Обязанности по охране труда офисного сотрудника

Обновлено: 07.05.2024

С 20 мая 2021 г. вступает в силу Типовая инструкция N 25, касающаяся работы с офисным оборудованием. Одновременно утрачивает силу Типовая инструкция о работе с ПЭВМ. Рассмотрим основные изменения в требованиях по охране труда для работников, использующих в работе офисное оборудование.

Действующая Типовая инструкция инструкция о работе с ПЭВМ содержит требования по охране труда работников, которые используют в своей работе ПЭВМ, проще говоря, компьютеры, ноутбуки и т.п. Новая Типовая инструкция N 25 распространяет требования по охране труда на использование в работе не только ПЭВМ, но и другого офисного оборудования.

Соответственно, в категорию офисного оборудования согласно Типовой инструкция N 25 входят, в частности, персональные компьютеры, ноутбуки, нетбуки, принтеры, сканеры, многофункциональные устройства типа принтер-сканер-копир.

Типовая инструкция N 25 не распространяет свое действие на работу с другим офисным оборудованием (техникой), таким как чайник, кулер, кофемашина, микроволновая печь и т.п. Вместе с тем организациям целесообразно включить требования безопасности при работе с данными электроприборами в свои инструкции по охране труда. Это позволит избежать травматизма и несчастных случаев на производстве у работников.

Основные изменения в требованиях по охране труда

Типовая инструкция N 25 по структуре такая же, как и действующая Типовая инструкция о работе с ПЭВМ. В обеих инструкциях требования по охране труда сгруппированы в следующие разделы: общие, перед началом работы, при выполнении работы, по окончании работы и в аварийных ситуациях.

Типовая инструкция N 25 во многом повторяет положения действующей Типовой инструкция о работе с ПЭВМ. Некоторые положения претерпели лишь незначительные изменения либо были уточнены. На наш взгляд, наиболее значимые изменения в требованиях по охране труда коснулись следующих вопросов.

1. Проведение инструктажа по охране труда для допуска к работе с ПЭВМ.

Типовая инструкция N 25 прямо уточняет, что к работе с офисным оборудованием допускаются работники, которые прошли в установленном порядке инструктаж по охране труда (вводный, первичный на рабочем месте и повторный) (п. 2).

2. Время работы беременных женщин (кормящих матерей) с ПЭВМ.

Действующая Типовая инструкция о работе с ПЭВМ предусматривает ограничение времени работы беременных женщин (кормящих матерей) с компьютером не более трех часов за рабочий день (смену). Это позволяет женщинам требовать у нанимателя сократить количество часов работы за компьютером с момента установления беременности или в период кормления ребенка грудью. Если из-за особенностей технологического процесса организовать работу для работницы указанным образом невозможно, то наниматель должен перевести ее на работу без использования ПЭВМ (п. 3).

Типовая инструкция N 25 не содержит ограничений по времени работы беременных женщин (кормящих матерей) с ПЭВМ и другим офисным оборудованием.

3. Обязательные регламентированные перерывы при работе за компьютером.

Действующая Типовая инструкция о работе с ПЭВМ содержит наряду с перерывом для отдыха и питания специальные регламентированные перерывы при работе с ПЭВМ в течение рабочего дня, которые включаются в рабочее время (ст. 135 ТК, п. 15 — 19 Типовой инструкции о работе с ПЭВМ).

Время таких перерывов устанавливается работникам в зависимости от продолжительности рабочего дня (смены), вида и категории трудовой деятельности работника (п. 15 Типовой инструкции о работе с ПЭВМ).

В Типовой инструкция N 25 регламентированные перерывы перестают быть обязательными. Право работников на регламентированные перерывы при работе с ПЭВМ зависит от того, были ли они установлены нанимателем (п. 12 Типовой инструкции N 25, ст. 29 Закона об охране труда).

Обратите внимание!
Требования об уменьшении рабочего времени за компьютером до трех часов в рабочий день (смену) для беременных (кормящих) женщин, а также об обязательных перерывах при работе с ПЭВМ остались в санитарных нормах и правилах (п. 98, 105 — 110 СанПиН N 59).

СанПиН N 59 считались обязательными для применения всеми субъектами хозяйствования (п. 5). Однако с началом действия Декрета N 7 данные санитарные нормы и правила стали носить рекомендательный характер, т.е. их можно применять по усмотрению субъектов хозяйствования. При этом неприменение субъектами хозяйствования СанПиН возможно лишь при обеспечении в процессе их деятельности (подп. 3.5 п. 3 Декрета N 7):

— безопасности, исключающей причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан;

— нормальных условий для выполнения работниками норм труда в соответствии со ст. 89 ТК, в том числе здоровых и безопасных условий труда.

На наш взгляд, право на неприменение субъектом хозяйствования СанПиН N 59 в случае привлечения беременной женщины (кормящей матери) к работе с ПЭВМ более трех часов отсутствует. Ведь в этом случае вряд ли будут соблюдены здоровые и безопасные условия труда по ст. 89 ТК для данной категории работников.

Допускаем возможность неприменения СанПиН N 59 в части установления регламентированных перерывов. Однако и здесь важно учитывать состояние здоровья работника. Если окажется, что работнику данные перерывы были необходимы и из-за их отсутствия при работе с ПЭВМ здоровью работника нанесен вред, скорее всего, нанимателю придется нести ответственность.

4. Право работника отказаться от выполнения работы на ПЭВМ.

Как и сейчас, Типовая инструкция N 25 предоставляет работнику право отказаться от выполнения порученной работы с использованием офисного оборудования при угрозе жизни и здоровью его и окружающих до устранения данной угрозы (п. 6 Типовой инструкции N 25, п. 7 Типовой инструкции о работе с ПЭВМ).

Однако в Типовой инструкции N 25 уточнены действия работника при отказе от порученной работы по данному основанию. Работник в такой ситуации должен (п. 6):

— незамедлительно письменно сообщить нанимателю (уполномоченному должностному лицу нанимателя) о мотивах отказа от работы;

— подчиняться ПВТР, за исключением выполнения указанной работы.

Обратите внимание!
В действующей Типовой инструкции о работе с ПЭВМ установлена периодичность выполнения некоторых обязанностей работника. В частности, проветривания помещения при выполнении работы на офисном оборудовании, а также протирания периферийных устройств с целью их очистки: после каждого часа работы с ПЭВМ и не реже одного раза в неделю соответственно. В Типовой инструкции N 25 периодичность данных действий не установлена (абз. 8 п. 11, абз. 5 п. 15 Типовой инструкции N 25, абз. 7 п. 12, п. 24 Типовой инструкции о работе с ПЭВМ).

Принятие Типовой инструкции N 25: действия нанимателя

Типовые инструкции по охране труда являются основой для разработки работодателем своих инструкций по охране труда с учетом местных условий и специфики деятельности (абз. 21 ч. 1 ст. 1 Закона об охране труда).

Обратите внимание!
Работодатель может не разрабатывать свои инструкции по охране труда, а руководствоваться соответствующими типовыми инструкциями по охране труда при условии отсутствия различий специфики профессий рабочих и (или) видов работ (услуг) (ч. 2 п. 4 Инструкции N 176).

С учетом вступления в силу Типовой инструкция N 25 организациям нужно пересмотреть свои инструкции по охране труда и внести в них изменения при необходимости. Кроме того, надо будет проактуализировать перечень инструкций по охране труда, утвержденный в организации (п. 11, абз. 2 п. 51 Инструкции N 176).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Для того, чтобы сократить травматизм и количество несчастных случаев на производстве, в Трудовой Кодекс РФ законодательно ввели статью 214, которая обязывает работника соблюдать требования охраны труда.

В статье 214 ТК РФ прописаны всего пять обязанностей работника, дающих представление о том, как ему выполнять свои трудовые функции, чтобы не навредить себе и работающим вместе с ним коллегам по работе. Эти правила действуют для всех работников компании – рабочих, специалистов, служащих, руководителей и их заместителей. Обязанности работника в области охраны труда должны быть указаны в трудовом договоре.

Так что же такое обязанности работника в области охраны труда? Это свод правил и обязанностей, прописанных в статье 214 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст 214 ТК РФ работник должен соблюдать требования охраны труда для исключения травматизма

Что входит в обязанности работника в области охраны труда согласно ст. 214 ТК РФ?

Согласно статье 214 ТК в обязанности работника в области охраны труда входят:

• Соблюдение требований охраны труда;

• Правильное и своевременное использование средств индивидуальной и коллективной защиты;

• Прохождение обучения по безопасному выполнению работ, и оказанию первой медицинской помощи пострадавшим на производственном участке. Прохождение инструктажей и проверку знаний по охране труда. Стажировка на рабочем месте;

• Незамедлительное оповещение своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью работников, о каждом несчастном случае, случившимся на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о возникновении признаков острого профзаболевания;

• Прохождение обязательных периодических, предварительных, внеочередных медицинских осмотров по направлению руководства организации в соответствии с законодательством РФ.

Комментарии к статье 214 ТК РФ

Пункты статьи отмечены коричневым цветом, под ними наши комментарии…

1. Работник обязан соблюдать требования охраны труда.

Все работники обязаны исполнять требования охраны труда, поскольку это является минимальной гарантией того, что с ними не произойдет несчастных случаев на производстве. Для каждой категории работников определен свой объем требований по соблюдению охраны труда в зависимости от вида выполняемых работ.

На служащих административного аппарата возлагаются обязанности по соблюдению отраслевых законодательных актов охраны труда, санитарных норм и правил. Работники, занятые в производстве, обязаны исполнять инструкции предприятия в области охраны труда, разрабатываемые исходя из особенностей их профессиональной деятельности.

Работники должны вносить свой вклад в создании безопасных условий труда на предприятии, чтобы работодатель смог предпринять своевременные меры по предупреждению травматизма в организации.

2. Работник должен правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) – это приспособления, предназначенные для предотвращения или уменьшения воздействия вредных и опасных производственных факторов. СИЗ обеспечивают безопасность при проведении работ, связанным с повышенным риском для кожного покрова, глаз, головы, органов дыхания, а также уменьшения риска при работе на высоте. Все СИЗ подразделяются на спецодежду, спецобувь и средства защиты (индивидуальные и коллективные).

Средства индивидуальной защиты работника

Индивидуальные средства защиты:

* средства защиты рук – рукавицы, краги, перчатки;
* средства защиты головы и лица — каски, шлемы, щитки;
* средства защиты зрения – защитные очки;
* средства защиты органов дыхания – респираторы, противогазы, ватно-марлевые повязки;
* средства защиты органов слуха – беруши, наушники;
* средства защиты при высотных работах – предохранительные пояса, тросы;
* дерматологическая защита – очистители кожи.

Коллективные средства защиты для людей, находящиеся в опасной зоне при чрезвычайной ситуации:

* средства нормализации воздушной среды;
* средства нормализации освещения помещений;
* средства защиты от воздействия опасных факторов в производстве.

Работники не смогут получить доступ к работе без предусмотренных исправных индивидуальных средств защиты и спецодежды. При выдаче средств индивидуальной защиты, работник должен быть проинструктирован по вопросам правильного пользования СИЗ и способам проверки исправности этих средств, а также пройти практические занятия по их применению.

Согласно ст 214 ТК РФ в обязанности работника по охране труда входят:

* использование средств индивидуальной защиты согласно правилам эксплуатации;
* применение СИЗ непосредственно в своей работе, в том числе носить спецодежду и спецобувь в течении рабочей смены, где это необходимо;
* бережное отношение к пользованию индивидуальной защиты;
* своевременное оповещение работодателя о необходимости очищения и ремонта СИЗ;
* прохождение повторного обучения использованию СИЗ в случае выявления неправильного применения СИЗ.

3. Работник обязан проходить обучение по безопасному исполнению своей работы, и оказанию первой медицинской помощи нуждающимся. Работник обязан проходить инструктажи и проверку знаний по охране труда, а также стажировку на рабочем месте.

Со всеми вновь принимаемыми на работу проводится вводный инструктаж. Его проводит специалист по охране труда или работник, на которого возложены такие обязанности приказом работодателя. Вводный инструктаж проходит в кабинете по охране труда или в помещении, специально оборудованном для этих целей с использованием современных технических средств обучения и пособий.

Помимо вводного инструктажа по охране труда существуют первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.

Проведение инструктажей по охране труда включает в себя:

* ознакомление работника с существующими опасными факторами производства;
* изучение законодательства и инструкций в области охраны труда;
* овладение безопасным способам осуществления работ, а также оказания первой помощи пострадавшим.

Все инструктажи регистрируется в специальном журнале за подписью инструктируемого.

Лица, при переводе с одной работы на другую допускаются к самостоятельной работе после прохождения стажировки под контролем опытного инструктора и проверки знаний по охране труда в соответствии с профилем профессии.

4. Работник обязан незамедлительно оповещать руководство о любых обстоятельствах, угрожающих жизни и здоровью людей, о любом несчастном случае, случившимся на предприятии, или о негативном изменении состояния своего здоровья, в т.ч. о выявлении признаков острого профзаболевания или отравления.

Если на производстве произошел травматизм или признаки профзаболевания, о каждом таком случае работник должен немедленно сообщить организатору работ (мастеру или начальнику цеха, начальнику участка). Пострадавшему должен оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача, и помочь доставить его в здравпункт, или ближайшее медицинское учреждение.

Если несчастный случай произошел с самим работником, то ему необходимо по возможности обратиться в здравпункт и сообщить о случившемся работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

Заметив опасность, угрожающую людям или предприятию, работник обязан прекратить работу и сообщить об этом своему непосредственному или выше стоящему руководителю.

При обнаружении пожара или возгорания необходимо:

* немедленно сообщить о пожаре в пожарную часть и руководству предприятия (в случае такой возможности);
* приступить к тушению очага пожара имеющимися средствами пожаротушения.

5. Работник обязан проходить обязательные предварительные медосмотры (при устройстве на работу) и периодические медосмотры (устроившись на работу в организации 1 раз в год согласно графику), внеочередные медосмотры по направлению руководством организации, в соответствии с законодательством РФ.

Работник обязан за счет средств предприятия проходить обязательные медосмотры с целью предупреждения профзаболеваний и несчастных случаев на предприятии.

Предварительные медосмотры проходят лица, впервые устраивающиеся на работу в организации для определения уровня здоровья, чтобы выполнять поручаемую ему работу.

Периодические медосмотры служат для выявления начальных признаков профзаболеваний, а также предупреждения несчастных случаев. Во время прохождения медицинских осмотров работник освобождается от своей основной работы.

По итогам осмотра выдается медицинское заключение. Специалист не прошедший медосмотр по состоянию здоровья, не может быть допущен к работе. Если согласно медицинскому заключению работник имеет противопоказания, то он имеет право перейти на другое место работы.

В этой статье Вы узнали, что такое обязанности работника в области охраны труда. Ниже смотрите видео по этой теме:

Возвращаться с работы живым и здоровым — естественное право каждого. Однако действительность не всегда совпадает с декларациями. Проблема настолько серьезна, что на нее обратили внимание на мировом уровне. Так в международном календаре памятных дат появился Всемирный день охраны труда — он отмечается ежегодно 28 апреля.

⏱ Время прочтения — 6 минут

Только вдумайтесь в эти цифры: во всем мире около 2,3 миллиона смертей в год вызывают несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания. Еще 270 миллионов человек получают травмы с временной утратой трудоспособности, а глобальная экономика несет ущерб в размере 4% ВВП.

Уменьшить статистику можно лишь одним способом — профилактикой. Для социальной защиты работников от профессиональных рисков используется механизм охраны труда, закрепленный в законодательстве.

Различие между охраной труда и техникой безопасности

Эти понятия часто путают, однако на самом деле техника безопасности — лишь малая часть охраны труда. Она устанавливает правила работы на определенном рабочем месте, в конкретной должности или с отдельным оборудованием.

Поясним на примере. Техника безопасности может касаться работы с токарным станком, и ее главная задача — уберечь работника от физических травм при вытачивании деталей. В то же время к системе охраны труда относится целый комплекс мероприятий:

Берегите себя: что нужно знать об охране труда

Цель всех этих мероприятий — свести к минимуму или полностью устранить влияние вредных производственных факторов на здоровье и жизнь персонала.

Обязанности работника по охране труда

До сих пор мы в основном говорили о действиях, которые должны выполнять государство и работодатель. Однако сохранение жизни и здоровья работников зависит и от них самих.

Итак, на предприятии каждый сотрудник обязан:

  • выполнять требования охраны труда;
  • использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • обучаться безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи при травмах;
  • немедленно извещать руководителя об опасных ситуациях, несчастных случаях на производстве и об ухудшении состояния своего здоровья;
  • проходить обязательные медосмотры.

Также работник должен проходить инструктажи по безопасности труда. Всего их существует пять видов:

А на что работник имеет право?

На работу мы ходим трудиться, поэтому главное, на что имеет право каждый из нас, — это на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Обеспечивать эти условия обязан работодатель.

Так, именно работодатель отвечает за безопасность работников при эксплуатации зданий и сооружений. Он же приобретает средства защиты и проводит за свой счет обязательные медосмотры.

Охрана труда женщин

Беременных женщин нельзя направлять в командировки, привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и праздничные дни.

Женщин с детьми в возрасте до 3 лет направлять в командировки и привлекать к названным работам разрешается только с их письменного согласия.

Охрана труда молодежи

Несовершеннолетних работников запрещается привлекать к целому ряду работ с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда. Подростки не смогут устроиться на сталелитейный завод или на шахту, в ночной клуб или алкогольный магазин. Под запретом также вахтовый метод и совместительство.

Кроме того, подростков нельзя отправлять в командировки и просить работать сверхурочно.

Еще один важный момент — продолжительность рабочего времени. Она зависит от возраста работника:

  • от 14 до 16 лет: не более 24 часов в неделю;
  • от 16 до 18 лет: не более 35 часов в неделю.

Подросток хочет подрабатывать в свободное от учебы время? Тогда продолжительность его рабочей недели сократится вдвое от возрастных норм: до 12 или 17,5 часа соответственно.

Несовершеннолетних разрешено принимать на работу только после предварительного медосмотра. В дальнейшем медосмотр проводится ежегодно, пока юному сотруднику не исполнится 18 лет.

Охрана труда несовершеннолетних подразумевает также удлиненные отпуска — не менее 31 календарного дня. Отпуск можно использовать в любое удобное время.

Как стать специалистом по охране труда?

Также есть вариант и для тех, кто уже имеет диплом любого высшего или среднеспециального учебного заведения: вы можете пройти профессиональную переподготовку в области охраны труда. Такие курсы организуют аккредитованные центры дополнительного образования. Общий объем программы — 256 часов (60 дней).

ВакансияРегион
1Начинающий специалист по охране трудаМосква
2Специалист по охране трудаМосква
3Специалист по охране труда (розничная торговля)Москва
4Главный специалист службы охраны трудаМосква
5Инженер по охране труда и эксплуатации инженерных сетейСанкт-Петербург
6Старший специалист по охране трудаКазань
7Инженер по охране труда и технике безопасностиЕлабуга
8Инженер по охране труда и технике безопасностиОмск
9Специалист по охране труда и пожарной безопасностиИркутск
10Ведущий инженер по охране труда и промышленной безопасностиНижневартовск

А всех специалистов охраны труда поздравляем с наступающим профессиональным праздником!

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ) от 29 октября 2021 г. N 774н “Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места”


Обзор документа

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ) от 29 октября 2021 г. N 774н “Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места”

В соответствии с частью седьмой статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2021, N 27, ст. 5139) и подпунктом 5.2.18 (1) пункта 5 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528; 2021, N 42, ст. 7120), приказываю:

1. Утвердить общие требования к организации безопасного рабочего места согласно приложению.

2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 года.

Министр А.О. Котяков

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
29 октября 2021 г. N 774н

Общие требования
к организации безопасного рабочего места

I. Общие положения

1. Общие требования к организации безопасного рабочего места (далее - Требования) разработаны в целях обеспечения выполнения требований охраны труда работниками, занятыми на своих рабочих местах, и работодателями, при организации рабочих мест. Для рабочих мест с территориально меняющимися рабочими зонами, где рабочей зоной считается оснащенная необходимыми средствами производства часть рабочего места, в которой один работник или несколько работников выполняют схожие работы или технологические операции 1 положения Требований распространяются на каждую рабочую зону.

2. Рабочее место, его оборудование и оснащение, применяемые в соответствии с особенностями выполняемых работ, должны обеспечивать сохранение жизни и здоровья занятых на нем работников при соблюдении ими положений применяемых у работодателя нормативных правовых актов по вопросам охраны труда (далее по тексту - государственные требования охраны труда).

3. На рабочем месте (в рабочей зоне) должны быть приняты меры по снижению до установленных предельно допустимых значений уровней воздействия (концентрации) вредных и (или) опасных производственных факторов на занятых на данном рабочем месте работников с учетом применения ими средств индивидуальной (коллективной) защиты.

4. Рабочее место (рабочая зона), его размеры, взаимное расположение органов управления, средств отображения информации, размещение вспомогательного оборудования и инструментов должны учитывать требования к выполняемой работе в соответствии с государственными требованиями охраны труда.

II. Требования к организации рабочего места

5. При организации рабочего места (рабочей зоны) должна быть обеспечена возможность смены рабочей позы занятыми на нем работниками.

6. В зависимости от особенностей выполняемой работы рабочая поза работника в положении "сидя" является более удобной, чем рабочая поза в положении "стоя". Если основной рабочей позой работника является положение "стоя", организация рабочего места должна обеспечивать возможность смены основной рабочей позы на положение "сидя", в том числе посредством организации места для сидения.

7. Удобство рабочей позы работника в положении "сидя" достигается регулированием взаимного положения места для сидения и рабочей поверхности, в том числе ее высоты и размеров, а также высоты и угла наклона подставки для ног при ее применении.

При невозможности обеспечения указанного выше регулирования рабочей позы допускается использование рабочего места с нерегулируемыми параметрами. В этом случае высота рабочей поверхности устанавливается в соответствии с государственными требованиями охраны труда, исходя из особенностей выполнения работы, требований к обеспечению требуемой точности действий при ее выполнении и контролю за ее выполнением, среднего роста работающих (мужчин - если работают только мужчины, женщин - если работают только женщины, по отдельности мужчин и женщин - если работают и мужчины, и женщины).

8. При организации рабочего места (рабочей зоны) в соответствии с государственными требованиями охраны труда должно быть обеспечено безопасное выполнение трудовых операций во всех зонах досягаемости в зависимости от требуемой точности и частоты действий при осуществлении управления размещенными на данном рабочем месте (в рабочей зоне) машинами, оборудованием, инструментами и приспособлениями.

9. При организации рабочего места (рабочей зоны) должно быть обеспечено устойчивое положение и свобода движений занятого на нем работника, возможность контроля деятельности и безопасность выполнения трудовых операций при условии соблюдения государственных требований охраны труда.

10. При организации рабочего места (рабочей зоны) должна быть исключена, а в случае невозможности исключения, обусловленной особенностями организации производственного процесса, снижена до минимума продолжительность времени выполнения работы в вызывающих повышенную утомляемость неудобных рабочих позах 2 , связанных с наклоном или поворотом туловища, с поднятыми выше уровня плеч руками, с неудобным (стесненным) размещением ног, с необходимостью удержания рук на весу, с расположением органов управления или рабочих поверхностей оборудования вне пределов максимальной досягаемости рук работника либо с наличием в поле зрения работника объектов, препятствующих наблюдению за обслуживаемым объектом или процессом, а также в вынужденных рабочих позах 3 в положениях "лежа", "на коленях", "на корточках".

11. При организации рабочего места (рабочей зоны) необходимо обеспечить обзор наблюдения с места выполнения работ, обеспечивающий восприятие визуальных средств отображения информации и знаков безопасности.

12. Средства отображения информации должны учитывать частоту и значимость поступающей информации, тип средства отображения информации, точность и скорость слежения и считывания, размещаться в зонах, обеспечивающих восприятие информации, содержащейся в средствах отображения.

13. Визуальные средства отображения информации должны иметь освещение, обеспечивающее восприятие отображаемой информации с места выполнения работ.

14. Размещение органов управления машинами и оборудованием на рабочем месте (в рабочей зоне) должно обеспечивать соблюдение государственных требований охраны труда, в том числе учитывать рабочую позу работника, функциональное назначение органа управления, частоту применения, последовательность использования, функциональную связь с соответствующими средствами отображения информации.

15. Расстояние между органами управления машинами и оборудованием должно исключать возможность произвольного изменения положения не задействованного органа управления при манипуляции с иным смежным органом управления.

16. Машины, механизмы, производственное оборудование, являющиеся источником травмоопасности, в соответствии с требованиями технических регламентов должны оснащаться защитными ограждениями и блокировками, исключающими работу оборудования при снятии защитного ограждения, при нахождении человека или частей его тела в зоне работы травмирующих частей и агрегатов, эксплуатация таких машин, механизмов, производственного оборудования должна осуществляться в соответствии с требованиями технической (эксплуатационной) документации и с соблюдением государственных требований охраны труда.

17. Участки и зоны, где работодателем по результатам проведенной им оценки профессиональных рисков определена высокая вероятность травмирования работников, должны быть обозначены разметкой сигнальной и/или знаками безопасности с учетом государственных требований охраны труда.

18. Применение знаков безопасности и разметки сигнальной дополняется информированием работника всеми доступными работодателю способами, предусмотренными системой управления охраной труда, в целях предупреждения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов при осуществлении ими трудовой деятельности.

19. Рабочее место (рабочая зона), при осуществлении на нем работ по подъему и перемещению людей и грузов оснащается вспомогательным подъемно-транспортным оборудованием (средствами) с учетом государственных требований охраны труда.

20. При организации рабочих мест их взаимное расположение и компоновка должны обеспечивать безопасный доступ занятых на них работников на каждое рабочее место и возможность быстрой эвакуации работников при возникновении аварийной или иной чрезвычайной ситуации в соответствии с государственными требованиями охраны труда. Пути эвакуации и проходы должны быть свободны для движения, обозначены соответствующими указателями и иметь освещенность, обеспечивающую их восприятие.

III. Требования к безопасному содержанию рабочего места

21. Рабочее место (рабочая зона) и взаимное расположение его элементов должны обеспечивать содержание, техническое обслуживание, уборку и чистку используемых на рабочем месте машин и оборудования, инструментов и мебели с учетом государственных требований охраны труда.

22. Организация и содержание рабочих мест, а также расстояния между рабочими местами (рабочими зонами) должны обеспечивать безопасное передвижение работников и транспортных средств, безопасные действия с сырьем, материалами, заготовками, полуфабрикатами при соблюдении государственных требований охраны труда.

1 Часть 4 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991).

Обзор документа

На период с 1 марта 2022 г. до 1 марта 2028 г. установлены требования к организации безопасного рабочего места.

Так, если работать приходится в основном стоя, то обеспечивается возможность присесть во время работы. Использование рабочих поз в положениях "лежа", "на коленях", "на корточках" минимизируется.

Машины, механизмы, производственное оборудование, являющиеся источником травмоопасности, должны оснащаться защитными ограждениями и блокировками.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: