Возмещение ущерба мвд сотрудником

Обновлено: 15.05.2024

Возмещение сотруднику полиции потерпевшего от преступления и других правонарушений, причиненного ему материального и морального вреда.

Следует учитывать, что в соответствии с п. 5 ч.1 ст.13 названного выше ФЗ № 342 сотрудник полиции не должен допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, если это не входит в его служебные обязанности.

В данном конспекте рассмотрим:

1. Порядок компенсации материального, физического и морального вреда, причиненного сотруднику полиции пострадавшего от преступления.

2. Порядок обращения в суд в рамках гражданского судопроизводства.

Потерпевший в уголовном судопроизводстве - физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.

Итак, определяющим значением для признания потерпевшим является наличие вреда причиненного противоправным деянием. В праве существует три вида вреда: физический, имущественный и моральный.

Физический вред - ущерб, причиненный жизни и здоровью (термин употребляется в уголовном судопроизводстве). В него входят: смерть человека, причиненный вред здоровью всех степеней тяжести, побои и истязание.

Имущественный вред – ущерб, причиненный собственности потерпевшего. В него входят: хищения, уничтожение или повреждение чужого имущества и т.п.

Моральный вред - ущерб неимущественного характера, причинённый противоправными действиями. Выражается в умалении достоинства личности, причинении нравственных и физических страданий, в подрыве репутации и т.п.

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причинённым увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесённым в результате нравственных страданий и др. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10).

В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом. Например, когда вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.

При наличии вышеуказанных признаков вреда (одного или нескольких видов), причиненного противоправным деянием, сотрудник полиции вправе предъявить требование о возмещении имущественного, физического или морального вреда в порядке, предусмотренном ч.1 ст. 44 УПК РФ и ч. 3,4 ст. 42 УПК РФ, а так же ст. ст. 151, 1099 – 1101 ГК РФ, в рамках уголовного судопроизводства.

Следователь, дознаватель или судья после письменного обращения к нему потерпевшего сотрудника, обязан вынести постановление о признании данного полицейского – гражданским истцом (суд выносит определение), разъяснив при этом его права и обязанности. Следователь (дознаватель) или судья не вправе отказать в признании потерпевшего по делу гражданским истцом.

Гражданский иск предъявляется конкретным лицам, он может быть предъявлен:

1) обвиняемому; 2) лицам, несущим материальную ответственность за обвиняемого.

Платить вам, в рамках уголовного судопроизводства не придется, от уплаты государственной пошлины гражданский истец освобождается (ч. 2 ст. 44 УПК РФ).

Размер вреда подлежащий возмещению в денежном эквиваленте, определяется сотрудником полиции индивидуально:

Размер физического вреда определяется исходя из расходов на лечение (лекарства, докторов, реабилитацию) не подлежащих государственному возмещению и других расходов вызванных нарушением здоровья.

Размер материального вреда – исходя из фактической стоимости материальных ценностей.

Размер морального вреда - определяется сотрудником, с учетом причиненных ему физических и нравственных страданий, а так же требований справедливости и соразмерности.

Сумму, заявляемую вами на возмещение любого вреда необходимо обосновать (например, справками, чеками, показаниями свидетелей, заключениями экспертов и т.д.).

Физические и нравственные страдания, сотрудник может подтвердить медицинскими документами и (или) показаниями свидетелей. В первую очередь, в максимально короткие сроки после конфликта, крайне желательно обратиться в медицинское учреждение, где замерить артериальное давление и если оно повышенное (при стрессе и волнении давление повышается), попросить зафиксировать данный факт документально. Если имеются другие жалобы на расстройства здоровья (головокружение, головные боли и т.п.), возникшие в результате противоправных действий в отношении полицейского, необходимо также сообщить о них доктору, убедившись, что он их задокументировал. Попросите доктора, сразу сделать выписку из медицинских документов, заверьте ее у главного врача.

Справка об обращении к врачу с жалобами, которые возникли на фоне нервного стресса и переживаний; выписка из вашей медицинской карты, больничный лист, различные назначенные вам медицинские обследования, результаты замеров давления и т.д. – могут быть использованы в качестве доказательной базы.

Вообще, все по возможности документируйте. Сохраняйте все счета (например, из химчистки, за удаление грязи с испорченной форменной одежды), чеки (например, за анальгин от головной боли), справки и т.п. Не стесняйтесь делать видео и аудио записи противоправного поведения правонарушителей и его последствий (повреждений форменной одежды, свои синяки ссадины и т.п.) например, с помощью мобильного телефона и другой подручной техники.

Аудио-видео записи, возможно, приобщить к уголовному делу, при соблюдении определенных требований:

1. Записи должны относиться к делу и не нарушать требований действующего законодательства;

2. Делая запись, обязательно озвучьте дату, время начала и конца, место и кто ее производил.

3. Информация о наличии видеозаписи с места происшествия должна быть внесена в присутствии понятых, в процессуальный документ (например, в протокол осмотра места происшествия или другой). В протокол необходимо внести: модель и серийный номер записывающей техники; тип носителя информации (модель, серийный номер, наименования производителя и т.д.). Дату, время начала и конца производства записи, место и кто делал запись. Носитель информации запечатывается в конверт, за подписями понятых, и приобщается к протоколу.

Нравственные страдания доказать сложнее, поскольку нет прибора который бы зарегистрировал их степень. Такое доказывание обычно происходит путем яркого описания вами на суде тех негативных внутренних переживаний, которые вы испытали в связи с посягательством. В ходе судебного разбирательства необходимо словами описать все то, что происходило внутри вас непосредственно сразу и после нарушения ваших прав. Рекомендуется подготовить данную речь заранее, до суда, изложив на бумаге все чувства и эмоции, расстройства которые у вас возникли после случившегося.

Желательно, что бы ваши нравственные переживания подтвердили свидетели родственники, друзья, сослуживцы и т.д. (муж не спал три дня, пропал аппетит и т.д.), они должны будут четко объяснить суду, как именно, в какой форме, действиях, словах проявлялись ваши переживания.

С целью обеспечения гражданского иска, в порядке ч.1 ст. 115 УПК РФ или ст. 230 УПК РФ, рекомендуется обратиться к следователю (дознавателю) или судье с ходатайством о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия…

Как гражданский истец вы должны присутствовать на судебном процессе (за исключением случаев установленных УПК), иначе судья может оставить ваш иск без рассмотрения (см. ст. 250 УПК РФ).

Суд вправе удовлетворить гражданский иск полностью или частично при вынесении обвинительного приговора. В этом случае вы получите извещение об обращении приговора к исполнению.

Иногда, суд принимает решение не рассматривать гражданский иск (например, в случае необходимости произвести дополнительные расчеты, связанные с гражданским иском, требующие отложения судебного разбирательства, суд может признать за гражданским истцом право на удовлетворение гражданского иска и передать вопрос о размере возмещения гражданского иска для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства и др.).

Оставление судом гражданского иска без рассмотрения не препятствует последующему его предъявлению и рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. В этом случае, вам необходимо получить копию приговора, в канцелярии суда. Кроме того, законом допускается обжалование решения суда в части касающейся гражданского иска (ч.5 ст. 354 УПК РФ).

Обжаловать решение суда рекомендуется лишь в том случае, если вас не устраивает размер назначенной судом компенсации ущерба. В случае, если суд оставил гражданский иск без рассмотрения лучше обратится в гражданский суд.

Обращение в суд с иском о возмещении вреда, в порядке гражданского судопроизводства.

Уголовное дело возбуждается далеко не всегда при противоправных посягательствах на сотрудника полиции. Если уголовное дело возбуждено не было, либо оно прекращено по каким - либо причинам, а может дело возбуждено и даже доведено до суда, но суд в порядке уголовного судопроизводства, по какой - либо причине, оставил ваш гражданский иск без рассмотрения. Все перечисленное, не лишает сотрудника полиции права обратиться в суд в частном порядке за возмещением причиненного вреда.

Кроме того, согласно некоторым данным, порядка 70% заявлений - жалоб поступающих на сотрудников полиции, содержат недостоверную, часто клеветническую информацию, которая впоследствии опровергается в ходе служебных, прокурорских и иных проверок. Такие лица, имеют цель дискредитировать полицейского, помешать его нормальной работе, а иногда и отомстить. Подобная информация, часто без должной проверки, публикуется и в СМИ, недобросовестными журналистами.

Для обращения в суд информация должна быть:

2. Унижающей честь, достоинство или причиняющей вред деловой репутации сотрудника.

Сотрудник полиции, на которого поступила такая информация, вправе требовать через суд её опровержения, а также компенсации морального вреда с распространителя порочащих вашу честь и достоинство сведений.

Обратиться в гражданский суд, для чего вам нужно лишь правильно составить исковое заявление (см. образец ниже).

В какой суд пойти?

На практике, гражданские иски подобного рода рассматриваются районными судами (судами общей юрисдикции) ч.1 ст. 22 ГПК РФ.

По общему правилу, установленному ст. 28 ГПК РФ, иск предъявляется в суд по месту жительства (регистрации) ответчика. Исключение составляют случаи, когда место жительства ответчика неизвестно или когда он не имеет места жительства. В этом случае, иск подается в районный суд по месту нахождению имущества ответчика или по его последнему известному месту жительства в РФ (ч.1. ст. 29 ГПК РФ).

Сколько это стоит?

От уплаты государственной пошлины истцы - по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением, освобождаются (п.4 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ).

По другим искам необходимо будет оплатить государственную пошлину (размер зависит от суммы иска).

При рассмотрении дел о компенсации причиненных нравственных или физических страданий моральный вред признается законом вредом неимущественным, несмотря на то, что он компенсируется в денежной или иной материальной форме. Учитывая это, государственная пошлина по таким делам взымается на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, предусматривающего оплату исковых заявлений неимущественного характера.

Государственную пошлину следует уплатить до подачи искового заявления в суд.

В случае если в суд обратились несколько сотрудников, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается ими в равных долях.

Факт уплаты государственной пошлины в наличной форме подтверждается квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями.

При подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей; от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей; от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей; от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей; свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;

При подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 200 рублей; для организаций - 4 000 рублей;

Еще раз повторюсь, что сумма морального ущерба относится к неимущественным искам, потому проценты с нее не берутся. Например, если вы требуете только возмещения морального ущерба оцененного в любую сумму, платится только госпошлина в 200 рублей.

При подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

Цена иска, по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом. При затруднительности определения цены иска в момент его предъявления размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела.

Суд, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату.

Как обратиться в суд?

Исковое заявление должно соответствовать требованиям, изложенным в ст. 131 ГПК РФ.

Форма и содержание искового заявления.

Исковое заявление подается в суд в письменной форме. Вы вправе напечатать его на компьютере или машинке, а так же написать от руки (но следует помнить, что печатный текст легче воспринимается и что вам придется сделать несколько копий).

В исковом заявлении должны быть указаны:

1. В правом верхнем углу листа указывают:

- Наименование суда, в который подается заявление.

3. Третьи лица (если есть необходимость в их привлечении), указываются в такой же форме.

5. Ниже, в основной части иска описываются все обстоятельства дела: когда, где и что произошло, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца, наличие доказательств этих нарушений, иные обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения дела. Указывать только те факты, которые можете доказать. Информацию излагайте кратко и четко, без эмоций.

Если у вас имеются ходатайства к судье, разрешается указывать их в этом же разделе.

8. Под текстом необходимо поставить подпись истца (истцов) с расшифровкой фамилии и дату.


Суть дела, рассмотренного ВС РФ, заключалась в следующем. После увольнения материально ответственного работника в организации была проведена инвентаризация, в результате которой выявили значительную недостачу. Выявленную недостачу работодатель решил взыскать через суд.

Работодатель может заключать индивидуальные договоры о полной материальной ответственности только с работниками определенных категорий. Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества утвержден Постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85. Работодатель не вправе заключать письменные договоры о материальной ответственности, если должность работника или конкретная поручаемая ему работа не предусмотрена названным перечнем (ст. 244 ТК РФ, Письмо Роструда от 19.10.2006 № 1746‑6‑1).

Однако бывший работник не согласился с иском и обратился в суд. Следует отметить, что процедура привлечения к ответственности была нарушена: работодатель не ознакомил работника с результатами проверки, а также не потребовал от него объяснение причин возникновения недостачи. При этом первая и вторая инстанции встали на сторону работодателя: так как ответственный за имущество перестал быть работником организации, необязательно получать у него объяснения и знакомить его с результатами инвентаризации.

Верховный суд такой подход арбитров не поддержал и направил дело на новое рассмотрение.

Какова процедура привлечения к материальной ответственности?

С учетом положений ТК РФ, прежде чем требовать от работника возмещения причиненного ущерба, работодатель должен выполнить ряд обязательных действий.

Процедура привлечения к материальной ответственности

Установление размера причиненного работником ущерба

Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, которые исчисляются исходя из рыночных цен, действующих в этой местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества (ч. 1 ст. 246 ТК РФ). Если невозможно установить день причинения ущерба, работодатель вправе исчислить размер ущерба на день его обнаружения (абз. 2 п. 13 Постановления Пленума ВС РФ № 52*).

Особый порядок определения размера ущерба может быть установлен федеральным законом в следующих случаях (ч. 2 ст. 246 ТК РФ):

– если ущерб причинен работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей;

– если фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальный размер

Установление размера причиненного работником ущерба**

Согласно ч. 1 ст. 247 ТК РФ до принятия решения о возмещении работником ущерба работодатель должен провести проверку и установить размер ущерба, а также причины его возникновения. Размер ущерба, причиненного имуществу работодателя, в частности, можно установить в ходе инвентаризации

Проведение служебного расследования для установления причин возникновения ущерба**

В ходе служебного расследования необходимо установить:

– отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника;

– наличие или отсутствие противоправных действий в поведении работника, причинившего вред имуществу работодателя;

– наличие вины работника в причинении ущерба;

– причинно-следственную связь между поведением работника и наступившим ущербом;

– наличие прямого действительного ущерба работодателю

Истребование от работника, причинившего ущерб, письменного объяснения

Обязанность работодателя истребовать от работника письменное объяснение для установления причин возникновения ущерба предусмотрена ч. 2 ст. 247 ТК РФ. Объяснение можно запросить путем направления работнику соответствующего уведомления. В случае отказа от проставления подписи в подтверждение ознакомления с уведомлением его необходимо зачитать работнику вслух в присутствии свидетелей. Если работник согласен добровольно предоставить указанное объяснение, запрашивать его письменно нет необходимости.

Отказ или уклонение работника от дачи объяснений оформляется актом, с которым работника нужно ознакомить под подпись. Если работник отказывается поставить подпись, в акте делают соответствующую отметку.

Поскольку ТК РФ не установлен срок, в течение которого с работника следует истребовать письменное объяснение, работодатель может запросить его как с момента обнаружения ущерба, так и во время служебного расследования или после него

Оформление результатов служебного расследования причин возникновения ущерба

В акте, который составляется комиссией по результатам служебного расследования, отражаются установленные факты:

– противоправность совершенных действий;

– причинно-следственная связь между действиями работника и возникшим у работодателя ущербом.

Акт подписывают все участники комиссии. К нему также могут быть приложены материалы инвентаризации, письменные объяснения работника и другие документы.

Обратите внимание, что работник и (или) его представитель вправе знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в случае несогласия с ее результатами (ч. 3 ст. 247 ТК РФ)

Принятие решения о возмещении ущерба

Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей его средний месячный заработок, производится по распоряжению работодателя (ч. 1 ст. 248 ТК РФ). Работник может добровольно возместить ущерб полностью или частично (ч. 4 ст. 248 ТК РФ).

Работодатель вправе производить удержания в счет возмещения ущерба из зарплаты работника в размере 20 % вплоть до окончательного расчета. Работник и работодатель могут также договориться о возмещении ущерба с рассрочкой платежа (оформляется соглашением с указанием размера ущерба и сроков его возмещения).

** В целях проведения проверки для установления размера причиненного работником ущерба и причин его возникновения работодатель создает специальную комиссию (ч. 1 ст. 247 ТК РФ), в состав которой рекомендуется включить юрисконсульта, экономиста, работников кадровой службы и службы безопасности. Комиссия создается приказом руководителя, составленным в произвольной форме. Члены комиссии должны быть ознакомлены с приказом под подпись.

Позиция ВС РФ по вопросу соблюдения процедуры привлечения к материальной ответственности

  • суд первой инстанции и апелляционный суд не приняли во внимание то обстоятельство, что проверка хозяйственной деятельности работодателя проведена комиссией, утвержденной приказом генерального директора, в отсутствие материально ответственного лица (бывшего работника), которое не было ознакомлено с результатами этой проверки;
  • в нарушение положений ч. 2 ст. 247 ТК РФ у материально ответственного лица не истребовались письменные объяснения относительно выявленной недостачи. Вывод судебных инстанций о том, что истребование у работника объяснений в связи с его увольнением не является обязательным, противоречит действующему правовому регулированию, устанавливающему порядок привлечения работника к материальной ответственности;
  • выводы судебных инстанций о взыскании с бывшего работника – материально ответственного лица в пользу работодателя суммы материального ущерба в полном размере основаны на неправильном толковании и применении норм материального права и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права. Согласно ст. 250 ТК РФ орган по рассмотрению трудовых споров с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств может снизить размер ущерба, подлежащего взысканию с работника.

В пункте 16 Постановления Пленума ВС РФ № 52 разъяснено: если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что работник обязан возместить причиненный работодателю ущерб, суд в соответствии с ч. 1 ст. 250 ТК РФ сможет с учетом степени и формы вины, материального положения работника, а также других конкретных обстоятельств снизить размер сумм, подлежащих взысканию, но не вправе полностью освободить работника от такой обязанности.

При этом следует иметь в виду, что по правилам ч. 2 ст. 250 ТК РФ снижение размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, не может быть произведено, если ущерб причинен преступлением, совершенным в корыстных целях.

Снижение размера ущерба допустимо в случае как полной, так и ограниченной материальной ответственности. Оценивая материальное положение работника, следует принимать во внимание его имущественное положение (размер заработка, иных основных и дополнительных доходов), семейное положение (количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержание сумм по исполнительным документам) и т. п.

Итак, по мнению Верховного суда, привлечение бывшего работника к материальной ответственности невозможно без соблюдения соответствующей процедуры. В частности, в обязательном порядке с бывшего работника запрашиваются объяснения.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Приказом МВД России от 18.06.2012 N 590 утверждена Инструкция о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам ОВД или их близким родственникам (далее - Инструкция N 590). Рассмотрим положения данного документа.

Общие положения о выплате пособий по возмещению вреда

Виды выплат. В соответствии с п. 1 Инструкции N 590 сотрудникам ОВД в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, полагаются следующие виды выплат:

  • единовременное пособие в случае гибели (смерти) сотрудника ОВД вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в ОВД РФ;
  • единовременное пособие в случае смерти гражданина РФ, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в ОВД вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в ОВД;
  • единовременное пособие в случае получения сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в ОВД;
  • ежемесячная денежная компенсация в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в ОВД и повлекших стойкую утрату трудоспособности;
  • суммы в возмещение вреда, причиненного имуществу, принадлежащему сотруднику или его близким родственникам, в связи с выполнением служебных обязанностей.

Состав комиссии. Для выплаты перечисленных выше компенсационных выплат создается постоянно действующая комиссия. В состав комиссии включаются (п. 2 Инструкции N 590):

  • сотрудники кадровых, правовых и финансовых подразделений органа (организации, подразделения);
  • представители Центральной военно-врачебной комиссии федерального казенного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ЦВВК);
  • представители военно-врачебной комиссии медико-санитарной организации системы МВД по соответствующему субъекту РФ (ВВК).

Положение о комиссии и ее персональный состав утверждаются руководителем органа (организации, подразделения). Решения комиссии оформляются протоколом.

Порядок принятия решения по выплате. В соответствии с п. 4 Инструкции N 590 в случаях гибели (смерти) сотрудника ОВД, смерти гражданина РФ (бывшего сотрудника ОВД), наступившей в течение одного года после увольнения со службы из ОВД, получения сотрудником увечья или иного повреждения здоровья, причинения вреда имуществу, принадлежащему сотруднику или его близким родственникам, кадровым подразделением ОВД в течение 30 календарных дней проводится проверка обстоятельств случившегося и их причинно-следственной связи с выполнением служебных обязанностей, о ее результатах уведомляются заинтересованные лица.

Сбор, оформление и представление в комиссию необходимых документов осуществляются кадровым подразделением в течение 30 календарных дней с даты утверждения результатов проверки либо с даты увольнения сотрудника. О представлении документов в комиссию уведомляются заинтересованные лица (п. 5 Инструкции N 590).

В случае необходимости руководитель ОВД может продлить указанные выше сроки до двух месяцев, о чем уведомляются заинтересованные лица и департамент государственной службы и кадров МВД с указанием причин, вызвавших необходимость продления (п. 6 Инструкции N 590).

Комиссия рассматривает представленные документы в течение 20 календарных дней с момента их поступления.

В силу п. п. 9 - 10 Инструкции N 590 по результатам рассмотрения поступивших в комиссию документов принимается мотивированное решение о производстве соответствующей выплаты или об отказе в ее производстве либо о необходимости представления дополнительных документов. О принятом комиссией решении в течение десяти календарных дней уведомляются заинтересованные лица.

На основании решения комиссии о производстве выплаты в десятидневный срок от даты вынесения такого решения издается приказ руководителя органа (организации, подразделения) о производстве выплаты (п. 11 Инструкции N 590).

Перечень документов, необходимых для осуществления выплат

Перечень документов, необходимых для осуществления вышеприведенных выплат, представим в таблице.

Выплата единовременного пособия в случае смерти гражданина РФ, единовременного пособия в случае повреждения здоровья сотрудника и ежемесячной денежной компенсации в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы и повлекших стойкую утрату трудоспособности, производится после прекращения службы в ОВД.

Порядок осуществления компенсационных выплат

В соответствии с п. 12 Инструкции N 590 выплаты производятся финансовым подразделением ОВД, в котором сотрудник проходит (проходил) службу (замещал последнюю должность). Расчеты могут производиться наличными деньгами или в безналичном порядке по выбору получателя.

Размер компенсационной выплаты. Размер ежемесячной денежной компенсации подлежит перерасчету с учетом увеличения оклада месячного денежного содержания сотрудника, произведенного в порядке, установленном законодательством РФ. При этом должно быть учтено ежегодное увеличение процентов оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсии (п. п. 15 - 16 Инструкции N 590).

В силу п. 17 Инструкции N 590 размер утраченного денежного довольствия сотрудника ОВД для выплаты ежемесячной денежной компенсации определяется в соответствии с законодательством РФ.

При этом размер утраченного денежного довольствия для назначения ежемесячной денежной компенсации сотрудникам, уволенным со службы из ОВД в период с 18.04.1991 до 01.01.2012, а также при перерасчете размера ежемесячной денежной компенсации, назначенной и выплачиваемой в соответствии с законодательством РФ до вступления в силу данной Инструкции, определяется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников с 01.01.2012, с коэффициентом 1,55.

В случае увеличения оклада месячного денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат, установленных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ сотруднику до даты его увольнения, для определения размера утраченного денежного довольствия учитываются (п. 18 Инструкции N 590):

  • оклад месячного денежного содержания;
  • ежемесячные дополнительные выплаты, которые он должен был получить после соответствующего их изменения.

В случае если размер ежемесячной денежной компенсации, назначенной в соответствии с Инструкцией N 590, будет меньше размера ежемесячной денежной компенсации, назначенной и выплачиваемой ранее, до приобретения гражданином РФ права на получение ежемесячной денежной компенсации в большем размере, ежемесячная денежная компенсация выплачивается ему в прежнем размере.

Отражение в учете расходов на выплаты. Расходы на выплату единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и сумм в возмещение вреда имуществу производятся за счет доведенных объемов бюджетных ассигнований органу (организации, подразделению), в котором сотрудник проходит (проходил) службу (замещал последнюю должность) (п. 13 Инструкции N 590).

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ :

  1. на подстатью 212 "Прочие выплаты" КОСГУ относятся расходы на выплату работодателем в пользу работников и (или) их иждивенцев не относящихся к заработной плате дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных условиями трудовых отношений, статусом работников в соответствии с законодательством РФ, в том числе единовременного пособия военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов при заболевании и (или) получении телесных повреждений, не исключающих для них возможность заниматься профессиональной деятельностью, а также при заболевании и (или) получении телесных повреждений, исключающих для них возможность заниматься профессиональной деятельностью (в случае осуществления выплаты до увольнения);
  2. на подстатью 263 "Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления" КОСГУ относятся расходы на социальное обеспечение категорий граждан, ранее занимавших должности в соответствии с законодательством РФ, кроме выплат по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию, в том числе:
  • единовременное пособие военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов при получении телесных повреждений, исключающих для них возможность заниматься профессиональной деятельностью, в случае осуществления выплаты после их увольнения;
  • возмещение ущерба, причиненного имуществу сотрудника или его близкому родственнику в связи с исполнением должностным лицом служебных обязанностей, кроме гражданских исков о возмещении вреда.

В учете данная выплата отражается бухгалтерской записью (п. 102 Инструкции N 162н ):

Дебет счета 1 401 20 212 "Расходы по прочим выплатам"

Кредит счетов 1 302 12 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим выплатам", 1 302 63 730 "Увеличение кредиторской задолженности по пенсиям, пособиям, выплачиваемых организациями сектора государственного управления".

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Выдача начисленной суммы из кассы учреждения либо перечисление с лицевого счета ОВД оформляется записью (п. 49 Инструкции N 162н):

Дебет счетов 1 302 12 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим выплатам", 1 302 63 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по пенсиям, пособиям, выплачиваемых организациями сектора государственного управления"

Кредит счетов 1 201 34 610 "Выбытия средств из кассы учреждения", 1 304 05 212 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по прочим выплатам".

Выплата ежемесячной денежной компенсации производится финансовым подразделением ОВД в течение всего срока, на который установлена стойкая утрата трудоспособности и назначена (выплачивается) пенсия по инвалидности.

НДФЛ. В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с:

  • возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
  • гибелью военнослужащих или государственных служащих при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Страховые взносы во внебюджетные фонды. В силу ст. 9 Закона N 212 суммы денежного довольствия, выплачиваемые военнослужащим, не подлежат обложению страховыми взносами. Кроме того, аналогично законодательной норме в отношении НДФЛ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), в том числе связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Таким образом, все компенсационные выплаты, возмещаемые сотрудникам ОВД (их родственникам) в соответствии с Инструкцией N 590, не подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами.

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Статья посвящена проблемам правового регулирования материальной ответственности сотрудников органов внутренних дел РФ, также в статье предложены пути их решения. Указано, что требуется вносить изменения и дополнения в действующее законодательство, в частности, в ТК РФ, что поможет решить проблемы правового регулирования материальной ответственности сотрудников органов внутренних дел РФ.

Ключевые слова: материальная ответственность, органы внутренних дел, ОВД, проблемы материальной ответственности, юридическая ответственность.

Материальная ответственность наряду с другими видами юридической ответственности выступает действительно эффективным средством защиты права собственности. Прежде чем рассматривать проблемы правового регулирования материальной ответственности сотрудников органов внутренних дел РФ, следует непременно обозначить, что само по себе бережное отношение к имуществу организации, предприятию остается одной из основных обязанностей работника в соответствии с составленным трудовым договором. Важно учитывать, что в случаях, когда нарушена эта обязанность, работодателю, начальству неизбежно причиняется ущерб, нередко ущерб заметный, а у работника появляется регламентированная обязанность по возмещению ущерба. В этом случае работник, соответственно, привлекается к материальной ответственности, которая определяется непосредственно как особая мера государственного принуждения, заключающаяся в возложении обязанности возместить в установленных законом порядке и размерах ущерб, причиненный в трудовых правоотношениях [3].

Известно, что материальная ответственность сотрудников в ОВД возникает в рамках трудовых отношений в случае причинения вреда сотрудником имуществу органов внутренних дел или, в частности, третьих лиц. К примеру, при утере специальных средств, которые находились на балансе органа внутренних дел, или в случае фактического причинения вреда сотрудником третьим лицам в ходе произошедшего дорожно-транспортного происшествия [5].

Рассматривая проблематику, можно полагать, что на современном этапе развития правовой науки и общества есть определенная необходимость принятия отдельного нормативного правового акта, который бы урегулировал отношения, связанные с привлечением сотрудников органов внутренних дел к материальной ответственности. Это обусловлено отсутствием отдельного нормативно-правового документа, и в силу его отсутствия ликвидировать данный пробел можно принятием соответствующего закона на федеральном уровне [6].

Необходимо отметить, что противоправное действие может выражаться не только в нарушении охранительных норм, но и в нарушении какого-либо основанного на договоре обязательства. Условием возникновения обязательства возместить вред может быть нарушение возложенной на лицо обязанности по содержанию определенного имущества, в результате чего был причинен вред имуществу юридического лица. По сути, для целей возникновения обязательства по возмещению вреда противоправность не всегда может включать оба компонента — нарушение законодательной (правовой) нормы, и нарушение субъективного права либо законного интереса участника правоотношения.

Достаточным основанием для возникновения указанного обязательства (а, значит, и признания соответствующего деяния противоправным) может служить нарушение субъективного права лица в условиях отсутствия к тому каких бы то ни было законодательных предпосылок. В этой связи заслуживает внимания вывод, в соответствии с которым причинение ущерба априори — противоправное деяние, а любой юридический факт, результатом которого является причинение вреда, презюмируется противоправным. Учитывая, что условия наступления гражданско-правовой (имущественной) и материальной ответственности совпадают, возможным является распространение приведенного утверждения на случаи причинения сотрудниками ОВД при исполнении ими своих служебных обязанностей материального ущерба государству. Притом в понятии противоправности отражается только факт объективного несоответствия действий сотрудника условиям заключенного с ним контракта и требованию законодательных актов. Однако, вряд ли можно утверждать, что деяние, которое, хотя и было направлено на достижение общественно полезной цели, но, не достигнув ее, привело к причинению материального ущерба (пусть даже действиями, не подпадающими под уголовную или административную ответственность), во всех случаях будет признаваться выполнением надлежащим образом служебных обязанностей. При таких обстоятельствах может быть констатировано формальное нарушение сотрудником условий заключенного с ним контракта, выразившееся в ненадлежащем исполнении возложенной на него обязанности бережно относиться к вверенному ему служебному имуществу [4].

Также весьма целесообразно вносить изменения и дополнения в уже существующее законодательство, в частности, в ТК РФ, что поможет решить проблемы правового регулирования материальной ответственности сотрудников органов внутренних дел РФ [1]. Следует отметить, что в соответствии со ст. 241 ТК РФ за ущерб сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в пределах среднего ежемесячного заработка или, при наличии весомых и законных оснований, которые прописаны в ТК РФ и других законодательных актах, полную материальную ответственность [1].

Здесь же следует подчеркнуть и такую проблему как то, что в настоящее время в нормативных правовых актах, которые регламентируют и описывают деятельность органов внутренних дел, в трудовом законодательстве Российской Федерации именно повышенная материальная ответственность не предусмотрена. Можно полагать, что, в целом, повышенную материальную ответственность, существовавшую ранее, не включили в классификацию и законодательные акты, поскольку в условиях формирования рыночных отношений непосредственно кратность на стоимость утраченного имущества желаемого результата в возмещении ущерба не дает, соответственно, выделение полной материальной ответственности не является решением проблем [4].

Характерным также видится и то, что детальный анализ практики, которая связана именно с утратой сотрудниками органов внутренних дел табельного огнестрельного оружия, боеприпасов, спецсредств, фактически свидетельствует о том, что сотрудники ОВД, которые допустили потерю и утрату, привлекаются чаще всего только к дисциплинарной ответственности, а необходимость привлечения к материальной ответственности во внимание не берется [6]. Это проблематично в связи с тем, что, по сути, вред, причиненный органу внутренних дел, никак не возмещается, убытки не компенсируются.

Так, с точки зрения современного трудового законодательства, на основании положений статьи 240 ТК РФ работодатель вправе, принимая во внимание конкретные обстоятельства и нюансы, полностью или лишь частично отказаться от взыскания компенсации в материально-денежном выражении с виновного работника, если имел место материальный ущерб. В ряде случаев, что немаловажно, работодатель ограничивается только наложением на работника дисциплинарного взыскания, а суммы ущерба впоследствии становятся убытками работодателя.

Итак, применительно к утере табельного оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудниками органов внутренних дел, полагаем, что, учитывая повышенную общественную опасность подобных деяний, не следует отказываться от взыскания ущерба с виновных сотрудников. Кроме того, необходимо помнить, что одной из функций материальной ответственности является превентивная функция. Так, зная о том, что за утерю оружия, боеприпасов и специальных средств ему придется возместить вред государству, сотрудник органов внутренних дел будет более бережно относиться к вверенному имуществу. Вероятно, с учетом существующей тенденции заимствования норм трудового законодательства, в отношения, связанные с материальной ответственностью сотрудников органов внутренних дел, включение института повышенной материальной ответственности за утрату оружия, боеприпасов и специальных средств в нормативные правовые акты будет противоречить общей концепции развития трудового законодательства.

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) — Консультант-Плюс.
  2. Адмиралова, И. А. Административная деятельность ОВД / И. А. Адмиралова. — М.: Юрайт, 2017. — 521 с.
  3. Гончаров, И. В. Юридическая ответственность сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации / И. В. Гончаров. — М.: Академия управления МВД России, 2015. — 119 с.
  4. Рамазанов, А. З. Материальная ответственность сотрудников органов внутренних дел / А. З. Рамазанов. — М.: Юнити-Дана, 2017. — 130 с.
  5. Ткачёв, В. Н. Материальная ответственность сотрудников (работников) органов внутренних дел Российской Федерации / В. Н. Ткачёв. — М.: Юнити-Дана, 2019. — 71 с.
  6. Тоточенко, Д. А. Основания привлечения сотрудников органов внутренних дел к полной материальной ответственности / Д. А. Тоточенко. — Омск: Омская академия МВД РФ, 2015. — 47 с.

Основные термины (генерируются автоматически): материальная ответственность, крайняя необходимость, материальный ущерб, дело, материальная ответственность сотрудников органов, ТК РФ, правовое регулирование, РФ, повышенная материальная ответственность, трудовое законодательство.

Читайте также: