Обязаны ли работники медицинских организаций которые проводят отбор проб

Обновлено: 05.05.2024


Аттестация медицинских работников на категорию — это право, а не обязанность. Для чего нужна такая аттестация и как она проводится, расскажем в нашей статье.

Аттестация — это не повышение квалификации

Право осуществлять медицинскую деятельность в нашей стране имеют лица, обладающие специальным образованием и свидетельством об аккредитации.

ВАЖНО! До 2016 года вместо свидетельства об аккредитации требовалось наличие сертификата специалиста. Поскольку аккредитация носила постепенный характер, выдача таких сертификатов продолжалась до 1 января 2021 года, и они будут действовать до окончания срока, на который выдавались (абз. 1, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 100 закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Поскольку в руках медиков самое дорогое, что есть у человека, — его здоровье, государство старается тщательно контролировать квалифицированность медицинских кадров. Так, обязательным для них является постоянное повышение квалификации. Оно должно проводиться не реже чем раз в пять лет на протяжении всей трудовой деятельности специалиста. Это всегда обучение в образовательных или научных организациях с последующим экзаменом и выдачей специального документа — свидетельства.

В отличие от обязательного повышения квалификации аттестация на категорию сугубо добровольна. Она затрагивает не столько профессиональную, сколько материальную сторону работы медика (наличие категории в том числе дает возможность получать более высокое вознаграждение). Хотя при аттестации тоже оценивается уровень знаний и навыков специалиста и имеет место итоговый экзамен.

Аттестация медицинских работников в 2021-2022 годах: правовые основы

Аттестация медицинских работников в 2021-2022 годах так же, как и ранее, регулируется специальным НПА — приказом Минздрава России от 23.04.2013 № 240н, который определяет порядок и процедуру получения категорий.

Рассматривается проект нормативного акта, устанавливающего новый порядок аттестации медработников. Основные нововведения (в сравнении с порядком по приказу № 240н):

  • появление возможности подачи заявления на аттестацию вне зависимости от времени работы в медорганизации;
  • установление нормы, по которой отчет о работе будет предоставляться за период, который ранее не оценивался при прохождении аттестаций;
  • появление возможности для отправки документов в аттестационную комиссию в электронном виде.

Публичное обсуждение проекта должно завершиться к 22 ноября 2021 года.

Так или иначе, пока действует порядок по приказу № 240н, единый для лиц с высшим и средним образованием. При этом:

  • специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием аттестуют согласно номенклатуре специальностей из приказа Минздрава России от 07.10.2015 № 700н;
  • специалистов со средним медобразованием — согласно номенклатуре из приказа Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 № 176н;
  • специалистов, имеющих иное высшее профобразование,— по должностям согласно номенклатуре, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н.

Полученная категория действует на протяжении пяти лет со дня издания приказа о ее присвоении. Сдавать экзамен на более высокую категорию специалист может не ранее чем через три года после получения действующей.

В начале 2021 года Минздрав выпустил приказ — от 02.02.2021 № 41, регламентирующий прохождение медработниками и фармацевтами аттестации для получения квалификационной категории. В соответствии с п. 1 документа, прохождение ими аттестации приостанавливается до 01.01.2022 года (исключение — аттестация на присвоение квалификационной категории впервые, а также более высокой квалификационной категории). А в соответствии с п. 3 документа на 12 месяцев продлевается срок действия квалификационных категорий при истечении срока их действия в период с 01 января по 31 декабря 2021 года.

Всего квалификационных категорий 3:

Для каждой из них приказом № 240н закреплены требования к стажу, знаниям и умениям специалиста медицинского профиля.

Общие правила аттестации врачей и медработников среднего звена

Аттестацию медицинских работников проводит экспертная группа специальной аттестационной комиссии. Сам экзамен включает в себя три этапа:

  1. Экспертную оценку отчета о профессиональной деятельности специалиста. Такой отчет подается соискателем в пакете документов, требуемых для прохождения аттестации, и предварительно оценивается комиссией с вынесением заключения.
  2. Тестирование. Успешным считается выполнение 70% от общего объема тестовых заданий.
  3. Собеседование по теории и практике.

Итоговым результатом экзамена/аттестации будет решение комиссии о присвоении категории или отказе в этом. В случае несогласия решение можно обжаловать в органе госвласти или организации, которыми была создана комиссия. На это отводится ровно год.

Присвоение категории оформляется распорядительным актом указанного органа (организации). О присвоении категории специалиста уведомляет ответственный секретарь.

Итоги

Аттестация медицинских работников на категорию — это экзамен, в ходе которого оцениваются теоретические знания и практические навыки медика, необходимые в его работе. В отличие от обязательного повышения квалификации аттестация является добровольной. Ее наличие дает специалисту определенные преимущества, в том числе материального характера.

Любая медорганизация обязана обеспечивать не только проведение аттестаций медработников, но и выполнять прочие предписания, отраженные в законодательстве об охране труда. Лучший способ ознакомиться с такими предписаниями — получить доступ к проверочным листам ГИТ по охране труда.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


Т. Н. Малицкая
автор статьи, специалист по бухгалтерскому учету и налогообложению, вопросам кадрового делопроизводства, налогообложения заработной платы, применения трудового законодательства, руководитель ЦОК Аскон

Для отдельных категорий сотрудников законодательством предусмотрена обязанность прохождения медицинских осмотров, а для их работодателей – установлена обязанность по организации и финансированию таких осмотров.Так какие же осмотры и как часто работодатели должны проводить? Какова мера ответственности работодателя за непроведение обязательного медицинского осмотра? Существует ли ответственность для работников за непрохождение обязательных осмотров? Ответы читайте в нашей статье.

Трудовой кодекс запрещает работодателям допускать к исполнению обязанностей сотрудников, не прошедших обязательные медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования, а также при наличии медицинских противопоказаний[1]. Так что же такое медицинский осмотр? Если сформулировать кратко – это контрольное медицинское обследование состояния здоровья работников и один из важнейших компонентов первичной профилактики профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний.

Законодательство РФ выделяет следующие виды медосмотров[2]:

  • профилактический, проводимый в целях раннего выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития;
  • предварительный, проводимый при поступлении на работу или учебу;
  • периодический, проводимый с определенной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников;
  • предсменные (предрейсовые), проводимые перед началом рабочего дня, в целях выявления признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей;
  • послесменные (послерейсовые), проводимые по окончании рабочего дня, в целях выявления признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • иные установленные законодательством РФ виды медицинских осмотров.

Наличие последнего пункта говорит о том, что данный перечень видов медосмотров не является исчерпывающим. Также следует сказать о том, что в отношении некоторых категорий граждан законодательством РФ предусмотрено проведение углубленных медицинских осмотров. Представляют они собой периодические медицинские осмотры с расширенным перечнем участвующих в них врачей-специалистов и методов обследования.

Статья 213 ТК РФ устанавливает случаи обязательного прохождения осмотров для следующих категорий работников:

  • лица, занятые на работах с вредными, опасными условиями труда (в т. ч. на подземных работах), а также связанных с движением транспорта;
  • сотрудники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений;
  • работники, осуществляющие отдельные виды деятельности (в т. ч. связанной с источниками повышенной опасности).

А приказом Минздравсоцразвития утверждены перечни вредных или опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых необходимо проводить обязательные предварительные и периодические медицинские обследования[3].

Кроме того, обязательные медосмотры при приеме на работу должны проходить следующие категории граждан:

  • лица, не достигшие 18 лет[4]
  • лица, принимаемые на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей[5]
  • лица, принимаемые на работу вахтовым методом[6]
  • лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств[7]
  • сотрудники, занятые на подземных работах[8]
  • спортсмены[9]

Медосмотры проводят лицензированные медицинские организации. Порядок действий при проведении периодических осмотров можно привести в виде схемы.

Работодатель:

  • разрабатывает и утверждает поименный список работников, для которых периодический медосмотр обязателен
  • направляет поименный список работников в Роспотребнадзор в течение 10 дней с даты его утверждения
  • согласовывает с медицинской организацией дату начала медосмотра
  • направляет поименный список работников в медицинскую организацию не позднее чем за 2 месяца до запланированной даты начала медосмотра
  • знакомит работников под роспись с графиком проведения медосмотра не позднее чем за 10 дней до его начала
  • оформляет направления на медосмотр и выдает их сотрудникам
  • сообщает в ФСС РФ сведения о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах путем заполнения таблицы 10 формы 4-ФСС

Медицинская организация:

  • составляет календарный план медосмотра, согласовывает его с работодателем и утверждает у руководителя медорганизации
  • формирует постоянно действующую врачебную комиссию
  • комиссия определяет необходимость участия соответствующих врачей-специалистов, виды и объемы необходимых исследований
  • проводит осмотр и забор анализов
  • оформляет: медкарту амбулаторного больного (хранится в медорганизации), паспорт здоровья работника (если ранее не оформлялся), по окончании осмотра паспорт выдается работнику на руки, 2 экземпляра заключения по результатам осмотра. Заключение подписывает председатель комиссии и один экземпляр выдается работнику на руки, второй – приобщается к карте амбулаторного больного
  • направляет работника в центр профпатологии (при наличии признаков профзаболевания)
  • по итогам медосмотра не позднее, чем через 30 дней после его окончания совместно с работодателем и Роспотребнадзором обобщает результаты медосмотра и составляет окончательный акт
  • заключительный акт в течение 5 дней с даты утверждения направляет:работодателю, в Роспотребнадзор, региональный центр профпатологии
  • прибывает в медорганизацию в назначенную дату с документами: паспорт, направление на медосмотр, паспорт здоровья (при наличии), решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (при необходимости) 10
  • проходит медосмотр

На основании медицинских рекомендаций, указанных в заключительном акте, могут проводиться внеочередные медицинские осмотры. Предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления, выданного работодателем.

В направлении следует указать:

  • наименование работодателя
  • форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД
  • наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН
  • вид медицинского осмотра (предварительный)
  • фамилия, имя, отчество лица, поступающего на работу
  • дата рождения лица, проходящего осмотр
  • наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором будет трудиться лицо, поступающее на работу
  • наименование должности (профессии) или вида работы
  • вредные или опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным осмотрам

Указанное направление должно быть подписано уполномоченным представителем работодателя с указанием его должности, фамилии, инициалов. Данное направление следует выдавать соискателю под роспись. Кроме того, работодатель должен вести учет выданных направлений. В свою очередь, для прохождения предварительного осмотра лицо, поступающее на работу, представляет в медицинскую организацию документы (см. схему выше)[10]. Следует отметить, что предварительный осмотр считается завершенным, когда направленное на медосмотр лицо, осмотрено всеми врачами-специалистами и когда выполнены все лабораторные и прочие исследования. По окончании прохождения осмотра гражданину, поступающему на работу, выдается заключение, в котором указывается, выявлены ли медицинские противопоказания для выполнения работы или нет. Данные о прохождении медосмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки.

В силу ст. 214 ТК РФ работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами. В свою очередь, работодатель согласно ст. 212 ТК РФ обязан не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медосмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний. Таким образом, если лицо, поступающее на работу, не прошло обязательный предварительный медосмотр (отказалось от его прохождения) или в результате осмотра у него были выявлены медицинские противопоказания для работы по определенной должности – работодатель должен отказать ему в приеме на данную должность.

Если же работодатель не организовал прохождение обязательного предварительного медосмотра и оформил прием на работу (допустил к работе) без медицинского заключения, то в случае проверки контролирующими органами он может быть привлечен к административной ответственности, а трудовой договор придется прекратить вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом или иным федеральным законом правил его заключения[11]. При этом до прекращения трудового договора работодатель должен предложить работнику другую должность, которую он может выполнять с учетом его состояния здоровья[12].

Если в заключении трудового договора о выполнении работы, противопоказанной работнику по состоянию здоровья на основании с медицинского заключения, выданного в установленном порядке, отсутствует вина работника – при увольнении ему должно быть выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Если же нарушение произошло по вине работника, то работодатель не обязан предлагать ему другую работу и выплачивать выходное пособие[13].

Если сотрудник не прошел обязательный медосмотр или психиатрическое освидетельствование или в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке, выявлены противопоказания для выполнения работы, обусловленной трудовым договором – работодатель должен отстранить этого сотрудника от работы.

Помимо отстранения такой работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности согласно ст. 192 ТК РФ, а работодатель, допустивший сотрудников к работе без прохождения в установленном порядке обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, осмотров в начале рабочего дня (смены), психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, – привлекается к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Штраф за данное нарушение составляет для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей от 15 000 до 25 000 руб., для юридических лиц – от 110 000 до 130 000 руб.

В случае совершения аналогичного нарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, ему грозит более суровое наказание:

Читайте также: