Особенности психологического обеспечения социальной работы

Обновлено: 17.06.2024

Социальная работа – это активно развивающаяся область, которая стала одной из влиятельных сфер в современном мире. Авторы, как отечественные, так и зарубежные определяют социальную работу в качестве профессиональной деятельности, которая направлена на содействие и помощь людям и более обширным социальным группам.

Люди и социальные группы, которые получают социальную помощь, являются наиболее уязвимыми и нуждающимися в поддержке, защите, а также коррекции социального поведения и реабилитации в случае особых форм отклонений (как в физическом, так и в психическом плане).

Таким образом, социальная работа – это совокупность разнообразных видов и форм деятельности, которые входят в сферу работников социальных служб.

Ключевая цель ее – социальное обеспечение, защита, помощь и дальнейшая поддержка соответствующих категорий населения (сирот, инвалидов, безработных, лиц без определенного места жительства, пенсионеров).

В качестве основных функций социальной работы можно выделить следующие:

  • социальная помощь, которая затрагивает и материальную помощь, и различные навыки по выработке способов самопомощи;
  • профилактическая функция;
  • функция социальной коррекции;
  • социальная реабилитация (помощь в поиске смысла жизни, возвращение человека в семью, к нормальному образу жизни).

Также социальная работа напрямую связана с социальной терапией (помощь в поиске места работы, а также возможностей для реализации своих внутренних способностей, их развитие).

Готовые работы на аналогичную тему

Имея достаточно широкий набор объектов, социальная работа направлена на всестороннее развитие личности. Основная цель – помочь человеку поддержать его навыки, воплотить в жизнь принципы социальной несправедливости, которые по какой-либо причине были нарушены или не учтены.

Принципы социальной работы

С точки зрения многих авторов-исследователей (например, с точки зрения профессора Холостовой или Л.Г. Гусляковой) социальная работа полностью основана на своих специфических принципах, без которых невозможно представить этот вид социальной деятельности. Именно принципы выступают в качестве ключевых структурных элементов, которые выражены в виде логических форм научной теории и лежат в основе правил любой эмпирической деятельности (в особенности, в рамках социальной работы).

Принципы могут быть нескольких типов, в зависимости от своей направленности:

  • Социально-политические принципы – они направлены на освещение и реализацию таких требований, которые находятся в центре взаимной зависимости социальной работы и социальной политики государственных органов власти. Данная зависимость является определяющей, которая указывает на основные концепции к выбору предпочтений в социальной защите населения. Таким образом, государство выявляет актуальные и значимые проблемы, а социальные работники и соответствующие органы проводят работу по поиску путей решения выявленных проблем. Главные принципы – единство подходов социальной работы в различных регионах, демократичность методов, а также учет специфических условий социальной группы или отдельной личности. Безусловно, опираясь на принципы государства, важно отметить гуманность, легитимность и обязательную справедливость;
  • Общефилософские принципы – принцип отражения и детерминизма, развития и единства в сознании, историзм и связь индивида с социальной средой, в которой он существует и осуществляет свою жизнедеятельность;
  • Организационные принципы – компетентность кадров, осведомленность об актуальных проблемах как в узких, так и в широких социальных кругах, принцип проверки и контроля, функциональная определенность, ответственность за свои обязанности, исполнительность, соответствие полномочиям;

Психологический принцип социальной работы в современном обществе

Психологические принципы (чаще всего их рассматривают в единстве с педагогическими принципами) занимают большое место в структуре форм социальной работы и ее обширной теории. В целом, эти принципы отражают ключевые требования к работе с человеком (или социальной группой) обратившийся в социальную службу за какой-либо помощью. Очень важно учитывать индивидуальные характеристики при осуществлении каких-либо процедур или манипуляций с объектом социальной работы.

К психологическому принципу также можно отнести такие, как анализ условий жизни человека, оценка условий жизнедеятельности, выбор уникальных форм и методов для работы с данным клиентов (или более широкой социальной группой). Очень важная целенаправленность социальной работы, ее адресность и индивидуальный подход к каждому человеку, который нуждается в помощи с учетом особенностей его развития и случившейся ситуации.

Как мы можем объективно оценивать, за помощью к социальным работникам обращаются люди, которые по тем или иным причинам попали а беду, и им необходима поддержка и направление для дальнейшего существования. В связи с этим, психологические принципы приобретают особое значение, так как социальный работник должен быть еще и очень грамотным психологом. Его задача заключается не только в поиске оптимальных путей по решению проблемы, но и в определении истинных причин, по которым человек оказался в данной ситуации. Именно поэтому психология играет значимую роль. Здесь важная корректная работа, отсутствие предвзятого отношения, осуждения или попыток доказать человеку, что в случившемся состоит лишь его вина (например, вина страдающего алкогольной или наркотической зависимостью). В данном случае эти методы не работают, а работает грамотная расстановка приоритетов и определение ценностей, которые повлияют на дальнейшую жизнь человека.

Цель: Ознакомление с основами социальной работы и овладение навыками психологического обеспечения жизнедеятельности людей, нуждающихся в социальной помощи и поддержке.

Задачи:

- сформировать адекватные представления о характере и направленности психологических мероприятий в процессе оказания социальной помощи населению;

- уточнить специфику использования методов практической психологии для оказания помощи людям, нуждающимся в социальной поддержке;

- развить первичные навыки оценки личностных особенностей людей, имеющих отклонения в процессе социализации, трудности и проблемы их взаимодействия с другими, а также формы их психологической поддержки и сопровождения.

2 Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:


  • владеть основными методами медико-социальной помощи, защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);

  • быть готовым к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия (ОК-20);

  • быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации (ПК-3);

  • быть способным к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах (ПК-5);

  • быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента (ПК-7).

  • содержание и особенности психологического обеспечения в ходе социальной работы;

  • типологию психологических проблем возрастного, профессионального и социального плана в процессе оказания целевой социальной помощи и поддержки;

  • факторы и механизмы изменения динамики (становления и развития) асоциального поведения;

  • условия профессионального и психологического сотрудничества со специалистами центров занятости, медицинскими и социальными работниками;

  • творчески использовать этические и научные принципы для адаптации психологического знания к целям и задачам социальной работы;

  • организовать и провести комплексные мероприятия социолого-психологической помощи нуждающимся;

  • анализировать социально-психологические факторы, оказывающие негативное влияние на психическое благополучие людей;

  • учитывать психологические особенности личности и группы в процессе организации и проведения социальной работы;

  • разрабатывать психологически обоснованные рекомендации клиентам и лицам, имеющим отношение к их судьбе, а также руководителям в целях повышения эффективности социальной работы.

  • социально-психологическими методами оказания психологической помощи нуждающимся

3 Содержание дисциплины

3.1 Содержание разделов дисциплины

Психологическое обеспечение трудоустройства

Цель и характеристика психологического обеспечения. Основные функции и требования к психологическому обеспечению социальной работы. Социальная работа и ее связи с отраслями психологии. Психологические методы в социальной работе.

Понятие и основные направления социального управления.

Специфика психологического обеспечения социального управления. Объекты и субъекты в социальном менеджменте. Эффективность управления социальной работой. Психологические основы функции управления. Целеполагание и управление. Прогнозирование в управлении. Методы прогнозирования. Организация управления. Управленческая мотивация. Контроль социальный.

Психологическое обеспечение поиска работы и трудоустройства.

Психологические особенности поиска работы. Характеристика основных этапов деятельности в ходе поиска работы. Психологические особенности подготовки основных рекламных документов для трудоустройства. Психологическая характеристика собеседования с работодателем. Проблема формирования психологической готовности безработного к трудоустройству. Психологические аспекты профессионального отбора и трудоустройства граждан.

Проблемы социально-психологической адаптации безработных в контексте социальной работы

Безработица в условиях рыночных отношений как социально-психологическое явление. Безработный в структуре деятельности службы занятости и социально-психологические особенности безработных, утративших прежний социальный статус. Социально-психологические аспекты деятельности специалистов службы занятости населения и проблема повышения её эффективности.


  1. Сущность социальной работы

  2. Основные проблемы социальной работы.

  3. Психологические методы в системе социальной работы.

  4. Задачи психологического обеспечения социальной работы

  5. Психодиагностика в социальной работы

  6. Сущность психологической помощи

  7. Виды психологической помощи

  8. Виды суицидального поведения.

  9. Динамика суицидального поведения

  10. Прямые и косвенные показатели суицидального поведения.

  11. Индивидуальные особенности людей, склонных к суициду

  12. Специфика и динамика индивидуальной беседы с потенциальным суицидентом

  13. Сущность наркомании.

  14. Сущность алкоголизма.

  15. Основные стадии алкоголизма.

  16. Признаки зависимости от алкоголя и наркотиков

  17. Стратегии профилактики и преодоления наркологической и алкогольной зависимости

  18. Сущность понятия миграция и мигранты

  19. Социальные и правовые аспекты социальной работы с мигрантами.

  20. Содержание психологического обеспечения адаптации мигрантов

  21. Факторы успешной адаптации мигрантов к этнокультурной среде

  22. Направления психологической работы с мигрантами.

  23. Безработица: сущность и специфика.

  24. Безработица как психологическая проблема человека

  25. Источники безработицы

  26. Алгоритм поиска работы

  27. Модель конкурентно-способного поведения претендента на рабочее место.

  28. Методы психологического изучения профессиональной пригодности.

  1. 1. Проблема стресса жизни в современной психологии.

  2. Психическое здоровье человека и факторы его сохранения.

  3. Психологические методы в системе социальной работы.

  4. Психологическая типология обращений клиентов к психологу-консультанту.

  5. Специфика психологического консультирования в системе социальной работы.

  6. Профессионально-важные качества психолога, работающего в системе оказания социальной помощи людям.

  7. Профессионально-этические нормы деятельности практического психолога и специфика их соблюдения при работе с различными категориями людей в системе социальной работы.

  8. Теория и практика оказания консультативной помощи лицам, перенесшим психотравмирующий стресс.

  9. Особенности оказания консультативной помощи инвалидам.

  10. Содержание психологического консультирования по проблемам профессионального самоопределения.

  11. Профессионально-важные качества социального работника.

  12. Психологические аспекты поиска работы.

  13. Социально-этнические стереотипы восприятия в современной России.

  14. Психологическая динамика алкоголизма.

  15. Проблемы социально-психологической реабилитации наркоманов.

  16. Психологические проблемы современной семьи.

  17. Общение в профессиональной деятельности социального работника

  18. Консультативная беседа в системе методов профессиональной деятельности социального работника

  19. Психологические особенности работы с инвалидами.

  20. Подростковая наркомания как социальная проблема.

  21. Психологическое обеспечение адаптации мигрантов к новой среде.

  22. Модель конкурентно-способного поведения при поиске работы.

  23. Социальные проблемы населения в современной России.

  24. Психологические проблемы пожилых людей.

  25. Психологические проблемы молодой семьи.

  1. Задачи психологического обеспечения социальной работы.

  2. Характеристика основных групп психологических методов в системе социальной работы.

  3. Задачи, решаемые психодиагностикой в системе социальной работы.

  4. Сущность психологической помощи и ее задачи в системе социальной работы.

  5. Социальные факторы, провоцирующие суицидальное поведение.

  6. Динамика суицидального поведения.

  7. Прямые и косвенные показатели суицидального риска.

  8. Индивидуальные особенности людей, склонных к суициду.

  9. Специфика и общая динамика индивидуальной беседы с потенциальным суицидентом.

  10. Основные стадии алкоголизма.

  11. Профилактика наркологической и алкогольной зависимости.

  12. Общие стратегии преодоления наркологической и алкогольной зависимости.

  13. Психологические особенности мигрантов.

  14. Социальные и правовые аспекты социальной работы с мигрантами.

  15. Содержание психологического обеспечения адаптации мигрантов к новой среде.

  16. Факторы успешной адаптации мигрантов к новой этнокультурной среде.

  17. Основные направления психологической работы с мигрантами.

  18. Суть безработицы как социальной проблемы общества.

  19. Безработица как психологическая проблема человека.

  20. Алгоритм поиска работы и модель конкурентно-способного поведения.

  21. Методы психологического изучения профессиональной пригодности сотрудников организации.

8 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

б) дополнительная литература


  1. Басов Н.Ф. Социальная работа [Текст] : учебное пособие / Н.Ф. Басов. – М.: Дашков и К, 2011

  2. Войцех, В.Ф. Клиническая суицидология [Текст] / В.Ф. Войцех. – М.: Миклош, 2008.

  3. Змановская, Е.В. Социальное поведение личности и группы. Стандарт третьего поколения. Теория и практика [Текст] : учебное пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. – СПБ.: Питер, 2011

  4. Курбатов, В.И. Социальная работа [Текст] : учебное пособие / В.И. Курбатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2006

  5. Холостова, Е.И. Международный опыт социальной работы [Текст] : учебное пособие / Е.И. Холостова, А.И. Дашкина, И.Я. Малофеев. – М.: Дашков и К, 2012

г) программное обеспечение

- компьютерные обучающие программы;

- тренинговые и тестирующие программы.

Программное обеспечение для доступа к компьютерным обучающим, тренинговым и тестирующим программам:

д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

- сервера на базе MS SQL Server, файловый сервер с электронным образовательным контентом (электронное хранилище учебных продуктов);

- спутниковая образовательная сеть вуза;

- компьютеры с доступом в Интернет и образовательную сеть вуза.

10 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

В НАЧОУ ВПО СГА освоение образовательных программ проводится с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Для этого создана и функционирует электронная информационно-образовательная среда, включающая в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, информационную Ровеб-технологию, телекоммуникационные технологии, соответствующие технологические средства, а также обеспечивающая освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Профессорско-преподавательским составом кафедры разрабатываются контрольно-измерительные материалы, входящие в фонд оценочных средств, на основе которых осуществляются текущий контроль и промежуточная аттестация по усвоению обучающимися знаний и сформированности у них соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций.

Обучающиеся при изучении учебной дисциплины используют образовательный контент, а также методические указания, рекомендации и пособия по работе с ним, разработанные научно-педагогическими работниками кафедры.

Система интеллектуальных роботов помогает осуществлять контрольные мероприятия по критериям, предложенным и утвержденным научно-педагогическими работниками кафедры.

Методические материалы для преподавателей и обучающихся оформлены в виде отдельных методических рекомендаций и указаний, регламентирующих проведение учебных занятий, а также содержание и порядок проведения аттестации. Перечисленные методические материалы представлены в виде приложения к основной профессиональной образовательной программе.
Разработчики:

Гнездилов Г.В., канд. психол. наук, проф.

Сыромятников И.В., д-р психол. наук, проф.

3.2.4 ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
1 Цели и задачи дисциплины:

Цели дисциплины

формирование представлений о психологических явлениях, связанных с экономическими отношениями людей; об особенностях экономического мышления и поведения.

Задачи дисциплины

Изучение и усвоение следующих вопросов:


      • общие закономерности и логика развития экономической психологии;

      • определение концептуальных рамок экономической психологии;

      • изучение психологических аспектов макроэкономики;

      • психологические основы рынка и потребления;

      • изучение психологических аспектов микроэкономики;

      • психология субъекта экономической деятельности.

      Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    • владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

    • использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

    • нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);

    • пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10).

    • историю и тенденцию развития экономической психологии;

    • психологические аспекты макро- и микроэкономики;

    • психологические основы рынка и потребления;

    • психологию доходов и сбережений;

    • психологию экономического управления и предпринимательской способности;

    • осуществлять анализ психологических основ рынка, как института равновесия спроса и предложения.

    • прогнозировать поведение потребителя;

    • управлять трудовыми ресурсами;

    • ориентироваться в основных проблемах психологии доходов и сбережений;

    • проводить консультации по вопросам эффективного использования человеческих ресурсов, учету предпринимательских рисков и психологии ведения переговоров;

    • понятийным аппаратом экономической психологии;

    3.1 Содержание разделов дисциплины

    Общая характеристика организационного развития. Управление как процесс принятия решений. Модели принятия решения. Этапы и принципы принятия организационных решений. Личностные и стилевые характеристики руководителя, проблема лидерства. Организационная структура и экономическая эффективность, психологические особенности группы, корпоративная культура.

    Понятие субъекта экономической деятельности, человек как экономическая реальность. Экономическое сознание, экономическое мышление. Удовлетворенность трудом. Работа как потенциальный источник стресса. Влияние экономических факторов на различные формы социального поведения. Предпринимательский риск и его психологическая характеристика. Субъективные факторы, влияющие на уровень экономического риска.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Предметом социальной работы является, прежде всего, человек и его место в обществе, отношение общества к человеку и человека к обществу.

    Предметом социальной работы являются не все социальные отношения, а группа отношений, которые являются наиболее проблемными, то есть приводят к дестабилизации, социальной дезорганизации, росту социальной напряженности, возникновению социальных конфликтов, попаданию людей в трудные жизненные ситуации; а также закономерности взаимодействия субъектов социальной работы при оптимизации социальных отношений.

    Предметом теории социальной работы – закономерности содействия, становления и реализации жизнеспособности человека, а также механизм сопряжения жизненных сил ч-ка и средств их реализации и реабилитации.

    2.Каковы основные функции психологии социальной работы?

    Диагностическая функция означает анализ социально-психологических проблем клиентов, выявление их психологических особенностей в их связи с социальной средой.

    Социализаторская функция – это функция социальной терапии, выражающая разрешение установленных социально-психологических проблем на основе использования психолого-терапевтических методов и процедур.

    Прогностическая функция выражается в установлении прогноза поведения личности, ее изменений и изменений социальной среды на основе выявленных закономерностей, особенностей их взаимодействия.

    Профилактическая функция предполагает использование психопрофилактических методов по предотвращению негативных изменений поведения и деятельности клиентов.

    3.Назовите основные понятия психологии социальной работы и раскройте их связь.

    Социальная работа — профессиональная деятельность, имеющая цель содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

    Объект социальной работы – система социальных отношений (устойчивые связи между субъектами, группами и слоями общества). Объект социальной работы – это целый ряд социальных связей (социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация), который не изучался специалистами ни одной науки.

    Социальная работа изучает тот же объект (общество), что и ряд других гуманитарных наук (социология), при этом каждая из них исследует свой специфический предмет.

    Цели социальной работы (предполагаемый результат) соотнесения ценностных представлений о долге государства перед гражданином с ситуацией, в которой он оказался.

    Основная цель социальной работы: достижение объектом состояния, оптимального использования личностных и общественных ресурсов в соответствии с социальными эталонами и индивидуальными представлениями о нормах социального функционирования.

    Закономерности – занимают центральное место в структуре науки и выражают прочные, повторяющиеся объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в социальной работе.

    4.Определите особенности и основные различия социализации детей и взрослых.

    Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

    Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество "оттенков серого цвета". Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и. т. д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как "более хорошо" или "менее плохо". Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца и матери.

    Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

    5.Сформулируйте основные принципы социально – психологической работы с отдельными группами населения.

    Общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие.

    Общие принципы социальных наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значимость.

    Специфические принципы социальной работы: содержательные (гуманизм, справедливость и т.п.), психолого-педагогические (модальность, эмпатия, аттракция, доверие), группа методических принципов (преемственность, последовательность и т.п.), организационные (определяют всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность).

    6.Раскройте понятия десоциализации и ресоциализации.

    Десоциализация (лат. de (отсутствие, устранение чего-либо) + фр. socialisation (социализация)) — это утрата индивидом по каким-либо причинам социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде.

    Под ресоциализацией понимается изменение ранее социализированного человека, отказ от прежних установок, представлений. В ресоциализации преобладает самостоятельный анализ и оценка внешних социальных условий, событий, а также самовоспитание и другие формы самодетерминации. Восстановление утраченных ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни называется ресоциализацией. Например, говорят о ресоциализации преступников (т.е. о их возвращении в нормальную жизнь).

    7.Разъясните смысл понятий дезадаптация и псевдоадаптация.

    Дезадаптация — (лат. dis отсутствие; adaptatio – приспособление) нарушение способности приспособления организмов к условиям существования.

    Социальная дезадаптация — это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.

    Псевдоадаптация - сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям.

    8.Раскройте особенности понимания личности в учении У. Джеймса. В чем значение этой концепции для психологической практики социальной работы?

    Значение данной концепции для психологической практики социальной работы заключается в том, что при социальной работе происходит постоянное взаимодействие личного выбора, инстинктов, привычек, что положительно влияет на результат данной работы.

    9.Укажите принципиальное отличие бихевиористской концепции личности (в частности Б.Скиннера) от психоаналитической персонологии. Каковы, на Ваш взгляд, сильные и слабые стороны бихевиоризма в понимании поведения человека и в чем его значение для социальной работы?

    С позиции бихевиоризма, личность - все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т. е. личность - организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.

    Психоаналитическая теория личности анализирует поступки личности исходя не только из сферы сознания, но и глубинной структуры подсознания, выделяя потребности в качестве движущего ее поступками фактора.

    Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

    Персонологическая (личностно-центрированная) ориентация выдвигает на первый план сознание и самосознание субъекта, исходя из того, что основу развития личности составляет творческий процесс формирования и реализации ее собственных жизненных целей и ценностей.

    10.Укажите, кто из названных ниже психологов является автором типологии личности, в которой выделяются две основные группы людей – экстерналы и интерналы. В чем сущность данной типологии?

    а) К.Юнг; б)Г. Айзенк; в)Р.Кеттел; г)Д.Роттер; д)Э.Кречмер; е)П.Б.Ганнушкин.

    Автором типологии личности, в которой выделяются две основные группы людей - эктерналы и интерналы, является Г. Айзенк.

    В основе его теории лежит идея о том, что люди различаются на основе наследственности - по реактивности нервной системы, скорости и прочности условных реакций. Эти индивидуальные различия соотносятся личностными измерениями нейротизма и экстраверсии-интроверсии. В исследованиях структуры личности Айзенк выделяет два основных типа измерения личности: интроверсия – экстраверсия, нейротизм (нестабильность) – стабильность.

    Айзенк полагает, что в основе интроверсия - экстраверсия лежат различия в процессах торможения и возбуждения нервной системы. Айзенк считает, что у одних людей относительно сильнее возбуждение, у других - сильнее торможение.

    Экстраверты обладают сильной нервной системой, которая сравнительно быстро тормозит избыточную стимуляцию. Экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей информации.

    Интроверты обладают физиологическими механизмами, которые более медленно отключают избыточную стимуляцию. О них говорят, что они имеют слабую нервную систему, специализирующуюся на возбуждении, но быстро истощаемую. Преобладание возбуждения над торможением характерно для поведения интровертов.

    11.Что такое психотехнологии? Дайте общую характеристику психотехнологий, используемых в социальной работе.

    Психотехнология — технология решения практических проблем психической деятельности людей; система базовых психотехник (В. Штерн, Х. Мюнстерберг): принципов, методов и средств воздействия на человеческое поведение посредством воздействия на человеческую психику; технологические приемы, используемые для экспериментального исследования, наблюдения и тестирования психического поведения и деятельности человека.

    Интегративными психотехнологиями называются системы воздействия на личность, которые способствуют большей её целостности.

    Под интегративными психотехнологиями ( "психе" - душа, "технос" - умение, навык, мастерство, "логос" - понятие, учение) понимаются совокупность концепций, методов, умений, навыков для достижения большей целостности и непротиворечивости личности, сознания, поведения и деятельности.

    Интенсивность психотехнологий вызвана следующими причинами: огромным массивом кризисных состояний личности, высокой репрезентацией кризисной личности в социуме; сжатием времени, убыстрением и уплотнением энергоинформа-ционных процессов в обществе и индивидуальном сознании; проявленной потребностью быстрого и эффективного, точного и безопасного разрешения проблем личности за счет расширения ресурсов самоосознания и рефлексии.

    12.Раскройте основное содержание личностных опросников, разработанных Г.Айзенком.

    Личностный опросник Айзенка - серия из нескольких личностных опросников. Предназначены для диагностики нейротизма, экстраверсии – интроверсии и психотизма. Являются реализацией типологического подхода к изучению личности.

    Г.Айзенк в своих работах неоднократно указывал на то, что его исследования вызваны к жизни несовершенством психиатрических диагнозов. По его мнению, традиционная классификация психических заболеваний должна быть заменена системой измерений, в которой представлены важнейшие характеристики личности. При этом психические расстройства являются как бы продолжением индивидуальных различий, наблюдаемых у нормальных людей. Изучение работ К. Юнга, Р. Вудвортса, И. П. Павлова, Э. Кречмера и других известных психологов, психиатров и физиологов позволило предположить существование трех базисных измерений личности: нейротизма, экстра - интроверсии и психотизма.

    Опросника Р.Кеттела «16 личностных факторов используют университеты, предприятия, компании для исследований, отбора персонала и т. п.

    Опросник предназначен для диагностики широкого круга личностных характеристик обследуемых, их психологических особенностей. С его помощью можно оценить уровень интеллектуального развития, а также такие особенности личности, которые могут привести к социально дезадаптивному поведению, алкоголизации, способствовать возникновению различного рода психических отклонений.

    Методика Р.Б. Кеттела предназначена для обследования психически здоровых людей. Методика содержит 16 шкал - факторов, диагностирующих личностные особенности обследуемых. Размерность показателей каждой шкалы после обработки данных составляет от 1 до 10 баллов (стенов). Низкие значения по шкалам методики соответствуют 3-4 стенам и ниже, высокая выраженность диагностируемых факторами качеств эквивалентна значениям 7-8 стенов и выше. Каждый фактор теста биполярен и позволяет судить о степени выраженности того или иного свойства личности.

    Социальная работа – это активно развивающаяся область, которая стала одной из влиятельных сфер в современном мире. Авторы, как отечественные, так и зарубежные определяют социальную работу в качестве профессиональной деятельности, которая направлена на содействие и помощь людям и более обширным социальным группам.

    Люди и социальные группы, которые получают социальную помощь, являются наиболее уязвимыми и нуждающимися в поддержке, защите, а также коррекции социального поведения и реабилитации в случае особых форм отклонений (как в физическом, так и в психическом плане).

    Таким образом, социальная работа – это совокупность разнообразных видов и форм деятельности, которые входят в сферу работников социальных служб.

    Ключевая цель ее – социальное обеспечение, защита, помощь и дальнейшая поддержка соответствующих категорий населения (сирот, инвалидов, безработных, лиц без определенного места жительства, пенсионеров).

    В качестве основных функций социальной работы можно выделить следующие:

    • социальная помощь, которая затрагивает и материальную помощь, и различные навыки по выработке способов самопомощи;
    • профилактическая функция;
    • функция социальной коррекции;
    • социальная реабилитация (помощь в поиске смысла жизни, возвращение человека в семью, к нормальному образу жизни).

    Также социальная работа напрямую связана с социальной терапией (помощь в поиске места работы, а также возможностей для реализации своих внутренних способностей, их развитие).

    Готовые работы на аналогичную тему

    Имея достаточно широкий набор объектов, социальная работа направлена на всестороннее развитие личности. Основная цель – помочь человеку поддержать его навыки, воплотить в жизнь принципы социальной несправедливости, которые по какой-либо причине были нарушены или не учтены.

    Принципы социальной работы

    С точки зрения многих авторов-исследователей (например, с точки зрения профессора Холостовой или Л.Г. Гусляковой) социальная работа полностью основана на своих специфических принципах, без которых невозможно представить этот вид социальной деятельности. Именно принципы выступают в качестве ключевых структурных элементов, которые выражены в виде логических форм научной теории и лежат в основе правил любой эмпирической деятельности (в особенности, в рамках социальной работы).

    Принципы могут быть нескольких типов, в зависимости от своей направленности:

    • Социально-политические принципы – они направлены на освещение и реализацию таких требований, которые находятся в центре взаимной зависимости социальной работы и социальной политики государственных органов власти. Данная зависимость является определяющей, которая указывает на основные концепции к выбору предпочтений в социальной защите населения. Таким образом, государство выявляет актуальные и значимые проблемы, а социальные работники и соответствующие органы проводят работу по поиску путей решения выявленных проблем. Главные принципы – единство подходов социальной работы в различных регионах, демократичность методов, а также учет специфических условий социальной группы или отдельной личности. Безусловно, опираясь на принципы государства, важно отметить гуманность, легитимность и обязательную справедливость;
    • Общефилософские принципы – принцип отражения и детерминизма, развития и единства в сознании, историзм и связь индивида с социальной средой, в которой он существует и осуществляет свою жизнедеятельность;
    • Организационные принципы – компетентность кадров, осведомленность об актуальных проблемах как в узких, так и в широких социальных кругах, принцип проверки и контроля, функциональная определенность, ответственность за свои обязанности, исполнительность, соответствие полномочиям;

    Психологический принцип социальной работы в современном обществе

    Психологические принципы (чаще всего их рассматривают в единстве с педагогическими принципами) занимают большое место в структуре форм социальной работы и ее обширной теории. В целом, эти принципы отражают ключевые требования к работе с человеком (или социальной группой) обратившийся в социальную службу за какой-либо помощью. Очень важно учитывать индивидуальные характеристики при осуществлении каких-либо процедур или манипуляций с объектом социальной работы.

    К психологическому принципу также можно отнести такие, как анализ условий жизни человека, оценка условий жизнедеятельности, выбор уникальных форм и методов для работы с данным клиентов (или более широкой социальной группой). Очень важная целенаправленность социальной работы, ее адресность и индивидуальный подход к каждому человеку, который нуждается в помощи с учетом особенностей его развития и случившейся ситуации.

    Как мы можем объективно оценивать, за помощью к социальным работникам обращаются люди, которые по тем или иным причинам попали а беду, и им необходима поддержка и направление для дальнейшего существования. В связи с этим, психологические принципы приобретают особое значение, так как социальный работник должен быть еще и очень грамотным психологом. Его задача заключается не только в поиске оптимальных путей по решению проблемы, но и в определении истинных причин, по которым человек оказался в данной ситуации. Именно поэтому психология играет значимую роль. Здесь важная корректная работа, отсутствие предвзятого отношения, осуждения или попыток доказать человеку, что в случившемся состоит лишь его вина (например, вина страдающего алкогольной или наркотической зависимостью). В данном случае эти методы не работают, а работает грамотная расстановка приоритетов и определение ценностей, которые повлияют на дальнейшую жизнь человека.

    Читайте также: