Почему сотрудники боятся руководителя

Обновлено: 17.05.2024

Как понять, что руководитель токсичный

То есть, если руководитель кому‑то не нравится, а его требования выводят подчинённых из зоны комфорта, это ещё не делает его вредителем. Например, если кто‑то на работе любит посидеть в соцсетях и увиливает от всяких поручений, новые задания от начальника такому сотруднику, естественно, будут неприятны.

Но руководитель имеет право требовать, чтобы рабочее время тратилось на рабочие обязанности.

Наконец, иногда руководитель ничего плохого не делает, просто он похож на вашего противного дядю — и вот вам уже некомфортно.

Сперва нужно понять, что начальник не сват, не брат, не друг. Это человек с определёнными должностными инструкциями, которые он установил сам или получил от вышестоящего руководства.

Функции руководителя — требовать, достигать, управлять. Добрый или токсичный, он в любом случае начальник. И ожидать поблажек от человека, нацеленного на результат, не приходится. Его первоочередная задача — создать условия для роста и развития организации, а не тихую гавань для сотрудников.

Токсичный руководитель отравляет жизнь всего коллектива по‑настоящему. Обычно начальник такого типа делает что‑то из этого списка (в тяжёлом случае — всё).

Не сдерживает эмоции

Естественно, сотрудники никогда не знают, в каком настроении босс сегодня. Поэтому, когда он на подходе, весь коллектив замирает. Если руководитель в хорошем расположении духа, можно вздохнуть свободно. Если нет, все будут тратить силы в основном на то, чтобы не попасть ему под руку.

Исповедует культ личности

Прежде всего своей. Только он знает, как надо. Он не может ошибиться, его решения правильные и оптимальные. Все остальные должны чётко выполнять, а не обсуждать приказы.

И в целом для такого человека обычно очень важна иерархия. Перед вышестоящим начальством он будет лебезить. Но чем ниже сотрудник находится на карьерной лестнице, тем хуже токсичный руководитель с ним будет обращаться.

Не даёт чётких указаний

Иногда задания поступают в расплывчатых формулировках, чтобы не ограничивать фантазию работников. Но с токсичным начальником дела чаще обстоят по‑другому. Отсутствие чётких указаний позволяет ему как угодно интерпретировать результат, обычно не в пользу исполнителя.

Скажем, работника, который приносит макет, руководитель обвиняет в тупости: разве сложно было догадаться, что он хотел совсем другого? В итоге подчинённый раз за разом играет в экстрасенса. Время идёт, результата нет, большая часть работы выполняется на всякий случай. Это очень изматывает.

Унижает и высмеивает

Запугивает и шантажирует

Даже если вы не до конца верите, что у него получится осуществить обещанное, это всё равно не отменяет сильных переживаний, которые портят жизнь.

Домогается

Отношения между людьми, которые стоят на разных ступенях иерархической лестницы в некой системе, в целом спорный вопрос. Никогда нельзя быть уверенным, что нижестоящий испытывает искренние чувства, а не вынужден их имитировать из‑за уязвимого положения.

Но сальные шуточки, прикосновения и прочие откровенно сексуальные притязания выглядят совершенно однозначно. Это домогательства, и они характеризуют начальника не лучшим образом, даже если их жертва не вы.

Дискриминирует

Начальник предвзято относится к группе людей, объединённых каким‑то формальным признаком. Это может быть буквально кто угодно: чайлдфри, IT‑специалисты или люди, живущие севернее 59‑й параллели северной широты. Естественно, обстановку это накаляет.

Обесценивает

Присваивает чужие достижения

Ошибки сотрудников — их недоработка, победы сотрудников — заслуга руководителя.

Что делать, если ваш руководитель токсичный

В глобальном масштабе у вас только два варианта: уйти или терпеть.

Очевидно, что эвакуация — лучший способ, когда дело касается чего‑то токсичного. Если бы речь шла о настоящем яде, решение было бы чуть более простым. Зона отчуждения вокруг Припяти или покрытый слоем асбеста город‑призрак Виттенум в Австралии — это, скорее, аттракционы для туристов, которые любят пощекотать себе нервы. А постоянно находиться там желающих, прямо скажем, немного.

Вы не обязаны никому ничего доказывать. Отойти от источника яда — разумно.

Как выжить в компании с токсичным начальником

Сосредоточьтесь на целях

Когда вы едете в общественном транспорте и смотрите по сторонам, то видите разных людей с разным выражением лица. Они добрые, злые, отрешённые. Но вы мало задумываетесь, почему люди такие, хотя вместе с ними перемещаетесь из точки А в точку Б. Так и в рабочем коллективе.

Не стоит забывать, для чего вы пришли на работу. Не для того, чтобы быть хорошим и удобным с начальником. Вы пришли за зарплатой, опытом, карьерным ростом. Самого начальника вы не обязаны воспринимать как что‑то важное и ценное. Это человек, который является модератором здесь и сейчас. Пусть он им и остаётся.

Будьте великолепны

По сути, результаты работы — единственное, что реально имеет значение. И чем более безупречными они будут, тем проще вам будет держать удар. Естественно, токсичный босс всегда найдёт, к чему бы придраться. Но если вы будете понимать, что сделали всё в лучшем виде, то станете менее уязвимы, чем в случае, когда понимаете, что часть критики справедлива.

Соблюдайте субординацию

Чтобы минимизировать риски, стоит свести общение к исключительно рабочему, с соблюдением всех должностных инструкций и границ. По крайней мере, с вашей стороны.

Не стоит в рабочем коллективе рассказывать о своей личной жизни, иначе вы даёте токсичному начальнику дополнительную информацию для ударов, манипуляций и шантажа. Не сплетничайте, не доносите шефу на сослуживцев, не ввязывайтесь в сомнительные истории — словом, берегите репутацию свою и коллег, чтобы не возникали поводы что‑то обсуждать и критиковать.

Мягко обозначьте границы

Не все токсичные начальники такие, потому что им нравится упиваться властью и издеваться. Нередко они просто не замечают, как себя ведут, потому что привыкли, что так можно. В своё время на них кричали, ими помыкали и манипулировали. Поэтому иногда достаточно обозначить, что вы не готовы мириться с подобным отношением, чтобы облегчить положение — правда, только себе.

Когда начальник даёт вам непрошеные советы, оценки, критику, переходит на личности, то нарушает ваши личные границы. Поэтому обозначить свою позицию необходимо в любом случае. Без эмоций, без обид, без агрессии. Не позволяйте к себе недостойного отношения. Останавливайте начальника.

Например, в зависимости от ситуации можно сказать следующее:

Если это не вызовет новый взрыв ругани, то приём можно применять и в дальнейшем. Рано или поздно начальник перестанет переходить на личности, а вы — болезненно на это реагировать.

Абстрагируйтесь

Наденьте на себя воображаемый костюм, который защитит вас от яда. Осознайте, что всё, сказанное начальником, не имеет к вам отношения, он нападает, потому что агрессор. Объясните себе, почему с вами всё в порядке вне зависимости от оценок руководителя.

Упростите себе задачу и попытайтесь взглянуть на ситуацию со стороны, как будто она произошла с симпатичным вам человеком — что бы вы ему сказали?

Старайтесь, чтобы происходящее на работе не распространялось на остальную жизнь. Это непросто, поскольку токсичная атмосфера держит в постоянном стрессе, снижает самооценку. Вы всё равно будете периодически взрываться эмоционально.

Суть метода в том, что вы не спорите с нарушителем границ. Вы, как это делается в айкидо, используете его энергию и направляете её мимо вас. Длительное время мы даже обучали людей с шизофренией этому способу, так как они наиболее уязвимы. Но выяснилось, что он работает и с другими.

Допустим, вас начинают критиковать и обвинять в том, что вы никчёмный сотрудник. Спокойно уточните, что собеседник имел в виду, что это означает. На такие вопросы вы обычно будете получать более конкретные ответы.

Тем самым вы как бы помогаете нападавшему разрядить агрессивную энергию, не получая от него удар. В противном случае, если вступить в спор с абстрактными обвинениями, это приведёт лишь к усилению атаки.

Обратитесь за помощью в HR‑отдел

В некоторых компаниях специалисты по кадрам не только нанимают на работу новых сотрудников, но и делают всё, чтобы сохранить в коллективе благоприятный климат. Если ваша организация из таких или вы просто всё перепробовали и следующим шагом видите увольнение, попробуйте обратиться в HR‑отдел.

Возможно, вам предложат варианты, например перевестись в подразделение, где ситуация лучше. Или, если поведение руководителя вопиющее и отравляет жизнь всем, задумаются, как решить вопрос более кардинально.

Естественно, это работает, если токсичность начальника — исключение, а не правило в компании.

Уходите

Этой рекомендации было не избежать. Всё компромиссы и попытки перетерпеть — временные меры. Если никаких изменений в перспективе не предвидится, надо планировать уход: копить подушку безопасности, доучиваться или другим образом подготавливать почву для своего спасения.

Постоянный стресс, в котором токсичный начальник держит подчинённых, опасен. Он негативно влияет на физическое H. Yaribeygi, Y. Panahi et al. The impact of stress on body function: A review / EXCLI Journal и психическое A. Bartolomucci, R. Leopardi. Stress and depression: Preclinical research and clinical implications / PLoS ONE здоровье. Так что держаться подальше от ядовитых людей иногда буквально вопрос выживания.

А вы сталкивались с токсичным боссом? Делитесь историями в комментариях и рассказывайте, как спаслись.

Пишу для Лайфхакера о деньгах, праве и правах, вещах, которые помогают жить проще, лучше и веселее. И конечно, проверяю советы на себе: получаю налоговые вычеты, подаю декларации онлайн, а ещё досрочно выплатила ипотеку и вынудила почту найти мою посылку.





Уже давно позади те годы, кода сотрудники могли беспрекословно терпеть все капризы вышестоящих, так как боялись остаться без работы. В настоящее время руководителям бизнеса приходится иметь дело с самыми разными людьми. И, как правило, это не просто "серая масса", а гордые и амбициозные работники. Они могут не отличаться от своего начальника ни по уровню образования, ни по интеллектуальным способностям. А в некоторых случаях подчиненные могут и превосходить босса по этим параметрам.

Таким сотрудникам можно пригрозить - однако при этом они не боятся потерять рабочее место, так как при случае легко найдут другое. Как же поступать руководителю, чьи подчиненные ведут себя откровенно грубо и не желают подчиняться приказам? Сегодня мы рассмотрим несколько способов, позволяющих улучшить субординацию в компании.


Сделать распоряжения конкретными

Одна из наиболее распространенных причин, по которым подчиненные не желают исполнять приказы своего шефа - это отсутствие конкретики в его распоряжениях. Часто бывает так, что руководители ведут себя по принципу "Поди туда - не знаю куда. ". Что происходит в итоге? Результат на выходе они тоже получают соответствующий. Иногда бывает и так, что сам начальник путает конкретный приказ ("напиши отчет") с призывом ("тебе стоит работать эффективнее"). Главная функция первого рода распоряжений является распорядительной, а второго - мотивационной.

Изменить интонацию

Часто работники не желают подчиняться и проявлять уважение только по той причине, что им кажется, будто бы начальник хочет возвыситься за счет раздачи распоряжений. Конечно же, в большинстве случаев это не так, и целью приказа, собственно, и является его исполнение (а не самоутверждение начальника). Но доказать это подчиненным крайне сложно. И поэтому руководителю стоит отдавать приказы в неагрессивной, спокойной форме. В то же время в вашем голосе должна быть уверенность.

Разобраться в причинах саботажа

Иногда бывает и так, что понимание приказов не является главным. Сотруднику ясно, чего от него требует руководитель. Однако и в этом случае он не хочет выполнять распоряжений, просто прикидываясь "непонимающим". Причины подобного поведения могут быть самыми разными. Но чаще всего это личная антипатия подчиненного. Он не хочет выполнять распоряжение, так как внутренне не принимает его содержания.


Мотивация сотрудника может быть разной, но и подход шефа тоже

Сотрудник при этом может проявлять это неприятие по-разному: при всех оспаривать полученный приказ, вести скрытую борьбу, плести интриги. Руководители нередко в таком случае совершают одну и ту же ошибку. Они хотят поставить подчиненного на место любыми способами, приводя ему аргументы в пользу того, почему именно должен быть выполнен приказ. Но проблема заключается не в том, чтобы убедить человека в целесообразности выполнения приказа. Сотрудники в большинстве случаев не желают искать практическую выгоду для организации. Он может не видеть личной выгоды в том, что подчинится этому приказу. У него свои цели и задачи: подчиненному важно отсидеть от звонка до звонка и получить за это свои деньги.


Непременно нужно выяснить, по какой именно причине подчиненный не желает выполнять приказ. Что стоит за его сопротивлением? Может быть, это несогласие с тем, как вы ведете бизнес, или же личный интерес и карьерные амбиции? При этом неважно, чем именно прикрывается подчиненный. Он может приводить в свое оправдание какие угодно аргументы - например, говорить, что заботится о благе компании. Поэтому руководителю нужно воздействовать не на внешние проявления, а на ту внутреннюю причину, которая стоит за саботажем.

Чаще всего так и бывает, что конфликты между шефом и подчиненным носят скрытый характер. Ведь не каждый сотрудник решится открыто конфронтировать с руководителем. В зависимости от этого уже можно выработать дальнейшую стратегию: например, улучшить систему мотивации, если работник не в восторге от выполнения приказов именно из-за денежных причин. Или же поговорить с подчиненным открыто, если его не устраивает стиль руководства.

В первую очередь - открытое общение

С тем подчиненным, который не желает слушаться, стоит провести воспитательную беседу. В ее процессе важно не только указать на то, чем чревато неисполнение приказов руководства. Важно поинтересоваться, чего именно хотел бы сотрудник получить от вас и от работы в вашей компании. Может быть, проблема заключается не только в размере финансового вознаграждения, но и в необходимости реорганизовать какие-либо мелочи. Возможно, обязанности в отделе распределены неправильно. Например, один сотрудник выполняет работу за двоих других, которые в это время только делают вид, что трудятся.


И именно этот факт вызывает сопротивление и нежелание подчиняться приказам. Ведь вы сами, вероятно, когда-то были простым работником, который хорошо знал, что нужно улучшить, какие моменты требуют повышенного внимания. Постарайтесь выяснить это и устранить те вещи, которые вызывают неприятие и раздражение. Так вы покажете себя настоящим руководителем, и сотрудники начнут относиться к вам более уважительно.

Не бояться продемонстрировать жесткость

Дмитрий Кузьмин

Результаты исследования Гарвардской бизнес-школы показывают, что токсичные сотрудники наносят урон бизнесу. Добросовестные и спокойные люди в компаниях с таким персоналом работают заметно хуже, а некоторые (12 %) и вовсе увольняются из-за неприятной атмосферы в коллективе.

Респонденты заявили, что из-за токсичных коллег нарушаются их отношения с клиентами, большинство теряют вовлеченность и инициативу, опасаясь грубой и непоследовательной обратной связи. Все это указывает на то, что токсичные сотрудники разрушают коллектив, и игнорирование их чревато снижением эффективности команды.

Кто такие токсичные сотрудники

Также под токсичным поведение может скрываться подсознательное желание самоутвердиться и подчинить себе других людей.

Токсичность — это просто новое модное слово, которым обернули старое доброе авторитарное поведение. Авторитаризм — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Олег Долгицкий
психолог

Признаки и особенности поведения токсичных сотрудников

Отличительными особенностями токсичных сотрудников обычно называют немотивированную агрессию, непоследовательность в реакциях, следование за личной выгодой.

Такие люди не уважают коллег и не пытаются быть этичными, не считают руководителя авторитетом и не хотят следовать указаниям. Вот еще несколько признаков, что перед вами токсичный человек.

Игнорирует корпоративные ценности

Опрошенные для статьи руководители компаний разных уровней сходятся во мнении, что токсичные сотрудники, как правило, игнорируют корпоративные ценности. Они не обращают внимание на принятые правила, субординацию, атмосферу в коллективе. Вместо того чтобы или принять стиль работы, или не соглашаться на вакансию, они пытаются навязать коллегам и руководству свои представления об алгоритмах работы и стиле управления.

Токсичными могут быть не только рядовые работники, но и управленцы. При этом они не всегда открыто демонстрируют токсичное поведение, скандалистов среди них немного. Обычно они неплохо выполняют свою работу, у них хорошие отношения с коллегами. Токсичные сотрудники преследуют личные цели — им нужны власть, статус, выгода.

Обратите внимание: порой такое поведение является своеобразной обороной, так как сотрудник не обладает необходимыми для занимаемой должности знаниями и компетенциями. Или это попытка выразить несогласие с работой системы, правилами и порядками в компании.

В идеальном мире с токсичными сотрудниками нужно прощаться. В реальности поддерживайте специалистов, которые могут стать жертвами токсичных коллег, иначе компания потеряет хороших работников.

Екатерина Нистратова
HR-директор компании BSA

Считает себя лучшим

У него негативное отношение ко всему

Отличительной особенностью некоторых токсичных сотрудников является негативное отношение к любым нововведениям, работе и вообще к жизни. Здесь речь не про сложные ситуации, когда нам хочется выпустить пар, немного поныть и пожалеть себя. Нет, это постоянное состояние человека.

Токсичные люди, как правило, склонны драматизировать любую мелочь. На проблемы они реагируют не попыткой их решить, а опускают руки и сразу же сдаются. Подобное отношение к жизни и работе передается в коллектив.

Кто-то будет жалеть токсичных сотрудников и пытаться им помочь. В итоге вместо двух полноценных работников руководитель получает одного бесполезного и еще одного, работающего вполсилы, потому что время и ресурсы будут уходить на поддерживающие разговоры.

Часть коллектива поддается негативным настроениям. Люди могут задуматься, вдруг токсичный сотрудник действительно прав и вокруг все так плохо. Это демотивирует.

Он постоянно все критикует

Вместе с негативным отношением к жизни у токсичных сотрудников проявляется страсть к критике. Почему-то они считают, что знают все лучше всех, и никогда не верят в успех нового проекта.

Такое отношение можно использовать в мозговых штурмах. Токсичный сотрудник, если он умеет использовать аргументы, а не просто эмоциональные оценки, будет полезен — увидит потенциальные проблемы, о которых не подумали работники с позитивным отношением к проекту.

Но постоянно работать рядом с человеком, который критикует и обесценивает вашу деятельность, невозможно — даже крепкая психика не выдержит постоянного давления. Результатом станет или потеря уверенности в себе, или открытый конфликт.

У него есть склонность к интригам

В токсичных коллективах энергию принято использовать не для решения рабочих задач, а для сбора информации о коллегах, создания и распространения сплетен. Постепенно все время на работе тратится на интриги — сотрудники обсуждают, кто и что сказал, зачем это было нужно, какие выводы можно из этого сделать и как с помощью манипуляций добиться своего.

Удобные инструменты для учета кадровых событий, формирования приказов и других документов. Легкий переход на электронные трудовые и больничные листы.

Коммуникации в подобных коллективах отравлены: от коллег невозможно добиться даже элементарных действий по работе, потому что любые просьбы воспринимаются как элемент интриги. Люди, которые просто хотят работать, рядом с такими сотрудниками не задерживаются. Проще уволиться и найти подходящую вакансию, чем разбираться в хитросплетениях отношений между условным начальником, бухгалтером и парой менеджеров.

У него много активности, но мало результатов работы

Еще один признак токсичного сотрудника — это отсутствие реальных результатов работы. Подобные люди могут быть отличными собеседниками, постоянно принимать участие в социальных активностях, дружить с коллегами. Но когда наступает время анализа результатов, именно у них меньше всего сделанной работы. Это демотивирует других сотрудников: люди начинают сомневаться в том, что нужно трудиться, ведь они работают, а токсичному коллеге платят, по сути, за присутствие на рабочем месте.

Или другой пример: результаты работы есть, но сделана она чужими руками. Коллег это может задеть, ведь делают они, а похвалу от руководства получает токсичный специалист.

Мы называем таких сотрудников душой компании. Это может быть веселый, активный и в целом довольно приятный в общении человек. Для него не проблема найти общую тему для разговора, дать совет, поделиться историей из жизни, даже если не просят, помочь в организации праздника, таскать бутылки с водой и еще много-много чего. Только на выполнение непосредственных рабочих задач времени у него не остается.

Он не принимает ответственность

В ошибках токсичных сотрудников, как им кажется, всегда виноват кто-то другой. Им свойственно убегать от ответственности, подставлять окружающих, переиначивать ситуацию.

Причем с умением манипулировать логикой у токсичных работников все хорошо. Постепенно это провоцирует конфликт, добросовестным исполнителям надоедает, что им приходится исправлять чужие ошибки.

Как бороться с токсичными сотрудниками

Ищите причины токсичного поведения

Начните с поиска настоящих причин ядовитого поведения. Обычно с токсичными коллегами сложно выстраивать коммуникацию — они все воспринимают в штыки, ищут сложности и проблемы там, где их нет. Но если абстрагироваться от эмоций, можно попробовать выяснить, почему они так себя ведут.

Важно понять, токсичен ли сотрудник всегда, сам по себе, или есть какой-то триггер для проявления неприятных сторон характера. Кто-то, например, в условиях аврала начинает паниковать и демотивировать команду. Другие, наоборот, расслабляются, если им не хватает загрузки, и тянут за собой коллектив. Зная сильные и слабые стороны сотрудника, можно планировать его загрузку с их учетом и таким образом минимизировать спорные ситуации.

Помните, сотрудник ведет себя тем или иным образом чаще всего неосознанно. Старайтесь не поддаваться эмоциям, не становитесь сами токсичным руководителем. Не стоит отчитывать человека при коллективе, это только усугубит ситуацию. Обсудите проблему тет-а-тет, прямо скажите о том, какие реакции или поступки вам не нравятся и вместе поищите возможные пути решения.

Кристина Петрова
основатель агентства PR Perfect

Узнайте, что беспокоит сотрудника, что ему не нравится. Если получится, спросите, что ему хотелось бы изменить в его работе. Может быть, он беспокоится из-за недостатка компетенций? Или ему нужно больше времени на выполнение задач? Как правило, у токсичных людей отношения с руководителями напряженные, от разговора с начальником они ждут давления, проблем и конфликта. Поэтому доброжелательная беседа может сбить их конфликтный настрой, они расскажут, в чем на самом деле проблема.

Два года назад к нам устроился отличный программист. Спустя полгода он проявил свой характер: стал открыто обсуждать работу других сотрудников, причем с негативной стороны, говорил о том, что не команда, а только он вносит посильный вклад в развитие проекта.

Мы выяснили, в чем причина такого поведения. Оказывается, ему не хватало времени на его хобби. Я сделал ему гибкий график при условии выполнения KPI, проблема решилась. Еще я расширил зону его ответственности — поручил вести корпоративный блог. И предупредил, что мы будем участвовать в конкурсе блогов, от его работы будет зависеть результат. Эффект был потрясающий.

Появление токсичного сотрудника в коллективе — проверка на прочность руководителя. Сдаваться сразу не нужно, но и не затягивайте: если не удалось перевоспитать сотрудника, лучше попрощаться с человеком, каким бы профи он ни был.

Борис Сысоев
основатель HR-стартапа TestWork.io

Дайте обратную связь

Токсичные сотрудники не всегда понимают, какой негатив своими действиями приносят в компанию. Порой проблема может решиться благодаря спокойной обратной связи. Расскажите сотруднику, что не так с его поведением, почему оно негативно влияет на атмосферу в коллективе. Лучше, если коммуникация будет строиться без эмоций, логично и рационально. Как вариант, можно дать обратную связь письменно.

Используйте конкретные примеры, чтобы обратная связь не выглядела как агрессия или необоснованное нападение. Задача коммуникации — решить проблему с токсичностью, а не вызвать защитную реакцию.

Полезным будет объяснить последствия токсичного поведения. Например, выстроить логическую цепочку. Если сотрудник постоянно всех критикует, отношение к работе ухудшается, творческая энергия и позитивный настрой пропадает, люди не хотят работать, сроки срываются. В итоге компания не получит оплату за заказ и ей придется закрыться. Это негативно скажется и на токсичном сотруднике — останется без зарплаты, придется искать новую работу, о нем будут плохие отзывы.

Будьте аккуратнее с ярлыками

Не всегда человек, работающий иначе, чем принято в коллективе, токсичный. Это может быть сотрудник с творческим мышлением, нестандартной логикой. Задача руководителя — вовремя понять, кто перед ним, и использовать эту неординарность на благо бизнеса, ведь именно такие люди могут креативно подходить к решению сложных задач.

Александр Хмыль, руководитель проекта HostFly, уверен: когда в коллектив попадают люди с нестандартным мышлением, более активные, чем их коллеги, возникают напряжение и конфликт. Но управленцы в природу таких конфликтов не вникают, в итоге прогрессивные сотрудники, которые могут принести бизнесу пользу, оказываются в позиции токсичных. Это большая ошибка.

Руководителю в такой ситуации стоит думать не над управлением токсичными сотрудниками, а над нормализацией ситуации в коллективе, с учетом способностей всех работников. Важно понимать, что токсичные сотрудники в компанию при нормальном отборе кадров не попадают. Значит, они стали такими внутри коллектива.

Изучите рабочие процессы, отношение к обязанностям всех членов коллектива. В нашей практике токсичными становились люди, которые хотели проявить себя, но сдерживались менее инициативными коллегами. Поэтому не принимайте поспешных решений.

Александр Хмыль
руководитель проекта HostFly

Если не получается — расставайтесь

Часть опрошенных нами экспертов считает, что токсичных сотрудников не переделать. Управлять ими тоже невозможно — они довольно деспотичны, если руководитель говорит что-то против, это воспринимается не как конструктивная критика, а как нападение. Поэтому единственным верным, пусть и тяжелым, будет решение расстаться.

Токсичные люди обычно считают, что действуют абсолютно правильно и во благо других. Такие сотрудники могут быть продуктивными и приносить хороший доход, но их влияние на атмосферу внутри команды в итоге нанесет значительно больше вреда, чем пользы. Оно снижает эффективность других сотрудников, которые работают в непосредственном контакте с ним.

Если вы столкнулись с токсичным сотрудником, нужно принимать решение о расставании, даже если вы не являетесь его непосредственным руководителем, а стоите выше. Главное, действовать методично и последовательно, без лишних эмоций и с четкой позицией. Иногда процесс расставания может затянуться на несколько месяцев, но зато потом весь коллектив сможет вздохнуть свободно.

Вкратце о том, что делать, если у вас в команде появился токсичный сотрудник

  • Токсичный сотрудник — это человек, которые отравляет атмосферу в коллективе, мешает своим действием или бездействием другим продуктивно работать.
  • Токсичность может проявляться в постоянной критике, игнорировании корпоративных правил и ценностей. Подобные люди считают себя лучше остальных, постоянно критикуют коллег и начальство.
  • Есть и другая токсичность — когда люди активны, но перекладывают свою работу на других. Или плетут интриги, вместо того, чтобы работать. Еще токсичные сотрудники не любят брать на себя ответственность, в их ошибках всегда виноват кто-то другой.
  • Способов управлять такими сотрудниками мало. Попробуйте найти причины токсичности — возможно, сотрудник хочет так показать себя. В таком случае может помочь расширение зоны ответственности.
  • Еще важно постоянно давать обратную связь. Не понимая, как к ним относится руководитель, сотрудники начинают выгорать и проявлять неприятные черты характера. Важно, чтобы работник всегда знал, насколько хорошо он выполняет свои обязанности, куда ему расти дальше.
  • Если не выходит поменять токсичного сотрудника, расстаньтесь с ним.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

После общения с руководителем: портится настроение, появляются чувства обиды, унижения или вины, а ваше стремление быть вежливым (даже в ущерб себе) только осложняют ситуацию? Значит вами манипулируют. Научитесь правильно защищаться от психологического воздействия.


Руководство и манипуляция два принципиально разных понятия. Скрытое психологическое воздействие используется исключительно для достижения целей босса, причем в ущерб подчиненному

После общения с руководителем: портится настроение, появляются чувства обиды, унижения или вины, а ваше стремление быть вежливым (даже в ущерб себе) только осложняют ситуацию? Значит вами манипулируют. Научитесь правильно защищаться от психологического воздействия.

Скрытое влияние шефа вынуждает работать сверхурочно, разрушает самооценку, вызывает психосоматические реакции (ухудшается психологическое и физического самочувствие). Как противостоять агрессии рассказала психолог Светлана Луценко.

Коротко об истории манипуляции

Современное же значение термина — скрытое воздействие на людей. Его методы и принципы были отработаны в прошлом веке в нацистской Германии. Автором концепции влияния на сознание масс считается Йозеф Геббельс. В наши дни приемы психологического насилия усовершенствованы и внедрены повсеместно — ими пользуются политики, руководители, маркетологи, продавцы.

Определение манипуляции: скрытое воздействие, которое изменяет воззрения, установки, цели, принципы, а также поведение и действия людей.

Манипуляция личными особенностями подчиненных и приемы управления

Считается, что к завуалированному влиянию на персонал прибегают, мягко говоря, самые посредственные начальники. Речь идет как о личностных особенностях и отсутствии лидерских качеств, так и о недостатке способностей к выбранной профессии и компетенций для выполнения своих обязанностей. Понятно, такому человеку нужно каким-то образом утверждаться и, как правило, выбирается способ психологического насилия по отношению к нижестоящим по рангу.

3 способа манипулирования для подавления сопротивления

5 самых распространенных видов воздействия для разных психотипов сотрудников:

Начальник-манипулятор имеет уязвимые места, зная их вы можете скорректировать общение и уменьшить давление на себя

12 основных манипуляций, примеры их использования и тактики защиты

Начинается психологическое воздействие с традиций интерьера. Вам указывают на стул, который находится далеко от внушительных размеров стола шефа? Это подсознательно вызывает ощущение незначительности. Если же предлагается расположиться в глубоком, удобном, но очень низком кресле, то визави намерен влиять своим авторитетом. Обоснование: детям приходится выполнять требования родителей и учителей, то есть людей, которые выше их. Данная установка остается с нами на всю жизнь.

Как защититься? Будьте внимательны и контролируйте ситуацию.

Не дать высказать свое мнение или согласиться на дополнительные служебные нагрузки начальник может одной своей фактурой (даже если он метр сорок на коньках и в шляпе).

Как защититься? Поднимайтесь с кресла, когда подходит управленец. и не потому, что хорошо воспитаны или относитесь к нему с уважением. Подобное действие не дает сбить столку, забыть свои аргументы, согласиться на кабальные условия.

Метод передергивания фактов используется для двух целей: дискредитации мнения одного из сотрудников или для программирования установок всего коллектива.

В первом случае, начальник, повторяя слова подчиненного — незаметно меняет смысл сказанного, причем большинство не чувствуют подлога.

Как защититься? Если ваши тезисы начинают повторять насторожитесь, вслушайтесь и сразу укажите на смысловые искажения.

Во втором случае, перед боссом стоит задача — изменить убеждения коллектива и многократно повторяемые утверждения, в конце концов, принимаются на веру. Например, если постоянно высказывать недовольство по поводу работы даже лучшего и самого грамотного специалиста, то рано или поздно в глазах коллег он таким и будет казаться. Кроме того, и сам начнет верить в правдивость утверждения.


Как защититься? Призывать коллег к критическому мышлению — бесперспективно. Сохраняйте уверенности в себе и психологическое равновесие.

При каждой удобной оказии шеф обвиняет сотрудника в некомпетентности и безделье, причем без всяких оснований.

Пример. Подобные упреки постоянно звучали в адрес женщины, которая с золотыми медалями окончила школу и институт, без протекции продвигалась по карьерной лестнице, плюс подчиненные ценили ее за быстроту и четкость в работе, помощь и правильное отношения к людям. Однако постоянная травля новоиспеченным боссом сделали свое дело — у уверенной в себе дамы пошатнулась самооценка, к тому же она оказалась на грани нервного срыва (от психологической боли кричала во сне, пугая мужа). Отмечу: после увольнения ей понадобился год или больше, чтобы забыть о затянувшемся кошмаре.

Как защититься? При любых обстоятельствах поддерживайте уверенность в себе и личную самооценку, плюс не сомневайтесь в своей эффективности. При необходимости обратитесь за помощью к психологу.

Первое лицо кислой улыбкой (без слов) демонстрирует свое пренебрежение к любому члену команды, причем не имеет значения присутствует или нет при разговоре подчиненный. В первом случае обиженный человек расстраивается, соответственно, им легко управлять и манипулировать. Во втором, ситуация еще гаже, ведь нет возможности отстоять себя.

Как защититься? Безразличие — лучший вариант.

Тактика защиты. Внимание: если любой индивид за глаза говорит про кого-то неприятные вещи, то на 99 % можете быть уверенны, что он в любой момент аналогично поступит и по отношению к вам. Полученные сведения обязательно проверьте или хотя бы поразмыслите логически: правда или нет.

Патрон изображает обиженного и обвиняет визави, в некорректных высказываниях и действиях. Подчиненный ничего подобного себе не позволял, поэтому удивлен, обескуражен и нервничает. Естественно, начинает оправдываться и нахваливать вышестоящего по должности. Вопрос: зачем весь этот цирк? Ответ: держать в напряжении членов команды; потребовать сатисфакцию — выполнение дополнительной работы; потешить свое тщеславие.

Как защититься? Лишь один раз опровергнете обвинения и обоснуйте, почему подозрения неправомерны, но не нахваливайте. Избегайте подобных игр.

Как защититься? Оставайтесь спокойным и невозмутимым, научитесь распознавать блеф.

Управленец агрессивно себя ведет, причем повод непонятен. Тут все просто: он ждет, что вы начнете его умиротворять, а затем согласитесь на невыгодные для вас условия или дополнительную нагрузку.

Руководитель делает вид, что крайне занят или очень спешит, но излагает проблему и настаивает на принятии решения.

Как защититься? Прежде, чем принимать быстрые решение — ответите сами себе на несколько вопросов: что я ощущаю здесь и сейчас; надо ли так срочно предпринимать какие-то действия; к чему приведет данный шаг; какая альтернатива существует? Хотя иногда кажется, что вариантов нет.

Побуждение к действию часто происходить завуалировано — на подсознательном уровне.

Как защититься? Будьте внимательны и не позволяйте заморочить себе голову.

Пойманному на скрытые команды сотруднику надо во что бы то ни стало выполнить, взваленную на себя работу. Ведь по принятым в обществе стандартам: последовательность и обязательность ассоциируются с порядочностью и профессионализмом. В свою очередь патрон этим пользуется. Так, через день-второй он начинает поторапливать, например, произносит что-то подобное: "Только обязательные и надежные люди пользуются уважением, доверием и могут претендовать на служебное продвижение (повышение оклада или премию).

Как защититься? Если попали под влияние и взяли обязательства — откажитесь в течение нескольких часов или на следующее утро. Объясните, что не подумали и не просчитали свои резервы, например, времени.

6 советов психолога: как защищаться от руководителя-манипулятора?


Психолог Светлана Луценко: "Если начальник вами манипулирует — не спешите увольняться. Сначала попробуйте скорректировать свои действия.

Если патрон вами манипулирует общайтесь с ним сдержанно но приветливо. Обоснование: эмоциональный отпор спровоцирует усиление агрессии против вас.

Читайте также: