Почему молодежи сложно в наше время реализовать свое право на труд

Обновлено: 17.05.2024

В данной статье рассматривается проблема занятости молодежи в современной России. Важно оценить влияние определенных факторов, оказывающих воздействие на уровень безработицы молодой части населения. Эта проблема влияет в целом на состояние экономики государства. Обеспечение молодого населения рабочими местами – это одно из приоритетных направлений развития государства. В работе представлены меры, которые способствуют решению данной проблемы.

Тема, исследуемая в данном докладе, однозначно, актуальна. Это объясняется тем, что рынок труда играет очень важную роль в экономике в целом, а молодежь, в свою очередь, – это локомотив развития будущего любого общества, именно поэтому молодежная безработица имеет весьма сложные и пагубные последствия для дальнейшего развития и жизни общества.

Эту тему изучали многие учёные-экономисты, например, такие, как А.Волкер, С.Куртис, И.Линкольн и другие. В отечественной литературе особое внимание проблеме занятости молодежи уделил Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И. и многие другие [2, c. 148]. Соответственно, это говорит нам о том, что разработана уже довольно-таки теоретически объемная база знаний, на основании которой можно решить данную проблему.

Целью данной работы является исследование причин возникновения проблем при трудоустройстве молодежи и способов их решения.

Задачи представляют собой выделение молодежи как социальной группы на основании ряда определенных характеристик; выявление факторов, влияющих на сложность трудоустройства молодежи; поиск мер, направленных на ликвидацию проблемы трудоустройства молодежи.

Молодежь как социальная группа

Во-первых, возрастные рамки молодежи очерчены весьма нестрого и варьируются в определенных пределах. Так, например, некоторые исследователи определяют молодежный возраст с 11 до 25 лет, в то же время другие выделяют возраст с 14 до 28 лет. Но 11 ноября 2020 года Государственная дума одобрила проект о повышении возраста молодежи до 35 лет, так что на сегодняшний день возраст молодежи продлен.

Ориентации современного поколения молодых россиян строятся на позициях принятия и понимания рыночных отношений.

Но, несмотря на то, что наблюдается достаточно высокий уровень трудовой мобильности молодежи, все же в России, в условиях развивающей рыночной экономики, проблема трудоустройства молодёжи приобретает особую актуальность. Можно констатировать, что сложившаяся ситуация на российском молодежном рынке труда является достаточно напряженной и требует определенного регулирования.

Факторы, влияющие на проблему трудоустройства молодежи

Имеется ряд определенных факторов, которые снижают роль молодежи как социального ресурса. Прежде всего это связано с маргинальным положением молодой части населения страны. Многие из них, студенты образовательных учреждений, не имеют достаточно профессиональных компетенций, которые необходимы для осуществления трудовой деятельности, что не является перспективным для работодателя.

Одной из существенных проблем считается также ошибочные, искаженные представления молодежи о рынке труда. Это проявляется в выборе будущей профессии, а в дальнейшем – в определении перспектив собственного трудоустройства. Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом, исходя из идеальных представлений и ожиданий о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда на определенный момент времени.

К факторам, снижающим роль молодежи как социального ресурса можно отнести отношение работодателей, среди которых можно наблюдать две тенденции.

С одной стороны, предпочтение работодателей отдается лицам более молодого возраста, что в целом обуславливает то, что в России в настоящее время возможности трудоустройства у молодёжи гораздо больше, чем у лиц средних и старших возрастов.

При этом же многие работодатели отмечают такое обстоятельство, как отсутствие навыков трудовой деятельности, неумение выстраивать взаимоотношения в рабочем коллективе, излишнюю эмоциональность и неустойчивость поведения, непостоянство при выборе профессии, т.е. все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации в обществе. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводят к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда [1, c. 9-14].

Помимо субъективных факторов, о которых было сказано выше, существует ряд и объективных явлений развития общества – это социально-экономическая ситуация, государственная молодежная политика, тенденции в структуре занятости и т.д. В зависимости от региона доля молодых безработных колеблется от 30% до 60%, причем большую из них составляют выпускники высших учебных заведений. Многие, кто все же трудоустроился, работают не по своей специальности, что свидетельствует о том, что система профессиональной подготовки не отвечает потребностям современного рынка труда.

Согласно данным Росстата, уровень безработицы среди молодежи 20-24 лет в конце 2019 года составил 15,1%, это в 3,2 раза выше общего уровня безработицы, а среди молодежи 15-19 лет - 22,1% (в 4,7 раз выше).

Можно наблюдать последствия пенсионной реформы. Обратим внимание на график, приведенный ниже (рисунок). Так с рынка труда не уходят люди предпенсионного возраста (раньше это был уже пенсионный возраст). И если в 2019 году их было 200 тысяч, то 2020 году - уже 700 тысяч. Предположительно в 2021-22-м годах таких работников будет прибавляться ежегодно около миллиона.


Рис. Динамика безработицы молодежи

Меры, направленные на решение проблемы трудоустройства молодежи

Исходя из сложившейся ситуации, можно прийти к выводу о том, что данная проблема достаточно остра на сегодняшний день и требует реализации определенных мер, направленных на ее решение, где главным образом решаются вопросы, касающиеся самоопределения молодежи на рынке труда; развития моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи.

Во-первых, не последнюю роль играет развитие самозанятости – молодежного предпринимательства. Для этого необходима основательная поддержка со стороны государства, которая имела бы выражение, например, в создании льготного налогового режима. Необходимо сделать акцент внимания на этом.

Также, возможно создание различных профориентационных мероприятий, различный студенческих отрядов, молодежных бирж труда, которые способствуют вовлеченности молодежи в деятельность трудовых объединений.

Все эти меры в конечном итоге сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и всего населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики. Необходимо создание нормативно-правовой базы и финансирование тех отраслей экономики, которые были бы направлены на развитие человеческих ресурсов, в частности трудового потенциала именно молодого населения России.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: в данной работе рассматривается проблемы трудоустройства современной молодежи, в частности, выпускников профессиональных учебных заведений.

Summary: this research work is about problems of modern youth’s employment, in particular, of graduates of professional educational institutions.

Ключевые слова: безработица, государство, молодежная политика, образование, рынок труда, проблемы трудоустройства, выпускники, требования.

Keywords: an unemployment, a state, an youth policy, an education, a labor market, employment problems, graduates, requirements.

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема молодёжной занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Проблема молодёжной занятости в России очень актуальна в наши дни, так как далеко не все молодые специалисты, даже высококвалифицированные, могут благополучно трудоустроиться. Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица, в том числе и среди молодёжи.

Проблемы трудоустройства молодежи и привлечения квалифицированных специалистов для восполнения кадров и развития кадрового потенциала предприятий города и региона взаимосвязаны и относятся к числу тех проблем, которые в современных условиях непосредственно влияют на конкурентоспособность и экономическое благополучие образовательных заведений и предприятий.

Молодые специалисты – это будущее России. Именно они должны быть востребованы на рынке труда. Но так ли это на самом деле?

В данной работе проанализированы тенденции спроса и предложения труда молодёжи в возрасте от 16 до 29 лет – именно в это время основная ее часть приобретает устойчивый профессионально – трудовой статус в общественной и социальной сфере. Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. 1

Цель данной работы: исследование проблемы трудоустройства молодежи в возрасте от 16 до 29 лет, а также деятельность государственных и частных структур в сфере повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда.

Для достижения данной цели выдвинуты следующие задачи:

- выявить место проблемы трудоустройства молодежи в структуре более общей проблемы занятости населения России в целом и определить основные параметры и характеристики занятости и безработицы молодежи;

- рассмотреть содержание социальных предпосылок настоящего положения вещей в данной области и концепций его изменения.

Объектом исследования является положение молодежи на рынке труда в экономических условиях российского общества.

Предмет исследования – социальный аспект положения молодежи на рынке труда сквозь призму государственной политики занятости.

Гипотеза – факторами, снижающими безработицу молодежи, являются: успешность в обучении, мотивация выбора профессии и востребованность получаемых профессий и специальностей в регионе. Условиями снижения безработицы является синхронизация рынка труда и образовательных услуг и социально-экономические механизмы закрепления молодежи на местах проживания.

Методы исследования: теоретико-методологический анализ, анкетирование и статистический анализ.

1. Причины безработицы молодежи

Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей.

Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет. Однако молодость — не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: учащийся, военнослужащий, работающий и т. д.

Безработица — сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создания собственного дела, не может реализовать (применить) свою рабочую силу из-за от­сутствия подходящих рабочих мест (предложений) и лишается вследствие этого основного дохода (заработной платы).

К началу XXI века в молодежной среде произошли настолько заметные демографические изменения, что они, как никакой другой показатель, четко характеризуют положение российской молодежи в обществе. Общая ее числен­ность к настоящему времени составляет более 32 миллионов человек, или 22% населения страны.

Безусловно, молодежь как социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям: с професси­ональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т. д.

Необходимость анализа положения молодежи на россий­ском рынке труда обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они — будущее страны, и от стар­товых условий их деятельности зависит последующее развитие нашего государства. Молодежь уже сегодня во многом опреде­ляет политическую, экономическую и социальную структуру общества. Вместе с тем она является одной из особо уязвимых групп в нашей стране.

Выходящие на рынок труда молодые люди (14-30 лет) раз­личаются по возрасту, полу, образовательному уровню, жизнен­ным установкам.

Молодежь в возрасте от 14 до 18 лет представляют в основ­ном учащиеся школ, училищ, колледжей и вузов. Именно в этот период человек усваивает основные жизненные ценности, нормы поведения в обществе и стремится адаптироваться к сущест­вующим условиям. Одной из важнейших задач этого периода является выбор будущей профессии.

Однако в отличие от молодежи наиболее развитых стран, где возраст вступления в трудовую жизнь объективно повышается, российская молодежь вынуждена начинать социально-эконо­мические отношения значительно раньше. Уже сейчас почти 80% молодых людей заработали свои первые деньги до 18 лет. Казалось бы, это должно привести к положительным резуль­татам, так как у подростка вырабатывается установка на труд, самостоятельность, инициативность. Однако это не так: ранняя трудовая деятельность не позволяет в полной мере получить должное образование, что изначально предполагает низкий уровень квалификации. При этом надо учитывать, что руководители предприятий не спешат принимать на работу молодых специалистов без опыта работы. Многие работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой деятельности и неумение выстраивать взаи­моотношения в рабочем коллективе, излишняя эмоциональность и неустойчивость поведения, т. е. все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации в обществе. Масштабность и устойчивость влия­ния стереотипов такого рода приводят к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда.

2. Социальные последствия безработицы

Хочется отметить, что социальные последствия безработицы - это еще одна животрепещущая проблема.

Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест 2 . Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой работы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь безработным.

Легко убедиться, что многие молодые люди отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать не приходится. Об этом говорят данные исследования, проведенного в колледже.

Молодые люди, при поиске работы рассчитывают на:

- личные связи – 53,2%;

- государственную службу занятости – 15,3%;

- обращение к работодателю – 13,4%.

- организацию собственного дела – 6,8%;

- коммерческую службу занятости – 1,5 %;

Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего использовать собственные каналы трудоустройства. Многие выбирают взаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, либо обращение на прямую к работодателю, каждый десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе.

1. Работа для человека продолжает оставаться одной из глав­ных ценностей и социальных реальностей. Посредством работы осуществляются социальное взаимодействие и процесс социа­лизации человека.

2. Сформированная у человека система трудовых мотиваций определяет поведение человека в момент потери работы.

3. Система мотивов труда определяет требования безработ­ных к ожидаемому месту работы. Вероятно, происходит неко­торая трансформация данной системы.

— рост психологических и психических расстройств;

— снижение адаптивных свойств человека;

изменение взаимоотношений с окружающими и близкими людьми. 1

3. Пути и условия снижения безработицы в молодежной среде российского общества

Ознакомление с условиями работы в различных организациях помогает студентам формироваться как работникам, выбирать место постоянной работы после окончания учебы, заинтересовать собой работодателя. 1

Чтобы предотвратить появление новых безработных, необходимо вести систематическую профориентационную работу с абитуриентами, которая должна со­действовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и ситуации на рынке труда.

Интересно, что думают выпускники о качествах, которые предпочтут их потенциальные работодатели. Для этого было проведено анкетирование среди студентов выпускных групп колледжа и получены такие результаты:

- высокий профессионализм, компетен­тность – 37,4 %;

- ответственность, надежность – 26,2 %;

- работоспособность, здоровье – 16,1 %.

Мы видим, что выпускники довольно адекватно воспринимают возросшие требования работодателей, особенно к качеству образования и умению не только принимать решения, но и нести за них ответственность.

Для успешной адаптации школьников к трудовой деятель­ности необходимо реализовать программу "Путь в профессию", которая призвана сыграть значимую роль в профессиональном самооп­ределении школьника. В ходе реализации программы появля­ется возможность заинтересовать учащихся в профориентации.

В нашем колледже разработана программа "Эффективное поведение на рынке труда", которая рас­считана на выпускников колледжа. Она предлагает активные формы обучения навыкам эффективного поведения на рынке труда. Основная проблема выпускников не в том, что они получили несоответствующее образование, а в том, что они не умеют грамотно строить отношения с рабо­тодателем при трудоустройстве. Известно, что работодатели охотнее берут на работу коммуникабельных, уверенных в себе, инициативных людей, а самой главное — умеющих творчески подходить к решению проблем. Данная программа определяет не только практический опыт трудоустройства, но и повышает личные качества молодых людей, т. е. делает их более конкурен­тоспособными на рынке труда. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании колледжа в связи с резко изменившимся рейтингом престижных профессий и специальностей. В данном случае наиболее важным представляется наличие у выпускников навыков, позволяющих быстро адаптироваться к изменившейся ситуации. Эти навыки должны воспитываться в процессе социализации личности, как в семье, так и во время обучения профессии, специальности. Кроме того, возможно налаживание механизма, при котором учебные заведения будут заключать с предприятиями прямые договора на обучение специалистов требуемых специальностей.

Создание информационных систем, позволяющих учитывать спектр вакансий, анализировать их и прогнозировать ситуацию на рынке труда тоже улучшит ситуацию. 2

Молодым специалистам предлагается ряд эффективных методов поиска работы:

1) рассылка резюме потенциальным работодателям;

2) объявление в СМИ или обращение по объявлениям фирм-работодателей;

3) участие в ярмарках вакансий;

4) обращение в службы занятости;

5) использование рекомендаций родственников и знакомых.

Одним из способов решения создавшейся проблемы вокруг безработицы молодежи является появление новых форм занятости, связанных с развитием информационных технологий. Основными программными мероприятиями с выпускниками профессиональных учебных заведений должны стать:

– сбор статистических данных о количестве выпускников по различным профессиям и специальностям, особое внимание уделяется неперспективным в плане трудоустройства профессиям;

– организация дней открытых дверей на предприятиях;

– работа молодежных бирж труда;

– проведение дней интенсивного консультирования для молодежи;

– информирование об услугах, оказываемых безработным гражданам службой занятости.

Молодежь – это отдельная социально-возрастная группа, которую отличают возрастные рамки и определенный общественный статус: переход от детства к юности и начало социальной ответственности.

Положение молодежи на рынке труда в России обусловлено двумя обстоятельствами:

  • молодежь составляет примерно 35% всего населения нашей страны;
  • молодежь – будущее страны.

В конце XIX века Э. Дюркгеймом были исследованы пути и особенности вхождения молодежи в определенные общественные структуры. Позже эти исследования продолжили американские (Парсонс, Мертон, Смелзер и др.), российские (Лисовский, Блинов и др.), эстонские и белорусские социологи.

Если рассмотреть данные Росстата за 2018 год, то станет видно, что наибольшее число безработных приходится на возраст 15-24 года – 23%.

Также по данным Росстата можно сказать, что намечается тенденция к увеличению безработицы среди молодежи. Это объясняется переходом к европейской системе образования. Раньше из вузов выходили специалисты, а в последние 5 лет рынок наполняется выпускниками-бакалаврами. Работодатели считают бакалавриат неполным высшим образованием, так как данная программа предусматривает меньшее количество часов, по сравнению со специалитетом. То есть бакалавры учатся на год меньше, чем специалисты.

Готовые работы на аналогичную тему

Еще одна проблема трудоустройства – это отсутствие опыта работы. В общем количестве безработных за 2018 год - 28,3% составляют лица без опыта трудовой деятельности. И доля таких безработных все возрастает.

Необходимо учесть, что приведенные цифры не совсем точные, так как основываются на статистике центров занятости, реальные цифры еще хуже, а портрет безработного из молодежной среды – сложнее.

Например, нет никакой информации об уровне скрытой безработицы. Так, в вузах существует программа помощи в трудоустройстве выпускников, но также стоит вопрос об их качестве. Часто можно встретить такое, что учебное заведение имеет договор с предприятием на стажировку определенного числа студентов, но предприятие не имеет возможности принять это количество студентов на продолжительный срок для получения ими практических навыков и необходимых знаний.

В связи с этим студенты вынуждены идти работать не по специальности и на должности низшего звена с мизерными перспективами карьерного роста или вовсе без них. Не удивительно также и то, что трудоустройство на такие вакансии чаще всего не официальное. То есть, даже работая, молодой человек не получает запись в трудовую книжку, что опять же не дает ему опыта работа, который был бы подтвержден официально.

Правовые вопросы занятости молодежи – также очень серьёзная проблема. Лишь 40% работающих студентов и выпускников имеют официально оформленные отношения с работодателем, остальные, а это целых 60%, трудятся неофициально.

Труд студентов приносит выгоду предпринимателям тем, что они могут избежать дополнительных расходов налогообложения, социального страхования работника, а также манипулируя оплатой труда, не оформив официальный трудовой договор. Студент же, не имея иного выхода, соглашается на такое положение дел.

Сформировавшиеся условия выступают как источник дискриминации студентов и выпускников на рынке труда. Такое положение дел будет до тех пор, пока студентов и выпускников не начнут обеспечивать правовыми нормами, не начнут на практике реализовывать трудовое законодательство по отношению ко всем работникам.

Качества, необходимые для трудоустройства

Опрос работодателей позволяет составить примерный перечень профессиональных качеств выпускников вузов, которые помогли бы им быстро и успешно устроиться на работу. Такими качествами являются:

  • полученное ими образование – фундаментальность знаний, профессионализм умений и навыков;
  • опыт практической работы, повышающий степень их профессиональных знаний, умений и навыков;
  • способность восполнять и применять свои знания, включая применение их в смежных и других областях, что выражено способностью к самообразованию, общей эрудицией, разносторонностью и широтой знаний, наличием дополнительной профессиональной подготовки.

Эффективное решение проблемы трудоустройства выпускников и обеспечение заинтересованных предприятий кадрами молодых квалифицированных специалистов зависит от целой серии факторов:

  • качество вузовской подготовки специалистов;
  • развитие программы опережающей подготовки, учитывающей тенденции и перспективы развития промышленности и экономики конкретного региона и в целом по стране;
  • структура и объем подготовки специалистов с высшим образованием в регионе, их соответствие текущей и перспективной потребности в них экономики;
  • обучение предпринимательским навыкам, развитие на базе вузов малых предприятий;
  • развитие процессов интеграции деятельности вузов с другими учреждениями профессионального образования и предприятия в сфере науки, образования и в других сферах взаимных интересов;
  • профориентация студентов на работу на предприятиях и воспитание у них требуемых для рынка труда качеств;
  • развитие студенческой инициативы в области профориентации студентов, трудоустройство выпускников и их адаптация на рынке труда;
  • адаптация и закрепление молодых специалистов на предприятиях, развитие наставничества, социальных программ поддержки молодых специалистов;
  • создать условия для самореализации молодежи, поддерживать молодежные инициативы, обеспечивать успешный творческий, профессиональный и служебный рост молодых специалистов и пр.

По многочисленным опросам работодателей в Москве выпускники негосударственных вузов пользуются меньшим успехом по сравнению с выпускниками государственных. Свыше 60% руководителей предпочитают нанимать на работу выпускников с дипломом государственного вуза. В целом, можно сказать, что качество выпускников как государственных, так и негосударственных вузов на сегодняшний день не однородно. В связи с этим и с большим насыщением рынка труда, работодатели имеют возможность практически неограниченного выбора.

Проблема трудоустройства среди молодежи.

Среди студенческой молодежи остро стоит вопрос трудоустройства. Учащаяся молодежь занимается активным поиском временной работы или работы со свободным графиком, т.к. необходимо совмещать учебу и работу. Но проблемы с трудоустройством возникают не только у учащейся молодежи, также трудности возникают и у квалифицированных специалистов, выпускников учебных заведений. В данной статье рассмотрим причины сложности трудоустройства молодежи.

В настоящее время работодатели отказывают в трудоустройстве молодых специалистов и выпускников. Только на некоторых предприятиях стабильно принимают молодых специалистов на работу, в основном это предприятия сферы продажи, технических и информационных технологий. Одни работодатели оценивают молодых специалистов как особый демографический слой, не способный принять достойную конкуренцию на рынке труда, и считают пустой тратой времени нанимать неопытного специалиста. При этом учитываются затраты дополнительного времени на его обучение, когда за этот период вероятнее увеличить производительность труда с помощью рабочей силы опытных специалистов, другие же наоборот видят положительные стороны в найме таких специалистов, их обучении и последующем оформлении на контрактную основу. При этом безработица среди молодежи продолжает нарастать, потребность молодых специалистов в трудоустройстве не соответствует данной перспективе рабочих мест на рынке труда.

По данным Федеральной службы занятости число безработных в России на лето 2010 г. составляло 5,4 млн. человек, или 7,3% экономически активного населения.[5] Приблизительно четверть из них — молодежь. Такой уровень безработицы может быть охарактеризован как достаточно высокий.

В настоящее время современное общество стремится максимально использовать все ресурсы, которые находятся в распоряжении производственного потенциала. Неполное привлечение всех ресурсов приводит к нарушению принципа эффективного использования ресурсов и рассматривается как сложная ситуация для общества. Наличие безработицы молодежи в обществе свидетельствует о недоиспользовании всех трудовых ресурсов.

Постоянная безработица отрицательно отражается на всей экономике страны, и это становится одной из главной на сегодняшний день проблемой. Для решения этой проблемы необходимо учитывать, что именно молодежь составляет инновационные и обновленные ресурсы страны, поэтому следует рассматривать данную демографическую группу как одно из наиболее качественных направлений социально-экономического развития государства. [3;27]

Молодежь, достигшие совершеннолетия, сталкиваются с обратной ситуацией в сфере трудоустройства, нежели их родители, жившие в условиях централизованно планируемой экономики. Еще дореформенный период государство конституционно гарантировало право на труд и предпринимало все усилия для его реализации, покрывая рабочие места в отраслях народного хозяйства для выпускников школ, профтехучилищ, техникумов и вузов. Вхождение молодежи в сферу труда строго контролировалось. Российское государство в 1991 г. отказалось от конституционных гарантий права на труд и требований его обязательности. Прекратилась существовать структурированная система направления на работу, с одной стороны, ограничивающая выбор молодых людей, и с другой стороны обеспечивающая стабильность и равноправное включение личности, сразу предлагая им работу и гарантированную заработную плату, а также широкий доступ к таким льготам, как детские учреждения, медицинское обслуживание по месту работы, предоставление жилья и др. .

Рост безработицы среди молодых кадров ведет не только к ухудшению уровня жизни семьи молодого человека а также к серьезным экономическим потерям. В настоящее время в России не создано необходимых условий, которые в полной мере способствовали бы реализации правовых и социальных гарантий на труд для молодых граждан. Молодежная политика на федеральном уровне не имеет стабильную, нормативную, современную, гибкую базу. Это касается, федерального закона о государственной молодежной политике, а также бюджетно-финансовых механизмов взаимодействия центра и регионов в рамках программно-целевого подхода к молодежной политике.

На региональном уровне создана система социальных служб, которая постепенно вносит свои коррективы по работе с молодежью. Однако, следует отметить, что это только начальная ступень того начинания, которая должена оказывать социальную поддержку молодежи.

Основными причинами роста безработицы среди молодежи являются следующие факторы:

квалификация молодых специалистов не соответствует потребностям рынка труда, а также дальнейшим прогнозам по расширению востребованности кадров;

отсутствие или снижение у молодых специалистов профессиональных навыков, по изучаемой ранее профессии;

несоответствие требованием работодателя;

низкий уровень заработной платы у молодых специалистов и замедленное продвижение по должности;

ошибочный выбор профессии, специальности.

Проблема безработицы среди молодежи требует решения на государственном уровне. В молодежной политике разрабатываю программы, касающиеся вопросов невостребованности молодых специалистов на рынке труда. Данная работа осуществляется не в полном объеме из-за отсутствия постоянного финансирования, что может привести к ухудшению вопросов трудоустройства. Для успешного трудоустройства молодых людей дальнейшая работа по их профориентации должна осуществляться совместно профконсультантами службы занятости, представителями образовательных учреждений и работодателями. Каждая из 3-х сторон может и должна вносить в нее свой вклад для предотвращения ущерба жизненным интересам молодых людей, а тем самым и стабильности государства.

А также проблему трудоустройства молодежи решают и на республиканском уровне. Реальную помощь выпускникам учреждений профобразования оказывают организации стажировки на предприятиях Республики Башкортостан, которая позволяет им приобрести первый опыт работы и закрепиться на рабочем месте. Необходимо отметить, что при всех учреждениях высшего и среднего профессионального образования созданы и действуют центры содействия трудоустройству выпускников и занятости молодежи, которые оказывают помощь выпускникам и студентам в трудоустройстве. Университеты также стремятся поддержать выпускников, оказать помощь в трудоустройстве. В Башкирском государственном университете функционирует отдел трудоустройства выпускников. Для оказания помощи выпускникам, в соответствии с приказом от 13.03.2012 № 366 в период с 03 по 19 апреля в БашГУ работала комиссия по трудоустройству выпускников 2012 года. Комиссию по трудоустройству возглавлял ректор А.Г. Мустафин, в состав комиссии входили проректора по учебной и научной работе, начальник отдела кадров, заведующий отделом содействия трудоустройству выпускников, а также деканы факультетов, директора Институтов, заведующие выпускающих кафедр. Работа по трудоустройству выпускников ведется непрерывно, члены комиссии оказывают методическую, консультационную помощь в трудоустройстве, информируют молодых специалистов о состоянии рынка труда. По всем вопросам стажировок и трудоустройства студенты и выпускники могут обратиться в Центр (отдел) содействия трудоустройству выпускников БашГУ. Также созданы центры по трудоустройству в других университетах города Уфа: В БГАУ, УГАТУ, НГТУ, БГМУ и других ВУЗах Республики Башкортостан.

Гладышева А.С., Чупрунов О.А. Особенности молодежной безработицы. 2008г.

Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. – М.: РАГС, 2004. – С.27.

Анализ проблем трудоустройства и занятости российской молодежи. Изучение проблемы несоответствия рынка образовательных услуг и рынка труда. Обоснование актуальности проблемы трудоустройства по знакомству и ослабления конкуренции между молодыми кадрами.

Рубрика Социология и обществознание
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 30.08.2018
Размер файла 26,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Южно-российский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН

Проблемы трудовой занятости современной российской молодежи

Гнатюк Александр Николаевич кандидат социологических наук

Гнатюк Максим Александрович кандидат социологических наук

Самыгин Сергей Иванович доктор социологических наук, профессор

Аннотация

трудоустройство занятость молодежь кадры

В статье анализируются проблемы трудоустройства и занятости российской молодежи, поскольку молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания вузов, неизбежно сталкиваются с различными сложностями и препятствиями на пути реализации своей цели. К основным проблемам, касающимся трудовой занятости молодежи, относятся: несоответствие рынка образовательных услуг и рынка труда, трудоустройство по знакомству, и, как следствие, ослабление конкуренции между молодыми кадрами.

Abstract

The article analyzes the problems of employment and employment of Russian youth, since young professionals entering the labor market after graduating from universities inevitably face various difficulties and obstacles in the way of realizing their goal. The main problems related to youth employment include: the discrepancy between the market of educational services and the labor market, employment in acquaintance, and as a result, the weakening of competition between young cadres.

Keywords: youth, employment, labor market, educational services market.

Основная часть

Современный российский рынок труда сформировался в условиях тотального реформирования всей социально-экономической системы и продолжает испытывать отрицательное влияние социально-экономического кризиса, обусловившего спад в сельском хозяйстве и промышленном секторе, снижение спроса на рабочую силу, в том числе и молодежную, рост общей и регистрируемой безработицы. Большой урон наносит безработица молодежи, как наиболее уязвимой группе населения, не позволяя ей реализовать все свои знания, умения и навыки в том или ином виде профессиональной деятельности, влечет за собой потерю достойного дохода, а, значит, снижение жизненного уровня и социального здоровья [1].

Масштабы регистрируемой и скрытой безработицы особенно растут среди молодежи, а между тем возможности молодого поколения россиян и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.

Проблема занятости молодежи - это одна из социальных проблем, с которой сталкиваются молодые люди в возрасте 14-30 лет (в российской социологии молодежи признается именно такой возрастной период).

- в трудовой деятельности за заработную плату, жалованье, прибыль, семейный доход или по созданию предметов для собственного потребления;

- участие в процессе предпринимательской деятельности, наемного труда или производстве с целью собственного потребления и потребления ближайшим социальным окружением.

Опасность тенденции такого рода состоит в том, что значительно увеличивается десинхронизация рынка труда и рынка образовательных услуг, что происходит по причине отсутствия институционального закрепления их связанности. Вузы ориентированы на спрос семей, которые, будучи серьезным источником финансирования российского высшего профессионального образования, станут поставлять на рынок труда специалистов с некоторым опозданием на 5-6 лет. Кроме того, устаревающая ресурсная база вузов, включающая материально-техническое обеспечение, сформированное под аудиторный учебно-образовательный процесс, недостаточно сильная образовательная инфраструктура и пр. - не позволяет повышать качество образовательных услуг на фоне резкого увеличения числа их потребителей [6].

При этом увеличение роста числа выпускников вызывает ситуацию конкуренции между выпускниками за достойное трудоустройство. В конкурентной борьбе в условиях рыночного общества всегда есть победители и проигравшие (причем последних всегда больше). Поэтому в условиях рыночных отношений проблема молодежной занятости приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства весьма важны для молодежи, с другой - реализовать свои личностные потребности в профессиональной сфере удается далеко не каждому молодому человеку. По официальным статистическим данным, в России молодежь до 25 лет составляет среди безработных 24,8% [7]. Почему? Как решать данную проблему?

Надо понимать, что понятие трудоустройства молодого специалиста далеко не однозначно. Молодой человек, устраиваясь на работу, преследует собственные цели: устроиться по приобретенной в вузе специальности; обрести рабочее место по получении диплома о высшем профессиональном образовании независимо от того, соответствует ли оно квалификации; трудоустроиться на престижную высоко оплачиваемую работу.

Однако, как показывает практика, молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания вузов, неизбежно сталкиваются с различными сложностями и препятствиями на пути реализации своей цели [8]. Возникает главная проблема: каким образом осуществить свою цель, реализовать задуманное и желаемое?

Не является секретом тот факт, что реализовать поставленные перед собой цели молодому и неопытному специалисту крайне затруднительно, а порой и невозможно в силу множества причин объективного и субъективного характера, а именно:

- не имеется опыта работы; нет готовности к работе;

- отсутствуют необходимые навыки в работе;

- работодателя не устраивают личные качества или уровень образования молодого специалиста;

- нет нужных работодателю рекомендаций;

- в молодой семье имеется маленький ребенок, что настораживает работодателя возможными больничными листами по уходу за ребенком и вызывает опасность дискриминации в связи с наличием в семье маленького ребенка и пр.

Опасность дискриминации, отчуждения и маргинализации распространяется в условиях стихийного процесса интеграции в трудовые отношения даже на высокообразованных молодых специалистов.

Так, согласно опросам рекрутинговых агентств, порядка 54% респондентов тем или иным способом использовали связи при трудоустройстве на работу, повышении должности, оклада, начисления премии [9, c. 103]. А что же делать остальным 46%, тем, у кого нет таких выгодных знакомств? Вот и получается, что блат является одной из современных проблем занятости молодежи, проблем, распространившихся до уровня государственных и даже мировых масштабов.

Какие же проблемы, касающиеся трудовой занятости российской молодежи, мы видим в итоге?

Во-первых, трудоустройство по блату создает в молодежном сообществе, как и обществе, в целом, сильное социальное неравенство.

Во-вторых, конкуренция между кадрами исчезает как таковая.

В-третьих, среди устроившихся по знакомству молодых специалистов мало профессионалов, хорошо знающих свое дело.

В-пятых, повышается уровень коррупции, взяточничества, бюрократии и должностного произвола.

В-шестых, растет недовольство трудового коллектива, снижается производительность труда на предприятии и, как следствие, в стране в целом.

В-седьмых, существование двух независимых рынков: рынка образовательных услуг и рынка труда вызывает проблему несоответствия образовательного рынка и рынка труда.

Все указанные выше проблемы осложняют процесс трудоустройства современной российской молодежи. Однако выход из таких проблем нам видится в создании условий для здоровой молодежной трудовой конкуренции, возможностей карьерного роста, развитие социального партнерства между рынком образовательных услуг и рынком труда [11], преодоление стереотипов со стороны работодателей, связанных с опытом работы, предоставление права каждому молодому человеку реализовать свой трудовой потенциал. Необходимо научиться ценить желание и умение молодых специалистов работать, и места для трудоустройства по знакомству практически не останется.

Литература

4. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин и др. Мн.: Книжный Дом, 2003. 1312 с.

5. Гнатюк М.А. Ключевые риски трансформации трудовых ценностей российской молодежи и их социальные последствия // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. №8. С. 97-102.

6. Магера И.В. Проблема молодежной занятости и безработицы в контексте несоответствия рынка образовательных услуг и рынка труда // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2012. №6.

8. Самыгин С.И., Гнатюк М.А., Кротов Д.В. Особенности трудовой адаптации на рынке труда // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. 2017. №11.

9. Гукалова А.Г. Проблемы занятости молодежи // Pedagogical, psychological and sociological issues оf professionalization personality: Materials of the II international scientific соnfеrеnсе. Рrаguе 2016. С. 102-104.

10. Ожегов С.И., Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2013. 944 с.

Подобные документы

Понятие и сущность рынка труда. Особенности занятости и безработицы. Положение молодежи на рынке труда в Российской Федерации. Работа региональных органов занятости по обеспечению занятости населения. Совершенствование социальной поддержки молодежи.

дипломная работа [559,6 K], добавлен 08.04.2011

Проблема трудовой деятельности молодежи. Анализ рынка труда и факторов, привлекающих рабочую силу к конкурентам. Проблемы трудовых ценностей. Влияние различных аспектов трудовой занятости на выбор профессии и места работы.

реферат [19,7 K], добавлен 26.04.2003

Проблемы занятости российской и зарубежной молодежи на современном этапе. Особенности законодательно-нормативного обеспечения молодежной занятости. Анализ направлений социально-экономической политики в области занятости молодежи в Российской Федерации.

курсовая работа [78,4 K], добавлен 12.11.2014

Цели и задачи исследования основных проблем трудоустройства молодых специалистов и студентов по специальности. Подготовка высококвалифицированных кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики. Процесс социализации современной российской молодежи.

курсовая работа [118,3 K], добавлен 19.05.2014

Анализ законодательства в сфере трудоустройства молодых специалистов. Исторический аспект и особенности разрешения проблемы трудоустройства в возрасте молодежи 18–24 года. Социологический дискурс эффективности и регулирования работы в интернете.

контрольная работа [28,0 K], добавлен 23.09.2014

Основные направления социальной работы с молодежью, положение в обществе и государственная молодежная политика. Социальная напряженность среди молодежи, ее отчуждение от общества. Обзор проблем современной молодежи, проблемы работы и трудоустройства.

реферат [24,4 K], добавлен 19.12.2009

Причины возникновения, сущность и виды безработицы среди молодежи. Анализ положения на российском рынке труда. Комплексный подход к решению увеличения занятости молодых людей. Проблемы трудоустройства выпускников, дисбаланс спроса и предложения.

Читайте также: