Оформите нападение на сотрудника при исполнении

Обновлено: 16.05.2024

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"
Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.
3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.
4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
5. Содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.
7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).
2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.
3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.
4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.
5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близкого родственника (родственника) или близкого лица гражданина.
6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.
7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.
8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.
9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Статья 20. Применение физической силы
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Статья 21. Применение специальных средств
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
2) для пресечения преступления или административного правонарушения;
3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;
12) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.
2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:
1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
3) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;
4) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
5) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
6) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;
7) служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;
8) световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
9) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;
10) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 настоящей статьи;
11) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
12) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;
13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;
14) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи;
15) специальные технические средства противодействия беспилотным воздушным судам - в случаях, предусмотренных пунктом 12 части 1 настоящей статьи.
3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:
1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;
2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.
2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:
1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;
2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;
3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;
4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.
3. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.
4. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
5. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Применение огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
3) для освобождения заложников;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием или внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.
3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:
1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;
4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении;
5) для пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях, предусмотренных пунктом 40 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, если иными средствами прекратить их нахождение в воздушном пространстве не представляется возможным.
4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.
5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.
6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции
1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.
2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

ФЗ "О полиции": Ст 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 - Статьи Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".

Конфликты различной продолжительности и интенсивности, как в семье, так и между посторонними людьми часто приводят к рукоприкладству и нанесению физических повреждений различной степени тяжести. Помимо непосредственного события, последствия которого могут быть весьма неприятными, но не опасными, всегда существует риск повторения избиения если пострадавший не принял никаких мер, а виновник остался безнаказанным. В следующий раз последствия могут быть значительно более тяжелыми. Поговорим о том, как нужно действовать после избиения.

Избили дома

Избили дома

Во-первых нужно понимать, что любые правовые действия должны опираться на законодательство.

Уголовный Кодекс России не содержит статьи об избиении и дела возбуждаются по поводу совершения других преступлений.

  • побои – этот вид преступления характеризуется тем, что наносится несколько ударов, не причинивших расстройства здоровью. Ответственность наступает по ст 116 УК РФ, максимальное наказание – 2 года лишения свободы;
  • истязание – неоднократное нанесениепобоев, либо оказание психологического давления на протяжении длительного времени. Ст. 117 УК РФ, до 7 лет лишения свободы;
  • нанесениездоровью легкого вреда, выражающегося в небольшом расстройстве здоровья и краткосрочной утратой трудоспособности. Ст.115 УК РФ, до 2 лет лишения свободы;
  • нанесениевредаздоровью средней тяжести – утрата трудоспособности на 21 день, либо, вызванная побоями, стойкая утрата трудоспособности на треть. Ст. 112 УК РФ, до 5 лет лишения свободы;
  • причинениездоровьютяжкоговреда, характеризующегося утратой зрения, слуха, прерыванием беременности, повреждением лица до обезображивания и др. Ст. 111 УК РФ, до 12 лет заключения, а при причинении смерти по неосторожности до 15 лет;

Кроме того виновника могут привлечь к ответственности за хулиганство (ст. 213 УК РФ, до 7 лет заключения) и другим статьям Уголовного Кодекса.

Мы не даром перечислили статьи и ответственность именно в этом разделе, избиениедома обычно совершается родными и близкими.

Перед тем как подать заявление в правоохранительные органы проанализируйте возможные последствия.

Действуйте только в случае, если вы действительно желаете их наступления, а не из желания напугать.

По сравнительно легким избиениям дела возбуждаются исключительно по заявлению потерпевшего, и он имеет право прекратить дело в связи с примирением до вынесения приговора. В более тяжких случаях, возбужденное вами дело, по примирению сторон не прекращается.

Избили на улице

Избиения на улице часто совершаются совершенно незнакомыми людьми. Ответственность наступает по тем же статьям уголовного кодекса. Если обвиняемый неизвестен, то уголовное дело возбуждается в любом случае в порядке публичного обвинения. Если драка произошла со знакомым, следует руководствоваться соображениями изложенными выше.

Порядок действий в случае избиения

Если вас избили и вы желаете наказать виновника, следует придерживаться определенного порядка действий:

Существует возможность и напрямую обратиться в правоохранительные органы. Однако, следует учитывать, что медицинские доказательства побоев для наказания виновника вам понадобятся все равно. Кроме того рекомендуется определить свидетелей и заручиться их согласием на дачу показаний.

Вы не обязаны писать заявление о привлечении вашего обидчика к ответственности, это ваше право. Решение об этом законодательство предоставляет только вам.

Куда обращаться, если вас избили?

Куда обращаться, если вас избили?

Для обращения о возбуждении по факту избиения существует 3 возможных инстанции:

Заявление о побоях в полицию

Жестко установленной формы для этого документа не существует, поэтому заявление нужно написать в свободной форме с соблюдением общепринятых правил делопроизводства.

В адресной части, в верхнем правом углу документа указывается полицейский участок в который направляется заявление, Ф.И.О заявителя, его адрес и способы обратной связи с ним.

Далее дается список приложений. Это могут быть любые документы которые, как вы считаете, являются важными по этому делу. В обязательном порядке необходимо приложить официальный медицинский документ, подтверждающий факт того, что вас избивали. Без него заявление не рассмотрят.

На рассмотрение заявления законодательство отпускает 3 дня. По истечении этого срока либо должно быть возбуждено уголовное дело, либо должны вынести постановление об отказе в его возбуждении. Если возбудить дело откажутся, вы можете обжаловать это решение в суд.

Резюме

Формально Уголовный кодекс России не содержит ответственности за избиение. Преступление расследуется и наказывается по статьям о побоях, истязаниях, умышленном нанесениителесныхповреждений различной степени тяжести или хулиганстве. Потерпевший в обязательном порядке должен зафиксировать факт избиения в медицинских органах, снять побои и получить заключение судебно-медицинской экспертизы. Далее он может обратиться с заявлением о совершении преступления в полицию, прокуратуру или суд. В некоторых случаях возбужденное дело может быть прекращено пострадавшим по примирению сторон. Если вы хотите добиться справедливого наказания виновного, но не уверенны в своих знаниях юриспруденции, рекомендуем вам нанять профессионального юриста для представления ваших интересов.

КоАП РФ Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 19.3. КоАП РФ

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей -

(в ред. Федеральных законов от 29.04.2006 N 57-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.

(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 24-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в связи с исполнением им служебных обязанностей или воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.

(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 24-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 305-ФЗ)

2. Неповиновение гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых) -

(в ред. Федерального закона от 29.04.2006 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.

(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 24-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 24-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов государственной охраны в связи с исполнением им служебных обязанностей по осуществлению государственной охраны и (или) поддержанию общественного порядка либо воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 24-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 5 введена Федеральным законом от 08.12.2011 N 424-ФЗ)

6. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 4 или 5 настоящей статьи, если оно совершено организатором или участником собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в связи с проведением указанного мероприятия, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до тридцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 24-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Примечание. Положения части 4 настоящей статьи не распространяются на граждан в случае применения в отношении их мер профилактики в соответствии с Федеральным законом "О федеральной службе безопасности".

Ст. 19.3 КоАП РФ. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный

Доставка правонарушителя в отделение полиции является исключительной мерой, в большинстве же случаев стражам правопорядка следует оформлять административные протоколы на месте, после чего отпускать нарушителей. К такому выводу пришел Верховный суд России, рассматривая одно из дел. В настоящее время полицейские за любую провинность, будь то курение в неположенном месте или справление нужды, стараются доставить нарушителя в участок, где в более комфортных для себя условиях оформить на него протокол.

Кроме того ВС признал, что буйное поведение задержанного не даёт полиции права применять в отношении него спецсредства, в частности, электрошокеры. Дело в том, что профильный закон даёт полиции право пользоваться ими для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций. Во всех же остальных случаях - в отделении полиции, в квартирах, торговых центрах или в парках - применение шокеров в отношении буянов неуместно.

Фото: iStock

Встать на сторону граждан и немного поумерить пыл некоторых полицейских Верховный суд решил, изучив дело жителя Санкт-Петербурга, оказавшегося в отделении полиции после обычной поездки на такси. Сотрудники ДПС остановили таксиста за отказ пропустить пешехода. В итоге в участок отправился пассажир, поскольку он, по словам стражей правопорядка, нецензурно комментировал их действия. В отделении задержанный стал требовать выпустить его в туалет. И делал это так рьяно, что полицейские не придумали ничего лучше, как усмирить его электрошокером.

В результате на мужчину завели дело о мелком хулиганстве, но суд прекратил его из-за отсутствия состава правонарушения. В решении уточнялось, что вину пассажира доказать не удалось, так как полицейские не нашли свидетелей хулиганства из-за того, что инцидент произошел поздно вечером и на улице совсем не было прохожих. Ведь хулиганство - это действия, выражающие неуважение к обществу. А если никого не было, то и непонятно, как задержанный умудрился похулиганить.

Оскорбленный пассажир после прекращения дела подал иск с требованием возместить ему моральный вред в размере 300 тысяч рублей за незаконное задержание и применение спецсредств. Однако Ленинский районный суд Санкт-Петербурга и две последующие инстанции в выплате отказали, пояснив, что раз в ходе процесса по его административному делу действия полиции не были признаны незаконными, то и компенсация не положена.

Верховный суд с такой трактовкой событий не согласился. По общему правилу, доказывать обстоятельства, на которых основываются требования, должен истец. Однако это не исключает обязанности должностных лиц доказать законность и необходимость административного задержания лица, применения к нему физической силы и спецсредств, а также их соразмерность содеянному с учётом конкретных обстоятельств дела, подчеркнул ВС.

Верховный суд разъяснил, что бремя доказывания правомерности задержания и применения спецсредств к гражданину ложится именно на правоохранительные органы. Поскольку в противном случае нарушается фундаментальное требование закона о том, что обвинение должно доказывать свою правоту. При этом суды не должны накладывать на задержанного, оспаривающего действия правоохранителей, "чрезмерное и непомерное бремя доказывания" незаконности действий полиции. ВС рекомендует судьям всеми способами помогать человеку добиться правды в неравном споре с людьми в погонах.

Фото: Артем Коротаев / Т

"Это обусловлено тем, что при разрешении споров, связанных с задержанием гражданина сотрудниками полиции и содержанием его в специальных помещениях, гражданин ограничен в возможности фиксации событий и представлении доказательств о данных обстоятельствах, в то время как должностные лица правоохранительных органов такими возможностями располагают. Более того, на них возложена обязанность фиксации и надлежащего оформления документов о совершении гражданами правонарушений и законности применяемых к ним мер воздействия", - поясняет ВС.

Верховный суд также напомнил, что кратковременное ограничение свободы правонарушителя может применяться только в исключительных случаях (часть 1 статьи 27.3 КоАП). При этом срок административного задержания не должен превышать 3 часа (части 1 и 3 статьи 27.5 КоАП). Тогда как героя этого материала держали в отделении почти на 7 часов. Кроме того задержанные на срок более 3 часов лица должны быть обеспечены питанием.

Но самое главное - ВС решил, что привлекаемые к административной ответственности лица доставляются в отдел полиции только в случаях, когда протокол о правонарушении невозможно составить на месте. При наличии возможности установления личности нарушителя, наличии необходимых документов, подходящей обстановки на месте совершения правонарушения (включая погоду) протокол об административном правонарушении составляется на месте его совершения. В деле пассажира питерского такси каких-либо объективных причин для доставления человека в отделение суды не установили.

Что касается применения спецсредств, то закон даёт полиции право пользоваться ими для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций. В рапорте помощника оперативного дежурного указано, что электрошокер к пассажиру такси применили для прекращения буйства в дежурной части. "Такого основания для применения электрошокового устройства Закон о полиции не содержит", - разъяснил ВС.

В итоге судебная коллегия по гражданским делам ВС не признала состоявшиеся по делу решения законными и отменила их. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Антон Цветков, председатель Общероссийского движения "Сильная Россия":

- Электрошокер должен применяться сотрудником полиции для личной защиты и для защиты граждан от нападения или противоправных действий правонарушителей, но надо отчётливо понимать, что это не средство воспитания или наказания правонарушителя. Шокер причиняет значительную боль и может быть опасен для здоровья. Имеет смысл использовать его, когда, например, дубинки уже недостаточно для защиты, но есть возможность остановить преступника электрическим разрядом, а не огнестрельным оружием. То есть, применение шокера фактически более гуманная процедура, чем применение оружия, надо это помнить и не использовать его необоснованно.

Фото: Сергей Михеев

В тоже время сотрудники, применившие огнестрельное оружие в соответствии с Законом, нередко потом имеют серьёзные проблемы и против них заводят уголовные дела. Многие уже боятся обоснованно применять оружие, так как за это просто можно сесть. Применение электрошокера в этой ситуации - самое оптимальное решение. По этой же причине следует также активней внедрять в арсенал полиции травматические пистолеты дополнительно к огнестрельному оружию.

Юрий Жданов, генерал-лейтенант МВД, руководитель российской секции Международной полицейской ассоциации, доктор юридических наук, профессор,:

- Действующие нормы права довольно подробно регулируют применение спецсредств. Но, одновременно, невозможно нормативно закрепить все возможные случаи применения. Поэтому при жалобах граждан необходимо каждый раз внимательно изучать каждую ситуацию и давать ей судебную, либо ведомственную оценку. С одной стороны, можно согласиться с позицией ВС об избирательности мер при применении электрошокеров и необходимости максимального правового регулирования случаев когда это допустимо, с другой стороны, мои зарубежные коллеги из полиции США, Германии и ряда других стран в подобных случаях чаще применяют боевое оружие, а не электрошокеры. Существует очень тонкая грань, и если ситуацию зарегулировать и передавить у полиции опустятся руки, и защищать нормальных граждан от преступников желание поубавится.

Сотрудники полиции при исполнении

Нападение на сотрудника полиции при исполнении представляется достаточно неразумным действием. Оно может повлечь серьезные негативные последствия. Это связано с тем, что, во-первых, работа полицейских связана с большим риском, и государство старается максимально их защитить. Во-вторых, судебная инстанция, рассматривающая дело, представляет государственную власть и тесно взаимодействует с органами, ведущими расследование, а также подразделениями полиции. Поэтому в подобных делах она не всегда проявляет объективность.

Какое наказание грозит за нападение на полицейского при исполнении

Для того чтобы, быстро получить ответы на свои вопросы , обращайтесь за юридической консультацией в онлайн-чат справа или звоните по телефону: 8 (800) 302-32-85

Ответственность за нападение на полицейского регламентируется статьей 318 УК РФ. За данное действие уголовный закон устанавливает такие виды наказания:

  • Наложение штрафа размером до двухсот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев;
  • Назначение принудительных работ на срок до пяти лет;
  • Арест сроком до шести месяцев;
  • Приговорение к лишению свободы на срок до десяти лет.

Наказание за указанное правонарушение назначается с шестнадцати лет. Однако если в результате таких действий наступит смерть полицейского, то уголовную ответственность будет нести и четырнадцатилетний гражданин.

Как узнать, что сотрудник выполняет служебные обязанности

В случае возникновения разногласий с полицейским, в ходе которых произошла драка, выполнение им в тот момент служебных обязанностей станет ключевым обстоятельством для классификации действий нападавшего лица.

Законом о полиции (статьей 19) в случае необходимости применения физической силы предусмотрена обязанность правоохранителя предварительно:

  • Сообщить, что он является сотрудником полиции;
  • Выдвинуть четко сформулированные законные требования;
  • Дать время на их исполнение;
  • Изложить последствия их невыполнения.

Законодательные нормы устанавливают, что при этом сотрудники должны стремиться минимизировать возможный ущерб. Если возникла угроза для жизни и здоровью окружающих, то полицейским дано право действовать без предупреждения.

Подобные ситуации могут возникнуть не только в служебное, но и в неслужебное время. Например, когда полицейский, направляясь домой, наблюдает какие-либо неправомерные действия, он обязан принять соответствующие меры.

Итак, если в ходе конфликта эмоции вышли из-под контроля и человек ударил полицейского, то надо знать, что по закону сотрудник выполняет служебные обязанности, когда:

  • Пресекает или предупреждает правонарушение;
  • Находится в дороге на службу, в командировку, на лечение;
  • Находится на лечении в результате полученной на службе травмы;
  • Содержится в качестве заложника;
  • Участвует в соревнованиях, сборах.

В остальных случаях сотрудник не находится при исполнении. Установление этого факта может смягчить участь обвиняемого.

Чего следует избегать

При осуществлении охраны общественной безопасности, обеспечении контроля за соблюдением скоростного режима на дороге даже небольшое противодействие гражданина порой воспринимается как правонарушение. Если же чувствуется враждебность в речи или физическое противодействие, то это часто воспринимается как нападение на сотрудника правопорядка.

Гражданин, который считает поведение правоохранителей неправильным, а решения необоснованными, не должен вступать с ними в конфликт.

Ухудшают ситуацию попытки:

  • Замахиваться;
  • Сопротивляться указаниям;
  • Касаться форменного обмундирования.

Если представители правоохранительных органов четко придерживаются ведомственных норм, регламентирующих их действия по предотвращению правонарушения, и при этом нанесен вред человеку, полицейские не подлежат ответственности.

  • Его прямому руководству;
  • В прокуратуру;
  • В суд.

Это заявление будут обязаны рассмотреть и дать ответ в соответствии со статьей 53 Закона о полиции.

Отдельные вопросы необходимой обороны

При анализе ситуации, в которой гражданин ударил сотрудника, важно учитывать положения законодательства о необходимой обороне. Данный вопрос регламентируется статьей 37 УК РФ. При несоблюдении ведомственных нормативных актов эта правовая норма поможет данному лицу защититься от уголовной ответственности за нападение на сотрудника.

Особенности назначения наказания

Надоело читать? Позвоните юристу и он быстро вас проконсультирует по любым вопросам (бесплатный звонок по всей России): 8 (800) 302-32-85

Согласно статье 151 УПК РФ дела о нападении на сотрудников полиции ведут представители Следственного комитета России. В ходе расследования они подготавливают доказательственную базу по делу:

  • Показания свидетелей;
  • Вещественные доказательства;
  • Фото- и видеозаписи.

Затем материалы передаются в суд. При рассмотрении всех уголовных дел приговор выносится с учетом общественной опасности совершенного.

Тяжесть наказания зависит от того, представляли ли действия опасность для жизни или здоровья полицейского.

Кроме этого, суд принимает во внимание большое количество других моментов: осознавал ли гражданин противоправность своих действий, связано ли нападение с неправомерными требованиями полицейского и другие.

Отягчающие и смягчающие вину обстоятельства

Суд всесторонне рассматривает дело. При этом учитываются факторы, из-за наличия которых может быть вынесен более строгий приговор. К отягчающим обстоятельствам среди прочих относят совершение преступления:

  • Повторно (рецидив);
  • Группой лиц;
  • С использованием оружия;
  • Руководствуясь мотивом расовой, национальной, религиозной неприязни;
  • С имеющимся умыслом убить полицейского;
  • В нетрезвом виде.

Минимизировать (смягчить) наказание поможет учет следующих обстоятельств:

  • Наличие у обвиняемого лиц, находящихся на его иждивении;
  • Преклонный возраст;
  • Нахождение в момент нападения в особом психическом состоянии глубокого эмоционального переживания (аффекта);
  • Досудебное урегулирование конфликта путем примирения сторон, а также заглаживание вреда (согласно статье 25 УПК РФ и статье 76 УК РФ);
  • Полное признание вины и подача заявления о рассмотрении дела в особом порядке. Постановление суда, учитывающее данное обстоятельство, не подлежит обжалованию.

Судебная практика

Материалы судебных приговоров свидетельствуют, что практически при любом рассмотрении дел по статье 318 УК РФ появляется значительное число вопросов. Приведенные ниже примеры наглядно доказывают, что при вынесении приговора принимается во внимание комплекс обстоятельств.

Пример 1. Гражданин С., находившийся в нетрезвом виде, нанес сотруднику полиции один удар левой рукой в область шеи справа, причинив потерпевшему физическую боль. Вину в совершении указанного преступления гражданин С. признал в полном объеме, в содеянном раскаялся, потерпевший каких-либо претензий не имеет, вред, причиненный потерпевшему преступлением, заглажен. Уголовное преследование прекращено. Был назначен судебный штраф в размере пятнадцать тысяч рублей.

Пример 2. Гражданин Д., находясь в ночном, нецензурно выражался, оскорбительно приставал к гражданам. С целью пресечения вышеуказанных противоправных действий и оформления протокола о совершении им правонарушения был доставлен в территориальный орган внутренних дел. Выражая недовольство по поводу своего доставления, из мести за правомерную деятельность, нанес рукой сотруднику полиции удар в область лица. После консультации с адвокатом гражданин Д. заявил ходатайство, об особом порядке рассмотрения дела. Отягчающими обстоятельствами в данном деле выступили: совершение при рецидиве преступлений и факт алкогольного опьянения. В качестве обстоятельств, смягчающих наказание, суд отметил: полное признание вины, раскаяние в содеянном, наличие малолетнего ребенка. Назначено условное наказание на два года лишения свободы с испытательным сроком в три года. В течение этого периода осужденный собственным поведением обязан доказать исправление.

Пример 3. Гражданин Р., находясь на лестничном марше между этажами в нетрезвом виде, не желая подчиняться законным требованиям сотрудников проследовать в отдел, нанес удар кулаком по лицу сотруднику полиции, затем вместе с гражданином М., который обхватил сзади своими руками полицейского, нанес сотруднику еще несколько ударов. Смягчающих обстоятельств не установлено. Судом назначено наказание в виде четырех лет лишения свободы.

Чем может помочь помощь юрист

Как видно из вышеприведенных примеров, наказания за нанесение ударов сотруднику существенно различаются по степени строгости. Когда гражданину вменяется избиение сотрудника полиции, ему важно не затягивать с получением консультации квалифицированного юриста. Грамотный специалист сможет установить обстоятельства, которые будут способствовать назначению наиболее более мягкого наказания или избежать ответственности совсем.

Имеются ситуации, когда опытные адвокаты смогли доказать отсутствие состава преступления и назначалось лишь административное наказание. К примеру, по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ за неповиновение законному требованию либо распоряжению представителя правопорядка. В таких случаях налагался штраф размером до одной тысячи рублей.

Не следует нападать на любого человека, но если конфликт с сотрудником уже произошел, необходимо проанализировать все обстоятельства, собрать возможные доказательства и готовиться защищаться. А поможет в этом профессиональный юрист по уголовному праву.

Читайте также: