Коррекционная логопедическая работа включает в себя компенсацию отставания в речевом развитии детей

Обновлено: 07.05.2024

Минздрав РФ утверждает: проблемы с формированием речи существуют у 30% детей до 3 лет, у каждого четвёртого ребёнка-дошкольника и у 15% школьников. Диагноз задержки речевого развития (ЗРР) устанавливают каждому десятому ребёнку, мальчикам в 4 раза чаще девочек.

Родителям нужно знать про риск развития ЗРР у детей, что это серьёзное отклонение, которое редко проходит самостоятельно.

Классификация ЗРР

Различают три вида недоразвития речи:

системное, когда его вызывают нарушения высших психических функций – задержка психо-речевого развития (ЗПРР);

общее – при задержке речи при сохранном интеллекте;

специфическое расстройство развития речи (СРРР) – при отсутствии нарушений работы мозга, органов слуха, интеллекта.

Каждый вид требует принципиально разного подхода к лечению. В этой статье говорим о ЗРРР, как о самой частой патологии, хорошо поддающейся коррекции.

Таблица № 1. Классификация ЗРРР

Специфическое расстройство речевой артикуляции (СРРА).

Нарушение тонуса речедвигательных мышц (языка, лица).

Извилины передней части головного мозга, проведение по корково-ядерным путям.

Подкорковые узлы и нервные связи.

Передача нервно-мышечного импульса.

Задержка формирования экспрессивной речи.

Несформированность функции речи в коре головного мозга. Тонус звукоречевых мышц в норме.

Отсутствие речи при хорошем словарном запасе и нормальном понимании.

Не может воспринимать или понимать обращённую речь.

Нарушение восприятия и воспроизведения речи.

При дизартрии малыш повторяет и произносит все слова, однако нечётко: заикается, шепелявит. Нарушена артикуляция, поэтому понять его могут только родители и те, кто долгое время находится в близком контакте.

При алалии ребёнок совсем не говорит, либо говорит мало, укороченными словами и фразами.

Степень выраженности задержки речевого развития существенно отличается.

Таблица № 2. Степени задержки речевого развития у детей

Речь практически полностью отсутствует

Использует простые предложения, не всегда корректно произносит звуки, заменяет их похожими по звучанию.

Употребляет простые слова, но глотает звуки, меняет местами слоги. Говорит невнятно.

Невнятное произношение, нечёткая артикуляция, ошибки в словообразовании.

ЗРР у детей даже с неяркими симптомами требует интенсивного лечения, так как не проходит самостоятельно. Врач должен выяснить причину её развития и провести курс терапии. Эффект тем лучше, чем раньше начато лечение.

Причины возникновения ЗРР

Задержку развития речи вызывают десятки факторов, врачи делят их на три группы по времени воздействия неблагоприятных факторов.

Таблица № 3. Причины ЗРР по времени воздействия

В период внутриутробного развития.

Гипоксия плода, гидроцефалия, нарушение формирования головного мозга, врождённая патология органов слуха, речи.

Родовая травма, обвитие пуповиной, длительный безводный период.

Нервно-психические расстройства, нейроинфекции, заболевания среднего и внутреннего уха, травма речеслухового или речедвигательного аппарата, черепно-мозговая травма, отставание развития костно-мышечных структур лица.

Задержка речевого развития в раннем возрасте возникает у:

80% детей, родившихся в результате беременности, протекавшей с осложнениями;

50% с перинатальным повреждением нервной системы;

55% испытавших проблемы во время рождения:

    при использовании стимуляции в родах – отставание речи выявлено в 79% случаев;

после кесарева сечения – в 70%.

Определить, когда именно возникло нарушение в многих случаях не удаётся, поэтому чаще используют другую классификацию, в которой причины делят на биологические и социальные.

Таблица № 4. Виды задержки речевого развития

Перинатальное поражение головного мозга.

Асфиксия или гипоксия в родах, внутриутробные инфекции, рождение раньше или позже срока.

Болезни в раннем детстве.

Черепно-мозговые травмы, гипотрофия, нейроинфекции, частые ОРВИ и другие болезни.

Любые нарушения слуха, в том числе тубоотиты, вызванные аденоидитами.

Медленное созревание речевых центров может быть обусловлено генетическими факторами.

Социальные причины задержки речевого развития у детей

Невостребованность речевого общения.

Никто не уделяет внимания младенцу: не играет с ним, не разговаривает в достаточной мере. Сюда же относится госпитализм, когда ребёнок много времени проводит один в больнице или другом социальном учреждении.

Сильный испуг, неблагоприятный климат в семье, другие стрессовые факторы.

Доминирующая гиперпроекция, педагогическая непоследовательность.

Дети позже начинают говорить в силу двойной нагрузки на речевой центр.

В каких случаях нужно обратиться к врачу?

Сроки становления речи регламентированы. Педиатры обычно обращают внимание родителей на речевое развитие малыша и в случае выявления отставания направляет к врачу-неврологу или логопеду.

Таблица № 5. Сроки обращения к врачу

Повод для обращения к врачу

Нет агуканья, гулений. Малыш не проявляет эмоций, безучастен к обращению взрослых.

Отсутствует повторение слогов, лепет.

Не улыбается, не реагирует на обращения к нему.

Не поворачивается к названному предмету, не реагирует на своё имя, имена близких, не имеет в своём активе ни одного слова, даже упрощённого.

Не выполняет никаких просьб, не произносит простых предложений или хотя бы словосочетаний.

Говорит только заученные слова и фразы – из книги или мультфильма. Собственной речи, даже неразборчивой, нет.

Речь понятна только родителям. Слова произносит с искажениями. Предложений не говорит. Не обращается с вопросами к взрослым. Использует мимику и жесты как ведущий способ коммуникации.

Развитие речи – важный элемент становления психики, созревания головного мозга, поэтому откладывать посещение логопеда не стоит.

Методы диагностики ЗРР

Обследование ребенка с задержкой речи проводится комплексно.

Первый, кто скажет родителям о возможной задержке речи, – врач-педиатр. Он выдаст направления к врачам других специальностей.

Маленького пациента осмотрят: логопед, психолог, сурдолог, отоларинголог, невролог. Каждый из них проведёт обследование, исключая или подтверждая патологию, которая относится к его зоне ответственности.

Врач-невролог исключает поражение мозга, аутизм, олигофрению. Для этого он может назначить дуплексное сканирование артерий головы, ЭЭГ, ЭхоЭГ.

Психолог составляет социальный портрет семьи и исключает социальные причины недоразвития речи.

Врач-отоларинголог смотрит, нет ли отита, аденоидита, которые могут приводить к тугоухости.

Сурдолог уточняет степень потери слуха, если она имеется.

Последним ребёнка смотрит логопед. Он проводит оценку речевого аппарата, моторики, общей речевой активности, характера и качества речи. На основании проведённого обследования выставляет диагноз и назначает коррекционную программу.

Лечение ЗРР

Медикаментозная терапия. Назначают ноотропные средства, аминокислоты, витамины, активаторы речевого центра.

Физиотерапевтические процедуры при ЗРР. Используют магнитотерапию, электрорефлексотерапию. Они помогают улучшить дикцию, восстановить речь, улучшить запоминание новых слов.

Если обнаружены значимые социально-психологические факторы, то в первую очередь дают рекомендации родителям об организации среды, стимулирующей развитие речи у малыша.

При выявлении дисфункции мозга добавляется неврологическое лечение.

Логопедическая коррекция направлена на исправление имеющихся нарушений и профилактику появления новых. Проводятся сеансы логомассажа, упражнения на развитие мелкой моторики, мышления, памяти, речеслухового и речедвигательного аппаратов.

По его результатам назначается полноценная коррекция, которая стимулирует развитие речи. Родители ответственны за будущее своего ребёнка. При невылеченном ЗРР последствия развиваются неотвратимо: страдает социализация и когнитивные функции, возникают проблемы с общением, будет сложно учиться в школе, получать профессию. Поэтому приводите малыша на осмотр к врачу-педиатру или детскому неврологу, чтобы не пропустить ЗРР или убедиться в отсутствии поводов для беспокойства.

Популярные вопросы

Когда проявляется ЗРР?

Задержка речевого развития. Какой прогноз, если быстро обратиться за помощью?

Прогноз зависит от вида ЗРР, но при своевременном обращении обычно благоприятный. Даже в тяжёлых случаях дети догоняют сверстников, начинают говорить свободно и правильно. Однако это требует больших волевых усилий от родителей.

Развитие речевых навыков – основная задача развития ребенка и одна из самых трудных. В настоящее время количество детей с задержкой речевого развития растет. Очень важно своевременно их выявлять и как можно раньше начинать оказывать коррекционную помощь.

Речь — тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии.

Проблема развития речи дошкольника является основополагающей в свете оценки развития детей дошкольников, особенно детей младшего дошкольного возраста.

Особенностям развития детей с нарушениями речи посвящены работы С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовского, Е.М. Мастюковой, В.Г. Петровой, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, Т.Б. Филичевой и др.

Развитие речи детей осуществляется на основе и в процессе ознакомления с окружающим. Освоение речи позволяет ему активно осваивать окружающий мир, знакомясь с новыми вещами, ребенок учится обобщать, анализировать. При разработке занятий предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим речь, музыку, движение.

У.В. Ульенков отмечает, что развитие речи ребенка связанно с постепенным овладением языком:

  • развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка
  • овладение словарным запасом и правилами синтаксиса
  • активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается
  • овладение смысловой стороной речи.

В своих занятиях для развития речи детей младшего дошкольного возраста мы используем игровую форму занятий, ввели музыкальные игры, слушанье музыкальных произведений, музыка сопровождает все действия и речь взрослого и детей.

Самым тяжелым последствием задержки развития речи является постепенное замедление темпа интеллектуального развития ребенка. Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются с прямым участием речи. Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка.

Таким образом, речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное — значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное — значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗРР

Термин задержка речевого развития (ЗРР) широко применяется в логопедической практике. Этот диагноз уместен по отношению к детям раннего возраста. Примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь.

Задержка речевого развития у ребенка – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи также как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Задержка в развитии речи отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу.

Т.Б. Епифанцева выделяет причины возникновения задержки речевого развития:

  • невостребованность речи. Если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желание, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами.
  • замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь (чаще обусловлено генетически).
  • заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни).
  • нарушения слуха. Речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью.
  • различные заболевания впервые годы жизни.
  • наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
  • неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушения эмоционально — волевой сферы и дефициту в развитии речи.

О.Е. Грибова перечисляет следующие признаки значительной задержки речевого развития:

Общая характеристика детей с первым уровнем речевого развития

(по Р. Е. Левиной)

Активный словарь детей с тяжелыми нарушениями речи находится в зачаточном состоянии. Он включает звукоподражания, лепетные слова и небольшое количество общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированы.

Звуковые комплексы непонятны окружающим (пол — ли, дедушка — де), часто сопровождаются жестами. Лепетная речь представляет собой набор речевых элементов, сходных со словами (петух —уту, киска — тита), а также совершенно непохожих на произносимое слово (воробей — ки).

В речи детей могут встречаться отдельные общеупотребительные слова, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, употребляются в неточных значениях. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует.

Дети с тяжелыми нарушениями речи объединяют предметы под одним названием, ориентируясь на сходство отдельных частных признаков. Например, слово лапа обозначает лапы животных, ноги человека, колеса машины, то есть все, с помощью чего живые и неживые предметы могут передвигаться; слово лед обозначает зеркало, оконное стекло, полированную крышку стола, то есть все, что имеет гладкую блестящую поверхность.

Исходя из внешнего сходства, дети с ТНР один и тот же объект в разных ситуациях называют разными словами, например, паук — жук, таракан, пчела, оса и т. п.

Названия действий дети часто заменяют названиями предметов (открывать — дверь) или наоборот (кровать — спать).

Небольшой словарный запас отражает непосредственно воспринимаемые детьми предметы и явления. Слова, обозначающие отвлеченные понятия, дети с ТНР не используют. Они также не используют морфологические элементы для выражения грамматических значений. У детей отмечается преобладание корневых слов, лишенных флексий, или неизменяемых звуковых комплексов. Лишь у некоторых детей можно обнаружить попытки грамматического оформления с помощью флексий (акой — открой).

Пассивный словарь детей с первым уровнем речевого развития шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено.

Фразовая речь у детей первого уровня речевого развития почти полностью отсутствует. Лишь иногда наблюдаются попытки оформления мысли в лепетное предложение: Папа туту — папа уехал

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ ПРОГРАММЫ: дети 2-3 лет, родители.

В группу принимаются дети с ЗРР, ЗПР.

Противопоказания: дети с аутистическим спектром.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
создать условия для запуска спонтанного речевого развития у неговорящих детей 2-3х лет.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

- развить общие речевые умения;
- расширить пассивный и активный словарный запас ребенка;
- способствовать повышению мотивации к общению;

- улучшить коммуникативные навыки.
Организация занятий: совместные детско- родительские групповые занятия 2 раза в неделю. Каждое занятие состоит из двух частей: 1 часть занятие логопеда, 2 часть – занятие психолога или логоритмиста.



За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка тем больше надежда на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР ?

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);

8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);

1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;

2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;

2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;


У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

ЗПР и ЗРР — в чем разница?

Довольно многие родители не обращают особого внимания на то, что их ребенок высказывается только словами, когда их сверстники говорят целыми предложениями. Они считают, что всему свое время и их малыш скоро заговорит. В медицинских кругах есть два диагноза, которые чаще всего идут рука об руку и сильно взаимосвязаны — это задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР). Если наблюдаются симптомы того и другого, то диагностируют ЗПРР. Если имеет место только задержка речевого развития, то малыш может выполнять все просьбы родителей, понимает то, что ему говорят, но просто сам не спешит высказываться и говорит мало и неохотно. Эмоциональное и умственное развитие при этом остается в норме. Задержка психоречевого развития подразумевает не только проблемы с речью, но и отставание в умственном развитии. До 4-летнего возраста диагноз ЗПРР ставится довольно редко, а вот у малышей старше 5 лет у большинства диагностируется не только отставание с речью, но и в психическом плане. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок активно познает мир, общаясь с родителями и сверстниками, а если речь страдает, то это приводит к торможению психического развития. Именно поэтому, если педиатр ставит малышу диагноз ЗРР, то родители не должны ждать, что все нормализуется само собой, ведь затрудненное общение при помощи речи с окружающими непременно приведет к нарушению формирования эмоционально-волевой сферы. Некоторые родители прибегают к помощи дефектологов, но при таком диагнозе необходима и медицинская помощь, потому что упущенное время чревато серьезными отклонениями в развитии. Лечение ЗПРР у детей должно начинаться как можно раньше.

Индивидуальные особенности развития или отставание?

Какие основные причины задержки речевого и психического развития?

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.

Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.

Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).

Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.

Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.

Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.

Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;

эпилепсия и другие психические заболевания;

ишемия головного мозга;

повышенное внутричерепное давление;

опухоль головного мозга;

патологии сосудов головного мозга;

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.

Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).

Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.

Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.

Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

Как лечить ЗПРР?

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.


Основные методы лечения ЗПРР:

Основой лечения является уникальный метод патогенетической терапии двигательных и психо-речевых расстройств — биофизическая активация нейромоторных структур, основу которого составляет щадящая стимуляция пирамидного двигательного пути микротоками с использованием нейрофизиологического прибора. Осуществляется воздействие на головной мозг через проекционные зоны речи, праксиса (последовательность действий), гнозиса (память) и на рече-двигательный аппарат (мышцы лица, языка, глотки), что способствует их активации, стимулирует развитие стойких связей между нервными клетками и улучшает работу первой и второй сигнальных систем мозга, которые осуществляют восприятие и обработку всех сигналов из внешнего мира, и формируют ответные осмысленные действия ребёнка, его речь, способствует его социализации. Метод лечения базируется как на активации самих речевых центров (зоны Брока, Вернике, угловой извилины и др.), так и на восстановлении нарушенных связей между центрами и полушариями головного мозга. Помимо этого, восстанавливаются разрозненные связи речевых центров с другими областями мозга, участвующими в реализации речевой функции.
В процессе лечения формируется физиологичное, последовательное взаимодействие всех зон мозга, связанных с речепродукцией. В результате появляется речь.

Также в качестве основного лечебного комплекса используется транскраниальная микрополяризация (Direct Current Stimulation) — высокоэффективный лечебный метод, позволяющий направленно изменять функциональное состояние различных звеньев ЦНС под действием малого постоянного тока.

При церебрально—органической недостаточности в первую очередь страдает энергетическая система головного мозга, что вносит в психическое состояние пациента различные астенические состояния: проявляющиеся в виде повышенной нервно—психической истощаемости. С нейропртективной целью для регулирования интегративной деятельности мозга применяется лимфомежклеточная терапия, позволяющая применять малые дозы церебропротекторов, которые вводятся эндолимфатически и попадают в ткани головного мозга, минуя гематоэнцефалический барьер. Для наиболее эффективного и практически безболезненного введения препаратов с нейротрофическим и антиокисдантным действием используется также методика эндоназального электрофореза кортексина, что также позволяет вводить лекарственные препараты непосредственно в ткани головного мозга.

Занятия с дефектологом и логопедом. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.

Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ, биохимических и нейроиммунологических анализов и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий.

Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

Работа с детским психологом

Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.

Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — взаимная работа с профессионалом в области ЗПРР, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема задержки речевого развития (ЗРР) у детей — одна из ведущих в современной логопедии. Ученые различных стран активно разрабатывают системы диагностической и коррекционной помощи детям с различными патологиями, в том числе и с задержкой речевого развития (ЗРР).

Особенности детей с задержкой речевого развития на начальном этапе школьного обучения

Проблема задержки речевого развития (ЗРР) у детей — одна из ведущих в современной логопедии. Ученые различных стран активно разрабатывают системы диагностической и коррекционной помощи детям с различными патологиями, в том числе и с задержкой речевого развития (ЗРР).

В настоящее время разработано множество концепций этиологии и патогенеза ЗРР. Изучением проблемы ЗРР занимались такие ученые, как Н.И. Васильева, О.Е. Грибова, В.Киселева, Л.М. Гладковская и другие известнейшие исследователи. Проблема ЗРР — проблема мирового масштаба. Разработкой научных знаний по этой проблеме активно занимаются не только в России. В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии.

На сегодняшний день, эта проблема остается нерешённой, и многие дети нуждаются в помощи специалистов. Таким образом, вопрос речевого развития детей имеет большую социальную значимость. По последним данным задержкой речевого развития страдает чуть ли не каждый четвертый ребенок. Задержка речевого развития У детей с запоздалым развитием речи существует разница между пониманием речи и словесным озвучиванием. Они правильно выполняют различные просьбы, по заданию показывают предметы, картинки и т.д., но назвать их не могут.

Причины возникновения ЗРР Далее частично рассмотрены причины задержки речи. Наследственные болезни К болезням наследственного характера, вызывающим ЗРР можно отнести: глухонемота; патологии ротовой полости; Также образованию речи препятствуют расщепление неба, патологии языка, уздечки, в некоторых случаях аденоидные разрастания, и т.д. наследственная задержка речи; Чаще (почти в 2 раза) передается по линии отца. Близнецы и двойняшки также часто отстают в речевом развитии.

При этом ЗРР передается между поколениями, не обязательно последовательно, возможен скачок через поколение. эпилепсия, судороги; мигрени и аллергии; алкоголизм родителей; самоубийства или склонность к суициду у родителей и родственников; умственная отсталость; выдающиеся способности к чему-либо; заикание; малый вес; многие другие проблемы с телесным и психическим здоровьем.

Поступление детей в школу с различными нарушениями речи с Задержкой Речевого Развития и не полное ее восстановление до семи лет, говорит о том, что такой ребенок будет испытывать трудности по русскому языку, чтению и по другим основным предметам. В отдельных случаях из-за речевых нарушений ребёнок практически не усваивает программу начальной школы.

Появляются проблемы в психологическом плане в период адаптации. Ребенок мало общается со сверстниками и плохо контактирует с учителями, на уроках не активен и в основном молчалив. Ребенок чувствует неуверенность, появляется комплекс и негативное отношение к своей речи.

Логопедическая работа по развитию речи детей должна быть индивидуальной, соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка.

Коррекционная работа по развитию речи трудна, требует большого напряжения и может растягиваться на годы.

Основные этапы логопедической работы 1. Обследование речи всех обучающихся с 1 класса с целью выявления речевых нарушений. 2. Постановка на учет к логопеду детей с нарушениями речевого развития (В случае согласия родителей законных представителей, ребенок попадает в логопедическую группу или на индивидуальные занятия. В каждом отдельно взятом случае этот вопрос решается в индивидуальном порядке с учетом уровня развития ребенка, тяжести нарушения и иных аспектов) 3. Составление индивидуального плана логопедических занятий для детей с задержкой речевого развития. 4. Коррекционно-логопедическая работа 5. Консультативно-просветительская работа с родителями и учителями. 6.

Динамика развития речи обучающихся.

Логопед должен обязательно провести обследование, собрать анамнез ребенка по следующим направлениям: - Раннее развитие: сбор данных физиологического развития ребенка. - Раннее речевое развитие ребенка. Логопед задает вопросы о том, когда у ребенка появились гуление, лепет, насколько был разнообразен, интонирован, первые слова и предложения. Оценит физическое развитие ребенка: умение качественно, в полном объеме, выполнять те или иные упражнения. Например. Постоять на одной ноге, попрыгать на двух ногах, перепрыгнуть препятствие, походить на пятках и т.д. - Уровень формирования умений выполнения артикуляционных упражнений: логопед проверит, как малыш может управлять губами, языком, принимая те или иные артикуляционные уклады. - Уровень развития мелкой моторики. Малышу будут предложены несколько укладов, которые он должен будет выполнить с помощью пальчиков. Все упражнения сопровождаются речевой инструкций и собственным показом в виде игры.

Определение уровня понимания речи ребенком. Знание по возрасту названий предметов, их признаков, действий. Грамматические категории: единственное и множественное число, род, падеж, согласование существительное и прилагательное, числительное и существительное и т.д. Понимание инструкций. Определение уровня развития экспрессивной речи (активной) ребенка.

В своей коррекционно-логопедической работе с детьми я провожу работу над развитием силы, плавности, длительности выдоха. В работе с речевыми дефектами и на развитие дыхания я использую и практикую применение детьми музыкального инструмента – хомуса. Это якутский национальный инструмент.

Странная особенность игры на якутском хомусе — это полное сосредоточение. Наблюдается, что дети которые умеют и владеют игрой на хомусе быстрее и лучше развиваются в речевом плане, у них развивается контроль за вдохом и выдохом, дыхание становится правильным и ровным, которое очень важно при таких нарушениях как логоневроз (заикание), нарушение темпа и плавности речи. Дети легче и быстрее научаются правильному звукопроизношению. Учатся сосредотачиваться на задании.

Развитие на занятиях психических процессов ребенка (память , внимание, восприятие) Логопед работает в тесной связи со всеми подразделениями образовательного учреждения.

В школе с ребенком работают учитель, логопед, психолог, социальный педагог, школьный врач. Таким образом, мы реализуем в своей деятельности принципы комплексного воздействия на имеющуюся проблему с привлечением необходимых специалистов. И здесь важно использовать в логопедической работе так же принцип комплексного изучения речевой патологии, что позволяет обеспечить всестороннюю оценку особенностей его развития, подобрать эффективные методы и приемы коррекционной работы. При возникновении трудностей в овладении школьной программы и не возможности обучения ребенок с задержкой речи направляется на городскую ПМПК (Психолого -медико –педагогическую комиссию) на дополнительное более широкое обследование другими специалистами.

Читайте также: