Облагается ли ндфл субсидия на зарплату при коронавирусе
Обновлено: 02.07.2024
Кроме льготных кредитов, переноса сроков уплаты налогов/взносов, понижения ставок арендной платы, государство решило оказать бизнесу и реальную помощь. А именно перечислить на расчетные счета организаций и ИП деньги из бюджета безвозмездно, то есть даром. Но дадут бюджетные субсидии не всем, сумма будет ограничена, а для получения надо еще соблюсти определенные условия. Обещали, что и с налогами проблем быть не должно.
Правительство намерено выделить субсидии только микро-, малому и среднему бизнесу по Перечню отраслей, которые в наибольшей степени пострадали из-за коронавируса. К ним относятся, в частности, услуги по автоперевозкам, розничная торговля непродовольственными товарами, услуги парикмахерских, салонов красоты, деятельность общепита, фитнес-центров, турагентств (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 (ред. от 18.04.2020) "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции").
Но имейте в виду, что в Постановлении Правительства, которым утверждены пострадавшие отрасли, напротив каждой из них указан конкретный код вида деятельности по ОКВЭД2. И субсидии дадут только тем, у кого этот код указан в ЕГРЮЛ или ЕГРИП как основной по состоянию на 1 марта 2020 г. (Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции"). Если ваш вид деятельности не основной либо он вообще не указан в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, то, даже если вы ведете его по факту, субсидию вам не дадут. Многие организации и ИП стали в спешном порядке менять коды ОКВЭД2, но, увы, изменение их задним числом не спасет. Здесь налоговики будут действовать формально.
Каковы условия получения бюджетных денег
- организация/ИП должны быть включены в реестр субъектов МСП по состоянию на 01.03.2020;
- в ЕГРЮЛ/ЕГРИП по состоянию на 01.03.2020 должен быть зафиксирован основной вид деятельности по ОКВЭД2 из Перечня наиболее пострадавших отраслей;
- организация не находится в процессе ликвидации, не принято решение о ее предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, в отношении организации или ИП не введена процедура банкротства;
- у организации/ИП по состоянию на 01.03.2020 недоимка по налогам и страховым взносам в совокупности не превышает 3000 руб.;
- количество работников организации/ИП в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90% от количества работников в марте 2020 г.
ФНС дополнила правительственный Перечень еще одним условием — заявитель вовремя сдал СЗВ-М за март 2020 г.
Сколько выделят
- для организации — 12 130 руб. х Количество работников в марте;
- для ИП с работниками — 12 130 руб. х Количество работников в марте, увеличенное на единицу, то есть еще и на самого ИП;
- для ИП без работников — 12 130 руб.
Количество работников ФНС будет брать из форм СЗВ-М, которые вы сдали в свое отделение ПФР. Для этого налоговики будут сами запрашивать информацию из ПФР. Перед тем как выделить субсидию за апрель, они сравнят количество работников, указанное в СЗВ-М за март и за апрель. А перед выделением субсидии за май — за март и за май. Например, если в марте в организации или у ИП занято 10 человек, то для получения субсидии в апреле и в мае должно работать как минимум 9 человек.
Однако есть одна проблема. Дело в том, что в СЗВ-М указываются как лица, с которыми заключены трудовые договоры, так и лица, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера. И из формы СЗВ-М не видно, кто из указанных в ней работник организации, а кто нет. И если при штате 10 человек в марте, помимо своих работников, было два человека, работающих по ГПД, а уже в апреле и мае работающих по ГПД не было, то по СЗВ-М получится, что количество человек в апреле и мае по сравнению с мартом составит 83,3% (10 чел. / 12 чел. х 100%). А раз оно будет менее 90% от количества работников в марте, то организация, которая не сокращала штат работников, будет лишена субсидии по формальному основанию. Хотя на самом деле она имеет право ее получить.
С вопросом, будет ли ФНС отслеживать тех, кто является работниками, и тех, кто выполняет работы по ГПД, и какие данные она будет принимать во внимание, мы обратились к специалисту ФНС.
На физлиц, с которыми заключены ГПД, субсидия не положена
Григоренко Екатерина Сергеевна, оветник государственной гражданской службы РФ 2 класса:
— Как указано на сайте ФНС и в Постановлении Правительства от 24.04.2020 № 576, для того чтобы принять решение о выплате субсидии налоговые органы будут руководствоваться именно СЗВ-М в части количества лиц. Причем из Постановления № 576 следует, что субсидия положена именно работодателям, которые сохранили количество работников в апреле и в мае на уровне не менее 90% по отношению к марту 2020 г. То есть на физлиц, с которыми заключены ГПД, субсидия не должна предоставляться.
И действительно, принимать во внимание только форму СЗВ-М для решения вопроса о выплате субсидии может быть недостаточно в том случае, если у компании имелись в марте 2020 г. заключенные договоры гражданско-правового характера.
Полагаю, что налоговый орган для решения указанного вопроса может руководствоваться также расчетом по страховым взносам (Приказ ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@ "Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка ее заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме и о признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@"). В нем разграничены лица, работающие по трудовому договору и по ГПД. Поскольку выплаты по ГПД не подлежат обложению взносами на ВНиМ (ст. 422, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 24.04.2020)), то они не отражаются в приложении № 2 к разделу 1 РСВ. Этих физлиц нет и в строке 010 этого приложения в составе застрахованных лиц. Но количество этих лиц и выплаты им включаются в подразделы 1.1 и 1.2 приложения № 1 к разделу 1, поскольку взносы на ОПС и ОМС на выплаты по ГПД начисляются. Соответственно, при установлении разных данных между приложением № 2 и подразделами 1.1 и 1.2 приложения № 1 РСВ (в виде количества застрахованных лиц и сумм выплат) можно прийти к выводу, что у организации имеются лица, работающие по ГПД. Кроме того, выплаты физлицу по ГПД отдельно по каждому месяцу указываются в графе 160 подраздела 3.2.1.
Таким образом, по указанному алгоритму можно уточнить всех лиц, работающих по ГПД с целью определения соблюдения критериев для получения субсидий. Также рекомендуется в инициативном порядке представить сведения (о штатных и нештатных работниках) в налоговый орган одновременно с заявлением на получение субсидии.
Как получить субсидию
- для получения субсидии за апрель 2020 г. — с 1 мая до 1 июня;
- для получения субсидии за май 2020 г. — с 1 июня до 1 июля.
В этом заявлении необходимо указать реквизиты счета, на который вы хотите получить субсидию (номер счета, наименование банка, корсчет, БИК и т. д.).
Кстати, на сайте ФНС уже появился специальный онлайн-сервис, при помощи которого можно узнать, вправе ли вы претендовать на субсидию, и подать заявление на ее получение.
Когда поступят деньги на расчетный счет
- 3 рабочих дня дается ИФНС для проверки вашей организации/ИП на соответствие всем условиям. Если все хорошо, то ИФНС сообщит об этом в ФНС, а уже она рассчитает размер субсидии, включит вас в реестр получателей субсидий и направит его в электронном виде в Федеральное казначейство;
- 1 рабочий день отводится на получение реестра казначейством из ФНС и 3 рабочих дня дается казначейству на передачу реестра в банк для перечисления субсидии на ваш расчетный счет.
А могут ли отказать в помощи?
Да, если вы не удовлетворяете всем условиям, необходимым для выделения субсидии. В этом случае вам придет (через ТКС, личный кабинет или по почте) сообщение об отказе в предоставлении субсидии. Такое сообщение ФНС направит вам в течение 3 рабочих дней со дня получения от вас заявления, но не ранее 18 мая по субсидиям за апрель и не ранее 18 июня по субсидиям за май. Также в субсидии могут отказать, если вы нарушите срок подачи заявления на ее получение (Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции").
На что можно потратить субсидию
Изначально предполагалось, что ее можно будет потратить на выплату зарплаты работникам. Но теперь в Правилах предоставления субсидий, утвержденных Постановлением № 576, сказано, что субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат, связанных с ведением деятельности, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г.
Поскольку субсидии будут выделяться постфактум, когда зарплаты за апрель и май в большинстве случаев уже будут выплачены работникам, то, видимо, их разрешили расходовать на любые текущие затраты (например, на оплату коммуналки, аренды, товаров).
А что с налогами?
- включать в доходы, поскольку эти субсидии прямо назвали в ст. 251 НК в числе доходов, не учитываемых при определении налоговой базы;
- учитывать при расчете налога на прибыль расходы, произведенные за счет этих субсидий (например, начисленную зарплату из расчета 12 130 руб. на одного работника либо стоимость сырья и материалов, оплаченную за счет субсидии). Получается, надо письменно зафиксировать, на что потрачены бюджетные деньги.
Обратите внимание, эта норма не касается зарплат, которые вы начислите работникам за счет субсидии. В общем порядке с этих зарплат надо исчислить НДФЛ, удержать его при выплате денег работникам и перечислить в бюджет (пп. 3, 4, 6 ст. 226 НК РФ).
Все поправки, касающиеся налогообложения субсидий, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г. (ст. 3, Федеральный закон от 22.04.2020 N 121-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").
К тому же в этих Правилах ничего не говорится о том, как налоговики собираются контролировать использование организациями и ИП полученных субсидий. Скорее всего, проверять будут при выездных проверках.
Во-первых, ситуация с коронавирусной инфекцией повлияла на порядок уплаты практически всех налогов в текущем году. Коснулись ли эти изменения подоходного налога (НДФЛ), который работодатели обязаны уплачивать в качестве налоговых агентов при выплате дохода физическим лицам?
Во-вторых, в этом году работодатели несут ряд специфических расходов – в том числе на покупку средств индивидуальной защиты (масок, перчаток), антибактериальных средств (санитайзеров), на проведение тестов на наличие вируса, на доставку работников к месту работы и обратно. Но появляется ли в этих случаях у работников налогооблагаемый доход?
Работодатели не получили отсрочку по уплате НДФЛ
Правила переноса сроков уплаты, а также предоставления отсрочек и рассрочек для организаций и ИП из пострадавших от пандемии сфер деятельности утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 (далее – Правила).
Согласно п. 5 Правил сроки уплаты налогов могут быть продлены на период от трех месяцев до пяти лет. Главное условие для получения этой преференции – осуществление деятельности в отрасли из числа наиболее пострадавших от коронавируса. Перечень таких отраслей утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434.
за 2019 год – с 15.07.2020 на 15.10.2020;
за I квартал 2020 года – с 25.04.2020 на 26.10.2020;
за полугодие 2020 года – с 25.07.2020 на 25.11.2020. При этом согласно пп. 12 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ ИП освобождены от уплаты авансового платежа по НДФЛ за себя за полугодие 2020 года, уменьшенного на авансовый платеж, исчисленный за I квартал 2020 года.
Также для этих ИП предусмотрена рассрочка по уплате НДФЛ – налог (авансовый платеж) они могут перечислять ежемесячно равными частями в размере 1/12 начисленной суммы не позднее последнего числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится новый срок его уплаты (п. 1 Правил). Тем самым в части уплаты НДФЛ за себя ИП предоставлена годовая рассрочка.
Выплаты медработникам и другим лицам, оказывающим помощь гражданам с коронавирусом
Изначально Федеральным законом от 22.04.2020 № 121-ФЗ было установлено освобождение от НДФЛ доходов в виде денежной выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медпомощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения этой инфекцией, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета (п. 81 ст. 217 НК РФ). Это освобождение действует в отношении выплат, произведенных с 01.01.2020.
К сведению: правила финансирования таких выплат из федерального бюджета установлены постановлениями Правительства РФ от 02.04.2020 № 415 и от 12.04.2020 № 484.
В дальнейшем Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ данная норма была расширена. Теперь от НДФЛ освобождены не только выплаты, установленные федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, которые производятся из средств федерального бюджета, но и выплаты из бюджетов субъектов РФ. Причем освобождение распространяется и на медицинских работников, и на тех, кто оказывает социальные услуги гражданам, заболевшим коронавирусной инфекцией.
Таким образом, денежные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, полученные медицинскими и социальными работниками начиная с 01.01.2020 в размерах, предусмотренных правительственными правилами, источником поступления которых являются федеральный или региональный бюджет, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 81 ст. 217 НК РФ (см. также письма ФНС России от 11.06.2020 № БС-2-11/1176@,от 15.06.2020 № БС-4-11/9761@, от 21.05.2020 № БС-4-11/8348@ и др.).
Выплаты, производимые за счет субсидий
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 утверждены правила предоставления субъектам МСП, осуществляющим деятельность в наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции отраслях, субсидии в размере 12 130 руб. на одного работника.
Согласно п. 1 этих правил целью предоставления такой субсидий является частичная компенсация затрат ее получателей, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года. Соответственно, при получении данной субсидии денежные средства переходят в собственность организации и могут быть распределены на любые расходы для осуществления деятельности, включая выплату заработка.
Оплата тестирования работников
В отдельных регионах предусмотрены меры по проведению работодателями обязательного тестирования сотрудников на коронавирус и иммунитет к нему (см., например, п. 2.4 – 2.6 Указа мэра г. Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ).
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им в денежной или натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло. При этом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23 НК РФ (п. 1 ст. 41 НК РФ).
Между тем в тестировании работников на коронавирус (и иммунитет к нему) заинтересован прежде всего работодатель, так как именно ему вменена эта обязанность.
Следовательно, оплаченная работодателем для работников стоимость исследований на предмет наличия у них коронавирусной инфекции (иммунитета к ней), необходимость проведения которых обусловлена обеспечением нормальных (безопасных) условий труда работников, не может быть признана экономической выгодой (доходом) налогоплательщиков. Соответственно, доходов, подлежащих обложению НДФЛ, в таком случае не возникает (см. письма Минфина России от 28.07.2020 № 03-04-06/65718, от 25.06.2020 № 03-03-07/54757).
В ситуации, когда работодатель (организация или ИП) компенсирует работнику затраты на проведение вышеназванных тестов, возмещаемую сумму, полагаем, он может рассматривать в качестве суммы, полученной в связи с исполнением работником его трудовых обязанностей. И, следовательно, воспользоваться освобождением от НДФЛ на основании п. 1 ст. 217 НК РФ.
Покупка работодателем средств индивидуальной защиты (СИЗ)
В целях обеспечения безопасных условий труда работодателям необходимо обеспечить своих работников средствами индивидуальной защиты (масками, перчатками, дезинфицирующими средствами).
В общем случае СИЗ, выдаваемые сотрудникам в производственных целях, не являются их доходом и не подлежат обложению НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ).
Минфин считает, что если СИЗ выдаются работникам только для осуществления производственной деятельности и не переходят в их собственность, их стоимость не может быть признана экономической выгодой (доходом) в смысле ст. 41 НК РФ и, соответственно, являться объектом обложения НДФЛ (см. письма от 16.01.2017 № 03-04-06/1222, от 16.09.2016 № 03-03-06/1/54239).
Полагаем, что данный подход применим и в рассматриваемой ситуации – при условии, что СИЗ выдаются работникам в соответствии с распоряжением руководителя только в производственных целях и не переходят в их собственность.
Выплата матпомощи пострадавшим из-за коронавируса работникам
Главой 23 НК РФ определен ряд выплат (в том числе в виде материальной помощи), связанных с особыми обстоятельствами и не подлежащих обложению НДФЛ:
выплаты налогоплательщикам, пострадавшим от чрезвычайных обстоятельств, и (или) физическим лицам, являющимся членами их семей, в связи с указанными событиями (п. 46 ст. 217 НК РФ). Карантин, введенный в связи с распространением коронавирусной инфекции, не признан чрезвычайной ситуацией;
выплаты, осуществляемые работодателями членам семьи умершего работника, бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи (п. 8 ст. 217 НК РФ, ст. 2 Семейного кодекса);
суммы, уплаченные работодателями за оказание медицинских услуг их работникам, их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным), подопечным в возрасте до 18 лет, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, и оставшиеся в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль организаций (п. 10 ст. 217 НК РФ).
Обратите внимание: Минфин считает, что п. 10 ст. 217 НК РФ, освобождающий от обложения НДФЛ суммы, уплаченные работодателем за оказание медицинских услуг его работникам, не распространяется на спецрежимников (см. письма от 16.03.2020 № 03-04-06/19819, от 01.08.2018 № 03-04-06/54288).
Между тем Президиум ВАС еще в Постановлении от 26.04.2005 № 14324/04 подчеркнул, что исчисление НДФЛ в зависимости от режима налогообложения ставит физических лиц, работающих в организациях, применяющих УСНО, в неравное положение с физическими лицами, работающими в организациях с общей системой налогообложения. Так нарушается принцип всеобщности и равенства налогообложения, закрепленный в п. 1 ст. 3 НК РФ. Ведь ст. 217 НК РФ предусмотрен перечень не подлежащих налогообложению доходов физических лиц, а не организаций-работодателей.
Выплаты физлицам материальной помощи по другим основаниям подлежат включению в базу для исчисления НДФЛ. Но на такие выплаты распространяется правило п. 28 ст. 217 НК РФ – матпомощь в сумме, не превышающей 4 000 руб. в год, освобождается от обложения НДФЛ.
Налогообложение доходов работников-иностранцев
Согласно указам Президента РФ от 18.04.2020 № 274 и от 18.04.2020 № 274 на период с 15.03.2020 по 15.09.2020 включительно приостановлено течение сроков действия отдельных документов, у которых в данный период истекает срок действия. Это касается и патентов, получаемых иностранными гражданами для осуществления на территории субъекта РФ трудовой деятельности.
Таким образом, если у иностранного гражданина в период с 15.03.2020 по 15.09.2020 истекает срок действия оплаченного патента, течение срока его действия приостанавливается. При этом сам патент является действующим, соответственно продлевать его в указанный период не надо. А налоговое администрирование по таким патентам осуществляется в общем порядке (см. также Письмо Минфина России от 30.04.2020 № 03-04-09/35512).
Кроме того, согласно вышеназванным указам с 15.03.2020 по 15.09.2020 включительно работодатели и заказчики работ (услуг) при условии выполнения ими установленных ограничений и иных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе в порядке, определенном законодательством РФ, привлекать и использовать в качестве работников иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не имеющих патентов.
В связи с этим, если привлекаемые к работе иностранные граждане в обозначенный период не имеют патентов, то положения ст. 227.1 НК РФ, абз. 3 п. 2 ст. 224 НК РФ в отношении соответствующих доходов таких граждан не применяются.
Таким образом, при привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) в качестве работников иностранных граждан, не имеющих патентов и не признаваемых налоговыми резидентами РФ, в общем случае при обложении НДФЛ доходов указанных лиц необходимо применять ставку 30%.
При этом в общем случае, если по итогам налогового периода указанные лица будут признаны налоговыми резидентами РФ, суммы НДФЛ, удержанного с их доходов, полученных в данном налоговом периоде, подлежат перерасчету по ставке 13% (см. то же Письмо Минфина России № 03-04-09/35512).
Обратите внимание: по общему правилу налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, которые фактически находятся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Однако на период 2020 года получить (сохранить) статус резидента РФ можно будет при нахождении в России не менее 90 календарных дней. Такие поправки в Налоговый кодекс внесены Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ.
Таким образом, физлицо, фактически находящееся в нашей стране от 90 до 182 календарных дней включительно и более в период с 01.01.2020 по 31.12.2020, признается налоговым резидентом РФ.
В период пандемии немало работодателей перевели сотрудников на удаленную работу. Такие сотрудники при исполнении служебных обязанностей, как правило, используют собственную оргтехнику (ноутбуки, компьютеры, видеокамеры, смартфоны), личный домашний или мобильный доступ в Интернет, приобретенное для собственных нужд программное обеспечение и т. д. А поскольку удаленная работа не квалифицируется как дистанционная, то работник не обязан использовать для выполнения трудовых функций свою домашнюю технику. Компромиссное решение в такой ситуации – выплата сотрудникам компенсации за использование личного имущества в производственных целях. (Подчеркнем: выплата такой компенсации является правом, а не обязанностью работодателя.)
Согласно ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах своего личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, амортизацию инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме, поскольку норм подобных компенсаций Налоговый кодекс не содержит и не предусматривает порядок их установления (см. Письмо ФНС России от 13.11.2018 № БС-3-11/8304@). Эта компенсация освобождается от НДФЛ, поскольку входит в список необлагаемых выплат (абз. 11 п. 1 ст. 217 НК РФ).
Таким образом, для правомерного освобождения от обложения НДФЛ сумм компенсаций за использование личной оргтехники работника работодателю нужно документально подтвердить (см. письма Минфина России от 04.02.2020 № 03-03-06/1/6672, от 08.11.2019 № 03-04-05/86158):
принадлежность используемого имущества работнику;
фактическое использование имущества в интересах работодателя, осуществление расходов на эти цели;
суммы произведенных в связи с этим расходов.
Компенсация проезда к месту работы и обратно на такси
В условиях пандемии работодатели обязаны принять меры по профилактике коронавируса среди сотрудников, работающих в офисе. В связи с этим Роспотребнадзор в Письме от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24 (п. 3) рекомендовал самим гражданам ограничить поездки на общественном транспорте (из-за высокого риска заражения коронавирусом), а работодателям, соответственно, организовать доставку на работу и с работы для тех сотрудников, у которых отсутствует личный транспорт.
При отсутствии у компании собственного служебного транспорта возможна выплата компенсации работникам затрат на поездки до работы и обратно на такси в период пандемии. Для этого необходимо утвердить соответствующий приказ, в котором среди введения прочих санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер, связанных с эпидемией COVID-19, будет предусмотрена выплата подобной компенсации.
Однако следует учесть, что эта компенсация подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. Дело в том, что ст. 217 НК РФ не содержит норм, предусматривающих освобождение от обложения НДФЛ доходов в виде сумм, выплачиваемых организацией сотрудникам в качестве компенсации оплаты проезда к месту работы и обратно. На этот момент Минфин обратил внимание в Письме от 23.01.2020 № 03-03-06/1/3758. Следовательно, сумма этой компенсации должна облагаться налогом, поскольку прямого запрета на проезд в общественном транспорте в период пандемии не было.
В период распространения коронавирусной инфекции появились несколько новых видов государственной поддержки для различных категорий хозяйствующий субъектов и населения. В частности, в целях поддержки малого и среднего бизнеса предусмотрена выплата его субъектам безвозмездной финансовой помощи в виде субсидии на первоочередные цели, в том числе на выплату заработной платы. Расскажем, как учесть такую помощь в налоговом учете.
Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 (далее — Правила).
Как следует из пункта 1 Правил, право на получение субсидии возникает у организации или индивидуального предпринимателя (далее — получателей субсидии), которые по состоянию на 01.03.2020 года соответствуют следующим критериям:
Согласно пункту 4 Правил размер субсидии определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 1 января 2020 г., составляющей 12130 рублей:
- на количество работников в марте 2020 г. — в отношении организаций;
- на количество работников в марте 2020 г., увеличенное на единицу, — в отношении индивидуальных предпринимателей.
Соответственно, для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен величине минимального размера оплаты труда, то есть 12130 рублей.
Таким образом, данная субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г. в расчете 12130 руб. на одного работника.
Поскольку иное Правилами не установлено, данная субсидия, по своей сути, целевой не является, в этой связи руководитель или иное уполномоченное лицо получателя субсидии вправе принять самостоятельное решение о составе первоочередных расходов, на оплату которых будет направлена полученная субсидия, в том числе на аренду, коммунальные платежи, заработную плату и т.п.
Налог на прибыль, УСН и ЕСХН
В связи с принятием Правительством РФ решения о выплате рассматриваемой субсидии Федеральным законом от 22.04.2020 N 121-ФЗ (далее — Закон № 121) в часть вторую НК РФ были внесены изменения.
Таким образом, суммы полученных субсидий и произведенных за их счет получателями субсидий расходы при определении облагаемой базы по налогу на прибыль не учитываются. По этой причине, хотя формально данная обязанность нормами НК РФ не предусмотрена, фактически получателям субсидий необходимо организовать раздельный учет полученных в виде субсидии средств и произведенных за их счет расходов.
В аналогичном порядке суммы полученных субсидий (пункт 1 ст. 346.5 НК РФ) и произведенные за их счет расходы (пункт 3 ст. 346.5 и пункт 49 ст. 270 НК РФ) учитываются налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей, а также упрощенную систему налогообложения (подпункт 1.1 п.1 и п. 2 ст. 346.15 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость
Полученные из российской бюджетной системы субсидии в зависимости от их вида и целевого назначения могут, как учитываться при определении налогооблагаемой базы по НДС, так и не оказывать влияние на ее размер.
В данном случае, как было указано ранее, субсидии предоставляются в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в неблагоприятных условиях, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников, то есть на финансирование затрат и не вязаны с компенсацией недополученных доходов.
В этой связи суммы полученных субсидий при определении облагаемой базы по НДС не учитываются, что подтверждается сложившейся в настоящее время арбитражной практикой (см. Определение СКЭС ВС РФ от 01.08.2019 N 301-ЭС19-7881, пункт 32 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2019), пункт 6 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых в третьем квартале 2019 года по вопросам налогообложения). Аналогичного мнения по данному вопросу придерживаются и специалисты финансового ведомства (см., например, письмо Минфина России от 28.10.2019 N 03-03-06/1/82634).
При этом не имеет определяющего значения момент осуществления оплаты за счет субсидированных средств, то есть приобретены какие-либо ценности за счет полученной субсидии или она компенсирует уже ранее понесенные расходы: ни в одном из указанных случаев объекта обложения НДС не возникает.
Страховые взносы и НДФЛ
Отдельно следует остановиться на выплате за счет средств полученной субсидии заработной платы работникам, состоящим в трудовых отношениях с организациями и индивидуальными предпринимателями. В этой связи сразу оговоримся, что в отличие от налога на прибыль и НДС в отношении обложения выплат в пользу работников получателей субсидий страховыми взносами и НДФЛ каких-либо изменения и дополнения в положения НК РФ и другие нормативные акты, регулирующие вопросы исчисления и уплаты налогов и сборов, не вносились. Кроме того, еще раз отметим, что, хотя размер субсидии и исчисляется исходя из минимального размера оплаты труда, полученные средства целевыми не являются.
По этой причине, начисления в пользу работников, в том числе заработной платы за апрель и май 2020 года в полной мере соответствуют условиям их признания объектом обложения страховыми взносами, установленными положениями статьи 420 НК РФ. При этом никаких изъятий в отношении указанных начислений, произведенных за счет средств полученных субсидий в перечне выплат, установленных статьей 422 НК РФ и не облагаемых страховыми взносами, не установлено.
Аналогичным образом подлежит разрешению вопрос и об обложении НДФЛ выплат, произведенных в пользу работников за счет средств государственной поддержки, — они включаются в объект налогообложения и формируют налогооблагаемую базу по НДФЛ в соответствии с нормами статьи 210 НК РФ, поскольку каких-либо исключений в их отношении положениями статьи 217 НК РФ не предусмотрено.
Таким образом, суммы заработной платы, выплачиваемые работникам (в том числе индивидуального предпринимателя) за счет средств полученной субсидии, подлежат обложению страховыми взносами и НДФЛ в общеустановленном порядке.
Архив > 2020 (10) > Об учете субсидий малому и среднему бизнесу на возмещение потерь от коронавирусной инфекции
Об учете субсидий малому и среднему бизнесу на возмещение потерь от коронавирусной инфекции
1. Порядок получения субсидий предприятиями малого и среднего бизнеса
Организации и предприниматели, пострадавшие в результате ограничительных мер, введенных в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции в соответствии с принятыми решениями Правительства имеют право на получение субсидий от государства на частичное возмещение понесенных потерь.
1.1. Условия получения субсидий
Условия получения субсидий состоят из следующих пунктов:
- организация (предприниматель) должны относится к субъектам малого и средне-го бизнеса. Критерии малого и среднего бизнеса перечислены в законе от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (табл.1).
Табл. 1. Критерии получения субсидий
Критерии общие для всех
- 15 человек – для микропредприятий,
- 16–100 человек – для малых предприятий,
- 101–250 человек – для средних предприятий.
- 120 млн руб. – для микропредприятий,
- 800 млн руб. – для малых предприятий,
- 2 млрд руб. – для средних предприятий.
- Не более 25 процентов принадлежит: государству, субъектам РФ, муниципальным образованиям, общественным и религиозным организациям (объединениям), благотворительным и иным фондам.
- Не более 49 процентов принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП. Размер суммарной доли участия иностранных компаний в уставном капитале ООО не ограничен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности.
- Не более 25 процентов голосующих акций принадлежит: государству, субъектам РФ, муниципальным образованиям, общественным и религиозным организациям (объединениям), благотворительным и иным фондам.
- Не более 49 процентов голосующих акций принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП. Размер суммарной доли участия иностранных компаний не органичен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности.
- условия, для получения субсидии в соответствии с п. 1.3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 24.04.2020 г. №576:
- заявитель включен в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 г.;
- отрасль, в которой ведет деятельность заявитель, отнесена к пострадавшим отраслям экономики. Перечень ОКВЭД для получения субсидий при коронавирусе утвержден Постановлением Правительства от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции".
- заявитель не находится в процессе ликвидации, в отношении него не введена про-цедура банкротства и не принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ;
- заявитель по состоянию на 1 марта 2020г. не имеет задолженности по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающей 3000 руб. При этом в расчет принимается и имеющаяся у заявителя переплата по налогам;
- количество работников у заявителя в апреле и мае составило не менее 90% от ко-личества работников в марте 2020 г. Если в марте работников было 9 человек и меньше, то допустимое снижение численности – 1 человек;
- заявитель своевременно представил в ПФР сведения по форме СЗВ-М за март 2020 г.
Порядок расчета причитающейся суммы субсидии (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства от 24.04.2020 N 576):
- субсидия выплачивается за 2 месяца: апрель и май 2020 г.
- ежемесячный размер субсидии – 12 130 руб. на каждого работника по числу работников, числящихся в марте 2020 г.
- размер субсидии для заявителя рассчитывается по данным отчета СЗВ-М, сданного за март 2020г.
- предприниматель дополнительно получает 12 130 руб. за апрель и 12 130 руб. за май на себя лично.
Сроки подачи заявления на получение субсидии (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства от 24.04.2020 N 576):
- для получения субсидии за апрель – не позднее 1 июня 2020 г.;
- для получения субсидии за май – с 1 июня до 1 июля 2020 г.
2. Порядок отражения субсидий в учете, их автоматизированные формы в КИС
2.1. Бухгалтерский учет
- организация принимает бюджетные средства к бухгалтерскому учету по мере фактического получения;
- бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с условиями субсидирования отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования текущих расходов (счет № 86).
Табл. 2. Бухгалтерские проводки для субсидий
2.2. Пример
№ Дебет Кредит Сумма Основание 1 51 86 242 600 Зачислена на расчетный счет субсидия. Выписка банка. 2 86 91.1 121 300 Списано частичное использование субсидии на возмещение расходов на оплату труда за апрель. Бухгалтерская справка. 3 86 91.1 121 300 Списано частичное использование субсидии на возмещение расходов на оплату труда при начислении зарплаты за май. Бухгалтерская справка. 4 70 51 242 600 Зачислена зарплата за апрель и май на банковские карты работников. Выписка банка. 2.3. Налоговый учет
Рассматриваемая субсидия не является доходом и отражается в налоговом учете как необлагаемый доход. В декларациях по налогу на прибыль, УСН и ЕСХН в доходы не включается. Индивидуальный предприниматель также не включает ее в декларацию и в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций не показывает. Заработная плата работников в этом случае облагается НДФЛ и страховыми взносами как обычно, т.к. субсидия дается не на выплату зарплаты, а на покрытие расходов организации (ИП).
Рис. 1. Пример оборотно-сальдовой ведомости из системы 1С
Читайте также:
- Работа адс управляющей компании что это
- Какие обязанности возложены на наблюдающего при проведении работ внутри емкостей
- Если не одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением
- Как работать со стажерами
- В чем суть совместной работы над документами какие сервисы предоставляют такие возможности