Положение о предоставлении отпусков работникам доу
Обновлено: 27.04.2024
от 22 апреля 2020 года N 202
О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках педагогических работников и иных работников образовательных учреждений
Приближается отпускной период, и уже сейчас руководители образовательных организаций обращаются в региональные организации Общероссийского Профсоюза образования и непосредственно в ЦС Профсоюза с вопросами об использовании до начала 2020/2021 учебного года ежегодных основных удлиненных оплачиваемых и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков в связи с перенесением сроков проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) 2020 года, основного государственного экзамена (ОГЭ), сроков проведения летней оздоровительной кампании и иными возможными изменениями, вызванными условиями по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).
Рекомендации Общероссийского Профсоюза образования по вопросам регулирования ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков педагогических и иных работников образовательных учреждений содержат особенности применения положений ТК РФ и иных федеральных нормативных правовых актов Российской Федерации при предоставлении ежегодных основных удлиненных оплачиваемых и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков педагогическим работникам образовательных учреждений с учетом их использования полностью или частично до начала нового учебного года в случаях принятия решений об изменении с согласия работников графиков предоставления отпусков и длительности нахождения в них, вызванных условиями по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (СOVID-19).
Приложение
к письму Общероссийского
Профсоюза образования
от 22 апреля 2020 года N 202
Рекомендации Общероссийского Профсоюза образования по вопросам регулирования ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков педагогических и иных работников образовательных учреждений
В настоящих Рекомендациях даются разъяснения по применению законодательства Российской Федерации при предоставлении ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков (далее - отпуск) педагогическим работникам, а также ответы на конкретные поступающие в профсоюзные организации обращения.
Согласно информации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки срок начала основного периода единого государственного экзамена (ЕГЭ) 2020 года перенесен на 8 июня, основного государственного экзамена (ОГЭ) для выпускников 9 классов - на 9 июня. В настоящее время готовится новая редакция расписания. Будут переноситься также сроки досрочного периода сдачи экзаменов, в том числе для выпускников прошлых лет. Уже перенесен с 30 апреля на 30 июня срок окончания олимпиад. Предстоит проведение оздоровительной кампании.
К участию во всех перечисленных и иных мероприятиях могут привлекаться педагогические работники с их письменного согласия. Перенесение ранее установленных сроков проведения указанных мероприятий, вызванное условиями по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (СOVID-19), может повлечь за собой изменение графиков отпусков педагогических работников.
При предоставлении отпусков работодатели обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации.
См. Официальные документы в образовании. - 2015. - N 16. - С.35-40. - Ред.
См. Официальные документы в образовании. - 2017. - N 15. - С.11-12. - Ред.
"V. Образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций, и действующие в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности (нетиповые образовательные организации)*.
1. Педагогические работннки, должности которых указаны в подразделе 2 раздела 1 номенклатуры должностей, осуществляющие обучение по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеразвивающим программам, за исключением должностей педагогических работников, указанных в пункте 5 настоящего раздела
2. Руководители, должности которых указаны в подразделе 1 раздела II номенклатуры должностей
3. Руководители, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II номенклатуры должностей, при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной деятельностью по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеразвивающим программам
4. Руководители, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II номенклатуры должностей, при условии, что их деятельность связана с руководством научной и (или) творческой, научно-методической, методической деятельностью
5. Педагогические работники, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей, осуществляющие обучение по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеразвивающим программам, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
6. Педагогические работники, должности которых указаны в разделе I номенклатуры должностей, осуществляющие обучение по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам
7. Руководители, должности которых указаны в подразделе 2 раздела II номенклатуры должностей, при условии, что их деятельность связана с руководством образовательной деятельностью по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам
Комментарий
Следует отметить, что в части 5 статьи 77 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", на которую дается ссылка в указанном законе, как и в целом в статье 77 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", предусматривается организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности, для чего в образовательных организациях могут создаваться специализированные структурные подразделения, а также действовать самостоятельные образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций.
Изменения в постановление Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 касаются самостоятельных "нетиповых образовательных организаций", реализующих основные и дополнительные образовательные программы, обеспечивающих развитие интеллектуальных, творческих и прикладных способностей обучающихся, которые в целях обеспечения права работников на ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска не могли быть отнесены ни к одному из типов образовательных организаций или организаций, осуществляющих обучение, предусмотренных разделами I-IV приложения к постановлению Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках".
При принятии изменений в постановление N 466 имелись в виду следующие нетиповые образовательные организации;
- федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Международный детский центр "Артек" (приказ Минобрнауки России от 27.04.2015 N 427);
- федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Всероссийский детский центр "Орленок" (приказ Минобрнауки России от 02.02.2016 N 64);
- федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Всероссийский детский центр "Океан" (приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 543);
- федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Всероссийский детский центр "Смена" (приказ Минобрнауки России от 05.12.2016 N 1519).
В связи с тем, что Международный детский центр "Артек" и Всероссийские детские центры "Орленок", "Океан" и "Смена" в соответствии с учредительными документами реализуют различные образовательные программы (дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, дополнительные общеразвивающие, основные профессиональные и дополнительные профессиональные программы), а также осуществляют мероприятия, направленные на отдых и оздоровление обучающихся, постановлением Правительства РФ от 07.04.2017 N 419 "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 466" предусмотрен дифференцированный подход к определению продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, работающим в указанных нетиповых образовательных организациях, то есть в зависимости от образовательных программ, по которым осуществляется обучение детей, наименований структурных подразделений нетиповых образовательных организаций, в которых работают педагогические работники, руководители структурных подразделений и их заместители.
У педагогов есть два вида удлиненного отпуска: 42 и 56 календарных дней. В статье разберем тонкости предоставления таких отпусков: от каких условий зависит продолжительность и каким категориям педагогических работников предоставить.
Работодатель обязан предоставить основной удлиненный оплачиваемый отпуск педагогам, руководителям образовательных организаций и их заместителям. Продолжительность отпуска в 42 или 56 календарных дней зависит от типа образовательной организации, особенностей здоровья обучающихся и от должности педагогических работников.
Сколько дней должны отдыхать педагогические работники
На удлиненный отпуск имеют право педагоги, должности которых перечислены в Номенклатуре должностей педагогических работников (подраздел 2 раздела I. Продолжительность отпуска зависит от типа образовательной организации и от особенностей здоровья обучающихся.
Детский сад. Отпуск педагогических работников неспециализированных детских садов – 42 календарных дня (п. 1 раздела I приложения к постановлению Правительства от 14.05.2015 № 466). Педагогические работники детских садов, которые работают с обучающимися с ОВЗ или детьми, которым нужно в длительное лечение, имеют право на отпуск 56 календарных дней (п. 4 раздела I приложения к постановлению Правительства от 14.05.2015 № 466.). Это педагогические работники, которые:
- работают в группах компенсирующей или оздоровительной направленности;
- непосредственно взаимодействуют с указанными категориями детей в группах комбинированной направленности.
Группы компенсирующей направленности работают по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с ОВЗ. Группы оздоровительной направленности создают для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих и других категорий детей, которые нуждаются в длительном лечении. Группы комбинированной направленности обучают здоровых детей и детей с ОВЗ (п. 13 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1014).
При этом не имеет значения количество детей, с которыми работает педагогический работник, – в нормативных правовых актах нет таких ограничений. То есть для отпуска продолжительностью 56 календарных дней достаточно, чтобы педагог работал хотя бы с одним ребенком с ОВЗ и (или) нуждающимся в длительном лечении.
Школа. Продолжительность удлиненного отпуска педагогических работников школ – 56 календарных дней (п. 1 раздела III приложения к постановлению Правительства от 14.05.2015 № 466.). Это касается в том числе работников, которые работают в группах для дошкольников с ОВЗ, и детей, которые нуждаются в длительном лечении (п. 4 раздела III приложения к постановлению Правительства от 14.05.2015 № 466).
Исключение – воспитатели и музыкальные руководители, которые работают только в группах для детей дошкольного возраста. Продолжительность отпуска таких работников – 42 календарных дня (п. 5 раздела III приложения к постановлению Правительства от 14.05.2015 № 466).
Сколько дней должен отдыхать заведующий детским садом
Продолжительность удлиненного отпуска заведующих может отличаться. Она зависит от типа дошкольной образовательной организации и от того, есть ли в детском саду группы компенсирующей и оздоровительной направленности.
Отпуск 42 дня. Продолжительность отпуска руководителей детских садов общеразвивающего типа с группами присмотра и оздоровления – 42 календарных дня (п. 2 раздела I приложения к постановлению Правительства от 14.05.2015 № 466.). Такую же продолжительность отпуска имеют заведующие, если в детском саду созданы только:
- отдельные группы компенсирующей и оздоровительной направленности;
- группы комбинированной направленности, в которых осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Отпуск 56 дней. Руководители специализированных дошкольных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей, которым необходимо длительное лечение, имеют право на удлиненный отпуск 56 дней. Такие детские сады работают по адаптированным общеобразовательным программам для следующих категорий воспитанников (ч. 5 ст. 79 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ):
- глухих;
- слабослышащих;
- позднооглохших;
- слепых;
- слабовидящих;
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с задержкой психического развития;
- с умственной отсталостью;
- с расстройствами аутистического спектра;
- со сложными дефектами;
- с другими ограниченными возможностями здоровья.
Сколько дней должен отдыхать директор школы
Продолжительность отпуска руководителя школы – 56 календарных дней (п. 2 раздела III приложения к постановлению Правительства от 14.05.2015 № 466). Так отдыхают все руководители и их заместители независимо от специфики образовательной организации. Аналогичные правила действуют для руководителей общеобразовательных организаций музыкальной, спортивной, художественной направленности.
Читайте также: