Можно ли совмещать намазы на работе

Обновлено: 16.05.2024

Многие верующие мусульмане задают вопрос о том, как совершать намаз путника по Сунне, сокращая и совмещая молитву в пути, а также кого можно считать путешественником или мусафиром. В течение какого количества дней намазы можно сокращать, а также как совершать молитвы по Сунне, находясь в самолете, на корабле или в поезде. Профессии мусульман разнообразны, и они предполагают и поездки в командировки, и вахтовый метод работы. При таком образе жизни могут возникать проблемы с совершением намаза. Не следует переставать делать обязательные намазы, нужно только разобраться в вопросе правильного совершения намаза по Сунне.

Чтобы облегчить положение путника, который и во время путешествия старается совершить намазы, следуя Сунне, Аллах приветствовал и дозволил два варианта облегчения. Это разрешение на сокращение намазов до двух ракаатов и возможность совмещения намазов во время их совершения, то есть объединение между двумя молитвами. Более подробную информацию о намазе путника по Сунне по шафиитскому мазхабу можно узнать в видео лекции выше.

Какие намазы сокращаются?

Намаз путника по Сунне может быть сокращен только если речь идет о фард-намазах, которые состоят из четырех ракаатов – Зухр (обеденный), Аср (послеобеденный) и Иша (ночной). Такие намазы следует сокращать до двух ракаатов. Полностью читают обязательно Витр, Магриб и Фаджр.

намаз путника по сунне таблица

Как передал ибн Аббас, Пророк Мухаммад ﷺ приветствовал совершение молитвы, если мусульманин дома, из четырех ракаатов, а если в пути, то из двух ракаатов. Если же мусульманин находится в состоянии страха, то следует молиться в один ракаат. Анас приводил случай, когда вместе с Пророком Мухаммадом ﷺ он путешествовал в Мекку из Медины, и тогда Посланник Аллаха ﷺ совершал намазы по два ракаата до того времени, пока не вернулся в Медину. Этот случай приводится в хадисах, переданных Муслимом и Бухари.

При сокращении намазов следует соблюдать несколько условий по Сунне:

  • Сокращению подвергаются только четырехракаатные Зухр, Аср, и Иша.
  • Полностью совершается обязательно утренний Фаджр и вечерний Магриб.
  • Eсли даже в пути не возникает трудностей при совершении намазов, путник все равно может воспользоваться правом на сокращение намазов.
  • Действительными сокращения будут только в том случае, если человек, совершающий путешествие, покинул пределы своего города или населенного пункта, а если он только намеревается уехать, но еще находится в пределах города, нельзя сокращать молитвы, поскольку путником он пока не является.

Совмещение намазов и перенос времени одного к другому

Многих верующих мусульман интересует вопрос, разрешено ли Сунной в пути мусафиру совмещать молитвы. Как следует делать намаз путника по Сунне, можно ли объединять молитвы – в этом вопросе среди ученых нет единого мнения. Часть ученых считает, что путник может объединить Аср и Зухр, Иша и Магриб. Они также считают, что можно передвигать к Аср намазу Зухр и наоборот, а также Магриб к Иша, но следует обязательно последовательность намазов соблюдать. В доказательство своей точки зрения они приводят хадис, в котором ибн Аббас говорит, что Пророк Мухаммад ﷺ, когда находился в пути, всегда объединял с послеполуденной полуденную и с вечерней молитвой закатную. Этот хадис был передан Муслимом и Бухари.

Объединение может быть двух типов. При одном типе второй намаз переносят на время первого и объединяют их, а при другом типе первый намаз переносят на время второго и объединяют их. В хадисе сказано, что Пророк Аллаха Мухаммад ﷺ, когда шел в поход на Табук, если выдвигался до того момента, как солнце поднимается к зениту, откладывал намаз обеденный, а потом объединял его с послеобеденным совершая их вместе один за другим. Если же Пророк Аллаха ﷺ выдвигался в путь после того, как солнце отклонялось от зенита, то он сначала совершал обеденный (зухр) вместе с послеобеденным (аср), а только затем выдвигался в путь. Если же Пророк Аллаха ﷺ выдвигался в путь до того, как зайдет солнце, то он вечерний откладывал, а затем совершал их вместе с ночным.

Дозволяется объединить обеденный зухр с послеобеденным и вечерний с ночным, но не дозволяется объединять утренний намаз с теми, которые совершаются до него или после него, также послеобеденный (Аср) нельзя объединять с вечерним (Магрибом). Важно придерживаться ряда условий Сунны для объединения: следует соблюдать очередность обязательных молитв, а намерение объединить намазы должно появиться у мусульманина до того, как будет закончен первый намаз.

Еще одно важное условие по Сунне заключается в том, что молитвы следует совершать друг за другом, то есть приступая ко второму сразу же, как только закончится первый. Разделять их зикром или другим желательным намазом нельзя. Объединение не будет действительным, если путник достигнет своего города до того, как начнет совершать второй намаз.

Расстояние пути для сокращения намаза

намаз путника

Намаз путника по Сунне сокращать разрешается тогда, когда его путь составляет больше, чем восемьдесят один километр, в этом случае расстояние уже будет считаться сафаром, а путник, который это расстояние преодолел, будет считаться мусафиром. Если же путь, который преодолел путник, будет составлять меньше, чем восемьдесят один километр, то молитвы сокращать нельзя.

В каком же случае путник, который задается вопросом, разрешено ли ему сокращать намазы по Сунне, может считаться мусафиром? Мусафиром будет считаться тот человек, который отправился в путь или по делам, покинул свой дом, и его путь до конечной точки следования составит расстояние, превышающее восемьдесят один километр. Если же путник отправился в город, который находится от его дома на расстоянии в пятьдесят километров, то считаться будет только расстояние в один конец, а не расстояние туда и обратно, и в этом случае путник не будет считаться мусафиром по Сунне.

С какого места считать начало сокращения молитв?

Намаз путника по Сунне можно сокращать с того момента, как он покинул свой населенный пункт. Ученые в большинстве поддерживают мнение, что границей населенного пункта, который покидает путник, можно считать соответствующий указатель. Но есть и те ученые, которые считают, что конец населенного пункта следует считать от того места, где заканчивается последнее строение этого населенного пункта.

Цели путешествия

Целью сафара (путешествия) не должны быть греховные деяния. Если же верующий отправляется в путь, чтобы совершить грех, то в таком случае ему нельзя сокращать молитву. Например, если мусульманин выезжает в путь для торговли запретным, для ростовщичества, совершения прелюбодеяния или разбоя, так как сокращение намаза в Исламе является облегчением, которое не призвано облегчать грех.

Сколько можно делать намаз путника остановившись в определенном месте?

Еще один вопрос, который беспокоит мусульман, это в течение какого количества дней пути намазы путника по Сунне можно сокращать? В этом вопросе ученые, представляющие все мазхабы, согласны в своем мнении: путник сокращает молитвы, если не знает, какое количество дней его путь продлится. Если количество дней, проведенных в путешествии мусафиром, когда он задерживается в определенном населенном пункте, не превышает пятнадцати, то он может совершать намаз мусафира, но если же его пребывание длится дольше, чем пятнадцать дней, то ему следует полностью выполнять намазы по Сунне, - такого мнения придерживаются ученые ханафиты. Шафииты придерживаются в этом вопросе иного мнения: сокращать намазы следует, если поездка длится четыре дня, и в это число не входят дни, проведенные в дороге. Если же поездка превышает этот срок, то сокращать молитвы по Сунне нельзя.

Намаз мусульман, чьи профессии связаны с путешествиями

Некоторые мусульмане имеют такие профессии, при которых необходимо постоянное нахождение в пути – летчики или машинисты, водители или проводники. Такие люди могут сокращать молитвы, но им стоит посоветоваться по этому вопросу с имамами в своей мечети, которые должны благословить их на это. Есть ученые, которые придерживаются мнения что мусульмане представители таких профессий не должны сокращать молитвы.

Молитва на корабле, в машине или самолете

Предписания Аллаха относительно того, как молиться в такой ситуации, учитывают, что человек может попасть в затруднительное положение во время путешествия, и в предписаниях Всевышнего Аллаха нет ничего такого, что может привести к затруднению или даже к изнурению человека – Аллах благословляет и облегчает для путника положения религии, и всегда предписания Всевышнего Аллаха относительно совершения молитвы являются переносимыми и приемлемыми.

Как совершать намаз за мусафиром не путнику и наоборот

Еще одно условие по Сунне: путник не должен при совершении молитвы в том городе или месте, в которое он направился, следовать за местным имамом или местным жителем в его качестве, который совершает молитву по полной форме.

Если же путник следует ему, то и совершать молитву он должен в полной форме, сокращение не дозволено.

По-другому рассматривается ситуация, когда путник сам выступать в качестве имама в городе, в который он прибыл, для местного жителя – в этом случае путник может совершить сокращение, а молящиеся за ним люди не находящиеся в пути, должны после таслима имама (салям в правую сторону символизирующий окончание намаза) встать и продолжить молитву завершив ее еще 2-мя ракаатами, таким образом завершив молитву Зухр, Аср и Иша полностью. Молитва Фаджр и Магриб читаются также как обычно.

Вопросы,связанные с отложением/совмещением молитв по причине

Вопросы,связанные с отложением/совмещением молитв по причине

Ассалям алейкум ва рахматуЛЛАх

У меня обращение к братьям с туислам ,которые занимались составлением след.статьи :

"Важность совершения молитвы в установленное для нее время и определение времен пяти молитв в соответствии с Сунной, а также положения, связанные с возмещениями молитв" .

Возможно при исследовании этого вопроса,вам попадались мнения ученых по следующим пунктам:

1) если человек болен,как простуда (с температурой,чувством слабости,головной болью) или как токсикоз у беременной женщины (с общей слабостью,тошнотой,рвотой),можно ли откладывать совершение молитвы и совершать их несколько за один раз?

2) если человек болен простудой и ему нужно совершить гусль,и если он возьмёт гусль,то болезнь его ухудшится либо затянется,при этом нет возможности сделать тайямум.Нужно/можно ли совершить молитву без гусля или можно ли отложить молитву??

3) также хотелось бы знать о движениях не относящихся к молитве? как ,напр., взять игрушку у ребёнка,которую он даёт,удержать его от совершения чего-то ,если ребёнок в поле досягаемости,или успокоить рукой,если плачет и подобное..допускается ли это и снижается ли награда за молитву?

извеняюсь,что вопросы по фикху,но как я сказала выше,возможно при работе со статьёй,вы сталкивались с ответами ученых на подобные вопросы..

Ответ

1) если человек болен,как простуда (с температурой,чувством слабости,головной болью) или как токсикоз у беременной женщины (с общей слабостью,тошнотой,рвотой),можно ли откладывать совершение молитвы и совершать их несколько за один раз?

Основа состоит в том, что каждую молитву необходимо делать своевременно, в установленное для них время, как ты наверняка это поняла с работы "Важность совершения молитвы в установленное для нее время". Однако есть случаи, когда две молитвы можно совместить, даже если человек не находится в пути. Но речь идет именно о совмещении, а не откладывании нескольких молитв с последующим их возмещением.
Ибн 'Аббас рассказывал: "Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) объединил обеденную (зухр) молитву с послеобеденной ('аср), а вечернюю (магъриб) с ночной ('иша) в Медине. И это было не в пути и не во время дождя". В другой версии сказано: "Не во время страха и не в пути". Когда же Са'ид ибн Джубайр спросил Ибн Аббаса: "Почему он так поступил?", Ибн Аббас ответил: "Он желал не утруждать свою умму!" Муслим 705.
В этом хадисе содержится ясное указание на то, что при необходимости дозволяется объединять две молитвы. Имам ан-Науауи сказал: "Группа из числа ученых считала дозволенным совмещать две молитвы не в пути при необходимости, если это не носило постоянный характер. Об этом говорили Мухаммад ибн Сирин и Ашхаб из числа сторонников Малика. также аль-Хаттаби сказал, что это было мнением аль-Къафаля и аш-Шаши из сторонников аш-Шафи'и и Абу Исхакъа аль-Маруази. Также это мнение было группы из числа мухаддисов и его выбрал Ибн аль-Мунзир. И это мнение усиливается смыслом слов Ибн Аббаса: "Он желал не утруждать свою умму!" И он не связал причину с чем-то конкретным, ни болезнью, ни чем-либо другим". См. "Шарх Сахих Муслим" 5/219.
Что же касается некой утомляющей болезни, то нет сомнений в том, что это относится к числу причин, дозволяющих совмещение. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: "Имам Ахмад, Малик и группа ученых из числа шафиитов считали дозволенным объединение двух молитв при болезни". См. "Маджму'уль-фатауа" 24/28.
Имам Ибн Къудама в "аль-Мугъни" сказал: "Болезнь дозволяет совместить две молитвы, ибо при болезни совершение каждой молитвы в свое время влечет затруднение и слабость". См. также "Фикъху-Ссунна" 1/291.
Шейх Хусайн аль-'Ауаиша, ученик шейха аль-Альбани сказал: "Я спросил шейха нашего (аль-Альбани), да исцелит его Аллах (это было в период его болезни): "Каково твое мнение в отношении совмещения молитв для больного?" Он ответил: "Зависит от того, насколько в этом есть нужда, если он нуждается в объединении (из-за трудности), то пусть объединяет, а если нет, то не объединяет!" См. "Маусу'атуль-фикъхия" 2/351.

2) если человек болен простудой и ему нужно совершить гусль,и если он возьмёт гусль,то болезнь его ухудшится либо затянется,при этом нет возможности сделать тайямум.Нужно/можно ли совершить молитву без гусля или можно ли отложить молитву??

3) также хотелось бы знать о движениях не относящихся к молитве? как ,напр., взять игрушку у ребёнка,которую он даёт,удержать его от совершения чего-то ,если ребёнок в поле досягаемости,или успокоить рукой,если плачет и подобное..допускается ли это и снижается ли награда за молитву?

Легко соблюдать намаз там, где все молятся. Однако молиться там, где никто, кроме тебя, этого не делает — например, на работе — может быть настоящей проблемой. И тогда такая естественная вещь как молитва превращается в ежедневную борьбу, когда, чтобы помолиться, приходится постоянно преодолевать какие-то трудности.

Чем важен намаз

1. Регулярный намаз учит нести ответственность за свои поступки, и это первое, за что с нас спросят в Судный день

О важности неуклонного соблюдения пяти намазов прямо и очевидно говорит Коран и многие высказывания Пророка (мир ему и благословение). Например, Пророк сказал:

Осознание этой ответственности воспитывает в нас серьезность, усердие, стремление как можно лучше выполнять свои религиозные обязанности и поддерживать тесную связь с Творцом.

2. Намаз связан с успехом
3. Намаз помогает поведать о нашей вере

Часто нам кажется, что если мы попросим условий для молитвы на работе, начальство и коллеги будут видеть в нас каких-то религиозных фанатиков. Но это просто опасения, играющие какую-то роль только до тех пор, пока мы их вынашиваем. Из своего опыта могу сказать, что когда я просила создать мне условия для намаза на работе, это отрыло пространство для диалога, мои коллеги были заинтригованы, и в то же время отнеслись ко мне с пониманием.

4. Намаз — это интимная беседа с Создателем

Физическая польза намаза

Что касается физической стороны намаза, то можно отметить, что позы намаза имеют целительную силу. Например, во время земного поклона суджуда голова оказывается ниже уровня сердца, благодаря чему усиливается приток крови к мозгу, кроме того, суджуд укрепляет мышцы пресса.

Ученые утверждают, что даже один ракаат намаза способствует активизации энергетических полей нашего тела. Правильное выполнение всех положений намаза обеспечивает зарядку всему телу.

На этом польза молитвы далеко не исчерпывается, ученые находят все новые ее аспекты. Тем не менее, для верующего человека необходимость молитвы предельно ясна без сложных объяснений, ибо Аллах сказал:

Намаз и продуктивность на работе

В некоторых британских корпорациях существуют специальные комнаты отдыха, где сотрудник в течение дня может сделать перерыв для освежающего сна или отдыха в тихой спокойной обстановке.

Положения намаза в сочетании с произнесением молитвенных фраз позволяют на короткое время удалиться от суматохи и побыть в обстановке мира и спокойствия. В результате человек обретает умиротворение, сосредоточенность и заряжается энергией.

Важно помнить не только о количестве, но и о качестве. Если у вас мало времени, и есть желание извлечь наибольшую пользу из намаза на работе, вам следует помнить три главных принципа:

1. Не затягивайте: сосредоточьтесь на обязательных молитвах (фард), во время кияма читайте более короткие суры. Аллах, хвала Ему, желает вам облегчения, а не обременения, поэтому не усложняйте все сами.

2. Старайтесь читать перевод сур с комментариями. Это поможет глубже понять смысл и сконцентрироваться на тексте. Если вы улавливаете связь с читаемыми словами, это придает намазу новый смысл.

3. Полное присутствие. Существенному усилению эффективности намаза способствует понимание того, с Кем вы встречаетесь, для чего необходимо на несколько минут полностью отрезать себя от мира, чтобы освежить душу и тело.

Как попросить условий для намаза на работе

Не попросите — не получите

Если вы работаете среди немусульман и пытаетесь найти условия для намаза, могу поделиться собственным опытом. Я работала как в госучреждениях, так и в частных фирмах, и везде мне удавалось получить какое-то помещение для намаза: это мог быть конференц- зал, кладовая или даже лестница запасного выхода.

По моим наблюдениям, на работе всегда идут навстречу курящим, давая им время на перекур. В свою очередь, намаз длится не дольше перекура. Поэтому, когда коллеги удаляются на перекур, вы можете отправляться на намаз. Но, в отличие от них, за эти минуты вы освежите ум и тело и получите заряд бодрости для дальнейшей работы.

Когда я попросила выделить мне помещение для намаза, то сначала мне выделили кладовую (впрочем, она вполне подходила для этой цели). В другой раз мне предложили разместиться на лестнице пожарного выхода; я возражала, что оно недостаточно уединенное, кто-нибудь может проходить рядом, пока я молюсь, но потом я подумала, что материальный мир несовершенен, и смирилась.

Идите на уступки и будьте благодарны

Если вам кажется, что место, которое вам предлагают, не соответствует вашим стандартам, вспомните, что Аллах желает вам облегчения. Возьмем пророка Ибрахима (мир ему), он никогда особенно не заботился о комфорте, а просто делал свое дело.

Возможно, за мою решимость не отступаться от своих религиозных обязанностей, Аллах даровал мне умиротворенность в молитве. А через какое-то время сюда же начали приходить на намаз и другие. Получилось, что маленькое усилие с моей стороны открыло возможности для намаза и другим людям.

Пища для тела и пища для души

Обеденный перерыв — мое любимое время дня! Никогда работодатель не запретит вам есть на работе. Желудок подает сигналы — значит, пришло время обеда. Еда заряжает тело энергией, необходимой для работы, но душа тоже нуждается в пище. Намаз — это пища для души. Изголодавшая душа тоже подает сигналы: вы ощущаете безотчетное беспокойство, которое не спутаешь ни с чем.

Работодателю нужны заинтересованные и дисциплинированные сотрудники. Показывая пунктуальность в намазе, вы показываете ему свою надежность. Нам была дана заповедь намаза как средство усиления духовности и обретения успеха в мирских делах. Намаз делает осмысленными все наши деяния и, главное, несет благодать в нашу жизнь.

Рассчитывайте и эффективно используйте время

Планируя свой день, я строю свои дела вокруг намазов, а не наоборот. Если вам повезло работать недалеко от мечети, можете ходить на намаз в обеденный перерыв. Но если вам нужно помещение для намаза на работе и время намаза приходится на рабочие часы, то придется договариваться с руководством.

Если работодатель дал понять, что вам не стоит рассчитывать на условия для намаза, возможно, имеет смысл привлечь других мусульман. Я не сталкивалась с чем-то подобным, но знаю, что моему мужу с коллегами пришлось проявить упорство и преодолеть ряд препятствий, прежде чем они получили помещение для намаза.

Несмотря на то, что такая просьба вполне обоснована, дипломатичность и уверенность все равно не помешают. Старайтесь не навязываться со своими просьбами, ищите для них подходящий момент и будьте готовы к компромиссу.

Пропустил намаз. Как восполнить?

Совершать молитву пять раз в сутки – обязанность и дело совести каждого мусульманина. Но, в жизни бывают ситуации, когда верующий пропускает намаз непреднамеренно или вынуждено. Принявшие ислам люди часто задают вопросы, что делать, если я пропускаю намазы, возможно ли восполнить намаз, как это правильно сделать? Большинство авторитетных исламских ученых-богословов подтверждают необходимость возмещения намаза, пропущенного по уважительной шариатской причине. В некоторых случаях верующие могут пропустить намаз и не восполнять его, и на них не будет греха.

Можно ли перенести или пропустить намаз?

Переносить намаз на другое время суток преднамеренно (сознательно) без уважительной причины – недопустимо и считается грехом. Если наступило время намаза, но верующий не имеет возможности совершить его немедленно, он молится сразу же, как только сможет. Такие ситуации иногда случаются в пути, на приеме у врача, на работе, на улице, если рядом нет мечети или человеку требуется омовение, а сделать его негде.

  • он физически не ограничен;
  • находится в подходящем месте;
  • его жизни ничего не угрожает;
  • зависящие от его действий люди (больные, старики, дети) находятся в безопасности;
  • его тело и одежда не осквернены, или есть возможность выполнить ритуальное омовение, переодеться.

В каких случаях можно пропустить намаз?

  • во время боевых действий;
  • во время стихийных бедствий, снегопадов, дождей;
  • при необходимости оказать помощь роженице или спасать другого человека;
  • в пути;
  • если человек непреднамеренно забыл или проспал;
  • когда мусульманин окружен неверными;
  • по причине болезни.

Пророк Мухаммад ﷺ, отвечая на вопрос верующих, есть ли на них грех, когда они просыпают ночную молитву, сказал следующее:

Во время любого путешествия или в случае возникновения опасности, разрешается укорачивать намаз. Об этом Аллах говорит в суре Женщины. Также нет греха на том, кто по принуждению пропустил намаз:

Когда следует совмещать два намаза?

  • в дороге;
  • во время хаджа в день Арафа.

Исламские ученые пришли к соглашению, что в дальних поездках или походах на расстояние больше 80 км, совмещают зухур и аср, и магриб и иша. Вместо четырех ракаат каждого выполняют только по два. Их решение основано на хадисах Джабера:

Совершать намазы допустимо как до наступления времени следующего (такдим, что в переводе означает досрочный), так и после (таахир, что значит после срока).

Как возместить пропущенный намаз?

Если мусульманин вынужденно или случайно пропустил намаз, он должен восполнить его, совершив после очередной молитвы каза-намаз в любое разрешенное время. Исламские ученые сошлись во мнениях, что восполнять пропущенные намазы следует, сохраняя их последовательность. (аль-Мугни 1/607, Найлюль-аутар 2/36). Молиться запрещено во время восхода, когда солнце в зените, и на закате. Возмещение намаза в неправильной очередности по незнанию не следует исправлять, потому что незнание является оправданием. Этого мнения придерживался шейх аль-Ислам Ибн Таймия. (аль-Инсаф 1/445) и другие ученые.

Правила восполнения

  • если человек пропустил утренний намаз непреднамеренно, он выполняет его сразу после пробуждения, но только после восхода солнца;
  • если верующий приходит в мечеть во время призыва к очередной молитве, он присоединяется к молящимся и совершает сначала намаз, время которого наступило, а после него каза;
  • если человек молится один, вначале он совершает каза намаз, а затем следующий за ним;
  • когда остается мало времени, чтобы прочитать молитвы в правильной последовательности, сначала необходимо сделать намаз, время которого подходит к концу, чтобы не пропустить его;
  • если вынужденно пропущены все намазы, кроме последнего, верующий выполняет все пять поочередно до окончания времени последней ночной молитвы (иша);
  • если пропущены пять молитв за день, восполнить их можно на следующий день, читая намаз и каза поочередно;
  • пропущенный иша восполняют сразу после пробуждения, перед утренней молитвой.

Обязан ли человек, пропустивший намаз без причины, восполнить его?

Большинство ученых считали, что мусульмане обязаны восполнять намазы, пропущенные без разрешенной шариатом причины. Однако это мнение не подтверждено аргументами из Корана и сунной. Многие из числа первых исламских ученых, и более поздние последователи, считала, что пропущенный без законной причины намаз не восполняют. Вместо этого мусульманин должен раскаяться в содеянном грехе и вернуться своевременному ежедневному обряду.

Про это говорили сподвижники Омар ибн аль-Хаттаб, Саад ибн Абу Уаккас, Ибн Мас’уд, Сальман аль Фариси. Имам Ибн Хазим сказал:

Шейх аль-Ислам Ибн Таимия говорил:

В каких ситуациях не нужно восполнять пропущенный намаз?

Не нужно восполнять намазы, причины пропуска которых следующие:

  • нахождение в бессознательном состоянии из-за болезни или одержимости джинами;
  • дни менструаций, родов и послеродовый период у женщин;
  • намазы, пропущенные за время жизни до принятия ислама.

Считается достоверным хадис:

Как молиться людям с плохим здоровьем?

Читайте также: