Особенности работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства мвд

Обновлено: 14.05.2024

Налог на доходы физических лиц с доходов иностранцев платится по ставкам, которые зависят от статуса налогового резидента.

Если работник в течение последовательных 12 календарных месяцев находился на территории РФ не менее 183 дней – он резидент, если нет - то НЕ резидент.
Следовательно, если иностранец только прибыл на территорию РФ, он не имеет статуса резидента.

Для резидентов НДФЛ начисляется по ставке 13% (с применением стандартных вычетов).
Для НЕ резидентов - ставка 30% и стандартных вычетов нет.

Если в течение календарного года статус иностранного работника изменится, то НДФЛ нужно пересчитать с начала года.

Но из общего порядка есть исключения, которые касаются:
1.2.1 граждан стран-членов ЕАЭС;
1.2.2 иностранных граждан, работающих по патенту;
1.2.3 иностранных граждан, имеющих статус ВКС (высококвалифицированные специалисты).

Для граждан Белоруссии, Казахстана, Армении и Кыргызской республики предусмотрено особое условие: всегда применяется ставка НДФЛ 13%, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако статус (резидент/ НЕ резидент) для них определять все равно нужно, так как от этого статуса зависит наличие или отсутствие права на применение стандартных вычетов.
Также в зависимости от статуса формально определяется статья НК РФ или статья "Договора о Евразийском экономическом союзе", на основании которой применяется ставка НДФЛ 13%.

Для граждан ЕАЭС - резидентов применяется ставка НДФЛ 13% (НК РФ ст.224 п.1), стандартные вычеты применяются;

для граждан ЕАЭС - НЕ резидентов РФ, имеющих постоянное местопребывание в странах ЕАЭС, тоже применяется ставка НДФЛ 13% (Статья 73 Договора о ЕАЭС), но стандартные вычеты НЕ применяются.
Ставка применяется только к налогообложению доходов в связи с работой по найму.

Для иностранцев, работающих по патенту, особое условие: всегда применяется ставка НДФЛ 13%, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако статус (резидент/ НЕ резидент) для них определять все равно нужно, так как от этого статуса зависит наличие или отсутствие права на применение стандартных вычетов.
Также в зависимости от статуса формально определяется статья НК РФ, на основании которой применяется ставка НДФЛ 13%.

Для иностранцев, работающих по патенту - резидентов применяется ставка НДФЛ 13% (НК РФ ст.224 п.1), стандартные вычеты применяются;

для иностранцев, работающих по патенту - НЕ резидентов тоже применяется ставка НДФЛ 13% (НК РФ, ст.224 пункт 3, абзац 3), но стандартные вычеты НЕ применяются.

Иностранцы на патенте уплачивают фиксированные авансовые платежи по НДФЛ самостоятельно.
При этом, они имеют право обратиться к работодателю с заявлением об уменьшении суммы НДФЛ на фиксированные платежи.

В этом случае организация обязана запросить соответствующее уведомление из своей налоговой инспекции.
Порядок действий приведен в статье 227.1 НК РФ.

Для иностранцев ВКС, в отношении доходов, получаемых от осуществления трудовой деятельности, особое условие: всегда применяется ставка НДФЛ 13%, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.

Однако статус (резидент/ НЕ резидент) для них определять все равно нужно, так как от этого статуса зависит наличие или отсутствие права на применение стандартных вычетов.
Также в зависимости от статуса формально определяется статья НК РФ, на основании которой применяется ставка НДФЛ 13%.

Для иностранцев ВКС - резидентов применяется ставка НДФЛ 13% (НК РФ ст.224 п.1), стандартные вычеты применяются;

для иностранцев ВКС - НЕ резидентов тоже применяется ставка НДФЛ 13% (НК РФ, ст.224 пункт 3, абзац 4), но стандартные вычеты НЕ применяются.


Далее мы рассмотрим, общий порядок определения ставки, страховых взносов для иностранцев.
Затем, отдельно, как частный случай, иностранных граждан из стран ЕАЭС, так как по ним правила отличаются от общего порядка для иностранцев и применяются такие же ставки, для граждан РФ.
А затем рассмотрим как еще более частный случай - иностранных граждан со статусом ВКС: здесь будет особый порядок для всех, даже для граждан ЕАЭС.

Определения данных понятий приведены в 115-ФЗ (статья 2, пункт 1).

Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

такие же, как и с выплат гражданам РФ (статья 425 НК РФ, пункт 2):

Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - 5,1%

К страховым взносам применяется регрессивная ставка: доходы больше – ставка меньше. С начала года взносы на доходы каждого сотрудника начисляются по максимальным ставкам, которые предусмотрены для каждой категории работника, а затем, когда сумма доходов нарастающим итогом достигнет определенных пороговых значений, тарифы снижаются.

В 2020 году:
Взнос в ПФ снижается до 10% на доходы свыше 1 292 000 рублей.
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.
Взнос в медицинский фонд не зависит от размера доходов.

Пенсионное страхование – 22% (статья 425 НК РФ, пункт 2)
Социальное страхование - специальный тариф 1,8% (статья 425 НК РФ, пункт 2)
Медицинское страхование - не начисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, ст. 10 Закона об ОМС).

Регрессивные ставки в 2020 году:
Взнос в ПФ снижается до 10% на доходы свыше 1 292 000 рублей.
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.

такие же, как и с выплат гражданам РФ (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС):

Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - 5,1%

Регрессивные ставки в 2020 году:
Взнос в ПФ снижается до 10% на доходы свыше 1 292 000 рублей.
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.
Взнос в медицинский фонд не зависит от размера доходов.

Примечание: иностранные граждане из стран членов ЕАЭС, являющиеся ВКС, рассматриваются отдельно, в следующем пункте.


такие же, как и с выплат гражданам РФ (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС):

Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - 5,1%

Регрессивные ставки в 2020 году:
Взнос в ПФ снижается до 10% на доходы свыше 1 292 000 рублей.
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.
Взнос в медицинский фонд не зависит от размера доходов.

Тарифы в ПФ и на социальное страхование такие же, как и с выплат гражданам РФ (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ) :

Пенсионное страхование – 22%
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - не начисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Закона об ОМС).

Регрессивные ставки в 2020 году:
Взнос в ПФ снижается до 10% на доходы свыше 1 292 000 рублей.
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.

Тарифы страховых взносов для временно пребывающих в РФ иностранных граждан из стран ЕАЭС - со статусом ВКС:

такие же, как и с выплат гражданам РФ (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС), но исключение составляют взносы на ОПС по временно пребывающим специалистам из стран ЕАЭС. Их начислять не нужно (Письмо Минфина России от 12.07.2017 N 03-15-06/44430, Минтруда России от 18.11.2015 N 17-3/В-560):

Пенсионное страхование – не начисляются
Социальное страхование - 2,9%
Медицинское страхование - 5,1%

Регрессивные ставки в 2020 году:
Взнос в ФСС перестает начисляться, когда доходы превысят 912 000 рублей.
Взнос в медицинский фонд не зависит от размера доходов.

Взносы не начисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420, пп. 15 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 7 Закона о пенсионном страховании, ч. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ) :

Пенсионное страхование – не начисляются
Социальное страхование - не начисляются
Медицинское страхование - не начисляются (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Закона об ОМС).


Взнос зависит от вида деятельности компании и может составлять от 0,2% до 8,5%. От гражданства и статуса работника размер взноса не зависит вообще. Начисляется со всех доходов иностранцев, независимо от наличия или отсутствия вида на жительство, разрешения на временное проживание или статуса ВКС.

Основание: Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

Законодательное регулирование трудовых отношений с иностранцами очень сложное и имеет много особенностей,
а штрафы за нарушения - драконовские!

Поэтому начать хочу с них, а далее уже приведу основные моменты, на которые нужно обратить внимание в 2020 году.



Нарушения, связанные с РАЗРЕШЕНИЯМИ НА РАБОТУ :
(нет разрешения или патента, в патенте указана другая должность, в разрешении на работу указан другой субъект, и так далее)

Штраф для должностных лиц от 25 000 до 50 000,
для фирм и предпринимателей от 250 000 до 800 000.
КоАП РФ, статья 18.15, части 1 и 2.

Те же самые нарушения в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области:
Штраф для должностных лиц от 35 000 до 70 000,
для фирм и предпринимателей от 400 000 до 1 000 000.
КоАП РФ, статья 18.15, часть 4

НЕУВЕДОМЛЕНИЕ (ИЛИ НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ) МВД о заключении/расторжении трудового договора с иностранцем

Штраф для должностных лиц от 35 000 до 50 000,
для фирм и предпринимателей от 400 000 до 800 000.
КоАП РФ, статья 18.15, часть 3

Те же самые нарушения в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области:
Штраф для должностных лиц от 35 000 до 70 000,
для фирм и предпринимателей от 400 000 до 1 000 000.
КоАП РФ, статья 18.15, часть 4

Штраф для должностных лиц от 40 000 до 50 000,
для фирм и предпринимателей от 400 000 до 500 000.
КоАП РФ, статья 18.9

В общем случае, работодатель имеет право привлекать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, а работник имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу или патента (115-ФЗ, статья 13, пункт 4).

Из этого общего правила есть исключения. Начнем со схемы, которая поможет определить, требуется ли разрешение на работу в вашем конкретном случае и в какой форме его нужно делать

Разрешение на работу или патент не требуются при наличии разрешения на временное проживание или вида на жительство (115-ФЗ, статья 13, пункт 4, подпункт 1).

Также не требуется получать разрешение на работу для граждан стран, которые входят в Евразийский экономический союз: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан ("Договор о Евразийском экономическом союзе", подписан в г. Астане 29.05.2014, статья 97)

Во всех остальных случаях, необходимо определить, какой режим: визовый или безвизовый, установлен со страной, из которой прибыл иностранец. Для стран с безвизовым режимом разрешение на работу - это патент, который работник оформляет самостоятельно, для стран с визовым режимом работодателю требуется получить разрешение на работу.
Перечень стран с видами режимов приведен в Приложении к письму МИД РФ № 19261/кд от 27.04.2012 г. :

Трудовой договор с иностранцем должен быть заключен на неопределенный срок. Все основания для заключения срочного трудового договора прописаны в статье 59 ТК РФ, возможность заключения срочного трудового договора с иностранцем в связи с окончанием срока действия разрешительных документов не предусмотрена.

Работник-иностранец должен предъявить при заключении договора о приеме на работу следующие документы:

-копию миграционной карты (не требуется для граждан стран членов ЕАЭС);
-копию отрывной части бланка о постановке на миграционный учет;
- патент или разрешение на работу в зависимости от статуса (не требуется для граждан членов ЕАЭС);
- договор (полис) добровольного медицинского страхования – при приеме временно пребывающего иностранного гражданина;
- общие документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ.

- сведения о разрешении на работу или патенте и условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора с указанием реквизитов договора (полиса) ДМС;
- сведения о разрешении на временное проживание – для временно проживающих;
- сведения о виде на жительство – для постоянно проживающих.

Заработная плата иностранцам-нерезидентам (без вида на жительство) может выплачиваться только безналичным путем

Расчеты с работником иностранцем (который является нерезидентом, без вида на жительство) можно проводить только через банковский счет, открытый в уполномоченном банке

При перечислении заработной платы нерезидентам для целей валютного контроля в банк потребуется предоставить копии документов:
трудового договора (один раз на весь срок действия)
или
расчетную ведомость, расчет отпускных (вместе с каждым платежом)

В течение трех рабочих дней работодатель обязан сообщить в Главное управление по вопросам миграции МВД России или его территориальные органы о приеме или увольнении иностранного работника, это правило касается и тех иностранцев, для трудоустройства которых не требуется разрешения, например, граждан Белоруссии, Казахстана и Армении.

Есть два мнения относительно того, нужно ли уведомлять МВД о заключении/расторжении договора с гражданином Белоруссии.

Первое мнение: нужно уведомлять.
Относительно граждан Белоруссии и Казахстана есть письмо УФМС России по г. Москве от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н "О вопросах трудоустройства иностранных граждан", где приведен развернутый ответ на поставленный вопрос: "Следует ли уведомлять органы ФМС России о заключении (расторжении) трудовых договоров с гражданами Беларуси и Казахстана? В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Примечание к письму: В письме 2015 года речь идет о ФМС, а не о МВД, так как ранее эти функции выполняла ФМС, но в соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 Федеральная миграционная служба России упразднена с 01 июля 2016 года.

от 15 апреля 2016 года N 192

(с изменениями на 23 декабря 2016 года)

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа МВД России от 13 декабря 2019 года N 940
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Министр
генерал полиции
Российской Федерации
В.Колокольцев

Приложение

Положение о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации

(с изменениями на 23 декабря 2016 года)

I. Общие положения

1. Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУВМ МВД России) (далее - Главное управление) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Министерство или МИД России), обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, а также нормативному правовому регулированию в сфере миграции.

2. Главное управление выполняет функции головного подразделения Министерства в сфере обеспечения:

2.1. Производства по делам о гражданстве Российской Федерации, оформления и выдачи основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.

2.2. Осуществления регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации.

2.3. Осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

2.4. Оформления и выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации.

2.5. Осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.

2.6. Осуществления в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

2.7. Разработки и реализации во взаимодействии с иными структурными подразделениями Министерства, территориальными органами МВД России, иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции.

2.8. Исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участия в установленном порядке предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

2.9. Осуществления оперативной координации действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также контроля за ее реализацией совместно с Межведомственной комиссией по реализации указанной Государственной программы.

3. Структура и штатное расписание Главного управления утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации (далее - Министр) по представлению первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, ответственного за деятельность Главного управления (далее - первый заместитель Министра).

4. Главное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Положением.

5. Работа Главного управления организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации и федерального государственного гражданского служащего за состояние дел на порученном участке работы и выполнение отдельных поручений.

6. Главное управление в установленном порядке осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с подразделениями МВД России, соответствующими подразделениями правоохранительных органов, государственных и муниципальных органов, общественными объединениями и организациями, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями.

7. Главное управление в установленном порядке совместно с территориальными органами МВД России на региональном уровне обеспечивает эффективность деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления.

8. Главное управление имеет печать с изображением геральдического знака - эмблемы органов внутренних дел Российской Федерации, необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки со своим полным и сокращенным наименованием, а также может иметь учреждаемые в установленном порядке знаки и символику, отражающие специфику деятельности Главного управления.

Главное управление для обеспечения служебной деятельности пользуется печатью МВД России с изображением Государственного герба Российской Федерации.

II. Основные задачи Главного управления

9. Основными задачами Главного управления являются:

9.1. Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в сфере миграции.

9.2. Обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере миграции.

9.3. Обеспечение взаимодействия подразделений МВД России с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления.

9.4. Организация и координация деятельности территориальных органов МВД России по вопросам, входящим в компетенцию Главного управления.

9.5. Организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных органов МВД России и их структурных подразделений, организаций, созданных для решения задач по реализации государственной миграционной политики, по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.

III. Основные функции и полномочия Главного управления

10. Основными функциями Главного управления являются:

10.1. Осуществление анализа состояния миграционной обстановки, а также эффективности мер, принимаемых территориальными органами МВД России, их структурными подразделениями по реализации основных направлений государственной политики, отнесенных к компетенции Главного управления.

10.2. Определение приоритетных направлений совершенствования служебной деятельности территориальных органов МВД России, их структурных подразделений по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления.

10.3. Подготовка на основе проводимого анализа прогнозов изменения миграционной обстановки, проектов стратегических решений по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления, с информированием заинтересованных органов государственной власти о тенденциях развития миграционной ситуации.

10.4. Разработка и внесение первому заместителю Министра предложений и проектов управленческих решений по формированию и реализации государственной политики в установленной области деятельности, а также по совершенствованию форм и методов работы территориальных органов МВД России, их структурных подразделений, приоритетных мерах, направленных на упорядочение функционирования и оптимизацию выполнения ими задач в сфере миграции на основе сочетания человеческих ресурсов и потенциала современных автоматизированных информационно-телекоммуникационных технологий, технических средств.

10.5. Осуществление мероприятий по формированию и реализации федеральных целевых программ по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.

10.6. Участие в перспективном и текущем планировании деятельности МВД России, разработке концепций, основных направлений развития территориальных органов МВД России, их структурных подразделений по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.

10.7. Обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и выработка соответствующих правовых, организационных и иных мер по повышению эффективности деятельности территориальных органов МВД России, их структурных подразделений по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.

10.8. Разработка проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, а также подготовка предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, по вопросам деятельности Главного управления.

10.9. Разработка в установленном порядке либо участие в разработке по решению руководства Министерства совместно с заинтересованными подразделениями Министерства, федеральными органами исполнительной власти проектов международных договоров Российской Федерации, а также межведомственных нормативных правовых актов и соглашений в установленной сфере деятельности.

10.10. Подготовка или участие в подготовке проектов отзывов и заключений по проектам международных договоров Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

10.11. Обеспечение представления и представление по искам, предъявленным к МВД России, в установленном порядке в судах интересов МВД России, а по соответствующим поручениям - интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по предметам споров, отнесенным к компетенции Главного управления.

10.14. Ведение совместно с заинтересованными подразделениями Министерства баз данных нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, проведение работы по их систематизации.

10.15. Проведение антикоррупционной экспертизы изданных нормативных правовых актов МВД России при мониторинге применения нормативных правовых актов МВД России в соответствии с компетенцией Главного управления.

10.16. Разработка проектов типовых положений о структурных подразделениях территориальных органов МВД России, реализующих задачи и функции, отнесенные к компетенции Главного управления, а также участие в разработке типовых штатных расписаний указанных подразделений.

10.17. Организация и координация деятельности по:

10.17.1. Оформлению и выдаче работодателям, заказчикам работ (услуг) разрешений на привлечение в Российскую Федерацию и использование иностранных работников, разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности.

10.17.2. Выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства виз на въезд в Российскую Федерацию, их продлению, аннулированию и восстановлению.

10.17.3. Выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

10.17.4. Выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации.

10.17.5. Определению и оформлению наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации.

10.17.6. Составлению заключений на заявления об изменении гражданства Российской Федерации.

10.17.7. Ведению учета лиц, в отношении которых уполномоченным органом приняты решения об изменении гражданства.

10.17.8. Выдаче и замене гражданам Российской Федерации основных документов, удостоверяющих их личность на территории Российской Федерации.

10.17.9. Регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

10.17.10. Миграционному учету иностранных граждан и лиц без гражданства.

10.17.11. Оформлению и выдаче паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.

10.17.12. Учету выданных, утраченных, похищенных и признанных недействительными паспортов гражданина Российской Федерации.

10.17.13. Оформлению и выдаче приглашений иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию, а также ведению учета юридических лиц, ходатайствующих об их оформлении.

10.17.14. Проведению государственной дактилоскопической регистрации.

10.17.15. Осуществлению федерального государственного контроля (надзора):

за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;

за соблюдением правил привлечения работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда, за осуществлением трудовой деятельности иностранных работников.

10.17.16. Осуществлению контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства, должностными лицами, юридическими лицами, иными органами и организациями правил миграционного учета.

10.17.17. Осуществлению контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

10.17.18. Приему и рассмотрению ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, о признании беженцем и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

10.17.19. Содействию в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания иностранным гражданам или лицам без гражданства, получившим свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу и признанным беженцами, а также членам их семей.

10.17.20. Учету, регистрации, приему и временному размещению лиц, ходатайствующих о предоставлении убежища либо о признании их беженцами, получивших статус беженца, а также оказанию содействия беженцам во временном обустройстве в Российской Федерации.

10.17.21. Учету, регистрации, приему и временному размещению лиц, ходатайствующих о признании их вынужденными переселенцами, получивших статус вынужденного переселенца, а также оказанию содействия вынужденным переселенцам в обустройстве на новом месте жительства в Российской Федерации.

10.17.22. Исполнению решений о реадмиссии иностранных граждан и лиц без гражданства и временное размещение иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, принимаемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Статья руководителя кадровой службы КСК ГРУПП Аиды Ибрагимовой, опубликованная в сентябрьском номере российской правовой газеты "эж-Юрист".

На трудовые отношения между работником-иностранцем и работодателем распространяются правила, установленные трудовым и миграционным законодательством. Самые высокие риски в сфере трудовых отношений работодатели несут именно за нарушение миграционного законодательства. Так, размер штрафа может достигать 800 000 руб., а для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей – до 1 000 000 руб., причем штрафы назначаются за каждое нарушение и в отношении каждого работника-иностранца. Поэтому, если организация привлекает к трудовой деятельности иностранцев, необходимо учитывать особенности работы с ними, некоторые из которых рассмотрим в данной статье.

Основные изменения

Миграционное право является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей права. Так, в 2016 году вступили в силу следующие наиболее значимые изменения, касающиеся осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами:

Также Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 № 1458 утвержден перечень работодателей, на которых не распространяется запрет на прием граждан Турции.

2. Функции ФМС переданы МВД. В соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 упразднена Федеральная миграционная служба России и с 01 июля 2016 года ее функции и полномочия переданы в Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ.

Теперь работодатели уведомляют о приеме и увольнении иностранных граждан Главное управления по вопросам миграции МВД России или его территориальные органы.

Особенности приема на работу иностранных граждан

В зависимости от статуса иностранного гражданина определяется, какие разрешительные документы требуются для компании и самого работника, а также каковы ограничения по их трудоустройству (таблица 1).


При заключении трудового договора работник-иностранец предъявляет:

Содержание трудового договора с иностранным работником также имеет свои особенности. Так, в соответствии со ст. 327.2 ТК РФ, наряду со сведениями, предусмотренными ч. 1 ст. 57 ТК РФ, в трудовом договоре с работником-иностранцем указываются:

  • сведения о разрешении на работу или патенте и условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора с указанием реквизитов договора (полиса) ДМС;
  • сведения о разрешении на временное проживание – для временно проживающих;
  • сведения о виде на жительство – для постоянно проживающих.

Данное Соглашение распространяется в отношении следующих государств: Таджикистан, Казахстан, Молдавия, Украина, Узбекистан, Киргизия, Армения, Азербайджан, Белоруссия.

В трудовом договоре работников вышеперечисленных иностранных государств, должны содержаться следующие условия: основные реквизиты работодателя и работника, профессиональные требования к работнику, сведения о характере работы, условиях труда и его оплаты, продолжительности рабочего дня и отдыха, условия проживания, а также срок действия трудового договора, условия его расторжения, порядок покрытия транспортных расходов.

Внимание! Между работником-иностранцем и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок. Нельзя заключать срочный трудовой договор на срок действия разрешительных документов. Срочный трудовой договор может быть заключен только по основаниям, предусмотренным ст. 59 ТК РФ.

Кого и о чем нужно уведомить

Вне зависимости от статуса иностранного работника (визовые, безвизовые, временно или постоянно проживающие, высококвалифицированные специалисты) работодатель должен уведомить территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России, на территории которого трудится работник, о заключении и расторжении трудового договора с иностранцем.

Внимание! С 2015 года направлять уведомления необходимо даже в случае приема или увольнения иностранцев, которым для трудоустройства не требуются разрешительные документы, в том числе имеющих статус беженца, имеющих временное убежище, участвующих в программе добровольного переселения, а также граждан стран – участниц ЕАЭС.

Срок уведомления составляет три рабочих дней с даты заключения (фактического допуска к работе) или расторжения трудового договора.

Работодатель должен представить уведомление в отношении каждого принимаемого и увольняемого иностранца, уведомления рекомендуем подавать лично в территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России. Формы и порядок подачи уведомления, а также правила заполнения бланка установлены Приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147.

Помимо уведомления о приеме и увольнении работника-иностранца организация должна уведомить территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России о следующем:

Как уже было отмечено, самые большие риски для работодателя несут нарушения, связанные с трудовой деятельностью иностранных граждан. Причем, если в компании трудятся иностранцы, при любой проверке (ГИТ, Прокуратуры, ФСС, ПФР, МВД и др.) первым делом у организации запросят документы на работников-иностранцев. Поэтому работодателю необходимо строго соблюдать требования трудового и миграционного права в отношении работников-иностранцев, так как любое отступление от буквы закона может обернуться крупным штрафом.

1.1. Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (приложение № 1).
1.2. Форму заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства (приложение № 2).
1.3. Форму заявления о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства (приложение № 3).
1.4. Форму уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (приложение № 4).
1.5. Форму отметки о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства (приложение № 5).
1.6. Форму отметки о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства (приложение № 6).
1.7. Форму отметки о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания (приложение № 7).
1.8.Форму отметки о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемой многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (приложение № 8).

3.Признать утратившими силу:

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра генерал-полковника полиции А.В. Горового.

Министр генерал полиции Российской Федерации

Приложение № 1
к приказу МВД России
от 10.12.2020 № 856

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

Министерства внутренних дел Российской Федерации
по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Приложения к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации

Приложение N 1. Заявление о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с учета по месту пребывания (Форма)

Приложение N 1
Приложение N 1 (оборотная сторона

Приложение N 2. Заявление об исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок (Форма)

Приложение N2
Приложение N 2 (оборотная сторона)

Приложение N 3. Журнал учета заявлений иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства (Рекомендуемый образец)

Приложение N 3

Приложение N 4. Журнал учета уведомлений о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (Рекомендуемый образец)

Приложение N 4

Приложение N 5. Справка (Рекомендуемый образец)

Приложение N 5

Приложение N 6. Уведомление (Рекомендуемый образец)

Приложение N 6

Приложение N 7. Книга учета заявлений об исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок (Рекомендуемый образец)

Приложение N 7

Приложение № 2
к приказу МВД России
от 10.12.2020 № 856

Заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства (Форма)

Приложение N 2
Приложение N 2 (отрывная часть)
Приложение N 2 (оборотная сторона)

Приложение № 3
к приказу МВД России
от 10.12.2020 № 856

Заявление о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства (Форма)

Приложение N 3
Приложение N 3 (оборотная сторона)

Приложение № 4
к приказу МВД России
от 10.12.2020 № 856

Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (Форма)

Приложение N 4
Приложение N 4 (оборотная сторона)
Приложение N 4
Приложение N 4 (оборотная сторона)

Приложение № 5
к приказу МВД России
от 10.12.2020 № 856

Приложение N 5. Отметка о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства (Форма)

Приложение N 5

Приложение № 6
к приказу МВД России
от 10.12.2020 № 856

Отметка о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства (Форма)

Приложение N 6

Приложение № 7
к приказу МВД России
от 10.12.2020 № 856

Отметка о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания (Форма)

Приложение N 7

Приложение № 8
к приказу МВД России
от 10.12.2020 № 856

Отметка о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемая многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (Форма)

Читайте также: