Почему профессию медицинского работника принято считать лингвоактивной

Обновлено: 18.05.2024

Речь Дмитрия Муратова при вручении ему Нобелевской премии мира в Осло. Подробнее.

Основы практической медицины, упускаемые при подготовке и функционировании современного врача

Прежде всего, хотелось бы сразу отметить, что медики должны знать полный современный объём теоретических и практических знаний, в пределах своей специальности, а также в отдельных смежных вопросах. Дать такие надежные знания задача преподавателей высших и средних учебных заведений. Эту безусловно злободневную проблему, нередко затрагивают СМИ, мы её касаться не будем.

Начнем с таких основ врачебной профессии, как милосердие, медицинская этика, деонтология, медицинская психология, которые уже пару десятков лет стали предметом нашего внимания. Ведь задача образовательных медицинских учреждений, независимо от медицинской специальности, состоит в профессиональном воспитании, (что упускается далеко не всегда опытными преподавателями, владеющими практикой врачевания), а не только в профессиональных знаниях. Однако, наряду с качественными знаниями, настоящий врач должен обладать системой понятий и представлений, основанных на моральных принципах, что, может помочь ему в практическом использовании освоенных знаний. Следует отметить, что у истоков медицины всегда были взгляды, наставлявшие врача быть добрым и сострадательным, терпеливым и мужественным.

Определенную роль в утрате человеколюбия и милосердия имело изгнание веры из душ людей и осквернение церкви. Прославленный хирург и ученый Н.И. Пирогов, человек глубоко верующий, во времена зарождающегося на Руси безверия, считал, что любовь к Христу приводит к милосердию, направленного к больным.

Более того, помимо общеврачебной деонтологии существуют свои особенности норм поведения врача в зависимости от ряда обстоятельств и условий. Не может быть одинаковым поведение и тактика врача по отношению к взрослому человеку и больному ребенку, к женщине, страдающей гинекологическим заболеванием, или к юноше, получившему спортивную травму, к пациенту с легким, требующим амбулаторного наблюдения заболеванием, или к безнадежному, умирающему больному.

Более расширенная и обязательная часть медицинской этики возникла на её основе позже, в виде прикладной науки о должном профессиональном поведении медицинских работников – медицинская деонтология (от греческого слова deon – долг). Деонтология учит, как для каждого больного выбрать наиболее эффективный психологический подход с целью достижения конечного результата излечения. Таким образом, в отличие от медицинской этики, врачебная деонтология включает должностные обязанности, определяющие нравственное поведение медицинского работника, соблюдение регламентированных требований. Из всего изложенного ясно, что работа врача, как и других медицинских работников, особенная. Она требует от него такого комплекса личных качеств, такой специфики профессиональных действий, которые отличают его должностные поступки от поведения других специалистов, создавая предпосылки для выделения врачевателей в отдельную отрасль специальностей.

С самого начала, избегая фамиллярности, придерживаться дружеского тона;

– Проявлять уважение к мнению своего собеседника;

– Дать высказаться своему собеседнику;

– Не говорить ему прямо, что он неправ;

– Относиться сочувственно к его мыслям и желаниям;

– Подавать свои рекомендации уверенно и эффектно.

Наряду с медицинской этикой и врачебной деонтологией основой медицинской профессии является медицинская психология, своеобразная врачебная дипломатия, которая составляет основу отдельной специальности –психотерапии. Однако основами её применения должен владеть любой специалист. Сама психология в нашей стране раньше не признавалась, хотя ею давно и широко пользуются в западных странах, как в государственных учреждениях, так и в частном порядке. Только в 2004 г. в вузах появилась такая специальность, открылись факультеты, а приказом МЗиСР № 541 от 23.07. 2010 г., утвержденным Единым квалификационным справочником должностей работников здравоохранения введена такая специальность.. Готовят психологов в гуманитарных вузах, их деятельность направлена на взаимодействие с человеком - здоровым и больным, его проблемах, на повышение психических ресурсов и адаптационных процессов людей, восстановление и профилактику болезней. Клинические психологи связаны с медициной и проходят подготовку в медицинских вузах. Имеется несколько разделов медицинской психологии и отраслей психотерапии. В России как психология, так клиническая психология, не получила заслуженного авторитета и распространения. И это, несмотря на то, что ведутся научные исследования, издаются специальные журналы.

Казалось бы, при чем тут дипломатия? Ведь это наука о взаимоотношениях государств. Но мы вправе, перенести этот термин и на взаимоотношения людей, особенно клинических медиков, каждый из которых должен быть в какой-то степени дипломатом, чтобы сохранить их нормальный уровень. Недаром В.И. Даль, раскрывая значение этого слова, приводит эпитеты: тонкий, скрытный, изворотливый. При этом надо учесть, что своеобразие характеров пациентов, различных по возрасту, полу, образованию, воспитанию, социальному положению, помноженное на особенности болезни, её этапа и тяжести течения, а также последствия болезни –приводит к сложному многообразию отношений, которые должны регулироваться поведением и словом врача.

Искусство выбрать модель информации – показатель врачебного мастерства. У нас по-прежнему чаще используется распространенная в советское время патерналистская (отцовская) модель больного, когда врач, определив состояние больного, устанавливает приемлемое лечение, убеждает его и добивается согласия. Но она приемлема лишь в критических ситуациях, например, когда речь идет о жизни и смерти. Предпочтительнее пользоваться совещательной моделью, когда согласие достигается при совместном обсуждении: врач, вовлекает больного в диалог и, в зависимости от его компетенции, разъясняет альтернативные варианты лечения и выбор оптимального. По-видимому, в зависимости от ситуации, выбор модели информации может быть различным. Главное – не отказывать больному в информации, ибо это противоречит правам пациента.

Несмотря на сохранение основных принципов врачебной морали, время меняет облик врача, как и медицину в целом, хотя основные принципы остаются с древних веков. Впрочем, изменяется не только современный врач, но и сегодняшний пациент. Профессор Н.В. Эльштейн выделял следующие особенности современного больного.

1) Множественность болезней. У больных старше 60 лет при обследовании в поликлинике выявлено не менее трех заболеваний.

2) Высокая частота неврозов. По данным ВОЗ, в развитых странах ими страдает 10% населения.

3) Высокая частота аллергозов. В среднем десятая часть населения страдает различными проявлениями аллергии.

4) Ожирение. Оно вызывает беспокойство, так как увеличивает вероятность заболеваний сахарным диабетом в 4 раза и в 11 раз чаще приводит к инфарктам миокарда.

5) Частота хронических инфекций, нередко встречающихся при болезнях зубов, небных миндалин, после гинекологических или других заболеваний.

6) Атипичность и стертость клинических проявлений болезней, чему способствуют самолечение и применение множества разных лекарств.

В наше время приходится отмечать, что больной нередко находится в неблагоприятных условиях и не всегда его окружают профессиональные и добросовестные медицинские работники. Вероятно, нелегко оставаться спокойным в такой обстановке. Но надо помнить, что критические замечания врачу, как и жалобы на него, должны быть обоснованы и тактичны, ибо не все зависит от медиков.

Недоверие и обиду больного вызывает торопливость врача, который подчас нетактично прерывает важные, по мнению больного, высказывания, торопится с выводами и назначениями. При этом он, пациент, должен знать, что врач основывается на приказе МЗиСО о выделении ему до 15 минут на первичного больного и 70% от этого времени на последующих, как в поликлинике, так и на дому, с учетом оформления документации. Причем это касается как врача общего профиля, так и специалиста, врач учитывает это в зависимости от сложности случая примерно.

Правильно считают, что настоящим врачом может быть человек, имеющий призвание. Значит, надо бы суметь отобрать таких среди абитуриентов, при поступлении в медицинское образовательное учреждение. Однако, несмотря на многочисленные льготы при поступлении – призвание не значится. Неоднократно участвуя в приёмных комиссиях в медуниверситете, я понял, что такие попытки бесполезны, да и нет таких правовых основ. Призвание может быть учтено у бывших младших и средних медработников, с учетом их отношения к пациентам в процессе работы. Значит, вся надежда на воспитание в медицинском вузе или колледже.

Падение уровня милосердия, доброты, чуткости, я постоянно наблюдал у будущих врачей уже в течение 45 лет преподавания в медуниверситете. Вот один из примеров. Ежегодно читая лекции студентам выпускного курса о профессиональных правонарушениях медицинских работников и останавливаясь на вопросе об уголовной ответственности за неоказание медицинской помощи, я несколько лет привожу одну и ту же судебно-медицинскую экспертизу в производстве, в которой я участвовал.

Читать лекцию дальше уже не было желания. Долго после этого меня преследовали мысли о бесполезности знаний, если у будущих врачей отсутствует элементарное чувство милосердия, чуткости и доброты. Пугала реакция студенческой аудитории, оправдывающей преступное поведение врача и делавшей это без стеснения, открыто. Это значит, что тяжкий урок, преподанный правосудием, для других врачей прошел даром, и все может повториться.

Прошедшие после этого годы еще более ухудшили ситуацию, и я вижу во многом оправданное отрицательное отношение к врачам, многие из которых не заслуживают его, на фоне худшей подготовки медиков без акцентирования внимания на милосердие к больному и медицинской деонтологии. Ибо уровень врачевания зависит, во-первых, от личных качеств, которые надо суметь заметить у абитуриента при отборе в образовательное учреждение или суметь воспитать нужные качества, а не довольствоваться только знанием и умением. Кстати, при выпускном государственном экзамене врачи также оцениваются только по качеству знаний, без учеты итогов профессионального воспитания врачей.

Среди других требований к врачу следует указать на отмеченное академиком А.Ф.Билибиным творческое начало: воображение, вдохновение, интуицию, импровизацию. Хороший врач - всегда исследователь у постели больного.

Наконец, врач или медсестра обязаны учиться всю жизнь, это требование – единственное за века дополнение в клятве Гиппократа. Современный врач обязан повышать свой профессиональный уровень каждые 5 лет (Приказ Минздрава России №66н п.4 от 03.12.2012) с получением сертификата. На смену сертификации, согласно Приказу от 21.12.2018 г. придет аккредитация.

В современном российском обществе явно прослеживается повышенный интерес к проблемам взаимоотношений между врачами и пациентами.

За последнее время наметился переход от отдельных теоретических работ специалистов по данной проблематике (Кочеткова Т.В., Иванчук И.А., Бейлинсон Л.С., Карасик В.И., Алексеева Л.М., Мишланова С.Л. и др.) к защитам научных диссертаций, посвященных проблемам общения в медицинской среде (Барсукова М.И., Жура В.В., Уткина Т.И.) Становятся регулярными различные региональные научно-практические конференции, посвященные вопросам теории и практики медицинского дискурса. Теоретические основы и принципы анализа общения врачей, медицинских работников и пациентов рассматриваются с разных точек зрения: философской, психологической, социальной,

герменевтической, лингвистической, методической.

Произведенный анализ медицинских этико-деонтологических текстов показывает, что наряду с аспектами речевого общения врачу чрезвычайно важно учитывать и невербальные аспекты коммуникации с пациентом.

Медицинская коммуникация, ее успешность, результативность рассматривается как динамический процесс с характерными вербальными и невербальными стратегиями и тактиками поведения.

Эффективная коммуникация врача и пациента, включающая в себя критерии выбора определенного типа коммуникации (информационный, интерпретационный, совещательный и патерналистский), а также способность восприятия информации пациентом, определяет успешность всего процесса лечения.

Современный пациент не довольствуется традиционно пассивной ролью, а проявляет стремление к активной коммуникации, желая быть услышанным и понятым врачом. В этой связи врачу принципиально важно владеть навыками правильного построения беседы с пациентом, нацеленной на разрешение лечебной ситуации, не ущемляя при этом надежд и ожиданий пациента.

Хорошим тоном для результативного общения с пациентом являются ряд коммуникативных средств, используемых врачом: 1) обращение к пациенту по имени; 2) доброжелательная улыбка; 3) контактоустанавливающая направленность мимики и жестов; 4) тактика утешения и ободрения пациента; 5) терпеливое и внимательное выслушивание больного. Врач в общении с больным всегда выступает в роли коммуникативного лидера и координирует изложение своей информации и ее восприятие пациентом. Специалист должен предоставить пациенту всю значимую информацию о его здоровье, о шансах на выздоровление, о возможных рисках в ходе лечения, о выборе предполагаемых вариантов лечения.

Эффективным для хода лечения является уважительное отношение к больному как к личности, что вызывает со стороны пациента гамму ответных положительных эмоций и тем самым устанавливается общий позитивный настрой на предстоящее лечение.

Выработанный стиль врача, понимающего важность как вербальной, так и невербальной составляющей профессионального диалога с больным, способствует получению более точного и глубокого представления о личности пациента, о его проблемах, связанных со здоровьем. Речевое мастерство врача совершенствуется в процессе коммуникации с различными больными. Задача врача - оказать профессиональную помощь пациенту, грамотно помочь ему осознать сложившуюся ситуацию и нацелить его на необходимый курс лечения.

Медицинская коммуникация требует от врача соблюдения баланса между сообщаемой им информацией и восприятием и пониманием ее больным. Цель врачебного высказывания, содержательная сторона разговора с больным, выбор способа подачи информации, отношение врача к пациенту должны соответствовать намерениям и ожиданиям обеих сторон. Только в этом случае коммуникация будет эффективной и результативной. Таким образом, врач - это социально-значимая, востребованная и лингвоактивная профессия, требующая от специалиста постоянного роста профессиональных знаний и большой ответственности

Литература

1. Барсукова М.И. Медицинский дискурс: стратегии и тактики речевого поведения врача // дис. канд. филол. наук - Саратов, 2007. - 141 с.

3. Жура В.В. Дискурсивная компетенция врача в устном медицинском общении: дис. д-ра филол наук - Волгоград, 2008. - 407 с.

4. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.

6. Магазаник, Н.А. Искусство общения с больным. - М.: Медицина, 1991. - 100 с.

7. Медицинский дискурс. Вопросы теории и практики: Материалы 3-ей межрегиональной научно-практической конференции с международным участием 16 апреля 2015 г. - Тверь: Ред-изд. центр Твер. гос. мед. акад., 2015. - 98 с.

8. Уткина Т.И. Метафора в научно-популярном медицинском дискурсе: семиотический, когнитивно-коммуникативный, прагматический аспекты // дис. канд. филол. наук - Пермь, 2006. - 210 с.

Врач — это специалист, который занимается профилактикой и лечением конкретных заболеваний. Сложно представить профессию важнее, ведь врачу приходится принимать важнейшие решения, от которых зависит здоровье и даже жизнь людей




Профессия врача одна из древнейших – она существует с незапамятных времен, еще с доисторического периода. Уже в первобытную эпоху появились первые лекари, которые знали свойства многих растений и умели применять их целительную силу. В результате их лечебной деятельности со временем накопился достаточный опыт, давший толчок появлению самой медицины как науки

Основоположником медицины был великий древнегреческий врач Гиппократ. Считается, что он первым начал классифицировать заболевания, исследуя причины их возникновения. А прародителем экспериментальной медицины принято считать Галена – древнеримского хирурга и философа. Он внес неоценимый вклад в развитие таких дисциплин как физиология, неврология, анатомия, патология и фармакология.

Описание

Медицина – это совокупность научных дисциплин, а также практическая деятельность, связанная с изучением различных процессов, происходящих в человеческом организме, и лечением возникающих в нем заболеваний. Врач — это специалист, который занимается профилактикой и лечением конкретных болезней. Он исследует пациентов, вникает в суть их проблем, ставит им диагнозы; ему приходится принимать важнейшие решения, от которых зависит дальнейшая судьба и даже жизнь больных. Поэтому ответственность, которую несет каждый врач перед своими пациентами, нельзя переоценить. Кроме того, эта профессия требует соблюдения особых этических принципов, в знак чего будущие доктора дают специальную клятву.

Специализации

Всего существует бесчисленное множество различных врачебных специализаций, поэтому для более четкого описания их следует классифицировать по следующим критериям:

Во-первых, все врачи делятся на клиницистов и диагностов.

Клиницисты — это доктора, взаимодействующие непосредственно с самим пациентом. Они осматривают больного, собирают анамнез (историю болезни), в нужных случаях направляют его на обследование, а затем ставят ему окончательный диагноз и назначают определенный курс лечения. Среди клиницистов есть такие специалисты, как терапевты, педиатры, хирурги, неврологи, психиатры, ортопеды-травматологи, гастроэнтерологи, отоларингологи, окулисты, нейрохирурги, эндокринологи, гинекологи, урологи, семейные врачи и т.д.

Диагносты же проводят сами исследования и делают пациентам описательные заключения, но без права постановки окончательного диагноза. К ним относятся рентгенологи, УЗИ-специалисты, лабораторные диагносты, врачи функциональной диагностики и т.п.

Во-вторых, все медицинские специальности также подразделяют на хирургические и нехирургические.

Врачи с хирургической специальностью - это медики, проводящие не только крупные операции, но и такие инвазивные процедуры, как резекции, пункции, взятие биопсии, или даже обыкновенные инъекции. Проведение всех этих манипуляций требует от самих докторов осуществлять прием пациентов в специально предназначенных режимных кабинетах с повышенными антисептическими требованиями.

Помимо хирургов различных направлений список врачей с данной специальностью включает в себя акушеров, гинекологов, урологов, офтальмологов, отоларингологов, стоматологов, и т. д.

Специалисты нехирургического профиля занимаются обследованием и лечением пациентов с помощью любых неинвазивных методов (например, пальпации, аускультации, разного рода томографических исследований и т.д.). К таким врачам относятся все диагносты, а также обыкновенные терапевты, педиатры, иммунологи, дерматологи, кардиологи, гастроэнтерологи, эндокринологи, неврологи, психиатры и т. д.

В-третьих, по уровню специализации выделяют врачей узкого и широкого профиля.

Ярким примером широкопрофильного специалиста является семейный врач. Он имеет базовые знания по всем специальностям, поэтому, в отличие от обычного терапевта, он может диагностировать намного больше заболеваний, но если ему не хватает квалификации для лечения пациента, он перенаправляет его уже к узкоспециализированному врачу.

Однако некоторые специальности не поддаются общей классификации, и среди них следует выделить патологоанатома и судебно-медицинского эксперта. Первый изучает влияние разного рода болезней на изменение в строении тканей и органов, второй проводит медицинскую экспертизу жертв различных преступлений. Обе этих профессии играют важнейшую роль, ведь без патологоанатомов врачи не могли бы иметь полную картину развития многих серьезных болезней, а без судмедэкспертов была бы практически невозможна криминалистика.

Плюсы

Среди особо положительных аспектов профессии хотелось бы отметить такие как:

  • врачи всегда востребованы;
  • чувство общественной значимости;
  • глубокое личное удовлетворение от помощи пациентам, а порой от спасения их жизни;
  • неограниченный спрос на хороших специалистов;
  • достаточно высокий уровень зарплаты в частных заведениях;
  • возможность неплохого карьерного роста.

Сегодня все чаще можно услышать от знакомых, что они посещают психолога. Многие организации даже берут таких специалистов в штат. Рассказываем, насколько профессия психолога перспективна и востребована

Минусы

Хотя профессия во многом кажется замечательной, у нее есть и обратная сторона, которая сможет устроить далеко не всех.

Где получить образование

Как правило, с этой профессией дети определяются заранее, как минимум, за несколько лет до окончания школы, а потому уже в 7-8 классе многие из желающих в будущем стать врачами переходят учиться в медицинские классы специальных школ, где уже начинают усиленно готовиться к поступлению. В нашей стране есть множество вузов с медицинскими факультетами, но абитуриентам лучше остановить свой выбор на одном из ведущих профильных российских заведений, где уровень образования, несомненно, будет намного выше. Курсы же организовывают только для тех, кто хотел бы повысить квалификацию после обучения в вузе, поскольку стать врачом узкой специальности можно только при наличии базового высшего образования.

Учебные заведения

Фундаментальное медицинское образование дают такие многим известные российские вузы, как:

Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова

Сеченовский университет был и до сих пор остается одним из ведущих медицинских образовательных учреждений в России, где всегда готовили специалистов высочайшего класса. Программа обучения составляется в соответствии с новейшими мировыми стандартами, а потому в ВУЗе дается образование не только по привычным, но и по таким новейшим специальностям, как генный инженер или IT-медик

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова

Этот университет (бывш. 2-й Московский государственный медицинский институт) также считается одним из лучших российских медицинских ВУЗов. Здесь студентов обучают по многим направлениям, среди которых есть не только обычные терапия, сестринское дело и стоматология, но даже такие современные, как биохимия, биофизика или даже кибернетика.

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени И. П. Павлова

Павловский университет, равно как и Сеченовский с Пироговским, имеет репутацию одного из наиболее престижных научных и медицинских центров в России. Как бывший женский институт, это заведение стало первым европейским заведением, в стенах которого женщины могли получить полноценное высшее врачебное образование. Сейчас это уже общий для всех ВУЗ, где готовят высококлассных специалистов по таким специальностям, как стоматология, педиатрия, лечебное дело, спортивная медицина и т.д. Некоторые базы университета располагаются в крупных петербургских поликлиниках и больницах.

Цель исследования – выявить различия в мотивах выбора профессии врача представителями разных поколений. В качестве респондентов были выбраны практикующие врачи Алтайского краевого госпиталя для ветеранов войн и студенты-медики 2 и 6 курсов лечебного факультета Алтайского государственного медицинского университета. В исследовании использовалось полуформализованное интервью. Независимо от возраста и сферы деятельности (студент или практикующий специалист) респонденты характеризовали врача как трудолюбивого, ответственного человека, обладающего, помимо гуманистических качеств, волевым и требовательным характером, для которого неприемлемы такие личностные качества, как трусость, алчность, раздражительность, равнодушие, замкнутость, лень и нетерпимость к людям. Благодаря своему опыту лечащие врачи имеют реальные представления о профессии, понимание всей сложности системы здравоохранения, в то время как студенты больше идеализируют врачебную практику, связывая ее только с лечением пациентов. Основные различия между группами респондентов, выявленные в ходе исследования, касаются мотивов выбора профессии врача – альтруистический характер выбора практикующих врачей постепенно сменяется прагматичным, но менее осознанным выбором профессии студентами-медиками. Необходимо отметить, что респондентов трех групп объединяет осознание важности и значимости выбранной специальности, а также желание оказывать помощь людям.


1. Горина Е.Е., Шикина Е.А. Особенности выбора будущей профессии: результаты трендового исследования // Общество: социология, психология, педагогика. 2013. № 3. С. 11–15.

6. Махкамова З.Р., Голубова Т.Н., Баснаева А., Баснаев У. Оценка уровня эмоционального выгорания у врачей в Республике Крым // Инновации в науке: материалы LXIV международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 28 декабря 2016 г.). Новосибирск: СибАК, 2016. № 12–1 (61). С. 52–58.

Выбор профессии – важный шаг в жизни любого человека, который зависит от множества факторов и жизненных ситуаций. Следует отметить, что врачебная деятельность занимает особое место в ряду других профессий, поскольку может еще и формировать мировоззрение человека, который решает связать свою жизнь с помощью другим людям [1].

Для молодежи приоритетными являются не знания о профессии, профессиональных обязанностях и компетенциях, способах трудоустройства по полученному направлению подготовки, а внешние атрибуты профессии, престиж и возможность утвердиться в обществе, высокий уровень материальной обеспеченности и социальный статус [2, с. 12]. Профессия же врача требует длительного обучения, большого погружения в образовательный процесс и масштабного накопления практического опыта, т.е. значительных инвестиций в человеческий капитал будущего специалиста, при этом не давая быстрой отдачи в виде высоких доходов и престижа в обществе. С этих позиций она все в меньшей степени соответствует запросам современных молодых работников, которые предъявляются ими к рынку труда.

Для увеличения мотивации выбора профессии врача в современном обществе разрабатываются государственные программы, способствующие привлечению молодых профессионалов в сферу медицинского обслуживания. Они направлены на улучшение условий труда, рост заработной платы, обеспечение стабильного трудоустройства с получением дополнительных социальных выплат, создание благоприятных условий для оказания медицинской помощи населению и повышение ее доступности 5.

Цель исследования – выявить различия в мотивах выбора профессии врача представителями разных поколений.

Материал и методы исследования. Сформированная нами выборочная совокупность состояла из трех групп респондентов. В первую группу вошли практикующие врачи, представители женского и мужского пола в возрасте 30–50 лет, работающие в должности врача-хирурга, невролога, уролога, анестезиолога-реаниматолога и терапевта в Алтайском краевом госпитале для ветеранов войн. Вторую и третью группы составили студенты-медики 2 и 6 курсов лечебного факультета Алтайского государственного медицинского университета.

В нашем исследовании использовалось полуформализованное интервью. Данный метод позволяет вести беседу в рамках созданного гайда, внося некоторые корректировки и уточнения по ходу опроса. Таким образом мы можем выявить реальные мотивы и побуждения выбора профессии за счет отступлений в рассказе, которые позволяет себе респондент.


Рис. 1. Структурная схема объекта исследования

На основе проведенного анализа интервью мы можем говорить о том, что независимо от возраста и сферы деятельности респондента (студент или практикующий специалист) образ врача в понимании людей, связанных с медициной, примерно совпадает. Это человек, спасающий жизни людей, трудолюбивый, ответственный, обладающий, помимо гуманистических качеств, волевым и требовательным характером, для которого неприемлемы такие личностные качества, как трусость, алчность, раздражительность, равнодушие, замкнутость, лень и нетерпимость к людям.

Студенты-медики, как и практикующие специалисты уверены в том, что врач должен не только обладать теоретическими знаниями, но еще и уметь их применять на практике, быть компетентным как в своей специальности, так и во всех смежных областях для того, чтобы предвидеть и не допускать возможность осложнения заболевания и возникновения чрезвычайных ситуаций; постоянно развиваться, учиться и изучать научную литературу, находиться в непрерывном поиске нового опыта. По мере увеличения стажа работы у клиницистов приходило и понимание того, что работа в медицине – это не только лечение пациента, но и работа с множеством бумаг и преодоление других бюрократических сложностей. На момент выбора профессии они были мало посвящены в проблемы взаимоотношений между государством (в лице различных министерств и ведомств) и врачами, между страховыми компаниями и медицинскими учреждениями и, безусловно, не могли предвидеть изменения отношения общества к врачам и к медицинской помощи, в которой врач уподобился обслуживающему персоналу и утратил отношение к нему со стороны общества как к профессионалу с большой буквы. По их мнению, сложная как в эмоциональном, так и физическом плане работа забирает все силы без остатка, поэтому она должна быть высокооплачиваемой.

Выявлена обратная связь с высокой степенью достоверности между временем обучения респондентов и количеством разочарованных в собственном выборе: чем старше курс, тем больше студентов, считающих профессию врача своим призванием, и меньше уровень идеализации условий работы медицинского персонала [6]. В нашем исследовании практикующие врачи на основе своего опыта общения со студентами-медиками также отмечали некоторую идеализацию взглядов молодежи относительно лечебной практики, связывающих ее только с работой у постели больного. Данное заблуждение чревато тем, что при встрече с реальными трудностями носитель этой идеальной картины может прийти к отторжению реальности и, как следствие, к потере интереса к профессии. Подобное несовпадение идеальных образов и реалий зачастую завершается уходом из медицины в другую область или в парамедицинские отрасли. При этом в литературе активно обсуждаются проблемы дисфункций врачебной деятельности, когда ради оказания помощи другим врачу нередко приходится жертвовать своим здоровьем. Рабочие условия оказывают прямое влияние на психическое и физическое здоровье человека. Хронический стресс, наслаивающийся на напряженную работу врача, может подвергаться соматизации и вызывать ухудшение физического состояния субъекта. Кроме того, в современном мире наблюдаются негативные тенденции, характеризующиеся обесцениванием труда медицинского персонала, что является дополнительным стрессовым фактором у работников данной сферы. Все вышеперечисленное в сочетании с разочарованием, возникшим вследствие изначального идеалистического отношения к профессии врача у ряда студентов, может спровоцировать возникновение синдрома эмоционального выгорания [7].


Рис. 2. Мотивы профессионального выбора у практикующих врачей и студентов-медиков (%)

Возможно, объяснение мотивов выбора профессии в основном альтруистическими побуждениями у взрослых людей связано с особенностями человеческой памяти (несознательное искажение прошлых событий – аберрация памяти), приписывающей давним поступкам новые значения. Студенты же, которые хорошо помнят свои недавние действия, не стесняются говорить, что при выборе вуза для обучения либо опирались на мнение родственников и знакомых, либо принимали спонтанные решения в рамках сложившихся обстоятельств.

Заключение. Таким образом, результаты нашего исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Практикующие врачи имеют реальные представления о лечебной деятельности, понимание всей сложности системы здравоохранения и не считают профессию достаточно престижной. Студентам свойственны идеализация лечебной деятельности, недостаток знаний об ответственности и обязанностях, характерных профессии врача, а сама профессия, по их мнению, является престижной, востребованной.

2. Мотивы выбора профессии у практических врачей носят альтруистический оттенок, а сам выбор – самостоятельный и осознанный характер. Выбор студентов в большинстве случаев имеет спонтанный характер или опирается на авторитетное мнение взрослых и обусловлен, в первую очередь, востребованностью профессии на рынке труда, а также пристрастиями в изучении профильных предметов.

Читайте также: