Особенности воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях

Обновлено: 27.04.2024

1. Особенности отбывания наказания в воспитательных колониях

2. Условия отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях

Воспитательная колония представляет собой вид
исправительного учреждения, предназначенный для содержания
несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы.
В системе мест лишения свободы, воспитательные колонии
занимают особое место, поскольку главный фактор,
определяющий условия отбывания наказания в этих
исправительных учреждениях – несовершеннолетние
преступники. Этот фактор с одной стороны требует более
мягкого по сравнению со взрослыми преступниками условий
содержания, а с другой стороны – открываются широкие
воспитательно-педагогические возможности для возвращения
несовершеннолетних к трудовому правопослушному образу
жизни в обществе.

На воспитательные колонии возлагается:
1)обеспечение отбывания наказания осужденным несовершеннолетним
2)исправление осужденных и их перевоспитание
3)предупреждение совершения осужденными новых преступлений
Основными средствами исправления и перевоспитания осужденных в
воспитательных колониях являются:
1)режим отбывания наказания
2)общественно полезный труд
3)политико-воспитательная работа
4)общеобразовательное и профессионально-техническое обучение
Лица, отбывающие наказание в воспитательных колониях
называются не осужденные, а воспитанники.

Режим отбывания наказания в воспитательных колониях должен соответствовать предписаниям УИК:
1)должна быть обязательная изоляция осужденных и постоянный надзор за ними, чтобы исключить
возможность совершения ими новых преступлений
2)точное и неукоснительное исполнение воспитанниками своих обязанностей
3)различные условия содержания в зависимости от характера и степени ОО совершенного преступления
В воспитательных колониях воспитательная работа выполняется в следующих видах:
1)индивидуальная воспитательная работа
2)чтение лекций, проведение бесед
3)привлечение к художественной самодеятельности
4)организация физкультурно-оздоровительных мероприятий
5)другие формы культурно-массовой работы

Воспитанники привлекаются к
базовому и общеобразовательному
обучению. Тетради и письменные
принадлежности предоставляются
бесплатно. Воспитанники, не имеющие
специальности, привлекаются к
профессионально-техническому
обучению.
Труд лиц, содержащихся в
воспитательных колониях, устанавливается
на общих основаниях и в соответствии с
законодательством о труде. Из заработка
воспитанников, не достигших 18 лет не
производится удержание на возмещение
стоимости одежды, белья, питания и обуви.

Воспитательные колонии делятся на 2 вида:
1)колонии общего режима
2)колонии усиленно режима
Несовершеннолетние мужского пола, впервые осужденные к лишению свободы за
преступления, не являющиеся тяжкими отбывают наказание в виде лишения свободы в
воспитательных колониях общего режима и содержаться отдельно от лиц, совершивших
тяжкие преступления. Все несовершеннолетние женского пола отбывают наказание в
воспитательных колониях общего режима.
Воспитанники отбывают весь срок наказания как правило в 1 колонии. Перевод
воспитанника из 1 колонии в другую такого же вида допускается в случаи его болезни
либо при существенном изменении объема или характера выполняемой
воспитанником работы, а также при исключительных обстоятельствах, препятствующих
дальнейшее содержание в данной колонии.

При ненадлежащем выполнении установленных обязанностей к воспитаннику могут
применятся меры взыскания:
1)выговор
2)внеочередное дежурство по уборке помещения или территории воспитательного учреждения
3)лишения права на получение посылок и передач и запрещение на срок до 1 месяца покупать
продукты питания
4)лишение очередного свидания
5)водворение в дисциплинарный изолятор на срок до 10 суток
6)отмена улучшенных условий содержания
Воспитанники, водворенные в изолятор запрещаются свидания, телефонные
разговоры, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости,
получение посылок, бандеролей, передач, пользоваться настольными играми,
курение. Они имеют право на ежедневную прогулку, продолжительностью 1 час.

8. Оставление в воспитательных колониях осужденных, достигших 18 лет и перевод из них в исправительные колонии

Несовершеннолетние воспитанники, твердо вставшие на путь
исправления и положительно зарекомендовав себя, достигшие 18 лет как
правило продолжают отбывать наказание в воспитательных колониях до
достижения ими 21 года. Их оставляют в колониях по мотивированному
постановлению начальника колонии, согласованному с комиссией по
делам несовершеннолетних. На воспитанников, достигших 18 лет и
оставленных в воспитательных колониях распространяется условия
отбывания наказания, нормы питания и материально-бытовому
обеспечению, установленному для несовершеннолетних.
В исключительных случаях срок пребывания в воспитательных колониях
воспитанников, достигших 21 года может быть продлен каждый раз еще
до 1 года по постановлению начальника воспитательной колонии.

Отрицательно
характеризующегося воспитанника,
достигшего 18 лет переводят из
воспитательной колонии в
исправительную колонию общего
режима. Решение о переводе
воспитанника в исправительную
колонию принимается судом по
предоставлению начальника
воспитательной колонии,
согласованной с комиссией по
делам несовершеннолетних.

Судебное рассмотрение вопроса о переводе
воспитанника в исправительную колонию
предшествует подготовительная работа
администрации воспитательной колонии.
Они готовят характеристику на воспитанника,
где указываются данные о его личности и результаты
проведения с ним воспитательной работы. На
заседании учебно-воспитательного совета
рассматривается вопрос о переводе
воспитанника в исправительную колонию, после
этого материалы передаются в суд. Суд
рассматривает вопрос о переводе в открытом
заседании с обязательным вызовом
воспитанника.

1. В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.

2. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

3. Для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 110 УИК РФ

1. В ч. 1 комментируемой статьи законодателем определены лишь основные направления воспитательной работы: нравственное, правовое, трудовое, физическое воспитание. Следовательно, администрация исправительных учреждений вправе определять и иные направления воспитания, не противоречащие законодательству и правилам внутреннего распорядка.

Нравственное воспитание направлено на формирование моральных качеств и развитие духовного уровня личности осужденного (честность, порядочность, чувство долга и собственного достоинства). Формы нравственного воспитания многообразны и в основном основываются на использовании богатства исторической и современной культуры. Немаловажную роль в этом играет самовоспитание осужденного. Поэтому задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы подвигнуть осужденного к процессу работы над собой.

Трудовое воспитание в условиях изоляции преступника является одним из действенных направлений воспитательной работы. Посредством трудового воспитания у осужденных формируются необходимые навыки для участия после освобождения в общественно полезной деятельности. Основными формами трудового воспитания в исправительных учреждениях выступают трудовое соревнование, производственные собрания, профессиональные конкурсы, слеты передовиков производства и т.д.

Физическое воспитание направлено на укрепление физического и психического здоровья осужденных. В его содержание входят ежедневная физическая зарядка, различные спортивные секции, спортивные игры и соревнования по отдельным видам спорта (настольный теннис, волейбол, баскетбол, гиревой спорт). В исправительных учреждениях оборудуются необходимые спортивные сооружения.

2. Частью 2 комментируемой статьи предусмотрено, что воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

Индивидуальная работа строится на изучении личностных качеств осужденного, а методы ее проведения определяются в зависимости от образовательного уровня, особенностей интеллектуального развития, возраста, семейного положения, характера взаимоотношений в среде осужденных, в том числе статутного положения осужденного в субкультурной иерархии. Источниками получения таких сведений выступают личные дела осужденных, характер их переписки, беседы с ними и их родственниками. Особое внимание уделяется так называемым трудновоспитуемым осужденным путем закрепления за ними воспитателей-наставников из числа сотрудников колонии, учителей, психологов, мастеров производственного обучения, представителей общественности.

Если в обычных жилых помещениях колоний имеется полная возможность реализации направлений, форм и методов воспитания, то в тюрьмах, а также в помещениях камерного типа и штрафных изоляторов исправительных колоний, исходя из условий содержания в этих помещениях, воспитательная работа ограничивается, как правило, радиолекториями и проведением индивидуальных бесед.

3. Необходимым условием проведения воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы является наличие материально-технического обеспечения. В ч. 3 комментируемой статьи содержится бланкетная норма, наделяющая Правительство РФ правом утверждать нормы материально-технической базы исправительных учреждений для организации воспитательной работы с осужденными. Постановлением Правительства РФ от 02.08.1997 N 974 в исправительной и воспитательной колонии предусмотрено оборудование зрительного зала для массовой воспитательной работы, классов образовательного обучения, комнат воспитательной работы, радиоузла, читального зала библиотеки, книгохранилища, летней площадки для просмотра кинофильмов.

За время функционирования исправительно - трудовой (уголовно - исполнительной) системы в структуре МВД СССР и России накоплен значительный положительный опыт организации воспитательной работы с осужденными. Тем не менее эта работа нуждается в постоянном обновлении и совершенствовании с учетом тенденций развития социально - экономических, политических, государственно - правовых, нравственно - этических основ общества и государства, состояния, структуры и динамики преступности. Особое внимание следует обратить на поиск новых и использование традиционных форм и методов воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно - исполнительной системы , внедрения положительного отечественного и зарубежного опыта, научных рекомендаций, возможностей кадрового и материально - ресурсного обеспечения УИС.

Важной предпосылкой совершенствования воспитательной работы с осужденными явилась передача УИС из ведения МВД России в Министерство юстиции, что делает ее более открытой, предоставляет возможность участия в ее делах широкому кругу представителей общественности, а приобщение к международным правовым нормам и стандартам предполагает выработку новых подходов к обеспечению требований по защите гражданских прав, законных интересов и безопасности осужденных, внесение соответствующих изменений в содержание воспитательной работы с ними.

Все это обусловило необходимость подготовки Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования УИС , которая представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов, определяющих пути и способы организации воспитательной работы, проводимой с осужденными в учреждениях УИС.

Воспитательная работа с осужденными - это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению их личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения.

Воспитательная работа рассматривается как предмет профессиональной деятельности всех сотрудников УИС с участием родственников осужденных, общественности, иных лиц и организаций, а также самодеятельных формирований осужденных.

Воспитательная работа с осужденными организуется и проводится на основе принципов: незыблемости основных прав и свобод человека и гражданина; гуманизма; законности; приоритета цели исправления при исполнении наказания; сочетания централизации и развития самодеятельных начал; системности и преемственности исправительного воздействия; включения осужденных в активную общественно полезную деятельность; опоры на положительные качества личности; сохранения, упрочения и восстановления социально полезных связей осужденных, широкого участия общественности в делах УИС.

2. Цель и задачи подготовки Концепции

Целью Концепции является дальнейшее совершенствование воспитательной работы с осужденными, повышение результативности их исправления и социальной адаптации после освобождения, предупреждение новых преступлений.

Задачами Концепции являются:

- обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей во всех аспектах проводимой с осужденными воспитательной работы;

- воспитание у сотрудников УИС уважительного и доброжелательного отношения к осужденным на основе принципов справедливости, гуманизма и партнерства;

- обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода с учетом степени общественной опасности и социально - педагогической запущенности осужденных;

- педагогизация и психологизация воспитательного процесса, направленная на предотвращение дальнейшей криминализации личности, предметное использование заключений и рекомендаций психологов и педагогов в работе с осужденными;

- создание осужденным условий и возможностей для самосовершенствования, работы личности над собой по осознанию собственной вины и причиненного другим людям вреда, формированию стремления к исправлению имеющихся личностных негативных качеств и саморегуляции своего поведения;

- сохранение, укрепление и поддержание социально полезных связей осужденных, удовлетворение их духовных запросов;

- усиление воспитательной направленности труда, общеобразовательного и профессионального обучения, ориентация воспитательной работы на формирование и развитие стремлений к занятию общественно полезной деятельностью, повышению собственного образовательного и культурного уровня, развитию интеллекта;

- развитие форм самоуправления в деятельности учреждений УИС посредством широкого участия осужденных в самодеятельных организациях, решении бытовых вопросов, организации досуга, проведении культурных и спортивно - оздоровительных мероприятий, создании кружков и клубов по интересам;

- направление потенциала всех сотрудников учреждений УИС на осуществление непрерывного психолого - педагогического воздействия на осужденных в различных видах деятельности: трудовой, учебной, общественной, досуговой, творческой.

3. Основные направления совершенствования

3.1. Совершенствование законодательной и ведомственной нормативной базы, регулирующей организацию и проведение воспитательной работы с осужденными:

- разработка и внесение предложений о законодательном закреплении понятия "воспитательная работа", а также принципов ее организации и проведения в учреждениях УИС;

- совершенствование нормативно - методической базы, определяющей организационные основы, принципы построения, задачи и функции процесса исправительного воздействия на осужденных и их последующей социальной адаптации;

- изучение целесообразности разработки и нормативного закрепления критериев, определяющих "степень исправления" осужденного и возможность в связи с этим изменения его правового статуса.

3.2. Гуманизация условий отбывания наказания:

- обеспечение социально - правовой и социально - психологической защищенности осужденных, оказание им помощи и поддержки;

- создание необходимых материальных и социально - бытовых условий для сохранения и поддержания физического и психического здоровья осужденных, нейтрализации негативного влияния изоляции на эффективность проведения с ними воспитательной работы;

- расширение возможностей влияния на осужденных семьи и близких родственников посредством создания при исправительных учреждениях общественных комитетов и иных формирований родственников осужденных;

- обеспечение реальных условий для общения осужденных с представителями средств массовой информации, обсуждение проблем исправительных учреждений в местной печати, программах радио и телевидения;

- создание условий осужденным для удовлетворения религиозных потребностей, духовных и моральных запросов, соблюдения положительных национальных традиций, обычаев и обрядов;

- обеспечение педагогически целесообразных условий для стимулирования позитивной самореализации и самоутверждения осужденных в различных видах деятельности, оказания им платных услуг, предусмотренных законом.

3.3. Психолого - педагогическое обеспечение воспитательной работы:

- развитие психологической службы УИС, совершенствование ее организационно - штатной структуры, повышение статуса и профессионального роста психологов, подбор квалифицированных кадров;

- создание региональных базовых психологических лабораторий с функциями методического и информационного обеспечения деятельности функциональных служб территориальных органов УИС, организация надлежащего взаимодействия между психологами следственных изоляторов, воспитательных колоний, исправительных колоний и тюрем;

- разработка и внедрение психологических методов для прогнозирования и предупреждения негативных явлений в учреждениях УИС, методик изучения личности для оказания дифференцированного воздействия на индивидуальное и групповое поведение осужденных;

- оказание психологической помощи осужденным в снятии стрессовых состояний, организации самовоспитания, работе личности над собой;

- разработка типовых методик для подготовки осужденных к освобождению, их последующей ресоциализации и социальной реабилитации.

3.4. Осуществление комплексного подхода к организации и проведению воспитательной работы:

- обеспечение комплексного подхода к планированию воспитательной работы;

- организация в учреждениях УИС нравственного, трудового, правового, физического воспитания осужденных;

- использование различных форм проведения воспитательных мероприятий (массовых, групповых, индивидуальных) и соответствующих методов воспитания (убеждения, принуждения, стимулирования, состязательности, личного примера и т.д.);

- реализация целенаправленного психолого - педагогического воздействия на осужденных в ходе проводимых воспитательных мероприятий;

- организация полезной деятельности осужденных в различных сферах (труд, учеба, досуг, работа в самодеятельных организациях);

- формирование нравственно - правовых отношений в среде осужденных, способствующих развитию позитивного воздействия друг на друга;

- формирование уважительных взаимоотношений между осужденными и сотрудниками УИС в направлении отношений партнерства;

- организация самовоспитания осужденных, развитие самодеятельных начал управления;

- поддержание связей с семьями осужденных, привлечение к воспитательной работе родственников осужденных, способных оказать на них позитивное воздействие;

- оказание содействия в восстановлении социально полезных связей осужденных;

- привлечение к воспитательной работе сотрудников всех частей и служб учреждений УИС, представителей общественности;

- использование в воспитательной работе с осужденными положительного влияния режимных требований;

- сбор, систематизация и распространение положительного опыта воспитательной работы.

3.5. Совершенствование управления отрядной системой в исправительных учреждениях:

- дальнейшее развитие организационно - управленческих структур отрядной системы, повышение роли отрядного звена в организации и проведении воспитательной работы с осужденными, обеспечении их полезной занятости, подготовке к освобождению;

- педагогизация и психологизация процесса исполнения наказания в условиях отрядного звена, усиление внимания социальной работе с осужденными;

- развитие самодеятельных начал во внутриотрядной жизни, внедрение коллективных форм самоуправления (в зависимости от условий конкретного учреждения и оперативной обстановки в нем);

- укрепление материальной базы отрядов и обеспечение необходимыми для проведения воспитательной работы методическими и информационными материалами, наглядными пособиями, оборудованием, техникой, спортинвентарем.

3.6. Укрепление взаимодействия учреждений УИС с общественностью:

- привлечение к воспитательной работе общественных организаций (попечительских советов, общественных объединений и комитетов, различных религиозных конфессий и т.д.);

- привлечение средств массовой информации к информационному обеспечению воспитательного процесса;

- содействие общественных организаций, государственных учреждений и предприятий различных форм собственности в бытовом и трудовом устройстве осужденных, оказании им социальной, гуманитарной и иной помощи;

- развитие спонсорской деятельности, благотворительности, попечительства;

- налаживание отношений центрального и территориальных органов УИС с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в решении широкого круга вопросов, в том числе совершенствовании воспитательной работы с осужденными.

3.7. Дифференциация воспитательной работы с учетом особенностей различных категорий осужденных и видов учреждений УИС, разработка типовых программ (методических рекомендаций) по оказанию воздействия на:

- осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях;

- осужденных женского пола;

- осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях различных видов режима;

- осужденных, отбывающих наказание в тюрьмах;

- осужденных, отбывающих наказание в лечебных исправительных учреждениях (больных туберкулезом, алкоголизмом или наркоманией, ВИЧ-инфицированных, имеющих психические отклонения, и т.д.);

- осужденных, оставленных отбывать наказание в следственных изоляторах;

- осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

4. Использование в воспитательной работе

возможностей общеобразовательного и профессионального

Комплексный подход к организации воспитательной работы предусматривает широкое использование возможностей общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки, отнесенных законом к числу основных средств исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ).

Общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка являются приоритетными факторами исправления, способствующими позитивной самореализации личности, правильному восприятию действительности, последующей ресоциализации и социальной реабилитации осужденного.

Общеобразовательное обучение обеспечивает неразрывную связь с системой образования в стране, что способствует возможности получения осужденными дальнейшего образования после освобождения. В процессе обучения используются комплексные занятия, тренинги, компьютерные информационные технологии, другие современные средства и формы обучения.

Профессиональная подготовка организуется по полезным специальностям с учетом потребностей рыночной экономики с тем, чтобы полученной профессией осужденные могли воспользоваться как во время отбывания наказания, так и после освобождения.

Представляется также целесообразным:

- обеспечение осужденным возможности получения среднего и высшего профессионального образования посредством дистанционного обучения, консультативной помощи специалистов, повышения квалификации по имеющейся профессии, культурного просвещения, духовного воспитания;

- организация системы профинформации и профориентации в учреждениях УИС для предварительного решения вопросов трудоустройства после освобождения.

5. Кадровое и материально - ресурсное обеспечение

воспитательной работы в учреждениях УИС

Для реализации изложенных в Концепции требований необходимо:

- создание системы непрерывной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на базе ведомственных и региональных образовательных учреждений;

- обеспечение специализированной пенитенциарной (послевузовской) подготовки сотрудников учреждений УИС, занимающих должности воспитателей, психологов, начальников отрядов, социальных работников, и их трудоустройства строго с учетом специальности;

- организация в учреждениях УИС обучения сотрудников по психолого - педагогической проблематике;

- стимулирование профессионального роста сотрудников, осуществляющих воспитательную работу, путем введения категорий (квалификаций или классности), дифференциации оплаты труда.

Материально - ресурсное обеспечение воспитательной работы должно быть достаточным для реализации мер, предусмотренных настоящей Концепцией.

6. Основные этапы реализации Концепции

Период реализации Концепции (2000 - 2005 годы) состоит из трех основных этапов:

I этап (2000 - 2001 годы) - подготовительный;

II этап (2002 - 2003 годы) - основной;

III этап (2004 - 2005 годы) - заключительный.

На первом этапе разрабатывается и утверждается Концепция, готовятся методические рекомендации по реализации основных направлений совершенствования воспитательной работы с осужденными и учебное пособие для работников УИС (2000 год), а также типовые программы воспитательной работы с различными категориями осужденных (2001 год). В подготовке указанных документов участвуют сотрудники соответствующих управлений и отделов ГУИН, НИИ УИС, учебных заведений Минюста России.

На втором этапе осуществляется реализация в деятельности учреждений УИС типовых программ воспитательной работы, апробируются механизмы совершенствования управления отрядной системой в исправительных учреждениях, отрабатываются различные формы и методы исправительного воздействия на осужденных, вводятся в штаты учреждений УИС специалисты новой квалификации - социальные работники, подготавливаются основы для проведения воспитательной работы в условиях исполнения предусмотренных законом видов наказания (арест, ограничение свободы).

На третьем этапе закрепляются положительные результаты проверки основных положений Концепции, разрабатывается законодательная и ведомственная нормативная база, вносятся дополнения и изменения в действующее законодательство, готовятся выводы и заключения по итогам реализации Концепции, вырабатываются предложения по дальнейшему совершенствованию воспитательной работы с осужденными в учреждениях УИС.

Одной из важнейших категорией пенитенциарной педагогики является ресоциализация – социально контролируемый процесс целенаправленного воздействия на правонарушителя посредством комплекса государственно-правовых, общественных, воспитательных мер для изменения его асоциальных установок, ценностных ориентаций, коррекции противоправного поведения, обеспечивающей в итоге устойчивость социализации личности.

ВложениеРазмер
osobennosti_uchebno_vospitatelnogo_protsessa.docx 19.16 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Особенности учебно-воспитательного процесса в школах пенитенциарной̆ системы

Пенитенциарная педагогика — отрасль педагогической науки, изучающая деятельность по исправлению лиц, совершивших преступление и осужденных к различным видам наказаний.

Одной из важнейших категорией пенитенциарной педагогики является ресоциализация – социально контролируемый процесс целенаправленного воздействия на правонарушителя посредством комплекса государственно-правовых, общественных, воспитательных мер для изменения его асоциальных установок, ценностных ориентаций, коррекции противоправного поведения, обеспечивающей в итоге устойчивость социализации личности.

В наше время Россия уверенно занимает лидирующие позиции в мире по количеству лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. И не в этом ли одна из веских причин того грустного рекорда, который страна установила за эти же годы: по данным ЮНЕСКО, Россия по интеллектуальному потенциалу молодежи скатилась с третьего места в мире (1953г.) на сороковое. Вопреки устойчивому мнению, что среди населения России грамотность практически поголовная, 40% заключенных у нас безграмотны. То есть сложить буквы в слова могут, но при этом не понимают смысла прочитанного. Выходя на свободу из пенитенциарных учреждений, эти функционально неграмотные бывшие заключенные никак не способствуют повышению интеллектуального уровня российского общества.

Проблемы обучения и воспитания осужденных в колонии, лежащие в плоскости пенитенциарной педагогики, требуют совершенствования системы исполнения наказаний, главным образом – гуманизации и оптимизации условий отбывания наказания, педагогизации воспитательно-реабилитационного процесса.

Значение общеобразовательного обучения лиц, лишенных свободы, определяется тем, что в соответствии со ст. 9 УИК оно является одним из основных средств исправления осужденных.

Правовое регулирование общеобразовательного обучения осужденных исходит из закрепленного ст. 43 Конституции Российской Федерации права граждан на образование.

В исправительных учреждениях (ст. 112 УИК РФ) организуется обязательное получение осужденными, не достигшими возраста тридцати лет, основного общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения полного среднего общего образования, администрацией исправительного учреждения и органами местного самоуправления создаются необходимые условия.

Осужденные старше тридцати лет, а также инвалиды 1 и II групп, получают среднее образование по их желанию.

Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством о труде, что создает им необходимые условия для получения образования в местах лишения свободы.

Получение осужденными среднего образования, как важный фактор позитивного развития личности, поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Но есть причины, которые побуждают говорить о необходимости учитывать психологические особенности личности осужденных, особые условия их нахождения в исправительных колониях.

К таким особенностям относится следующее:

  • изоляция воспитанников от общества по решению суда, жесткие правовые предписания, предусматривающие особый режим работы с рядом ограничений, как для воспитанников, так и для педагогических работников;
  • жесткая регламентация режима отбывания наказания предусматривающая четыре его вида (обычные, облегченные, льготные и строгие);
  • психологическая неготовность воспитанников к обучению и адекватному восприятию воспитательного воздействия на них. Низкий стартовый познавательный уровень, несоответствие биологического возраста воспитанника классу обучения становятся серьезными препятствиями на пути его эффективного обучения и воспитания. Школа и происходящие в ней процессы вызывают у подсудимых только отрицательные эмоции, что является прямым следствием их глубокой десоциализации. Поэтому нежелание продолжать учебу в школе – характерное явление среди подавляющего большинства воспитанников в адаптационный период, особенно среди лиц, находящихся в карантинном отделении;
  • значительное отклонение в физическом и психическом развитии у большинства воспитанников. Все больше поступает в колонию нездоровых осужденных (алкоголизм, наркомания, туберкулез, ВИЧ и т.д.);
  • возросла и продолжает расти доля осужденных, отбывающих наказание за умышленное убийство, нанесение тяжкого вреда здоровью, разбой, грабеж, изнасилование;
  • частая сменяемость контингента воспитанников, связанная с незначительными сроками осуждения, условно-досрочным освобождением, уходом на пребывание в колонию поселение и другим обстоятельствам;
  • формирование классных коллективов из воспитанников разного возраста с различными условиями социальной дезадаптации;
  • система межличностных отношений воспитанников, основанная на уголовной субкультуре;
  • учебно-воспитательный процесс, который организован без учета особенностей развития сфер индивидуальности и личности воспитанника;
  • разработка теоретически обоснованных учебных программ по основным учебным дисциплинам, способствующим обучению осужденных, биологический возраст которых не соответствует уровню их образования. Эта проблема, хотя и обозначена в ведомственных изданиях, тем не менее, до настоящего времени никем не исследовалась, а, значит, и не решалась. Как не исследовалась и проблема создания теоретически обоснованных образовательных стандартов по всем учебным дисциплинам для школ воспитательных колоний с учетом особенностей контингента и особых условий обучения. Очевидно, этот пробел в педагогической науке вскоре все же найдет свое разрешение. При этом следует заметить, что данная проблема носит дискуссионный характер и может иметь разнонаправленные векторы решения, что делает ее еще более актуальной для будущих исследователей.

В воспитательных колониях в настоящее время сосредоточена значительная часть сотрудников различных служб, включенных в общий педагогический процесс: начальники отрядов, воспитатели, инспекторы, оперативные работники, психологи, медицинские работники, администрация учреждения. Однако основная роль в педагогическом процессе принадлежит педагогическому коллективу школы. Организация эффективного учебно-воспитательного процесса в колониях является взаимодействие между школой и другими подразделениями с целью реального сотрудничества, которая диктует необходимость реформирования системы исполнения наказаний в отношении осужденных именно в направлении ее педагогизации и гуманизации.

Эффективный учебно-воспитательный процесс в современной школе воспитательной колонии невозможен без создания необходимой материально-технической базы. Наличие компьютерных классов, интерактивных досок, лабораторного оборудования, делают процесс обучения более продуктивным. Учебники при исправительных колониях приобретаются на средства образовательной субвенции, которую выплачивает Управление Образования.

Школа обладает большим интеллектуальным и культурным потенциалам. Именно учителя, как никто другой, в исправительных учреждениях профессионально владеют средствами, методами и приемами воспитательного воздействия. Влияние школы на осужденных сказывается непосредственно в процессе обучения. Ведь каждый школьный урок представляет учителю возможность воздействовать на эмоционально-нравственную сферу учащихся, учить их диалектическому мышлению, разъяснять нормы этики и морали. Вопросы трудового и нравственного воспитания учащихся являются ведущими в процессе обучения.

Общеобразовательное обучение не только дает осужденным сумму определенных знаний, но и развивает интеллект, нравственность.

Благодаря наличию в исправительных учреждениях школы в коллектив сотрудников вливается значительный отряд педагогов-специалистов, использование которых в воспитательной работе способно намного повысить эффективность процесса перевоспитания, облегчить труд начальников отрядов.

Педагоги школы принимают участие: в составлении комплексных планов воспитательной работы с осужденными; проведение уроков города, тематических классных часов, конкурсах, подведений итогов соревнования, клубной работе, оформлении наглядной агитации. В организации и проведении индивидуальной работы с трудновоспитуемыми, работе советов воспитателей и методических советов.

Нельзя все общеобразовательное обучение сводить только к средней школе. Пути получения осужденными общего среднего образования могут быть различны: вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; заочное обучение в средней школе; обучение с помощью учебно-консультационного пункта; обучение экстерном.

Каждая из вышеназванных форм получения общего среднего образования имеет право на существование. Но реализация некоторых из них возможна лишь при условии сохранения общеобразовательной школы, функции которой должны быть значительно изменены в сторону их расширения. В связи с этим необходимо пересмотреть учебные планы и программы, усилив прикладную направленность содержания естественно-технических учебных дисциплин и воспитательную роль гуманитарных предметов. С учетом специфики обучаемого контингента ввести в учебный план, например, курсы основ государства и права, этики и эстетики, психологии семейной жизни, проводить факультативные занятия по таким предметам, как иностранный язык, рисование, пение, физкультура и др. В рамках учебно-воспитательной работы школы организовать для осужденных предметные кружки и клубы по интересам. Занятия проводить как обычно, по расписанию, но по специальной программе.

И, наконец, школа на деле должна стать методическим центром воспитательной работы в исправительных учреждениях. Только гуманизация учебно – воспитательного процесса, широкое привлечение самих воспитанников к организации и управлению им, исключение из педагогической практики любых форм насилия могут привести к положительным результатам.

Читайте также: