Облагается ли ндфл субсидия на зарплату при коронавирусе

Обновлено: 02.07.2024

Кроме льготных кредитов, переноса сроков уплаты налогов/взносов, понижения ставок арендной платы, государство решило оказать бизнесу и реальную помощь. А именно перечислить на расчетные счета организаций и ИП деньги из бюджета безвозмездно, то есть даром. Но дадут бюджетные субсидии не всем, сумма будет ограничена, а для получения надо еще соблюсти определенные условия. Обещали, что и с налогами проблем быть не должно.

Пра­ви­тель­ство на­ме­ре­но вы­де­лить суб­си­дии толь­ко мик­ро-, ма­ло­му и сред­не­му биз­не­су по Пе­реч­ню от­рас­лей, ко­то­рые в наи­боль­шей сте­пе­ни по­стра­да­ли из-за ко­ро­на­ви­ру­са. К ним от­но­сят­ся, в част­но­сти, услу­ги по ав­то­пе­ре­воз­кам, роз­нич­ная тор­гов­ля непро­до­воль­ствен­ны­ми то­ва­ра­ми, услу­ги па­рик­ма­хер­ских, са­ло­нов кра­со­ты, де­я­тель­ность об­ще­пи­та, фит­нес-цен­тров, ту­ра­гентств (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 (ред. от 18.04.2020) "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции").

Но имей­те в виду, что в По­ста­нов­ле­нии Пра­ви­тель­ства, ко­то­рым утвер­жде­ны по­стра­дав­шие от­рас­ли, на­про­тив каж­дой из них ука­зан кон­крет­ный код вида де­я­тель­но­сти по ОКВЭ­Д2. И суб­си­дии дадут толь­ко тем, у кого этот код ука­зан в ЕГРЮЛ или ЕГРИП как ос­нов­ной по со­сто­я­нию на 1 марта 2020 г. (Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции"). Если ваш вид де­я­тель­но­сти не ос­нов­ной либо он во­об­ще не ука­зан в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, то, даже если вы ве­де­те его по факту, суб­си­дию вам не дадут. Мно­гие ор­га­ни­за­ции и ИП стали в спеш­ном по­ряд­ке ме­нять коды ОКВЭ­Д2, но, увы, из­ме­не­ние их зад­ним чис­лом не спа­сет. Здесь на­ло­го­ви­ки будут дей­ство­вать фор­маль­но.

Каковы условия получения бюджетных денег

  • ор­га­ни­за­ция/ИП долж­ны быть вклю­че­ны в ре­естр субъ­ек­тов МСП по со­сто­я­нию на 01.03.2020;
  • в ЕГРЮЛ/ЕГРИП по со­сто­я­нию на 01.03.2020 дол­жен быть за­фик­си­ро­ван ос­нов­ной вид де­я­тель­но­сти по ОКВЭ­Д2 из Пе­реч­ня наи­бо­лее по­стра­дав­ших от­рас­лей;
  • ор­га­ни­за­ция не на­хо­дит­ся в про­цес­се лик­ви­да­ции, не при­ня­то ре­ше­ние о ее пред­сто­я­щем ис­клю­че­нии из ЕГРЮЛ, в от­но­ше­нии ор­га­ни­за­ции или ИП не вве­де­на про­це­ду­ра банк­рот­ства;
  • у ор­га­ни­за­ции/ИП по со­сто­я­нию на 01.03.2020 недо­им­ка по на­ло­гам и стра­хо­вым взно­сам в со­во­куп­но­сти не пре­вы­ша­ет 3000 руб.;
  • ко­ли­че­ство ра­бот­ни­ков ор­га­ни­за­ции/ИП в ме­ся­це, за ко­то­рый вы­пла­чи­ва­ет­ся суб­си­дия, со­став­ля­ет не менее 90% от ко­ли­че­ства ра­бот­ни­ков в марте 2020 г.

ФНС до­пол­ни­ла пра­ви­тель­ствен­ный Пе­ре­чень еще одним усло­ви­ем — за­яви­тель во­вре­мя сдал СЗВ-М за март 2020 г.

Сколько выделят

  • для ор­га­ни­за­ции — 12 130 руб. х Ко­ли­че­ство ра­бот­ни­ков в марте;
  • для ИП с ра­бот­ни­ка­ми — 12 130 руб. х Ко­ли­че­ство ра­бот­ни­ков в марте, уве­ли­чен­ное на еди­ни­цу, то есть еще и на са­мо­го ИП;
  • для ИП без ра­бот­ни­ков — 12 130 руб.

Ко­ли­че­ство ра­бот­ни­ков ФНС будет брать из форм СЗВ-М, ко­то­рые вы сдали в свое от­де­ле­ние ПФР. Для этого на­ло­го­ви­ки будут сами за­пра­ши­вать ин­фор­ма­цию из ПФР. Перед тем как вы­де­лить суб­си­дию за ап­рель, они срав­нят ко­ли­че­ство ра­бот­ни­ков, ука­зан­ное в СЗВ-М за март и за ап­рель. А перед вы­де­ле­ни­ем суб­си­дии за май — за март и за май. На­при­мер, если в марте в ор­га­ни­за­ции или у ИП за­ня­то 10 че­ло­век, то для по­лу­че­ния суб­си­дии в ап­ре­ле и в мае долж­но ра­бо­тать как ми­ни­мум 9 че­ло­век.

Од­на­ко есть одна про­бле­ма. Дело в том, что в СЗВ-М ука­зы­ва­ют­ся как лица, с ко­то­ры­ми за­клю­че­ны тру­до­вые до­го­во­ры, так и лица, с ко­то­ры­ми за­клю­че­ны до­го­во­ры граж­дан­ско-пра­во­во­го ха­рак­те­ра. И из формы СЗВ-М не видно, кто из ука­зан­ных в ней ра­бот­ник ор­га­ни­за­ции, а кто нет. И если при штате 10 че­ло­век в марте, по­ми­мо своих ра­бот­ни­ков, было два че­ло­ве­ка, ра­бо­та­ю­щих по ГПД, а уже в ап­ре­ле и мае ра­бо­та­ю­щих по ГПД не было, то по СЗВ-М по­лу­чит­ся, что ко­ли­че­ство че­ло­век в ап­ре­ле и мае по срав­не­нию с мар­том со­ста­вит 83,3% (10 чел. / 12 чел. х 100%). А раз оно будет менее 90% от ко­ли­че­ства ра­бот­ни­ков в марте, то ор­га­ни­за­ция, ко­то­рая не со­кра­ща­ла штат ра­бот­ни­ков, будет ли­ше­на суб­си­дии по фор­маль­но­му ос­но­ва­нию. Хотя на самом деле она имеет право ее по­лу­чить.

С во­про­сом, будет ли ФНС от­сле­жи­вать тех, кто яв­ля­ет­ся ра­бот­ни­ка­ми, и тех, кто вы­пол­ня­ет ра­бо­ты по ГПД, и какие дан­ные она будет при­ни­мать во вни­ма­ние, мы об­ра­ти­лись к спе­ци­а­ли­сту ФНС.

На физлиц, с которыми заключены ГПД, субсидия не положена

Григоренко Ека­те­ри­на Сер­ге­ев­на, о­вет­ник го­су­дар­ствен­ной граж­дан­ской служ­бы РФ 2 клас­са:

— Как ука­за­но на сайте ФНС и в По­ста­нов­ле­нии Пра­ви­тель­ства от 24.04.2020 № 576, для того чтобы при­нять ре­ше­ние о вы­пла­те суб­си­дии на­ло­го­вые ор­га­ны будут ру­ко­вод­ство­вать­ся имен­но СЗВ-М в части ко­ли­че­ства лиц. При­чем из По­ста­нов­ле­ния № 576 сле­ду­ет, что суб­си­дия по­ло­же­на имен­но ра­бо­то­да­те­лям, ко­то­рые со­хра­ни­ли ко­ли­че­ство ра­бот­ни­ков в ап­ре­ле и в мае на уровне не менее 90% по от­но­ше­нию к марту 2020 г. То есть на физ­лиц, с ко­то­ры­ми за­клю­че­ны ГПД, суб­си­дия не долж­на предо­став­лять­ся.

И дей­стви­тель­но, при­ни­мать во вни­ма­ние толь­ко форму СЗВ-М для ре­ше­ния во­про­са о вы­пла­те суб­си­дии может быть недо­ста­точ­но в том слу­чае, если у ком­па­нии име­лись в марте 2020 г. за­клю­чен­ные до­го­во­ры граж­дан­ско-пра­во­во­го ха­рак­те­ра.

По­ла­гаю, что на­ло­го­вый орган для ре­ше­ния ука­зан­но­го во­про­са может ру­ко­вод­ство­вать­ся также рас­че­том по стра­хо­вым взно­сам (Приказ ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@ "Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка ее заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме и о признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@"). В нем раз­гра­ни­че­ны лица, ра­бо­та­ю­щие по тру­до­во­му до­го­во­ру и по ГПД. По­сколь­ку вы­пла­ты по ГПД не под­ле­жат об­ло­же­нию взно­са­ми на ВНиМ (ст. 422, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 24.04.2020)), то они не от­ра­жа­ют­ся в при­ло­же­нии № 2 к раз­де­лу 1 РСВ. Этих физ­лиц нет и в стро­ке 010 этого при­ло­же­ния в со­ста­ве за­стра­хо­ван­ных лиц. Но ко­ли­че­ство этих лиц и вы­пла­ты им вклю­ча­ют­ся в под­раз­де­лы 1.1 и 1.2 при­ло­же­ния № 1 к раз­де­лу 1, по­сколь­ку взно­сы на ОПС и ОМС на вы­пла­ты по ГПД на­чис­ля­ют­ся. Со­от­вет­ствен­но, при уста­нов­ле­нии раз­ных дан­ных между при­ло­же­ни­ем № 2 и под­раз­де­ла­ми 1.1 и 1.2 при­ло­же­ния № 1 РСВ (в виде ко­ли­че­ства за­стра­хо­ван­ных лиц и сумм вы­плат) можно прий­ти к вы­во­ду, что у ор­га­ни­за­ции име­ют­ся лица, ра­бо­та­ю­щие по ГПД. Кроме того, вы­пла­ты физ­ли­цу по ГПД от­дель­но по каж­до­му ме­ся­цу ука­зы­ва­ют­ся в графе 160 под­раз­де­ла 3.2.1.

Таким об­ра­зом, по ука­зан­но­му ал­го­рит­му можно уточ­нить всех лиц, ра­бо­та­ю­щих по ГПД с целью опре­де­ле­ния со­блю­де­ния кри­те­ри­ев для по­лу­че­ния суб­си­дий. Также ре­ко­мен­ду­ет­ся в ини­ци­а­тив­ном по­ряд­ке пред­ста­вить све­де­ния (о штат­ных и нештат­ных ра­бот­ни­ках) в на­ло­го­вый орган од­но­вре­мен­но с за­яв­ле­ни­ем на по­лу­че­ние суб­си­дии.

Как получить субсидию

  • для по­лу­че­ния суб­си­дии за ап­рель 2020 г. — с 1 мая до 1 июня;
  • для по­лу­че­ния суб­си­дии за май 2020 г. — с 1 июня до 1 июля.

В этом за­яв­ле­нии необ­хо­ди­мо ука­зать рек­ви­зи­ты счета, на ко­то­рый вы хо­ти­те по­лу­чить суб­си­дию (номер счета, на­име­но­ва­ние банка, кор­с­чет, БИК и т. д.).

Кста­ти, на сайте ФНС уже по­явил­ся спе­ци­аль­ный он­лайн-сер­вис, при по­мо­щи ко­то­ро­го можно узнать, впра­ве ли вы пре­тен­до­вать на суб­си­дию, и по­дать за­яв­ле­ние на ее по­лу­че­ние.

Когда поступят деньги на расчетный счет

  • 3 ра­бо­чих дня да­ет­ся ИФНС для про­вер­ки вашей ор­га­ни­за­ции/ИП на со­от­вет­ствие всем усло­ви­ям. Если все хо­ро­шо, то ИФНС со­об­щит об этом в ФНС, а уже она рас­счи­та­ет раз­мер суб­си­дии, вклю­чит вас в ре­естр по­лу­ча­те­лей суб­си­дий и на­пра­вит его в элек­трон­ном виде в Фе­де­раль­ное каз­на­чей­ство;
  • 1 ра­бо­чий день от­во­дит­ся на по­лу­че­ние ре­ест­ра каз­на­чей­ством из ФНС и 3 ра­бо­чих дня да­ет­ся каз­на­чей­ству на пе­ре­да­чу ре­ест­ра в банк для пе­ре­чис­ле­ния суб­си­дии на ваш рас­чет­ный счет.

А могут ли отказать в помощи?

Да, если вы не удо­вле­тво­ря­е­те всем усло­ви­ям, необ­хо­ди­мым для вы­де­ле­ния суб­си­дии. В этом слу­чае вам при­дет (через ТКС, лич­ный ка­би­нет или по почте) со­об­ще­ние об от­ка­зе в предо­став­ле­нии суб­си­дии. Такое со­об­ще­ние ФНС на­пра­вит вам в те­че­ние 3 ра­бо­чих дней со дня по­лу­че­ния от вас за­яв­ле­ния, но не ранее 18 мая по суб­си­ди­ям за ап­рель и не ранее 18 июня по суб­си­ди­ям за май. Также в суб­си­дии могут от­ка­зать, если вы на­ру­ши­те срок по­да­чи за­яв­ле­ния на ее по­лу­че­ние (Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции").

На что можно потратить субсидию

Из­на­чаль­но пред­по­ла­га­лось, что ее можно будет по­тра­тить на вы­пла­ту зар­пла­ты ра­бот­ни­кам. Но те­перь в Пра­ви­лах предо­став­ле­ния суб­си­дий, утвер­жден­ных По­ста­нов­ле­ни­ем № 576, ска­за­но, что суб­си­дия предо­став­ля­ет­ся в целях ча­стич­ной ком­пен­са­ции за­трат, свя­зан­ных с ве­де­ни­ем де­я­тель­но­сти, в том числе на со­хра­не­ние за­ня­то­сти и опла­ты труда своих ра­бот­ни­ков в ап­ре­ле и мае 2020 г.

По­сколь­ку суб­си­дии будут вы­де­лять­ся пост­фак­тум, когда зар­пла­ты за ап­рель и май в боль­шин­стве слу­ча­ев уже будут вы­пла­че­ны ра­бот­ни­кам, то, ви­ди­мо, их раз­ре­ши­ли рас­хо­до­вать на любые те­ку­щие за­тра­ты (на­при­мер, на опла­ту ком­му­нал­ки, арен­ды, то­ва­ров).

А что с налогами?

  • вклю­чать в до­хо­ды, по­сколь­ку эти суб­си­дии прямо на­зва­ли в ст. 251 НК в числе до­хо­дов, не учи­ты­ва­е­мых при опре­де­ле­нии на­ло­го­вой базы;
  • учи­ты­вать при рас­че­те на­ло­га на при­быль рас­хо­ды, про­из­ве­ден­ные за счет этих суб­си­дий (на­при­мер, на­чис­лен­ную зар­пла­ту из рас­че­та 12 130 руб. на од­но­го ра­бот­ни­ка либо сто­и­мость сырья и ма­те­ри­а­лов, опла­чен­ную за счет суб­си­дии). По­лу­ча­ет­ся, надо пись­мен­но за­фик­си­ро­вать, на что по­тра­че­ны бюд­жет­ные день­ги.

Обратите внимание, эта норма не касается зарплат, которые вы начислите работникам за счет субсидии. В общем порядке с этих зарплат надо исчислить НДФЛ, удержать его при выплате денег работникам и перечислить в бюджет (пп. 3, 4, 6 ст. 226 НК РФ).

Все поправки, касающиеся налогообложения субсидий, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г. (ст. 3, Федеральный закон от 22.04.2020 N 121-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").

К тому же в этих Правилах ничего не говорится о том, как налоговики собираются контролировать использование организациями и ИП полученных субсидий. Скорее всего, проверять будут при выездных проверках.

Во-первых, ситуация с коронавирусной инфекцией повлияла на порядок уплаты практически всех налогов в текущем году. Коснулись ли эти изменения подоходного налога (НДФЛ), который работодатели обязаны уплачивать в качестве налоговых агентов при выплате дохода физическим лицам?

Во-вторых, в этом году работодатели несут ряд специфических расходов – в том числе на покупку средств индивидуальной защиты (масок, перчаток), антибактериальных средств (санитайзеров), на проведение тестов на наличие вируса, на доставку работников к месту работы и обратно. Но появляется ли в этих случаях у работников налогооблагаемый доход?

Работодатели не получили отсрочку по уплате НДФЛ

Правила переноса сроков уплаты, а также предоставления отсрочек и рассрочек для организаций и ИП из пострадавших от пандемии сфер деятельности утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 (далее – Правила).

Согласно п. 5 Правил сроки уплаты налогов могут быть продлены на период от трех месяцев до пяти лет. Главное условие для получения этой преференции – осуществление деятельности в отрасли из числа наиболее пострадавших от коронавируса. Перечень таких отраслей утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434.

  • за 2019 год – с 15.07.2020 на 15.10.2020;

  • за I квартал 2020 года – с 25.04.2020 на 26.10.2020;

  • за полугодие 2020 года – с 25.07.2020 на 25.11.2020. При этом согласно пп. 12 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ ИП освобождены от уплаты авансового платежа по НДФЛ за себя за полугодие 2020 года, уменьшенного на авансовый платеж, исчисленный за I квартал 2020 года.

Также для этих ИП предусмотрена рассрочка по уплате НДФЛ – налог (авансовый платеж) они могут перечислять ежемесячно равными частями в размере 1/12 начисленной суммы не позднее последнего числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится новый срок его уплаты (п. 1 Правил). Тем самым в части уплаты НДФЛ за себя ИП предоставлена годовая рассрочка.

Выплаты медработникам и другим лицам, оказывающим помощь гражданам с коронавирусом

Изначально Федеральным законом от 22.04.2020 № 121-ФЗ было установлено освобождение от НДФЛ доходов в виде денежной выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медпомощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения этой инфекцией, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета (п. 81 ст. 217 НК РФ). Это освобождение действует в отношении выплат, произведенных с 01.01.2020.

К сведению: правила финансирования таких выплат из федерального бюджета установлены постановлениями Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 и от 12.04.2020 № 484.

В дальнейшем Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ данная норма была расширена. Теперь от НДФЛ освобождены не только выплаты, установленные федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, которые производятся из средств федерального бюджета, но и выплаты из бюджетов субъектов РФ. Причем освобождение распространяется и на медицинских работников, и на тех, кто оказывает социальные услуги гражданам, заболевшим коронавирусной инфекцией.

Таким образом, денежные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, полученные медицинскими и социальными работниками начиная с 01.01.2020 в размерах, предусмотренных правительственными правилами, источником поступления которых являются федеральный или региональный бюджет, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 81 ст. 217 НК РФ (см. также письма ФНС России от 11.06.2020 № БС-2-11/1176@,от 15.06.2020 № БС-4-11/9761@, от 21.05.2020 № БС-4-11/8348@ и др.).

Выплаты, производимые за счет субсидий

Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 утверждены правила предоставления субъектам МСП, осуществляющим деятельность в наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции отраслях, субсидии в размере 12 130 руб. на одного работника.

Согласно п. 1 этих правил целью предоставления такой субсидий является частичная компенсация затрат ее получателей, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года. Соответственно, при получении данной субсидии денежные средства переходят в собственность организации и могут быть распределены на любые расходы для осуществления деятельности, включая выплату заработка.

Оплата тестирования работников

В отдельных регионах предусмотрены меры по проведению работодателями обязательного тестирования сотрудников на коронавирус и иммунитет к нему (см., например, п. 2.4 – 2.6 Указа мэра г. Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ).

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им в денежной или натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло. При этом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23 НК РФ (п. 1 ст. 41 НК РФ).

Между тем в тестировании работников на коронавирус (и иммунитет к нему) заинтересован прежде всего работодатель, так как именно ему вменена эта обязанность.

Следовательно, оплаченная работодателем для работников стоимость исследований на предмет наличия у них коронавирусной инфекции (иммунитета к ней), необходимость проведения которых обусловлена обеспечением нормальных (безопасных) условий труда работников, не может быть признана экономической выгодой (доходом) налогоплательщиков. Соответственно, доходов, подлежащих обложению НДФЛ, в таком случае не возникает (см. письма Минфина России от 28.07.2020 № 03-04-06/65718, от 25.06.2020 № 03-03-07/54757).

В ситуации, когда работодатель (организация или ИП) компенсирует работнику затраты на проведение вышеназванных тестов, возмещаемую сумму, полагаем, он может рассматривать в качестве суммы, полученной в связи с исполнением работником его трудовых обязанностей. И, следовательно, воспользоваться освобождением от НДФЛ на основании п. 1 ст. 217 НК РФ.

Покупка работодателем средств индивидуальной защиты (СИЗ)

В целях обеспечения безопасных условий труда работодателям необходимо обеспечить своих работников средствами индивидуальной защиты (масками, перчатками, дезинфицирующими средствами).

В общем случае СИЗ, выдаваемые сотрудникам в производственных целях, не являются их доходом и не подлежат обложению НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ).

Минфин считает, что если СИЗ выдаются работникам только для осуществления производственной деятельности и не переходят в их собственность, их стоимость не может быть признана экономической выгодой (доходом) в смысле ст. 41 НК РФ и, соответственно, являться объектом обложения НДФЛ (см. письма от 16.01.2017 № 03-04-06/1222, от 16.09.2016 № 03-03-06/1/54239).

Полагаем, что данный подход применим и в рассматриваемой ситуации – при условии, что СИЗ выдаются работникам в соответствии с распоряжением руководителя только в производственных целях и не переходят в их собственность.

Выплата матпомощи пострадавшим из-за коронавируса работникам

Главой 23 НК РФ определен ряд выплат (в том числе в виде материальной помощи), связанных с особыми обстоятельствами и не подлежащих обложению НДФЛ:

выплаты налогоплательщикам, пострадавшим от чрезвычайных обстоятельств, и (или) физическим лицам, являющимся членами их семей, в связи с указанными событиями (п. 46 ст. 217 НК РФ). Карантин, введенный в связи с распространением коронавирусной инфекции, не признан чрезвычайной ситуацией;

выплаты, осуществляемые работодателями членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи (п. 8 ст. 217 НК РФ, ст. 2 Семейного кодекса);

суммы, уплаченные работодателями за оказание медицинских услуг их работникам, их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным), подопечным в возрасте до 18 лет, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, и оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций (п. 10 ст. 217 НК РФ).

Обратите внимание: Минфин считает, что п. 10 ст. 217 НК РФ, освобождающий от обложения НДФЛ суммы, уплаченные работодателем за оказание медицинских услуг его работникам, не распространяется на спецрежимников (см. письма от 16.03.2020 № 03-04-06/19819, от 01.08.2018 № 03-04-06/54288).

Между тем Президиум ВАС еще в Постановлении от 26.04.2005 № 14324/04 подчеркнул, что исчисление НДФЛ в зависимости от режима налогообложения ставит физических лиц, работающих в организациях, применяющих УСНО, в неравное положение с физическими лицами, работающими в организациях с общей системой налогообложения. Так нарушается принцип всеобщности и равенства налогообложения, закрепленный в п. 1 ст. 3 НК РФ. Ведь ст. 217 НК РФ предусмотрен перечень не подлежащих налогообложению доходов физических лиц, а не организаций-работодателей.

Выплаты физлицам материальной помощи по другим основаниям подлежат включению в базу для исчисления НДФЛ. Но на такие выплаты распространяется правило п. 28 ст. 217 НК РФ – матпомощь в сумме, не превышающей 4 000 руб. в год, освобождается от обложения НДФЛ.

Налогообложение доходов работников-иностранцев

Согласно указам Президента РФ от 18.04.2020 № 274 и от 18.04.2020 № 274 на период с 15.03.2020 по 15.09.2020 включительно приостановлено течение сроков действия отдельных документов, у которых в данный период истекает срок действия. Это касается и патентов, получаемых иностранными гражданами для осуществления на территории субъекта РФ трудовой деятельности.

Таким образом, если у иностранного гражданина в период с 15.03.2020 по 15.09.2020 истекает срок действия оплаченного патента, течение срока его действия приостанавливается. При этом сам патент является действующим, соответственно продлевать его в указанный период не надо. А налоговое администрирование по таким патентам осуществляется в общем порядке (см. также Письмо Минфина России от 30.04.2020 № 03-04-09/35512).

Кроме того, согласно вышеназванным указам с 15.03.2020 по 15.09.2020 включительно работодатели и заказчики работ (услуг) при условии выполнения ими установленных ограничений и иных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе в порядке, определенном законодательством РФ, привлекать и использовать в качестве работников иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не имеющих патентов.

В связи с этим, если привлекаемые к работе иностранные граждане в обозначенный период не имеют патентов, то положения ст. 227.1 НК РФ, абз. 3 п. 2 ст. 224 НК РФ в отношении соответствующих доходов таких граждан не применяются.

Таким образом, при привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) в качестве работников иностранных граждан, не имеющих патентов и не признаваемых налоговыми резидентами РФ, в общем случае при обложении НДФЛ доходов указанных лиц необходимо применять ставку 30%.

При этом в общем случае, если по итогам налогового периода указанные лица будут признаны налоговыми резидентами РФ, суммы НДФЛ, удержанного с их доходов, полученных в данном налоговом периоде, подлежат перерасчету по ставке 13% (см. то же Письмо Минфина России № 03-04-09/35512).

Обратите внимание: по общему правилу налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, которые фактически находятся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Однако на период 2020 года получить (сохранить) статус резидента РФ можно будет при нахождении в России не менее 90 календарных дней. Такие поправки в Налоговый кодекс внесены Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ.

Таким образом, физлицо, фактически находящееся в нашей стране от 90 до 182 календарных дней включительно и более в период с 01.01.2020 по 31.12.2020, признается налоговым резидентом РФ.

В период пандемии немало работодателей перевели сотрудников на удаленную работу. Такие сотрудники при исполнении служебных обязанностей, как правило, используют собственную оргтехнику (ноутбуки, компьютеры, видеокамеры, смартфоны), личный домашний или мобильный доступ в Интернет, приобретенное для собственных нужд программное обеспечение и т. д. А поскольку удаленная работа не квалифицируется как дистанционная, то работник не обязан использовать для выполнения трудовых функций свою домашнюю технику. Компромиссное решение в такой ситуации – выплата сотрудникам компенсации за использование личного имущества в производственных целях. (Подчеркнем: выплата такой компенсации является правом, а не обязанностью работодателя.)

Согласно ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах своего личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, амортизацию инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме, поскольку норм подобных компенсаций Налоговый кодекс не содержит и не предусматривает порядок их установления (см. Письмо ФНС России от 13.11.2018 № БС-3-11/8304@). Эта компенсация освобождается от НДФЛ, поскольку входит в список необлагаемых выплат (абз. 11 п. 1 ст. 217 НК РФ).

Таким образом, для правомерного освобождения от обложения НДФЛ сумм компенсаций за использование личной оргтехники работника работодателю нужно документально подтвердить (см. письма Минфина России от 04.02.2020 № 03-03-06/1/6672, от 08.11.2019 № 03-04-05/86158):

принадлежность используемого имущества работнику;

фактическое использование имущества в интересах работодателя, осуществление расходов на эти цели;

суммы произведенных в связи с этим расходов.

Компенсация проезда к месту работы и обратно на такси

В условиях пандемии работодатели обязаны принять меры по профилактике коронавируса среди сотрудников, работающих в офисе. В связи с этим Роспотребнадзор в Письме от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24 (п. 3) рекомендовал самим гражданам ограничить поездки на общественном транспорте (из-за высокого риска заражения коронавирусом), а работодателям, соответственно, организовать доставку на работу и с работы для тех сотрудников, у которых отсутствует личный транспорт.

При отсутствии у компании собственного служебного транспорта возможна выплата компенсации работникам затрат на поездки до работы и обратно на такси в период пандемии. Для этого необходимо утвердить соответствующий приказ, в котором среди введения прочих санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер, связанных с эпидемией COVID-19, будет предусмотрена выплата подобной компенсации.

Однако следует учесть, что эта компенсация подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. Дело в том, что ст. 217 НК РФ не содержит норм, предусматривающих освобождение от обложения НДФЛ доходов в виде сумм, выплачиваемых организацией сотрудникам в качестве компенсации оплаты проезда к месту работы и обратно. На этот момент Минфин обратил внимание в Письме от 23.01.2020 № 03-03-06/1/3758. Следовательно, сумма этой компенсации должна облагаться налогом, поскольку прямого запрета на проезд в общественном транспорте в период пандемии не было.

В период распространения коронавирусной инфекции появились несколько новых видов государственной поддержки для различных категорий хозяйствующий субъектов и населения. В частности, в целях поддержки малого и среднего бизнеса предусмотрена выплата его субъектам безвозмездной финансовой помощи в виде субсидии на первоочередные цели, в том числе на выплату заработной платы. Расскажем, как учесть такую помощь в налоговом учете.

Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 (далее — Правила).

Как следует из пункта 1 Правил, право на получение субсидии возникает у организации или индивидуального предпринимателя (далее — получателей субсидии), которые по состоянию на 01.03.2020 года соответствуют следующим критериям:

Согласно пункту 4 Правил размер субсидии определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 1 января 2020 г., составляющей 12130 рублей:

  • на количество работников в марте 2020 г. — в отношении организаций;
  • на количество работников в марте 2020 г., увеличенное на единицу, — в отношении индивидуальных предпринимателей.

Соответственно, для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен величине минимального размера оплаты труда, то есть 12130 рублей.

Таким образом, данная субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г. в расчете 12130 руб. на одного работника.

Поскольку иное Правилами не установлено, данная субсидия, по своей сути, целевой не является, в этой связи руководитель или иное уполномоченное лицо получателя субсидии вправе принять самостоятельное решение о составе первоочередных расходов, на оплату которых будет направлена полученная субсидия, в том числе на аренду, коммунальные платежи, заработную плату и т.п.

Налог на прибыль, УСН и ЕСХН

В связи с принятием Правительством РФ решения о выплате рассматриваемой субсидии Федеральным законом от 22.04.2020 N 121-ФЗ (далее — Закон № 121) в часть вторую НК РФ были внесены изменения.

Таким образом, суммы полученных субсидий и произведенных за их счет получателями субсидий расходы при определении облагаемой базы по налогу на прибыль не учитываются. По этой причине, хотя формально данная обязанность нормами НК РФ не предусмотрена, фактически получателям субсидий необходимо организовать раздельный учет полученных в виде субсидии средств и произведенных за их счет расходов.

В аналогичном порядке суммы полученных субсидий (пункт 1 ст. 346.5 НК РФ) и произведенные за их счет расходы (пункт 3 ст. 346.5 и пункт 49 ст. 270 НК РФ) учитываются налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей, а также упрощенную систему налогообложения (подпункт 1.1 п.1 и п. 2 ст. 346.15 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

Полученные из российской бюджетной системы субсидии в зависимости от их вида и целевого назначения могут, как учитываться при определении налогооблагаемой базы по НДС, так и не оказывать влияние на ее размер.

В данном случае, как было указано ранее, субсидии предоставляются в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в неблагоприятных условиях, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников, то есть на финансирование затрат и не вязаны с компенсацией недополученных доходов.

В этой связи суммы полученных субсидий при определении облагаемой базы по НДС не учитываются, что подтверждается сложившейся в настоящее время арбитражной практикой (см. Определение СКЭС ВС РФ от 01.08.2019 N 301-ЭС19-7881, пункт 32 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2019), пункт 6 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых в третьем квартале 2019 года по вопросам налогообложения). Аналогичного мнения по данному вопросу придерживаются и специалисты финансового ведомства (см., например, письмо Минфина России от 28.10.2019 N 03-03-06/1/82634).

При этом не имеет определяющего значения момент осуществления оплаты за счет субсидированных средств, то есть приобретены какие-либо ценности за счет полученной субсидии или она компенсирует уже ранее понесенные расходы: ни в одном из указанных случаев объекта обложения НДС не возникает.

Страховые взносы и НДФЛ

Отдельно следует остановиться на выплате за счет средств полученной субсидии заработной платы работникам, состоящим в трудовых отношениях с организациями и индивидуальными предпринимателями. В этой связи сразу оговоримся, что в отличие от налога на прибыль и НДС в отношении обложения выплат в пользу работников получателей субсидий страховыми взносами и НДФЛ каких-либо изменения и дополнения в положения НК РФ и другие нормативные акты, регулирующие вопросы исчисления и уплаты налогов и сборов, не вносились. Кроме того, еще раз отметим, что, хотя размер субсидии и исчисляется исходя из минимального размера оплаты труда, полученные средства целевыми не являются.

По этой причине, начисления в пользу работников, в том числе заработной платы за апрель и май 2020 года в полной мере соответствуют условиям их признания объектом обложения страховыми взносами, установленными положениями статьи 420 НК РФ. При этом никаких изъятий в отношении указанных начислений, произведенных за счет средств полученных субсидий в перечне выплат, установленных статьей 422 НК РФ и не облагаемых страховыми взносами, не установлено.

Аналогичным образом подлежит разрешению вопрос и об обложении НДФЛ выплат, произведенных в пользу работников за счет средств государственной поддержки, — они включаются в объект налогообложения и формируют налогооблагаемую базу по НДФЛ в соответствии с нормами статьи 210 НК РФ, поскольку каких-либо исключений в их отношении положениями статьи 217 НК РФ не предусмотрено.

Таким образом, суммы заработной платы, выплачиваемые работникам (в том числе индивидуального предпринимателя) за счет средств полученной субсидии, подлежат обложению страховыми взносами и НДФЛ в общеустановленном порядке.

Архив > 2020 (10) > Об учете субсидий малому и среднему бизнесу на возмещение потерь от коронавирусной инфекции

Об учете субсидий малому и среднему бизнесу на возмещение потерь от коронавирусной инфекции

Корпоративные информационные системы и учетная политика организации при применении автоматизированной формы ведения учета

1. Порядок получения субсидий предприятиями малого и среднего бизнеса

Организации и предприниматели, пострадавшие в результате ограничительных мер, введенных в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции в соответствии с принятыми решениями Правительства имеют право на получение субсидий от государства на частичное возмещение понесенных потерь.

1.1. Условия получения субсидий

Условия получения субсидий состоят из следующих пунктов:

  • организация (предприниматель) должны относится к субъектам малого и средне-го бизнеса. Критерии малого и среднего бизнеса перечислены в законе от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (табл.1).
Табл. 1. Критерии получения субсидий

Критерии общие для всех

  • 15 человек – для микропредприятий,
  • 16–100 человек – для малых предприятий,
  • 101–250 человек – для средних предприятий.
  • 120 млн руб. – для микропредприятий,
  • 800 млн руб. – для малых предприятий,
  • 2 млрд руб. – для средних предприятий.
  • Не более 25 процентов принадлежит: государству, субъектам РФ, муниципальным образованиям, общественным и религиозным организациям (объединениям), благотворительным и иным фондам.
  • Не более 49 процентов принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП. Размер суммарной доли участия иностранных компаний в уставном капитале ООО не ограничен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности.
  • Не более 25 процентов голосующих акций принадлежит: государству, субъектам РФ, муниципальным образованиям, общественным и религиозным организациям (объединениям), благотворительным и иным фондам.
  • Не более 49 процентов голосующих акций принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП. Размер суммарной доли участия иностранных компаний не органичен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности.
  • условия, для получения субсидии в соответствии с п. 1.3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 24.04.2020 г. №576:
    • заявитель включен в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 г.;
    • отрасль, в которой ведет деятельность заявитель, отнесена к пострадавшим отраслям экономики. Перечень ОКВЭД для получения субсидий при коронавирусе утвержден Постановлением Правительства от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции".
    • заявитель не находится в процессе ликвидации, в отношении него не введена про-цедура банкротства и не принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ;
    • заявитель по состоянию на 1 марта 2020г. не имеет задолженности по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающей 3000 руб. При этом в расчет принимается и имеющаяся у заявителя переплата по налогам;
    • количество работников у заявителя в апреле и мае составило не менее 90% от ко-личества работников в марте 2020 г. Если в марте работников было 9 человек и меньше, то допустимое снижение численности – 1 человек;
    • заявитель своевременно представил в ПФР сведения по форме СЗВ-М за март 2020 г.

    Порядок расчета причитающейся суммы субсидии (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства от 24.04.2020 N 576):

    • субсидия выплачивается за 2 месяца: апрель и май 2020 г.
    • ежемесячный размер субсидии – 12 130 руб. на каждого работника по числу работников, числящихся в марте 2020 г.
    • размер субсидии для заявителя рассчитывается по данным отчета СЗВ-М, сданного за март 2020г.
    • предприниматель дополнительно получает 12 130 руб. за апрель и 12 130 руб. за май на себя лично.

    Сроки подачи заявления на получение субсидии (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства от 24.04.2020 N 576):

    • для получения субсидии за апрель – не позднее 1 июня 2020 г.;
    • для получения субсидии за май – с 1 июня до 1 июля 2020 г.

    2. Порядок отражения субсидий в учете, их автоматизированные формы в КИС

    2.1. Бухгалтерский учет

    • организация принимает бюджетные средства к бухгалтерскому учету по мере фактического получения;
    • бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с условиями субсидирования отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования текущих расходов (счет № 86).
    Табл. 2. Бухгалтерские проводки для субсидий

    2.2. Пример

    Дебет Кредит Сумма Основание
    1 51 86 242 600 Зачислена на расчетный счет субсидия. Выписка банка.
    2 86 91.1 121 300 Списано частичное использование субсидии на возмещение расходов на оплату труда за апрель. Бухгалтерская справка.
    3 86 91.1 121 300 Списано частичное использование субсидии на возмещение расходов на оплату труда при начислении зарплаты за май. Бухгалтерская справка.
    4 70 51 242 600 Зачислена зарплата за апрель и май на банковские карты работников. Выписка банка.

    2.3. Налоговый учет

    Рассматриваемая субсидия не является доходом и отражается в налоговом учете как необлагаемый доход. В декларациях по налогу на прибыль, УСН и ЕСХН в доходы не включается. Индивидуальный предприниматель также не включает ее в декларацию и в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций не показывает. Заработная плата работников в этом случае облагается НДФЛ и страховыми взносами как обычно, т.к. субсидия дается не на выплату зарплаты, а на покрытие расходов организации (ИП).

    Пример оборотно-сальдовой ведомости из системы 1С

    Рис. 1. Пример оборотно-сальдовой ведомости из системы 1С

    Читайте также: