Обязан ли сотрудник овд сообщить о возникновении личной заинтересованности начальнику

Обновлено: 01.05.2024

Статья 12. Основные обязанности сотрудника органов внутренних дел

1. Сотрудник органов внутренних дел обязан:

1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере;

2) знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации;

3) обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному руководителю (начальнику), а при необходимости и к прямому руководителю (начальнику), поставив при этом в известность непосредственного руководителя (начальника);

4) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;

5) соблюдать внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения сотрудником своих служебных обязанностей;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей, в установленном порядке проходить профессиональное обучение и (или) получать дополнительное профессиональное образование;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;

9) представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

10) сообщить в письменной форме непосредственному руководителю (начальнику) о подаче заявления о выходе из гражданства Российской Федерации или заявления о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо заявления о получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, в день подачи соответствующего заявления;

11) сообщить в письменной форме непосредственному руководителю (начальнику) о прекращении гражданства Российской Федерации или приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, в день, когда сотруднику органов внутренних дел стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;

12) не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника;

13) сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к возникновению конфликта интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;

14) уведомлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения;

15) соответствовать по уровню физической подготовки квалификационным требованиям к замещаемой должности в органах внутренних дел;

15.1) проходить периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

16) проходить ежегодно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, профилактические медицинские осмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а также по направлению уполномоченного руководителя медицинское освидетельствование (обследование), в том числе на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения);

17) рассматривать в пределах служебных обязанностей и в установленные сроки обращения граждан и организаций;

18) в порядке, установленном статьей 31 настоящего Федерального закона, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо уполномоченного руководителя временно исполнять обязанности, не предусмотренные должностным регламентом (должностной инструкцией) по замещаемой должности в органах внутренних дел, без освобождения от замещаемой должности;

19) выполнять по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо уполномоченного руководителя и в соответствии с настоящим Федеральным законом обязанности, аналогичные обязанностям по замещаемой должности в органах внутренних дел, при перемещении сотрудника в том же подразделении и в той же местности;

20) пройти обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с федеральным законом;

21) знать и соблюдать требования охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда).

2. Основные обязанности сотрудника органов внутренних дел, которому присвоено специальное звание полиции, определяются также Федеральным законом "О полиции".

3. Иные основные обязанности могут возлагаться на сотрудника органов внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.1. Сотрудники органов внутренних дел, замещающие отдельные должности в органах внутренних дел, обязаны владеть навыками русского жестового языка в объеме, определенном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядок определения должностей в органах внутренних дел, исполнение обязанностей по которым требует владения сотрудниками навыками русского жестового языка, устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел по замещаемой должности в органах внутренних дел определяются должностным регламентом (должностной инструкцией).

1. Общие положения

2. Цели и задачи.

$11. Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя МБДОУ) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя МБДОУ) и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации МБДОУ, работником (представителем МБДОУ) которого он является.

$12. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:

2.2. Личная заинтересованность работника может возникать и в тех случаях, когда выгоду получают или могут получить иные, не указанные в пункте 2.1. настоящего Положения лица.

2.3. Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами и законными интересами МБДОУ, способное привести к причинению вреда имуществу и (или) деловой репутации МБДОУ.

2.4. Конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, и которая влияет или может повлиять нанадлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью иинтересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

3. Круг лиц, попадающих под действие положения.

3.1. Действие настоящего положения распространяется на всех работников МБДОУ И находящихся с ним в трудовых отношениях, вне зависимости от уровня занимаемой ими должности и на физические лица, сотрудничающие с организацией на основе гражданско- правовых договоров.

4.1. Работник МБДОУ обязан сообщить администрации МБДОУ, своему непосредственному начальнику о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

4.2. О возникшем конфликте интересов работник МБДОУ обязан в письменной форме сообщить директору, своему непосредственному начальнику не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда работнику стало известно о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.

4.3. При нахождении работника МБДОУ в служебной командировке, не при исполнении должностных обязанностей и вне пределов места работы о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения он обязан сообщить спомощью любых доступных средств связи администрации МБДОУ, своему непосредственному начальнику не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда работнику стало известно о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, а по прибытии к месту работы - в письменной форме в тот же день сообщить об этом ректору вуза, своему непосредственному начальнику.

4.4. Уведомление о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (далее - уведомление) оформляется служащим по форме, указанной в Приложении № 1. Уведомление подписывается работником лично с указанием даты его составления и визируется непосредственным начальником работника. К уведомлению могут прилагаться имеющиеся у работника материалы, подтверждающие обстоятельства, доводы и факты, изложенные в уведомлении. Уведомление передается (направляется) работником непосредственно ответственному за профилактику коррупционных и иных правонарушений МБДОУ.

4.6. Лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, в течение 3 (трех) рабочих дней докладной запиской направляет уведомление заведующему МБДОУ.

а) об отсутствии признаков конфликта интересов;

б) о наличии признаков конфликта интересов и мерах по его предотвращению (урегулированию);

в) об организации проверки по установлению факта конфликта интересов;

г) о рассмотрении уведомления на заседании комиссии МБДОУ по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

$14.7. К уведомлению прилагаются представленные работником МБДОУ материалы, подтверждающие обстоятельства, доводы и факты, изложенные в уведомлении.

$14.9. Оригинал уведомления хранится в личном деле работника МБДОУ, представившего уведомление.

$14.10. Невыполнение работником обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, является основанием для привлечения его к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Порядок раскрытия конфликта интересов работников Учреждения и порядок его урегулирования, в том числе возможные способы разрешения возникшего конфликта интересов.

5.1 Процедура раскрытия конфликта интересов доводится до сведения всех работников МБДОУ. Устанавливаются следующие вида раскрытия конфликта интересов, в том числе:

$1- раскрытие сведений о конфликте интересов при приеме на работу;

$1- раскрытие сведений о конфликте интересов при назначении на новую должность;

$1- разовое раскрытие сведений по мере возникновения ситуаций конфликта интересов.

$1- раскрытие сведений о конфликте интересов осуществляется в письменном виде. Может быть допустимым первоначальное раскрытие конфликта интересов в устной форме с последующей фиксацией в письменном виде. Должностным лицом, ответственным за прием сведений о возникающих (имеющихся) конфликтах интересов, является директор МБДОУ.

5.2. МБДОУ берет на себя обязательство конфиденциального рассмотрения представленных сведений и урегулирования конфликта интересов. Поступившая информация должна быть тщательно проверена уполномоченным на это должностным лицом с целью оценки серьезности возникающих для Учреждения рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов. В итоге этой работы МБДОУ может прийти к выводу, что ситуация, сведения о которой были представлены работником, не является конфликтом интересов и, как следствие, не нуждается в специальных способах урегулирования. МБДОУ также может прийти к выводу, что конфликт интересов имеет место, и использовать различные способы его разрешения.

5.3. Непринятие работником Университета, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением. Выяснение обстоятельств непринятия работником мер

по предотвращению и урегулированию конфликта интересов должно осуществляться в рамках проверки, проводимой лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

5.4. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения работника, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликтов интересов

5.5. В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо фактасовершения работником МБДОУ деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется директору МБДОУ для решения вопроса о проведении служебной проверки и применения мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.

5.6. Применение мер по предотвращению конфликта интересов может осуществляться по инициативе работника МБДОУ и не связываться с его обязанностями, установленными законодательством о государственной службе и противодействии коррупции.

5.7. Работник вправе обратится к заведующему МБДОУ с ходатайством об установлении соответствующей комиссией, имеются ли или будут ли иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов.

УВЕДОМЛЕНИЕ

ВОЗНИКШЕМ КОНФЛИКТЕ ИНТЕРСОВ ИЛИ ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ

(Ф.И.О., занимаемая должность)

Уведомление

о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения

(описывается ситуация, при которой личная заинтересованность работника МБДОУ влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации)

Бывает, что у человека в противоречие вступают два интереса.

Например, преподаватель дополнительно занимается со школьником как репетитор. Тогда на школьных уроках учителю может быть тяжело объективно оценивать ученика, от которого он получает деньги. Это и есть конфликт интересов.

Иногда с конфликтом интересов сталкиваются компании или органы власти. Например, юридическая фирма одновременно оказывает консультацию по судебному спору и истцу, и ответчику. Или другой пример: до мая 2020 года Банк России был одновременно и акционером, и контролирующим органом Сбербанка.

Конфликт интересов может возникнуть и у рядового сотрудника компании. Например, если он от лица фирмы, в которой работает, заказывает сайт у дизайн-студии своей жены. В некоторых компаниях для таких случаев даже существует политика урегулирования конфликтов интересов, чтобы избежать убытков.

Я юрист в области корпоративного права и с 2017 года работаю с конфликтами интересов. Расскажу, что это такое с точки зрения закона, когда может возникнуть конфликт интересов и как его урегулировать.

Конфликт интересов с точки зрения закона

Юридически конфликт интересов — это возможное противоречие между личными интересами представителя органа власти или сотрудника компании и интересами этого органа или компании.

За редким исключением, речь идет о конфликте интересов, который возникает у граждан. Для юрлиц — например, как в примере с юридической фирмой — этот вопрос на законодательном уровне не регулируется, но может решаться внутренним положением компании. Поэтому в статье я буду говорить о конфликте интересов граждан.

Конфликт интересов сотрудника компании или служащего органа власти — это два отдельных случая. Для каждого предусмотрен свой порядок урегулирования — подробнее о них расскажу ниже.

Не всегда конфликт интересов приводит к негативным последствиям. И главное — это не преступление, хотя конфликт интересов и создает риски противоправных действий.

Например, если сын губернатора подает заявку на субсидию от региона, это не нарушение. Но есть риск, что у него будет преимущество перед другими кандидатами из-за родства с чиновником. Урегулирование конфликта интересов позволяет минимизировать или исключить такой риск.

Курс о больших делах

Причины конфликта интересов у служащих

В случае с государственными и муниципальными служащими конфликт интересов — ситуация, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей.

Личная заинтересованность — это возможность получить финансовую выгоду. Причем получить ее может как само должностное лицо, так и его родственники. А также люди и организации, с которыми он связан имущественными, корпоративными или другими близкими отношениями.

Вот представитель трудовой инспекции проверяет предприятие, в котором директором работает его близкий родственник. Это пример личной заинтересованности: если выявят нарушения, на директора должны наложить штраф. Но представитель трудинспекции может закрыть глаза на нарушение — и штрафа не будет.

При этом конфликт интересов у служащего возникает, если соблюдается несколько условий одновременно:

  1. Служащий занимает определенную должность.
  2. Он или его близкий родственник может получить выгоду.
  3. Служащий может нарушить интересы общества и государства.

Определенная должность. Конфликт интересов может возникнуть не у всех должностных лиц, а только у некоторых, среди которых:

  • государственные и муниципальные служащие;
  • служащие Центрального банка;
  • работники, которые замещают должности в госкорпорациях, публично-правовых компаниях, ПФР, фондах социального и обязательного медицинского страхования и других госорганизациях;
  • другие работники в случаях, которые предусмотрены законодательством РФ. Например, педагоги или медицинские работники.

Выгода. Чтобы возник конфликт интересов, помимо определенной должности служащего, у него самого, его родственников или близких лиц должна быть возможность получить выгоду. Она может выражаться в получении денег, имущества и бесплатных услуг, продвижении по службе и т. д.

Риск нарушить интересы общества и государства. Конфликт интересов возникает, если есть именно риск, а не нарушение интересов, при котором наступает уголовная или иная ответственность.

Например, когда учитель дает школьнику частные уроки, то может относиться к ученику с пристрастием: ставить высокие оценки, выдвигать на конкурсы и олимпиады и т. д. Это может нарушать интересы других учеников. Именно поэтому педагогам запрещено оказывать платные услуги своим ученикам, если это приводит к конфликту интересов.

Конфликт интересов у должностных лиц компаний

В компаниях конфликт интересов имеет значение прежде всего при заключении сделок. Сделка, в которой есть конфликт интересов, называется сделкой с заинтересованностью.

Заинтересованность при заключении сделок может возникнуть не у всех должностных лиц компании. Это касается тех, кто входит в органы управления юрлица или может контролировать деятельность фирмы, например:

  • члена совета директоров;
  • единоличного исполнительного органа — генерального директора, президента и т. д.;
  • члена коллегиального исполнительного органа общества, например члена правления;
  • контролирующего лица, например акционера, которому принадлежит больше 50% компании;
  • лица, который вправе давать компании обязательные указания.

При этом такие должностные лица или их родственники должны быть стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, которую совершает компания. Или входить в органы управления или контролировать деятельность контрагента.

Чтобы проверить основания заинтересованности, нужно установить круг лиц, которые могут создать конфликт интересов. Например, проверить, есть ли у директора родственники, свои компании, работает ли он в другой фирме на той же должности, есть ли у родственников директора свои компании т. д. Если, например, кто-то из них является стороной по сделке, то это сигнал о конфликте интересов.

Есть и исключения, когда сделка вроде с заинтересованностью, но законом такой не признается. Например:

  • 100% акций принадлежит одному лицу, и он же является директором компании;
  • идет процесс реорганизации, в рамках которого передаются права. Например, одно АО присоединяется к своей материнской компании;
  • компания выкупает собственные акции;
  • компания размещает облигации по открытой подписке, то есть среди неограниченного круга лиц.
  • в сделке заинтересованы все акционеры;
  • сумма сделки или балансовая стоимость имущества, которое участвует в сделке имущества, не более 0,1% от балансовой стоимости всех активов компании.

Пример основания конфликта интересов у Николая и Анастасии. В такой ситуации потенциально могут нарушаться интересы акционеров Евгения и Натальи

Пример основания конфликта интересов у Николая и Анастасии. В такой ситуации потенциально могут нарушаться интересы акционеров Евгения и Натальи

Примеры конфликта интересов

Основная задача моей работы — урегулирование конфликта интересов, прежде всего в компаниях. Поэтому в своей практике я встречался с десятком примеров конфликтов интересов — вот некоторые из них.

На государственной службе. Сотрудник полиции проверяет информацию о преступлении в компании, которая принадлежит его брату.

Прокурор проверяет предприятие по производству сахара на предмет нарушения законодательства, а собственник предприятия до этого сделал сыну прокурора дорогой подарок.

На гражданской службе. Судья районного суда рассматривает дело о привлечении к административной ответственности компании, которая принадлежит его зятю.

Руководитель регионального отделения контролирующего органа руководит проверкой регионального банка. А банк недавно купил акции у отца руководителя.

На муниципальной службе. Сестру главы сельского поселения назначают генеральным директором компании — основного поставщика поселения.

Депутат Совета депутатов муниципального района вносит предложение изменить категорию землепользования участка, который ему принадлежит.

Генеральный директор ООО заключает договор займа с подконтрольным ему АО, по которому последнее получает 10 млн рублей на 10 лет под 2% годовых.

Председатель правления банка заключает договор уступки права требования с компанией, подконтрольной его дочери.

Как уведомить о конфликте интересов

Порядок для служащих. Как только служащему стало известно о конфликте интересов или о том, что он может возникнуть, служащий обязан письменно уведомить об этом. Порядок устанавливается соответствующим органом.

Например, в Минфине есть специальная форма уведомления. Порядок его подачи установлен приказом от 8 апреля 2020 года № 62н. Госслужащие Минфина составляют уведомление на имя заместителя министра финансов РФ , который отвечает за урегулирование конфликта интересов внутри министерства. На последнее также возложены функции по профилактике правонарушений.

Порядок в ООО. Не все сотрудники должны уведомлять о конфликте интересов, а только директор, член совета директоров, член правления, контролирующее лицо и тот, кто вправе давать указания компании.

Уведомление направляется компании, а та направляет его незаинтересованным участникам. Если в обществе есть совет директоров и правление, уведомление также направляется им.

В документе должна быть информация о:

  1. Подконтрольных заинтересованному лицу компаниях.
  2. Юрлицах, в которых заинтересованное лицо занимает должность директора, члена совета директоров или правления.
  3. Родственниках, из-за которых возникает конфликт интересов, и о подконтрольных им компаниях.
  4. Известных или предполагаемых сделках, в которых есть заинтересованность.
  5. Сторонах, выгодоприобретателях, цене, предмете и других существенных условиях сделки.

Также при подготовке к ежегодному собранию готовится отчет о заключенных в отчетном году сделках с заинтересованностью. Отчет должен предварительно утвердить директор, а также совет директоров и ревизионная комиссия, если они есть по уставу.

Порядок в АО. Те же лица, что и в ООО, в течение двух месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о конфликте интересов, обязаны уведомить общество. Детальный порядок уведомления установлен указанием Банка России.

Как происходит урегулирование конфликта интересов служащих

Уведомление служащих о конфликте интересов, как правило, рассматривает подразделение кадровой службы государственного или муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Срок проверки — семь рабочих дней. По результатам подразделение готовит мотивированное заключение.

Заключение направляется председателю комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов. Такая комиссия есть как для государственных, так и для муниципальных служащих.

Комиссия по урегулированию конфликта интересов. В состав комиссии обычно входят председатель, его заместитель, секретарь и члены. У всех них равные права при принятии решений.

В федеральных органах власти состав комиссии немного отличается — в нее входят:

  1. Заместитель руководителя госоргана — председатель комиссии.
  2. Руководитель подразделения кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо ответственный за эту работу — секретарь комиссии.
  3. Служащие из разных подразделений госоргана. Их определяет руководитель: например, служащие из юрподразделения или из подразделения кадров.
  4. Представитель Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции или соответствующего подразделения Аппарата Правительства РФ.
  5. Представители научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, чья деятельность связана с госслужбой.

Число членов комиссии, которые не работают в госоргане, должно составлять не менее 1/4 от общего числа членов. Также руководитель госоргана может включить в состав комиссии представителя общественного совета организации ветеранов или профсоюза.

Комиссия рассматривает уведомление, материалы проверки и заключение в течение 20 дней со дня поступления документов. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее ⅔ от общего числа членов комиссии.

В итоге комиссия принимает решение, которое отражается в протоколе и носит рекомендательный характер. Например, признать, что конфликт интересов отсутствует. Или что личная заинтересованность приводит или может привести к конфликту интересов.

Протокол направляется руководителю служащего. В течение 30 дней с даты поступления руководитель принимает решение и уведомляет о нем комиссию — оно оглашается на ближайшем заседании и принимается к сведению без обсуждения.

Меры по предотвращению конфликта интересов, а также по его урегулированию может принимать сам служащий. Перечень мер открытый. Например, если речь идет о проверке компании родственника, можно взять самоотвод и возложить эту обязанность на своего заместителя. А если конфликт интересов связан с владением ценными бумагами, можно передать их в доверительное управление.

Порядок урегулирования конфликта интересов в АО и ООО

Конфликт интересов — не препятствие для заключения сделки.

Сделка с заинтересованностью по общему правилу не требует предварительного согласия на совершение, но некоторые лица могут его потребовать. Например, директор или член совета директоров, участник с долей не менее 1% от уставного капитала общества или акционер с 1% от количества голосующих акций.

Согласие, в зависимости от сделки, дает совет директоров или общее собрание участников (акционеров) большинством незаинтересованных лиц. Например, если продается имущество акционерного общества, которое составляет более 10% от балансовой стоимости активов, то сделку одобряет общее собрание акционеров.

Не во всех обществах действуют такие правила — в уставе может не быть положений о сделках с заинтересованностью или быть прописан другой порядок.

Зачем вообще нужно урегулировать конфликт интересов

Урегулирование конфликтов интересов — превентивная мера. Государству и компаниям необходимо понимать, что существует риск неправомерных действий.

Уведомление о конфликте интересов позволяет государству и компаниям понять:

  1. Имеет ли место коррупция.
  2. К чьей выгоде действует лицо — своей или государства и компании.
  3. Риски действий при конфликте интересов. Например, приведет ли действие к необоснованной выгоде, снижению конкуренции, нарушению принципа равенства и т. п.
  4. Добросовестно ли служащий или сотрудник компании выполняет свои обязанности.

Для лица с конфликтом интересов уведомление позволяет снять риск, что его действия признают недобросовестными и привлекут к ответственности. Например, если директор совершает сделку при конфликте интересов и не уведомил об этом, то может ответить за ущерб компании от сделки. А служащего могут уволить со службы.

Нужно ли урегулировать конфликт интересов в компаниях малого и среднего бизнеса

Урегулирование конфликта интересов в небольших фирмах полезно как минимум потому, что собственник может понять, где его бизнес работает неэффективно.

Урегулирование конфликта интересов можно распространить не только на директоров, но и на рядовых сотрудников компании. Например, есть чувствительные к потере прибыли должности вроде менеджера по закупкам. Менеджер может договориться с поставщиком о более высокой цене для компании и разницу забирать себе в карман.

Чтобы избежать конфликта интересов у сотрудников, можно принять внутреннее положение об этом. В нем следует определить:

Под личной заинтересованностью государственного гражданского служащего (часть 3 статьи 19, пункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 79-ФЗ), которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения сотрудника ОВД при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав или услуг имущественного характера для себя, членов своей семьи или для третьих лиц (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов, супруги детей, а также граждане или организации, с которыми государственный гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами).

Личная заинтересованность сотрудника ОВД может возникать и в тех случаях, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например, друзья сотрудника ОВД, его родственников.

Меры предотвращения и урегулирования

Конфликта интересов.

При заключении контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудник знакомится с нормами профессионального поведения и берет на себя обязательства, исключающие возможные конфликты интересов.

К таким обязательствам относятся:

- соблюдение служебной дисциплины, ограничений и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел;

- соблюдение внутреннего служебного распорядка и необходимость сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях и иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения служебных обязанностей;

- не разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную информацию (служебную тайну);

- уведомление непосредственного руководителя (начальника), органы прокуратуры или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения и другие.

Таким образом, сотрудник обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его служебной деятельности.

Важным представляется, в данном контексте, знание сотрудником не только своих прав, обязанностей, ограничений и запретов, но и требований, предъявляемых к служебному поведению.

Учитывая разнообразие личных интересов сотрудников органов внутренних дел в процессе исполнения должностных обязанностей, составить исчерпывающий перечень ситуаций способных привести к конфликту интересов не представляется возможным. В связи с чем можно выделить ряд основных областей регулирования, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным.

Предотвращение возникновения у сотрудника личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, становится обязанностью его руководителя. Руководитель обязан при определении должностных обязанностей, при назначении на должность учитывать персональные данные сотрудника и сведения о нем, связанные с поступлением на службу, ее прохождением и увольнением со службы.

Закон о службе в ОВД также определяет порядок действий сотрудника и руководителя при возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов сотрудника и органа внутренних дел. Статья 71 Закона о службе а ОВД личную заинтересованность связывает только с возможностью получения доходов сотрудником, тем не менее, нельзя исключать его возможной личной заинтересованности в качестве лица, пользующегося личными нематериальными благами, посредством использования должностных полномочий.

В свою очередь прямой руководитель (начальник) или непосредственный руководитель (начальник), которому стало известно о возникновении у сотрудника личной заинтересованности, способной привести к конфликту интересов, обязан принять меры по его предотвращению или урегулированию. В этих целях он имеет право отстранить сотрудника, являющегося стороной конфликта интересов, от занимаемой должности (не допускать к исполнению должностных обязанностей) в период урегулирования конфликта интересов. Тем не менее, необходимо использовать отстранение от замещаемой должности лишь в крайних случаях, когда другие методы не возымели результата.

Законом закреплена необходимость предотвращения случаев возникновения у сотрудника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Для недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества и государства сотруднику следует учитывать факторы способные создать предпосылки возникновения конфликта интересов.

В основе организации работы по урегулированию конфликта интересов в ОВД лежит обеспечение исполнения сотрудниками ОВД обязанностей по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (статья 11 Федерального закона № 273-ФЗ), в том числе и обязанность сотрудника ОВД в письменной форме уведомлять своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов.

Причем, непринятие сотрудником ОВД, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение сотрудника ОВД.

Выяснение обстоятельств непринятия сотрудником ОВД мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов должно осуществляться в рамках не служебной проверки, а проверки, проводимой подразделением кадровой службы.

О запрете дарить и получать

Подарки.

Гражданский кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации содержат запрет на дарение лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, служащим Банка России, работникам отдельных организаций и на получение ими в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренных законодательством Российской Федерации подарков от физических и юридических лиц.

При этом подарки, предусмотренные законодательством, рассматриваются как исключительный случай (полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями), не принадлежат одаряемому, а признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и подлежат передаче по акту в орган (организацию), в котором он замещает должность. Воспользоваться полученными подарками указанные лица могут только выкупив их.

В этой связи затраты, в том числе федерального бюджета, произведенные на заказ (приобретение) подарков, планируемых к вручению, являются нецелесообразными.

Получение соответствующим лицом подарка не в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями является нарушением запрета, создает условия для конфликта интересов, ставя под сомнение объективность принимаемых им решений, а также влечет ответственность, предусмотренную законодательством, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия, а в случае, когда подарок расценивается как взятка – уголовную ответственность.

Таким образом:

1. Сотруднику не рекомендуется принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Непосредственному начальнику, которому стало известно о получении сотрудником подарков от непосредственных подчиненных, следует указать сотруднику на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей и что подобная практика может повлечь конфликт интересов.

2. Сотруднику следует уведомить непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности в письменной форме. Непосредственному начальнику в данном случае следует оценить возможность необъективного исполнения сотрудником своих должностных обязанностей, и если вероятность возникновения конфликта интересов высока, то рекомендуется отстранить данного сотрудника от выполнения управленческих функций органом внутренних дел.

3. В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники сотрудника выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного начальника в письменной форме.

4. Сотруднику при выявлении нарушений законодательства в ходе контрольно-надзорных мероприятий рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди множества острейших социально-экономических и политических проблем современной России проблема коррупции занимает далеко не последнее место. Существует несколько причин ее чрезвычайной актуальности. Во-первых, скандалы и разоблачения в злоупотреблении властью в корыстных целях подрывают авторитет власти, дискредитируют демократию, создают опасность поворота к диктатуре, одним из лозунгов которой может быть борьба с коррупцией. Во-вторых, коррупция негативно влияет на эффективность экономики в целом. В-третьих, коррупция, влияет на будущий экономический, социальный и политический порядок, причем, чем продолжительнее период масштабной коррупции, тем сложнее предстоит борьба с ней и устранение ее последствий. В-четвертых, репутация страны с масштабной коррупцией является не только политическим, но и важным экономическим фактором, влияющим на условия предоставления займов, масштабы иностранных инвестиций и т.д.; как и любая репутация, она с трудом поддается ис-правлению.

Особенно значимыми криминогенными последствиями характеризуется коррупция в органах внутренних дел. Коррупционные процессы в органах подрывают основы построения правового государства, создают благоприятную обстановку для ослабления правового контроля за ситуацией в стране, сращивания исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами. В этих условиях резко ограничиваются интересы общественной и личной безопасности от противоправных посягательств, отсутствует реализация неотвратимости ответственности за совершенное правонарушение как одна из генеральных целей государственно-правовой политики, преступная деятельность становится выгодным видом бизнеса.

Содержащийся в нормативных документах организационно-правовой потенциал мер по противодействию коррупции в системе государственной службы в целом и органах внутренних дел в частности не может быть реализован в полной мере из-за имеющихся недостатков и противоречий как содержательного, так и технического характера и может быть использован лишь как промежуточный вариант правового регулирования коррупционных правоотношений.

ЛИТЕРАТУРА

Нормативные правовые акты:

1. Всеобщая декларация прав человека, одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. / Сборник международных актов о правах человека. М.: НОРМА-ИНфОРМ, 1999.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (ред. от 30.12. 2008) // Российская газета. № 237. 25 декабря.

3. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 года) // Собрание законодательства РФ. 18 мая 2009 г. N 20. Ст. 2394.

4. Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 года // Собрание законодательства РФ. 26 июня 2006 г. N 26. Ст. 2780.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст.2954.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

15. Указ Президента РФ от 21.07.2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции // Собрание законодательства РФ. 26.07.2010. N 30. Ст. 4070.

16. Указ Президента РФ от 13.04.2010 N 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы // Собрание законодательства РФ. 19.04.2010. N 16. Ст. 1875.

2. Профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел (профессиональная подготовка полицейских) : учебник в 2 ч. / под общ. ред. В. Л. Кубышко. Часть 1. - М. : ДГСК МВД России, 2014. - 228 с.

3.Чашин А.Н. Коррупция в России: стратегия, тактика и методы борьбы. М.: Дело и Сервис, 2016.

4.Цирин А.М. Перспективные направления развития законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции // Журнал российского права. 2015. N 2.

Дополнительная:

1. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 // БВС РФ. 2009. № 12.

2. О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 (в ред. постановлений ПВС РФ от 06.02.2007 № 7, от 23.12.2010 № 31) // БВС. РФ. – 2000. – № 4; 2007. № 5; РГ. № 296. 30.12.2010.

3. Агеев А. А. О противодействии коррупции / А. А. Агеев, В. В. Летуновский // Российская юстиция. 2016. № 9.

4. Антикоррупционная политика: Учебное пособие / под ред. Г. А. Сатарова. – М.: СПАС, 2016.

Старший преподаватель кафедры

подполковник полиции О.П. Волошина

Читайте также: