Политтехнолог это что за профессия

Обновлено: 04.07.2024

В структуре любой политической партии либо организации есть местечко для политтехнолога.

Только человек, далекий от политической жизни страны может позволить себе задать вопрос политтехнолог кто это, потому что этот специалист принимает самое непосредственное участие в разработке и создании всевозможных программ и мероприятий, касающихся политики.

Политтехнолог кто это: чем занимается, особенности профессии

Чем занимается политтехнолог

Если говорить просто, политтехнолог — это тот человек, который продвигает какую-либо личность по политической лестнице. Ни один мэр, губернатор или президент не смог бы прийти к власти, если бы ему не помогали политтехнологи, досконально продумывающие варианты карьерного влета своего заказчика и на практике осуществляющие реализацию таких вариантов.

По большому счету деятельность политтехнологов сводится к двум вещам: созданию проекта, направленного на достижение цели, которую преследует заказчик, и его претворение в жизнь.

В ходе борьбы за власть именно на политтехнологе лежит ответственность за сохранение непорочного образа лица, доверившего ему свою политическую карьеру, и противоборство механизмам, которые стремятся этот образ разрушить.

Без услуг политтехнологов сегодня невозможно себе представить полноценное функционирование административного аппарата, политических организаций и средств массовой информации.

Как правило, политтехнолог умеет отлично анализировать и прогнозировать ход предвыборной борьбы, он, кроме того, на высоком уровне сотрудничает с представителями власти и влияет на технологическую и информационную поддержку избирательных кампаний.

Профессия политтехнолога неоднозначно оценивается современным общественным мнением. То, что профессия нужна никто не отрицает, ввиду того, что организацию избирательных процессов просто необходимо на кого-то возложить. Однако, с другой стороны, активное использование политтехнологами черных технологий не может вызывать уважения.

Кому под силу овладеть этой профессией

Высшее образование тут обязательно. Потребуется прекрасно разбираться в социологии и истории, знать рынок информационных услуг, не понаслышке быть знакомым с основами анализа общественного мнения.

Политтехнолог должен быть всесторонне образованным человеком плюс к тому же быть энергичным и ответственным, ведь ему придется:

Хладнокровие и спокойствие в экстренных ситуациях — это неотъемлемые качества любого политтехнолога. При незапланированных обстоятельствах ему придется призвать на выручку смекалку и сообразительность. Политтехнолог должен иметь наработанные годами связи, чтобы при необходимости перед ним могли распахнуться любые двери.

Образованный человек никогда не спросит политтехнолог кто это, потому что прекрасно осведомлен о реалиях современной политической жизни. Чтобы стать настоящим профессионалом в этой сфере, нужно начинать вырабатывать необходимые качества уже в юности.

Происхождение профессии политтехнолога

Профессия политтехнолога одна из самых древних в истории человечества. Она зародилась вместе с возникновением государства, одновременно с появлением власти и борьбы за нее.

Именно первые политтехнологи создали легенду божественного происхождения царей древнего Китая и фараонов Египта. Именно им принадлежала идея сакрального, магического характера власти.

Не секрет, что политические деятели того времени (императоры, цари, министры и полководцы) зачастую сами были талантливыми политтехнологами. Однако в современном виде профессии тогда еще не существовало.

Прошло много веков, прежде чем к середине ХХ веке в связи с широким распространением демократии и прогрессом массовой культуры она приобрела свой сегодняшний характер.

Политический PR

Например, кандидату целенаправленно вырабатывают местный говор (так было с Кучмой не владевшим украинской мовой), особую походку, изменяют прическу, отращивают или сбривают бороду и усы, заставляют курить плохие сигареты, носить очки в специальной оправе, кепку или шляпу.

Точно так же создаются лозунги, плакаты, листовки, стиль газет. Специально осваивается особый литературный слог, которым пишут о кандидате либо партии. Все это делается для того, чтобы приблизить кандидата к избирателю, вызвать у него положительные эмоции и добиться победы на выборах.

Однако, работа политтехнологов это не только формирование у людей позитивных ассоциаций, но еще и труд организаторов, политических управленцев. Зачастую, выполняя заказ, политтехнологи с нуля выстраивают не только предвыборные штабы, но даже целые политические партии, создавая для них программу, стиль, агитационную продукцию, стратегический план и всю организационную пирамиду.

Белый PR – это наработанная система обмена информацией на основе взаимодействия и сотрудничества, имеющая обратную связь между субъектом и общественностью.

  • — ставит целью рекламу, распространение достоверной информации о компании или личности, о продукции или услугах для установления быстрых взаимных связей клиента и субъекта белого PR
  • — представляет сам объект или субъект в свете только положительных характеристик, направленных на повышение авторитета и завоевания доверия наибольшего количества людей, привлечения как можно большего внимания, что и является его конечной и главной целью.
  • — применяет и использует любые легальные методы, подкрепленные негласными законами морали и этики, хотя точного определения этих моральных и этических принципов получить практически невозможно, ведь для кого-то они полностью приемлемы, а в представлении другой личности имеют изъяны и аморальны.

Черный PR – это использование любых доступных методов, не поддающихся критике и морали, даже иногда противоречащих закону.

(Например, как отнестись к тому, что последствием черного PR стал уход с позиций лидера видного политического деятеля, следствием которого стал вывод войск, оккупировавших территорию соседнего государства? На рынке Интернет технологий имеют место и распространяются программные продукты, специально разработанные и направленные на создание схем и целевых направлений деятельности в области PR, основные этапы подготовки, разработки и реализации выбранной стратегии).

Что же является целью PR? В основе своей это окончательное формирование имиджа, хотя существует целый ряд конкретных целей, имеющих свое непосредственное назначение. Это антиреклама, контрреклама, отстройка от конкурентов, повышение уровня влияния и т.д.

Черный и белый PR – весьма обширное понятие, которое можно сформулировать как методы сложившейся конкурентной борьбы, использующей свои способы воздействия на нас с вами и повсеместно распространенной во всех сферах жизни.

Этика и законность

Существуют и соответствующие статьи законодательства, предусматривающие санкции за изготовление и распространение подложных и анонимных агитационных материалов и ряд других действий.

Но конкурентная борьба в политической сфере и общественном секторе — объективно существующий факт. Специалистам PR-департамента общественного объединения волей-неволей приходится участвовать в ней, какие бы этические кодексы они ни принимали. Так что же делать?

Можно ли считать профессионалом человека, который не способен убить муху, не угробив при этом человек десять из находящихся поблизости и не разрушив то помещение, в котором находится?

То, чем действительно занимаются PR-специалисты, не важно, этичны или нет их действия, — это блок негативных технологий. И разница не только в названии. Негативизация имиджа с помощью средств PR — это комплекс сложнейших и высокоточных профессиональных технологий, а никак не хулиганство или уголовщина.

Самое важное в применение негативных технологий (НТ) — это адекватная постановка целей, а также определение технологических приоритетов планируемой кампании. Возьмем такой пример.

Вы являетесь кандидатом, допустим, в депутаты местного Законодательного Собрания. Из всех конкурентов более всего вас беспокоит один: предположим, это некто Феликс Эдмундович Человечных, личность даже более известная и уважаемая, чем вы сами.

Понятно, что простой демонстрацией личных преимуществ кандидата здесь не ограничиться: у г-на Человечных их гораздо больше, и в сравнении с вами он безусловно выигрывает.

Его имидж объективно лучше, да и PR-служба, работающая на него, гораздо мощнее; проблем с финансами он тоже не испытывает. Налицо необходимость в негативизации его имиджа, поскольку иначе у вас просто не остается шансов.

И чаще всего заказчик, окрыленный такой заманчивой перспективой, соглашается именно с такой формулировкой. Но задумаемся, что лично вы имеете против г-на Человечных? Зачастую оказывается, что совершенно ничего.

Пусть даже г-н Человечных вам глубоко неприятен лично, но кто дал вам право и моральные основания, чтобы столь кардинально воздействовать на него? Даже не затрагивая нравственного аспекта проблемы, задайтесь другим вопросом — зачем вам все это нужно? Что вы выиграете от каждого из этих побочных эффектов? Как правило, ничего, но ведь каждый из них будет оплачен вашими деньгами…

На самом деле задача, которую вам необходимо решить, совершенно конкретна и укладывается в гораздо более узкие рамки: вам нужно только, чтобы г-н Человечных проиграл эти выборы, а вы, соответственно, их выиграли.

Но, пардон, зачем же тогда вообще нанимать специалиста, идти на какие-то расходы? Не проще ли взять топор-колун, пойти и зарубить своего конкурента?

Знаете, что мне нравится в людях? Они настолько предсказуемы.

Фрэнк Андервуд

Еще с древних времен для политики решающее значение имело общественное мнение. Но возникал вопрос: а кто, собственно, это мнение будет формировать? Вот тогда наступало время политтехнолога – именно он знал, как работать с массами. И не важно, как его звали и в каком веке он жил.

Главная цель работы политтехнолога – влиять на сознание людей. Естественно, он делает это не лично, а через СМИ и соц. сети, политиков или партии. Методы влияния на общественное сознание уже прошли проверку временем – от банальной пропаганды до политической номинации. Тут суть в известной фразе: кто владеет информацией, тот владеет миром. Политтехнолог идет дальше и работает по собственному сценарию, где правильно подать нужную и утаить непопулярную информацию значит получить двойную власть. В этой профессии представляют, как работать над имиджем. А значит PR-skills - осознанная необходимость. Но это не все.

Однажды во время выборов в одном уездном городе проходил конкурс. Надо было просто угадать, кто из двух кандидатов одержит победу на предстоящих выборах, и получить приз. По телевизору (это были 90-е) параллельно транслировали предвыборные рейтинги. Люди побежали участвовать в конкурсе и ставили на лидера тех рейтингов. И что же? Выиграл кандидат, на которого люди делали ставки, чтобы получить заветные призы (кстати, копеечные). Только вот рейтинги эти были идеей политтехнолога и с реальностью не имели ничего общего. А вот сработали они четко. И это лишь один из примеров политтехнологий.


Тут мало просто образования, необходимо реально вкалывать.

Твои знания в области социологии, истории, рынка информации, политологии и PR должны расти с каждым днем. И даже одними этими специализациями сыт не будешь. Здесь важна роль личности. Политтехнология про всестороннее развитие – иначе как ты будешь организовывать публичные мероприятия? Ведь придется быть одновременно и организатором, и творческим человеком.

Настраивайся на высшее образование, скорей всего, не на одно. Ведущие ВУЗы предоставляют большой выбор (например, Политология в Вышке или Liberal Arts в РАНХиГС). Здесь программы бакалавриата по специальностям: политология, связи с общественностью, реклама. Можно пробовать начинать и с колледжей, по той же рекламной теме, имея четкую цель в голове.

При дворе и с будущими королями.

Работа связана с политикой, и твоя начальная позиция будет в штабах политических партий, консалтинговых компаний и различных фондов, особенно во время выборов.

Когда наступит горячее время избирательных кампаний, ты будешь находиться в самом пекле. Победа будет означать переход на новый этап – долгосрочная и интересная работа по созданию имиджа победителя. Да, и этот имидж надо поддерживать каждый день. Тут не место для ошибок.

Придется выбираться и "в поля". То есть в города и регионы, где нужно вести кампанию кандидата или поддерживать программу победителя. Политтехнолог должен чувствовать себя везде, как дома. Это зона его ответственности и залог успеха.


Начнем с зарубежных коллег – в самом широком смысле на западе политтехнологов называют Political Strategist. Эта профессия востребована и приносит в среднем 74000 долларов в год. И, конечно, надо понимать, что это лишь усредненная цифра. В России зарпалата политтехнолога может не отличаться от западной, невероятно? Точную сумму никто не скажет. Скорее ответ опытного специалиста будет таков: "Деньги любят тишину". Это большая игра и большие деньги.

Реально, только благодаря усилиям. Теория в ВУЗе необходима, но лишь как этап. Есть смысл искать любую возможность для стажировки, причем во всех ее вариантах, от волонтера до помощника PR-менеджера. И не стоит ждать больших денег в начале пути.

Тут работает правило "Зефирного эксперимента". В начале семидесятых в Стэнфорде провели исследование: собрали детей и предложили им зефир. По правилам они могли либо сразу съесть лакомство, либо подождать 15 минут и получить двойную порцию. Результаты многолетних наблюдений за этими детьми показали, что те, кто смог проявить терпение, в жизни чаще других достигали поставленных целей.

Так и хороший политтехнолог - всегда просчитывает ситуацию на несколько шагов вперед и умеет ждать.

Политтехнологический сериал всех времен. "Карточный домик"

Обязательно к просмотру - "Плутовство" Барри Левинсона (фильм также известен под названием "Хвост виляет собакой")

Узнать больше и получить удовольствие - книги:

"Суматоха в Белом доме" Кристофера Бакли и
"Вся Кремлевская рать" Михаила Зыгаря

политтехнолог кто это

Практически каждая организация, имеющая политическую деятельность, обязана иметь в своем штате специалиста политтехнолога. В этой статье расскажем, политтехнолог кто это такой, чем занимается этот специалист и каковы его профессиональные обязанности.

Обратимся к википедии и дадим точное определение профессии.

ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО
Москва, обл 8 (499) 577-00-25 доб. 130
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 425-66-30 доб. 130
Федеральный номер 8 (800) 350-84-13 доб. 130

Политтехнолог – это высококлассный специалист, который занимается активным продвижением какой-либо политической личности в его профессиональной карьере.

Чем занимается политтехнолог?

Для общего понимания профессионального направления, в котором строит свою карьеру политтехнолог, расскажем, чем занимается такой специалист.

Прежде всего, следует знать, что любая политическая личность от мэра до губернатора имеет в своем штате помощника в продвижении по карьерной лестнице политтехнолога.

Этот специалист продумывает максимально выгодные шаги, которые помогут политическому деятелю максимально легко и быстро прийти к власти.

В своей трудовой деятельности политтехнолог преследует две цели:

  1. Создание и разработка проекта;
  2. Воплощение и продвижение проекта.

Так же на данном профессионале лежит ответственность за сохранение непорочности личности публичного человека. Ведь в политических кругах это является частым явлением в устранении конкурентов.

Кому подходит профессия?

Данная профессия является специфической и не каждому человеку будет комфортно в ней.

ПОЗВОНИ ЮРИСТУ
ОН РЕШИТ ТВОИ ВОПРОСЫ БЕСПЛАТНО
Москва, обл 8 (499) 577-00-25 доб. 130
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 425-66-30 доб. 130
Федеральный номер 8 (800) 350-84-13 доб. 130

Поэтому в данном разделе статьи мы расскажем о том, кому подходит данный вид деятельности.

А именно, людям, имеющим следующие навыки и личные качества:

  • Коммуникабельность и умение быстро входить в контакт с нужными людьми;
  • Уметь выступать перед аудиторией и средствами массовой информации;
  • Быть образованным с законченным высшим образованием;
  • Обладать знанием иностранных языков;
  • Иметь ясный пытливый ум;
  • Обладать хорошей памятью;
  • Не бояться выходить из собственной зоны комфорта;
  • Иметь высокую выдержку и уметь держать свои эмоции под контролем в любой ситуации;
  • Быть хорошим организатором и креативным взглядом на рабочие ситуации;
  • Иметь творческий подход в решении проблем;
  • Обладать знаниями основ психологии и различать психотипы собеседников;

Как стать политтехнологом?

Для того, что бы начать строить карьеру в данной профессии, одного желания будет недостаточно.

Вторым этапом является получение высшего образования. Еще во время обучения можно подрабатывать агитатором в политических партиях, распространять их печатную продукцию и расклеивать объявления.

Иными словами, делать первые шаги в организации различных партийных мероприятий и выборов.

Так как политтехнолог является универсальным специалистом, то и знать он должен немало и разбираться во всех тонкостях политических процессов.

Следующим шагом является умение анализировать информацию, взятую из средств массовой информации и видеть в ней логический скрытый смысл.

Начать писать собственный контент на политические темы и публиковать его в личном блоге, что бы привлечь внимание лично к себе и своим взглядам.

Далее предложить свои услуги уже действующим политтехнологам и стать их помощником и одновременно учеником.

Плюсы и минусы профессии

Данный вид деятельности, как и многие другие, сопровождается некоторым набором плюсов и минусов. В этом разделе статьи разберем их подробно.

Положительные стороны:

  • Возможность построить головокружительную карьеру;
  • У успешных специалистов высокая оплата труда;
  • Можно стать популярным в средствах массовой информации;
  • Востребованность.

Отрицательные стороны:

  • Дорога к этой профессии трудная и не всегда быстрая;
  • Придется выходить из зоны комфорта;
  • Иногда работа без выходных и с переработками;
  • Общение с большим количеством людей, которые не всегда являются милыми.

Подведем итоги

Подводя итоги статьи, можно утвердительно сказать, что нам удалось рассказать, что за профессия политтехнолог и чем занимается этот специалист при выполнении своей работы.

Дали описание плюсов и минусов профессии, при изучении которых можно сказать, что в данном направлении смогут работать только активные и коммуникабельные люди, имеющие желание держать самую высокую профессиональную планку.

На выборы привлекают не только политтехнологов Москвы и Кремля

Известно, что политтехнолог – человек особенный. Он вхож в высшие эшелоны власти и помогает кандидатам в депутаты, мэрам и губернаторам одерживать убедительные предвыборные победы. Услуги политтехнолога востребованы и политическими партиями, и преуспевающими бизнесменами, и неформальными лидерами. Когда необходима организация и проведение избирательной кампании, сильные мира сего обращаются именно к нему – опытному специалисту по выборам. Другими словами, манипулятору массовым сознанием или социальному инженеру.

Итак, в фокусе нашего внимания политтехнолог и мифы вокруг него.

Как бы там ни было, каждый, кто решил достичь определенных высот в региональной политике или добиться успеха на федеральном уровне власти,
рано или поздно задается одним и тем же вопросом – где найти грамотного политического технолога или команду для выборов?

Но прежде чем начать лихорадочно искать в интернете сайт политтехнолога, давайте попробуем развенчать несколько популярных мифов, которые традиционно вводят в заблуждение даже самых искушенных знатоков.

Как и в любом другом крупном бизнесе, политтехнологи Москвы предпочитают передавать предвыборные заказы на субподряд хорошо зарекомендовавшим себя командам специалистов из регионов. Таким образом, результат избирательной кампании зависит не от места жительства политического технолога, а от его профессиональных качеств – креативности, адекватности, умения брать ответственность за принятые решения.

Обычно (но не всегда) комментарии в СМИ дают политологи. Политолог отличается от политтехнолога ровно настолько, насколько отличается нежный кабинетный соловей от ястреба, обитающего в дикой природе.

По большому счету, политолог это научный работник, который имеет самые общие теоретические представления о том, как проводить избирательную
кампанию. Российский политтехнолог, напротив, прежде всего практикующий специалист, работающий практик. Он участвует в региональных выборах и федеральных избирательных кампаниях постоянно. Его багаж знаний, навыков и умений регулярно пополняется новыми эффективными политическими технологиями, находками и креативными решениями. При всем этом фамилия политтехнолога на момент знакомства может вам ровным счетом не говорить ничего.

Запомните, настоящий политтехнолог сомневается всегда и во всем. Как автор многих нестандартных ходов, я согласен с этим тезисом на все сто. Именно конструктивное сомнение – залог того, что каждый шаг в избирательной кампании будет четко спланирован, политтехнологии ювелирно подобраны ко времени и месту, а последствия их применения – просчитаны.

Каждый опытный политический технолог знает цену своей роковой ошибки.

Настоящий политтехнолог не знахарь, а жесткий рациональный циник.

Между тем, местные и приезжие лжеспециалисты продолжают окучивать доверчивых политиков. Бороться с нашествием халтурщиков и бракоделов призваны учрежденные относительно недавно профессиональные сообщества: Комитет по политтехнологиям РАСО и Российская ассоциация политических консультантов. Эти две организации объединяют только тех политтехнологов, кто на деле смог подтвердить свою высокую квалификацию в профессии и заручиться рекомендациями опытных коллег.

Миф №5. Политтехнолог больше не нужен, если кандидат выиграл хотя бы одни выборы (пусть и пять лет назад)

Известная народная мудрость гласит: плох тот генерал, что готовится к прошлой войне. Ведь за пять лет с момента предыдущего избрания утекло много воды. Например, изменился портрет типового избирателя. Или подвергся перенарезке родной избирательный округ. Наверняка были внесены поправки в избирательное законодательство. На территорию округа положил глаз крупный игрок с хорошим финансовым обеспечением. Появились новые методы эффективной пропаганды и контрпропаганды. На самом деле, вариантов множество!

Здраво оценить весь объем реальных предвыборных проблем может только грамотный политтехнолог.

Поэтому политтехнолог в избирательной кампании не нужен только в том случае, если вы намерены пойти на осознанный риск. Например, поставить, словно в казино, все деньги и планы на зеро. И будь что будет!

Стоит добавить, что известный политтехнолог всегда старается заботиться о своей профессиональной репутации. Все потому, что работа политтехнологом в России накладывает определенные обязательства и перед клиентом, и перед коллегами по цеху. Так или иначе, но дикий рынок с бандитским уклоном родом из 90-х канул в Лету.

Вместо заключения необходимо отметить, что мифы о российских политтехнологах чрезвычайно живучи. Они подпитываются слухами и частными мнениями людей, зачастую слабо представляющих себе внутреннюю кухню избирательных кампаний и политического PR. Когда требуются услуги политтехнолога, старайтесь действовать максимально осмысленно и прагматично. Пусть данная статья поможет сделать вам правильный выбор в реальной жизни.

И помните, выборы все-таки выигрывает не политтехнолог-одиночка, а профессиональная команда.

© 1998 — 2020
Известный российский политтехнолог Москва. Кто такой политический технолог —Политтехнолог.ру

Политтехнолог — о добре, зле и региональных выборах

О принципах

Моя первая кампания была в начале нулевых. Так что золотого периода — когда политтехнологов отстреливали, им били *** (лица. — Прим. ред.), когда у них были элитные проститутки и горы кокаина, когда можно было покупать каждый месяц по тачке — я не застал. То был золотой век в плане зарплат и количества выборов. Кампании были короче, они оплачивались лучше и выборы постоянно где-нибудь проходили.

У нас страна замкнутого цикла. Приди завтра президентом условный Навальный и разреши гей-парады по всей стране — те люди, которые сейчас активно вшиты в политический режим, отлично адаптируются. Киселёв внезапно вспомнит, что у него была жена англичанка и в 1990-е годы он говорил по-русски с англо-американским акцентом. Все впишутся. О чём вообще говорить?

Я постоянно не удовлетворён многими моментами своей работы — в говне брода нет

О политтехнологах

Политтехнологией занимаются все: философы, физики, психологи, историки, бывшие военные, бывшие бандиты, нынешние бандиты, журналисты, филологи, востоковеды, люди без образования. Если ты работаешь со СМИ, то лучше бы тебе разбираться в этой теме, иметь соответствующий опыт. Если ты делаешь социологию или аналитику, глубинные интервью и так далее — лучше иметь социологический или психологический опыт.

Политтехнологи — это общее название группы специалистов. Есть политтехнолог-консультант — это, как правило, человек, стоящий над всей структурой. Он осуществляет концептуальное управление, даёт технические задания, приносит бабло. Иногда совмещает должность руководителя штаба, но чаще предпочитает статус небожителя, правой руки заказчика. Ещё есть руководители избирательных штабов, полевых штабов, групп юристов, творческих групп копирайтеров и теневых структур, занимающихся чёрным пиаром и нелегальным противодействием, — и всё это политтехнологи.

О том, зачем всё это нужно

Избирательная кампания — что-то вроде попытки загипнотизировать наиболее впечатлительную часть избирателей


О деньгах

На выборы депутатов городского совета или законодательного собрания с нормальной кампанией в городе с населением от полумиллиона до миллиона жителей тратится примерно от 8 миллионов рублей на округ. Областной уровень — в два раза больше. Проходное место в Госдуму по вложениям в кампанию или покупке места в списке может стоить от 30 миллионов рублей и выше.

Официальная зарплата у начальника штаба на региональных выборах может быть скромной, тысяч триста рублей. Но он может спокойно спилить треть с выделенного, скажем, миллиона долларов — вот и считай, какая у него зарплата. Начальник штаба может получать космические деньги, всё зависит лишь от того, сколько украдёт. Когда кампания жёсткая, ты не можешь много украсть. Когда кампания лёгкая, можно украсть и до 70 % бюджета. Распила в последнее время стало гораздо больше по двум причинам. Первая — выборы проходят без особой конкуренции, в реальности не нужно тратить столько денег, сколько ты заложил в бюджет. Вторая — количество выборов уменьшилось и люди хотят обеспечить себя на больший период, так что пилят гораздо сильнее, особенно на местах. До самой избирательной кампании, непосредственных технологов на местах, не доходит и половины денег — остальное забирает тот, кто выбил заказ. У меня в практике был кейс, когда мы три месяца по бумагам выпускали газету, верстали, проводили мероприятия, но в реальности этого не было.

О всемогуществе

Ситуации, когда политтехнология бессильна перед общественным мнением, весьма редки — скорее, речь идёт о недостаточном бюджете для решения проблем. Правда, были случаи, когда кандидат проигрывал из-за неудачного выступления, но это непредсказуемые риски. Возможен проигрыш из-за неэффективного вложения средств или из-за того, что избирательная кампания конкурента проведена качественнее — как правило, это означает, что она и дороже. Рисков в кампании много, и часть из них — неправильно выбранные политтехнологи, которые приезжают из разных краёв и не успевают разобраться в специфике региона, а у каждого региона и правда своя специфика. Поэтому нормальная технологическая площадка начинает готовить выборы заранее, за год-полтора.


О профдеформации

О конкуренции

О фальсификациях

Фальсификации изначально закладываются в бюджет кампании. Понятно, что они проходят под другими статьями расходов, но всё равно предполагаются. Кандидат даже может не владеть полной информацией о каруселях и прочих ухищрениях политтехнологов — не всегда это надо. Если кандидат никогда не был связан с политтехнологией, его общая осведомлённость низкая и он может вообще слабо понимать, что происходит.

Как мне кажется, постепенно мы приходим к тому, что проще выборы выиграть честно, чем устраивать фальсификации. В основном к каруселям и подобным методикам прибегают для того, чтобы получить ещё больший бюджет на кампанию и попилить бабло. Во время массовых фальсификаций на выборах в Госдуму просто пилили деньги, вот и всё. Но в целом это не очень эффективно, много ты в урну не набросаешь. Конечно, есть истории из какого-нибудь Дагестана, где пачками толстенными вбрасывают, но это вообще другая планета. В нормальной ситуации если ты прибегаешь к каруселям, то в лучшем случае добавишь себе процентов пять голосов. В 2011 году в некоторых городах ФСБ даже пыталась остановить фальсификации: исследования общественного мнения показывали, что они не очень хорошо влияют на положение дел, могут быть протесты.

В условиях, когда никто не ходит на выборы, фальсификации не так актуальны, как мобилизация сторонников. А ещё есть забавная история: вместе с кандидатами избирателям предлагают выбрать, что построить в следующем году — школу, детский сад или бассейн. Обычно есть предсказуемый ответ, а есть очевидно проигрышные. Вот только решение о реализации предсказуемо правильного варианта уже принято, в бюджете на следующий год отведена сумма. Люди голосуют за уже принятое решение — так пытаются реабилитировать институт выборов, создать видимость того, что кто-то что-то решает.

Во время массовых фальсификаций на выборах в Госдуму просто пилили деньги, вот и всё

О региональных выборах

Задача политтехнолога — приносить людям пользу. И выборы очень нужны — чем больше, тем лучше, с максимальным участием специалистов. Польза выборов очевидна — они подталкивают развитие. Конечно, повседневная политика тоже, но если человек — мудак, то он хотя бы что-то хорошее сделает в предвыборную кампанию. Например, нужен где-то фонарь. Политик, ответственный за его установку, не будет делать это просто так, а дождётся выборов — и не важно, сколько там старушек во тьме *** (упадёт. — Прим. ред.). Но лучше хоть так, чем если бы этот фонарь вообще никогда не появился на улице.

О Новосибирске

Чем нынешняя кампания отличается от предыдущих? Да ничем не отличается, всё как обычно. Ветер из Кремля всегда меняется, но подпрыгивают только медиа. На площадках всегда одно и то же. Есть всякие мелкие политические репрессии, но это дискурс власти, она репрессивна по своей сути. И если раньше были Березовский и Ходорковский, то теперь, например, Илья Пономарёв. Это просто условный фон — нужно же кого-то гонять, на то и щука в реке.

Говорят, что по поводу недопущения оппозиции до выборов в Новосибирске есть прямое распоряжение администрации президента. Но никто в бумажном виде его не видел. Понятно, что если бы давления не было, всех бы нормально зарегистрировали. Но, видимо, есть причины, чтобы этому помешать. Результаты Навального на выборах мэра в Москве стали сюрпризом для властей, и вот они решили перестраховаться. И потом, ходят слухи, что ПАРНАС финансируется Ходорковским, а это уже принципиальный вопрос — не пускать деньги Ходорковского во власть.

Не думаю, что у власти есть какой-то страх, — это же машина. Наверное, у отдельных чиновников есть страх получить по чайнику за тот или иной политический провал. Политика похожа на спортивные состязания, причём такие, где разрешены допинг и удары ниже пояса. Но это спорт тем не менее. Искренние либералы или искренние патриоты встречаются только на низких уровнях. Остальные просто реагируют на соперников по игре, независимо от их политических взглядов.

Если бы выборы состоялись сейчас, оппозиция взяла бы в Новосибирске максимум 7 % голосов. После участия в кампании этот процент мог бы вырасти ещё. Недопущение до выборов важно как факт. Это страх не проникновения в систему, а хоть какого-то их успеха вообще. Победы оппозиции на выборах не боятся. Им не хотят дать шанс посветиться во время кампании. Если человек пройдёт в городскую думу, он получит трибуну. А так можно говорить, что эти вот оппозиционеры честно подписи собрать не могут — куда им выше?! Но мне история с выборами в Новосибирске совсем не интересна — какая разница, кто будет в депутатском корпусе? Я уже видел в этой стране и торжество либерализма, и экономические реформы, и выход из кризиса. Смешно, правда? Повторю ещё раз: вся политическая движуха ведётся вокруг источников финансирования. Может, мне так кажется в результате профдеформации, но на самом деле нет.

Вся политическая движуха ведётся вокруг источников финансирования. Может, мне так кажется в результате профдеформации, но на самом деле нет

Читайте также: