Обязан ли сотрудник сдавать боеприпасы в случае их неполного израсходования и кому

Обновлено: 04.05.2024

Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 №1307н).

Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее – постановления) принимают Главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ).

В данных постановлениях также указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.

Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона №52-ФЗ).

В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по COVID-19 по состоянию на 23.07.2021 г. данные постановления приняты в 35 субъектах РФ.

Вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан.

Работодателям рекомендуется организовать во взаимодействии с профсоюзом (при наличии) разъяснительную работу среди трудового коллектива:

  • распространить официально размещенную на сайтах Минздрава России, Роспотребнадзора и органа власти субъекта РФ информацию о текущей эпидситуации в регионе по COVID-19, об эффективности вакцинации против COVID-19, проводимой в целях снижения риска инфицирования и предупреждения развития тяжелых форм заболевания;
  • использовать личный положительный опыт работников, прошедших вакцинацию (с их согласия);
  • доводить до работников информацию о применяемых в Российской Федерации вакцинах, о стационарных и передвижных пунктах вакцинации;
  • предоставлять дополнительное время (выходной день) работникам для прохождения вакцинации (на усмотрение работодателя).

Согласно статье 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений, в соответствии с Конституцией РФ, осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе локальными нормативными актами работодателя. Трудовым законодательством работодателю предоставлены широкие возможности для регулирования вопросов организации труда работников.

Исходя из положений статей 8, 22, 41 Трудового кодекса РФ повышенные или дополнительные гарантии и компенсации, в том числе по предоставлению дополнительного времени отдыха работникам, проходящим вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом.

Например, дополнительные оплачиваемые дни отдыха с сохранением заработной платы, возможность присоединения их к очередному отпуску.

2. Для контроля за эпидемическим процессом и стабилизации ситуации по заболеваемости COVID-19 необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад), не привитые, имеющие медицинские противопоказания, и прочие должны составлять не более 20% от списочного состава работающих.

К прочим, в том числе могут относиться работники:

  • направленные организацией на обучение с отрывом от работы (на весь период действия постановления), получающие стипендию за счет средств организации;
  • на весь период действия постановления находящиеся в простоях, а также в неоплаченных отпусках по инициативе работодателя;
  • находящиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением ребенка со дня рождения усыновленного ребенка, а также в отпуске по уходу за ребенком;
  • обучающиеся в образовательных организациях и находящиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также работники, поступающие в образовательные организации, находящиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством РФ;
  • не явившиеся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности);
  • находящиеся в длительных служебных командировках за границей.

3. Расчет процента вакцинированных работников организациям рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

а) кадровое подразделение организации составляет список работников (списочную численность, за исключением вакантных должностей), в который включаются наемные работники, работающие по трудовому договору и выполняющие постоянную, временную или сезонную работу, а также работающие собственники организаций, получающие заработную плату в данной организации;

б) работник, прошедший вакцинацию представляет информацию о вакцинации в кадровое подразделение организации. Данные о прохождении/непрохождении вакцинации относятся к персональным данным и не подлежат распространению без согласия работника;

в) кадровое подразделение организации соотносит суммарную численность работников, предоставивших информацию о своей вакцинации, к списочной численности работников, учитываемую при оценке процента вакцинированных работников организации, и определяет процент вакцинированных работников организации.

Контроль охвата профилактическими прививками органами исполнительной власти субъектов РФ, органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, может реализовываться различными способами.

Принимаемые Российской Федерацией профилактические и противоэпидемические меры в рамках предотвращения распространения COVID-19 вызваны особыми обстоятельствами, носят временный характер и направлены исключительно во благо сохранения здоровья граждан.

Заместитель министра труда и социальной защиты РФ

Е.В. МУХТИЯРОВА

Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору

в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека

Е.Б. ЕЖЛОВА

РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРИ ПРИНЯТИИ ГЛАВНЫМИ САНИТАРНЫМИ ВРАЧАМИ СУБЪЕКТОВ РФ РЕШЕНИЙ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ПО ЭПИДЕМИЧЕСКИМ ПОКАЗАНИЯМ (В ВИДЕ МОТИВИРОВАННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ГРАЖДАНАМ ИЛИ ОТДЕЛЬНЫМ ГРУППАМ ГРАЖДАН)

Работодателю необходимо:

1. Определить перечень работников, которые относятся к группе (категории) работников, подлежащих вакцинации по постановлению Главного государственного санитарного врача по субъекту РФ.

2. Издать приказ об организации проведения профилактических прививок. В приказе необходимо указать:

  • сведения о необходимости вакцинации;
  • сроки прохождения вакцинации и предоставлении информации о прохождении вакцинации или об отказе от этой процедуры;
  • порядок предоставления сведений (сертификатов) о прохождении вакцинации;
  • порядок предоставления сведений о противопоказаниях к прививке;
  • информацию о возможности отстранения работника на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1998 № 157-ФЗ, абзаца восьмого части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации в случае отказа от прохождения вакцинации;
  • должностное лицо, ответственное за организацию прохождения вакцинации и сбор информации о прохождении вакцинации сотрудниками.

Основания для издания приказа:

3. Ознакомить работников, которые подлежат вакцинации, с приказом под роспись.

4. Организовать прохождение вакцинации работниками централизовано или обеспечить работникам возможность в течение рабочего времени пройти вакцинацию самостоятельно с сохранением за работником заработной платы в период отсутствия на рабочем месте в связи с вакцинацией.

5. Приказом возможно определить меры поддержки работников, прошедших вакцинацию.

6. В случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).

Форму приказа об отстранении работника в связи с отказом проходить вакцинацию работодатель может разработать самостоятельно.

В приказе необходимо указать фамилию, имя, отчество, должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения (на период эпиднеблагополучия).

7. В случае если трудовая функция может быть выполнена дистанционно, работодатель вправе предложить работнику выполнение работы дистанционно либо по собственной инициативе работника временно перевести его на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким правом преимущественно необходимо воспользоваться в отношении работников, имеющих противопоказания к проведению профилактической прививки.

8. Ознакомить работников, перечисленных в пункте 6, с упомянутым приказом под роспись.

Право приобретения гражданского огнестрельного оружия имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, после получения в органах внутренних дел по месту жительства лицензии на приобретение конкретного вида оружия. Право приобретения огнестрельного оружия ограниченного поражения (травматическое оружие) наступает по достижении 21 года.

Граждане Российской Федерации, впервые приобретающие гражданское огнестрельное оружие, гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовые пистолеты, револьверы или охотничье пневматическое оружие, за исключением граждан, имеющих разрешение на хранение или хранение и ношение огнестрельного оружия, граждан, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины либо уволенных из этих организаций с правом на пенсию, обязаны пройти подготовку в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием.

Охотничье и спортивное огнестрельное оружие имеют право приобретать граждане, которым выданы охотничьи билеты (спортивный паспорт или удостоверение, подтверждающее спортивное звание по виду спорта).

Охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее 5 лет.

Лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации

  1. не представившим в органы внутренних дел документов о прохождении соответствующей подготовки и других указанных в настоящем Федеральном законе документов;
  2. лишенным по решению суда права на приобретение оружия;
  3. состоящим на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании.
  4. подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.";

Право на хранение и ношение оружия и патронов имеют юридические и физические лица, получившие в органах внутренних дел разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.

Принадлежащее гражданам Российской Федерации оружие и патроны должны храниться по месту проживания с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов, либо деревянных ящиках, обитых железом.

Хранение оружия и патронов в местах временного пребывания граждан должно осуществляться с соблюдением условий, исключающих доступ к ним посторонних лиц.

Запрещено хранение огнестрельного оружия и патронов гражданами, не получившими в органах внутренних дел разрешения на хранение, ношение и использование оружия.

Запрещено ношение оружия:

  • в состоянии опьянения,
  • на территориях образовательных организаций,
  • в организациях, предназначенных для развлечения и досуга, осуществляющих работу в ночное время и реализующих алкогольную продукцию,
  • при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий.

Запрещена пересылка оружия.

При ношении оружия граждане обязаны иметь при себе документы, удостоверяющие личность, а также выданные уполномоченным органом государственной власти в сфере оборота оружия лицензию либо разрешение на хранение и ношение оружия.

Граждане, имеющие право на хранение и ношение оружия, обязаны выполнять установленные правила безопасного обращения с ним.

В случае нарушения установленных требований граждане могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Передача огнестрельного оружия другому лицу категорически запрещается.

ст. 20.8 КоАП РФ

нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов гражданами влечет –

  • наложение административного штрафа в размере от 500 до 2-х тысяч рублей,
  • либо лишение права на приобретение, хранение, ношение оружия на срок от 6-ти месяцев до 1-го года.
  • наложение административного штрафа на граждан в размере от 2-х тысяч до 5-ти тысяч

рублей (в отдельных случаях – с конфискацией оружия),

  • либо лишение права на приобретение, хранение, ношение оружия на срок от 1-го года до 2-х лет (в отдельных случаях – с конфискацией оружия).
  • лишение права на приобретение, хранение, ношение оружия на срок от 1-го года до 2-х лет (в отдельных случаях – с конфискацией оружия).
  • наложение административного штрафа на граждан в размере от 1-й тыс. до 5-ти тыс. руб. незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия

ограниченного поражения влечет –

  • наложение административного штрафа на граждан в размере от 3-х тыс. до 5-ти тыс. руб. с конфискацией оружия и патронов,
  • либо административный арест на срок от 5-ти до 15-ти суток с конфискацией оружия и патронов.

установка на гражданском оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела ночного видения –

  • влечет наложение административного штрафа в размере от 2-х тыс. до 2,5 тыс. руб. с конфискацией установленных приспособлений.

незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия без разрешения органов внутренних дел –

  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1-й тыс. до 5-ти тыс. руб. (в отдельных случаях – с конфискацией оружия).

нарушение гражданином установленных сроков регистрации приобретенного по лицензии органов внутренних дел оружия, а равно продления (перерегистрации) разрешения на его хранение, ношение, а также сроков постановки оружия на учет в органах внутренних дел при изменении гражданином постоянного места жительства –

  • влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1-й тыс. до 3-х тыс. руб.

пересылка оружия –

  • влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1-й тыс. руб. (в отдельных случаях – с конфискацией оружия).
  • влечет наложение административного штрафа в размере от 1-й тыс. до 1,5 тыс. руб.
  • влечет наложение административного штрафа в размере от 1,5 тыс. до 3-х тыс. рублей,
  • либо лишение права на приобретение и хранение, хранение и ношение оружия на срок от 1-го года до 2-х лет.

стрельба из оружия в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил –

  • влечет наложение административного штрафа в размере от 3-х тыс. до 5-ти тыс. руб. (в отдельных случаях – с конфискацией оружия и патронов).
  • влечет наложение административного штрафа в размере от 40 тыс. до 50-ти тыс. руб. с конфискацией оружия и патронов,
  • либо лишение права на приобретение, хранение, ношение оружия на срок от 1,5 до 3-х лет с конфискацией оружия и патронов.
  • влечет наложение административного штрафа в размере от 50-ти тыс. до 100 тыс. руб. с конфискацией оружия и патронов,
  • либо лишение права на приобретение, хранение, ношение оружия на 3 года с конфискацией оружия и патронов.
  • либо принудительными работами на срок до 4-х лет,
  • либо арестом на срок до 6-ти месяцев,
  • либо лишением свободы на срок до 4-х лет со штрафом в размере до 80-ти тыс. руб. (или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-х месяцев).
  • обязательными работами на срок до 480-ти часов,
  • либо исправительными работами на срок от 1-го года до 2-х лет,
  • либо ограничением свободы на срок до 2-х лет,
  • либо принудительными работами на срок до 2-х лет,
  • либо арестом на срок от 3-х до 6-ти месяцев,
  • либо лишением свободы на срок до 2-х лет со штрафом в размере до 80-ти тыс. руб. (или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6-ти месяцев).

Примечание: Лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

(выписка из ст. 222 УК РФ)

  • лишением свободы на срок от 3-х до 5-ти лет со штрафом в размере от 100 тыс. до 200
  • обязательными работами на срок до 480-ти часов,
  • либо исправительными работами на срок от 1-го года до 2-х лет,
  • либо ограничением свободы на срок до 2-х лет,
  • либо лишением свободы на срок до 2-х лет со штрафом в размере от 50-ти тыс. до 80-ти тыс. руб. (или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6-ти месяцев).

(выписка из ст. 223 УК РФ)

  • штрафом в размере до 100 тыс. руб. (или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6-ти месяцев),
  • либо обязательными работами на срок до 360-ти часов,
  • либо исправительными работами на срок до 1-го года,
  • либо ограничением свободы на срок до 1-го года,
  • либо арестом на срок до 6-ти месяцев.
  • наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
  1. Владелец оружия всегда должен обращаться с оружием так, как будто оно заряжено и готово к выстрелу.
  1. Приступать к стрельбе из оружия только после изучения его устройства, порядка взаимодействия составных частей, приемов разборки, сборки, заряжания и разряжения, методов прицеливания и ведения стрельбы, а также настоящих Правил.
  2. Соблюдать требования безопасности, изложенные в паспорте (инструкции по эксплуатации) конкретного образца оружия.
  3. Проверять каналы стволов до и после стрельбы на наличие в них посторонних предметов и, при необходимости, удалять их.
  4. В случае осечки открывать затвор оружия не ранее, чем через 5 секунд, во избежание последствий затяжного выстрела при открытом затворе.
  5. Транспортировать оружие разряженным и упакованным в транспортную тару, футляр или чехол. При перевозке и транспортировании патроны могут быть упакованы в одну укупорку с оружием без досылания в патронник, снаряжения магазина или барабана.
  6. Хранить оружие и патроны в местах проживания в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом, в сухом помещении, при этом оружие должно быть разряжено и поставлено на предохранитель, а патроны находиться в упаковке отдельно от оружия, не ближе 1 метра от источников тепла и электронагревательных приборов.
  1. Направлять оружие на человека, даже если оно не заряжено, либо в сторону людей, домашних животных, зданий и сооружений, за исключением случаев самообороны.
  2. Досылать патрон в патронник ствола силой либо забивать его.
  3. Стрелять из неустойчивых положений или одновременно из двух стволов двуствольного оружия.
  4. Применять патроны, не предназначенные для стрельбы из данного образца оружия.
  5. Использовать для стрельбы неисправные патроны, патроны с истекшим сроком годности либо патроны, снаряженные предметами, не предназначенными для использования в качестве поражающих элементов.
  6. Самостоятельно производить ремонт основных узлов и механизмов оружия, вносить в них конструктивные изменения.
  7. Хранить оружие и патроны в одном помещении с горючими, легковоспламеняющимися и химически агрессивными материалами.
  8. Осуществлять ношение, транспортирование и использование оружия, а также снаряжение патронов в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического и иного), под воздействием лекарственных препаратов, ставящих под угрозу безопасность владельца оружия и окружающих его людей.

Добровольная сдача огнестрельного оружия на возмездной основе

Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2004 г. № 63 «О мерах

Наименование сдаваемых предметов вооружения

Размер вознаграждения (рублей)

Боевое ручное стрелковое и холодное оружие

Гранатомет, миномет, пулемет (за 1 единицу)

Автомат (за 1 единицу)

Винтовка, карабин (за 1 единицу)

Пистолет, револьвер (за 1 единицу)

Огнестрельное оружие ограниченного поражения с патронами травматического

действия (за 1 единицу)

Огнестрельное длинноствольное с нарезным стволом, огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное) длинноствольное, в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами, огнестрельное с нарезным стволом (за 1 единицу)

Пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм, огнестрельное гладкоствольное (за 1 единицу)

Огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства) с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия (за 1 единицу)

Самодельное оружие (атипичное), обрезы

Самодельное огнестрельное нарезное оружие, в том числе короткоствольное, обрез огнестрельного нарезного оружия (за 1 единицу)

Самодельное огнестрельное гладкоствольное оружие, обрез огнестрельного гладкоствольного оружия (за 1 единицу)

Снаряды, мины, гранаты (штатный боеприпас) (за 1 единицу)

Гранаты ручные (за 1 единицу)

Взрывчатые вещества (ВВ), взрывное устройство (ВУ), средство взрывания (СВ)

Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 №1307н).

Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее – постановления) принимают Главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ).

В данных постановлениях также указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.

Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона №52-ФЗ).

В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по COVID-19 по состоянию на 23.07.2021 г. данные постановления приняты в 35 субъектах РФ.

Вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан.

Работодателям рекомендуется организовать во взаимодействии с профсоюзом (при наличии) разъяснительную работу среди трудового коллектива:

  • распространить официально размещенную на сайтах Минздрава России, Роспотребнадзора и органа власти субъекта РФ информацию о текущей эпидситуации в регионе по COVID-19, об эффективности вакцинации против COVID-19, проводимой в целях снижения риска инфицирования и предупреждения развития тяжелых форм заболевания;
  • использовать личный положительный опыт работников, прошедших вакцинацию (с их согласия);
  • доводить до работников информацию о применяемых в Российской Федерации вакцинах, о стационарных и передвижных пунктах вакцинации;
  • предоставлять дополнительное время (выходной день) работникам для прохождения вакцинации (на усмотрение работодателя).

Согласно статье 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений, в соответствии с Конституцией РФ, осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе локальными нормативными актами работодателя. Трудовым законодательством работодателю предоставлены широкие возможности для регулирования вопросов организации труда работников.

Исходя из положений статей 8, 22, 41 Трудового кодекса РФ повышенные или дополнительные гарантии и компенсации, в том числе по предоставлению дополнительного времени отдыха работникам, проходящим вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом.

Например, дополнительные оплачиваемые дни отдыха с сохранением заработной платы, возможность присоединения их к очередному отпуску.

2. Для контроля за эпидемическим процессом и стабилизации ситуации по заболеваемости COVID-19 необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад), не привитые, имеющие медицинские противопоказания, и прочие должны составлять не более 20% от списочного состава работающих.

К прочим, в том числе могут относиться работники:

  • направленные организацией на обучение с отрывом от работы (на весь период действия постановления), получающие стипендию за счет средств организации;
  • на весь период действия постановления находящиеся в простоях, а также в неоплаченных отпусках по инициативе работодателя;
  • находящиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи с усыновлением ребенка со дня рождения усыновленного ребенка, а также в отпуске по уходу за ребенком;
  • обучающиеся в образовательных организациях и находящиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также работники, поступающие в образовательные организации, находящиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством РФ;
  • не явившиеся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности);
  • находящиеся в длительных служебных командировках за границей.

3. Расчет процента вакцинированных работников организациям рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

а) кадровое подразделение организации составляет список работников (списочную численность, за исключением вакантных должностей), в который включаются наемные работники, работающие по трудовому договору и выполняющие постоянную, временную или сезонную работу, а также работающие собственники организаций, получающие заработную плату в данной организации;

б) работник, прошедший вакцинацию представляет информацию о вакцинации в кадровое подразделение организации. Данные о прохождении/непрохождении вакцинации относятся к персональным данным и не подлежат распространению без согласия работника;

в) кадровое подразделение организации соотносит суммарную численность работников, предоставивших информацию о своей вакцинации, к списочной численности работников, учитываемую при оценке процента вакцинированных работников организации, и определяет процент вакцинированных работников организации.

Контроль охвата профилактическими прививками органами исполнительной власти субъектов РФ, органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, может реализовываться различными способами.

Принимаемые Российской Федерацией профилактические и противоэпидемические меры в рамках предотвращения распространения COVID-19 вызваны особыми обстоятельствами, носят временный характер и направлены исключительно во благо сохранения здоровья граждан.

Заместитель министра труда и социальной защиты РФ

Е.В. МУХТИЯРОВА

Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору

в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека

Е.Б. ЕЖЛОВА

РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРИ ПРИНЯТИИ ГЛАВНЫМИ САНИТАРНЫМИ ВРАЧАМИ СУБЪЕКТОВ РФ РЕШЕНИЙ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ПО ЭПИДЕМИЧЕСКИМ ПОКАЗАНИЯМ (В ВИДЕ МОТИВИРОВАННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ГРАЖДАНАМ ИЛИ ОТДЕЛЬНЫМ ГРУППАМ ГРАЖДАН)

Работодателю необходимо:

1. Определить перечень работников, которые относятся к группе (категории) работников, подлежащих вакцинации по постановлению Главного государственного санитарного врача по субъекту РФ.

2. Издать приказ об организации проведения профилактических прививок. В приказе необходимо указать:

  • сведения о необходимости вакцинации;
  • сроки прохождения вакцинации и предоставлении информации о прохождении вакцинации или об отказе от этой процедуры;
  • порядок предоставления сведений (сертификатов) о прохождении вакцинации;
  • порядок предоставления сведений о противопоказаниях к прививке;
  • информацию о возможности отстранения работника на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.07.1998 № 157-ФЗ, абзаца восьмого части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации в случае отказа от прохождения вакцинации;
  • должностное лицо, ответственное за организацию прохождения вакцинации и сбор информации о прохождении вакцинации сотрудниками.

Основания для издания приказа:

3. Ознакомить работников, которые подлежат вакцинации, с приказом под роспись.

4. Организовать прохождение вакцинации работниками централизовано или обеспечить работникам возможность в течение рабочего времени пройти вакцинацию самостоятельно с сохранением за работником заработной платы в период отсутствия на рабочем месте в связи с вакцинацией.

5. Приказом возможно определить меры поддержки работников, прошедших вакцинацию.

6. В случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).

Форму приказа об отстранении работника в связи с отказом проходить вакцинацию работодатель может разработать самостоятельно.

В приказе необходимо указать фамилию, имя, отчество, должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения (на период эпиднеблагополучия).

7. В случае если трудовая функция может быть выполнена дистанционно, работодатель вправе предложить работнику выполнение работы дистанционно либо по собственной инициативе работника временно перевести его на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким правом преимущественно необходимо воспользоваться в отношении работников, имеющих противопоказания к проведению профилактической прививки.

8. Ознакомить работников, перечисленных в пункте 6, с упомянутым приказом под роспись.

Последнее время среди работников появилось большое количество т.н. ковид-диссидентов, которые отказываются прививаться от коронавирусной инфекции. Кроме того, есть работники, которые имеют медицинские противопоказания к таким вакцинам. В связи с этим, порядок отстранения от работы за отказ от вакцинации (прививки) от коронавируса разъяснил Роструд в письме от 13.07.2021 № 1811-ТЗ: как оформить отстранение, с какой даты и др. В том числе, оно касается тех, кто работает на удалёнке (дистанционные сотрудники).

Что говорит ТК РФ и другие законы

Трудовым кодексом РФ предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей: это возможно не только в случаях, предусмотренных ТК РФ и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами РФ (абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ).

В этом законе указано, что отсутствие профилактических прививок влечет:

  • отказ в приеме на работы, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями;
  • отстранение граждан от таких работ.

Такие полномочия подтверждают п. 1 и 2 ст. 10 Закона № 157-ФЗ и приказ Минздрава от 21.03.2014 № 125н, которым утверждены Национальный календарь профилактических прививок и Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приложение № 2).

Таким образом, в календарь профилактических прививок по эпидпоказаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте РФ вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или их категорий (работников отдельных отраслей).

Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидпоказаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача региона или его зама, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.

Из п. 2 ст. 11 Закона № 157-ФЗ следует, что любые профилактические прививки проводятся добровольно. Но при этом результатом отказа может быть отстранение от работы без сохранения зарплаты.

Следовательно, отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы.

Более того: работодатель обязан отстранить от работы сотрудника, выразившего отказ от проведения вакцинации при отсутствии медпротивопоказаний. Основание – абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ.

Если работа удалённая

Количество работников, которые должны быть привиты для предотвращения дальнейшей угрозы распространения коронавирусной инфекции, устанавливает главный санитарный врач региона.

В 60% работников, указанных в п. 2.1 постановления Главного санитарного врача Москвы от 15.06.2021 № 1 учтены исключительно сотрудники (независимо от условий и характера работы), получившие вакцинацию. Исключения предусмотрены для работников, имеющих медицинские противопоказания.

Таким образом, сотрудники, работающие удаленно (дистанционно) при отказе от вакцинации и не имеющие противопоказаний к ней могут быть отстранены от работы.

Дистанционные работники подлежат обязательной вакцинации, если не имеют противопоказаний.

Как оформить отстранение

В случае отказа работника от вакцинации без уважительной причины к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранения работника от работы без сохранения заработной платы. Основание для лишения зарплаты в этом случае – ч. 3 ст. 76 ТК РФ.

Форма приказа об отстранении работника в связи с отказом проходить обязательную вакцинацию – свободная. Работодатель может разработать её самостоятельно. При этом в приказе необходимо указать:

  • Ф.И.О. и должность работника;
  • основания, по которым он отстранён от работы;
  • срок отстранения.

До издания такого приказа нужно получить от работника письменный отказ от вакцинации.

С приказом об отстранении следует ознакомить его под подпись.

Таким образом, сначала нужно запросить у работника письменный отказ от вакцинации, а затем оформить приказ об отстранении без сохранения зарплаты.

С какой даты отстранить

Дата отстранения от работы в связи с отказом от вакцинации зависит от сроков проведения вакцинации, определенных Главным санитарным врачом региона.

  • до 15 июля 2021 года – организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной;
  • до 15 августа 2021 – вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции.

Перечень, форму, содержание, а также лиц, имеющих право выдавать такие документы, определяет Министерство здравоохранения РФ.

Если есть противопоказания

Правила об обязательной вакцинации не распространяются на тех, у которых есть противопоказания к ней, установленные методическими рекомендациями к порядку проведения вакцинации препаратами Гам-КОВИД-Вак, ЭпиВакКорона и КовиВак, которые подтверждены медицинским заключением.

По мнению Роструда, работодатель вправе требовать от работников, имеющих противопоказания к вакцинации от COVID-19, представить подтверждающие медицинские документы. В случае отказа работник подлежит отстранению от работы без сохранения заработной платы.

Читайте также: