т. е. нормотворчество самих трудящихся в лице их трудовых коллективов и профсоюзных организаций. Локальные нормы права призваны обеспечить наибольшую эффективность трудового законодательства в конкретных условиях производства. Локальные нормы права позволяют использовать инициативу трудового коллектива в решении производственных и социальных проблем, возникших в его жизни. Участие трудящихся в разработке локальных норм права -- одна из форм привлечения их к управлению делами предприятий и осуществления контроля за деятельностью администрации и предпринимателей.

При изучении трудового законодательства следует обратить внимание на некоторые особенности современного состояния законности вообще и в регулировании трудовых отношений в частности. Последние 20 лет трудовое законодательство республик, входивших в СССР, формировалось в строгом соответствии с Основами законодательства СССР и союзных республик о труде. Поэтому единство трудового законодательства в масштабах Союза было неизбежно и вполне объяснимо. Каждая республика придерживалась единых принципов в подходе к регулированию трудовых отношений. Она могла включать в свой кодекс незначительные детали, не меняющие существа правового предписания, более удачные формулировки. Теперь же, после распада СССР и в связи с принятием Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР от 25 сентября 1992 r. применение на территории России основ законодательства о труде СССР и союзных республик исключено.

С учетом сказанного можно рекомендовать следующее определение источника трудового права: под источниками трудового права следует понимать результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права. Источники трудового права, таким образом, могут быть отождествлены с понятием нормативно-правовых актов, регулирующих рынок труда, отношения по организации и применению труда наемных работников.

2. Классификация источников трудового права и их виды

Источники трудового права многочисленны и многообразны, их можно классифицировать по характеру принятия, по сфере действия, по юридической силе и др. Рассмотрим, классификацию источников трудового права по некоторым основаниям:

а) по характеру принятия:

· принимаемые государственными органами (законы, указы и др.);

· принимаемые по соглашению между государственными органами, работодателями и профсоюзами (соглашения, коллективные договоры и др.);

· принимаемые органами международно-правового регулирования труда (пакты о правах человека, конвенции и рекомендации Международной организации труда).

б) по сфере действия:

· действующие в пределах всей РФ;

· действующие в пределах отдельных субъектов РФ;

· действующие в пределах отдельных регионов;

· действующие в пределах организаций.

в) по юридической силе:

· акты международного правового регулирования труда;

· акты судебных органов;

· соглашения о труде;

Классификация источников трудового права по юридической силе наиболее удобна, т.к. она позволяет охарактеризовать степень и условия применения того или иного источника. Вышеприведенный вариант классификации источников трудового права в целом соответствует классификации закрепленной в ст.5 ТК с учетом того, что Конституция РФ (ст.15), а вместе с ней и ТК (ст.10) устанавливают приоритет являющихся частью российской правовой системы международно-правовых норм, регулирующих трудовые и иные связанные с ними отношения, над внутригосударственными. Однако в классификации закрепленной в нормах ТК нет места актам судебных органов.

Являются ли акты судебных органов источниками трудового права? До сегодняшнего дня среди ученых нет единого мнения по этому вопросу. Большинство ученых считают, что акты судебных органов являются источниками трудового права. Одни ученые считают, что акты судебных органов не являются источниками трудового права, т.к. акты судебных органов - это акты применения норм права. Другие ученые считают, что акты судебных органов, признавая незаконными нормы закрепленные в источниках трудового права, создают новую норму и поэтому сами являются источником трудового права. Причем, по этому мнению считается, что источниками трудового права могут являться не все акты судебных органов, а только опубликованные и реально изменяющие права и обязанности участников трудовых отношений.

Скорее всего, последняя точка зрения была бы более правильной, т.к. признание нормы трудового права незаконной означает создание новой нормы, а следовательно нового источника трудового права.

Место судебной практики, в общем смысле, нельзя определить в иерархической структуре источников трудового права. Каждый отдельно взятый акт судебного органа, который можно приравнять к источнику трудового права, будет занимать свое место среди источников трудового права в зависимости от его юридической силы. Место судебной практики, как источника трудового права, в классификации по юридической силе должно быть между актами органов местного самоуправления (соглашениями о труде) и централизованными актами о труде.

Виды субъектов трудового права -- это стороны всех девяти групп общественных отношений, являющихся предметом данной отрасли. При этом один и тот же субъект (работодатель или работник) может выступать субъектом не одного, а нескольких правоотношений трудового права (трудовых, по материальной ответственности, по трудовым спорам и др.).

Субъектами трудового права могут быть:

работодатель -- организации любых форм собственности, фирмы, другие работодатели;

профсоюзные органы или иные уполномоченные работниками выборные органы на производстве;

социальные партнеры на федеральном, отраслевом, региональном и других уровнях в лице представителей от соответствующих объединений профсоюзов (от работников), объединений работодателей и от исполнительных органов власти;

правоохранительные соответствующие органы (КТС, суд, примирительная комиссия, трудовой арбитраж, органы надзора и контроля за охраной труда и трудовым законодательством).

Каждая из названных групп субъектов имеет свой специфичный для нее правовой статус в трудовом праве.

Правовым статусом субъекта трудового права называется его основное правовое положение как данного субъекта, закрепленное трудовым законодательством.

В содержание правового статуса субъекта трудового права входят следующие его элементы:

трудовая правосубъектность (трудовая праводееспособность и деликтоспособность);

основные (статутные) трудовые права и обязанности, закрепленные в законодательстве;

юридические гарантии (общие и специальные) этих основных трудовых прав и обязанностей;

предусмотренная законодательством ответственность за на^ рушение трудовых обязанностей.

Таким образом, все элементы содержания правового статуса субъекта трудового права предусмотрены трудовым законодательством.

Трудовая правосубъектность предусмотрена трудовым законодательством для каждого из возможных субъектов трудового права. Статутные права и обязанности и их юридические гарантии в правовом статусе субъекта предусмотрены различными институтами трудового права для разных его субъектов и входят в правовой статус субъекта трудового права именно на основании трудового законодательства.

трудовое право статутный юридический

В процессе работы было определено понятие источников трудового права, рассмотрена классификация источников трудового права по различным основаниям, а так же дана общая характеристика основным источникам трудового права.

Итак, источники трудового права - это нормативные правовые акты трудового законодательства (включая нормативные правовые акты законодательства об охране труда) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Источники трудового права можно классифицировать по характеру принятия, по сфере действия, по юридической силе и др. Классификация источников трудового права по юридической силе наиболее удобна, т.к. она позволяет охарактеризовать степень и условия применения того или иного источника.

Трудовое право как система юридических норм, регулирующих общественно-трудовые отношения, состоит из множества нормативных актов: законов, указов, постановлений правительства, различных ведомственных актов, а также локальных норм, действующих в конкретных производственных и непроизводственных структурах-предприятиях, объединениях, институтах, кооперативах, учреждениях и т.д. Все они должны быть подчинены единым конституционным принципам общественной организации труда, находиться между собой в определенной субординационной зависимости.

1. Трудовое право. Под ред. О. В. Смирнова. 3-е издание переработано и дополнено - М,: 2008

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 22.07.2008 № 157-ФЗ).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 09.02.2009 № 7-ФЗ).

Подобные документы

Система источников трудового права и ее особенности. Международно-правовые акты, их место и роль в системе источников трудового права. Характеристика Конституции Российской Федерации и Трудового кодекса РФ как основных актов трудового законодательства.

курсовая работа [40,9 K], добавлен 22.03.2017

Понятие источников трудового права и их классификация. Характеристика источников трудового права. Акты международного правового регулирования, Конституция Российской Федерации. Роль нормативных правовых актов, не относящихся к трудовому законодательству.

курсовая работа [77,0 K], добавлен 16.09.2014

Понятие и система источников трудового права, их классификация. Нормативные правовые акты, нормативные соглашения и локальные нормативные акты как источники трудового права. Характеристика Конституции Российской Федерации как источника трудового права.

курсовая работа [85,3 K], добавлен 29.03.2014

Понятие источников трудового права и их классификация. Общая характеристика основных источников трудового права. Акты международного правового регулирования. Конституция РФ. Законы. Подзаконные акты. Указы президента. Постановления и распоряжения.

курсовая работа [23,0 K], добавлен 06.05.2004

Основное понятие, сущность и предмет трудового права Российской Федерации, его нормы и главные принципы. Сфера действия норм трудового права. Особенности метода правовых отношений. Соотношение трудового и смежных отраслей права Российской федерации.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Трудовое право: понятие, принципы, источники

Трудовое право — самостоятельная отрасль российского права, регулирующая трудовые отно­шения работников и работодателей и иные непо­средственно с ними связанные, производственные и трудовые отношения. Оно представляет собой совокупность правовых норм.

Нормы трудового права регулируют отноше­ния между людьми в процессе наемного труда, отношения общественной организации труда.

Предмет трудового права — обществен­ные отношения, возникающие в процессе орга­низации и применения труда работников на ос­новании трудового договора.

Трудовые отношения:

1) трудовые отношения;

2) отношения, непосредственно связанные с трудом (производные от них).

Трудовые отношения — отношения, осно­ванные на соглашении между работником и ра­ботодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по опреде­ленной специальности, квалификации или долж­ности), подчинении работника правилам внут­реннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым до­говором.

Характерные признаки трудовых отно­шений:

1) наличие особых субъектов — работника и ра­ботодателя, которые обладают правами и обязанностями, предусмотренными трудовым законодательством, коллективным и трудо­вым договором;

2) волевой характер трудовых отношений, так как они возникают на основе волеизъявления сторон и добровольного соглашения между работником и работодателем;

3) выполнение определенной работы — работы по определенной должности, специальности, профессии или другой определенной согла­шением сторон регулярной работы;

4) личное выполнение работником трудовой функции;

5) возмездный характер трудовых отношений;

6) государственная и коллективная защита тру­довых отношений;

7) длящийся характер данных отношений;

8) включение прав и корреспондирующих им обязанностей сторон в трудовые отношения.

Производными от трудовых отношений являются:

1) организационно-управленческие отношения, возникающие по поводу применения норм тру­дового права, принятия и применения локаль­ных норм трудового права, по поводу улучше­ния условий труда, защиты прав работников;

2) контрольно-надзорные отношения, возникаю­щие между работодателем и органом надзо­ра и контроля за соблюдением трудового за­конодательства;

3) отношения по профессиональной подготов­ке, переподготовке и повышению квалифика­ции работников, возникающие в конкретной организации;

4) отношения по материальной ответственности участников трудового отношения за ущерб, при­чиненный по вине одной стороны другой, и т.д.

Источники трудового права — норматив­ные правовые акты, регулирующие трудовые от­ношения и устанавливающие права и обязан­ности участников трудовых отношений. Они принимаются компетентными государственны­ми органами (иногда с учетом мнения проф­союзных органов).

Принципы трудового права

Принципы права — это основополагающие начала, на которых базируется трудовое право. Основные принципы трудового права:

1) свобода труда, включая право на труд, право распоряжаться своими способностями к тру­ду, выбирать профессию и род деятельности;

2) запрещение принудительного труда и дис­криминации в сфере труда;

3) защита от безработицы и содействие в трудо­устройстве;

4) обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда;

5) равенство прав и возможностей работников;

6) право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой за­работной платы и не ниже установленного ми­нимального размера оплаты труда (МРОТ);

7) обеспечение равенства возможностей работ­ников без дискриминации на продвижение по службе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специально­сти, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

8) обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и инте­ресов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

9) обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

10)сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и непо­средственно связанных с ними отношений;

11) социальное партнерство, включающее пра­во на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и непосредственно свя­занных с ними отношений;

12) возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязан­ностей;

13)установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодате­лей, осуществление государственного над­зора и контроля за их соблюдением;

14)обеспечение права каждого на защиту госу­дарством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

15)обеспечение права на разрешение индиви­дуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку;

16) обязанность сторон трудового договора соблю­дать условия договора, включая право работо­дателя требовать от работников исполнения трудовых обязанностей и бережного отноше­ния к имуществу и право работников требо­вать от работодателя выполнения обязан­ностей по отношению к работникам;

17)обеспечение права представителей профес­сиональных союзов осуществлять проф­союзный контроль над соблюдением трудово­го законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

18)обеспечение права работников, на защиту своего достоинства в период трудовой дея­тельности;

19)обеспечение права на обязательное социаль­ное страхование работников.

Заполните таблицу по источникам трудового права. Вам дана группа источников, а вы должны привести несколько примеров. Как заполнять в таблице указано красным цветом. На оценку будет влиять соответствие требованиям при выполнении работы.

Конституция РФ

*номер статьи, которая относится к трудовому праву и кратко ее содержание, т.е. что она закрепляет

* указать не меньше 3 статей

Трудовой кодекс

*кратко охарактеризовать, 2-3 предложения.

Федеральные законы

*название закона, номер и дата принятия и дата последней редакции

* назвать не меньше 5 законов

Указы Президента

*название Указа, номер и дата принятия

* назвать не меньше 3 указов

Постановления Правительства

*название Постановления, номер и дата принятия

* назвать не меньше 3 постановлений

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.


Этот урок рассказывает о том, чторегулировать различные трудовые отношения, с которыми сталкивается человек на протяжении своей жизни, призвано трудовое право. Ребята узнают о том, что такое трудовое право, в чём заключаются трудовые правоотношения и познакомятся с основными источниками трудового права.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Понятие и источники трудового права"

Cвобода труда – одна из гарантированных прав и свобод, закреплённых в Конституции нашей страны.


Как правило под словом труд принято понимать, целесообразную, сознательную деятельность человека, направленную на удовлетворение его потребностей и потребностей общества в целом.

Регулировать различные трудовые отношения, с которыми сталкивается человек на протяжении своей жизни и призвано трудовое право.

Под трудовым правом мы понимаем самостоятельную отрасль права, регулирующую отношения в сфере наёмного труда.

Целями трудового права являются:

· установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;

· создание благоприятных условий труда;

· защита прав и интересов работников и работодателей.

Первая основная задача трудового законодательства – это создание необходимых правовых условий для достижения согласия между работниками, нанимателями и интересами государства.

Трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником работы по определённой специальности, квалификации или должности за определённую плату, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями или трудовым договором.

Стороны трудовых отношений – это работодатель и работник.

В роли работодателя выступает физическое или юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником, а в роли работника выступает физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Вторая основная задача – это правовое регулирование трудовых и других отношений, напрямую связанных с ними по:

· организации труда и управлению трудом;

· подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников;

· по социальному партнёрству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

· участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

· по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

· государственному, профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

· по разрешению трудовых споров;

· и обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с нормами международного права и Конституцией нашей страны, основными принципами правового регулирования трудовых отношений признаются:

· запрещение принудительного труда и ущемление прав в сфере труда;

· защита от безработицы и помощь в трудоустройстве;

· обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда;

· равенство прав и возможностей работников;

· обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы;

· обеспечение равенства возможностей работников на продвижение по работе;

· обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов;

· обеспечение права работников на участие в управлении;

· сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений;

· обязательность возмещения вреда, причинённого работнику во время исполнения им трудовых обязанностей;

· обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

· обеспечение права на обязательное социальное страхование работников и многие другие.

Источниками трудового права являются нормативно-правовые акты.

К источникам трудового права относятся:

· ратифицированные международные нормативные акты и договоры;

· Конституция Российской Федерации;

· законы субъектов федерации;

· нормативные акты министерств и ведомств;

· нормативные акты органов власти субъектов федерации;

· локальные нормативные акты.

Давайте познакомимся с ними более подробно.

В соответствии с Конституцией, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры – составная часть правовой системы нашей страны.

Особое значение этих актов связано с тем, что они обеспечивают реализацию международных стандартов прав работника.

Прежде всего к таким документам относят Всеобщую декларацию прав человека, в которой сформулированы основные неотъемлемые и неотчуждаемые трудовые права, такие как: право на труд и право на свободный выбор работы, право на защиту от безработицы, право на справедливые и благоприятные условия труда и другие.

Следующий такой документ – это Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Государства, участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на труд, на безопасные и здоровые условия труда, право на отдых, на объединение в профсоюзы и так далее.

Большую группу международных документов в области трудового права составляют акты Международной организации труда – это специализированное учреждение ООН, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений.


В международной организации труда состоят 185 стран мира, в том числе и Российская Федерация. Всего наша страна утвердила шестьдесят восемь конвенций из ста восьмидесяти девяти, принятых в рамках деятельности данной организации.

Также наша страна участвует в международных региональных актах в сфере труда принятых в рамках деятельности Совета Европы, Европейского Союза, Содружества Независимых Государств и так далее.

Трудовые права гарантируются и Конституцией нашей страны, о чём мы уже с вами говорили сегодня. Она закрепляет основные трудовые права граждан как субъектов трудового права и отражает основные принципы трудового права.

Основной источник права в нашей стране - Трудовой Кодекс Российской Федерации. Он состоит из четырнадцати разделов, шестидесяти двух глав и четырёхсот двадцати четырёх статей.

В частности, Трудовой Кодекс, устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства.

Трудовой Кодекс оговаривает оплату и нормирование труда, порядок разрешения трудовых споров.

Отдельные его главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и других).

В сфере трудового законодательства также предусмотрено разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации.

К ведению федеральных органов государственной власти относят:

· основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений;

· основы правового регулирования трудовых отношений;

· обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам;

· порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

· основы социального партнёрства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

· порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

· порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

· систему и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организацию контроля качества

· порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора;

· виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

· систему государственной статистической отчётности по вопросам труда и охраны труда;

· особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов федерации принимают законы и другие правовые акты по всем вопросам, не отнесённым к ведению федеральных органов государственной власти.

Постановления Правительства, как источники трудового права издаются во исполнение Конституции, федеральных законов и указов президента. Они представляют собой акты исполнительной власти, как правило, изданные с целью, уточнения и реального проведения в жизнь вышестоящих правовых актов. Особое место среди постановлений правительства занимают регулирующие положения, принятые в соответствии с положениями отдельных статей Трудового кодекса. На данный момент Кодекс содержит более шестидесяти отсылок к постановлениям Правительства.

Среди нормативных актов министерств и ведомств, на особом положении находятся нормативные акты Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.


С деятельностью этого министерства вы можете подробно познакомиться на его официальном сайте.

Локальные нормативные акты, по основным признакам соответствуют источникам права, но имеют самый маленький уровень юридической силы, так как не должны противоречить законодательству и имеют самую маленькую сферу действия – отдельно взятое предприятие.

Работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, в пределах своих полномочий в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами и соглашениями.

В конце нашего урока давайте вспомним ключевые моменты и ответим на ряд вопросов.

Читайте также: