Особенности правового регулирования трудовой миграции в российской федерации
Обновлено: 17.05.2024
Исторический опыт правового регулирования миграционных процессов на современном этапе дает возможность Российской Федерации выработать наиболее эффективный гуманистический подход к решению политических, экономических и социальных аспектов трудовой и вынужденной миграции.
В настоящее время трудовые и социальные иммиграционные и эмиграционные процессы носят глобальный всеобъемлющий характер, затрагивающий как страны Европы, так и территории других континентов, объединяя их потоками людей, меняющих свое привычное существование. Политические, социальные, религиозные, этнические причины толкают десятки и сотни тысяч людей менять привычный образ жизни и покидать свои страны. В течение 2015-2016 гг. интенсивный поток беженцев из стран Ближнего востока и Северной Африки, и в том числе экономических беженцев, захлестнул Европейский Союз. Изменение миграционной политики наблюдается в США, и получение статуса беженца усложняется в Европейском Союзе. Наша страна также затронута мировыми экономическими и политическими процессами миграции.
Специфика миграционных процессов отражает ряд факторов. По способу организации трудовая миграция делится на организованную (осуществляемую при участии государственных или общественных органов) и неорганизованную (индивидуальную, коллективную), которая реализуется силами и на средства самих трудящихся-мигрантов.
По причинам, побудившим людей к формированию и реализации миграционных намерений, трудовую миграцию необходимо подразделять на добровольную и вынужденную; с учетом современного состояния геополитического пространства - международную, региональную и приграничную. Необходимо отметить, что международная трудовая миграция может иметь несколько разновидностей. Типы миграции зависят от характера и причин переезда. Наиболее экономически развитые страны, обычно, проводят продуманное регулирование миграционных процессов, чтобы контролировать поток и оборот иностранцев в стране. Принимаемые меры также влияют на виды миграции рабочей силы, упрощая или усложняя условия переезда иностранцев.
Основными видами трудовой миграции сегодня можно назвать:
Безвозвратную. Сюда можно отнести мигрантов, которые уехали за границу не только на заработки, но и с целью постоянного проживания.
Временную. В эту группу входят лица, которые живут и работают за рубежом по трудовому контакту. Длительность договора, обычно, составляет от 1 года до 5, после чего работник может продлить договор или вернуться на родину.
Периодичную. Данный вид можно назвать одним из самых распространенных. Международная миграция трудовых ресурсов, при которой лица работают в период от нескольких месяцев до года и заняты в сфере услуг, сельском хозяйстве и других отраслях, связанных с изменением времени года.
Маятниковую. Это вид доступен жителям приграничных областей и районов. Люди ежедневно пересекают государственные пределы с целью проведения коммерческой деятельности или работы на соседней территории.
Нелегальную. Нередко лица въезжают на территорию другого государства с целью туризма или посещения родственников, но остаются в стране на более длительный срок, чем позволяет въездной документ. Во всех странах мира государственное регулирование направлено на искоренение трудовых нелегалов.
Начиная с 2015 г. поток беженцев из региона ближнего Востока, Северной Африки и Афганистана в развитые страны Европы принял совершенно массовый характер, что несомненно повлекло за собой изменение в законодательстве, экономической и социальной сферах Стран Европейского Союза.
Сегодня миграция труда в мире продолжает развиваться по классическому направлению, хотя в последнее время отмечаются новые тенденции, связанные с международными конфликтами 2011, 2013, 2015 - 2016 гг.
С исторической точки зрения иммиграционные и эмиграционные процессы в России и СССР проходили и в предыдущие периоды. Следует обратить внимание на период 20-30х гг. в истории промышленного развития СССР, когда из стран, находившихся в тяжелом периоде экономического спада, на строительство новых индустриальных гигантов прибывали высококвалифицированные кадры по трудовым срочным контрактам из стран Европы и Америки. Источники сообщают о тысячах иностранных рабочих инженеров, экономистов, прибывших в СССР в качестве трудовых мигрантов. Иммиграция в СССР из стран Западной Европы и США достигла наиболее масштабов в годы I-ой пятилетки. Летом 1930г. на XVI съезде ВКП (б) было принято решение о расширении практики посылки за границу советских рабочих и специалистов и приглашения в СССР иностранных инженеров, мастеров и квалифицированных рабочих. В рамках движения международной пролетарской солидарности развернулась кампания в поддержку социального строительства в СССР. Иностранные специалисты в качестве экспертов, консультантов и т. п. участвовали в проектировании и реализации практически всех крупнейших строек первой пятилетки. Большинство приехало из Германии и США, в этих странах закупалась и основная часть импортной техники. В СССР в 1932—33 гг. находилось примерно 20 тыс. специалистов и рабочих из индустриальных стран Запада (вместе с членами семей — 35-40 тыс.). Это были главным образом немцы, граждане США, а также чехи, финны, итальянцы, французы, испанцы, шведы. В Сибири иностранные специалисты трудились на предприятиях угольной промышленности (Кузбасс, Черембасс), горно- и золотодобывающей промышленности, на Кузнецкстрое и Сибкомбайне, в проектных организациях (Шахтстрой), в некоторых научных учреждениях и т. д. По данным Сибкрайсовнархоза, в конце июля 1930 в Сибирском крае работало 72 иностранных специалиста (большинство — из Германии, часть — из США). На 1 декабря 1932 в Западно-Сибирском крае, преимущественно в районах Кузбасса, насчитывалось 330 иностранных специалистов и 1 050 рабочих (с членами семей — 2 880 человек).
В СССР в 80-е годы были заключены международные соглашения с КРН, КНДР, Кубой и СРВ соглашения о привлечении на длительной основе трудовых мигрантов в организованном порядке. Довольно подробно регламентировалось прибытие в СССР и труд граждан Вьетнама в Соглашении между Правительством СССР и Правительством Социалистической республики Вьетнам о направлении и приеме вьетнамских граждан н на профессиональное обучение и работу на предприятиях и организациях СССР (заключено в г. Москве 02.03.1981 г.).
В свою очередь, Советский Союз принимал у себя определенное количество трудящихся мигрантов в рамках программ СЭВ по контрактам с иностранными фирмами. В начале 1990 г. в СССР работало около 200 тыс. граждан из социалистических стран (в том числе из Вьетнама около 82 тыс., из Румынии — 53 тыс., из Болгарии — 37 тыс., из КНДР — 20 тыс., из ГДР — 14,7 тыс., из Польши — 13,5 тыс., из Венгрии — 4,1 тыс., из Кубы — 0,8 тыс.). При этом в РСФСР работало около 100 тыс. иностранных граждан. Отраслевое распределение работни
ков из социалистических стран было следующим: в строительстве нефти и газопроводов — 45,5 тыс. человек (из Болгарии, ГДР, Венгрии), в лесной промышленности — 34,2 тыс. человек (КНДР, Болгария), в легкой промышленности — более 20 тыс. (Вьетнам). Фактически это была форма использования трудовых ресурсов других стран советским правительством на базе международной трудовой миграции, которая, однако, не входила в международный рынок труда.
В течение последних более чем двадцати пяти лет на территории Российской Федерации происходили существенные изменения в развитии правового регулированию положения иммигрантов.
Следует выявить систему уровней правового регулирования положения мигрантов в Российской Федерации.
Международные договоры можно условно разделить на три группы: 1) многосторонние соглашения в рамках СНГ; 2) двусторонние соглашения со странами СНГ; 3) двусторонние договоры со странами т.н. дальнего зарубежья.
Акты Содружества Независимых Государств.
Международные договоры выступают ведущим международно-правовым источником в сфере правового регулирования внешней трудовой миграции. Это обусловлено целым рядом причин. Во-первых, ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации закрепляет приоритет норм международного договора над нормами национального права; если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Международные договоры остаются единственным источником действующих норм международного права в области миграции. В-третьих, международные договоры предоставляют трудящимся-мигрантам, как правило, повышенные трудовые и социальные гарантии, чем действующее в России законодательство о труде.
Важным многосторонним актом по вопросам миграции, принятый в рамках СНГ, является межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г.
14 января 1993 г. было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о трудовой деятельности и социальной защите граждан России и Украины работающих за пределами границ своих государств. Подобное соглашение было заключено с Республикой Молдова. 19 июля 1994 г. заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительством Республики Армения о трудовой деятельности и социальной защите граждан России, работающих на территории Республики Армения и граждан Peспублики Армения, работающих на территории Российской Федерации.
28 марта 1996 г. - Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов.
Эти соглашения закрепляют принцип применения национального режима к трудящимся-мигрантам из соответствующей страны. Въезд, пребывание и трудовая деятельность работника регулируются законодательством страны трудоустройства. Трудовая деятельность оформляется трудовым договором. Закрепляется, что работодатель страны трудоустройства регистрирует трудовые договоры в учреждениях, определенных уполномоченными органами и что при изменении ситуации на национальном рынке труда каждая страна на основе взаимности может вводить ограничения на прием работников из другой страны. Регулируются вопросы возмещения работнику ущерба (вреда) вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, полученного в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
В настоящее время заключены и действуют целый ряд международных договоров по вопросам трудовой миграции со странами дальнего зарубежья. В их числе: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации от 3 ноября 2000 г. (далее - Соглашение с КНР); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о принципах Правительством Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики об организации занятости в рамках выполнения договоров подряда и взаимном трудоустройстве граждан от 13 февраля 1995 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша о принципах трудовой деятельности российских граждан на территории Республики Польша и польских граждан на территории России от 15 марта 1994 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о временной трудовой деятельности граждан от 29 июня 1999 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики о временной трудовой деятельности граждан России и граждан Чешской Республики от 25 июня 1998 г.
Следует отметить особенности восприятия трудовых мигрантов из стран СНГ до 2014 г., отличавшиеся проявлениями ксенофобии, которые изменились после присоединения Республики Крым и конфликтов на территории Республики Украина и Республики Сирия.
Однако вызовы современной международной политики, на которые предстоит отвечать нашему государству сегодня, требуют выработки адекватных решений.
Ухудшение ситуации в сфере межнациональных отношений, обострение международной политической обстановки отразилось на развитии правового регулирования трудовой миграции в Российской Федерации.
Следует отметить, что ряд экспертов в области миграционной политики прогнозируют возникновение миграционного кризиса на территории России аналогичного европейскому, в случае ухудшения ситуации на Ближнем Востоке и Центральной Азии. Успешная координация сил международного сообщества, по решению Сирийского кризиса дает надежду на мирное урегулирование противоречий в этой стране, так и в других странах.
С другой стороны, вновь приобрел актуальность вопрос, касающийся вынужденных переселенцев. Программы, созданные для оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, стали реализовываться, в том числе были разработаны новые, направленные на более эффективную работу с бывшими соотечественниками, гражданами бывшего СССР, для оказания им помощи в адаптации. Все эти программы окажут положительное влияния на демографическую ситуацию в стране (за период с 2014 по 2015 гг. было принято около 800 тысяч человек, в основном бывшие граждане Республики Украина). Хотя, количество трудовых кадров увеличится, качество улучшится несущественно. При этом в середине 2015 г. Росстат Российской Федерации опубликовал на своем сайте обновленный демографический прогноз до 2030 г. Основной момент, на который следует обратить особое внимание — это сокращение населения почти на десять миллионов к 2030 году, которое необходимо, предположительно, заменить иностранной рабочей силой, что выглядит на наш взгляд, нереалистично, так как на территории страны десять миллионов иностранных граждан по данным ФМС на 2015 г. Причем количество мигрантов сокращается в связи с экономическим спадом внутри страны, им работать стало просто невыгодно.
Опираясь на вышеизложенное можно утверждать следующее:
Читайте также: