Плюсы и минусы работы классного руководителя

Обновлено: 16.05.2024

У меня вопрос к участникам. Классное руководство-это "классно" или "ужасно"?
Напишите, как у Вас обстоят дела с классным руководством.

Классное руководство-это сложно.Ведь классный руководитель за многое отвечает и за это получает и не всегда премии.Учащиеся не становятся лучше, а еще сложнее с родителями, которые понимают что их чадо не золото, но признать это публично сложно. Оплата мизер-350рублей, требований много,поэтому по возможности всегда отказываюсь,а потом начинаю работать.

Классное руководство у нас оплачивают 15% от ставки, что конечно же не может покрыть те моральные затраты педагога за эти обязанности. В нашем колледже в основном учатся приезжие студенты из Башкортостана и других регионов страны, так как наличие общежития это позволяет (в отличие от других учебных заведений города). Но попробуйте связаться с родителями этих студентов, когда это необходимо? Ну, а на звонки за месяц уходит как раз вся полученная доплата. В этом году у меня будет всего второй выпуск.

Я работаю в сельской школе. у нас оплачивают работу при 14 учеников - 1000р. У кого меньше, соответственно и вознаграждение меньше, более 14, ставка та же - 1000р. А по моему, классным руководителем должен быть специально подготовленный педагог в зависимости от возраста обучающихся и преподаваемого предмета. У нас как бывает, не хватает классных руководителей, обязывают брать классное руководство руководство умных, грамотных в своем образовании людей, но они же не педагоги! Я сам был кл. рук., больше меня не могут заставить нести эту обузу.




What a Face

Классное руководство у нас оплачивают 20% от ставки. Но даже за такие деньги, что-то нет желания работать. Очень много бумажной работы, а не работы с детьми. Конечно, привыкаешь к ребяткам быстро, переживаешь за них, но только это мало кто понимает (даже из родителей). Да ещё получаешь нагоняи за все их проделки (прогулы, драки, двойки и т.д. и т. п.). С одной стороны, классное руководство - это классно (приятно когда тебя любят и ждут от тебя помощи, видят в тебе ещё и МАМУ), но с другой стороны - это ужасно тяжело отвечать за всех 18 студентов (ругают их, а мне тяжело будто сама провинилась). Я согласна, что для такой работы должен быть специальный педагог, который бы занимался только этим делом.

Работаю в техникуме в должности зам.директора по ВР уже 15 лет. Думаю, что классное руководство это интересно!. Сложно, трудно, малооплачиваемо, но всё зависит от педагога. Какой настрой, такая и группа. Заметила такую интересную вещь: какой классный руководитель-такая и группа, т.е. если педагог ответственный, спокойный, то и группа нормальная, а если же классный сам уклоняется от выполнения своих обязанностей, то и группа в целом тоже.
О заработной плате в ССУЗах вообще говорить нет желания-мизер! Наши педагоги в среднем получают от 7 до 9 тыс. руб. при полной нагрузке, и стажем работе более 20 лет.

За время работы классным пробовал все методы,но последнее время пытаюсь уделять своей группе каждый день хоть несколько минут,причем группу условно разбил на несколько человек, в понедельник обязательно общаюсь с первыми 5,вторник с другими 5,итд, и в итоге получается что у меня нет "забытых ребят" ,ну а классный час конечно же вместе.

У нас в колледже, чтобы за классное руководство оплата получалась больше, пошли по пути укрупнения: на 4-5 групп один классный руководитель. Для себя я такую перспективу вижу только в страшном сне. Классное руководство я понимаю как контакт с группой и общие дела, а администрация роль классного руководителя сводит к постоянному ябедничанию родителям на их чад. Я же считаю, что в возрасте наших студентов люди должны сами отвечать за себя, уж за успеваемость и посещаемость -то точно! Доверия так не завоюешь. И здесь прекрасным подспорьем скоро станут электронные дневники. А брать классное руководство уже не стремлюсь - с возрастом контакт с воспитанниками находить мне стало труднее. Замечаю, что в частных школах, где есть освобождённые от учебной нагрузки, хорошо оплачиваемые "классные дамы", они очень дорожат своим местом и делают своё дело хорошо. Наверное, это всё-таки оптимальный вариант.

Я всегда была классным руководителем. Сначала в школе (16 лет), а потом в техникуме. В прошлом году мне кураторства не дали. И я поняла какое это счастье! Но оно длилось не долго. В этом году опять дали группу. Ребята просто замечательные. Люблю их всей душой. Мы всегда находим общий язык, что ни попросишь- сделают. Проблема одна-прогулы. Многие, чтобы оплатить общежитие, а иногда и просто, чтобы не голодать, работают. Свободного посещения как -такового нет. Отсюда и проблемы. А, вообще, куратор делает столько ненужной работы. У нас в колледже на него повесили все что только можно. Платят тоже вроде 15%.




Кто умеет - делает, кто не умеет - руководит. Б. Шоу.

Я давно предлагаю сделать сайт колледжа. Тем более, мы выпускаем программистов. Поручить кому-нибудь из студентов следить за ним. А там можно разместить все: и информацию для родителей, и расписание, и информацию для преподавателей. Но это же работать надо.




Кто умеет - делает, кто не умеет - руководит. Б. Шоу.

оплата классного руководства в колледже - 20% от тарифной ставки с учетом категории, как инсайдер, компетентно заявляю. В оплату больничного листа классное руководство не входит. Вопрос в том, что реально это работа оценивается менее 20 евро в месяц. Так вот.




Классное руководство-это

avatar

А у нас в колледже ещё интересные. В том учебном году платили классное руководство только при наполняемости группы более 22 человек. А в этом просто не платят и всё. при любой наполняемости. При этом все функции (от заполнения журнала классного руководителя до проведения различных мероприятий) классного руководителя возложили на мастеров. Когда начали отказываться от выполнения тех или иных поручений, нам сказали -" Вы классные руководители , только без оплаты."

Согласно распоряжению/приказу министерства образования Украины, учебная группа открывается при наличии 17 человек. Соответственно, эта группа финансируется, в том числе оплачивается классное руководство. Если речь идет о группах, обучающихся по контракту-тут могут быть варианты.




Классное руководство-это

Что касается оплаты дополнительной нагрузки, могу сказать, что существует должностная инструкция мастера(преподавателя), в которой изложены функциональные обязанности соответствующего работника. Скорее всего, эта инструкция вами прочитана и подписана. Перечитайте. И постарайтесь найти компромисс. Удачи.




Классное руководство-это




Кто умеет - делает, кто не умеет - руководит. Б. Шоу.

avatar

Можно, что в принципе у нас и делается. У меня группа 29 человек. которая делится на две производственные подгруппы . В принципе производственная подгруппа 12-13 человек. И на группе должно быть два мастера. Но я веду одна и оклад тоже 1. Куда идёт второй?

avatar

Вы должны получать в таком случае 1,5 ставки. Одна ставка у Вас уже есть, а "половинка" уходит в ФОНД ЭКОНОМИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, из которого директор под Новый Год получит премию около 80 тыс. рубчиков! Не забудьте его с этим и поздравить 31.12.10.




Кто умеет - делает, кто не умеет - руководит. Б. Шоу.

avatar

вот меня и интересует, что будет когда мы перейдём на новую систему оплаты. В отпуск нас уже на 56 дней не пускают, говорят дробите по 28 дней . 28 зимой и 28 летом или осенью. Понятно что уходя в отпуск зимой мы его не гуляем , а выходим на работу, за это нам потом дают отгулы в течении года. Только с нашей работой и в отгулы то не уйдёшь, на кого детей оставить. Конечно на замену дают мастера, но сами понимаете такого контроля за детьми нет.

avatar

А по поводу премий это отдельная тема. Они конечно кому то и даются. Но узнать об этом мы не можем т.к. всем зарплата на карточки. А квитки о зарплате выдаются строго индивидуально.




Кто умеет - делает, кто не умеет - руководит. Б. Шоу.

@Наталия пишет: В отпуск нас уже на 56 дней не пускают, говорят дробите по 28 дней . 28 зимой и 28 летом или осенью. Понятно что уходя в отпуск зимой мы его не гуляем , а выходим на работу Это тревожный симптом и опасная тенденция.
Что касается премий, то в нашем учебном заведении по итогам года были выплачены премии практически всем преподавателям в размере 100% оклада. Некоторым 90%.Премии выплачиваются всем, если удается. На другие нужды деньги использованы быть не могут. В данный момент денег реально хватает только на зарплату преподавателям и оплату коммунальных услуг. Киев денег НЕ ДАЕТ! Сильно видать, потратились.

avatar

Когда работал мастером п/о то был "класным" на группах в которых вел П/О. В то времы еще был один урок П/О в неделю. Все остальное время - с ребятами: утром - перекличка , поиск отсутствующих, обед в столовой, присутствие на уроках (1 урок в день) и было интересно, всегда в курсе чем ребята дышат, на П/О пока выполняют задание можно еще пообщаться в непринужденной обстановке. Вообщем работать было трудно, но интересно. А теперь при нагрузке 1300 часов я даже не представляю когда я буду с ними разговаривать, если только на уроках. Когда готовить класные часы, если времени на подготовке к урокам не хватает? Мне уже жена говорит: "оставляй свою зарплату на мелкие расходы можешь даже не отдавать только комунальные заплати". А комунальные чуть меньше зарплаты, еще на пообедать в столовой хватает. Слава богу что сейчас у меня нет группы. А на счет высказывания что какой преподаватель - такая и группа, то за последние 10 лет я был от флегматика до агрессора. Группы разные и работать с ними нужно по разному, и конечно же лучше если этим будет заниматься професионал.

Меня всегда бесит это высказывание. Бывает такой подберется коллективчик, что чего только не делаешь, а толку никакого. За классное руководство платят мало, конечно, проводим классные часы, собрания родительские, на которые почти никто не приходит. Смешно, парням по 20 лет, а мама идет на собрание. У меня всегда была группа. А в прошлом году мне не дали, тогда я и поняла, что это кайф. А если нагрузка маленькая, то хватаешь все часы, которые тебе дают.




Кто умеет - делает, кто не умеет - руководит. Б. Шоу.

avatar

А вот в профтех быть классным это не сложно. Есть мастер, который собственно за все и отвечает. Мои классные не знали даже что такое проводить классный час. Сейчас, когда мы работаем в режиме мастер -мастерская, всю воспитательную работу в группах ведет пара "мастер-классный". при этом у мастера-воспитателя других обязанностей и нет. А в нужный момент подключает свои таланты классный руководитель. оплата в районе 10 процентов. В группах ССО классным мороки много, и туда назначаются наиболее опытные и ответственные. Оплата та же. НО! Если работа заслуживает того, дополнительно есть премирование.

Какой же ребенок не мечтает оказаться на месте взрослого. Ведь иногда так хочется пофантазировать, представить себя на месте учителя или даже строгого директора. В мечтах ребенок чувствует себя взрослым. С его точки зрения он умеет все: и правильно учить и интересно рассказывать, помочь кому – то в трудной ситуации, ругать за плохие оценки и за плохо выученные уроки, советовать, заботиться и заступаться за слабого.

Вспоминая детство, каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с жизнью в школьные годы. Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.

Воспитание – это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя её цели, насыщая её ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющими условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, а так же в свою практику включает и новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д. В последнее время получили широкое распространение следующие формы воспитательной работы:

Каким должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе.

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а так же умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях, семинарах и конференциях.

Сколько бы мы не читали, не учились, главное не забывать о мнении детей.

Дети являются главным звеном воспитательного процесса. Без их участия ни один классный руководитель не сможет продемонстрировать своё мастерство, показать навыки работы, поделиться опытом. Как роль классного руководителя оценивают сами дети?

Нами было проведено анкетирование учащихся 5-6, 9-11 классов школы № 9 города Иркутска, с целью определения мнения о роли классного руководителя.

  1. Нужен ли вам классный руководитель?
  2. Зачем?
  3. Каким на ваш взгляд должен быть классный руководитель?

В результате анкетирования были получены следующие результаты.

На первый вопрос положительно ответило 100% учащихся.

Из высказываний учащихся полученных на третий вопрос видно, что они придают большое значение личностным качествам классного руководителя. У каждого ребенка есть свое мнение на этот счет. Одни считают, что это надежный, искренний, честный, порядочный. Другие – модный, аккуратный, терпеливый, скромный, не слишком молодой и не слишком старый.

Но вместе с тем важны и профессиональные качества: образованность, общий кругозор, эрудиция.

Классный руководитель должен создавать условия! Он должен помогать реализации ребенком своих психосоциальных потребностей, которые есть основа мотивационной сферы человека. Чтобы ребенок стал хорошим надо, чтобы он хотел, стремился, находил удовольствие в том, чтобы быть хорошим!

Воспитывать может любая деятельность: умственная, физическая, организаторская. Необходимо только, чтобы она была педагогически инструментирована, а именно развивала ребенка, его дарования и вместе с тем помогала ребенку чувствовать удовольствие, наслаждение, радость от того, что он делает и благодарности окружающих.

Что же такое современное воспитание?

Это деятельность классного руководителя, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых, психосоциальных потребностей школьника.

Работа классного руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Деятельность современного классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов. Через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

Одной из важнейших задач современного классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально-ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления. Классный руководитель создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся.

Классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами и родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями – предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделям, тематических вечерах и других мероприятиях.

Совместно с педагогом – психологом классный руководитель изучает индивидуальность учащихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциуме. Классный руководитель координирует связь педагога – психолога с родителями. При поддержке психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии.

Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников.

Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.

В организации внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях классный руководитель активно взаимодействует с педагогом – организатором. При поддержке педагога – организатора классный руководитель привлекает к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность.

Классный руководитель так же должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

В своей работе классный руководитель постоянно заботиться о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

Одним из самых сложных компонентов деятельности классного руководителя является обеспечение обратной связи. Это и в методическом и психологическом смысле довольно сложная процедура.

Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

А как его, собственно, выберешь? К тому моменту, как в жизни ребенка появляется классный руководитель, у него уже есть свой класс, сформированный коллектив, комплекс взаимоотношений, терять которые болезненно и трудно. Не бросать же его в погоне за мифическим идеальным классным руководителем!

csm_jak_nie_rozmawiac_z_nauczycielem-crop_01_3310e9166e.jpg

Правда, случается, и нередко, что как раз после четвертого класса, хочешь не хочешь, а приходится сменить старых друзей на новых: поступление в гимназию, переформирование классов, переезд, который родители приурочили как раз к концу младшей школы… Но и тут особенно не повыбираешь: вступительная кампания истрепала все нервы, спасибо, что попали, тут не до капризов по поводу будущего классного!

Пожалуй, только в небольших городах, в обычных школах, лишенных лихорадки больших амбиций, можно еще встретить этот неторопливый, вдумчивый и многоступенчатый процесс — выбор классного руководителя. Мы, например, всем родительским коллективом уговаривали нашу будущую классную взять именно наш класс: она как раз выпускала одиннадцатый, а наша руководительница уходила в декрет. И сколько же было радости, когда мы наконец-то и ее, и школьное руководство уговорили!

На самом деле тщательный выбор классного руководителя — это то же самое, что и выбор первой учительницы. От него зависит многое. Классному руководителю по плечу сотворить чудо школьной жизни с трогательными воспоминаниями, общими победами, потрясающими поездками и феерическим выпускным, разделенным на весь дружный коллектив. Но он же может превратить жизнь класса в унылое существование в холодных школьных стенах.

Классный руководитель может мотивировать на учебу куда лучше родителей, а может провоцировать в классе конфликты и травлю. Ни один учитель в школе, ни один куратор в вузе не имеет над детьми такой власти, какую имеет классный. Конечно, хотелось бы, чтобы он был хорошим.

Начнем с того, что сегодня должен делать классный руководитель. Скажу честно, оставаться при этом хорошим классом могут далеко не все. Перечень обязанностей учителя, который берет на себя ответственность за класс, значительно больше тех денег, которые платятся за классное руководство.

Во-первых, все сведения о детях. Личные дела, справки о здоровье, акты обследования жилищно-бытовых условий, характеристики, сведения о родителях — все это классный собирает чуть ли не за первую неделю учебы, а потом своевременно отслеживает изменения и вносит их в документацию.

Чтобы заполнить эти бумаги, в идеале нужно посетить всех детей дома, описать подробно, как они живут, хватает ли у ребенка одежды и еды, есть ли у него свой уголок, где размещаются братья и сестры. Это двадцать пять вечеров вне дома, а ведь классный — еще и предметник, у него планы, тетради, семья, личная жизнь.

teacher_2549217b.jpg

Итак, все дальнейшее — неоплачиваемый, но обязательный труд.

  • В него входит: организация горячего питания (сбор денег, контроль за заказами, расчеты со столовой, отслеживание, кто из детей поел, но не заплатил, заплатил, но не поел, не платит и не ест (с такими нужно разобраться, чтобы не ходили голодными: есть ли ссобойка? есть ли возможность перекусить? если нет — сделать, чтобы была);
  • Заполнение журнала, предметных, факультативных, специальных страниц, плюс каждую четверть — заполнение сводной ведомости по итогам периода;
  • Контроль за посещением детей школы: если вдруг кто не пришел, классный руководитель должен позвонить родителям и узнать, в чем дело. Если с учеником что-нибудь случается в учебное время (не важно, был или не был он в школе, при отсутствии оправдательного документа виноват будет классный руководитель).
  • Подготовка и сопровождение всех общешкольных мероприятий, в которых участвует весь класс — без учителя, особенно в 5-6 классе, дети организоваться не могут.
  • Внеклассная работа: поездки, походы, экскурсии, музеи, классные часы, родительские собрания.
  • Вся классная документация: планы работ общие, планы работ с детьми, находящимися в социально-опасном положении, планы каждого классного часа, планы внеклассных мероприятий. На все — бумага, потому что без бумаги считай, ничего и нет.
  • И вот только сейчас: непосредственная работа с классом, предупреждение и решение всех конфликтных ситуаций как между детьми, так и между детьми и взрослыми, мотивация к учебе, контроль за успеваемостью, работа с родителями…

Теперь вы тоже знаете, что хороший классный руководитель — это редкость. Сделать все это качественно и не возненавидеть свой скорбный труд — большой талант.

slide_327223_3159996_free.jpg

Как правило, им обладают учителя, уже вырастившие своих собственных детей хотя бы старше детсадовского возраста, имеющие как минимум пятилетний опыт работы предметником (ведь уроки классный руководитель тоже ведет, полную ставку, а это не меньше четырех в день) и опыт классного руководства — либо, в обмен на все это, молодость и энтузиазм. Если встречаете такого — узнайте, не может ли он стать классным руководителем вашего ребенка.

Дети в классе моей дочки, чтобы заслужить для себя самого лучшего классного, полгода старались, как могли, и учиться, и участвовать в школьной жизни, знали, что их будущую классную подкупают уверенные в себе и амбициозные дети. Сколько радости было у них, когда решение все-таки было принято!

Пусть так повезет и вашему ученику. Ведь каждый ребенок достоин хорошего классного руководителя. Жаль, что это так редко возможно.



Кто же такой классный руководитель?

Цитирую: «Классный руководитель — это профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для

  • что значит быть классным руководителем, каковы его должностные обязанности; , особенно тематическое;
  • как организовывать различные классные и внеклассные мероприятия;
  • что такое классный час;
  • как оформлять учебный кабинет;
  • как заполнять школьную документацию;
  • как общаться с проблемными детьми;
  • как строить бесконфликтные отношения с родителями учащихся и как гасить конфликты, если уж они возникли.

До всего этого и многого другого лично мне пришлось доходить своим умом, уже работая в школе, преодолевая многочисленные сложности. Кстати сказать, никто в университете не объяснил, что классное руководство — это обязательное (попробуйте отказаться в реальной жизни!) дополнение к вашей нагрузке как учителя-предметника. Может быть, студентам педуниверситетов специально не рассказывают о работе классного руководителя и его должностных обязанностях? Иначе, узнав все это заранее и уточнив, как оценивается труд классного руководителя, из молодых специалистов вообще никто не захочет идти работать в школу.

Цитаты из методички

Размышления автора

Примерный расход времени классного руководителя

То есть отвечает за все, что происходит с учащимися данного класса, при чем в любое время, не только в учебное.

А в классе 30 человек.

Попробуйте сформировать самостоятельность хотя бы у одного ребенка — своего собственного для начала.

То есть классный руководитель должен ежедневно обежать всех (ну или почти всех) учителей-предметников, собрав всю информацию о дисциплине, поведении, успеваемости всех учащихся своего класса, отметить отсутствующих и выяснить причины отсутствия.

Приблизительно 40 мин. –1 час в день, т.е. 5 часов в неделю.

То есть заполнять классный журнал, дневники учащихся, сдавать отчеты успеваемости и посещаемости по своему классу.

Заполнение журнала- 20-30 мин. в день, т.е. 2,5 ч. в неделю; дневники — 4 ч. в неделю; отчеты — 2 ч. в четверть, т.е. 15 мин. в неделю. Всего: 6 ч. 45 мин. в неделю.

А сколько времени уходит на подготовку родительского собрания и на его проведение; на беседы с родителями; на обзванивание учащихся вечером; на индивидуальные беседы с родителями, которые могут подойти к учителю в любое время?

Подготовка родительского собрания — 2,5 ч. в месяц, т.е. 40 мин. в неделю; его проведение — 3 ч.в месяц, т.е. 45 мин. в неделю. Беседы с родителями —1 час в день, т.е. 5 ч. в неделю.

Всего: 6 ч. 25 мин. в неделю.

Приблизительно 1 час в день, т.е. 5 часов в неделю.

Рядом с детьми рука об руку мыть класс и школу, убирать территорию вокруг школы. (Работать уборщицей и прачкой; я лично всегда сама стирала шторы из кабинета)

Приблизительно 30 мин. в день, т.е. 2,5 часа в неделю.

Итак, бегом по всем учителям-предметникам в роли психолога.

И не забывай, т.к. ты — психолог и аналитик, изучать новинки психолого-педагогической литературы!

Приблизительно 30 мин. в день, т.е. 2,5 часа в неделю.

Ты — организатор- психолог других учителей, а также координатор их работы.

Чтобы в них участвовать, их нужно сначала подготовить и отрепетировать. Попробуйте у себя дома придумать, поставить, отрепетировать небольшой спектакль, например, ко дню рождения своего ребенка.

Приблизительно 1 час в день, т.е. 5 часов в неделю.

Опять прибавляем неоплачиваемые часы к основной нагрузке.

Приблизительно 1,5 часа в неделю.

Еще и в тюрьму можно угодить, ну или под суд. Суть последнего предложения не совсем ясна, отвечает ли классный руководитель за уровень преподавания других учителей или только за свой собственный уровень.

Расчеты времени даны по минимуму из личного опыта работы классным руководителем.

Цитаты из методички

Размышления автора

Примерный расход времени классного руководителя

Еще плюс пять часов в неделю к своей основной нагрузке.

5 часов в неделю.

Хотя в нем пишут еще, по меньшей мере, 10 взрослых человек, но ответственен один классный руководитель.

Хотя лично он (классный руководитель) может работать совсем в другом кабинете на другом этаже.

Проведите эксперимент: за месяц нужно объехать 6-8 своих знакомых, живущих в разных районах города, и просто с ними поговорить. Сколько на это уйдет сил, времени, и, между прочим, денег на проезд?

В наше время школу выбирают чаще не по географическому расположению, а по иным критериям. Многие дети ездят в школу из разных районов города.

Посещение 8 человек в месяц — по 2 человека в неделю. На посещение одного человека требуется примерно 1 час вместе с дорогой, т.е. 2 часа в неделю, если повезет с транспортом и ученик живет не очень далеко.

Подготовка к тематическому родительскому собранию — 2 часа в месяц.

Вовлекать 30-35 человек — завлекать, увлекать, развлекать!

30 человек по 10 мин. в неделю на каждого, т.е. 5 часов в неделю.

Кроме карт еще и личный педагогический дневник!

Приблизительно 1 час в неделю.

Кроме того, классный руководитель проводит с классом 15 мин. в столовой, наблюдая за питанием ребят. Это еще 1,5 часа в неделю. После уроков он сопровождает учащихся в раздевалку. На это уходит около 15 мин., т.е. 1,5 часа в неделю. На ежедневные сборы денег на самые разные нужды уйдет еще 15 мин., т.е. 1,5 часа в неделю.


Итого: рабочая неделя классного руководителя получается более 50 часов. Подсчеты были сделаны на основе личного 20-летнего педагогического опыта автора, и очень приблизительно.

Итак, считаем дальше: 50 часов в неделю, т.е. около 7 часов в день, считая и выходные дни. Разложим на отдельные составляющие рабочий день учителя, добросовестно выполняющего свои профессиональные обязанности: 7 часов в день — классное руководство; 6 уроков в день по своему предмету; 2 часа в день — проверка тетрадей; 2 часа в день — подготовка к урокам следующего дня. Расчеты временных затрат проведены с предположением, что классный руководитель будет все вышеперечисленное проделывать молниеносно, ни на что, никуда ни на секунду не отвлекаясь.

Итого: 17 часов — такова продолжительность рабочего дня учителя и одновременно классного руководителя в школе.

Итак, усилий классный руководитель затрачивает видимо-невидимо. Но, видимо, нашему обществу это все остается не видимо, судя по оплате учительского труда!

Одним из признаков цивилизованного общества считается личное, свободное время человека. Свободное время считается богатством. Если люди работают в вечернее время, они получают 25% надбавку к зарплате. Если работа в выходные или праздничные дни, то полагается 50% надбавка. Российский же классный руководитель ведет свой класс в театр в воскресенье совершенно бесплатно. А также на пикники, вечерние дискотеки, спортивные соревнования, предметные олимпиады и т.п. А потом заполнение многочисленной школьной документации и составление отчетов.

Не забудьте, что все это надо делать безошибочно, подробно и, главное, быстро, так как ваша основная работа в школе — все-таки давать по 6 уроков в день; а дома нужно к ним подготовиться и проверить тетради. Делать это нужно тоже безошибочно, четко и тоже очень быстро, иначе спать вам будет некогда.

Кстати, в той заумной методичке не отражена еще одна сложнейшая работа классного руководителя — работа кассира. Да, к сожалению, в наше время родителям деньги сдавать в школу приходится очень часто. А представляете, каково классному руководителю их собирать? Деньги за питание собирает классный руководитель и потом, кстати, высчитывает и возвращает деньги детям, пропустившим обеды по какой-либо причине. С утра нужно пересчитать детей и заказать нужное количество обедов. А, может быть, это дело столовой?

За новые учебники тоже собирает деньги классный руководитель. Почему бы этим не заняться библиотеке или книжному магазину, эти книги поставляющему?

Приходит театральный кассир и дает классному руководителю 30 билетов. Через некоторое время он вернется за деньгами. Теперь классный руководитель продает театральные билеты. А разве это не работа распространителя билетов или билетной кассы?

Родительскую доплату техничке, убирающей класс, охраннику школы тоже собирает классный руководитель. А почему не завхоз школы?

А деньги на новогодние подарки, на разные вечера для детей и т.д. Спасибо, если иногда деньги собирает родительский комитет класса, но это случается, в основном, в начальной школе. В личной сумке классного руководителя почти всегда находится какая-то сумма (в основном, немалая) общественных денег, за которую он несет персональную ответственность, в общем, работает инкассатором, только без охраны. Итак, классный руководитель — это еще и кассир, бухгалтер и экономист.

Вы не забыли, что делать он это должен быстро, незаметно и безошибочно, ведя при этом две ставки и имея семью?

Читаю методичку дальше:

Да уж, учитель в школе — это и швец, и жнец, и на дуде игрец!

Математическая задачка для коллег-учителей

Коллеги, хочу предложить решить вам несложную математическую задачку. Но ниже вы найдете текст задачки. Цифры, пожалуйста, вставьте в условие задачки сами.

Зарплата классного руководителя – … руб. в месяц. Наполняемость класса — . человек. Сколько получает учитель за каждого ребенка: . руб. разделить на . учащихся =. руб. . коп. за одного ученика в месяц, т.е. . коп. / руб. за одного ученика в день.

В нашей стране уже много лет говорят то о реформе образования, то о его модернизации.

Неожиданная мысль: Пуганая школа реформ боится.

Еще говорят, количество детей заметно сокращается год от года. И куда девать учителей? Несколько идей по этому поводу.


Пожелание всем ученикам: Пусть ваши классные руководители будут действительно классными!

Ну, вот и закончилось наше производственное совещание о классном руководстве. Методички с перечисленными там обязанностями классного руководителя нам разрешено забрать с собой, чтобы перечитать их дома — в спокойной обстановке, в свободное от работы время. Ну что ж, буду читать и перечитывать, повышая свой профессиональный уровень. Ведь, как известно, учиться никогда не поздно. Только бы время и силы на все это найти!

Краткие сведения об авторе:

Читайте также: