Ознакомление с методами работы коллектива доу

Обновлено: 13.05.2024

Основной функцией педагогического организации процесса ДОУ, обеспечивающей планомерную, рациональную, систематическую и эффективную работу всех его является, подразделений планирование.

Планированию предшествует всесторонний и анализ глубокий состояния воспитательно-образовательной работы в учреждении дошкольном, выявление сильных и слабых ее сторон, актуальных определение задач на предстоящий период.

В работе учреждения дошкольного используется годовое и текущее планирование.

план Годовой охватывает все стороны учебно-работы воспитательной ДОУ и предусматривает ее непрерывность и последовательность.

В годового составлении плана принимают участие профсоюзная педагогический, организация коллектив, медицинские работники детского Обсуждается. сада и утверждается годовой план работы на педсовете августовском.

Структура годового плана работы. часть Вводная, в которой дается краткий всесторонний работы анализ дошкольного учреждения за предшествующий период по направлениям следующим:

эффективность работы по охране жизни и здоровья укреплению детей;

уровень и эффективность учебно-процесса воспитательного и его результатов в целом и по возрастным уровень, группам подготовленности детей к школе; уровень квалификации деловой педагогов; уровень и эффективность работы с Основные и т. д.

I. родителями задачи работы дошкольного учреждения. В разделеопределяются этом ведущие задачи воспитания и обучения, уровнем обусловленные педагогического мастерства воспитателей, типом учреждения дошкольного, состоянием воспитательно-образовательной работы в Намеченные. нем задачи должны быть подтверждены мероприятиями конкретными в разделах годового плана.

III. Работа с кадрами. В разделе этом предполагается подбор и расстановка кадров и уровня повышение деловой квалификации педагогов.

IV. Работа с Планируется. родителями совместная работа детского сада с воспитанников семьями, деятельность различных кружков, изучение семейного опыта воспитания, работа с неблагополучными семьями, для консультации родителей по актуальным вопросам семейного Административно др.

V. воспитания-хозяйственная работа. Раздел включает направленные, мероприятия на создание наилучших условий для жизни организации, воспитания и обучения дошкольников.

Годовой хранится план в методическом кабинете.

Календарное планирование знание предполагает уровня психофизиологического развития детей, воспитания программы и обучения в детском саду и позволяет равномерно воспитателю распределить программный материал в течение предусмотреть, года постепенное усложнение содержания обучения и подобрать, воспитания оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных организации форм жизни и деятельности детей.

По занятиях разделу планированию подлежат содержание, приемы и методы воспитания культуры поведения детей и них у формирования культурно-гигиенических навыков; содержание, приемы и методы руководства играми детей; методы и руководства приемы трудом.

По второму разделу планированию содержание подлежат, методы и приемы образовательной работы и организации ее формы.

Планирование педагогического процесса в группе затрагивает ДОУ утренний отрезок времени, прогулки (вечернюю и утреннюю), занятия и втору половину дня.

содержания Планирование утреннего отрезка времени включает деятельность игровую, беседы, рассматривание предметов и иллюстраций, природе в наблюдение и явлений общественной жизни, трудовую разнообразную и деятельность избирательную деятельность детей по их желанию и Целесообразно. вкусу планировать в это время индивидуальную детьми с работу по различным видам деятельности. Намечая мероприятия конкретные, важно учитывать характер предстоящих При.

занятий планировании прогулки основная задача состоит воспитателя в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и для интересной детей деятельности: игры, труда, При. наблюдений планировании содержания прогулки воспитатель равномерное предусматривает чередование спокойной и двигательной деятельности правильное, детей распределение физической нагрузки в течение прогулки всей. Последовательность и продолжительность разных видов изменяется деятельности с учетом конкретных условий: времени погоды, года, возраста детей и характера их предшествующей Содержание. деятельности вечерних прогулок планируется с учетом предшествующей всей деятельности детей.

Планирование обучения на включаетсодержание занятиях знаний, навыков и умений, которые быть должны сформированы у детей на занятиях по различным учебной разделам деятельности. В календарном плане записываются программное, тема содержание занятия, методические приемы, наглядный и пособия материал, индивидуальная работа с детьми.

место Основное в планирование второй половины дня разнообразная занимает игровая и трудовая деятельность детей. также Рекомендуется устраивать и различные зрелищные мероприятия, кукольный: развлечения, настольный, теневой театры; концерты; музыкальные, спортивные и литературные досуги; слушание грампластинок и другое многое. Для расширения кругозора детей планировать можно художественное чтение с продолжением, рассказывание просмотр, сказок репродукций картин классиков и современных Руководство.

К администрации дошкольного учреждения относятся детским заведующий садом, старший воспитатель и заместитель административно по заведующего-хозяйственной части.

Заведующий детским Поскольку. садом в реальной жизни детскими садами основном в руководят женщины, то и название этой должности употребляют обычно в женском роде - заведующая.

могут Родители обращаться к заведующей за консультациями и вносить предложения собственные по улучшению работы с детьми, в частности, организации по предложения дополнительных услуг. Родители также в требовать праве от нее, чтобы руководимый ею коллектив ребенку обеспечивал подобающий уход, воспитание и обучение, укрепление и охрану здоровья - в соответствии с условиями договора.

воспитатель Старший занимается методической работой и организует воспитательно весь-образовательный процесс в детском саду, повседневном в поэтому общении его также называют Вместе.

методистом с заведующей он руководит коллективом детского участвуя, сада в подборе кадров, в разработке и внедрении развития программ и педагогических планов. Комплектует группы пособиями учебными, играми, игрушками, организовывает сотрудничество с дошкольными другими учреждениями, школами, детскими центрами, Старший и т.п.

музеями воспитатель проводит обширную методическую педагогическом в работу коллективе: открытые занятия для семинары, воспитателей, индивидуальные и групповые консультации. Кроме участвует он этого в работе с родителями: готовит стенды, передвижки-папки, посвященные семейному воспитанию и пр.

Заместитель воспитательно по руководителя-образовательной работе. Иногда эту можно должность встретить в штатном расписании детского вместо сада должности старшего воспитателя. Но это не одно вполне и то же. Если старший воспитатель занимается вопросами исключительно воспитательно-образовательного процесса, то заместитель по образовательной-воспитательно работе кроме этого координирует всех работу служб, участвует в принятии управленческих Заместитель.

решений заведующего по административно-хозяйственной части (руководит) завхоз работами по хозяйственному обслуживанию детского Следит. сада за состоянием помещений, занимается закупками посуды, мебели, оборудования и игрушек. Руководит работами по озеленению и благоустройству территории, следит за выполнением противопожарных других и мероприятий условий безопасности детей и взрослых.

педагогический Основной состав

Кроме того, воспитатель ведет родителями с работу по вопросам воспитания детей в семье, активному их к привлекает сотрудничеству с детским садом. Согласовывает с профилактические родителями прививки детей, планируемые в дошкольном Если.

учреждении детский сад полностью укомплектован кадрами педагогическими, в каждой группе работает по два которые, воспитателя работают в тесном сотрудничестве друг с воспитателя. У другом семичасовой рабочий день, поэтому смена первая начинается рано утром - в 7.00 до 14.00, вторая заканчивается в 12.00, а начинается в 19.00. В период с 12.00 до 14.00 оба воспитателя работают это. В вместе время педагог, работающий с утра и занятия проводивший, рассказывает о событиях первой половины сообщает, дня, с кем необходимо позаниматься дополнительно, детей из кому сделаны прививки, какие вопросы родителями с обсудить и пр.

Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное Организует. воспитание и проводит музыкальные занятия, литературно-утренники музыкальные, вечера. Выявляет музыкально одаренных занимается и детей с ними индивидуально и в группе. Участвует в утренней проведении гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, музыкальное обеспечивает сопровождение организованных игр детей во 2-й дня половине, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и игры ритмические.

Воспитатель по физической культуре проводит занятия физкультурные и во время их проведения полностью отвечает за воспитанников безопасность. Контролирует двигательную активность детей в дня течение. Вместе с медсестрой контролирует гигиенические для условия проведения занятий. Организует разъяснительную родителями с работу по вопросам физического воспитания.

Как и педагоги другие, воспитатель по физкультуре руководствуется утвержденными учитывающими, программами возрастные особенности детей, и во время учитывает занятий индивидуальные возможности каждого ребенка.

Инструктор помогает детям при принятии и раздевании душа, приучает их к строгому соблюдению гигиены требований.

Педагог-психолог - работа его направлена на сохранение психического, соматического и благополучия социального воспитанников. Его задача - помощь родителям, детям и педагогическому коллективу в решении конкретных Педагог. проблем-психолог проводит психологическую диагностику, степень определяет отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в воспитанников развитии, выявляет нарушения социального развития и психолого их проводит-педагогическую коррекцию. Участвует в планировании и развивающих разработке и коррекционных программ, в образовательной деятельности. развитию Содействует творчески одаренных воспитанников. Формирует культуру психологическую педагогических работников, а также детей и их Логопед.

родителей занимается коррекцией отклонений в развитии детей речи. Обследует воспитанников, определяет структуру и выраженности степень имеющихся у них дефектов. Проводит индивидуальные и групповые занятия по исправлению отклонений.


Методическое сопровождение образовательного процесса и координацию педагогической работы осуществляет Казанцева Наталья Владимировна - старший воспитатель высшей квалификационной категории. Окончила НОУ ВПО Байкальский экономико правовой институт Психолог. Преподаватель психологии по специальности "Психология"

НагражденаПочётной грамотой от Министра Образования и Науки РФ за значительные успехи в воспитании детей дошкольного возрастав 2014 г.

График работы:

В ДОУ построена следующая система работы старшего воспитателя:

Основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса.
Старший воспитатель осуществляет планирование:
- годового плана ДОУ;
- перспективного плана по разделам программы;
- перспективного плана по различным направлениям деятельности ДОУ;
- перспективного и календарного плана деятельности старшего воспитателя.

Одним из условий полноценного планирования является мониторинг деятельности дошкольного учреждения и включает в себя следующую информацию:
- выполнение и усвоение детьми программного материала по всем направлениям;
- уровень готовности детей подготовительных групп к обучению в школе;
- мониторинг участия педагогов в методических мероприятиях;
- создание условий комфортного пребывания детей и т.д.

Организация воспитательно-образовательного процесса

включает в себя:
- распределение видов деятельности согласно возрастным особенностям детей;
- организацию работы педагогов;
- обеспечение выполнения программы;
- постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

Работа с педагогами

Контроль
Старший воспитатель осуществляет контроль за работой педагогов:
- систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;
- по графику посещает НОД в группах;
- следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета. И, конечно, каждый контроль имеет логическое завершение в виде обсуждения, рекомендаций, поощрения, внедрения и выявления опыта.
Работа с родителями и социумом - важное направление в деятельности старшего воспитателя, которое заключается в следующем:
- информирование родителей на родительских собраниях о содержании работы с детьми по разделам программы;
- подготовка стендов, папок-передвижек, посвященных семейному воспитанию и пр.;
- налаживание контактов с социокультурными учреждениями.

Создание предметно-развивающей среды
- организация пространства методического кабинета;
- приобретение пособий, методической литературы, игрушек;
- оформление стендов, выставок.

Старайтесь:
Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие — основа вашего здоровья.
Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты — в душе, в семье, на
работе. Прививайте это детям.
Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

Помните:

Не скупитесь на похвалу.
Не создавайте конфликтных ситуаций.
Следите за внешностью и поведением.
Ваше отношение к работе, людям, предметам — образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

Любить ребенка таким, каков он есть.
Уважать в каждом ребенке личность.
Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

В детском саду запрещается :

Кричать и наказывать детей.
Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
Приходить к детям с плохим настроением.
Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
Оставлять детей одних.
Унижать ребенка.

Автор: Лысова Ольга Дмитриевна

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Нижний Новгород

Главная черта современного мира — стремительные перемены. Дошкольное образование активно включилось в процессы модернизации.

Управленческая деятельность старшего воспитателя в условиях модернизации - это поиск и внедрение эффективных методов и форм последовательного воздействия на педагогический коллектив для достижения высокого качества дошкольного образования

Понятие Модернизация вошло в наше ДОУ вместе с:

Основные задачи модернизции:

  • повышение качества дошкольного образования
  • повышение профессионализма работников образования
  • распределения ответственности и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения

Решение задач государственной образовательной политики, направленных на повышение эффективности деятельности ДОУ предусматривает возможность их реорганизации

В сентябре 2015года в нашем ДОУ прошла процедура реорганизации, которая стала определенным этапом, обеспечившим создание необходимых условий для модернизации ДОУ (улучшение материально – технической базы позволило обновить развивающую среду в группах; увеличение кадрового состава, расширили возможности обмена инновационным опытом у педагогических работников)

Процедура реорганизации прошла путем присоединения трех четырехгрупповых детских садов (36,99,42) к детскому саду №103. В результате реорганизации образовалось одно юридическое лицо с разными фактическими адресами.

На сегодняшний день в детском саду функционирует 16 групп, получают образовательные услуги 420 воспитанников. Коллектив ДОУ насчитывает 90 человек; 30 воспитателей, 3 старших воспитателя, 4 музыкальных руководителя.

Решение задач модернизации российского образования, направленных на повышение качества дошкольного образования, зависит от образовательного уровня, квалификации и профессионализма педагогов. Поэтому роль старшего воспитателя, как организатора педагогического процесса и инициатора профессионального роста воспитателей, на современном этапе приобретает особую значимость.

В нашем ДОУ старший воспитатель осуществляет не только методическую работу с педагогическими кадрам и, но и координирует деятельность всех сотрудников, т.к. является администратором в своем здании. В связи с этим, неотъемлемой частью управленческой деятельности является - контроль за качеством работы сотрудников. Если рассмотреть план оперативного контроля, разработанный до реорганизации, можно увидеть, что объектом контроля являлась воспитательно – образовательная работа педагогов. После реорганизции, в связи с расширением обязанностей, возникла необходимость в разработке новой циклограммы деятельности старшего воспитателя, где отражены и новые направления контрольно – оценочной деятельности. Из циклограммы видно, что контролю подлежат…. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

После реорганизации в нашем ДОУ появилась возможность организации дополнительных образовательных услуг…..

С целью обеспечения выполнения решения августовской конференции педагогических работников Ленинского района 2016года о создании благоприятных условий и дополнительных возможностей для развития способностей воспитанников и привлечении внебюджетных средств в образовательные организации, нами запланировано проведение маркетинговых исследований, направленных на выявление потребностей родителей и интересов воспитанников в рамках организации дополнительных образовательных услуг.

Работа нашего ДОУ в условиях модернизации потребовала новых подходов к организации методической работы, поиска таких форм, оптимальное сочетание которых гарантирует повышение компетентности педагогов, комфортность пребывания воспитанников в ДОУ и установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников.

Методическая работа в ДОУ строится на основе анализа достигнутых ре­зультатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов. Ежегодно в конце учебного года с помощью анкетирования проводится анализ профессиональной деятельности, который основывается на самооценке и само­анализе педагогов. Такой подход к работе позволяет легче про­водить анализ выполнения годовых задач, планировать работу ДОУ на сле­дующий учебный год, находить новые эффективные формы работы с детьми, осуществлять необходимую коррекцию.

Разработка (корректировка) критериев стимулирующих выплат

Разработанные критерии позволяют оценить результативность и эффективность работы, повысить у педагогов степень заинтересованности в достижении высоких результатов работы посредством стимулирующих выплат

Индивидуальные и групповые консультации по заявкам отдельных педагогов.

Данная форма работы обеспечивает индивидуальный подход к обучению педагогических кадров и создает необхо­димые педагогические условия непрерывного образования воспитателей.

Одна из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и повышения квалификации педагогов. Это особая форма организации самостоятельной познавательной деятельности слушате­лей. Основная цель их проведения - обновление теоретических знаний, совер­шенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимо­стью освоения новых способов решения профессиональных задач. Определе­нию содержания семинаров предшествует изучение затруд­нений педагогов в практической деятельности.

Праздники профессионального успеха

Данная форма работы направлена на повышение у педагогов уверенности в своих силах, формирование понимания значимости личного вклада в общее дело

Тренинги по сплочению педагогического коллектива

Данная форма работы направлена на построение эффективного командного взаимодействия и является для нашего ДОУ особенно актуальной в связи с увеличением количества педагогических кадров после реорганизации

Площадки, ярмарки, галереи, конкурсы, фестивали педагогических достижений

Презентация результатов своего труда для коллег ДОУ, социуме и педагогическом сообществе разного уровня стала важным стимулом в повышении профессионально – личностного статуса педагогов

- брифинги, дискуссии, мозговая атака, деловая игра

Интерактивные формы работы предполагают организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.

- Наставничество (наставниками являются педагоги первой и высшей категории).

- Командировка в другие учреждения для ознакомления с методами и опытом работы других педагогов

- День молодого специалиста

Материал данной формы работы представлен на выставке

Обобщение и распространение передового педагогического опыта представлено такими формами

- участие в педагогических советах, проблемных семинарах, конференциях.

- публикации в профессиональных изданиях, в том числе электронных

- размещение материалов на сайте учреждения или собственном сайте

Все формы работы направлены на распространение и внедрение эффективных средств и методов, способствующих получению высоких результатов в работе. Свой опыт педагоги представляют в виде конспектов образовательной деятельности и режимных моментов; перспективных и комплексно-тематических планов работы; сценариев утренников, развлечений, выпускных балов; образцов дидактических материалов, продуктов детского творчества (фотоматериалы); авторских программ и проектов; образцов информационных материалов по работе с родителями и воспитанниками.

Это практическая тренировка использования информационно – коммуникативной техники в воспитательно – образовательном процессе

Студия партнерского взаимодействия с родителями

Цель студии – научить педагогов выстраивать партнерские взаимоотношения с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач, используя адекватные методы и средства для их психолого – педагогического просвещения.

Школа здорового педагога

В настоящее время выполнение современных требований к организации педагогического процесса очень часто сопровождается повышенным эмоциональным и физическим напряжением педагогов. Деятельность школы направлена на профилактику профессиональных заболеваний, преодоление стрессовых ситуаций, борьбу с синдромом профессионального выгорания, а также овладение педагогами приемов релаксации и снятия мышечного напряжения.

Открытые просмотры, взаимопосещения НОД, мастер - классы

Пропагандируют лучший опыт педагогов ДОУ, новые эффективные формы работы с дошкольниками. Его распространение является сильным стимулом для дальнейшего твор­ческого роста педагогов

Работа салона направлена на создание условий для личного и профессионального самосовершенствования педагогов. Его мероприятия предполагают защиту педагогом наработанно­го творческого материала по теме самообразования с проведением самоанализа и обозначением перспектив дальнейшей работы.

Материалы этой формы работы также представлены на выставке

Формирование методического кабинета

Методический кабинет является одной из самых распространенных форм методической работы, обеспечивающей создание единого информационного и методического пространства в ДОУ. Его содержание направлено на оказание помощи воспитателям в повышении педагогического мастерства, в организации воспитательно – образовательного процесса и во взаимодействии с родителями.

В ДОУ имеется паспорт методического кабинета.

Организация мониторинговых мероприятий

- оперативный, тематический контроль

- мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Контроль является важной функцией в методической работе. Информация, полученная в ходе контроля с последующим его анализом, является основой для принятия управленческих решений. На наш взгляд наиболее действенной формой контроля является взаимоконтроль. Оценивая деятельность своих коллег, педагоги начинают видеть недостатки в своей работе, что является мощным стимулом к самосовершенствованию. А главное, что эти недостатки выявили они сами, а не администрация.

Данные формы методической работы применяются дифференцированно с учетом стажа работы, возраста педагогов, их индивидуальных особенностей и интересов. Именно такой подход позволяет педагогам раскрыть творческие способности, проявить деловые и организаторские качества, преодолеть неуверенность в себе.

Одно из важнейших направлений деятельности старшего воспитателя - повышение квалификации педагогиче­ских кадров.

В нашем ДОУ составлены перспективные планы по аттестации и повышению квалификации педагогов через обучение на курсах.

Старший воспитатель осуществляет сетевое взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами образования и культуры. Приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе – является ключевой линией в ФГОС ДО. В связи с этим в ДОУ разработан план сетевого взаимодействия с субъектами внешнего окружения. Нашими партнерами стали:

Приоритетным направлением в деятельности старшего воспитателя в условиях модернизации является – установление взаимодействия с семьями воспитанников. Сотрудничество педагогов и родителей помогает лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных способностей, формировании ценных жизненных ориентаций. Поэтому мы вместе с педагогами стараемся найти наиболее эффективные формы установления партнерских взаимоотношений с родителями.

Отношения родителей и педагогов в современных условиях невозможны в рамках закрытого образовательного пространства. Информирование родителей о ходе и результатах педагогического процесса осуществляется посредством размещения информации на официальном сайте ДОУ, проведения дней открытых дверей, создания информационных стендов, альбомов, буклетов. Семьи наших воспитанников стали реальными участниками образовательного процесса благодаря их привлечению к организации конкурсов, концертов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Применение той или иной формы работы с использованием мультимедийного оборудования, показом презентаций, фотослайдов, оформлением фотостендов, выставок семейного портфолио привлекают родительский интерес к работе детского сада. Происходит обмен семейным опытом, устанавливаются дружеские взаимоотношения между родителями группы.

Анализируя современную педагогическую литературу и публикации в различных изданиях, я выделила еще наиболее интересные инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников и планирую предложить их для использования в работе педагогам нашего ДОУ. Для вас я тоже подготовила памятки с описанием этих форм. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2) К ним относятся:

Изменения в технологии управленческой деятельности старшего воспитателя в нашем ДОУ позволили достичь следующих результатов:

  • повысился уровень профессиональных знаний и умений педагогов по применению инновационных методов и технологий в образовательном процессе, таких как проектные, исследовательские, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие;
  • возросла активность педагогов в мероприятиях профессиональной направленности;
  • увеличилось количество заинтересованных и творческих педагогов (воспитатели нашего здания-постоянные участники и призёры конкурсов педагогического мастерства внутри ДОУ);
  • благодаря расширению полномочий старшего воспитателя, появилась возможность вовлечения в педагогический процесс каждого сотрудника.(Например, младшие воспитатели участвуют в праздниках, досугах, изготовлении дидактических пособий и демонстрационного материла. На родительские собрания, если необходимо, приглашаются врач и медсестра)
  • повысилась степень вовлечённости родителей в педагогический процесс.

Однако, жизнь не стоит на месте и в рамках модернизации дошкольного образования намечены следующие перспективные направления развития нашего ДОУ:

  • совершенствование форм непрерывного образования педагогических кадров;
  • мотивирование педагогов на необходимость повышения своей квалификации через курсовую подготовку и использование дистанционных форм обучения;
  • создание условий для прохождения педагогами процедуры аттестации;
  • повышение компьютерной грамотности педагогов;
  • повышение эффективности использования электронных ресурсов в образовательной деятельности;
  • удовлетворение потребностей родителей и воспитанников в дополнительных образовательных услугах.

Любая управленческая деятельность, к которой относится и деятельность старшего воспитателя дошкольного учреждения, строится на основе определенных закономерностей, выработанных наукой управления. Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив ( а через него и на воспитательно – образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в воспитании, развитии, образовании детей дошкольного возраста

На сегодняшний день основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя. Воспитатели - это люди, у которых сложился свой творческий педагогический почерк. И не каждый станет выполнять то, что ему советуют, потому что имеет свои взгляды на ту или иную методику, педагогический прием и т. д. Поэтому, самым трудным для старшего воспитателя является найти подход к каждому из них. Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя. Ведь очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Только в этом случае старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые он ставит.

Циклограмма деятельности

старшего воспитателя

Месяц

Мероприятия

1-ая неделя

2-ая неделя

3-я неделя

4-ая неделя

Август

Контроль

Мониторинг посещаемости и заболеваемости воспитанников ДОУ.

Контроль за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка.

Контроль санитарного состояния помещений ДОУ.

Контроль за организацией питания.

Оперативный и предупредительный контроль педагогического процесса (по плану)

Работа с документацией

Заполнение документации по питанию. Оформление документации по учету рабочего времени сотрудников.

Формирование выплатных дел воспитанников ДОУ

Оформление результатов контроля

Заполнение реестра по компенсации части родительской платы, работа с квитанциями

Изучение нормативно – правовых документов

Составление картотеки педагогических кадров

Сдача табелей посещаемости детей и питания сотрудников, документации по учету рабочего времени сотрудников

Составление графиков аттестации и курсовой подготовки педагогических работников. Разработка плана методического сопровождения педагогического процесса на следующий учебный год.

Оформление выставок, стендов в методическом кабинете

Подготовка ходатайства в рабочую комиссию по распределению стимулирующих выплат

Разработка диагностических карт для проведения мониторинговых мероприятий

Анализ проведения летней оздоровительной работы

Составление плана работы на следующий месяц

Работа с кадрами

Решение административных вопросов

Консультации, индивидуальные беседы

Взаимодействие с зам.зав. по ВОР по планированию педагогического процесса на следующий учебный год

Взаимодействие с зам. зав. по АХР по укреплению материально – технической базы

Работа в комиссии по распределению стимулирующих выплат

Проведение педагогического совета №1

Взаимодействие с социумом

Консультирование родителей по вопросам, связанным с выплатой компенсации части родительской платы

Сотрудничество с выездными театрами, библиотекой, школой

Досуговые мероприятия с участием родителей и представителей социума

Размещение информации на сайте ДОУ

Консультации для родителей в соответствии с годовым планом работы и по индивидуальному запросу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 32

Опыт работы

Старший воспитатель

Жукова Наталья Григорьевна

1. Теоретическое обоснование интерактивных методов и методов активного обучения в методической работе ДОУ …………………………… 4

1.2 Классификация методов активного обучения и их особенности….. 9

2. Методическое обоснование использования деловых игр в методической работе ДОУ

2.1 Деловая игра как интерактивная форма работы в методической

работе ДОУ с педагогами ………………………………………………..……19

2.2 Методические рекомендации к проведению деловых игр………….……24

2.3. Методы активизации педагогов на педагогическом совете

Список литературы . 37

Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В то же время методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми, в соответствии с новыми достижениями в педагогической и психологической науке. Поэтому невозможно согласиться с пониманием методической работы, как только службы корректирования ошибок в деятельности воспитателя, хотя в ходе ее приходиться решать и эти проблемы. Главным является оказание реальной, действенной и своевременной помощи педагогам. Однако проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала. Чем же объяснить все это? Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Целью опыта работы является изучение процесса применения активных способов обучения в методической работе ДОУ

Объект исследования: методы активного обучения в методической работе ДОУ.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть классификацию методов и их основные компоненты;

Выявить место и роль деловой игры в методической работе ДОУ как интерактивной формы в работе с педагогическим коллективом;

Методы исследования: изучение психолого – педагогической литературы по проблеме исследования.

1. Теоретическое обоснование интерактивных методов и методов активного обучения в методической работе ДОУ

Использование интерактивных методов в педагогическом процессе побуждает педагога к постоянному творчеству, а в этой связи к совершенствованию, изменению, профессиональному и личностному росту, развитию. Ведь знакомясь с тем или иным интерактивным методом, педагог определяет его педагогические возможности, идентифицирует с особенностями участников, примеряет к своей индивидуальности. И эта инновационная деятельность не оставляет педагога, пока он осознаёт, что интерактивные методы обучения являются действенным педагогическим средством, а использование в педагогическом процессе технологии интерактивного обучения — необходимое условие оптимального развития и тех, кто учится, и тех, кто учит.

Перед руководителями ДОУ зачастую стоит вопрос – как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм профессиональных объединений? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской, к формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и активные формы работы с педагогами.

Методы активного обучения — совокупность педагогиче­ских действий и приемов, направленных на организацию учеб­ного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности (В. Н. Кругликов, 1998).

Особенности методов состоят в их направленности на акти­визацию познавательной, коммуникативной, профессиональной деятельности и повышение их качества (мышление, речь, действия, эмоционально-личностные отношения, что согласу­ется с экспериментальными данными, которые свидетельству­ет, что при лекционной подаче материала усваивается не более I - —30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловойигре) - до 90%).

Проблемностъ. Проблема заключается в противоречии между существующими объективными затруднениями и существующим отношением субъекта к ним: основная задача состоит во введении субъекта в проблемную ситуацию, для хода из которой для принятия решения или нахождения ответа ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активноформировать новые знания с помощью ведущего (тренера), партнеров по взаимодействию, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном опыте, логике и здравом смысле. Оптимальный вариант проблемной задачи — та задача, решение которой неоднозначно даже для специалиста.

Адекватность учебно-познавательной деятельностихарак­теру будущих практических (должностных) задач и функций участников. Особенно это касается вопросов личностного об­щения, служебных и должностных взаимоотношений. Благо­даря его реализации возможно формирование эмоционально-личностного восприятия участниками профессиональной де­ятельности. Наиболее полно подходы к реализации этого признака изложены в теории контекстного обучения. Поэтому этот признак трактуется также как осуществление контекст­ного обучения, когда моделируется реальное содержание зна­чимого для участников процесса труда, общения и т. д.

Взаимообучение.Стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением методов активного обу­чения являются коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения. Этот признак не отрицает индивидуали­зации обучения, но требует его разумного и умелого исполь­зования.

Индивидуализация.Требование организации учебно-позна­вательной деятельности с учетом индивидуальных способно­стей и возможностей участников. Признак также подразуме­вает развитие у субъектов механизмов самоконтроля, саморе­гулирования, самообучения.

Исследование изучаемых проблем и явлений.Реализация при­знака позволяет обеспечить формирование отправных началь­ных моментов навыков, необходимых для успешного самооб­разования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.

Мотивация.Активность как индивидуальной, так и коллек­циитой, как самостоятельной, так и регламентируемой учебно-познательной деятельности обучающихся развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся добавляются:

творческий характер учебно-познавательной деятельности;

состязательность, игровой характер проведения занятий;

В условиях проблемности содержания, творческого харак­тера и состязательности деятельности происходит быстрый, резкий ввод в действие резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека, инициируют его направленность на совершение деятельности.

Иллюстрацией методов активного обучения может послу­жить контекстное обучение, как наиболее адекватная техно­логия работы с педагогами в ДОУ.

Достоинства контекстного обучения раскрываются в сле­дующих позициях.

Контекстное обучение позволяет воссоздать предметное и социальное содержание деятельности педагогов и сопровождающих ее отношений.

Основная единица деятельности педагогов — ситуация во всей ее неопределенности и противоречивости.

Контекстное обучение предполагает единство формы и содержания в деятельности педагогов.

Приоритет коллективной мыследеятельности и субъектно-субъектных отношений.

Контекстное обучение позволяет в сжатые сроки фор­мировать профессиональные, коммуникативные, интеллектуальные и поведенческие умения.

Контекстное обучение решает задачи социальной защиты, моделируя контексты реального и будущего.

Контекстное обучение носит интегративный и интегри­рованный характер.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов или педагога и руководителя методического мероприятия

Следует признать, что интерактивное обучение это специальная форма организации той или иной деятельности. Она имеет в виду достаточно конкретные и прогнозируемые цели работы. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог (обучаемый) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.

В чем состоит суть интерактивного обучения?

Процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. При интерактивном обучении исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения.

В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.

Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы.

Для этого на занятиях профессиональных объединений организуются разные формы – индивидуальные, подгрупповые, парные, применяются ролевые игры, анализируются документы и информация из различных источников.

Что представляют собой формы интерактивного обучения? Рассмотрим некоторые из них.

Первый этап – педагоги рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему.

Второй этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап – по кругу каждый педагог зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Значение интерактивных методов - достижение таких важнейших целей, как:

Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;

Повышение уровня активности и самостоятельности;

Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;

Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

В чем преимущества такой работы?

Во-первых - значительно повышается мотивация профессиональной деятельности педагогов, их социальной и познавательной активности.

Во-вторых - реализуются те стороны человека, которые в повседневной, достаточно однообразной жизни, не находят применения, развития.

В-третьих, приобретается опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, без которого невозможен труд в человеческом обществе.

Читайте также: