Как работать со стажерами

Обновлено: 24.04.2024

Обратите внимание!

Не путайте стажировку с испытанием при приеме на работу[2], которое проводится для выявления пригодности и установления соответствия работника поручаемой ему работе. Это неравнозначные понятия.

• обучение персонала на рабочем месте под руководством лица, ответственного за обучение, после теоретической подготовки или одновременно с ней в целях практического овладения специальностью, адаптации к объектам обслуживания и управления, приобретения навыков быстрого ориентирования на рабочем месте и других приемов работы (Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок[3]);

• практическое освоение непосредственно на рабочем месте навыков выполнения работы или группы работ, приобретенных при профессиональной подготовке (Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ[4] и Правила работы с персоналом в организациях нефтепродуктообеспечения РФ[5]).

Стажировка как одна из форм обучения безопасности труда[6] проводится под непосредственным руководством стажирующего лица в целях практического освоения (т. е. передачи практического опыта от стажирующего стажирующемуся) безопасных методов и приемов выполнения работ (для работников рабочих профессий) либо в целях практического освоения передового опыта и эффективной организации работ (для руководителей и специалистов).

К сведению

Стажировка неотделима от обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, но необходима только для работников, выполняющих работы во вредных и опасных условиях труда. Работников с безопасными условиями труда обучают безопасным методам и приемам выполнения работ при первичном инструктаже по охране труда на рабочем месте.

КАКИЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ УСТАНАВЛИВАЮТ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СТАЖИРОВКИ РАБОТНИКОВ

Прежде всего необходимость стажировки устанавливается в ст. 212 и 225 ТК РФ. При этом в ст. 225 ТК РФ указано, что работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку
знаний требований охраны труда в период работы.


Аналогичные требования к проведению стажировки содержатся в правилах по охране труда (далее — ПОТ) и типовых инструкциях по охране труда (далее — ТИО), многие из которых к тому же являются НПА.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Помимо указанных НПА, требования к необходимости проведения стажировки содержатся в следующих документах:

• Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору[8];

• Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением[9];

• Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта[10];

• Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей[11];

• Правила технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01)[13];

• Отдельные НПА субъектов Российской Федерации.

К сведению

Отдельно стоит упомянуть ГОСТ 12.0.004-2015, который хотя и имеет статус добровольного применения, но содержит ряд интересных положений относительно организации и проведения стажировки.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ НЕОБХОДИМА СТАЖИРОВКА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ


В то же время ст. 7 Федерального закона № 426-ФЗ не содержит сведений о возможности применения результатов СОУТ для решения вопроса о необходимости проведения стажировки на тех или иных рабочих местах. К тому же с учетом требований отдельных НПА стажировка может быть необходима и при отнесении условий труда на таких рабочих местах к допустимым (2 класс) или оптимальным (1 класс). Следовательно, при решении вопроса о необходимости стажировки следует руководствоваться не только результатами СОУТ.

[1] Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденное Приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 № 291 (в ред. от 18.08.2016); Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденное Приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 № 1383 (в ред. от 15.12.2017).

[2] Статья 70 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ).

[3] Утверждены Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 (далее — ПТЭ ТЭУ).

[4] Утверждены Приказом Минтопэнерго России от 19.02.2000 № 49 (далее — ПРП ОЭ).

[5] Утверждены Приказом Минэнерго России от 17.06.2003 № 225 (далее — ПРП ОНПО).

[7] Утвержден Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 (далее — Порядок обучения по охране труда).

[8] Утверждено Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37; в ред. от 30.06.2015 (далее — Положение об организации обучения).

[9] Утверждены Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116; в ред. от 12.12.2017 (далее — ППБ ОПО).

[10] Утвержден Приказом Минтранса России от 11.03.2016 № 59 (далее — Порядок отбора и обучения водителей).

[11] Утверждены Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 (далее — ПТЭ ЭП).

[12] Утверждены Приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168.

[13] Утверждены Приказом Минэнерго России от 01.08.2001 № 229 (в ред. от 17.06.2003).

Н. В. Панфилов,
специалист по охране труда

По общему смыслу стажировка – закрепление теоретических знаний на практике. При этом в трудовом праве понятие стажировки применяется в разных формах. Так, стажировка является обязательной процедурой при обучении определенных работников требованиям охраны труда. Стажировка может быть разновидностью дополнительного образования, и она применяется для повышения квалификации работника или получения им новых профессиональных знаний. Стажировка также может быть способом закрепления выпускниками учебных заведений полученных ими теоретических знаний на практике. Далее разберемся, что же такое стажировка, что должен знать о ней работодатель и какие действия он должен совершить.

Стажировка в целях охраны труда

В соответствии со ст. 225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

При этом работодатель должен обеспечить обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов.

Обратите внимание: Порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 (далее – Порядок).

Согласно п. 9.9.1 ГОСТ 12.0.004-2015 стажировка проводится для приобретения навыков и умений (компетенции) для самостоятельного безопасного выполнения трудовых функций (обязанностей) по занимаемой должности (профессии, трудовой функции), а также для практического освоения передового опыта и эффективной организации работ по охране труда.

К сведению: действовавший до 1 марта 2017 года (до принятия ГОСТ 12.0.004-2015) ГОСТ 12.0.004-90 содержал положение, предусматривавшее прохождение всеми рабочими после первичного инструктажа в течение первых 2 – 14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации) стажировки на рабочем месте (п. 7.2.4).

Стажировка на рабочем месте руководителей, специалистов, работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала проводится:

при их поступлении на работу;

при переводе на другое место работы внутри организации с изменением должности и (или) выполняемой трудовой функции;

Обратите внимание: допуск работников к работе во вредных и опасных условиях труда без прохождения обучения и проверки знания требований охраны труда, в том числе обязательной стажировки, чреват привлечением к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, предусматривающей штраф для организации в размере от 110 000 до 130 000 руб.

Для некоторых категорий работников прохождение стажировки установлено ведомственными нормативными документами, в соответствии с которыми работник принимается на определенную должность с условием предварительного прохождения стажировки. Например, Приказом Минтранса РФ от 14.04.2010 № 93 утвержден Порядок функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала. Этим документом, в частности, установлен порядок проведения стажировки диспетчеров управления воздушным движением. Стажировка проводится на основании приказа работодателя, в котором за каждым стажером закрепляется диспетчер-инструктор (штатный или внештатный), определяются диспетчерский пункт, сроки начала и окончания и цель стажировки. По каждому диспетчеру-стажеру при этом ведутся дневник, программа и план стажировки.

Порядок проведения обязательной стажировки

Обучение по охране труда на рабочем месте проводится в форме индивидуальной стажировки. Ее проходят:

работники рабочих профессий с целью практического освоения безопасных методов и приемов выполнения работ под руководством руководителя работ, инструктора производственного обучения либо опытного рабочего, прошедшего соответствующее обучение в качестве инструктора по охране труда, имеющего большой практический опыт и обладающего необходимыми качествами для организации и проведения стажировки;

руководители и специалисты с целью практического освоения передового опыта и эффективной организации работ по охране труда под руководством вышестоящего руководителя либо иного руководителя стажировки, назначаемого решением организатора обучения.

Необходимость стажировки, ее содержание и продолжительность определяет руководитель подразделения, в котором работает стажер, в зависимости от уровня его образования, квалификации, опыта работы и т. п.

Для работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала, имеющих соответствующую требованиям безопасного выполнения порученной им трудовой функции профессиональную квалификацию, сроки стажировки определяются программами стажировки и составляют от трех до 19 рабочих смен.

Для работников рабочих профессий, не имеющих опыта работы и соответствующей квалификации, которые проходят профессиональное обучение, сроки стажировки, включая освоение вопросов охраны труда и безопасности выполнения работ, определяются программами стажировки и составляют от одного до шести месяцев.

Для руководителей и специалистов сроки стажировки определяются решением работодателя и составляют от двух недель до одного месяца в соответствии с имеющимися у них образованием, подготовкой и опытом работы.

Итоги стажировки для работников рабочих профессий подводятся в квалификационных комиссиях, а итоги стажировки для руководителей и специалистов – в аттестационных комиссиях организации или ее подразделения.

Комиссия оценивает уровень теоретической и практической подготовки стажера, уровень знания им требований охраны труда по профилю деятельности подразделения на соответствие профессии (должности) и оформляет соответствующий протокол.

При удовлетворительных итогах стажировки руководитель подразделения (организации) издает распоряжение о допуске стажера к самостоятельной работе.

При неудовлетворительных итогах стажировки (экзамена на допуск к самостоятельной работе) стажер обязан пройти повторную проверку знания требований охраны труда в течение одного месяца.

В случае если стажер повторно получил неудовлетворительную оценку, организатор обучения рассматривает вопрос о его соответствии занимаемой профессии (должности) (п. 9.2 – 9.6 ГОСТ 12.0.004-2015).

Результаты проверки знаний и (или) навыков по охране труда и безопасности выполнения работ оформляются протоколом (приложение А, форма А.1) и фиксируются в личной карточке прохождения обучения, если она применяется (приложение А, форма А.2). Лицу, успешно прошедшему проверку знаний и (или) навыков, выдают удостоверение на право самостоятельной работы (приложение А, форма А.3).

Стажировка как форма реализации дополнительного образования

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.

Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку. Сроки стажировки устанавливает организация самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Стажировка может проходить как индивидуально, так и в группе. Она может предусматривать такие виды деятельности, как:

самостоятельная работа с учебными изданиями;

приобретение профессиональных и организаторских навыков;

изучение организации и технологии производства, работ;

непосредственное участие в планировании работы организации;

работа с технической, нормативной и другой документацией;

выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

участие в совещаниях, деловых встречах.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

Несмотря на разъяснения чиновников Минобрнауки, исходя из положений ч. 12 ст. 76 Закона № 273-ФЗ стажировка может не только включаться в программу переподготовки или повышения квалификации, но и быть самостоятельным видом дополнительного профессионального образования.

Направление на стажировку целесообразно оформить путем заключения специального соглашения с работником (с внесением дополнений в трудовой договор), в соответствии с которым работник после прохождения стажировки работает в организации в течение обусловленного соглашением срока.

Обратите внимание: при нарушении обязательства отработать обусловленное соглашением время работник в силу ст. 249 ТК РФ возмещает работодателю затраты, связанные с обучением.

Работодатель обязан организовать прохождение работником стажировки, ее оплату и сохранение места работы и среднего заработка за период стажировки. После успешного прохождения стажировки работнику может быть предложена более высокая должность, повышена заработная плата и т. п.

Стажировка для студентов

Во многих образовательных учреждениях на последних курсах (в частности, перед защитой дипломов) студенты должны проходить так называемую преддипломную (производственную) практику, которую также можно отнести к стажировке.

Под производственной практикой понимается практическая часть образовательного процесса в высшем или среднем специальном учебном заведении, происходящая в организациях в режиме реальной рабочей деятельности. Практика призвана закрепить полученные теоретические знания и навыки, необходимые для присвоения квалификации и проведения итоговой аттестации учащегося как специалиста.

Прохождение студентами практики закреплено на законодательном уровне. Так, согласно ст. 13 Закона № 273-ФЗ основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся. Организация проведения данной практики осуществляется образовательными учреждениями на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля.

К сведению: практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Организации, которые взаимодействуют с профильными образовательными учреждениями, в связи с этим получают возможность присмотреть молодые перспективные кадры заранее и обучить молодых специалистов в соответствии с необходимыми именно для своих организаций требованиями и спецификой.

Что касается порядка организации проведения практики образовательными учреждениями, он устанавливается нормативными правовыми документами. Так, Приказом Минобрнауки РФ от 27.11.2015 № 1383 утверждено Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (далее – Положение), которое определяет порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов (курсантов), аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажеров), осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, формы и способы ее проведения, а также виды практики обучающихся.

Приказом Минобрнауки РФ от 18.04.2013 № 291 утверждено Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, которым установлен порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов, курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

Порядок прохождения практики

В отличие от отношений между студентом и учебным заведением, отношения между принимающей студента на практику организацией и самим студентом законодательно не урегулированы. Тем не менее существуют два варианта:

1) заключение с практикантом трудового договора;

2) оформление практиканта без зачисления в штат.

Итак, если в организации есть вакантное место, практикант может быть принят в штат на основании срочного трудового договора. В качестве основания в договоре согласно ст. 59 ТК РФ будет указано выполнение работ, непосредственно связанных с практикой. Если он трудоустраивается впервые, соблюдаются все правила, установленные ст. 68 ТК РФ. На основании трудового договора издается приказ, заводится трудовая книжка и личная карточка работника (по форме Т-2).

Обратите внимание: несовершеннолетние студенты-практиканты (в возрасте до 18 лет) трудоустраиваются только после прохождения предварительного медицинского осмотра. Кроме того, для них устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени в соответствии со ст. 92 ТК РФ.

С момента заключения трудового договора практикант является полноправным работником. Трудовой договор прекращается по окончании практики. О прекращении трудового договора практиканта следует уведомить за три дня.

Если практикант до направления на производственную практику уже работает и его работа соответствует специальности, по которой он обучается, он представляет в учебное заведение документ, подтверждающий, что он проходит практику по месту своей работы.

Если в организации отсутствуют вакантные должности или в договоре между учебным заведением и организацией прописано, что практиканты проходят практику без официального трудо- устройства, трудовой договор не заключается. В этом случае студент не исполняет трудовые обязанности, а занимается выполнением заданий в рамках программы практики.

И в первом, и во втором случае практика студентов осуществляется на основании договора, заключаемого между образовательным учреждением и профильной организацией. Однако практика может проходить и без оформления договора, если организация по собственной инициативе приглашает студентов на временную работу.

Руководство практикой осуществляется, с одной стороны, руководителем практики (куратором) учебного заведения, а с другой – руководителем практики (куратором, наставником) принимающей организации. Практика осуществляется в соответствии с программой, разработанной учебным заведением.

Во всех случаях, и когда практикант оформляется по трудовому договору, и когда он является штатным сотрудником организации, и когда студент проходит практику без трудоустройства, следует издать приказ о прохождении практики, в котором указываются вид и срок прохождения практики, назначить наставника, определить рабочее место.

Обратите внимание: работодатель должен создать все необходимые условия для получения знаний по специальности в соответствии с программой практики, в том числе обеспечить безопасные условия прохождения обучающимися практики, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда, и провести инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также с правилами внутреннего трудового распорядка.

В свою очередь, студенты в период прохождения практики:

выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;

соблюдают правила внутреннего трудового распорядка;

соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности (п. 18 Положения).

При прохождении практики, предусматривающей выполнение работ, при которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), студенты также должны проходить эти осмотры (п. 20 Положения).

К сведению: для студентов в областях медицинского или фармацевтического образования, искусства, физической культуры и спорта установлены свои особенности прохождения практики, которые определяются в соответствии с Законом № 273-ФЗ.

По окончании практики наставник в свободной форме составляет на студента характеристику, в которой приводятся:

сведения о практиканте и принимающей организации;

описание выполненных задач;

личностные и профессиональные качества, проявленные во время прохождения практики;

рекомендуемая оценка за практику.

Приведем примерный образец такой характеристики.

Как видим, формы стажировки могут быть разными. При этом условно можно разделить ее на обязательную, которую проходят лица, работающие во вредных условиях труда, и добровольную, когда работодатель хочет повысить профессиональный уровень своих работников. К добровольной стажировке также можно отнести производственную практику студентов.

Стажер — такой же сотрудник компании, как и все остальные. По закону у него есть права и обязанности, а еще договор, зарплата или стипендия, рабочее место и корпоративная почта.

Мария Алексеева

Александр Вьюшков

По закону у стажера и гендиректора одинаковые права

В законе нет точного определения, кто такой стажер, поэтому каждая компания вкладывает в это слово что-то свое. Стажерами называют людей, которые:

  • проходят практику от техникума или университета. Это студенты, которые во время учебы знакомятся с будущей профессией. Практика может быть после любого курса и перед дипломом;
  • получают образование в форме стажировки. Это ученики, которые обязаны проходить обучение перед работой: машинисты поездов, водители пассажирских автобусов, диспетчеры, адвокаты;
  • приходят в компанию, чтобы разобраться в новой профессии, проявить себя и, возможно, остаться там работать.

Практику от университета можно не оплачивать, а вот за другие стажировки обязательно платить зарплату и отчислять страховые взносы. Студенческая практика никак не оформляется, достаточно договора между университетом и компанией.

В остальных случаях стажер — такой же сотрудник компании, как и все остальные. Это не бесплатная рабочая сила, а сотрудник на тех же условиях, что и остальные:

  • с трудовым договором — бессрочным, срочным или ученическим;
  • с зарплатой не меньше минимальной. В 2019 году это 11 280 рублей;
  • с соблюдением трудового законодательства.

Дальше разберемся, в каких случаях заключают тот или иной договор.

Срочный трудовой договор для стажера

По опыту, чаще со стажерами заключают срочный трудовой договор — это как обычный договор, только с конкретной датой окончания. Обычно стажировка длится от двух недель до двух месяцев, поэтому срочный договор удобнее: закончились сроки, перестал действовать и договор.

Чтобы оформить стажера по срочному договору, нужно:

  • заключить договор. В договоре указать основание, в нашем случае — стажировка с целью получить профессиональные знания и навыки;
  • издать приказ о приеме на работу. Стажер должен расписаться в нем в первые три дня работы;
  • оформить трудовую книжку и личную карточку. Если книжки нет, завести новую.

Когда срочный трудовой договор заканчивается, стажеру дают письменное уведомление об этом и готовят приказ, чтобы договор не стал бессрочным.

К стажировкам, которые длятся больше шести месяцев, закон относится с подозрением: если компанию будут проверять, на это обратят внимание.


Как оформить сотрудника в ИП

Можно использовать ученический договор

Ученический договор со стажером заключают, когда берут на стажировку с дальнейшей работой. В нем прописывают, что компания берется обучать стажера, а тот будет учиться, а затем и работать в этой фирме. Еще указывают сроки такой стажировки и сроки дальнейшей работы. Всё это уже есть в типовом ученическом договоре.

По ученическому договору платят стипендию — не меньше минимальной зарплаты, сумму прописывают в договоре. За такого стажера компания не платит страховые взносы, но с его стипендии нужно перечислять подоходный налог в 13%.

После окончания ученического договора со стажером заключают новый бессрочный договор, назначают зарплату, оформляют трудовую книжку — всё, как положено при приеме на работу.

Зачем нужны стажеры

У нас нет постоянного потока стажеров, но два-три человека в квартал приходят. Они узнают от нас через интернет, от знакомых, по нашим проектам или во время учебы в университете — мы проводим лекции в вузах.

Мы платим стажерам в среднем 15 000—20 000 рублей. К каждому стажеру прикрепляем наставника — опытного сотрудника, который помогает влиться в коллектив, обучает по заранее подготовленному плану, а в конце проводит аттестацию. Без наставника стажер мало чему научится — просто просидит весь срок на одном месте.


Сейчас более 50 крупных российских компаний активно работают с начинающими специалистами: предлагают стажировки, практики, открытые лекции, различные чемпионаты и другие форматы развития карьеры.

Зачем они это делают, какие плюсы и минусы работы со стажерами, где искать и как нанимать начинающих специалистов — обо всем этом расскажет Ольга Зверева, руководитель группы развития стажерских программ Ozon.


Ольга Зверева, руководитель группы развития стажерских программ Ozon

Кто такие стажеры

Как правило, стажировка — это первая ступень развития в компании. Чаще всего на нее приходят студенты университетов: начиная со 2–3 курса они серьезно задумываются о будущей работе и ищут варианты для трудоустройства.

Но стажер — это не всегда студент. Иногда на стажировки попадают люди, которые хотят поменять профессию и готовы начать с чистого листа. Зачастую такие кандидаты менее привлекательны для нанимающих менеджеров, чем студенты и вчерашние выпускники вузов. Но у меня было много интересных примеров: так, одна кандидатка работала заместителем главного бухгалтера, а потом после самостоятельного обучения пришла к нам на позицию стажера-разработчика. Сейчас она успешно работает разработчиком.

У нас нет предубеждений: главный критерий прохождения отбора — соответствие требованиям вакансии, готовность постоянно развиваться. Другое дело, что некоторые кандидаты, пройдя переобучение, считают себя готовыми джунами и не рассматривают варианты со стажировками.

Стажер под руководством ментора решает реальные задачи бизнеса, погружается в новую профессию, адаптируется к корпоративной культуре и впоследствии может перейти на позицию младшего специалиста. В этом и есть цель наших стажировок: для студента — профессиональное развитие на боевых проектах и получение заветного предложения о работе на позиции специалиста, а для бизнеса — закрытие потребности в квалифицированных молодых сотрудниках.

У нас такой перевод происходит в среднем через 4 месяца после начала стажировки. Сама стажировка длится от 3 до 6 месяцев, при этом важно, чтобы начинающий специалист уделял работе от 20 до 40 часов в неделю. Мы предлагаем гибкий график, чтобы можно было параллельно учиться.

Плюсы работы со стажерами

Стажеры приносят свежие идеи

Они приходят без релевантного опыта работы, поэтому не понимают, как делать правильно и неправильно, что возможно, а что нет. У начинающих специалистов незашоренный взгляд: они способны посмотреть на процессы со стороны и найти оригинальные решения, которые не приходили в голову опытным сотрудникам.

Стажеры более обучаемые и гибкие

Кандидат с рынка труда уже обладает неким опытом, восприятием мира, бизнеса и процессов. Хорошо, если его подход синхронизируется с вашим, но если нет, могут возникнуть проблемы.

Со стажерами проще: они сфокусированы на том, чтобы впитывать новые знания, так как приходят прямо из среды обучения и продолжают использовать этот же подход в работе.

Стажеры освобождают время опытных специалистов

Перед командой стоят задачи, часть из которых простые и, возможно, даже рутинные. Но их решают специалисты уровня мидл или сениор, потому что больше некому.

Эти базовые задачи можно поручить стажеру: он будет на них расти и одновременно приносить пользу компании. А опытные специалисты освободят время для решения более сложных вопросов.

Стажировки влияют на бренд работодателя

У стажировок есть имиджевая составляющая: компании, которые активно вкладываются в начинающих сотрудников, более позитивно воспринимаются на рынке труда.

Можно привлекать таланты до того, как они выйдут на рынок

Программы стажировок позволяют вовлекать в воронку подбора наиболее перспективных специалистов на ранних стадиях их профессионального развития.

Одно дело, когда вы берете перспективного студента, обучаете под себя и получаете готового и лояльного сотрудника. Совсем другое дело, когда этот же талант оканчивает университет, работает в другой компании, обрастает навыками и опытом, а потом приходит на рынок труда, где вы его и находите. Вы тратите немало средств на привлечение, но это не гарантирует выход к вам в команду: множество других работодателей готовы перебить ваш оффер.

Стажировки — это мощное оружие в борьбе за таланты на высококонкурентном рынке труда.

Сотрудники, которые попали на работу через стажировку, более лояльны к работодателю

В зависимости от направления от 65% до 85% наших стажеров остаются в компании. Они получают оффер и становятся младшими специалистами, далее двигаются по карьерной лестнице и достигают руководящих позиций. Многие тимлиды прошли именно этот путь и теперь сами набирают стажеров.

Минусы работы со стажерами

Временные и финансовые затраты

Наиболее эффективна именно системная работа с начинающими специалистами, которая требует вложений. Самые серьезные затраты на начальном этапе, когда нужно организовать стажировку, подготовить учебные программы, обучить наставников правильно взаимодействовать с подопечными.

Приходится работать со стереотипами и барьерами коллег

При внедрении программы стажировки вы можете столкнуться с сопротивлением со стороны руководства и потенциальных наставников. Типичные возражения обычно такие:

Есть риск испортить репутацию

Студенты активно общаются друг с другом и обсуждают то, что их волнует. Если начинающий специалист получит негативное впечатление от работы в компании, то студенческое сарафанное радио разнесет эту информацию по рынку.

Прежде чем звать стажеров, убедитесь, что в компании все готово к их появлению.

Где мы ищем стажеров

Мы ориентируемся на выпускников и студентов топовых университетов — в основном учащихся третьего и четвертого курсов. Наиболее релевантные источники кандидатов для нас — это вузы, социальные сети, хедхантер и наш карьерный сайт.

Чтобы найти кандидов в вузах, мы используем все доступные инструменты, например:

  • посещаем ярмарки вакансий;
  • организуем собственные ивенты, где рассказываем о профессиях в e-commerce;
  • взаимодействуем с карьерными центрами и сообществами внутри вузов;
  • договариваемся, чтобы нам отправляли сборники резюме выпускников;
  • участвуем в студенческих форумах.

Мы рекламируем стажировки в соцсетях, а также размещаем вакансии на хедхантере и карьерном сайте.

Для работодателей, которые занимаются массовым наймом, набор источников может быть другим, например центры занятости, ссузы, колледжи. Здесь нет универсального решения — каждая компания выстраивает воронку подбора и выбирает каналы привлечения в зависимости от своих задач, специфики бизнеса и портрета кандидата.

Как мы нанимаем стажеров

Тех, кто прошел первый этап отбора, приглашаем на интервью с нанимающим менеджером. Встреча может проходить в офисе или онлайн — в зависимости от того, где находится команда, в которую должен прийти стажер. Чтобы оценить кандидата, мы можем дать тестовое задание или кейс.

С людьми, которые прошли отбор, мы заключаем срочный трудовой договор. Начинающий специалист работает, решает реальные задачи и получает зарплату — стажировка оплачивается. Кроме зарплаты, Ozon предоставляет стажерам большой набор плюшек и бонусов — в нем нет ДМС, а в остальном он такой же, как и у других сотрудников. Все условия подробно расписываем в вакансиях:

Как мы учим стажеров

За каждым стажером закрепляется ментор — специалист уровня мидл или сениор, проработавший в компании не менее полугода. Ментором должен быть человек, который хорошо разбирается в своей работе, может декомпозировать задачи и готов делиться опытом с коллегами.

Вот почему ментор мотивирован работать со стажерами:

  • он передает часть задач подопечному и освобождает свое время;
  • помогает команде стать сильнее, потому что выращивает для нее сотрудников;
  • получает управленческий опыт: учится распределять и ставить задачи, контролировать их выполнение, давать обратную связь.

Менторство — первый шаг к позиции тимлида.

Процесс обучения зависит от конкретной команды и ее руководителя — универсального алгоритма нет. Но у нас есть список рекомендаций для наставников:

  1. Задачи ставить в письменном виде, особенно если их много.
  2. Каждую неделю проводить one-to-one встречи со стажером, на которых давать обратную связь.
  3. Контролировать ход выполнения задач, запрашивать фидбек у подопечного.
  4. Максимально приближать стажера к рабочим процессам внутри компании и команды. Не нужно создавать стерильную среду обучения: по завершении стажировки он выйдет из нее, увидит реальные процессы и очень удивится.
  5. Постепенно увеличивать сложность, чтобы на выходе из стажировки получался уверенный младший специалист.

Что происходит в конце стажировки

За несколько недель до завершения стажировки мы запрашиваем обратную связь у каждого участника процесса — ментора, руководителя команды и стажера. Узнаем, как все прошло, были ли трудности, что понравилось и не понравилось. Спрашиваем у руководителя, хочет ли он видеть стажера в своей команде на постоянной основе. Выясняем, готов ли сам стажер остаться работать.

При условии, что все стороны настроены на продолжение сотрудничества, мы запускаем процесс перевода. Если же стажер не намерен работать в этой команде или направлении, то выясняем, с чем это связано, и предлагаем ему другие открытые вакансии.

Если мы не готовы оставить стажера, то прощаемся с ним и даем подробный фидбек: объясняем, чего не хватило и как сделать так, чтобы в будущем попасть к нам на работу или стать востребованным на рынке труда.

3 типичные ошибки при работе со стажерами

Забыть сформулировать цель

Может быть, для вас это просто способ улучшить имидж на рынке, а на самом деле никто и не планирует переводить стажеров на постоянную работу. Если же стажировки действительно должны закрывать часть потребностей найма и снабжать компанию перспективными специалистами, то нужен другой подход — более вдумчивый и стратегический.

Забыть выделить ресурсы

Бывает, что компания продумала все — кроме того, где брать ресурсы на реализацию проекта. В результате вся работа падает на одного несчастного HR-менеджера, который уже и сам жалеет, что ввязался в эту историю.

Не уметь отбирать стажеров

Стажеров нельзя подбирать по тем же принципам, которые используются для оценки готовых специалистов. Вопросы, структура интервью, чек-листы, тестовое задание — все это необходимо адаптировать с учетом специфики. А специфика такова: перед вами человек без практического опыта работы. Вполне возможно, что кандидат даже никогда в жизни не проходил интервью и не составлял резюме, но это не значит, что он подходит для ваших задач.


Стажировка на рабочем месте - ТК РФ продолжительность ее закрепляет в своих нормах. Стажировка – важный момент при приеме на работу, особенно если она связана со специфическими условиями труда и повышенными профессиональными рисками. В статье рассмотрены вопросы необходимости, продолжительности и оформления стажировки работника.

Зачем и когда нужна стажировка

Из содержания ст. 225, 212 ТК РФ ясно, что стажировка на рабочем месте нужна, чтобы под руководством опытного наставника дать работнику необходимые практические знания и навыки для дальнейшей самостоятельной работы. В особенности для работы с соблюдением норм охраны и безопасности труда.

Стажировку не следует путать:

  • с ученичеством;
  • с испытательным сроком;
  • с прохождением студенческой практики.

Приказ о стажировке всегда следует после приказа о приеме на работу, и время стажировки засчитывается в трудовой стаж. Рабочее время стажера отражается в табелях и рабочих графиках подразделения и оплачивается в обязательном порядке в размере, установленном трудовым договором.

Стажировка – форма выполнения законодательных требований по охране труда и технике безопасности. Поэтому чем сложнее условия труда, чем выше ответственность за его результат – тем больше необходимость в прохождении стажировки.

Стажировка обязательна в профессиях, связанных:

  • с обслуживанием людей с применением транспортных средств;
  • с применением сложной техники и сложных производственных процессов, когда есть повышенный риск как для работника, так и для окружающих;
  • с работой с опасными предметами и веществами;
  • с обслуживанием людей в дополнительно регулируемых сферах: общественном питании, образовании, медицине и т. д.

Как правильно оформить стажировку

Чтобы стажировка работника была оформлена правильно, в организации должен быть комплект внутренних документов:

Описывает и утверждает общий порядок назначения, прохождения и проверки результатов стажировки, а также определяет, сколько дней длится стажировка на рабочем месте.

Детализирует необходимые мероприятия, порядок и сроки их выполнения и ответственных лиц применительно к работнику.

Издается для конкретного работника, направляемого на стажировку.

Издается по положительным результатам стажировки, после проверки знаний и навыков, полученных в ходе стажировки.

Положение о стажировке

В нем в том числе должны предусматриваться:

  • общие положения (вводная часть);
  • требования к профессиональным знаниям и мастерству работников;
  • цели и порядок проведения стажировки;
  • порядок допуска к работе после прохождения стажировки;
  • особенности стажировки отдельных категорий работников (если необходимо);
  • цели и порядок проведения контрольных мероприятий;
  • ответственные лица и критерии их ответственности;
  • проверка и оформление результатов стажировки;
  • требования к оборудованию для проведения стажировки (если необходимо).

Пример:

Для правильного оформления своих решений руководство кафе разрабатывает и утверждает Положение о прохождении стажировки работниками удаленной точки. В него включены:

  1. Обязанность новых поваров пройти стажировку в два этапа:
  • в основном кафе, под руководством инструктора;
  • на точке, под руководством старшего смены.
  1. Цели стажировки работников в кафе:
  • шеф-повар должен убедиться в профессиональном уровне новых работников;
  • их знакомят с технико-технологическими картами блюд, принятыми в кафе;
  • им разъясняют особенности работы на применяемом в кафе оборудовании;
  • они должны овладеть фирменными технологиями приготовления блюд, навыками работы с оборудованием, ознакомиться с правилами охраны и безопасности труда, включая специальные нормативы для предприятий общепита.
  1. Цели стажировки на точке.

Старший смены должен убедиться в том, что новые работники:

  • справляются с режимом и темпом работы;
  • соблюдают технологию приготовления блюд и правила работы с оборудованием;
  • стремятся к высокому качеству работы, вежливому и приветливому отношению к покупателям.

Старший смены должен обучить работников:

  • правильной упаковке готовых блюд на вынос;
  • общению с покупателями по приему и выдаче заказов;
  • правилам приема, хранения, инвентаризации продуктового запаса, порядку и правилам формирования заказа в основное кафе на доставку необходимых продуктов и упаковки.
  1. Допуск к самостоятельной работе разрешается после рекомендации старшего смены на точке и проверки шеф-поваром результатов стажировки.
  2. Ответственным за допуск новых работников к самостоятельной работе является шеф-повар. В последний день стажировки, по согласованию со старшим смены, шеф-повар приезжает на точку и проверяет выполнение всех задач, перечисленных в настоящем Положении.
  3. Результаты стажировки оформляются внутренним актом проверки, который составляется ответственным лицом (шеф-поваром). Положительные результаты являются основанием для приказа о допуске к самостоятельной работе.
  4. Продолжительность стажировки составляет:
  • 5 рабочих смен – в головном кафе;
  • 5 рабочих смен – на удаленной точке.
  1. Оплата смен стажеров производится в размере:
  • 50% от ставки за смену при стажировке в кафе;
  • 70% от ставки за смену – на точке.
  1. Пункты о том, какая установлена продолжительность стажировки на рабочем месте, а также порядок ее оплаты включаются в трудовой договор.

Теперь перейдем к рассмотрению вопроса, сколько длится стажировка на рабочем месте.

Какая установлена продолжительность стажировки – сколько дней она длится?

Так, для работников рабочих профессий и МОП, имеющих соответствующую профквалификацию, сроки стажировки определяются программами стажировки длительностью от трех до 19 рабочих смен, для работников рабочих профессий без опыта - длительностью от одного до шести месяцев. Для руководителей и специалистов сроки стажировки определяются решением работодателя от двух недель до одного месяца в соответствии с имеющимися у них образованием, подготовкой и опытом работы.

То есть здесь та же зависимость, что и при определении обязательности стажировки: чем более сложной, квалифицированной и ответственной будет самостоятельная работа – тем больше срок стажировки (хороший пример – интернатура медиков, не менее 1 года).

Для работ с особыми условиями труда продолжительность стажировки (и экзамен после ее завершения) могут регламентироваться внешними законодательными нормами и отраслевыми положениями. Например, продолжительность и порядок стажировки водителей пассажирского автотранспорта регулируются Положением РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 Минавтотранса РСФСР от 1986 г.

В остальных случаях продолжительность стажировки определяет работодатель.

Срок стажировки на рабочем месте ТК РФ установлен только для срочных договоров – не больше 2 недель (ст. 59 ТК РФ).

Приказ о стажировке на рабочем месте. Образец

Пример (продолжение)

Руководство кафе нашло нового повара и теперь принимает его на работу с назначением стажировки.

Образец приказа о стажировке, составленный в соответствии с утвержденным Положением, смотрите здесь.

Продолжительность стажировки на рабочем месте по ТК РФ

Программа стажировки на рабочем месте. Образец

Программа может быть оформлена как отдельный документ, может быть приложением к приказу. Должна содержать детализацию и даты мероприятий, перечисленных в Положении о стажировке, применительно к конкретному работнику.

Образец по примеру смотрите в приложении 1 к Приказу о стажировке.

Обратите внимание! Прохождение стажировки, в том числе в целях обеспечения охраны и безопасности труда, не отменяет обязательный вводный инструктаж по ОТБ в первый рабочий день.

Если у вас есть доступ к К+, смотрите как подвести итоги обучения безопасности труда в форме стажировки. Если доступа нет, получите бесплатный пробный доступ и переходите к рекомендациям от экспертов К+.

Итоги

Стажировка – возможность (или необходимость):

  • для работника – получить нужные знания и навыки для самостоятельной работы;
  • для работодателя – убедиться в том, что работник способен работать на своем месте с выполнением требований всех внешних и внутренних нормативов.

Обязательность и продолжительность стажировки определяются спецификой конкретной работы.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: