Сколько лет компания обязана хранить карты спецоценки за 2018 год при допустимых условиях труда

Обновлено: 13.05.2024

Сроки проведения специальной оценки условий труда — это не более одного года с момента создания рабочего места и далее через 5 лет от даты предыдущей оценки.

Когда проводить спецоценку

Спецоценка условий труда представляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение наличия в условиях труда сотрудника вредных или опасных факторов. Она дает возможность оценить степень их влияния на здоровье человека. Процедура обязательна для любого работодателя.

Что такое спецоценка

Это целый комплекс действий. Он включает анализ рабочих мест на предмет наличия факторов, негативно влияющих на здоровье человека и уровень их отклонения от нормы. Алгоритм проведения СОУТ установлен на уровне законодательства — в ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013 и Приказе Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Закон определяет не только понятие, периодичность проведения спецоценки условий труда для различных организаций и методику проведения, но и то, сколько действует СОУТ.

Мероприятия по оценке осуществляют специализированные организации в целях:

  • определения присутствия вредных или опасных для здоровья факторов, которые влекут за собой болезнь или травму работника (ст. 209 ТК РФ);
  • оценки уровня влияния вредных факторов на сотрудников;
  • определения степени отклонения от нормальных показателей;
  • определения эффективности используемых на предприятии СИЗ и средств коллективной защиты.

ТК РФ и законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 определены обязательность осуществления СОУТ всеми работодателями, а также то, на сколько лет действительна специальная оценка условий труда.

Дополнительным стимулом для работодателя к оценке рабочих мест является возможность возмещения части понесенных расходов из средств ФСС (Приказ Минтруда от 10.12.2012 № 580н).

Зачем проводить

Специальная оценка направлена на определение классов условий труда на конкретном рабочем месте (ч. 2. ст. 3 426-ФЗ):

  • оптимальный;
  • допустимый;
  • вредный;
  • опасный.

От присвоенного класса зависят:

  • размер тарифа страховых взносов, которые работодатель платит в ПФР в пользу работников: чем лучше обстановка, тем ниже взнос;
  • предоставляемые работникам гарантии и компенсации во вредных или опасных условиях работы (допотпуска — ст. 117 ТК РФ, уменьшение длительности рабочего дня — ст. 92 ТК РФ, повышение уровня зарплаты — ст. 147 ТК РФ).

Чем лучше качество рабочих мест, тем меньше затрат будет у работодателя.

Когда проводить

Сроки проведения СОУТ по закону — не более 12 месяцев со дня, когда создано новое рабочее место, то есть сроки проведения СОУТ на новых рабочих местах — не позднее одного года с даты их появления. Если предприятие создано более 12 месяцев назад и специальная оценка вообще не проводилась, мероприятия надо инициировать немедленно.

Целесообразно придерживаться алгоритма, при котором на новом месте работы СОУТ нужно провести не позже полугода с момента его создания. В поддержку такой позиции — статья 17 426-ФЗ и статья 212 ТК РФ, по которой работодатель обязан проводить спецоценку. Ему необходимо:

  • создать безопасную обстановку;
  • обеспечить охрану труда работников;
  • предоставлять сотрудникам сведения о степени вредного влияния на них условий работы.

Одновременно сотрудник по ст. 219 ТК РФ вправе требовать:

  • наличия безопасных условий работы;
  • предоставления информации об уровне вреда, причиняемого его здоровью на месте работы.

Если предприятие не даст сотруднику необходимые сведения, работодатель в таком случае нарушит закон.

Обратите внимание на особенность проведения СОУТ на местах, являющихся вакантными. Минтруд РФ в Письме от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041 разъясняет, что проводить оценку на подобных местах не следует. Специальная оценка условий труда проводится во время производственных процессов. Но поскольку сотрудник на месте работы отсутствует, то и процесс не осуществляется. В итоге, внеплановую СОУТ на вакантном месте можно проводить лишь после назначения работника и начала его трудовой деятельности по конкретному месту.

Как часто надо проводить СОУТ в учреждении

Отсчет срока действия начинается с даты, когда утвержден отчет по специальной оценке условий труда на конкретном месте работы. Ответ на вопрос, на сколько лет действует СОУТ, зависит от факторов риска. Вариантов два.

Место работы следует задекларировать в терорган службы занятости субъекта в связи с соответствием условий установленным нормам по охране труда. Декларация оформляется и подается в соответствии с требованиями 426-ФЗ. Предоставление документа является обязанностью работодателя. Форма и алгоритм подачи установлен Приказом Минтруда РФ от 07.02.2014 № 80н, а разъяснения по ее заполнению — в Письме Минтруда РФ от 23.06.2014 № 15-1/В-724.

Следующие 5 лет работодатель может:

  • не осуществлять в отношении этого места внеплановую СОУТ;
  • по окончании периода не проводить повторную оценку, так как декларация автоматически продлит свое действие (если ничего не случилось и условия труда не поменялись).

Аттестация рабочего места

Это устаревшее понятие. АРМ представляла собой аналог специальной оценки условий труда, только названный иначе. Если аттестацию проводили до 01.01.2014, то пока она действительна, проводить еще и СОУТ не требовалось. Исключение — появление обстоятельств, в силу которых была необходима внеплановая специальная оценка рабочих мест.

Сроки внеплановой СОУТ

Для внеплановой специальной оценки условий труда сроки зависят от причин и составляют 6 или 12 месяцев.

Условия для проведения внеплановой СОУТ

  • предписание о необходимости провести процедуру;
  • применение новых сырья, материалов, потенциально опасных для здоровья;
  • внедрение новых СИЗ и средств коллективной защиты;
  • несчастный случай;
  • профзаболевание, установленное медкомиссией;
  • обращение профсоюза с просьбой о проведении.
  • создание новых мест работы;
  • изменение техпроцессов, оборудования, которые влияют на степень воздействия факторов производства.

Сроки мероприятий по результатам СОУТ

Работодатель с момента утверждения отчета с результатами специальной оценки условий труда должен:

Сколько хранить материалы и документацию по СОУТ

Длительность хранения результатов специальной оценки условий труда зависит от вида того материала, который нужно хранить.

Определяется приказом работодателя в процессе организации СОУТ в период формирования состава комиссии.

  • 45 лет — по общему правилу;
  • 75 лет — при установлении вредных, опасных факторов, классифицированных по степени влияния на человека.

Отчет по результатам СОУТ

Результаты специальной оценки условий труда фиксируются в специально установленной форме отчета, являющейся приложением к Приказу Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н.


Ответственность

Неисполнение требований законодателя по методике проведения оценки (например, нарушение сроков, ошибки в формировании отчета и т. п.) повлечет наказание по ст. 5.27.1 КоАП РФ:

  • на должностное лицо — до 10 000 рублей;
  • на юрлицо — до 80 000 рублей.

Повторные нарушения увеличат суммы штрафов:

  • на должностное лицо — до 40 000 рублей (или дисквалификация до 3 лет);
  • на юрлицо — до 200 000 рублей (или приостановка деятельности до 90 дней);
  • на ИП — до 40 000 рублей (или приостановка деятельности до 90 дней).

В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда проводится у всех работодателей. Обязанность проведения проверки лежит на работодателе. Исключения касаются дистанционных работников и работников на дому, работников микро и малого бизнеса по гражданско-правовому договору на аутсорсинге (бухгалтеры и т.д.). Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. (КоАП РФ Статья 5.27.1, п. 2.). Срок давности по нарушениям трудового законодательства, законодательства об охране труда – 1 год со дня обнаружения административного правонарушения.

Работодатель обязан организовать ознакомление работников с результатами проведенной СОУТ на его рабочем месте в срок не позднее 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. (п. 5 ст. 15, подп. 4 п. 2 ст. 4 Закона). Включение данной информации в трудовой договор не является письменным ознакомлением работника с результатами СОУТ. Работник должен быть ознакомлен под роспись с картой специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Пример формулировки положения об условиях труда:

Порядок проведения СОУТ

Плановую спец. оценку условий труда нужно провести не позднее пяти лет с даты утверждения отчета о проведении последней оценки. В некоторых случаях срок может быть сокращен или увеличен (получение декларации в Гос. инспекции труда). Если на рабочем месте, на котором уже проведена спец. оценка, произошел несчастный случай, причиной которого (одной из причин) стало воздействие на работника вредных и/или опасных производственных факторов, то в течение шести месяцев со дня этого происшествия необходимо провести внеплановую спец. оценку (ч. 1, 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ). На новых рабочих местах проверка проводится в течение 12 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. В ст. 14 дана классификация условий труда.

Нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми проводится СОУТ:

2) Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда;

Порядок проведения СОУТ:

  1. Работодатель заключает гражданско-правовой договор с одной из организаций, допущенных для проведения таких проверок – посмотреть реестр организаций.
  2. Работодатель создает комиссию по проведению спец. оценки и утверждает график ее проведения
  3. Эксперты организации проводят идентификацию потенциально вредных условий согласно Классификатору (Приказ №33н).
  4. Организация – эксперт проводит испытания, только если идентифицированы потенциально вредные/опасные условия, оформляются протоколы исследований
  5. По результатам проверки эксперты составляют отчет.
  6. Комиссия утверждает отчет о проведении проверки.
  7. В течение 3х дней после утверждения отчета работодатель уведомляет об этом экспертную организацию либо заказным письмом с уведомлением, либо по эл. почте документом, подписанным с помощью ЭЦП.
  8. Работодатель подает декларацию в гос. инспекцию труда субъекта РФ.

В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя. Число членов комиссии должно быть нечетным. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель. Комиссия до начала выполнения работ по СОУТ утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ с указанием аналогичных рабочих мест. При выявлении аналогичных рабочих мест, СОУТ проводится в отношении 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест).


6 МИН

Как провести спецоценку условий труда, если есть наёмные сотрудники

Работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (СОУТ). Она показывает трудовой инспекции, что компания соблюдает право сотрудников на безопасное и комфортное рабочее место. Рассказываем, кто должен проводить спецоценку и как это сделать.


Кто проводит спецоценку условий труда

СОУТ проводят все компании и ИП со штатными сотрудниками. Периодичность спецоценки условий труда — пять лет. Исключение — новые организации: они проводят первую СОУТ в течение 12 месяцев. Но предприниматели могут обойтись без спецоценки, если они:

Работают без сотрудников. Например, если ИП ведёт бизнес в одиночку, а в компании трудоустроен только генеральный директор.

Работают полностью на удалёнке. В трудовых договорах должно быть уточнение, что у дистанционных сотрудников нет рабочих мест.

В некоторых случаях повторную СОУТ приходится проводить раньше:

  • Произошёл несчастный случай на производстве.
  • Сотрудник заболел из-за вредных или опасных условий труда.
  • Трудовая инспекция провела проверку и нашла нарушения правил охраны труда.
  • Компания переехала в новый офис или создала новое рабочее место.
  • Изменилось сырьё, материалы или средства защиты, которые используют на производстве.
  • Изменились производственные процессы, которые влияют на условия труда.

Когда компания меняет производственные процессы, переезжает в новое помещение или создаёт новое рабочее место, новую СОУТ проводят в течение года. В остальных случаях на внеплановую спецоценку дают полгода.

Если не провести спецоценку, трудовая инспекция оштрафует ИП или гендиректора на сумму от 5 до 10 тысяч рублей, компанию — от 60 до 80 тысяч.

Как правильно провести спецоценку в компании

Спецоценку условий труда на рабочих местах проводят в три этапа: подготовка, экспертиза и отчётность. Расскажем о каждом подробнее.

Этап 1

Подготовьте документы и найдите экспертов

Спецоценкой занимается комиссия, которую создаёт руководитель компании. Он издаёт приказ и включает в него:

Затем председатель составляет перечень рабочих мест по форме Минтруда — он понадобится экспертам.

Технической стороной спецоценки занимаются компании, аккредитованные Минтрудом. Выбирайте экспертов в Реестре организаций, проводящих СОУТ. Там же вы найдёте контакты для связи: email, номера телефонов и сайт. Средняя цена спецоценки одного рабочего места — 1300 рублей в Москве и 800-900 рублей в регионах.

Когда выберете подрядчика для СОУТ, заключите с ним договор. Приложением к нему будет перечень рабочих мест — он определяет объём и стоимость работ.

Этап 2

Пригласите экспертов в офис и получите отчёт

Сначала эксперты проверяют помещение, общаются с сотрудниками и изучают рабочие процессы. Так они решают, какие исследования нужно провести, а потом согласовывают дату нового визита с участниками комиссии.

Второй шаг — замеры. Эксперты изучают уровень света и звука, температуру воздуха, интенсивность теплового облучения. Критерии проверки зависят от рабочих процессов и задач сотрудников. Например, в медицинских центрах могут проверить ультразвук, ультрафиолетовое излучение и напряженность магнитного поля.

В ходе работы эксперты составляют карты спецоценки, протоколы и заключения. Результаты объединяют в отчёт, который отдают комиссии. Он содержит рекомендации экспертов и класс условий труда: оптимальные, допустимые, вредные или опасные. От них зависит, какие компенсации и надбавки положены сотрудникам.

Этап 3

Заполните декларацию и сдайте в трудовую инспекцию

Если по результатам спецоценки условий труда эксперты не нашли вредные или опасные условия труда, заполните декларацию по форме Минтруда. Она содержит следующую информацию:

  • реквизиты компании (наименование, ИНН, ОГРН, фактический и юридический адрес);
  • перечень сотрудников с указанием ФИО и должности;
  • реквизиты отчёта эксперта (номер, дата составления и регистрации в системе ФГИС СОУТ);
  • реквизиты экспертной организации (наименование и регистрационный номер в реестре Минтруда).

Отправьте декларацию письмом с уведомлением о вручении или по электронной почте в региональную инспекцию Роструда. Во втором случае подпишите документ электронной цифровой подписью — простую копию не примут.

Если по итогам СОУТ выявили вредные или опасные условия, отправлять декларацию не нужно. Дополните правила трудового распорядка и коллективный договор по рекомендациям экспертов. А с сотрудниками, которым положены надбавки, подпишите допсоглашения к трудовым договорам.

Если результаты спецоценки снижают гарантии и компенсации.

Какие гарантии и компенсации полагаются работающим во вредных условиях? Как быть, если должность названа в списке производств, цехов и должностей, работа в которых дает право на сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск, а по результатам спецоценки условия труда на этой должности признаны допустимыми? Как понизить гарантии и компенсации? Какие документы оформить?

ОБЯЗАННОСТЬ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГАРАНТИЙ.

Раньше основным нормативным актом, которым руководствовались работодатели, было Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, утверждавшее список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (далее – Список). Предоставление компенсаций осуществлялось так: работодатель, опираясь на штатное расписание, проверял наличие соответствующих должностей или работ в Списке и при необходимости устанавливал в отношении них предписанные компенсации.

Затем законодатели решили, что так дело не пойдет и нужно предоставлять гарантии и компенсации в зависимости от конкретных условий труда, для чего была разработана система аттестации рабочих мест. Минздравсоцразвития приказами [1] определило порядок проведения такой аттестации. При этом Список никто не отменял.

Кроме того, в 2008 году было принято постановление Правительства РФ [2] , которым устанавливалось, что гарантии и компенсации предоставляются работникам по результатам аттестации рабочих мест. Если должности и профессии имелись в Списке – применялись предусмотренные в нем продолжительность дополнительного отпуска и сокращенное рабочее время, если нет, то работодатели руководствовались указанным постановлением.

С 2014 года процедура аттестации заменена спецоценкой, условия проведения которой определяются Законом о спецоценке, а методика проведения – Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н. С принятием данных актов процедура оценки условий труда и критерии установления классов и подклассов вредности претерпели изменения. В итоге нередко получается так, например, что по результатам аттестации условия были вредными с подклассом 3.3, а после спецоценки этим местам присваивается подкласс 3.2 либо условия труда вовсе признаются допустимыми.

Одновременно со вступлением в силу Закона о спецоценке начали действовать новые редакции ст. 92, 117 и 147 ТК РФ. Они теперь являются основными нормами, в соответствии с которыми предоставляются компенсации работникам.

Поскольку в настоящее время Список не отменен и продолжает действовать, на практике возникает немало вопросов о совместном применении статей ТК РФ и Списка.

КАКИЕ ГАРАНТИИ ПОЛАГАЮТСЯ РАБОТАЮЩИМ ВО ВРЕДНЫХ УСЛОВИЯХ?

Согласно ст. 14 Закона о спецоценке условия труда по степени вредности и (или) опасности делятся на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные. С оптимальными и допустимыми все ясно – никаких гарантий и компенсаций при таких условиях не полагается. А вот если на рабочих местах условия труда отнесены к 3‑му или 4‑му классу вредности, работодатель обязан предоставлять гарантии и компенсации. Для наглядности покажем их в таблице.

Гарантии и компенсации

Классы/подклассы условий труда

Сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 36 часов в неделю, ст. 92 ТК РФ)

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (не менее 7 календарных дней, ст. 117 ТК РФ)

Повышенный размер оплаты труда (не менее 4 % тарифной ставки (оклада), ст. 147 ТК РФ)

Давайте рассмотрим, какие же гарантии полагаются работникам в той или иной ситуации.

ЕСЛИ ДОЛЖНОСТЬ НАЗВАНА В СПИСКЕ,А ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СПЕЦОЦЕНКИ УСЛОВИЯ ТРУДА ПРИЗНАНЫ ДОПУСТИМЫМИ.

Ранее работодатели, считая, что работы вредные, предоставляли гарантии сотрудникам согласно Списку. Теперь провели спецоценку – и оказалось, что некоторым сотрудникам, которым ранее предоставлялись гарантии, они не полагаются или полагаются, но в меньшем объеме. Как быть?

В частности, при предоставлении сотрудникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, повышенная оплата труда), порядок и условия применения таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с теми, которые предоставлялись работнику до 01.01.2014, при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Например, работодатель после утверждения результатов спецоценки должен сохранить сокращенную рабочую неделю для работников, которым ранее, до спецоценки, она была установлена согласно Списку.

Отметим, что если условия труда на рабочем месте улучшились, например, если приобретено новое оборудование, выполнены работы по модернизации, и спецоценка проведена после этих улучшений, то объем гарантий и компенсаций может быть сокращен.

Суть дела. Инспектор ГИТ вынес предписание ОАО, которым обязывал работодателя установить гарантии и компенсации сотрудникам, занятым на работах с вредными производственными факторами, подтвержденными результатами аттестации рабочих мест по условиям труда. Работодатель не согласился с предписанием и обжаловал его, поскольку проводил модернизацию оборудования. Инспектор ГИТ считал, что специальная оценка условий труда работников проведена с нарушением установленного порядка, а фактически условия труда на рабочих местах не улучшились.

Позиция суда. Как усматривается из материалов дела, на основании результатов аттестации рабочих мест от 31.12.2013 условия труда работников признаны вредными (3‑й класс) 1‑й, 2‑й степени вредности. В 2015 году ОАО провело специальную оценку, по которой условия труда по степени вредности признаны допустимыми – 2‑й класс, а таким работникам доплата и дополнительный отпуск по ст. 117 и 147 ТК РФ не полагаются.

Как указал суд, пересмотр предоставляемых компенсаций сотрудникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями, возможен лишь по результатам специальной оценки условий труда – в случае их улучшения. Соответственно предписание ГИТ незаконно: условия труда были улучшены, что подтвердилось спецоценкой (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 02.12.2015 по делу № 33а-17454/2015).

ЕСЛИ УСЛОВИЯ ТРУДА ПРИЗНАНЫ ВРЕДНЫМИ, А ДОЛЖНОСТИ НЕТ В СПИСКЕ.

Не секрет, что многие работодатели не проводили аттестацию рабочих мест. И если в Списке отсутствовали наименования должностей или работ, которые имелись в компании, гарантии и компенсации за труд во вредных условиях не предоставлялись.

Гарантии и компенсации необходимо предоставлять со дня подписания отчета о спецоценке (Письмо Минтруда РФ от 26.03.2014 № 17‑3/10/В-1579, Постановление АС УО от 01.07.2016 № Ф09-6986/16 по делу № А60-47174/2015).

Сейчас в связи с тем, что штрафы за соблюдение трудового законодательства повысились, да и ГИТ серьезно относится к проверочным мероприятиям, во избежание лишних претензий работодатели стараются провести спецоценку. Если в результате в компании будут выявлены работы, на которых условия труда вредны или опасны, работодателю необходимо начать предоставлять гарантии за такую работу, руководствуясь положениями ст. 92, 117, 147 ТК РФ. Например, если по результатам спецоценки на рабочем месте установлен подкласс 3.2, то необходимо предоставлять работникам:

  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее 7 календарных дней;
  • повышенный размер оплаты труда (не менее 4 % тарифной ставки (оклада)).

Суды поддерживают данную точку зрения. Например, Московский городской суд в Решении от 12.12.2014 по делу № 7‑9197 указывал, что гарантии должны предоставляться всем лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не преду­смотрены Списком, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда (теперь уже спецоценки).

Вопрос:

По результатам спецоценки условия труда газосварщика, работающего в помещениях, признаны вредными с подклассом 3.2. Списком для этой должности предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 рабочих дней. В то же время ст. 117 ТК РФ определено, что минимальная продолжительность такого отпуска составляет 7 календарных дней. Можно ли предоставлять работнику отпуск согласно ст. 117?

Ответ на этот вопрос дал ВС РФ еще в 2013 году. В частности, в Решении от 14.01.2013 № АКПИ12-1570 суд указывал, что действующее законодательство признает основанием для предоставления компенсаций лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест (теперь спецоценки), а не включение профессии, должности в какой‑либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации.

В случаях, когда по данной профессии, должности Списком преду­смотрены более высокие компенсации для работающих во вредных условиях труда, подлежит применению Список, поскольку до настоящего времени не принят нормативный правовой акт, позволяющий дифференцировать виды и размеры компенсаций в зависимости от степени вредности условий труда.

Соответственно в ситуации, изложенной в вопросе, работодатель обязан предоставлять 12 дней отпуска согласно Списку.

ЕСЛИ ПРОВОДИЛИСЬ АТТЕСТАЦИЯ И СПЕЦОЦЕНКА РАБОЧИХ МЕСТ.

Предположим, по результатам спецоценки установленный класс вредности условий труда изменяется (чаще всего он меняется в лучшую сторону), например, по итогам аттестации был класс 3.2, а по результатам спецоценки стал 3.1. Иногда это происходит из‑за смены методики оценки условий труда. В таком случае в силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421‑ФЗ нельзя отменять гарантии работникам – они не должны страдать из‑за разницы методик. А вот если условия труда действительно улучшились и стали более безопасными, объем гарантий можно сократить на вполне законных основаниях.

В ситуации, когда присваивается более высокий класс вредности (в нашем случае – 3.3), работодатель со дня утверждения отчета о спецоценке обязан добавить работникам гарантий и компенсаций и скорректировать положения трудового договора, заключив соглашение.

КАК ПОНИЗИТЬ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ?

Итак, если по результатам спецоценки условия труда улучшились (из‑за модернизации или закупки нового оборудования и прочих процедур) и класс вредности снизился или же условия труда вовсе признаны допустимыми, необходимо:

  • довести это до сведения работника;
  • внести изменения в трудовой договор;
  • прекратить предоставлять гарантии и компенсации, не полагающиеся работнику.

С результатами спецоценки работодатель должен ознакомить работника в письменной форме (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона о спецоценке).

Ознакомление работников работодатель обеспечивает в течение 30 календарных дней (исключая периоды болезни, командировки, отпуска, междувахтового отпуска) с момента утверждения отчета о специальной оценке условий труда комиссией работодателя (ч. 5 ст. 15 Закона о спецоценке). Неисполнение данной обязанности может обернуться административными штрафами. Например, заместитель председателя Свердловского областного суда Постановлением от 19.08.2016 № 4а-756/2016 оставил в силе акт о привлечении ОАО к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ (нарушение требований охраны труда). В частности, общество оштрафовали за то, что работники на момент проведения государственной экспертизы условий труда не были ознакомлены с результатами спецоценки. Штраф составил 60 000 руб.

Вопрос:

Как ознакомить работника с результатами спецоценки?

Законодательством предусмотрено обязательное ознакомление работника с результатами спецоценки условий труда под подпись в карте специальной оценки условий труда. Форма этой карты утверждена Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н.

По общему правилу изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора (ст. 72 ТК РФ). Но поскольку речь идет об уменьшении гарантий или их отмене, скорее всего, работники будут возмущаться и добровольно не согласятся на это. Поэтому, возможно, придется воспользоваться ст. 74 ТК РФ, ведь имеет место изменение существенных условий трудового договора по инициативе работодателя – объема гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник работает в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.

С момента утверждения отчета о спецоценке и до истечения двухмесячного срока предупреждения об отмене гарантий и компенсации работник должен получать их.

Если сотрудник не согласен работать в новых условиях, работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую тот может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности, а в других местностях – только если это преду­смотрено коллективным или трудовым договором, соглашениями.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенного трудовой договор расторгается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. В таком случае увольняемому полагается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 178 ТК РФ).

Отметим, что в КоАП РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее оформление трудового договора (ч. 4 ст. 5.27), что влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до 20 000 руб., на юридических лиц – до 100 000 руб. ГИТ считает, что отсутствие указания класса условий труда в трудовом договоре со ссылкой на отчет о спецоценке является ненадлежащим оформлением трудового договора. Суды это поддерживают (см., например, Решение Пермского краевого суда от 11.05.2017 по делу № 7‑805/2017 (21-519/2017), Постановление Саратовского областного суда от 29.11.2016 по делу № 4А-775/2016).

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводя итог, напомним, что все работодатели с 2014 года обязаны проводить спецоценку условий труда работников. При этом с результатами спецоценки работники должны быть ознакомлены под подпись в карте спецоценки. Если до проведения этой процедуры условия труда были вредными (например, подкласс 3.2 или 3.1), а после стали допустимыми (класс 2), улучшившись вследствие мероприятий, проведенных работодателем, гарантии и компенсации работникам не полагаются. В связи с этим придется скорректировать положения их трудовых договоров в части условий труда.

Если же работодатель не проводил мероприятия по улучшению условий труда, а по результатам спецоценки условия все‑таки признаны допустимыми, работник вправе рассчитывать на ранее установленные гарантии и компенсации и обоснованность их предоставления он с легкостью докажет в суде.

[1] Приказы Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 № 569 и от 26.04.2011 № 342н.

Читайте также: