Как совмещать работу и личную жизнь

Обновлено: 01.05.2024

Нарушение баланса между работой и жизнью — это нерациональное смещение приоритетов. Если ты слишком часто разбавляешь работой свою личную жизнь, то либо ты неправильно организуешь рабочий процесс, а потому не успеваешь, либо ошибочно полагаешь, что результат такого трудолюбия принесет положительные плоды. В конечном итоге ты можешь не только лишиться личной жизни, но и возненавидеть свою работу.

Когда в 80-е годы стали появляться относительно продвинутые ЭВМ, а в воздухе отголоском зазвучала перспектива развития интернета, многие думали, что цифровые технологии облегчат рабочий процесс, оставив больше времени на личную жизнь. Уже спустя 20 лет ни один офис не обходился без компьютеров. Цифровая технологическая революция не просто свершилась, а победоносно маршировала по всему миру, охватывая все сферы деятельности. Но очередной огромный скачок компьютерных технологий был еще впереди.

Сегодня жизнь человека в развитом обществе немыслима без смартфона или другого портативного устройства, которое обеспечивает выход в интернет повсеместно. А это значит, что твоя работа сопровождает тебя повсюду в любое время суток, а не только в офисе по 8 часов в день. В итоге технологии не упростили жизнь, а лишь увеличили продуктивность работы, тонким слоем распределив ее по цельному куску жизненного графика.

Домашний ужин приходится совмещать с деловой перепиской с шефом, а гуляя с девушкой, вдруг вспоминаешь, что должен срочно проверить электронную почту. И так становится все чаще, пока твоя жизнь не превращается в рутинное обслуживание собственной карьеры. Впоследствии это может привести к выгоранию и стрессу. Избежать подобного можно, если найти правильный баланс между работой и личной жизнью.

Что значит баланс между работой и жизнью

Баланс позволяет с одинаковой степенью ценить обе составляющие жизни — работу и удовольствие, которые не просто не взаимоисключают друг друга, а привносят дополнительный смысл.

Насколько важен баланс

Дело в том, что высокая профессиональная занятость в наше время уже не воспринимается как вынужденная жертва. Нарушение баланса между работой и жизнью в пользу первой сейчас становится все более популярным, превратившись в модный тренд, указывающий на востребованность или успех человека. Дошло до того, что многие воспринимают вмешательство работы в личную жизнь как единственный способ закрепить высокий рабочий статус и оставаться конкурентоспособным в глазах руководителя.

Мнение это ошибочное и скорее напоминает попытку оправдать неумелое распределение рабочего времени либо нежелание заниматься чем-либо другим. В данной статье мы не нацелены дискредитировать сверхурочную работу как таковую. Работать выше нормы в некоторых случаях полезно и даже необходимо. Например, на зачаточном этапе карьеры, начальной стадии бизнеса или при ведении сложного проекта. Но когда это превращается в нескончаемую череду заполнения пробелов, то тут речь идет скорее о неправильности подхода.

Твоя продуктивность на рабочем месте вряд ли улучшится, если ты предоставляешь себе карт-бланш на исправление недочетов дома. К тому же, сокращая внимание к другим аспектам жизни, в какой-то момент ты можешь поверить в их меньшую значимость. Если ты отодвигаешь на второй план, допустим, отношения со своей девушкой, то в ответ получишь соответствующий негативный отклик. А это станет еще одним ошибочным аргументом первостепенности работы относительно личной жизни.

Почему личной жизни мы все же предпочитаем работу

Другие составляющие твоей жизни требуют не меньшего внимания. Большая удача — найти любимое дело, за которое к тому же можно получать неплохие деньги. Но подумай, согласился бы ты на это, если бы тебя лишили прочих жизненных удовольствий.

Истина заключается в умении находить баланс. Вся жизнь состоит из необходимости делать выбор. На работе при заключении сделок, при общении с людьми, даже при выборе совместного отдыха с подругой — в любом вопросе есть место противоречиям. Умение находить компромисс определяет не только локальный успех, но и комплексный, охватывающий всю жизнь в целом.

Как совмещать работу и семью

Достижение баланса считается одной из самых сложных задач в нашей жизни. Будь то баланс между расходами или сбережениями, между потреблением и расходованием калорий и т.д. Для многих из нас баланс не является естественным состоянием, особенно когда дело доходит до проблемы, как совмещать работу и семью. Иногда это может казаться невозможным. Мы либо так сильно концентрируемся на нашей работе, что никогда не видим свою семью, либо сильно ориентируемся на семью, что в результате страдает наша работа.

Мой хороший друг получил работу своей мечты в прошлом году, и почти в то же самое время, когда он продвинулся в своей карьере, его жена ушла . Они почти никогда не виделись, так как он всегда был на работе. Чтобы достичь баланса, мы должны сначала признать, что наши цели в работе и дома идут рука об руку, успех в одной области значительно усиливается успехом в другой.

Создание баланса требует от нас сознательных действий по изменению нашего поведения и разработке новых здоровых процедур. Ниже приведены десять советов, которые помогут вам совмещать работу и семью.

Регулярное планирование имеет важное значение для поддержания баланса между работой и семейной жизнью. Старайтесь каждый вечер планировать, что вам нужно и чего вы хотите достичь завтра, а затем расставьте приоритеты. Ставить перед собой цели очень важная часть нашей продуктивности, поэтому они должны быть у вас как в отношении работы, так и вашей семьи.

Это не должно быть для вас сложным. Сначала обратите внимание на те повседневные действия, которые вы совершаете. Определите время, которое у вас остается, а затем планируйте те действия, которые вы хотите совершить. Расставьте приоритеты в отношении того, что наиболее важно на предстоящий день, и сосредоточьтесь на том, чтобы сделать это, прежде чем делать что-либо еще. Старайтесь быть амбициозным, но не делайте это недостижимым.

В прошлом году я решил каждое утро вставать раньше, чтобы составить недостижимый список целей. Я считал, что так я демонстрирую преданность своему делу, но это было неразумно. Я становился разбитым, что вредило моей работе и семейной жизни. Иногда у меня были по-настоящему продуктивные дни, но потом я был настолько уставшим, что едва мог что-нибудь сделать в следующие несколько дней.

Сейчас я каждый вечер записываю две-четыре цели, за достижение которых, я буду собой гордиться, и концентрирую свою энергию на их выполнении. Если я могу сделать больше, я делаю, но в первую очередь я концентрируюсь на том, что для меня важно, и я держу себя в тонусе. Именно сохранение энергии является важной частью нашей продуктивности на работе и дома.

Выключайтесь

Установите временные рамки для вашей работы и сосредоточьте свою энергию в течение этого времени. Очень важно иметь некоторые ограничения на ваше рабочее время, иначе это может выйти из-под контроля.

Вы можете создать для себя правило, чтобы рабочий ноутбук и телефон оставлять на работе или, в крайнем случае, не брать их на выходные дни. Вы должны дать себе время, чтобы выключиться от работы и подзарядиться.

В конечном счете чрезмерная занятость не приносит пользы в долгосрочной перспективе, вы обнаружите, что теряете продуктивность на работе, а психическое или физическое здоровье начнет страдать. У каждого дня есть время, отведенное для вас и вашей семьи, где работа не должна мешать.

Речь идет не о том, чтобы работать столько часов, сколько вы можете, а о том, чтобы добиться как можно большего за те часы, которые вы работаете. Точно так же сделайте свое семейное времяпровождение как можно более ценным, выйдите и сделайте что-нибудь вместе, что заставит вас улыбнуться и сблизит вышу семью.

Создавайте семейные привычки или программы

Для того чтобы эффективно совмещать работу и семейную жизнь вам требуется время, и это время вы должны потратить на создание позитивных ежедневных привычек, которые должны стать для вас второй натурой. Независимо от того, оставляете вы ноутбуки на работе или один вечер в неделю выходите гулять по городу, сам успех таковых действий заключается в привычке.

Конечно, у вас не получится выработать привычку за короткое время. Филиппа Лейла, исследователь психологии здоровья, в своей статье европейскому журналу социальной психологии доказала, что для выработки привычки необходимо 66 дней. Если вы сможете преодолеть эти 66 дней, не сдавшись, ваши шансы на успешное изменение привычного поведения значительно улучшатся.

Отличный способ сочетать работу и семейную жизнь – это забронировать отпуск. Бронируя отпуск, вы получаете то самое выделенное время для себя и своей семьи. После того как вы забронировали отпуск, вы можете начинать планировать его всей семьей: что вы будете делать, куда пойдете вместе и т.д. Это достаточно весело.

Очень важно регулярно брать отпуск и проводить это время со своими родными и близкими. Это не только сближает ваши семейные отношения, но позволит вам восстановить свои силы.

Отличный способ создать более здоровый баланс между работой и семейной жизнью – это начать работу рано утром, когда ваши дети еще спят. Начав работу рано утром, вы не будете отнимать время у своей семьи вечером, при этом у вас будет достаточно рабочего времени, чтобы сосредоточиться на своей карьере .

Раньше я работал допоздна и вечерами скучал за своей дочерью, потому что возвращался домой, когда она была уже в постели. Теперь я начинаю работать рано утром, пока она еще спит, и заканчиваю работу намного раньше. Теперь, мы можем все вместе прийти домой вечером в одно и то же время и провести это время всей семьей.

Начать свой день рано – это не просто выкрасть для себя пару часов для работы. Многочисленные исследования показали, что первые несколько часов после пробуждения, как правило, наиболее продуктивны в течение дня. Выполняя важные задачи рано утром, вы можете полностью сосредоточиться и выполнять массу дел.

Чтобы максимально использовать свое свободное время как семья, ищите вещи, которые вы можете сделать вместе, которые вам всем понравятся. Одним из факторов, который усугубляет нехватку семейного времени для многих из нас, заключается в том, что даже, когда мы не работаем, вся семья преследует индивидуальные интересы и увлечения.

Планируйте каждую неделю какие-то семейные мероприятия, даже если это всего на пару часов. Занятия на свежем воздухе, такие как ходьба или занятия спортом – это отличный способ собраться вместе, поговорить и одновременно улучшить свое здоровье.

Прогулки с семьей, чтобы правильно совмещать работу и семью

Создайте для себя сеть надежных и заслуживающих доверия людей или пар, которые в состоянии изредка присмотреть за вашими детьми. Здоровые семейные отношения требуют внимания и постоянной работы, как и все в жизни. Поэтому старайтесь находить время, чтобы побыть вдвоем с вашей второй половиной. Если вы находите хорошую няню, хорошо относитесь к ней и щедро вознаграждайте, тогда она будет неоценимой для организации, которую вы называете семьей.

Если вокруг вас есть какая-либо поддержка, используйте ее. Делегируйте работу коллегам, которые лучше подготовлены для выполнения определенных задач. Когда другие люди будут помогать вам в достижении ваших целей, ваше влияние и эффективность значительно возрастут.

Делегирование позволит вам снизить нагрузку как на ваше время, так и на вашу энергию, что повысит вашу общую производительность. Не забывайте, что делегирование относится не только к работе, но и к семейной жизни. Возможно, вам проще забирать детей по дороге из школы, в то время как ваша вторая половина или даже дети, могут сделать какие-то обязанности по дому.

Работа и семья чрезвычайно важны, но, чтобы преуспеть в обоих направлениях, вам необходимо иногда заботиться о себе. Не стоит каждый день слишком себя распылять, лучше выделите в неделе себе время на отдых и перезарядку.

Подумайте, что вы можете сделать, чтобы позаботиться о собственном благополучии, а затем спланируйте это, согласовав детали со своей второй половиной. Это может быть поход в спортзал пару раз в неделю или просмотр любимой спортивной игры на выходных.

Каждому из нас необходимо немного свободного времени, и это работает в обоих направлениях, поэтому обсудите это с вашим партнером и согласитесь с тем, что он или она будет делать в свое свободное время.

Управление вашей энергией так же важно, как и управление временем .

Существует китайская пословица о безрассудстве армии, вступающей в бой, когда она истощена днями похода. Результатом таких действий является почти наверняка катастрофа.

Многие из нас в своей жизни делают одни и те же ошибки. Мы полностью изнуряем себя, но стараемся идти вперед и в результате получаем неудовлетворительные результаты дома и на работе. Ключевым решением проблемы баланса между работой и личной жизнью является признание, что вы не машина, и что ваш разум и тело нуждаются в отдыхе. Когда вы завершаете свое ежедневное планирование, вы должны дать себе возможность сделать перерыв, особенно когда вы чувствуете, что наступает усталость.


Эффективные способы для директоров и сотрудников: как достичь баланса личной жизни и карьеры, чтобы ничем не жертвовать и оставаться продуктивным.

В статье:

События этих фильмов напоминают героям, что семья важнее карьеры, и в итоге они отказываются от многого ради отношений с близкими.

Что делать, чтобы не жертвовать работой ради семьи или семьей ради работы — попробуем разобраться в материале. Для статьи задали вопросы психологам и лайф-коучу, почитали советы из гайда G2 и вспомнили собственный опыт.

Чем плох дисбаланс

Дисбаланс возникает, когда одна сфера жизни требует больше времени и сил, чем другая.

Карьера > личная жизнь

Если торопиться бежать по карьерной лестнице и брать на себя кучу задач, на личную жизнь и отдых не останется ни времени, ни сил. Личная жизнь тоже страдает, рушатся отношения с близкими.

Получается путь в никуда: человек много работает ради карьеры, устает и не разрешает себе отдохнуть, поэтому хуже справляется, а из-за этого не строится карьера. Чтобы была энергия для работы, ее нужно где-то восполнять.

🧐 Карина Захарян, практикующий психолог, когнитивно-поведенческий терапевт:

Личная жизнь > карьера

Тот, кто поверхностно относится к работе и посвящает всего себя семье, друзьям и хобби, рискует стагнировать как профессионал. Время будет идти, а карьера и зарплата останутся на месте.

Человек, который не умеет отказывать близким и ради них ставит важную для него работу на последнее место, вряд ли будет доволен своей жизнью.

🧐 Карина Захарян, практикующий психолог, когнитивно-поведенческий терапевт:

«Важно, кто именно требует больше времени и насколько требования адекватны. Я бы плясала от того, хочу ли я вообще уделять этим людям внимание или нет. Если хочу, то уделяю ли достаточно? А если не хочу, то близкие ли они мне вообще? Если что, кровное родство не является априорным показателем близости.

Если ситуация временная, например, человек с головой ушел в какой-то проект, у которого есть временные рамки, он может адекватно попросить, чтобы от него отстали на время, и договориться о том, как будет по окончании проекта.

В идеале баланс

Идеальный вариант — баланс между работой и личной жизнью. В идеале хорошо бы научиться слушать свой организм, вовремя давать ему отдых, при этом развиваться в профессии и поддерживать отношения с близкими.

Путь к балансу очень сложен, особенно когда когда ваша работа может достать вас везде, куда вы взяли с собой смартфон. Поиск баланса между работой и личной жизнью — долгий процесс, и в этом материале мы постарались собрать советы, которые облегчат путь.

Делать всё — это не баланс

Стараться вместить в сутки больше работы и больше личных дел — это не баланс. Неумение отказывать и стоять на своем, если просишь перенести встречу, выливается в перенапряжение. Работа никуда не девается, а окружающие требуют больше времени и внимания. В итоге делаешь все, что требуют другие, но в ущерб отдыху и собственным желаниям.

Зачем искать баланс, если вас устраивает ваша продуктивность

Если вы считаете, что вам не нужно налаживать баланс работы и личной жизни, вы хорошо справляетесь, продуктивны и успешны, мы все равно бы посоветовали прислушаться к себе и оценить состояние.

Иногда за продуктивностью стоит что-то такое:

Где та грань, когда человек не просто усердно работает, а начинает жертвовать самим собой ради карьеры или отношения окружающих?

Обычно это такое бывает после повышения, с началом нового проекта. Кто-то может увлечься и игнорировать усталость ради количества закрытых задач, ощущения собственной нужности и стремления быть лучше всех. Отсюда и прокрастинация из-за кончающейся энергии.

Если работа прочно засела в мыслях, и во время отдыха человек будет чувствовать вину, что прохлаждается. Это может говорить о трудоголизме.

Почему трудоголик — это не комплимент

Трудоголик — не просто трудолюбивый человек. Он трудозависимый, ставит работу выше остального и беспокоится, когда не работает. Термин появился в 1971 году с подачи психолога Уэйна Отса.

Трудоголизм одобряется обществом, поэтому увидеть реальную зависимость бывает сложно. Хотя на самом деле трудоголики — не лучшие работники. Никто не может постоянно работать на износ, пусть даже ради своего будущего. Силы нужно пополнять, а трудоголику некогда это делать. Получается, он напротив может быть менее продуктивен, даже если усердно старается.

Какой вы трудоголик?

Психолог-гештальтист Евгений Веритов в своем блоге о психологии mango.project вкратце описал несколько механик трудоголизма:

Трудоголик-самокритик
Работает много, потому что отдых — это пустая и, следовательно, постыдная трата времени. Корит себя за любой непродуктивный час, поэтому вынужден постоянно работать, чтобы меньше мучать себя требованиями. Но все равно мучается.

Трудоголик — разбитое сердце
Выбрал работу, а не, например, алкоголь, чтобы не замечать горе расставания или другую эмоциональную боль. Пока еще не догадывается, что все равно столкнется с горем, но уже периодически пускает слезу в офисном туалете.

Трудоголик-монолюб
Живет работой, потому что все остальные сферы его жизни скучные, а работа интересная. Не замечает, что с таким рабочим графиком другие сферы его жизни так и останутся скучными.

Напуганный трудоголик
Панически боится бедности и беспомощности. Много работает, чтобы не оказаться под мостом. Не может остановиться подышать, даже если очевидно, что уже не окажется под мостом. Но ему не очевидно.

Механики могут комбинироваться, в любом из этих случаев стоит поработать со своим трудоголизмом: попробовать переосмыслить установки и перестроиться, возможно, поговорить с психологом.

Что будет, если не держать баланс работы и личной жизни

Общие эффекты такого дисбаланса:

Выгорание

Часто люди стараются успеть сделать как можно больше работы или личных дел, если у них выдается свободное время. Обычно в такой ситуации трудоголик задвигает свои потребности подальше, не отдыхает и не посвящает время себе. Это может привести к выгоранию и потере желания принимать решения и участвовать хоть в чем-то.

Что Александра советует делать, чтобы не довести до выгорания:

отдыхать до того, как случилось истощение организма;

заботится о теле: массаж, ванны, вкусная еда;

вносить в жизнь разнообразие, мозг такое очень любит: новые впечатления, путешествия, новые знакомства или занятия;

работа с психологом также может быть поддерживающим здоровый баланс фактором, если сложно разрешить себе отдыхать, перфекционизм разрушает жизнь, не получается расслабиться или есть дискомфорт в других сферах, снижающий качество жизни.

Бремя выбора, опоздания

Тем, у кого сильный перевес на одну из сфер, придется часто отпрашиваться с работы или пропускать важные для семьи и друзей события. Что бы такой человек ни выбрал — выступление ребенка на школьном концерте или рабочую встречу — он может чувствовать вину и беспокоиться, что выбрал неправильно.

Раздражительность и ссоры

Близких обидит выбор не в пользу семьи, а на работе могут делать замечания за отдаление от коллектива. Как следствие, ссоры в семье, разговоры о мотивации на работе и беспокойство у того, кто пытается все успеть.

Меньше времени для себя

Важно успевать работать, проводить время с семьей и друзьями, но еще важно найти время и побыть в полном одиночестве. Это позволяет не тратить силы на разговоры, выдохнуть и перезарядиться. Но такого времени будет совсем мало, если работы или внимания к окружающим слишком много.

Прокрастинация

Прокрастинация — склонность до последнего откладывать дела, даже важные и срочные,чтобы спешно делать их в последний момент. Обычно сопровождается тревогой: человек сам не рад, что откладывает выполнение задачи, но никак не может начать над ней работать. Это может быть сигналом усталости.

«У меня прорва запросов на работу с прокрастинацией, идеями успешного успеха, структурой в жизни и амбициями. И вот что я пронаблюдала, например, на себе: у меня есть две Лены, выдуманная и реальная.

Лена выдуманная планирует себе расписание дня с сессиями без перерыва, рабочим днем без обеда, с to do листом на сорок пунктов, куда я почему-то забываю вписать недосып и выгорание. В плане Лена выдуманная реально думает, что поспать пять-шесть часов и успеть побольше — отличная идея.

Лена реальная на следующий день с ней не согласна. Она хочет есть, спать, ей нужен час, чтобы с утра привести себя в порядок, и час вечером, чтобы убраться в квартире. Ещё у неё есть друзья, семья и хобби, их тоже нет в to do листе успешной Лены.

Пока я пришла к выводу, что многое в этих процессах происходит от разобщения между умом и телом, идеей и реальностью. В уме время воспринимается быстрее: отсюда опоздания, где мы считаем часы не телом, а воображением. В воображении ты не устаёшь, не унываешь, не зависишь по действиям и решениям от других людей.

Стресс

Этот фактор сопровождает все предыдущие пункты. Стресс приводит к повышению кортизола, а это чревато головными болями, ослаблением иммунитета, накоплением жира и притуплением умственных способностей. Чуть подробнее мы разбирали это в статье об эффективном управлении коллективом.

Сбросить стресс помогает отдых, но чем больше переработок, тем меньше времени, чтобы отдохнуть. В наши дни сверхурочные и переутомление ради карьеры и успеха воспринимается чем-то нормальным, и это все усложняет.

Статистика: как в России работают сверхурочно

Как работать, отдыхать и при этом ничем не жертвовать: советы руководителям и сотрудникам

Что можно сделать, чтобы приблизиться к комфортному балансу работы и личной жизни.

Что сделать для подчиненных:

Руководителям выгодно, чтобы сотрудники работали эффективно. Уставшие задерганные придирками люди не могут выкладываться и быть инициативными.

Получается, руководителю выгодно поддерживать корпоративную культуру, где сотрудники могут достаточно отдыхать, отказываться от непосильного объема работы и придерживаться расписания, где есть место личной жизни. Как этому помочь:

Предложите гибкий график

Если особенности работы позволяют, дайте возможность выбрать часы работы, например, сдвинуть начало рабочего дня. Если сотрудник отводит ребенка в школу по утрам, он может приходить на час позже, чтобы успевать в школу перед работой, и уходить тоже на час позже, отрабатывая свое положенное время. Если кому-то неудобно ездить на работу по пробкам, он может приезжать и уезжать на час раньше.

Попробуйте удаленку

В пандемию некоторые компании были вынуждены перевести сотрудников на удаленный режим работы. Удобный вариант для многих: не нужно тратить время на дорогу, можно работать с дивана, есть домашние обеды и выходить на пробежку. Если результативность работы не страдает и присутствие в офисе не нужно, почему бы не разрешить сотрудникам работать из дома. Можно установить специальные дни для встреч в офисе.

В этом материале мы собрали советы сотрудников и директоров компаний о том, как комфортно перейти на удаленку и выстроить рабочий режим. Плюс несколько инструментов для работы из дома.

Запретите переносить отпускные дни

Есть сотрудники, которые годами не берут отпуск. Например, потому что они трудоголики, или потому что некем их заменить. Установите правило, чтобы сотрудники не переносили больше какого-то количества отпускных на следующий год, тогда у них будет мотивация их отгулять. Следите, чтобы они уходили в отпуск и напоминайте об этом, если они заработались. Организуйте замену на время отпуска, это ваша работа как руководителя.

Не трогайте сотрудников в выходные

Выходной — полностью свободный от работы и рабочих контактов день. Это значит, что ваш сотрудник не только не должен работать, но и не обязан отвечать на ваши звонки и письма. Установите правило неприкосновенности выходного времени и решайте вопросы с теми, кто находится на рабочем месте.

Не забывайте о себе и показывайте пример

Вы несете больше ответственности и рисков как руководитель, но это не значит, что вы должны работать на износ. Ваше состояние тоже важно. Выделяйте время на отдых и личную жизнь: берите отгулы, не работайте в обеденные перерывы и выходные. Показывайте своим примером, что в этой компании бережно относятся к личному времени всех кадров.

Поймите, что ваши сотрудники — люди

Ваши сотрудники работают на вас. Но они прежде всего люди, у которых могут происходить незапланированные события, влияющие на их состояние и продуктивность. Проявите понимание, поддержите, дайте выходной — они оценят человеческое отношение и отплатят тем же.

Что сделать для себя:

В рабочем распорядке многое зависит от руководителя и корпоративной культуры, но каждый человек отвечает сам за себя и самостоятельно идет к балансу работы и личной жизни. Что можно сделать:

Примите несовершенство

Первый шаг в поиске баланса — признать, что идеала не достичь. Нет никакого равномерного разделения, в некоторые дни вы будете больше сосредоточены на работе, а в другие — на личной жизни.

Научитесь отдыхать

Запланируйте перерывы на отдых, причем такой, который действительно разгрузит мозг и поможет расслабить тело. В это время не потребляйте новый контент и не смотрите в гаджеты, поработайте мышцами, если сидели за компьютером, подышите воздухом.

Ищите работу, которую любите

Найдите работу, которая будет приносить удовлетворение. Звучит утопически, но к этому хотя бы стоит стремиться. Не обязательно обожать то, что делаешь, но можно найти такую работу и коллектив, чтобы заходить в офис без страха и ненависти.

Поставьте здоровье в приоритет

Стресс, высокие нагрузки и сбитый режим приведет к выгоранию и проблемам со здоровьем. С работой, которая плохо влияет на ваше психическое или физическое здоровье, нужно что-то делать. Если изменить правила и убрать источник стресса нельзя — не терпите, лучше не будет. Это не последняя работа в мире.

Постарайтесь выделить время для физических нагрузок, особенно если работаете за компьютером. Пробежка, упражнения, йога, игры с собакой — выберите что-то, что приносит удовольствие и позволяет мышцам поработать.

Ставьте цели не только в карьере

Иногда люди уходят в работу, потому что остальные сферы жизни кажутся пресными. Личная жизнь тоже может иметь цели. Вспомните, что вам нравится, определите, чего вы можете в этом достичь, и постепенно двигайтесь в этом направлении: научитесь печь все блинчики из книги рецептов, свяжите огромный плед, посетите все музеи города, посмотрите все фильмы Тарантино, начните разбираться в стилях архитектуры, придумайте что-то еще.

Установите границы

Сейчас работа может просачиваться во все сферы жизни благодаря смартфону, который всегда с собой. Не пускайте работу в личную жизнь: оставьте рабочий компьютер в офисе, не проверяйте рабочую почту по выходным, отключайте звук входящих, когда отдыхаете.

Границы сложнее соблюдать, если работаете из дома, поскольку работа и личная жизнь смешиваются в одном пространстве. Как помочь себе держаться расписания, разбирали в статье.

Берите отпуск

Трудоголики иногда соревнуются, кто дольше проработал без отпуска, часто счет идет на годы. В этом нет ничего хорошего, нужно восполнять энергию и тратить положенные выходные. Уйдите в полноценный отпуск, возьмите несколько выходных или передышку на день, когда чувствуете, что начинаете уставать.

Карьера важна, но она не должна составлять всю вашу жизнь в ущерб отдыху. Как и личная жизнь может не мешать работе, если вам важно профессионально развиваться. Следите за балансом и почаще спрашивайте себя, чего вы хотите и что занимает большую часть вашей жизни сейчас.

Что рассказать о бывшем - работодателе?

На какие вопросы отвечает статья

Cправка об авторе и компании

Зачем нужен баланс между работой и личной жизнью?

Сотрудники компаний часто страдают от серьезного дисбаланса между рабочим и свободным временем. Между тем, этот баланс является необходимым условием эффективной деятельности любого работающего человека — будь то руководитель или рядовой сотрудник. Подобное равновесие дает огромные преимущества не только самим сотрудникам, но и организации, где они работают. Существует тесная связь между качеством внутреннего сервиса (созданием оптимальных условий работы для каждого сотрудника, что позволяет совместить карьеру с заботой о доме и семье) и прибылью фирмы: качество внутреннего сервиса определяет удовлетворённость сотрудников, от которой зависит удержание персонала и качество внешнего сервиса компании, а значит, удовлетворение клиентов и прибыль.

Можно утверждать, что эффективность управления определяется тем, способен ли руководитель сделать самого себя и своих подчинённых счастливыми. Для этого нужны следующие условия: интересная работа, сохранение способности кого-то любить, давая и получая душевную теплоту, а также возможность для смены деятельности.

Работа и личная жизнь тесно связаны: когда у человека непорядок в личной жизни, он несёт это в организацию и не может быть по-настоящему эффективным на работе. И наоборот, неудовлетворение от работы проявляется дома в психологическом отсутствии или даже в агрессии, разрушая отношения в семье. Поэтому с полным правом можно утверждать, что счастливый сотрудник гораздо полезнее для бизнеса, чем несчастный.

Почему работа часто подменяет личную жизнь?

Давайте разберёмся, что же мешает достижению баланса между работой и личной жизнью. Существует целый ряд типичных мифов в понимании этой темы.

Миф 1: измерение лояльности и результативности сотрудника количеством проведенных на работе часов. Компанию, живущую по такому принципу, ожидают большие проблемы, ибо в ней будут процветать три основных вида сотрудников:

Научиться решать проблемы в личной жизни трудно — многие испытывают страх перед конфликтами в семье, не умеют быть в подлинном контакте, без масок и ролей. Мужчины чаще бегут от дискомфорта в работу, женщины переключаются на воспитание детей — это уважительные причины, отвлекающие супругов от их проблем. Но проблемы от этого не исчезают, а только накапливаются и усиливаются.

Жизнь с законным, но не природным партнёром — это отсутствие подлинного контакта как единственной возможности получать душевное тепло и искренность, а значит растрата своей энергии. Природный партнёр — это человек, общение и жизнь с которым приводит к новым проектам, успешным действиям, партнеру рядом с таким человеком всё удаётся. Происходит не растрата энергии, а наоборот, появляется дополнительная жизненная сила в виде времени и денег. И нет необходимости использовать работу как алиби, чтобы не тратить его на семью.

Но для того, чтобы быть в контакте с другим, нужно быть в первую очередь в контакте с самим собой. Если человек выбирает партнера, соответствующего его комплексам, это не принесёт удовольствия в совместной жизни никому. Получится лишь уход от подлинного контакта, игра, в ответ на которую невозможно получить душевное тепло и искренность. По-настоящему любить, дружить и общаться могут только близкие, доверяющие друг и интересные друг другу люди. Выбранный партнёр отражает вашу самооценку на данный момент — если вам не хочется идти домой, значит, пора работать с самооценкой.

Миф 5: считать карьеру единственным показателем профессионального успеха. Например, мужчины предпочитает скрывать свое участие в домашних делах. Им гораздо проще вместо того, чтобы воспользоваться предоставляемым компанией отпуском по уходу за ребенком, предпочесть отпуск по болезни.

Как понять, что баланс нарушен?

В вашей жизни нарушен баланс между личной и профессиональной жизнью, если у вас:

Что нужно делать, чтобы эффективно управлять своей личной и профессиональной жизнью?

Сегодня профессионал, у которого утерян вкус к жизни, не может быть успешным. А сохранить вкус к жизни невозможно, если работать круглые сутки. При таком режиме человеку (да и бизнесу, которым он руководит или владеет) грозит истощение и творческая смерть. Новые идеи и энергию мы черпаем из разных источников: общение с семьёй и друзьями, природа, музыка, спорт. Устают люди только тогда, когда подавляют свои естественные желания и эмоции. Если вы устаете, то это значит, что вы не умеете управлять собой, своим временем и жизнью, подавляете свои творческие устремления.

Если Вы перегружены, пора вернуться на шаг назад и пересмотреть свои планы. Результатом больших нагрузок будет Ваше переутомление, снижение продуктивности. Остановитесь, вычеркните из своих планов дела не срочные и не важные, а также дела, шанс на успех в которых незначителен. Оставьте важное и срочное.

Пребывайте в настоящем времени, играйте полноценно на поле сегодняшнего дня: прошлое оставьте прошлому, будущее — будущему. Сознательно подходите к формированию своего окружения: не проводите время с людьми, которые вас не развивают, меньше общайтесь с людьми, которые вызывают не приток энергии, а усталость, имейте дело с высококачественными людьми.

Что читать дополнительно

Как сбалансировать работу и личную жизнь. Серия Классика Harvard Business Review. Альпина Бизнес Букс, Москва, 2006. Баланс между работой и личной жизнью — естественное стремление всякого работающего человека. Без этого равновесия невозможна самореализация человека как личности. Гармоническое единство интересов дела и семьи, по единодушному мнению авторов сборника, дает преимущества и сотруднику, и организации, где он работает. Авторы сборника — ученые, бизнес-консультанты, успешные руководители и предприниматели — для балансировки жизни использовать: организацию дистанционной работы; создание альтернативных рабочих мест; совмещение работы и воспитания детей; методики решения проблем переутомления и выбора другой карьеры. Книга содержит личный и профессиональный опыт, плоды многолетних исследований и примеры успешной практики, анализ ошибок и ценные рекомендации, полезные широкой аудитории.

Брэнсон Р. К черту все! Берись и делай! Альпина Бизнес Букс, Москва, 2006. Сэр Ричард Брэнсон — не просто талантливый предприниматель, построивший уникальный бренд Virgin, объединяющий несколько десятков совершенно разнородных бизнесов, включая магазины по продаже музыкальных дисков, авиа- и железнодорожные компании, радиостанцию и издательство. Он еще и яркая, нестандартная личность. Эта книга — манифест жизни, действия и риска. Кредо ее автора — брать от жизни все. Это значит — не бояться делать то, что хочешь. При этом совершенно неважно, достаточно ли у тебя знаний, опыта или образования. Жизнь коротка, чтобы тратить ее на вещи, которые не приносят удовольствия. Если есть голова на плечах и достаточно задора в сердце, любая цель будет по силам. Если что-то нравится — делай. Не нравится — бросай не раздумывая. Книга адресована широкой аудитории и несет огромный заряд оптимизма, мудрости и веры в возможности каждого человека.

Моргенстерн Дж. Тайм менеджмент: Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. Добрая книга, Москва, 2006. Этот бестселлер рассказывает о передовых технологиях повышения личной эффективности и планирования времени — и помогает читателю: определить стратегические цели своей жизни, построить собственную систему планирования времени и достичь поставленных целей; выявить свои сильные и слабые стороны, проанализировать причины неудач в планировании (технические ошибки, внешние факторы и психологические барьеры) и устранить их влияние; правильно выбрать инструмент для планирования времени, овладеть приемами сортировки задач в соответствии с их приоритетом и навыками делегирования полномочий; научиться планировать время с учетом вашего стиля жизни, привычек, предпочтений и биологических циклов, — и поддерживать в своей жизни гармоничное равновесие между различными видами деятельности; эффективно планировать свои дела в условиях кризиса, нехватки времени и в обстановке неопределенности, справляться с неожиданно возникающими задачами и проблемами, не выбиваясь из графика. В итоге Вы будете придерживаться строгого расписания, оставив себе достаточно свободы и гибкости, и навсегда покончите с хроническими опозданиями и хаосом в делах.


Миллионы людей в мире пытаются совместить карьеру и дом. Они каждый день задаются вопросом, как совмещать семью и работу. Мужчины и женщины стали почти равными между собой, они открывают свой бизнес, ходят в офис, развивают свою карьеру. Но, когда все занимаются карьерой, не остается времени на личную жизнь. Не хватает его и на детей, а по выходным не хочется ничего делать, хочется только отдыхать. Из-за такого ритма жизни семья и личная жизнь уходит на второе место. Поэтому нужно научиться соблюдать баланс между карьерой и домом.

Личная жизнь и работа

Если вы чувствуете, что никак не можете правильно распределить силы, вам следует разобраться, как совмещать семью и работу. На самом деле, найти баланс можно. Для этого нужно найти компромисс между двумя частями вашей жизни.

расписание дня

Как совмещать семью и работу

Профессиональная деятельность помогает ощутить как мужчинам, так и женщинам чувства наполненности, значимости и самореализации. Также естественным образом на работе происходит развитие мышления, памяти и много других жизненно необходимых навыков.

А семья в свою очередь дарит эмоциональную наполненность, ощущения тыла, дома и заботы. Получается, что человеку нужна и работа, и дом. Это две половины жизни, которые дополняют друг друга. Поэтому важно найти баланс между ними.

Как женщине совмещать семью и работу

Когда люди слышат о проблеме совмещения карьеры с домом, часто представляют мужчин. Потому что многие думают, что женщина в любом случает должна посвятить себя семье. Из-за этого у многих представительниц слабого пола возникают сомнения, они начинают выбирать - или дом, или карьера.

Раньше таких вопросов не возникло, женщина априори сидела дома, организовывала быт, занималась домашними хлопотами и ухаживала за детьми и мужем. О самореализации она вообще и мечтать не смела. Но времена меняются, современная женщина работает на одном уровне с мужчинами, часто занимает руководящие должности, открывает собственный бизнес. Но окружение продолжает давить на нее, требуя выбрать семью или карьеру.

Но зачем делать какой-то выбор? Нужно просто распределить домашние обязанности в семье между супругами. Женщины, как и мужчины, имеют право на совмещение дома и работы. Необходимо расставить приоритеты, распределить время и искать компромисс со своими близкими. Споры, которые часто возникают в обществе, о том, что важнее - семья или работа, возникают потому, что люди не распределяют обязанности между собой.

как женщине совмещать семью и работу

Расставьте приоритеты

Труднее всего расставить приоритеты работающей маме. Бывают такие задания на работе, что нужно посвятить им все свое время, тогда на семью времени не остается. Если в семье хорошо налажены контакты, то скандала можно будет избежать. Но следует отметить, что такая авральная ситуация должна быть временной.

Бывает такая работа, что загруженность на ней практически не меняется, а нагрузка сменяется новой. Чтобы избежать проблем в семье, нужно будет научиться управлять временем. Как это сделать? В первую очередь нужно научиться переключаться с работы на семью, не нести работу в дом.

Если вы слишком много заняты на работе, значит, все свое свободное время вам нужно проводить с семьей. Запланируйте совместный отдых или путешествие. А когда находитесь на работе, найдите несколько минут в день, чтобы позвонить своему супругу и сказать несколько приятных подбадривающих слов.

Не завышайте стандарты

Некоторые люди склонны доводить все до совершенства в любой сфере деятельности. Чтобы работа по дому была выполнена по их стандартам, они ее никому не доверяют, тянут все на себе. Особенно это касается женщин, они пытаются все успеть сделать самостоятельно. Они работают на работе, а потом приходят домой и опять работают, выполняют хлопоты по дому и ухаживают за членами семьи. Но как маме все успеть? Выход один - не завышать стандарты и разделить домашние обязанности на всех домочадцев.

Научитесь не отвлекаться

Чтобы понять, как совмещать семью и работу, нужно научиться планировать свое время. Если вы еще не изучали тайм менеджмент, то пора это сделать. Вы научитесь не отвлекаться на внешние факторы, выполнять работу по мере важности, будете делать правильные перерывы. Также вы сможете правильно составить расписание дня. Вы сразу заметите, что у вас, оказывается, хватает времени на все, а в голове нет постоянной паники по поводу того, как все успеть.

Сначала можно применить тайм менеджмент на работе, вы сразу заметите, насколько он эффективен, будете успевать выполнять все поставленные задачи. Потом попробуйте использовать его дома, и рутина домашних дел будет проходить намного легче и быстрее. Главное, не отвлекаться на ерунду и придерживаться своего плана дня.

домашняя работа

Поставьте четкие границы

Бывает, что женщины не делегируют домашнюю работу, потому что они не хотят никого просить о помощи. Многие из них даже гордятся, насколько они сильные и могут делать все самостоятельно - и на работу ходить, и весь дом на себе держать. Но обычно у таких женщин долго не получается нести все ноши бытия на себе. Со временем они начинают обижаться, что никто не замечает их подвигов и не бежит им помогать даже тогда, когда это действительно нужно.

Работающей маме нужна помощь по дому, это нормально, она не должна делать всю работу сама. Если сразу не получается подключить близких к домашним делам, значит, нужно схитрить. Можно притвориться, что вы не справляетесь с каким-то заданием, сначала маленьким, потом более важным и серьезным. Таким способом можно понемногу приучать семью к помощи.

Позвольте себе делать то, что нужно вам

Нужно понять одно простое, но крайне важное правило - женщина, которая делает все для других и ничего для себя, делает хуже всей семье. Если вы узнали себя в этой ситуации, вам срочно нужно меняться. Определитесь, что нужно именно вам, возможно, вы давно мечтаете о помощнице в доме или хотите больше помощи от своего мужчины, а может, вы не отдыхали несколько лет и хотите пару дней отдохнуть наедине со своими мыслями.

Вам нужно научиться просить о помощи без чувства вины, вы имеете на это полное право. Возможно, вас поймут не сразу и не начнут выполнять ваши просьбы. Но вскоре ваши близкие станут уважать и ценить вас гораздо больше, чем ранее.

работающая мама

Займитесь самореализацией

Мамы, которые не могут заниматься самореализацией, часто воплощают ее через своих детей. Они водят их на кружки и секции, которые подбирает по собственным интересам, но от этого только все страдают.

Дети имеют право выбора, чем им заниматься в жизни, нельзя реализовать свои амбиции через них. Маме нужно найти какое-то занятие, через которое она будет реализовать себя, без этого в жизни очень тяжело. Не стоит весь свой мир строить вокруг мужа и детей, здоровая свобода нужна каждому.

Наймите помощника

Когда тяжело все успевать, некоторые семьи решают привлечь помощь со стороны. Но и тут не все так просто. Часто после того как в доме появляется помощница по дому, женщина начинает чувствовать себя виноватой. Это чувство проявляется во всем, ей может показаться, что она не справилась со своими обязанностями. Нужно понять, что помощники нужны всем, это нормально.

Ведь не все мужья умеют делать всю мужскую работу по дому. Наверняка в дом вызываются мастера, которые чинят проводку, водопровод, котлы и много чего еще. А у женщины по дому работа есть каждый день, и нет ничего постыдного в том, что ей тоже нужна помощница.

Позаботьтесь о себе

Чтобы сохранять гармонию в браке, современным женщинам нужно успешно совмещать работу, хлопоты по дому, внимание детям и супругу. Женщинам должно хватать сил и энергии, чтобы придерживаться своего расписание дня. Но чтобы все успевать, как ни странно звучит, в первую очередь, жена и мама должна позаботиться о себе.

Чтобы хватало энергии на родных и близких, нужно изначально быть наполненной. Нужно быть в тонусе и хорошо отдыхать. Поэтому крайне важно делать вещи, которые наполняют и дают энергию, это может быть какое-то хобби или просто смена обстановки.

как маме все успеть

Справедливо разделите домашние обязанности

Крайне важно распределить домашние обязанности справедливо, а не просто равномерно. Есть работа, которую проще делать мужчине, с другой легко справляется женщина.

как научиться управлять временем

План совмещения семьи и работы

Чтобы получилось совместить семью и работу, нужно делать все в меру возможностей и сил. Не стоит пытать переделать всю работу, все равно не получится. Рекомендации, как совместить семью и работу:

  • Не стремитесь стать совершенством. Упрощайте свои задачи.
  • Каждый день нужно планировать еще с вечера. Составьте наперед расписание дня. Важные дела нужно делать в первую очередь, а второстепенные можно немного отфильтровать. Чтобы успеть сделать все запланированные дела, начинайте ваш день вовремя. Те лишние пять минут в постели не помогут вам выспаться, но позволят вовремя собраться и ничего не забыть.
  • Делайте дела по очереди. Не нужно прибегать с работы и сразу браться за генеральную уборку. Нужно разнообразить свои занятия, например, немного уборки, потом уход за собой, опять немного домашних дел, отдых и так далее.
  • Делайте только одно дело за раз.
  • Высыпайтесь. Если вы будете хорошо полноценно спать, то у вас хватит сил и энергии на всю работу. А выглядеть вы будете моложе и бодрее.
  • Разбейте план на категории. Чтобы все успевать, нужно обязательно выполнять каждую категорию один раз на день. Чтобы в итоге не получилось, что вы делаете два задания из домашней работы и ни одного из категории по уходу за собой.
  • Обязательно делайте перерывы. Чтобы каждое дело выполнялось качественно, нужно делать перерывы между работой. Вам хватит пятнадцати минут, чтобы с новыми силами приступать к новому заданию.
  • На выходных нужно отдыхать. Если вы на выходные запланируете работу, то вся следующая неделя не будет продуктивной. Поэтому в ваших же интересах отдыхать, набираться сил. Только это не означает, что нужно целыми днями лежать на диване, лучше активный отдых - сходите в кино, съездите на природу.
  • Подключите к домашним делам всю семью. Даже если вы дадите всем хоть по маленькому заданию, то заметите, как вам стало легче.

как совместить семью и работу рекомендации

Если грамотно и правильно распределите свое время и силы, вы получите счастливую жизнь, где вы реализованы на работе и счастливы в своем доме.

Читайте также: