Особенности социальной работы с детьми сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей

Обновлено: 17.05.2024

К наиболее незащищенной категории населения относятся дети, имеющие статус сирот. Сюда также относятся малыши, у которых нет попечения родителей. Государство делает все возможное для их максимальной поддержки. Для этого проводится социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей. Особенности ее проведения устанавливаются рядом нормативных законодательных актов.

Дети, оставшиеся без попечения родителей

К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда даже при наличии живой матери и отца дети попадают в ситуацию, приравнивающуюся к сиротству. В таком случае социальная работа с детьми оставшимися без попечения родителей проводится, если родители:

  • проходят лечение в государственных или частных медицинских заведениях;
  • имеют ограниченные родительские права, либо лишены их полностью;
  • находятся на территории исправительных учреждений;
  • имеют статус безвестно пропавших;
  • были объявлены мертвыми, при этом их тела так и не были найдены;
  • не забрали своих детей из спецучреждений.

В любой из ситуаций, описанных выше, активно начинает работать государство. Оно предусматривает полное социальное обслуживание детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Эта норма устанавливается Федеральным законом N 159, официально вступившим в силу 21.12.1996 г.

Сиротство и социальное сиротство

С проблемой возникновения сиротства и социального сиротства наша страна сталкивалась на всех исторических этапах развития. Необходимо понимать, что сиротство и социальное сиротство – это не одно и то же понятие.

Сиротство являет собой статус несовершеннолетнего лица, при котором его родители были убиты, умерли по естественным причинам, либо пострадали от серьезного заболевания, что привело к их смерти. К сиротству относятся с максимальным вниманием, потому что люди с этим статусом, как правило, полностью лишаются возможности полноценного существования и развития.

Социальное сиротство отличается от обычного тем, что родители ребенка живы, но по определенным причинам не могут с ним видеться. Например, они пребывают за решеткой, пропали безвестно, либо намеренно бросили его.

Причины социального сиротства

Основная задача государства – это всесторонняя социальная поддержка детей сирот. На практике социальное сиротство вызвано рядом причин. Наиболее частой является лишение родительских прав по решению судебной инстанции в результате постоянных издевательств, употребления спиртных напитков, всестороннего ограничения прав человека и так далее.

Социальное сиротство нередко провоцируется сложными финансовыми условиями в семье, отсутствием работы, невозможностью полноценно прокормить ее. Очень серьезной проблемой является отказ матери от собственного ребенка. На это решение влияют как социальные, так и медицинские факторы. Если в первом случае мама не хочет быть таковой (имеет небольшой возраст, не может самостоятельно прокормить малыша, испытывает чувство стыдобы), во втором случае отказ совершается из-за наличия врожденных физиологических недостатков (синдром Дауна, ДЦП, другие тяжелые болезни).

Проблемы адаптации детей, оставшихся без попечения родных

Комплексная социальная помощь детям сиротам потребуется в любой момент. И дело не только в юном возрасте, провоцирующем невозможность самостоятельно обеспечивать себя. Основная причина скрывается в психологии. На определенном этапе жизни дети могут почувствовать себя ненужными этому миру. Особо остро проблема наблюдается в рамках переходного возраста.

Детей необходимо адаптировать таким образом, чтобы они имели мотивацию работать как на свое благо, так и на благо близких ему людей, государства в целом. Полноценная адаптация детей сирот включает в себя проведение тренингов, обучения, материальную и прочую поддержку для полноценного развития.

Цель и задачи социальной работы с детьми

Все интернаты для детей сирот обязаны проводить социальную работу с детьми. Комплекс мероприятий направлен на достижение следующих задач:

  • развитие детей как творческих личностей;
  • формирование базовых навыков, которые можно будет использовать в дальнейшем;
  • развитие навыков самодисциплины, уверенности, мотивированности на достижение тех или иных целей;
  • формирование навыков самостоятельности, решения сложных задач без сторонней помощи.

Меры социальной поддержки

Комплексная социальная поддержка детей сирот предусматривается российским законодательством. Сюда входит ряд привилегий, особенности которых будут рассмотрены ниже.

Обеспечение жильем

Право на получение жилья является гарантированным, обеспечиваемым местными органами власти. Расходы на реализацию проекта ложатся на субъектов Российской Федерации. В соответствии с законодательством, снятие ребенка с учета является невозможным без соответствующего разрешения органов опеки.

Если сирота имеет закрепленное за собой жилье любой формы собственности, сохранение прав возможно на момент пребывания в любых образовательных учреждениях, на территории ВС или мест лишения свободы. При отсутствии закрепленного жилья, после завершения обучения, службы или отбывания наказания муниципалитет обязан оформить жилплощадь в порядке вне очереди.

Государственная социальная стипендия

Для студентов, которые обучаются по программе среднего профессионального образования, государство предусматривает стипендию в размере 809 рублей. Тем, кто желает получить высшее образование на магистратуре, стать бакалавром, стипендия составляет 2227 рублей.

Государственная социальная стипендия выплачивается раз в месяц на период обучения. Ее могут приостановить, если по результатам сдачи сессии возникли задолженности. Возобновление происходит с момента, когда все они будут ликвидированы.

Льготы и выплаты

Система государственных учреждений, которая включает в себя детские дома школы интернаты, предусматривает ряд дополнительных льгот:

  • получение высшего образования за государственный счет;
  • получение 2-го среднего образования на бесплатной основе;
  • зачисление на полное гособеспечение до момента окончания обучения;
  • бесплатное проживание и питание на период нахождения в образовательных учреждениях;
  • один раз сироты обеспечиваются мягким инвентарем, обувью, одеждой. На их счета начисляются денежные пособия;
  • бесплатный проезд в общественном транспорте (за исключением такси).

Другие гарантии

Для повышения качества жизни и воспитания детей государство предусматривает ряд дополнительных гарантий. Например, право на осуществление трудовой деятельности и получение бесплатной юридической помощи при возникновении такой необходимости.

Профильное законодательство Московской области устанавливает следующее – если семья примет решение усыновить малыша, за это будет предусмотрена выплата денежного пособия, размер которого составляет 30 тысяч рублей. Оно выплачивается один раз. Параллельно доступно получение ежемесячного денежного пособия в размере десяти тысяч рублей.

Законодательное регулирование

Охрана детей-сирот и всесторонняя их поддержка обеспечивается благодаря следующим нормам:

Основ­ное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключа­ется в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попе­чения родителей, возлагается на органы опеки и попечи­тельства, которыми являются органы местного самоуправ­ления. Их деятельность регламентируется следующими документами:

· Конвенцией ООН о правах ребенка (1989 г.);

· Конституцией Российской Федерации;

· Гражданским кодексом РФ (ст. 34, 35, 39);

· Семейным кодексом РФ (ст.121 – 125 и др.);

· Жилищным кодексом РСФСР (ст. 53, 60, 62);

· другими правовыми актами.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью, а при отсутствии такой возможности – в соответствующие уч­реждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попе­чения родителей. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.

Усыновление (удочерение) ребенка

Усыновление (удочерение) ребенка – это государствен­ный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по за­кону существуют между родителями и детьми. Усыновлен­ные дети утрачивают личные неимущественные и имуще­ственные права и обязанности по отношению к своим ро­дителям (родственникам).

Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые, согласно ст. 127 СК РФ, не имеют права на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоро­вья и т.д.). Разница в возрасте между усыновителем и усы­новленным должна быть не менее 16 лет, однако по причи­нам, признанными судом уважительными, она может быть сокращена.

Практика показывает, что, как правило, усыновляют детей в возрасте до 12 лет. Дети более старших возрастов остаются в интернатных учреждениях до выпуска. В по­следнее время отмечается рост числа усыновлений иност­ранными гражданами.

Приступая к работе по усыновлению, социальный ра­ботник должен получить полную информацию по следую­щим вопросам:

· готов ли ребенок психологически и соци­ально к усыновлению;

· усыновляется ли он законным пу­тем;

· дано ли согласие кровных родителей (когда это необходимо) и ребенком на усыновле­ние сознательно и без нажима с чьей-нибудь стороны;

· в случае с международным усыновлением – дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка;

· суще­ствует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью.

Кроме того, необходимо уделить внимание и подготов­ке усыновителей:

· тщательно изучить психологическое, социальное, физическое и экономическое состояние, а также культурный уровень желающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения;

· следует определенно знать, отве­чает ли план усыновления их желаниям и способствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию;

· помочь усыновителям сосредоточиться преимуществен­но на нуждах ребенка, нежели на своих собственных.

Кро­ме того, следует учитывать то обстоятельство, что передача осиротевшего ребенка в новую семью предполагает адапта­ционный период, длительность которого зависит от инди­видуальных свойств ребенка и его усыновителей (возраста, состояния здоровья, характерологических особенностей); от подготовленности ребенка к изменениям в жизни, а роди­телей – к особенностям детей. И, нако­нец, необходимо заранее продумать решение судьбы ребен­ка в случае возможного неудачного усыновления.

Опека (попечительство) – форма устройства детей-си­рот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.


Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство – над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, на­ходящиеся под попечением, не вправе совершать самосто­ятельно.

Обязанности по опеке (попечи­тельству) исполняются безвозмездно. На содержание ре­бенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в размерах, установленных Правительством РФ. Опе­кун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоро­вье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет права препятствовать об­щению ребенка с его родными и близкими.

Закон предусмат­ривает защиту детей от возможных злоупотреблений со сто­роны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении иму­ществом подопечного. Государ­ство должно осуществлять постоянный надзор за условия­ми жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам.

Приемная семья – это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и при­емными родителями о передаче ребенка на воспи­тание супругам или отдельным гражданам, желающим взять детей на воспитание в семью на срок, установлен­ный договором. Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой се­мье должно быть не более 8 детей. Приемные родители вы­полняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, наследственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми.

Государ­ство и органы местного самоуправления выделяют денеж­ные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обя­заны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять конт­роль за выполнением возложенных на приемных родите­лей обязанностей по содержанию, воспитанию и образова­нию детей.

Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усы­новлении, разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребен­ка.

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

К учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся:

· образовательные учреждения, в которых содержатся дети-сироты и дети, оставшиеся без попече­ния родителей;

· учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, со­циально-реабилитационные центры помощи детям, остав­шимся без попечения родителей, социальные приюты);

· уч­реждения здравоохранения (дома ребенка) и другие учреж­дения, создаваемые в установленном законом порядке.

Дети в возрасте до 3 лет помещаются в дома ребенка. По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возраста, специ­ализированные интернаты для детей с физическими и ум­ственными недостатками, закрытые интернаты для детей и подростков. В России каждый пятый детский дом – это учреждение для умственно отсталых и физически неполноценных детей.

Несмотря на то, что в данной области происходят за­метные позитивные изменения, проблема формирования личности ребен­ка в условиях интернатного учреждения остается весьма острой и актуальной. Ли­шение материнской заботы ведет к задержке развития ре­бенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Постоянная смена микросоциальной среды (дом ребенка – дошкольный детский дом – детский дом для детей школьного возраста) наносит существенный ущерб психике ребенка, ухудшает его здоровье. Дети, воспитыва­ющиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии.

Отечественная система воспитания в сиротских учреждениях основана на том, что дети живут и учатся в одном и том же месте. Эта изолированность детских домов, усиливает зависи­мость детей от учреждения и не способствует формирова­нию навыков самостоятельной жизни. Нередко выпускни­ки интернатных учреждений не имеют элементарных бы­товых навыков: приготовить пищу, купить что-либо, организовать свободное время и т.д. Поэтому для улучшения работы детских домов необходимо:

· привести их в соответствие с нормативами для оп­ределенного количества детей;

· создать социальное и эмоцио­нальное окружение, близкое к семейному;

· проявить внимание к психоэмоциональным нуждам ребенка;

· предельно ограничить переход детей из одного детского дома в другой по возрасту;

· не разделять братьев и сестер по разным учреждениям;

· укреплять связи между детьми и их родителями;

· развивать у детей умения бытовых и об­щественных навыков, необходимых в будущей самостоя­тельной жизни.

Не менее важно решать вопросы прожива­ния и трудоустройства будущих выпускников.

Сиротство – это перманентная социальная проблема. Поэтому социальная политика государства должна осуществляться в двух на­правлениях: профилактика социального сиротства (эффек­тивная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещение и т.д.) и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00


ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ,ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно- государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Именно они пополняют детские социальные учреждения. Россия по числу сирот занимает одно из первых мест в мире.

Диагностика занимает важное место среди технологий социальной работы. Н.М. Платонова утверждает, что социальная диагностика представляет собой начальный аналитический этап основной схемы социальной работы, включающий дифференцированное, индивидуализированное и точное определение проблем людей, условий и их взаимосвязи [3, с. 248].

Как считает Е.И. Холостова, социальная диагностика – многозначный термин, под которым в науке прежде всего подразумевают процесс определения и сущностной характеристики социальных явлений и процессов, который выступает как необходимая первая ступень для последующего анализа этих процессов и явлений[4 , с. 112].

Диагностика позволяет получить объективную и достоверную информацию о психологическом состоянии для дальнейшей работы над положительными изменениями в поведении детей сирот, поэтому в работе с детьми-сиротами необходимо правильно поставить диагноз и найти пути решения.

По нашему мнению, социальная диагностики определяем как комплексный процесс исследования социального явления в целях выявления, распознания и изучения причинно – следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.

С психологической точки зрения социальный диагноз – это суждение о том, в каком это- состоянии находится человек, путем наблюдения за эго- состояниями, в которых находится другие люди при общении с этим человеком.

Социальный диагноз, выступающий как научное заключение о состоянии социального здоровья рассматриваемого объекта или социального явления, основан на всестороннем и систематическом наблюди и изучении. Такое наблюдение и изучение предполагает не только выявление причинно- следственных связей и побудительных мотивов поведения объектов или явлений. Это творческий и трудоемкий процесс, который не стандартизируется.

Социальная диагностика включает в себя ряд эмпирических методов, таких как интервьюирование, анкетирование и другие методы. Эти методы, в общем, помогают нам лучше разобраться в ситуации, найти проблему, причины её появления. Диагностика как процесс состоит из нескольких этапов. На первом этапе происходит предварительное ознакомление с объектом, которое предполагает получение общего представления об клиенте. Следующий этап предполагает проведение общей и специальной диагностики, т.е. происходит поиск проблем и их углубленное изучение. Далее, следует построение выводов.

Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

Л.В. Мардахаев считает, что социальная адаптация характеризует активное приспособление человека к условиям социальной среды, благодаря которому создаются наиболее благоприятные условия для социализации, самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм[2, с. 247].

Социальная адаптация является одной из ведущих технологий социальной работы с детьми сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей. Социальная работа с детьми сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей, является важной частью адаптации. Ребенку необходима особая помощь и особый подход для обеспечения в дальнейшем нормальной социализации в обществе. Так же социальная работа направлена на сведение к минимуму негативных последствий проживания ребенка без семьи. Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации.

Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды как жизнедеятельности так и социальных реформ. Процесс адаптации рассматривается в различных сферах жизнедеятельности: профессиональной, бытовой, политико-правовой и др.

Проблемы адаптации рассматриваются в нескольких направлениях: биологическом, медицинском, педагогическом, психологическом, социологическом и т.д.

Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Человек как активный субъект осваивает и использует основные технологии к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические. Фактически все элементы участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью.

Одна из ступенек к социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в обществе начинается с адаптации их к жизни в детском доме.

Период адаптации включает в себя создание позитивной обстановки, возможности для гармоничного развития, общения. Большое внимание уделяется выработке положительного отношения к требованиям дисциплины, режима дня, установление доверительных контактов с воспитателями.

Чтобы адаптация происходила наиболее благоприятно для ребенка, следует соблюдать последовательность в накоплении информации, характеризующей воспитанника. Социальная адаптация должна быть направлена на преодоление психологического барьера (настороженность, недоверие), перестройку самооценки. Особое место на данном этапе занимают беседы, тренинги, наблюдения.

Адаптация детей к условиям детского дома способствует положительный опыт общения у воспитанников: представление о групповых нормах общения, навыки конструктивного общения со сверстниками и взрослыми в стенах учреждения и за пределами. Необходимо создать положительный эмоциональный климат в коллективе, оказать помощь ребенку в осознании своих эмоций и чувств, формировать навыки оценки и разрешения жизненных ситуаций. Большим успехом и высокой эффективностью обладают коллективное рисование, чтение сказок по ролям, игры. После занятий отмечается положительная динамика в социально-поведенческой сфере, в межличностных отношениях, эмоциональных контактах .

Особой процедурой технологизации социальной работы является коррекция. Она призвана помочь лицам, испытывающим определенные проблемы в социальном функционировании. В отличие от профилактики коррекция нацелена не на предупреждение негативного развития, а на его преодоление, на исправление отклонений от общейпринятых моделей восприятий реальной действительности и поведения в социуме. Поэтому коррекционная работа затрагивает психологическую, педагогическую, социально- средовую, этическую и другие сферы жизнедеятельности индивидуума, семьи, коллектива [1, с.186].

Коррекционная деятельность направлена на изменение к лучшему социальных процессов, протекающих в обществе, ослабление или преодоление их негативных проявлений. Коррекция призвана нормализовать психологическое состояние личности, улучшить отношения внутри семьи, коллектива. Позитивное коррекционное воздействие может активизировать процесс самопомощи лица, нуждающегося в социальной поддержке, мобилизивать его усилия на преодоление проблем.

П.Я. Циткилов считает, что социальная коррекция – это профессиональное воздействие на социальный объект с целью изменения к лучшему его психологического состояния, мотивационно – поведенческой модели и предупреждения негативных отклонений в социальном функционировании. Степень действенности коррекции во много определяется подготовленностью специалистов, использующих ее в социальной работе [5, с.150-151.].

Социальная коррекция позволяет изменить к лучшему состоянию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преодолеть негативные отклонения в его социальном функционировании. Психологическое воздействие включает в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства социально - коррекционной работы, которые направлены на изменение отношения детей- сирот к тому, что происходит с ними и вокруг них, на выработку и развитие терпения, понимания, способности видеть положительное и опираться на него.

1. Гринёва, Е.А. Технологии социальной работы с девиантной молодежью / Е.А Гринёва // Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, перспектив: материалы III международной научно-практической конференции/ под ред. И.А. Плоховой.- Ульяновск: УлГПУ, 2014. С.183 – 188

2.Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. – М. : Издательство Юрайт, 2013. – 817 с.

4.Холостова, Е.И. Технология социальной работы: учебник для бакалавров / Е.И. Холостова, Л.И. Кононовой. – М. : Издательство Юрайт, 2014. – 503 с.


Статья посвящена проблемам социальной работы с детьми сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей. Рассмотрен региональный опыт в работе с данными категориями граждан.

Ключевые слова: социальное сиротство, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.

Оказание помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей является приоритетным направлением государственной социальной политики Чеченской Республики. Содержание системы социальной работы с данными категориями граждан определяется приоритетами государственной социальной политики Чеченской Республики, которая реализуется уже более 6лет.

Актуальность сегодня приобретает принятие инновационных подходов, направленных на решение существующих проблем: семейное и детское неблагополучие, психическое и физическое насилие над детьми, социальное сиротство, малоразвитость института приоритетной формы жизнеустройства детей как усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья.

Следовательно, социальная работа в данной области, на наш взгляд, должна решать следующие наиболее приоритетные задачи:

- проводить профилактику социального сиротства, чтобы не допустить попадание ребенка в учреждение для детей-сирот.

- осуществлять активное устройство детей–сирот на семейное воспитание. Внедрить систему стимулирования граждан на принятие в свою семью детей-сирот.

По данным Государственного комитета статистики, на 2014г. в Российской Федерации количество детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы составляет 650 тысяч человек. Из них в настоящее время на территории Чеченской Республики проживает около 775 детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В качестве основных источников сиротства, характерных для данной республики, выделяются такие объективные факторы как, аварии, теракты, болезни, преждевременная смерть родителей, в результате чего дети остаются без ближайших родственников, безответственность родителей, отсутствие стабильно оплачиваемой работы.

Социальный статус воспитанников и количество: круглые сироты–8 человек, социальные сироты — 42 человека, временно (на 1 год) принятые– 9 человек [5, с.4].

В 2013–2014 учебном году школа — интернат выпустила 3-х выпускников, один из которых на базе 11 класса поступил в среднее профессиональное учебное заведение, остальные двое продолжают обучение в общеобразовательных учреждениях.

Социальным педагогом школы — интерната ежегодно делаются запросы в Регистрационную палату г.Грозного на наличие жилья у выпускников. В 2013–2014 учебном году, по данным ответа, составлены справки для постановки на учет выпускников на льготное жилье. За последние три года 4 выпускника школы — интерната получили жилье в г. Грозном. За последние два года с трудоустройством помогли бывшему воспитаннику интерната. Поддерживается мобильная связь с выпускниками последних трех лет. В 2013–2014 учебном году двум воспитанницам было предоставлено временное жилье в школе — интернате, для них был предусмотрен режим проживания в социальной гостинице. Еженедельно (в субботу) Служба постинтернатного сопровождения работает по обращениям бывших выпускников школы — интерната.

Воспитанники интерната в основном сложный контингент. Сами работники отмечают, что при поступлении новых детей сталкиваются с большими пробелами в знаниях, умениях и навыках обучающихся, связанные с социально — бытовой и педагогической запущенностью, у некоторых наблюдаются проблемы психологического развития. Такие дети с первых же дней поступления в учреждение получают психолого-медико-педагогическое сопровождение. Работа педагога школы — интерната трудная, требующая особое внимание к своим воспитанникам, когда необходимо учитывать индивидуальность каждого отдельно взятого ребенка, требующая особые формы и методы воспитания. Перед педагогами ежегодно встает множество вопросов и задач по выявлению умственных способностей, адаптации в новых условиях и социальной защите вновь поступивших детей, решение которых требует много работы и времени. Большую поддержку в укреплении материальной базы школы — интерната имеет ежегодно оказываемая благотворительная помощь А. Н. Кадыровой, президента Регионального общественного фонда имени Героя России А. А. Кадырова. За счет Фонда проводится обеспечение воспитанников школы — интерната самыми качественными и разнообразными продуктами питания, одеждой, постельными и гигиеническими принадлежностями. Важным фактором поддержки в жизнедеятельности воспитанников, стимуляции в учебе и поведении учащихся остаются поощрения со стороны администрации школы — интерната, работников общественных и государственных организаций, также и со стороны отдельных граждан республики.

Социально–реабилитационный центр с. Гвардейское призван взять на себя заботу о социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, оставшихся без родительского попечения, постоянного места жительства, без средств существования. Ни для кого не секрет, что дети, поступающие в социальный центр имеют определенные нарушения в состоянии психического здоровья и развития, соматическую ослабленность. Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы специальные условия, которые созданы и создаются в Гвардейском центре реабилитации.

На сегодняшний день в центре функционирует четыре отделения:

- отделение социально-правовой помощи;

- отделение социальной реабилитации;

- отделение дневного пребывания.

Из них: круглых сирот–17; дети, оставшиеся без попечения одного из родителей–18; социальные сироты–27; из их числа: оставшиеся без попечения родителей или законных представителей –13; проживающие в семьях, находящиеся в социально–опасном положении –47; не имеющие место жительства, место пребывания и средств существования–15; оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации–31.

Устроено несовершеннолетних всего–85. Определены в интернат–5; передано родителям или законным представителям–80; передано на усыновление –1.Число повторно принятых в учреждение на реабилитацию –22 [4, с.7].

Число семей, обслуженных за год: многодетные–56; малоимущие–87; с детьми инвалидами–1; неполные–18.

По возрастному составу в 2014 году наибольшую группу составляли дети от 6 до 14 лет. Это свидетельствует об эффективности работы учреждения по выявлению семейного неблагополучия на более раннем этапе, что предотвращает изъятие ребенка из семьи и способствует снижению социального сиротства.

Следует отметить, что в 2014 г. больше внимание оказывалось работе с многодетными семьями и одинокими матерями, которые являются наиболее уязвимыми категориями, нуждающимися в социальной реабилитации. Основной контингент воспитанников это несовершеннолетние из семей без жилья и средств к существованию. Часто проблема безработицы и отсутствие жилья приводит к конфликтам и разводам, что в последствии негативно отражается на детях. В 2014 году основное внимание требовали семьи, в которых ведущая проблема–педагогическая несостоятельность родителей. Увеличилось количество воспитанников, имеющих социально-педагогическую запущенность в силу отсутствия постоянной работы и места жительства для родителей, а также дезадптированных детей вследствие психологических и других заболеваний.

В связи с этим выделяются наиболее актуальные проблемы семей: педагогическая несостоятельность родителей; нестабильная ситуация в семье, нарушение школьной адаптации; социально-педагогическая запущенность, безответственность родителей; девиантное поведение детей; отсутствие стабильно оплачиваемой работы.

Приходим к выводу, что вышеперечисленные проблемы семей, являются основным источником социального сиротства в данной республике.

Но в силу специфики данного региона, сохранения довольно сильных семейных и национальных традиций, многие проблемы удается разрешать. Отметим, что республика не имеет некоторые проблемы, которые свойственны многим другим регионам страны. Так, в частности, в Чеченской Республике нет проблемы беспризорничества.

1. Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989г.

3. Шохина, Е. А. Институциональный и неинституциональный методы решения проблем социального сиротства в современной России / Е. А. Шохина // Научное обозрение. 2009.№ 1. С.30–51.

Основные термины (генерируются автоматически): попечение родителей, ребенок, интернат, социальное сиротство, Чеченская Республика, сирота, социальная работа, грозный, постинтернатное сопровождение, Республиканская школа.

Читайте также: