Особенности посреднической деятельности с различными категориями граждан в социальной работе

Обновлено: 13.05.2024

Априори в социально-педагогической деятельности (любой формы ее проявления – от благотворительности, профилактики, сопровождения, поддержки нуждающихся до современных разновидностей профессиональной деятельности в социальной сфере специалистов различного профиля) всегда существовала проблема посредничества – между субъектами нуждающимся в социально-педагогической помощи и ресурсами, наличествующими в социуме; потенциальными возможностями социума и их использованием на практике, наличия посредника, содействующего доступу к этим ресурсам.

Со временем содержание посредничества в социально-педагогической деятельности и роль самого специалиста-посредника постоянно видоизменяются. На современную динамику развития различных форм и видов социально-педагогической деятельности значительное влияние оказывает как-то сформировавшаяся в переходный период стереотипность мышления в отношении посредничества не только у определенной части специалистов, имеющих опыт, но и осваивающих азы социально-педагогической помощи населения.

Проблема посредничества в социально-педагогической деятельности, из-

лагаемая в отдельных источниках, сегодня реально не имеет ясного концептуального толкования ни в теории, ни на практике. Ее размытость вносит путаницу в деятельность социальных педагогов, социальных работников, психологов.

сведение сущности посредничества ко всему, что имеет отношение к социально-педагогической помощи различных категорий населения в широком смысле этого слова. В итоге, прикладная (организационная) сторона социально-педагогической деятельности теряет свою значимость и утрачивается конкретика действий специалиста. На практике это в лучшем случае сводится к профессиональному всеобучу, эффективность которого в нынешних условиях не всегда адекватна затраченным усилиям.

Наряду с вышеизложенными формами проявления наиболее распростра-

Эти и другие предпочтения по проблемам посредничества в зависимости

от вида деятельности специалиста в той или иной мере находят свое отражение как составляющие целого. Вместе с тем, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, проблема посредничества в социально-педагогической деятельности представляется более сложным социальным явлением, возможности которого в период становления социально-педагогической работы в условиях России (с учетом ее менталитета, особенностей духовности) могут раскрыться намного полнее.

Посредничество – многоуровневое, многофункциональное социальное

явление. Применительно к социальной работе оно имеет несколько интерпре-

Посредничество имеет сложную операциональную структуру и рассматривается как: 1) форма профессиональной деятельности социального педагога; 2) процесс установления результативного контакта клиента с ресурсами и пользования ими; 3) сложная система взаимодействия субъектов и объектов посреднической деятельности.

Поэтому, как любое социальное явление, посредничество может одновременно существовать, а следовательно, и рассматриваться трояко: как специфическая деятельность, как целостный процесс и как посредническая система.

Представляется, что такой подход позволяет составить целостное представление о нем, как о важнейшем механизме доступа клиента к значимым ресурсам и возможностям для его социально-педагогической помощи в трудной жизненной ситуации.

1. Посредничество как деятельность. В профессиональной практике специалистов, занимающихся социально-педагогической деятельностью, посредничество выступает как часть этой деятельности. Такого рода деятельность отличается наличием вспомогательных целей, которые придают посредническим действиям специалиста сопутствующий характер. Чаще такие первичные сопутствующие действия немногосложны и проявляются как консультационные услуги. На этом уровне они более популярны, чем организационные действия, к которым относится собственно посредничество. Напротив, более сложная проблемная ситуация ставит специалиста в роль посредника, когда он вынужден не только уяснять суть проблемы клиента, но и осуществлять определенный алгоритм действий организационного свойства по предоставлению ему социально-педагогических услуг (поиск нужного специалиста, доступ к нормативному документу, исполнение предписанной роли и т. д.). В таком случае посредничество – это сама профессиональная деятельность, смысл которой полностью заключается в выполнении специалистом функций посредника.

Главная цель посредничества состоит в предоставлении клиенту (оказание ему посреднических услуг) ресурсов и возможностей, постепенное формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному поиску оптимальных вариантов выхода из трудной жизненной ситуации, планированию, корректировке и реализации перспектив своего развития. В то же время, как деятельность, посредничество всецело обуславливается содержанием того вида социально-педагогической деятельности, в которой оно реализуется, будь то социально-педагогическая помощь, социально-педагогическое сопровождение, социально-педагогическая поддержка и т. д. Этим определяется конкретная цель и способ участия специалиста в ее достижении. Скажем, при посредничестве средствами социально-педагогической поддержки клиента из образовательного учреждения, специалист формирует социальный заказ на профессиональную подготовку, переподготовку или трудоустройство выпускников учебных заведений. Здесь в выборе способа посредничества особо учитывается соотношение спроса и предложения на рабочую силу. Результат посреднической деятельности специалиста (нередко независимо от него) ставит над посредничеством как таковым вопрос его целесообразности. Во многом это объясняется не отсутствием контакта клиента с ресурсами, а закрытостью ресурсов из-за загруженности текущей работой и вынужденным отказом от предоставления социальных услуг по линии посредничества.

Именно результат посредничества (в мировой практике социально-педагогической деятельности является самой проблемой) и придает особую

значимость другому его состоянию – посредничеству как процессу, привлекая внимание многих специалистов к этой стороне его существования.

2. Посредничество как процесс содействия клиенту (клиентам) в выходе

из трудной жизненной ситуации. Эффективность этого процесса в значительной мере определяется содержанием социальных механизмов реализации необходимых ресурсов или возможностей. В случае ориентации на ресурсы, посредничество (как и любой социальный процесс) имеет свою динамику, в которой наиболее четко выделяются четыре этапа.

На втором этапе посреднического процесса специалист вместе с клиен-

том изучает и оценивает все возможные варианты выбора, который они делают, обращаясь в то или иное учреждение. Их сравнительные возможности позволяют дать клиенту реальное представление о потенциальных выгодах и принятии решения на помощь или отказ от его услуг. В этой ситуации для клиента важно знать, что рекомендует социальный педагог и почему. Специалист, в свою очередь, обязан дать четкую рекомендацию, основанную на профессиональной оценке проблемы клиента и всех имеющихся возможностей.

Третьим этапом посредничества после выбора подходящего варианта

становится помощь клиенту в установлении контакта с избранной организацией, учреждением, специалистом. Как раз на этом этапе посреднические усилия многих социальных педагогов оказываются неадекватными получаемому результату. Установлено, что лишь 2/3 клиентов, обращавшихся к специалистам за посредническими услугами, обратились в рекомендованные учреждения, и только половине из них необходимые услуги были оказаны.

3. Посредничество как система социального взаимодействия. Ее основу

составляют: клиент с его проблемами (объект); специалист, выступающий в роли посредника (субъект); ресурсы и возможности, значимые для решения проблемы клиента; технологии их реализации в интересах клиента; совокупность присущих форме социально-педагогической деятельности факторов (условий) и другие.

Клиент и его проблемы – это самый сложный элемент посреднической системы, нормальное функционирование которого нуждается в самых разных

услугах, которые порой не оказываются социальными службами. По некоторым оценкам специалистов, количество клиентов, обращающихся по одному и тому же поводу в разные учреждения, весьма велико и составляет от 25 до более 50 процентов. Возможными причинами этого, как установлено обследованием клиентов ряда регионов России, является то, что только одна треть их проблем решается при посредничестве специалистов, с одной третью проблем справляется сам клиент и время, а более одной трети из них трансформируются в тяжелые для него последствия.

Специалист-посредник. Субъектом посредничества могут выступать и социальные учреждения, предприятия, организации, агентства, фонды и другие. В посреднической деятельности социальный педагог выполняет различные социальные роли, причем способность выступать в различных ролях относится к числу умений, которыми должен обладать специалист. Социальный педагог как посредник выполняет роль мобилизатора, оценщика, брокера, активиста, диагноста, катализатора, воспитателя и т.д. Успешность его действий определяется его способностью выполнять эти роли и умением адаптироваться в нужный момент к каждой из них.

Ресурсы и возможности как составная часть посреднической системы взаимодействия могут быть представлены в виде любой существующей социально-педагогической службы или учреждения отдельными специалистами, которые могут быть привлечены к оказанию помощи клиенту в трудной жизненной ситуации. Обычно в них входят различные элементы социума: социальные институты, социальная деятельность, социальные отношения и т.д., обладающие качествами и мотивациями, способными помочь клиенту.

Технологии посреднической деятельности. Как и любая социальная система, посредничество технологично. Оно реализуется посредством деятельностных, средовых и субъектных технологий. Это своего рода организующие механизмы решения частных и общих задач посреднической деятельности специалиста. К наиболее значимым из них могут быть отнесены: а) методики, техники, технологии сбора и обработки информации о возможностях самого клиента, его микроокружения и иных ресурсах различной этиологии; б) методики, техники социальной интервенции (вмешательства) – методики предоставления услуг по защите прав клиента, техники разрешения межличностных проблем, методики профилактики девиантностей личности и т.д.; в) методики, техники социального сопровождения выхода клиента из трудной жизненной ситуации.

Социальное консультирование — одно из направлений профессиональной деятельности, в ходе которого специалист по социальной работе помогает клиенту понять суть его трудной жизненной ситуации и предлагает различные варианты ее решения.

Суть концепции консультирования состоит в том, что специалист, пользуясь своими профессиональными, научными знаниями, создает для другого человека условия, позволяющие ему открывать в себе новые возможности для решения возникшей проблемы.

В процессе консультирования решаются следующие задачи:

- оказание профессиональной помощи в связи с заявленной клиентом проблемой;

- информирование клиента о неиспользованных им возможностях;

- мобилизацияскрытых ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблемы;

- выявление основных направлений дальнейшего развития личности.

Консультирование проводится тогда, когда клиент сам пришел к специалисту со своей проблемой, т.е. проблема уже имеется, предупреждать ее появление уже поздно, нужно оказывать помощь.

Консультирование представляет собой взаимодействие клиента и специалиста как минимум на двух уровнях: содержательном и психологическом.

На содержательном уровне клиент обращается с просьбой помочь ему в решении трудной жизненной ситуации, а специалист изучает суть возникшей проблемы и предлагает варианты возможного выхода из нее.

На психологическом уровне устанавливаются доверительные отношения между специалистом и клиентом, специалист формирует у клиента ус­тановку на самостоятельное решение возникших жизненных трудностей.

Виды консультативной помощи:

- Контактное консультирование проводится в ходе непосредственного общения специалиста с клиентом.

- Конкретное консультирование осуществляется в тех случаях, когда речь идет о какой-либо проблеме человека, группы, семьи и т.д.

- Программное консультирование — это двусторонний процесс решения проблем, в ходе которого консультант помогает учреждению или организации объективно проанализировать их деятельность, повысить качество оказываемых социальных услуг.

- Дистантное (заочное) консультирование предполагает общение с клиентом по телефону или посредством переписки.

Социальное консультирование может проводиться в индивидуальной и групповой формах.

Проведение любой консультации предполагает соблюдение основных принципов:

- Целесообразность. Каждая консультация имеет конкретную цель, решает определенную задачу.

- Добровольность и ненавязчивость. Клиент самостоятельно и добровольно обращается за помощью к консультанту, без его согласия процесс не может быть начат. Он также вправе в любое время отказаться от помощи консультанта.

- Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. В процессе консультирования клиент должен чувствовать себя спокойно и комфортно. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться помочь каждому, кто обращается за помощью.

- Ориентация на нормы и ценности клиента. Этот принцип подразумевает, что специалист во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент.

- Запрет давать советы. Клиентам нельзя давать советы.

- Анонимность. Любая информация, сообщенная клиентом консультанту, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и

- Разграничение личных и профессиональных отношений. Консультант должен понимать, что установление личных отношений между ним и клиентом может привести к тому, что консультант утратит объективность в оценке проблемы клиента.

- Включенность клиента в процесс консультирования. Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен занимать в беседе активную позицию, сам предлагать темы для обсуждения, максимально подробно расспрашивать консультанта об интересующих его вопросах.

Социальное консультирование имеет ряд особенностей:

1. Чаще всего за помощью обращаются люди с низким социальным статусом, имеющие не одну, а целый комплекс проблем. Пришедшие на консультацию в большинстве случаев хотят, чтобы специалист обеспечил им быстрое решение проблемы, дал совет, но главное — подтвердил их собственное восприятие ситуации.

2. Консультант должен не только профессионально владеть технологией проведения консультации, но и быть компетентным в широком круге вопросов, с которыми к нему могут обратиться потенциальные клиенты.

3. В процессе консультирования специалист знакомится с личной жизнью клиента.

Консультирование не является одномоментной акцией, это — процесс. Оно имеет протяженность во времени, поэтому в этом процессе можно выделить несколько этапов.

Основные из них:

— выявление причин, побудивших клиента к обращению за консультацией;

— анализ, оценка и диагностика проблемы;

— формулировка проблемы и определение целей консультации;

— установление стратегии и плана действий;

— осуществление соответствующих действий;

— оценка результатов консультации и выводы.

Хороший консультант должен обладать семью качествами:

1.эмпатией, или способностью видеть мир глазами другого человека;

3. конкретностью, четкостью;

4. знанием самого себя и умением оказывать другим помощь в самопознании;

5. искренностью, умением вести себя естественно во взаимоотношениях с клиентом;

7. сиюминутностью, то есть умением иметь дело с тем, что происходит в настоящий момент встречи.

Технология консультирования очень близка технологии посреднической деятельности социального работника. Помочь сторонам устранить морально-психологические препятствия, достичь взаимных уступок и договоренности, объединить участников конфликта или спора для решения жизненно важных проблем — задача посреднической деятельности.

Посредничество — одна из функций социальной работы. Существуют определенные организационные, методические, психологические и нравственные условия, при которых возможно посредничество и обеспечение результативности совместных действий.

Социальный работник в силу характера своей деятельности объективно выступает в роли посредника между государством или общественными организациями, представителем которых он чаще всего является и клиентом, которому необходима социальная помощь в решении той или иной проблемы.

Посреднические услуги могут быть сгруппированы по таким направлениям, как:

- посредничество между государством, организацией, учреждением и клиентом;

- между организациями и учреждениями;

- между специалистами разной ведомственной подчиненности;

- между клиентами социальных групп и институтов

Организационно в посреднической деятельности социального работника можно выделить три этапа:

1. определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения;

2. оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему;

3. помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.

Для повышения эффективности посреднической деятельности социальный работник использует ряд проверенных практикой приемов:

1. Выписка для клиентов самых необходимых данных об организации или учреждении: их адрес и номер телефона, фамилию, имя, отчество специалиста (если это возможно), разъяснения пути следования и подходящего транспорта. Важно четко и ясно объяснить, что именно клиент может ожидать в этом учреждении. Этот прием постоянно используется при направлении клиентов в общеоздоровительные учреждения, центры социальной помощи, дома-интернаты, приюты, детские дома, дома для ветеранов и т.д. Инициатива установления контакта с учреждением, договоренность о встрече и проведение самой встречи остаются за клиентом.

2. Значительную помощь клиенту и учреждению, в которое он направляется, оказывает сопроводительное письмо работника социальной службы. В этом случае клиент имеет на руках ясное описание причин и цели обращения в учреждение, а учреждение — четкое представление о том, что ожидает от него клиент.

3. Весьма полезно сообщать клиенту имя человека, к которому в этом учреждении ему следует обратиться.

5. Полезно, если клиента будет сопровождать кто-либо из его родственников или близких, предварительно проинструктированный работником социальной службы.

Социальная терапия.

Терапия выполняет функции:

- лечебную (оказание помощи клиенту в решении его проблем совместно с медиками);

- отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых людей обществу, организациям).

Социальная терапия, таким образом, может рассматриваться как:

- метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией;

- как инструмент социального контроля;

- как средство коммуникации.

Задачи социальной терапии:

- исправление, корректировка поведения;

- обеспечение нормального развития;

Социальная терапия как процесс исправления установок и возврата объектов работы к социально-полезной активности начинается с составления плана действий. Планируются собственные действия, в том числе с использованием различных организаций и служб, и действия других людей из социального окружения объекта, которыми манипулирует специалист.

Типовая программа действия:

1. Выбор терапевтической тактики.

2. Привлечение пособников, создающих благоприятный социальный фон, и посредников, действующих в интересах специалиста.

3. Поэтапное вовлечение объекта в социально полезные взаимодействия.

4. Стабилизация нового стереотипа (новых привычек, нового образа действия).

На каждом под этапе из перечисленных производится анализ результатов и коррекция плана действий.

Вмешательство представляет собой реализацию плана действий - прямые открытые мероприятия, при которых специалист взаимодействует с объектом. обращаясь вместе с ним в различные инстанции и производя другие совместные действия, и непрямые мероприятия организацию социального окружения, действующего согласно намерениям специалиста.

Основные методологические подходы при вмешательстве:

1). Бихевиористский подход. Бихевиоризм - наука о поведении человека, т.к. оно включает в себя все психологические и физиологические аспекты жизни человека. Задача бихевиоризма уметь правильно предугадать поведение человека, ориентируясь на стимулы внешней среды: зная характер стимула, можно предсказать реакцию, или поведение.

Теоретическим базисом бихевиористского подхода является признание того, что поведенческие реакции в вопросах диагностики и вмешательства имеют приоритет над психическими процессами, и что первоочередное внимание надо уделить определению ресурсов объекта и его окружения, которые могут обеспечить достижение результатов. При диагностике анализируются конкретные виды поведения в реальной обстановке, при этом факторы окружения, связанные с особенностями поведения. Идентифицируются статистически по тем изменениям, которые наблюдаются до и после действий объекта. Диагноз ставится на основе выявленных связей. Методы вмешательства основаны на разрыве этих связей и замене их другими связями.

Например, уменьшения детского плача в больницах добились, выявив, что это реакция на появление человека в белом халате. Плач уменьшался в присутствии иначе одетых людей, не участвующих в медицинской процедуре и действующих успокоительно. Поведенческая избыточность - вспышки гнева, ложь, злоупотребление алкоголем, воровство - может регулярно проявляться в силу того, что такое поведение имеет скрытое позитивное подкрепление извне или дает объекту те или иные социально-психологические выигрыши.

1. Самое ценное - это непосредственный чувственный опыт.

2. Более всего действует настоящий, конкретный момент (здесь и сейчас).

3. Для адекватных действий человек должен осознать настоящий момент. Причиной проблем является недостаточное его осознание, и с людьми работают для расширения осознания.

Основные методики используются при индивидуальной работе с молодыми и зрелыми, психически здоровыми и эмоционально устойчивыми людьми, у которых причиной проблем является излишне стереотипированное поведение и восприятие из-за однообразного образа жизни либо кризисная ситуация, связанная с тяжелыми утратами. Для расширения осознания используют контакты с незнакомыми людьми в незнакомой обстановке, новые, рискованные взаимодействия с внешним миром, в которые клиент погружается внезапно и вынужден к ним адаптироваться. Это снимает стереотипы, непригодные в новой ситуации, дает клиенту новые способы самовыражения и в конечном итоге самоподдержку.

Практики, использующие этот подход, не интересуются причинами отклонений или проблем и не создают анамнезов. Для них важно только почему клиент не умеет использовать возможности, предоставляемые окружающей средой. Их цель изменить клиента так, чтобы он мог сам себя поддерживать и отвечать за себя.

В пределах подхода имеются также методики работы с небольшими терапевтическими группами. В частности. В Санкт-Петербурге разработан метод социальной реабилитации подростков - аутистов в форме лодочных походов в смешанных группах (аутисты + глухонемые подростки, аутисты + подростки с девиантным поведением).

3). Лечение обстановкой. Мягкий, щадящий подход с использованием непрямых мероприятий. Применяется для стариков, пожилых супружеских пар, детей, подростков, детских малых социальных групп. Человек или малая социальная группа помещаются в особым образом организованное окружение (база отдыха, временный стационар), где предварительно налаженный быт используется для привития новых навыков, привычек, стереотипов. Обязательный компонент окружения - наличие ранее сложившегося коллектива, с которым новоприбывшим членам приходится взаимодействовать. Таким образом, происходит дополнительная социализация через жизненный опыт. Определенное время, в течение которого бытующие нормы и правила для новичков смягчены, дается на их привыкание. С социальной терапией сочетают, как правило, оздоровительную и трудовую терапию, клинические занятия с психологом, лечебную физкультуру.

Работа делится на четыре этапе:

- членам группы раздаются дневники и предлагается записывать события до, во время и после негативного эксцесса (выпивки, приема наркотика, семейной драки или скандала). Люди, которым свойственны подобные негативные эксцессы, как правило, застенчивы, ненастойчивы, ревнивы, чувствительны к критике, самооценка у них занижена;

- предлагается зачитывать свои записи на занятиях и обмениваться впечатлениями. Этим снимается убежденность в невозможности контроля над эмоциями и вырабатывается навык расслабления и обсуждения своих проблем в группе;

- предлагается проигрывать ситуации с негативными эксцессами по записям с вольным распределением ролей;

- переход к осознанной работе с отрицательными импульсами;

5). Развитие навыков общения.Популярный методологический подход, основанный на создании навыков взаимодействий в различных игровых ситуациях. Используется в Т-группах при работе с людьми, страдающими хроническими психическими заболеваниями или расстройствами, умственно отсталыми людьми, социально запущенными детьми, алкоголиками, людьми в депрессивном состоянии, проблемными семьями.

На его основе развиты, пять методологических направлений:

1. Игротерапия. Используются командные соревновательные игры: эстафеты, спортивные игры, игры на местности и др. Группа разбивается на команды, из которых побеждает та, где лучше организованы взаимодействия.

2. Драмотерапия. Свободное импровизационное разыгрывание драм - многоактных сценариев, где каждый следующий акт - одно занятие. Размер группы ограничивается жанром и сюжетом, группы небольшие (до 10 чел.), фиксируется только распределение ролей, а развитие сюжета и тексты - свободная импровизация коллектива по ситуации. Полезно менять сценарии и амплуа актеров, чтобы каждый испытал себя в разных социальных ролях и этим расширил свой ролевой диапазон.

3. Моделирование ситуаций. Разыгрывание коротких сцен по заданной ситуации. Специалист может играть одну из ролей.

4. Совместная режиссура в группе. Осуществляется постановка какого-либо зрелища (концерта, спектакля) таким образом, что режиссером будет сам коллектив и все желающие из состава зрителей. Главное в работе - репетиции, где любой желающий вправе предложить свой вариант того или иного действия, либо внести иные исправления. Эти изменения сразу же проигрываются, и группа оценивает, вносить их или нет. Специалист поощряет заинтересованность каждого участника в просмотре или проигрывании своего видения какой-либо сцены, номера или всего мероприятия и стимулирует доброжелательное обсуждение каждого варианта. Поощрение заключается в том, что он просит каждого участника высказать свое мнение, к любому мнению относится доброжелательно, и любой предложенный вариант сначала проигрывается и только затем обсуждается. Чем больше репетиций, тем выше интерес участников и эффективность метода. В процессе репетиций количество добровольных режиссеров возрастает, и к генеральной репетиции ими должны стать практически все участники мероприятия. Роль специалиста состоит также в организации репетиций и упорядочении их течения.

Специалисты социальных служб в процессе своей деятельности устанавливают и развивают функциональные связи с различными профильно специализированными организациями и учреждениями, к которым они могут направлять клиентов. Специалист социальной работы как посредник в обязательном порядке выясняет, насколько приемлемы и соответствуют профилю деятельности требования клиента, для тех учреждений, которые могут оказывать профессиональную, компетентную помощь.

Для этого проводит диагностику личностной проблемы. Быть осведомленным о характере услуг, которые оказываются населению различными организациями и учреждениями, – одна из обязанностей социального работника. Это позволяет ему быстро реагировать на проблему, оценивать ее и давать клиенту четкие разъяснения о том, кто и как может ему помочь.

Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда социальный работник не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. Тогда он рекомендует и содействует приему клиента в соответствующем учреждении, организации или специалистом, который может их разрешить.

Организационно в посреднической деятельности социального работника можно выделить три этапа:

I. Определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения.

II. Оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему.

III. Помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме учреждением.

Для повышения эффективности посреднической деятельности социальный работник использует ряд проверенных практикой приемов.

1. Простейшим приемом является выписка для клиентов самых необходимых данных об организации или учреждении: их адрес и номер телефона, фамилию, имя, отчество специалиста (если это возможно), разъяснения пути следования и каким транспортом. Важно четко и ясно объяснить, что именно клиент может ожидать в этом учреждении. Этот прием постоянно используется при направлении клиентов в общеоздоровительные учреждения, центры социальной помощи, дома-интернаты, приюты, детские дома, дома для ветеранов и т.д. Инициатива установления контакта с учреждением, договоренность о встрече и проведении самой встречи остаются за клиентом.

2. Значительную помощь клиенту и учреждению, в которое он направляется, оказывает сопроводительное письмо работника социальной службы. В этом случае клиент имеет на руках ясное описание причин и цели обращения в учреждение, а учреждение - четкое представление о том, что ожидает от него клиент.

3. Весьма полезно сообщать клиенту имя человека, к которому в этом учреждении обратиться.

5. Важно, если клиента будет сопровождать кто-либо из его родственников или близких, предварительно проинструктированный работником социальной службы.

Эти организационные приемы дают возможность клиенту быстро связаться с необходимыми учреждениями, облегчают поиски необходимого учреждения социальной службы.

Социальный работник в качестве посредника обязан проверить и убедиться, что контакт состоялся и помощь клиенту оказана.

• Для этого полезно, чтобы клиенты сообщали ему о результатах первого контакта с учреждением, свое отношение и оценку результатов визита.

• Пока контакты у клиента не станут прочными, социальный работник держит ситуацию под контролем.

Этим, естественно, не исчерпываются приемы, которые помогают решать проблемы, с которыми сталкивается в учреждении. Такие действия очень важны с точки зрения психологической поддержки клиента. Они помогают ему обрести уверенность, ощутить заботу и внимание, что в значительной мере способствует разрядке конфликтной ситуации. Таковы некоторые технологические приемы посреднической деятельности социального работника.

50.Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

1) денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

2) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;

3) бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.);

4) социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т.д.).

В связи с этим основными задачами СЗ являются:

1) реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми и др.;

2) адаптация системы СЗ к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников;

3) совершенствование организации СЗ на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения истинам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя;

4) широкое использование активных форм социальной поддержки населения (социальная и психологическая реабилитация и адаптация населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т.д.);

Основными принципами СР с семьей являются:

приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;

уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;

соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми;

учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т.д.

В работе с семьями разного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника как социального педагога и психолога, экономиста, юриста и просто человека. Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента (семью) на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента. Для этого ему необходимы знания психологических особенностей социальной работы с различными категориями семей и психологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умение оценить уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья. Социальный работник должен не только помогать семье преодолевать трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.

Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые.

Сейчас можно утверждать, что социальная работа в России завершила этап становления и активно развивается, опираясь на достижения естественных, социальных и общественных наук. Созданная сеть социальных учреждений призвана решать актуальные личностные проблемы на всех уровнях общественной жизни. Одно из важнейших мест в системе деятельности специалиста социальной работы занимает посредническая деятельность.

Файлы: 1 файл

к.р. технология посред деят, соц. работа.doc

  1. Условия, при которых возникает необходи мость в посреднической деятельности.

Сейчас можно утверждать, что социальная работа в России завершила этап становления и активно развивается, опираясь на достижения естественных, социальных и общественных наук. Созданная сеть социальных учреждений призвана решать актуальные личностные проблемы на всех уровнях общественной жизни. Одно из важнейших мест в системе деятельности специалиста социальной работы занимает посредническая деятельность.

Социальная работа немыслима без элемента посредничества, причем этот элемент оказывается не периферийным, а центральным. Посреднический характер социальной работы - это следствие ее интегральности и пограничности, направленности на целостного человека и ориентации на жизненные проблемы реальных людей.

В роли такого субъекта может выступать группа, коллектив, отдельная личность, семья, целый социальный слой и др. Для решения социальных проблем могут привлекаться несколько субъектов (государственные социальные учреждения, общественные организации, коммерческие структуры, специалисты и т.д.).

Рассмотрим условия, при которых возникает необходимость в посреднической деятельности:

При более содержательном рассмотрении посредничества можно обнаружить несколько направлений его осуществления: между клиентом и разного рода социальными институтами; между клиентом и другими специалистами (психологом, педагогом, медицинским работником, юристом); между другими специалистами, привлекаемыми к решению жизненных проблем клиента; между различными клиентами.

В социально-педагогической практике посредничество реализуется в различных формах. Н.И. Никитина и М.Ф. Глухова выделяют следующие виды посредничества, (которые можно рассматривать и как условия):

  • в поиске соответствующих служб (организаций, учреждений), способных оказать подопечному необходимую помощь и поддержку;
  • в решении межличностных, семейных конфликтов;
  • в решении правовых проблем – например, участие в оформлении опеки (попечительстве), взаимодействие с инстанциями при решении вопросов о защите имущественных прав несовершеннолетнего, участие в дознании и судопроизводстве по правонарушениям несовершеннолетних;
  • в решении медико-реабелитационных проблем [1, с. 90-91].
  1. Определите проблемы клиента и оценка возможностей ее решения в процессе осуществления посредничества.

Специалисты социальных служб в процессе своей деятельности устанавливают и развивают функциональные связи с различными профильно специализированными организаци ями и учреждениями, к которым они могут направлять клиентов.

Определение личной проблемы клиента начинается с диагностики проблемы. Диагностика важнейший компонент социальной технологии. Вместе с тем в практике социальной деятельности сформировались собственно технологии диагностики, которые включают принципы, алгоритм процедур и способов проверки различных методов исследования. Алгоритм процедур типовой технологии предполагает:

  • ознакомление с клиентом, постановку задач, выделение предмета диагностики, выбор основных показателей или критериев;
  • измерение и анализ показателей;
  • формулирование и оформление выводов, заключение, постановку социального диагноза.

М.В. Шакуров отмечает, что реализуя диагностическую функцию, социальный работник руководствуется в своей деятельности следующими требованиями:

  • соблюдение общих технологических требований к диагностике;
  • соблюдение этических норм;
  • защита интересов подопечного;
  • обладание профессиональной компетенцией [3, с.72]

Так, например, к специалисту обратилась одинокая многодетная мать с жалобами на недостаток материальных ресурсов. После того как специалист осуществил диагностику ее проблемы (низкий уровень материальной обеспеченности) он производит

оценку возможностей ее решения в процессе осуществления посредничества: какие органы и учреждение могут оказать материальную помощь данному субъекту? Специалист предоставляет субъекту контактную информацию необходимы учреждений.

Эффективное осуществление посреднических функций на данном этапе возможна если специалист социальной работы в качестве посредника в обязательном порядке выясняет соответствие требований клиента профилю деятельности тех учреждений, которые могут оказать профессиональную, компетентную помощь. Быть осведомленным о характере услуг, которые оказываются населению различными организациями и учреждениями, входит в число обязанностей социального работника. Это позволяет ему быстро реагировать на проблему, оценивать ее и давать клиенту четкие разъяснения о том, кто и как может ему помочь.

  1. Помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением (или др. адресатом). Приемы установления контактов.

На данном этапе специалист оказывает помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме соответствующим учреждением.

Н.И. Никитина и М.Ф. Глухова выделяют следующие приемы установления контактов [1, с.91-92]:

Договор об услугах в целом не носит юридического характера (в отличие от типового договора, например, о платных услугах). Юридический договор ко многому обязывает, его трудно изменить (часто только при обращении в суд), тогда как договор об услугах очень гибкий, в нем стороны могут в результате повторных обсуждений менять отдельные пункты. Например, могут пересматриваться цели, временные рамки, методики работы в процессе предоставления услуг.

Бывают случаи, когда подопечный или специалист соответствующей организации при обсуждении договора сознательно (умышлено) скрывает какие-то позиции, надеясь, что они как-то разрешаться в дальнейшем. В такой ситуации задача специалиста посредника - дипломатично обсудить скрываемые причины, проблемы подопечного, детально выяснить методику работы специалиста, степень его полномочий и ответственности. Специалистe-посреднику следует всячески способствовать достижению соглашения между подопечным и соответствующим специалистом, а в дальнейшем обеим сторонам следовать правилам договора.

  1. Приемы повышения эффективности посреднической деятельности.

Для повышения эффективности посреднической деятельности социальный работник использует ряд проверенных практикой приемов [2]:

Эти организационные приемы дают возможность клиенту быстро связаться с необходимыми учреждениями, облегчают поиски необходимого учреждения социальной службы.

  1. Организация контроля за результатами посреднической деятельности.

Социальный работник в качестве посредника обязан проверить и убедиться, что контакт состоялся и помощь клиенту оказана. ля этого необходимо, чтобы клиент сообщал ему о результатах первого контакта с учреждением, свое отношение и оценку результатов визита. Пока контакты у клиента не станут прочными, социальный работник должен держать ситуацию под контролем.

Перечисленным, естественно, не исчерпываются приемы, которые помогают решать проблемы, с которыми клиент может столкнуться в учреждении. Однако контроль со стороны социального работника очень важен для психологической поддержки клиента. Это помогает ему обрести уверенность, ощутить заботу и внимание, что в значительной мере способствует разрядке возможной конфликтной ситуации. Таковы некоторые технологические приемы посреднической деятельности социального работника.

Читайте также: