Оператор харвестера что это за профессия

Обновлено: 26.04.2024

Интересное: прежде чем рынок спецтехники в изобилии наводнили харвестеры и форвардеры известных брендов, специалисты Карельского НИИ лесной промышленности в 1984 году разработали первый в Советском Союзе комплекс машин для заготовки сортиментов, и он успешно применялся на лесосеках страны достаточно долгое время.

Так как харвестер предназначен для того, чтобы выполнять сразу несколько задач, включая валку леса, удаление веток, раскряжёвку и т. д., то при выборе машины необходимо обращать внимание на столь важные критерии, как мощность двигателя, производительность и, конечно же, способность техники работать на сложных делянках и различных грунтах.

Немаловажными критериями выбора также являются наличие удобных условий для оператора, оснащение кабины и, что неудивительно, стоимость конкретной машины.

Ниже рассмотрим несколько моделей харвестеров от наиболее популярных на рынке лесной спецтехники производителей, включая такие известные бренды, как Ponsse, John Deere, Komatsu..

Харвестер John Deere 803MH: высокая производительность в тяжёлых условиях

John Deere 803MH — это гусеничный харвестер, который, как утверждает производитель, может эффективно работать даже в самых суровых условиях, что немаловажно для заготовки леса, например, в Сибири. Машина оснащена увеличенным на 50% топливным баком, благодаря которому способна проработать до 24 часов без дозаправки.

За устойчивость харвестера отвечает длинная и широкая ходовая часть, а также два мотора поворота с увеличенным моментом (они предусмотрены в стандартной комплектации), которые позволяют эксплуатировать машину на уклонах с крупным древостоем.

Оператор может контролировать движение стрелы при помощи одного джойстика благодаря системе быстрого подъема опускания стрелы (RCS). Её также можно настроить в зависимости от уровня подготовки оператора и конкретных условий на лесном участке. При этом имеется возможность сохранить индивидуальные настройки системы.

Что касается обслуживания техники, производитель утверждает, что ко всем узлам машины обеспечен удобный доступ, в связи с чем обслуживание и плановые регламентные работы не требуют больших временных затрат. Встроенный гидравлический вентилятор с функцией реверса автоматически изменяет направление потока воздуха, очищая радиаторы от пыли и грязи.

Мощность двигателя: 224 кВт (305 л. с.)

Вылет стрелы: 8,84 м

Тяговое усилие: 245 кН

Харвестерные головки: HTH616C, HTH622B и HTH623C

Колёсный харвестер John Deere 1470G: силач на деляне

Колёсный харвестер John Deere 1470G считается флагманом бренда. Данная машина оснащена большим манипулятором CH9, усиленной передней рамой, увеличенными тандемными тележками и колёсами. Особенность модели заключается в том, что цилиндры поворота манипулятора располагаются вдоль оси машины: такая конструкция позволила улучшить обзорность и снизить риск повреждения самих цилиндров.

На отечественный рынок данная модель харвестера поступает с двигателями экологического класса Tier 2, которые разработаны применительно к внедорожной технике, предназначенной для тяжёлых режимов эксплуатации.

Встроенная система измерения и управления TimberMatic H-16 отвечает за управление базовой машиной и харвестерной головкой и мониторинг их технического состояния. Датчики давления, которые установлены в гидравлической системе, позволяют на месте изменять настройки через меню системы измерения.

Опционально доступна установка телематической системы JDLink, которая отслеживает производительность машины, расход топлива, уровень топлива в баке, режим работы двигателя и положение техники.

Для харвестера John Deere 1470G доступно сразу два типа кабин: фиксированная и оснащённая системой выравнивания, которая позволяет сохранять вертикальное положение при работе на пересечённой местности. В то же время механизм поворота обеспечивает слежение за движением манипулятора.

Порадуют оператора увеличенное место для ног и две опции высоты основания сиденья. Кабина является виброизолированной. В ней также предусмотрена система кондиционирования и отопления.

Рабочий насос: 210 и 180 см3

Вылет стрелы: 8,6/10/11 м

Мощность двигателя: 190 кВт

Харвестерные головки: H415, H480C, H270 II и H290

Харвестер Komatsu 951 2020: гигант на бездорожье

Если вы относите себя к любителям действительно мощной лесозаготовительной техники, то Komatsu 951 2020 — ваш идеальный вариант. Данная модель является одной из самых больших харвестеров в мире. Гигант весом от 22 790 кг оснащён трёхнасосной гидравлической системой, на удивление легко справляется с бездорожьем, что делает его незаменимым помощником при заготовке древесины. За манёвренность харвестера несёт ответственность система портальных тандемов Komatsu Comfort Bogie.

Гидравлическая система мощностью 584 л/мин, помимо того, что имеет три насоса, разделена на два контура с отдельными уровнями давления. Оператор может одновременно управлять несколькими функциями манипулятора и харвестерного агрегата, при этом не беспокоясь об утере гидравлической мощности.

Кабина большая, просторная, хорошо звукоизолирована. Сконструирована она на фирменных технологиях эргономики и комфорта. Рабочее пространство внутри удобно организовано (отдельный плюс — большое количество ящиков).

Размеры машины действительно вызывают уважение, поэтому ниже мы, помимо того, чтобы указать мощность двигателя и другие ключевые характеристики, уточним и такие параметры, как длина, ширина и высота.

Колёса: 710/70×34: 3 060 мм

Длина (общая): 8 285 мм

Длина от передней оси до сочленения: 2 300 мм

Длина от сочленения до задней оси: 1 850 мм

Транспортная высота (включая компрессию шин): 3 960 мм

Мощность двигателя: 210 кВт при 1,850 об/мин

Модель манипулятора и вылет стрелы: 270H: 8,7 м, 10,3 м

Тяговое усилие: 222 кН

Харвестерные головки: C124, S132, C144, S172

Харвестер Komatsu 931 2020: умная техника в непростых условиях заготовки

Модель Komatsu 931 предназначена для работы в непростых условиях. Машина применяется как при сплошных рубках, так и для прореживания. Как уверяет производитель, харвестер успешно справляется с уклонами.

Трансмиссия здесь работает как умная блокировка дифференциалов: она позволяет колёсам буксовать и успешно регулирует передачу крутящего момента к каждому колесу так, чтобы при любых условиях сохранялся оптимальный контакт с грунтом.

Преимуществом техники является автовыравнивание кабины, благодаря которому оператор, независимо от того, в каких условиях ведутся лесозаготовительные работы, всегда сидит ровно и прямо, не теряя времени и эффективности.

Мощность двигателя: 190 кВт при 1,850 об/мин

Модель манипулятора и вылет стрелы: 230H: 8,7 м, 10 м, 11 м

Тяговое усилие: 189 кН

Харвестерные головки: S92, C93, C124, S132, C144

Харвестер PONSSE Fox: лёгкий прореживатель


Главное преимущество данного харвестера, как сообщает PONSSE, кроется в фирменном параллельном манипуляторе. Он располагается в центре машины близко к кабине, что обеспечивает хорошую обзорность в пределах рабочей зоны. Данный манипулятор вместо механического рычага использует гидравлику

В конструкции рамы харвестера предусмотрен блокиратор колебаний, который к тому же снабжён гидроцилиндрами. Он работает как амортизатор при движении.

Мощность двигателя: 150 кВт

Модель манипулятора и вылет стрелы: C44+: 10 м, 11 м

Тяговое усилие: 175 кН

Харвестерные головки: H5, H6

Харвестер PONSSE ScorpionKing: крепкий универсал

Благодаря широкому обзору и необычной конструкции манипулятора оператор может хорошо видеть даже в условиях густого леса, выбирать отдельные деревья и подходящее направление для валки, минимизируя при этом воздействие на окружающую среду.

Кабина располагается в центральной части. Гидравлика позволяет сохранять кабину в одном положении, в то время как передняя и задняя части наклоняются в зависимости от местности. Таким образом центр поворота находится в максимально низком положении.

Харвестер Scorpion King оснащён двухконтурной гидравлической системой — в частности, для сплошной валки.

Союз Лесозаготовителей. Харвестеры и Форвардеры.

Союз Лесозаготовителей. Харвестеры и Форвардеры.

Союз Лесозаготовителей. Харвестеры и Форвардеры. запись закреплена

Роман Воронин

Из электриков пришел в шарагу сказал что немного поработал на подборщике и всё взяли уже 5 лет работаю

Артем Сварог

Открыть свою фирму. Взять в аренду убитую технику и пока её ремонтируешь, без учителей и спецов- познаешь все брозды управления ей..

Михаил Луненков

😷

обрубщика сучьев и помощника вальщика забыли

Павел Субботин

Я считаю что такой путь очень важный, ведь у нас в стране нет достойной подготовки операторов, те кто прыгнули со сварщиков, слукавив что прежде работали операторами, чаще ломают технику и создают опасные для жизни моменты и проблемы компании. А проработав в каждой из этой стадии, сначала вальщиком - ты уже посмотрев на дерево понимаешь куда оно пойдёт и в какую сторону его валить, проработав на фишке появляется понимание как работает гидравлика, и не так уже долбают дорогостоящий подборщик, а когда ты на волочной, тебе все эти навыки очень пригодятся, и ты уже точно не захочешь вернуться к пройденному, потому что лучше валить аккуратно и в тепле, чем ползать под Уралами в грязи в -25

Александр Галицкий

😀

Павел, из сварщиков в императоры это реальный чел? Я не про того же случайно подумал?

Павел Субботин

😅

Александр, возможно , но уверен это не единственный случай

Александр Галицкий

Павел, вроде 21-й век , а ты тренировки с пилой

Павел Субботин

😁

Александр, одно ж другому не мешает

Александр Галицкий

Павел, блин целую поэму написал, что про эти моменты ,но с. а отправлял и ошибка доступа

Павел Субботин

Александр Галицкий

Андрей Михайлов

Павел Субботин

Владимир Савин

Павел Субботин

Владимир, Конечно можно, если лес хороший и дороги есть, только не так комфортно как за джойстиками )) да вообще все хорошо зарабатывают, когда средний объём хлыста больше 0.25 ))

Андрей Михайлов

В данный момент имеется куча учебных заведений,но это честный отьём денег у населения.Работы не найти после курсов,а кто вазмёт на работу получит головные.Ну конечно есть конторы которые этим живут,не платят туто.Но не каждый потянет обучение и потом безплаьную практику.

Андрей Михайлов

Павел, я минималка взял.По своему опыту говорю три года только валить научился.Причём первый год считал себя профи.

Павел Субботин

Андрей, Крупные компании уже давно воспитывают своих "бойцов" но как правило, они получают опыт и уходят, какие бы бумаги не подписывали. это всё не то, но Понссе и Диры пошли дальше, они приучают к техники и делают её узнаваемой с самого детства, через игрушки и компьютерные игры .

Андрей Михайлов

Если инструктор грамотный года хватит,более глубокое понимание технике в процессе работы аргонично пройдёт.

Андрей Михайлов

Тут ещё важно ,что для крупных компаний грамотных навыков в валке достаточно.Углублённые знания по ремонту техники важны мелким предпринимателям,но у них и оплата больше.

Андрей Михайлов

Денис Луданик


Денис Луданик

Николай Андрианов

Денис Луданик


Денис Луданик ответил Николаю

👍

Николай,

Работаю машинистом бурильно-крановой установки в Вологдаэнерго на базе МТЗ, права есть на все кроме харвестера, вальщик леса 6 разряда, стропальщик, люлечник, но без опыта некто не куда не берет, звонили с улк, но тоже шансов мало, на словах все просто, на деле. Даже некто шанса не даёт попробовать.

Николай Попов

Сергей, в УЛК сеичас всех берут работать не кому

Алексей Столбов

✊

Сергей, я сейчас взял пару парней без опыта , но с желанием работать , учим тренируются посмотрим как будет дальше, а так после нового года милости просим приходи , пробуй

Алексей Столбов

Алексей Столбов

Денис Хузиев

Николай Замураев

Сергей,

Андрей Горин

Ну куда все туда и я, сначала я горбыль таскал, потом на ленточке бревна пилил, потом на лесовозе с фишкой, потом на форвардере, вобщем до форда у меня путь продлился 17 лет, а на харвестер всем с опытом надо, это ладно с лесовоза на форд берут не стесняются, а на харвестер возьмут только с харвестера, ну это правильно, я думаю так и должно быть, прежде чем сесть на дорогую технику все равно нужно представление хоть в какую сторону гайки крутятся

Владимир Разуваев

Современный Лесоруб

Владимир Разуваев

Современный Лесоруб, слесарь принимает участие в ремонте форда хорька обслуживает её после каждой смены. Ну и конечно меж сезонка когда комплекс разбираться до рамы и собираться обратно.

Владимир Разуваев

Владимир Разуваев

😉

Приезжай работать в красноярский край увидешь как слесарь становиться оператором

Андрей Горин

Эдуард Макаров

Владимир, это где слесари после каждой смены обслуживают и ремонтируют форда с хорьком после каждой смены?!Только платят им операторы? Живут они тоже с операторами?

Андрей Михайлов

Тёма Козырев

👍

Сергей, точно

Андрей Михайлов

Я десять лет отработал на валочной.Первый город,я супер профи.Дальше я понимаю что не совсем так хорошё.Три года,худо бедно валить научился.Дальше машину понимать начал,да машина крайне сложная.Начальство, сейчас,понимаю,что без опыта не берут.

Андрей Михайлов

Андрей Михайлов

Андрей Михайлов

К стати,инструктора грамотно учат валить,но их понять нужно.Валить на харвестере только кажется просто.

Кирилл Коршунов

Андрей Петров

Саша Иванов

Роман Федеров

Всё правильно, надо постепенно ко всему прийти, а срзу сесть за дорогостоющую технику, наверное только бестрашные могут сесть

Андрей Михайлов

Роман, Бестрашный доверить может.Мне такой попался.Вообще в глаза не видал машину,но с новья получил,правда давненько было.

Иван Сиплый

Александр Галицкий

Встречал не однократно молодых парней Операторов не императоров. Вообще без всякого лесного опыта А по сути за чем? Для чего с пилой бегать? Ну есть несколько технологий типа елочкой на одну сторону ну и т.д. Выдумывать нового и не надо. Заготовка то сортиментая не хлыстовая . Чем пила поможет? Изучениям законов физики?
Показать полностью.

Если по уму для харвестериста техкарта, что Библия. Делянка обвязана ну может через пару лет на компе будут волока и чуть влево право и не проскочишь,а так голубой пробил магистральный и площадку. Если без выборочных то всё практически однотипное.
Сам процесс валки да нужно и теории с вниканием и практики. Тут в идеале толковый напарник или наставник по ситуации. Самое главное чтоб ученик сам стремился научится не кубы, а понимание валки.
Ну или опыт в виде шишек. Учат за границей если не один год то наверное в этих годах по часам практики не одна вахта.
Как ни крути практика главное просто с теорией и наставником это намного проще будет.
Для хозяина да риски. Приведу пример прошлого сезона запчасть на голове на полляма (ученик по концу сезона кстати нашёл другую работу).
Уход за техникой и головкой привить как святое и контролировать , а потом привыкнут.
Лично мне кажется проще научить следить и правильно работать чем переучить императора.
Но может оказаться или показаться ,что дорого.
Сейчас проблема ученику набраться опыта больше из-за того что не хотят вкладываться не начальство, а сами ученики. Три вахты за бесплатно может не в сто процентном кидалове и у его уже Опыт три месяца. Потом можно приукрасить что сезон . И уже в разы проще будет найти работу. И так по маленьку вперед.
Ну или с бригадой договориться что две три вахты бесплатно работает.
А так год-два перенасыщение профессии надо ожидать по крайней мере где можно заработать.

Может кому и полезно.
Я не оператор , но с моей помощью несколько человек стали операторами с нуля.

Ищеев Иванович

Оператору харвестера надо минимум три года учиться, чтобы нормально работать, а сколько надо расти ёлке-лет 50?

Денис Иванов

Можно купить старенький харвестер по дешёвке и работать на нём научишься , и в гидравлике придётся разобраться, и в электрике особенно, и ещё много в чём.

Василий Романов

Взяли через знакомства на форвардер без опыта и корочек. До этого учил родственник работать на экскаваторе. Ставку конечно дали неполную, но нравится работать и осваивать данную технику. Конечно не новый подбор, но опыт бесценен)

Харвестер, форвардер применяются совместно, процесс валки деревьев происходит по скандинавскому методу, при котором валка, раскряжевка дерева, обдирка сучьев происходит на месте, а затем готовые стволы отправляются на деревообрабатывающее предприятие.

Использование связки харвестер-форвардер позволяет значительно сократить число рабочей силы, осуществлять заготовку леса эффективнее, быстрее и выгоднее традиционного способа.

Особенности и недостатки традиционного способа заготовки

вальщики леса.jpg

Шаг 1
Перед работой вальщик, по требованиям безопасности, обязан убрать бурелом, кустарники, гнилые и сухостойные деревья в радиусе 50 м.
Стоит отметить, что подобные правила зачастую игнорируются, и это закономерно приводит к травмам и смертям на производстве.

Шаг 2
В паре с помощником делает основной и дополнительный пропил, при этом в многочисленных инструкциях четко сказано, что нельзя выполнять работы в условиях сильного ветра, дождя, снегопада и в нетрезвом состоянии, но опять же, кто бы их соблюдал.
Иногда деревья цепляются за другие стоящие, и приходится оттаскивать их трактором, на что тратится драгоценное время и топливо.

Шаг 3
Дерево трелируется до точки обрубки сучьев, которая должна быть по правилам в 50 метрах от места валки (топливо!), и там команда сучкорубов удаляет все лишнее.

Шаг 4
Бригада в составе разметчика, раскряжёвщика и 2—3 откатчиков осуществляет раскряжевку ствола.
По правилам нельзя осуществлять распил, стоя на стволе или оседлав дерево, но ежегодно во всех лесозаготовительных фирмах мира находятся несколько человек, которым данные правила не писаны.

Шаг 5
После этого, хлысты закрепляются цепью и трелируются трактором.
Иногда цепь обрывается, соскальзывает и приходится останавливать машину и снова их цеплять, а иногда это делается во время движения трактора, в нарушение абсолютно всех правил безопасности! В общем, весело…


Итоги
Традиционный способ – это совершенно неоправданная растрата времени, ресурсов и топлива!
Это способ опасный, связанный с риском многочисленных травм и даже смертей из-за непреодолимого человеческого фактора.
И да, всех этих людей: вальщиков, раскряжевщиков, лесорубов, водителей многочисленных тракторов и механиков – нужно обучать, инструктировать, постоянно контролировать и платить им зарплату.

Особенности и преимущества скандинавского способа лесозаготовки

харвестер и форвардер.jpg


Шаг 1
К месту валки подъезжает харвестер, в котором сидят два человека: водитель и оператор навесного оборудования, и форвардер, в котором тоже всего два человека.

Шаг 2
Захваты головки харвестера обхватывают дерево, мгновенно происходит валка, и тут же дерево протаскивается через вальцы, избавляется от сучьев и распиливается на готовые хлысты, которые вымеряются компьютером.

Шаг 3
Форвардер, который едет вслед за харвестером, подбирает стволы пучком по 5-7 хлыстов и грузит в отсек. Все!
Время процесса - меньше минуты, за одни рабочие сутки харвестер выполняет работу, которую обычная бригада пильщиков может выполнить за 5-6 дней!
Харвестер и форвардер могут работать в режиме 24/7, а за 12 часов смены оператор спиливают до 500 деревьев!
При этом персонал харвестера и форвардера надежно защищен от падающих стволов, работает в комфортных и удобных условиях, а гибкий джойстик-манипулятор позволяет обучить основам процесса даже ребенка.

Итоги
Скандинавский способ - это быстро, надежно и абсолютно безопасно.
Полная автоматизация и ускорение процесса, сокращение количества рабочей силы, снижение нерационального потребления ресурсов, и значительное, в разы, повышение производительности.

Вот несколько простых советов, которые позволят улучшить производительность работы.

Пять советов для работы на харвестере

Для работы на харвестере важны такие моменты:

  1. Хват. Корректный хват ствола дерева перед спиливанием может сэкономить время и энергию.
  2. Точка отреза. При правильных установках харвестерная головка сразу найдет верную точку отреза. Это сбережет время и обеспечит хорошую точность замера.
  3. Широкозахватная односторонняя валка леса. При плохом грунте и мягкой поверхности рельефа вы можете работать по одну сторону харвестера при большом вылете стрелы манипулятора. Но учтите, что этот подход требует больше крановых операций и большего расхода горючего, а также влияет на работу форвардера, который должен добираться до каждого участка порубочной полосы.
  4. Узкозахватная односторонняя валка. При хороших грунтах и твердой поверхности вы можете работать с коротким вылетом стрелы. Это требует меньшего объема крановых операций и уменьшает расход топлива. Небольшое расстояние между полосами захвата валки означает также, что форвардер может принимать стволы с обеих сторон.
  5. Направление валки деревьев. Планирование укладки поваленных деревьев с заранее намеченной ориентацией ствола приводит к ускорению обработки и упрощению сортировки заготовленной древесины.

Шесть советов для работы на форвардере

Для работы на форвардере важны такие моменты:

  1. Эффективное управление стрелой манипулятора. Если вы перемещаете сортимент (между точкой заготовки и точкой его укладки в форвардер) по кратчайшему пути, вы сэкономите как время, так и энергию.
  2. Точка захвата. Выбор правильной точки захвата и хорошая балансировка пачки позволят вам успешно переместить ее по кратчайшему пути через стойки ограждения платформы форвардера.
  3. Правильный захват штабеля. Регулировка ширины открытия грейферного захвата в соответствии с объемом штабеля лесоматериалов снижает риск захвата веток и сучьев вместе с сортиментом.
  4. Удлинитель стрелы. Ограничивая использование основной стрелы и активно применяя удлинитель, можно снизить энергопотребление.
  5. Пакетная погрузка. Комбинируя несколько фреймов древесины для погрузки на платформу форвардера, можно избежать многократного выполнения однотипных подъемов стрелы манипулятора.
  6. Управление машиной. При активном перемещении форвардера по участку удается экономить время и увеличивать эффективность.

Имейте в виду следующее. Покупая новую лесную технику, вы получаете инструкцию, которая включена в первоначальный комплект поставки. Учтите, что характеристики агрегата постепенно меняются в ходе эксплуатации, заметить их зачастую бывает трудно. Ваша машина может нуждаться в периодическом осмотре специалиста и техническом обслуживании.

Управлять лесной техникой Komatsu надо учиться. Сымитированная реальность – это короткий путь к освоению нужных навыков. Симулятор Komatsu помогает даже опытному оператору начать работать более эффективно. Он имеет встроенный редактор карт участка, с помощью которого можно создать реалистичную рабочую среду лесозаготовки. После этого вы можете выполнить одно и то же задание в одной и той же обстановке, действуя по разным сценариям, совершенствуя свою технику и избегая ненужных шагов. Итоги таких тренировок показали рост результатов как в отношении повышения производительности, так и с точки зрения снижения расхода топлива.

Не менее важна и оценка хода работ, основанная на анализе текущих операций и производительности машины. Получить эту информацию можно в системе MaxiFleet, которая обрабатывает данные и представляет их в виде карт, аналитических отчетов, графиков и приложений. Все это впоследствии хранится в облаке.

Система помогает вам, как оператору, в самообучении и профессиональном развитии. Она дает обратную связь в режиме реального времени, обеспечивая через веб-браузер доступ к полной информации, причем в любой момент и откуда угодно. Даже из дома. Это позволяет следить за эксплуатационными параметрами машины, своевременно обнаруживать любые сбои и устранять их.

Читайте также: